Опора дыхания при пении. Спирометрия

Обновлено: 16.05.2024

Привет мой друг и будущий певец! Меня зовут Юлия Juce и я тебя научу петь красиво и правильно! Из этой статьи ты узнаешь как правильно и ровно дышать при пении, что такое вокальная опора и как ее ставить легко и быстро;)

Дыхание

Дыхание. дыхание это не только процесс переноса кислорода из атмосферного воздуха к нашим клеткам и углекислого газа от клеток в окружающую среду, но также это основной инструмент любого вокалиста. Проще говоря, умеем правильно дышать - умеем красиво и правильно петь!

Дыхание можно разделить на 3 основных типа:

  1. Ключичное - вдох происходит за счет поднятия ключиц, а выдох за счет их опускания. При таком дыхании, напрягаются мышцы шеи, которые у вокалиста должны быть расслаблены. При напряжении шейных мышц, вы не только не сможете чисто и легко петь, но и рискуете надорвать голосовые связки. Так же при этом задействована лишь верхняя часть легких, имеющая весьма небольшой объем и достаточного кол-ва дыхания вы взять не сможете.
  2. Грудное - вдох осуществляется за счет поднятия верхней части грудной клетки и небольшого движения ребер в стороны, наша диафрагма поднимается, (а диафрагма - это большая мышца, которая служит перегородкой между легкими и желудком), а живот втягивается в себя. При таком положении петь крайне неудобно и некомфортно, ведь вся наша верхняя часть, шея, плечи и руки находятся в зажатом и напряженном состоянии. Управлять дыханием в таком положении просто невозможно. (При каждом вдохе и выдохе происходит подъем и опускание верхней ее части, часто влекущее за собой соответствующий подъем и опускание плеч.)
  3. Нижнереберное или реберно-диафрагмальное дыхание - вдох происходит за счет расширения ребер и опускания диафрагмы, принимающей более плоскую форму. Грудная клетка и плечи остаются в неподвижном состоянии! Взятие вдоха происходит незаметно, за исключением небольшого движения нижних ребер, и живота вперед - назад. Именно этим видом дыхания мы с вами будем пользоваться (вы и должны пользоваться.)

Очень важный момент, на который начинающим исполнителям стоит обращать особое внимание: при вдохе , у вас не должны подниматься плечи и грудная клетка , вся ваша верхняя часть должна быть неподвижна. Чтобы вы сами могли это проконтролировать, можете одну руку положить на грудь, а другую на плече.

Очень важно заниматься перед зеркалом, чтобы вы могли видеть себя со стороны и видеть как работает ваш вокальный аппарат.

Дышим легко и без напряжений

И так, мы разобрались какой вид дыхания нам подходит, теперь давайте подробно разберем как правильно им пользоваться .

Пока вы не научились на автомате правильно брать нужный объем вдоха нужно следовать несложным правилам :

  1. Вдох перед началом исполнения вашей будущей композиции, вы должны взять за 3-5 секунд , чтобы взять достаточное количество воздуха не боясь, что вам его не хватит.
  2. Вдох разделяем на 2 половины - первую половину воздуха берем носом, вторую добираем ртом. Каждую половину берем под счет 1, 2, 3, можете считать про себя, сначала носом, теперь ртом. Такой вдох позволяет прочувствовать правильную наполненность воздухом .

Придерживаться данных правил нужно перед началом песни . Вдох во время исполнения песни, между фразами должен быть незаметным , быстрым и точным . Брать его нужно преимущественно ртом. Нос зажимать не нужно , но и специально брать вдох через него не рекомендуется, так как это медленно и вы не успеете взять достаточное количество воздуха.

Такая последовательность позволяет взять достаточное количество воздуха, чтобы его ровно хватило на начало и на конец фразы. Со временем все будет получаться на автомате.

Работа дыхательных мышц

Когда вы добираете вдох ртом , ваши ребра должны раздвинуться и оставаться в таком положении до окончания первой фразы вашей песни.

В момент выдоха , старайтесь максимально дольше держать ребра в широком положении и не давать им опуститься . Если вы быстро и резко опустите ребра, то выдоха надолго вам не хватит.

Во время исполнения песни, будете задыхаться и выдавливать из себя оставшийся звук, или будете перехватывать дыхание посреди фразы или, что еще хуже, посреди слова! Делать это категорически нельзя!

Опора

И так, мы разобрали как правильно брать вдох перед песней и во время исполнения, но как же его удержать и равномерно распределить ?

Для этого у нас есть помощница - ОПОРА ! Опора дыхания - это ощущение напряжения внизу живота, за счет мышц нижнего пресса.

Чтобы ее найти, возьмитесь за край стола и попробуйте его приподнять, мышцы внизу живота начнут напрягаться, это и есть ваша опора.

Опора дыхания при пении. Спирометрия

Расширение грудной клетки в передне-заднем направлении имеет при опоре также очень большое значение. Осуществляется оно благодаря двухстороннему сокращению следующих мышц: большой грудной мышцы (m. pectoralis major), малой грудной мышцы (m. pectoralis minor), а также наружных межреберных мышц (mm. intercostales externi).
Определённое соответствие в напряжении вдыхательных и выдыхательных мышц является необходимым условием нормального функционирования голосового аппарата.

Напряжение мышц-вдыхателей при одновременном сокращении мышц-выдыхателей имеет значение главным образом в начальной фазе опоры и продолжается около 8 секнуд. От функции этих мышц зависит давление воздуха на сомкнутые голосовые связки во время эмиссии голоса. Степень сгущения и упругость воздуха при этом являются решающими моментами, в то время как количество воздуха имеет второстепенное значение.

Опоре, как каждой двигательной функции человека, присущи индивидуальные признаки. Выдыхаемый воздух не вызывает колебаний голосовых связок. Он, с одной стороны, является средой, в которой могут колебаться голосовые связки, а с другой — раздражителем для периферического рецептора, находящегося в подсвязочном пространстве.

Импульсы, идущие из этой области, поступают в находящиеся в головном мозгу центры, которые координируют и регулируют функцию голосового аппарата. Если от периферических рецепторов к центрам головного мозга приходит слишком большое количество импульсов, то возникает обратная связь (feed back) контролирующей системы, которая представляет собой естественное и выгодное для огранизма проявление регуляции. Однако, если в течение длительного времени на рецепрторы воздействуют раздражители, по силе и частоте превышающие границу физиологической выносливости, то импульсы, поступающие в нервные центры, перестают подчиняться регулирующему и объединяющему влиянию центральной нервной системы; возникают тогда расстройства функции голосового аппарата и парадоксальные реакции.

спирометрия

Спирометрия

Существует целый ряд объективных методов, которые могут оказать помощь при оценке нарушений дыхательной функции во время разговорной речи и пения. Эти методы во многих случаях могут помочь ранней диагностике заболеваний дыхательных путей и предотвратить их дальнейшее развитие.

Для исследования дыхания существуют следующие методы: 1) спирометрия (измерение количества воздуха, проходящего через легкие во время вдоха и выдоха, 2) рентгеноскопическое контролирование движения диафрагмы, 3) хронаксометрия (исследование электромоторной возбудимости дыхательных мышц и в особенности диафрагмы), 4) пневмография (графическая запись дыхательных движений) и 5) рентгенокинематография.

Благодаря исследованию дыхательного аппарата, можно получить представление об его состоянии и своевременно обнаружить возникшие в нем патологические процессы.
Спирометрия относится к объективным научным методам исследования функции дыхания. Сущеетвует целый ряд методов объективного исследования дыхательной функции. До настоящего времени дыхание считают основой всех вопросов, связанных с вокалистикои, хотя во многих случаях такое предствление является неправильным.

Спирометры — ото аппараты, с помощью которых можно определить количество воздуха, проходящего в единицу времени через легкие во время вдоха и выдоха. Чаще всего они построены по принципу газометров. Количество воздуха, проходящего через дыхательные пути в единицу времени, зависит от типа дыхания, который может быть 1) диафрагмально-реберным, 2) диафрагмально-брюишым, 3) смешанным. Новейшие исследования выяснили, что функция голосового аппарата не зависит от величины жизненной ёмкости легких, в связи с этим в последнее время почти перестали пользоваться спирометрическим методом при фониатрическом исследовании.
Метод непосредственного наблюдения дыхательных движений с помощью рентгеноскопии мы считаем более авторитетным при оценке дыхательной функции во время пения.

Патология (нарушения) голоса. Причины нарушения функции голосового аппарата

Причины нарушений двигательной функции голосового аппарата могут быть следующие: 1) чрезмерное напряжение мышц (hyperkinesis), 2) вялость мышц (hypokinesis), а также 3) отсутствие согласованности в деятельности дыхательных, фонационных и артикуляционных мышц (dyskinesis).

В различных фазах одного и того же заболевания периоды чрезмерного напряжения мышц голосового аппарата могут чередоваться с периодами их неожиданной вялости или же отсутствием координации функций отдельных мышечных груп.

Нарушения функции голосового аппарата могут возникать как в связи с повреждением периферических рецепторов (рассмотренных в общей части), так и вследствие нарушения связи между рецепторами, посылающими сигналы к высшим нервным центрам, и эффекторами, т.е. мышцами голосового аппарата. Между чувствительными путями (от рецептора до центров головного мозга) и двигательными путями (от центров головного мозга до мышц) существуют связи. По этим связям проходят сигналы чрезвычайно важные для функции голосового аппарата.
Вместо термина „сигналы" в последнее время начали пользоваться определением „информация".

Расстройства координации в деятельности мышц голосового аппарата могут быть следствием нарушения функции различных участков нервной системы, вероятно, также и мозжечка, хотя влияние последнего на фунцию мышц голосового аппарата до настоящего времени полностью не изучено.

Для нормальной функции голосового аппарата большое значение имеет проприоцептивная чувствительность, т.е. чувствительность, связанная в расположением нервных окончаний в самих мышцах. У певцов, например, очень развито чувство определения состояния мышц во время дыхательной, фонационной и артикуляционной функций, что является часто совершенно непонятным для обследующего их врача.

Таким образом функционирующий голосовой аппарат представляет собой очень сложный механизм. Каждое несоответствующее раздражение, идущее с периферии к центрам находящимся в головном мозгу, тотчас же автоматически нивелируется благодаря явлению отрицательной обратной связи (feed back). Вследствие такой регуляции восстанавливается состояние равновесия. Этот принцип представляет собой характерную черту регуляции функции каждого органа. Если же воздействие периферических раздражителей является слишком сильным или же слабым и хаотичным, то координирующие и объединяющие центры оказываются неспособными к исполнению в таких условиях функции регулирования и гармоничность в деятельности органа нарушается.

причины нарушения голоса

Причиной патологических состояний голосового аппарата могут быть следующие моменты: 1) патологоанатомические изменения; 2) чрезмерное напряжение голоса, непропорциональное по отношению к анатомическому строению голосового аппарата и несоответствующее его нормальной функции; 3) неправильная техника эмиссии голоса; 4) нарушения слуха.
1. В связи с малым объемом настоящего руководства мы не можем подробно остановиться на патологоанатомических изменениях голосового аппарата. Данные, касающиеся этого вопроса, читатель может найти в учебниках отоларингологии и нервных болезней.
2. Если нервная система обременяется слишком большой нагрузкой, наступает её переугомленис. Отрицательная обратная связь перестает быть регулирующим моментом.

Если голосовой аппарат по своей природе является нежным, не способным к перенапряжению, то слишком большая нагрузка вызывает нарушение координации отдельных его функций. В таких условиях могут возникать невротические состояния.

В начальных стадиях недостаточности голосового аппарата отмечается усиление мышечного напряжения, что является выражением стремления к компенсации возникшего нарушения функции. Если же патологический процесс не ликвидируется, то мышечное напряжение становиться все более и более интенсивным, что в конечном итоге может привести к стойким изменениям .

При патологических изменениях голоса мало уделяют внимания состояниям усиленного мышечного тонуса и не придают им должного значения. Как в медицине, так и в вокалистике до сих пор не разработаны объективные методы диагностики этих состояний. Начальные стадии недостаточности голосового аппарата обычно остаются незамеченными благодаря компенсации, проявляющейся в усиленном мышечном напряжении. Наблюдающееся иногда при этом незначительное нарушение функции обычно рассматривают, как результат простуды или же легкого инфекционного заболевания.

Врачи придают наибольшее значение местным изменениям голосовых связок: покраснению и отёку, хотя часто являются они симптомами вторичного порядка. Полный покой и отдых для голоса бывают в большинстве случаев вполне достаточными для выздоровления. Если же, однако, голосовой аппарат в этом периоде продолжает работать с усиленной нагрузкой, то в конечном итоге может наступить его стойкое повреждение, при котором невозможно излечение, а следовательно и восстановление трудоспособности.

3. Голосовые расстройства могут возникнуть как следствие неправильной техники использования голосового аппарата. Такого рода голосовые расстройства встречаются очень часто, причина их заключается в отсутствии каких-либо определенных принципов обработки голоса, так как в каждом отдельном случае процесс постановки голоса зависит от индивидуальных особенностей голосового аппарата. Насильственное расширение диапазона голоса вверх и вниз, особенно голосов с малой тесситурой, как правило приводит к повреждению голосового аппарата, выражающемуся в чрезмерном напряжении мышц и отсутствии функциональной координации отдельных его элементов.

Нарушения функции голосового аппарата могут быть результатом: а) применения неправильного типа дыхания (например, ключично-верхнерёберного) и неправильной техники опоры, б) неумелого использования резонаторов и преувеличенного „закрытия" и в) расстройства функции голосовых связок. При нарушениях функции голосового аппарата не во всех случаях можно обнаружить местные изменения в голосовых связках. Если же, однако, функциональные расстройства сопровождаются покраснением и отёком голосовых связок, усиленным выделением слизи, образованием на голосовых связках узелков и эпителиальных утолщений слизистой оболочки, то в этих случаях местное лечение может дать лишь временное улучшение состояния, т.к. оно является в сущности лечением симптоматическим, а не этиологическим.

4. Нарушения слуха играют чрезвычайно важную роль в патологии голоса. При разборе их необходимо принимать во внимание следующие моменты: высоту звука, силу звука, а также время, необходимое, чтобы акустическое раздражение начало действовать, т.е. время, в течение которого возникшее раздражение будет зашифровано и передано центрам головного мозга.

Нарушение остроты слуха по отношению к высоким или низким тонам, а также глухота, которая проявляется лишь в определенных участках акустического спектра — все это может отрицательным образом повлиять на функцию голосового аппарата вплоть до её полного прекращения.

Лица, имеющие профессии, связанные с постоянным напряжением голосового аппарата, часто после перенесения инфекционного заболевания (гриппа, ангины) обращаются к врачу с жалобами на голосовые расстройства. При ларингоскопическом обследовании в таких случаях обычно не удаётся обнаружить никаких отклонений от нормы, функциональное исследование голосового аппарата также не даёт никаких данных, которые могли бы служить основанием для жалоб больного. Зато при исследовании слуха во многих случаях удастся обнаружить его нарушение, оказывающее отрицательное влияние на функцию голосогово аппарата.

Опора голоса — парадоксальное дыхание певца.

Возможно, вы посетили кучу сайтов, чтобы выяснить, что такое «опора голоса» или «опора дыхания», но наткнулись лишь на неясные термины. Не удивлюсь, если вы совершенно запутались, так и не разобравшись, зачем же нам петь на опоре. «Опора дыхания», так же известная как «парадоксальное дыхание», до сих пор вызывает массу споров и порождает заблуждения у начинающих певцов. А, действительно, зачем нам опора голоса?

Опора голоса и ее значение в пении

Случалось ли такое: когда вы слушали любимый трек и хотели подпеть певцу в порыве чувств, казалось, что вы легко возьмете верхнюю ноту вместе с ним? Но вместо этого у вас выходил сиплый или слабый звук, а горло перехватывало спазмом?

Многие после такого начинают думать, что у них нет ни слуха, ни силы голоса. И это ошибка! Я глубоко убеждена, что петь могут все. Просто нужно знать механизмы, как контролировать голос, чтобы им управлять. Одним из таких важных механизмов является опора дыхания.

Певцы-профессионалы утверждают, что петь надо, опирая звук в центр диафрагмы (как это, интересно, сделать?), другие, что нужно чувствовать непрерывный столб дыхания и контролировать давление под связками (еще нелегче!), третьи — что нужно звучать, как полая труба всем своим телом… А Федор Шаляпин, вообще, заявлял, что поет пятками, чувствуя, как в них резонирует звук, и это была его опора.

Но все вокалисты сходятся в одном:

благодаря пению на опоре мы можем легко брать высокие ноты и долго их держать, не испытывая при этом дискомфорта в горле и на связках.

опора дыхания и постановка голоса

Все чаще люди решают заняться вокалом не только, чтобы научиться красиво петь и потом выступать на сцене. Но и ради того, чтобы просто «поставить голос». Это могут быть дикторы, актеры, учителя, юристы — люди, которые активно используют голос в профессии.

В этой статье мы обсудим, что такое опора дыхания, но не опора звука в целом. Между этими понятиями есть различие. Опора звука относится к общей постановке голоса.

Термин «постановка голоса» означает развитие вокальных данных ученика в комплексе, с совершенно разных сторон, под чутким присмотром педагога вокала.

Общая постановка у певцов включает работу с дыханием, гортанью, голосовыми связками, резонансом звука. Многие этапы певческой постановки голоса я описываю в статьях блога OVOCALE в разделе «Основы пения».

Часто «постановку голоса» приравнивают к пению на опоре, к поставленному «на опору» голосу. Но вы должны понимать, что «опора дыхания» еще не включает в себя всю постановку голоса, это только один из ее этапов, пусть и самый важный.

Постановка голоса - длительный процесс:

Певческий голос ставится несколько лет. А постановка дыхания происходит за пару месяцев при каждодневных тренировках ученика.

ОПОРА дыхания и работа ДИАФРАГМЫ

Опора дыхания управляет выдохом при пении с помощью диафрагмы и брюшных мышц. Она зависит от слаженной работы вокального пресса, который включает:

  • переднюю брюшную стенку
  • косые мышцы живота

Подключаются при вдохе и мышцы спины, так как диафрагма крепится к верхнему поясничному отделу. Но тип дыхания спиной при пении удается почувствовать не всем, он достоин отдельной статьи. Для начала вам нужно научиться диафрагмальному дыханию , о котором я писала ранее, его также называют дыхание «животом» .

Картинка выше напомнит, как в изменяется положение диафрагмы: при вдохе она опускается, при выдохе поднимается куполом. Когда вы освоили этот тип вдоха и постоянно дышите животом в жизни, можно начинать тренировать диафрагму и ставить голос на «опору».

Два типа опоры дыхания в вокале

Есть два способа пения на опоре. Оба они зависят от того, каким образом работают ваши мышцы вокального пресса:

  1. Легато . Опора дыхания работает на удержание выдоха. Диафрагма не сдувается, легкие выпускают воздух плавно, экономично его расходуют . Голос словно льется одним потоком. Дыхания хватает на длинные фразы. Такой тип опоры используется, когда вы поете долгий протяжный звук. Она позволяет держать ноту так, чтобы та не дребезжала и не прерывалась.
  2. Стаккато . Второй способ, которым мышцы влияют на выдох, связан с выталкиванием дыхания. Вместе с дыханием, вокальный пресс толкает звук. Голос становится отрывистым , но громким. Потому что голосовые связки плотно смыкаются от удара воздушного потока. Прием пения на стаккато тренирует подачу звука вперед. Используется на верхних нотах, чтобы сделать голос полётным, активным.

Первым способом мы пользуемся, когда поем на удобных нотах, когда распеваем, растягиваем звук, удерживаем выдох. Любые мелодичные распевки или песни с протяжными нотами подойдут в качестве тренировки такой опоры дыхания.

Во втором случае упражнения на стаккато «учат» диафрагму быть подвижной и толкать звук, чтобы спеть или сказать фразу громко, выдать сильные мощные ноты .

Полезно комбинировать распевки на два разных типа работы диафрагмы. В обоих этих случаях присутствует принцип удержания дыхания, без которого невозможно почувствовать опору. Многие ученики с легкостью осваивают диафрагмальное дыхание, делают правильный вдох «животом», но никак не могут научиться удерживать воздух, аккуратно расходовать его на длинных фразах. Важно уметь не выпускать весь воздух сразу . Без этого голос звучит слабо, теряет опору.

Пение на опоре и управление дыханием

В этой статье вы найдёте объяснение тому, что такое опора и как она помогает вокалисту при пении. Упражнения улучшат ваши вокальные данные и расширят диапазон голоса, поэтому при регулярном их выполнении вы сможете брать высокие ноты без усилий. Нужно только прочитать статью!

На первом индивидуальном занятии по вокалу вы наверняка услышите от своего педагога слово «опора». И не факт, что вам смогут доступно объяснить, что это такое и как петь на опоре.

Опора – это удерживающий диафрагму верхний пресс. Для того, чтобы понять, где в теле она находится, надо приложить два пальца над пупком. При таком пении не нужно зажиматься и выдавливать из себя звук, у вас и так получится взять те ноты, на которые у вас прежде не хватило бы сил. Но, чтобы начать петь правильно и заняться постановкой красивого голоса, необходимо сначала понять, как почувствовать опору.

Как научиться петь на опоре

Преимущества пения на опоре

Учителя вокала настойчиво рекомендуют петь на опоре. И это неспроста. У такого пения есть множество преимуществ:

  1. На опоре пение исполнителя более громкое и яркое. Оно характеризуется особой выразительностью.
  2. Ему намного легче перейти на высокие ноты и не взлететь на писк.
  3. Вокал получается более мощным, но исполнитель не чувствует напряжения.
  4. Атака звука станет более активной.
  5. Держать звук становиться легче. При этом у исполнителя не дрожит и не срывается голос, и можно долго и ровно тянуть ноту.
  6. Сводится на нет риск сорвать голосовые связки, потому что напряжение действует не на них, а на диафрагму. Благодаря этому голос остаётся сильным почти всю жизнь.
  7. Опора существенно облегчает процесс пения. Вокалист не чувствует дискомфорта, когда увеличивает громкость.

Физиология процесса

Выдох при пении управляется опорой дыхания с помощью диафрагмы и брюшных мышц. На этот процесс влияет слаженность работы брюшного пресса, включающего в себя диафрагму, мышцы ребер и живота, а также переднюю брюшную стенку.

Из-за того, что диафрагма прикреплена к верхнему отделу поясницы, при вдохе задействуются и спинные мышцы. Когда воздух втягивается, диафрагма опускается, а когда выпускается, она поднимается.

Пение на опоре снимает напряжение со связок и расслабляет гортань. Это способствует долгому сохранению голоса и уменьшает нагрузку на организм. И для пения не требуется большой поток воздуха, только давление, создаваемое в животе, а не в связках. Оно появляется за счет сопротивления диафрагмы напряжению пресса. Для его возникновения не надо сильно вдыхать, достаточно создать мощное сопротивление выдоху с помощью дыхательных мышц.

Опора дыхания при пении

Как почувствовать опору

Есть несколько упражнений, которые помогут получить ощущение опоры:

  1. Стоя, отклонитесь корпусом назад и замрите. В этот момент напрягутся мышцы живота, не позволяющие вам упасть. Они вам и нужны. После того, как вы почувствовали их, распрямитесь, не расслабляя мышц. Они – это опора.
  2. Займите положение лёжа и поместите на живот не очень тяжёлый, но всё же обладающий каким-то весом предмет. Постарайтесь приподнять его с помощью мышц живота, не надувая живот при этом. Важно, поднимать предмет не воздухом. Те мышцы, с помощью которых вам удастся это сделать, и считаются опорой.
  3. Положите на живот предмет вытянутой формы (например, бутылку) одним концом, а другим упритесь в стену. Затем вдохните и начните надавливать мышцами на этот предмет. Те, которые не позволят ему вдавиться в тело, это опора.
  4. Если представить, что вы пытаетесь поднять тяжелые сумки или кресло, у вас начнут работать мышцы, называемые опорой.
  5. Также опора ощущается при кашле.

ВАЖНО: нужно напрягать лишь верхние мышцы пресса, а не все мышцы живота, иначе можно подавиться звуком или может появиться сильная боль после либо во время занятия.

Для того, чтобы лучше почувствовать опору звука, учителя пения рекомендуют проводить занятия с вокальной палкой. Надо надавливать палкой на живот при пении. Напрягайте мышцы так сильно, словно собираетесь оттолкнуть упирающийся в тело предмет.

Почувствовать опору вы можете не с первого раза, но это ощущение вы узнаете в тот же миг. Петь станет комфортнее и легче, словно бы у вас появилось что-то, на что можно опереться — это и есть правильное дыхание при пении.

Обратите внимание, что опора – еще и способность держать воздух напряженными мышцами. Поэтому очень важно научиться экономно использовать воздух и уметь задерживать его в лёгких.

Пение на опоре и атака звука для начинающих вокалистов

Упражнения для развития опоры и атака звука

Если вы уже знаете, как почувствовать опору, вам надо приступить к развитию данного навыка.

Читайте также: