Общность мотиваций и эмоций. Нейрохимия эмоционального состояния

Обновлено: 28.04.2024

Объединение различных структур мозга в функциональную систему, обеспечивающую реализацию определенной мотивации, имеет свою нейрохимическую основу. На это указывают уже упомянутые данные П.К. Анохина о химической и ЭЭГ-специфичности мотивационного возбуждения в составе различных типов поведения.

Биохимической основой формирования мотиваций различного биологического качества является несколько групп биологически активных веществ. Прежде всего это — нейромедиаторы (ацетилхолин, серотонин, дофамин, норадреналин и др.), которые выделяются нервными окончаниями и служат посредниками в процессе синаптической передачи. Другую группу составляют гормоны, секретируемые железами внутренней секреции, и нейрогормоны, вырабатываемые нейросекреторными клетками нервной ткани.

октапептид холециетокина и пентогастрин). Оказалось, что только инъекция пентогастрина в дозе 1-2 мг/кг восстанавливает как естественное пищевое поведение, так и пищевые реакции, вызываемые электрической стимуляцией « центра голода». Сам пентогастрин блокируется антигастриновыми иммуноглобулинами (рис. 35). Исследователи полагают, что раздражение «центра голода» латерального отдела гипоталамуса и естественное пищевое возбуждение, по-видимому, активируют аппарат генетической памяти различных отделов ЦНС, в результате чего из клеток этих структур в межклеточное пространство выделяется пептидный фактор, имеющий структуру, близкую к гастрину. И этот нейропептид, по-видимому, играет роль «тригера» для функциональной системы питания.

Рис. 35. Регуляция пищевого мотивационного возбуждения на молекулярном уровне.

Возбуждение гипоталамуса с возникновением пищевой потребности активирует генный аппарат нейронов. В результате этого выделенный в межклеточную среду нейропептид (пентогастрин) вызывает пищедобывательное поведение (по К. В. Судакову, 1986)


Глава XI. Эмоции

В структуре мотивации особую функцию выполняет ее эмоциональный компонент. Эмоция, возникающая в составе мотивации, играет важную роль в определении направленности поведения и способов его реализации.

Эмоцияособая форма психического отражения, которая в форме непосредственного переживания отражает не объективные явления, а субъективное к ним отношение. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают значимость действующих на индивид объектов и ситуаций, обусловленную отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Эмоции выполняют функции связи между действительностью и потребностями.

Эмоции охватывают широкий круг явлений. Так, П. Милнер считает, что хотя и принято отличать эмоции (гнев, страх, радость и т. п.) от так называемых общих ощущений (голода, жажды и т. д.), тем не менее они обнаруживают много общего и их разделение достаточно условно. Одной из причин их различения является разная степень связи субъективных переживаний с возбуждением рецепторов. Так, переживание жары, боли субъективно связывается с возбуждением определенных рецепторов (температурных, болевых). На этом основании подобные состояния обычно и обозначаются как ощущения. Состояние же страха, гнева трудно связать с возбуждением рецепторов, и поэтому они обозначаются как эмоции. Другая причина, по которой эмоции противопоставляются общим

ощущениям, состоит в нерегулярном их возникновении. Эмоции часто возникают спонтанно и зависят от случайных внешних факторов, тогда как голод, жажда, половое влечение возникают с определенными интервалами. Однако и эмоции, и общие ощущения возникают в составе мотивации как отражение определенного состояния внутренней среды, через возбуждение соответствующих рецепторов. Поэтому их различие условно и определяется особенностями изменения внутренней среды.

Вместе с тем существует и иная точка зрения. Так, П. Фресс считает, что, хотя и существует единый континуум внутренних переживаний — от слабых чувств к сильным, только сильные переживания могут быть названы эмоциями. Их отличительной чертой является дезорганизующее влияние на текущую деятельность. Именно эти сильные чувства и обозначаются как эмоции. Эмоции развиваются, когда мотивация становится слишком сильной по сравнению с реальными возможностями субъекта. Их появление ведет к снижению уровня адаптации. Согласно этой точке зрения эмоции — это страх, гнев, горе, иногда радость, особенно чрезмерная радость. А удовольствие уже не является эмоцией. Хотя, как в случае сексуального удовольствия, оно может сопровождаться весьма интенсивными вегетативно-соматическими реакциями. Так, радость может стать эмоцией, когда из-за ее интенсивности мы теряем контроль над собственными реакциями: свидетельством тому являются возбуждение, бессвязная речь и даже безудержный смех. Такое сужение понятия эмоции соответствует представлению, выраженному в активационной теории Д. Линдсли, согласно которой эмоции соответствуют локальному участку на верху шкалы активации с наиболее высоким ее уровнем. Их появление сопровождается ухудшением выполняемой деятельности.

Последние характерны для очень широкого класса состояний человека. Например, это переживания усталости, скуки, голода и т. д. Существуют ли эти две группы переживаний раздельно, или же для них имеется общий, единый нейрофизиологический механизм?

Ряд экспериментальных данных, полученных методами психосемантики, скорее говорят в пользу последнего предположения.

19. Нейрохимические основы мотиваций и эмоций.

Возникновение любой эмоции имеет в своей основе активацию различных групп биологически активных веществ в их сложном взаимодействии.

Модальность, качество эмоций, их интенсивность определяются взаимоотношением норадренергической, дофаминергической, серотонинергической, холинергической систем, а также целым рядом нейропептидов, включая эндогенные опиаты.

Важную роль в развитии патологии настроения и аффектов играют биогенные амины (серотонин, дофамин, норадреналин).

По мнению С. Кети, с ростом концентрации серотонина в мозге настроение у человека поднимается, а его недостаток вызывает состояние депрессии.

Вещества, которые улучшают настроение, увеличивают содержание норадреналина и дофамина в нервных окончаниях. Результаты обследования мозга больных, покончивших с собой в состоянии депрессии, показали, что он обеднен как норадреналином, так и серотонином. Причем дефицит норадреналина проявляется депрессией тоски, а недостаток серотонина — депрессией тревоги.

Нарушения в функционировании холинергической системы ведут к психозу с преимущественным поражением интеллектуальных (информационных) процессов. Холинергическая система обеспечивает информационные компоненты поведения. Холинолитики — вещества, снижающие уровень активности холинергической системы, ухудшают выполнение пищедобывательного поведения, нарушают совершенство и точность двигательных рефлексов избегания, но не устраняют реакцию на боль и не снимают чувства голода.

Состояние агрессивности зависит от соотношения активности холинергической и норадренергической систем. Повышение агрессивности объясняется ростом концентрации норадреналина и ослаблением тормозного влияния серотонина. У агрессивных мышей замечен пониженный уровень содержания серотонина в гипоталамусе, миндалине и в гиппокампе. Введение серотонина угнетает агрессивность животного.

Хорошей экспериментальной моделью для изучения биохимической природы эмоций является феномен самостимуляции мозга. Методику для самораздражения мозга была разработана Дж.Олдсом и П.Милнером.

Оказалось, что самый сильный эффект самораздражения связан с гипоталамусом, медиальным переднемозговым пучком и перегородкой. При электрической самостимуляции мозга через вживленные электроды животные проявляют удивительную настойчивость в стремлении продолжить самораздражение. Значит, данная самостимуляция сопровождается положительным эмоциями, которые животное стремится продлить. Все пункты самостимуляции объединяет то, что они совпадают с локализацией норадренергических и дофаминергических структур. Следовательно, феномен самораздражения связан с участием двух основных систем: норадренергической и дофаминергической.

В феномене самостимуляции выделяют мотивационный и подкрепляющий (награждающий) компоненты. Предполагают, что норадреналин связан с побуждающим, мотивирующим компонентом в реакции самораздражения, а дофамин — с подкрепляющим, “награждающим” эффектом, возникающим в результате самостимуляции и сопровождающимся положительным эмоциональным переживанием.

На основе данных о механизмах самораздражения большинство исследователей склоняется к мнению, что возникновения положительных эмоций связано с активацией специального механизма вознаграждения (“награды”). Основой этого механизма является катехоламинергическая система.

Таким образом, современные данные указывают на жесткую зависимость наших настроений и переживаний от биохимического состава внутренней среды мозга. Мозг располагает специальной системой — биохимическим анализатором эмоций. Этот анализатор имеет свои рецепторы и детекторы, он анализирует биохимический состав внутренней среды мозга и интерпретирует его в категориях эмоций и настроения.

В настоящее время повышенный интерес вызывает концепция Дж.Пейпеца об особых функциях поясной извилины, которую он рассматривает как орган, в котором формируется субъективное, осознанное эмоциональное переживание.

Возможно, именно здесь представлен корковый уровень эмоционального анализатора. Обратная связь поясной извилины с гипоталамусом, которая утверждается в концепции "круга Пейпеца", дает основание видеть в ней путь, через который осуществляется влияние осознанного субъективного переживания на поведенческое выражение эмоций, которое, в конечном счете, программируется на уровне гипоталамуса, координирующего вегетативные и моторные проявления эмоций.

Мотивация

Биохимической основой формирования мотиваций различного биологического качества являются несколько групп биологически активных веществ. Прежде всего – это нейромедиаторы (ацетилхолин, норадреналин, серотонин, дофамин и др.), которые выделяются нервными окончаниями и служат посредниками в процессе синаптической передачи. Другую группу составляют гормоны, секретируемые железами внутренней секреции, и нейрогормоны, вырабатываемые нейросекреторными клетками нервной ткани.

Гормоны и нейрогормоны поступают в кровь, лимфу, в тканевую и спинномозговую жидкости и оказывают длительное регулирующее действие на ЦНС и висцеральные органы. Важную роль в формировании мотиваций играют полипептиды вазопрессин, окситоцин и др., обладающие полифункциональностью: каждый нейропептид имеет необычайно широкий спектр действий, одновременно участвуя в регуляции множества мозговых функций.

Полифункциональность, многоадресность пептидов позволяют им оказывать регулирующее влияние на организм в целом, захватывая как центральные, так и периферические механизмы, обеспечивая тем самым организацию целостных поведенческих актов. Частично это свойство обусловлено их способностью взаимодействовать на субклеточно-молекулярном уровне с «классическими» нейромедиаторами и информационными макромолекулами (ДНК, РНК и белками). Прерывание синтеза белков в центре голода в гипоталамусе на любой его стадии сопровождается избирательным разрушением пищедобывательного поведения, вызываемого как естественным путем через пищевую депривацию, так и электрической стимуляцией «центра голода» в латеральном гипоталамусе. При этом не страдают оборонительные реакции, вызываемые электрическим раздражением вентромедиального гипоталамуса.

Общность мотиваций и эмоций. Нейрохимия эмоционального состояния

В последнее время Bindrа (1969) развивает концепцию об общности нейрофизиологического содержания мотиваций и эмоций. В обоих случаях, независимо от того, являются побудительным мотивом внутренние или внешние стимулы, возникает однотипное функциональное состояние, называемое им central motive state и включающее в себя понятие эмоции (emotional state) и мотивации (motivational state).

He углубляясь в физиологическое содержание этого термина, Bindra полагает, что central motive state необходимо для адекватного поведения, адаптированного окружающей обстановкой. Это состояние влияет на эффективность сенсорного притока, на соматические и вегетативные эффекторы, чем повышает вероятность адекватности ответной реакции.

Хотя в такой попытке обобщения эмоций и мотиваций посредством однотипного физиологического состояния и есть элемент рационализма, так как нейрональные субстраты, вовлекаемые в регуляцию эмоций и мотиваций, сходны (если не идентичны), а границы разделения обоих типов реакций не очень отчетливы, все же это представление вряд ли является шагом вперед, способствующим развитию вопроса. Больше всего возражений против такой концепции возникает па основе психофармакологических данных.

эмоции и мотивации

Ряд психотропных средств вызывает отчетливую диссоциацию в действии на агрессивность, по общему представлению, являющуюся проявлением эмоционального состояния, и на пищевое поведение — наиболее типичную мотив анионную реакцию. Мепробамат вызывает как у людей, так и у обезьян траиквилизующий эффект.

Агрессивные обезьяны становятся ручными, не проявляют враждебности. Однако у них сохраняются хороший аппетит и полная реактивность на окружающую обстановку (Handley et al., 1956). Хлордиазеноксид и диазепам даже в больших дозах не подавляют (или усиливают) аппетит, хотя вызывают подавление эмоциональных реакций (Ю. И. Вихляев, Т. А. Клыгуль, 1968, п др.).

Это противоречит, в частности, представлениям, согласно которым мотивации побуждаются стремлением избежать неприятных эмоциональных ощущений. Агрессивно-оборонительное поведение, вызванное стимуляцией гипоталамуса, подавляется транквилизаторами в дозах, не изменяющих пищевого поведения, вызванного электрическим раздражением (М. М. Козловская, 1967; Ю. А. Белозерцев, 1969). Эмоциональное возбуждение, сопутствующее сильной мотивации голода, подавляется без нарушения пищевого поведения.

Таким образом, нейрохимические вещества позволяют расчленить эмоциональное состояние и мотивациоиное состояние. Эти данные не дают основания для идентификации нейрофизиологических механизмов, лежащих в основе обоих процессов.

Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.

Мозговая функциональная система. Дефиниция понятия эмоция

Каждая целостная мозговая функциональная система являет единство специфических и неспецифических процессов. К первым относятся информационные процессы, связанные с целеполаганием, задачей действия, отображения. Вторые, очевидно, участвуют в мозговой саморегуляции, в частности в поддержании уровня бодрствования.

Между обоими системами, между характером сознания и уровнем бодрствования существуют сложные отношения. Процессы активного выбора сигнала, переработки поступающей информации и воспроизведения следов происходят даже па низких уровнях бодрствования в фазе «быстрого сна». Нейрофизиологические процессы, обеспечивающие поддержание уровня бодрствования, активности мозговой деятельности.

Н. И. Гращенков и Л. П. Латаш (1966) считают неспецифическими условиями реализации сознательных актов. Видимо, эти процессы не могут объяснить субъективные переживания: и эмоции. В этом плане так называемая активационная теория эмоций (Lindslcy, 1952), где эмоции в поведенческом континууме являются производным только от степени активизации нервных процессов, не выдерживает критики.

И. С. Беритов (1961) также различает две системы психонервной деятельности, одна из которых реализует прирожденно инстинктивные поведенческие акты, а другая— качественно иной вид поведения, направляемый образами.

Эти и многие иные аналогичные данные побуждают при психофармакологическом эксперименте четко детерминировать объект и цель изучения с осмысливанием возможной роли изучаемого нейрофизиологического феномена в разных функциях мозга. Изучение действия психотропных средств на систему регуляции «сон—бодрствование», на систему ретикулярной формации не может выявить специфических черт антипсихотического или аптиневротического эффектов, хотя и помогает в понимании существа общеседативного действия. Выделение нейродинамических систем и коррелятов, имеющих более непосредственное отношение к специфическим психологическим процессам, позволило бы глубже попять основу психофармакологического эффекта.

дефиниция эмоций

Дефиниция понятия эмоция

Термин «эмоция», используемый в экспериментальной психофармакологии и нейрофизиологии, не имеет четкого содержания и ясных границ использования. При определении характеpa эмоционального реагирования животных, его качества и биологической сущности экспериментатор основывается на внешних выражениях эмоций, направленности поведенческой реакции и ряде косвенных признаков.

Главным критерием оценки являются всевозможные моторные и вегетативные проявления, легко доступные визуальному наблюдению.

Представления разных авторов о том, что же можно считать эмоцией у животных, крайне противоречивы. Различна и терминология. Одни говорят об «эмоциях», другие — об «эмоциональных реакциях», третьи — об аффективном поведении. Нередко эти понятия используются как синонимы для квалификации вызванных в эксперименте на животных ответных реакций и форм поведения без ясного различения семантической нагрузки этих терминов. Одна из причин большой путаницы и разногласий в фактах, изложенных в многочисленных публикациях, как раз и сводится к применению сходных терминов для обозначения совершенно различных нейрофизиологических процессов или проявлений.

Нейрофизиологические основы мотиваций и эмоций.

Термин «мотивация» буквально означает то, что побуждает к действию.

Еще Сеченов полагал, что животное стремится продлить или удержать приятное чувственное возбуждение и наоборот избавиться от действия раздражителей, сопровождающихся неприятными ощущениями.

Таким образом, между эмоциями и мотивациями существует прямая и обратная связь.

В системе мотиваций важная роль принадлежит физиологическим потребностям, формирование которых связано с действием нервных центров и специальных рецепторов, осуществляющих контроль за постоянством внутренней среды организма. Всевозможные изменения, происходящие во внутренней среде, фиксируются данными рецепторами, которые подают сигналы в нервные центры, центры основных биологических доминант.

ПРИМЕР: Центр жажды, центр насыщения, центр голода, центры регуляции полового поведения и т.д.

То есть рецепторы осуществляют непосредственную связь с внешней средой, сигнализируют, насколько адекватна внешней среде внутренняя среда организма. Соответственно принимаются какие-то действия организма.

Миллер различал два вида мотиваций:

- низшие или физиологические мотивации, они же инстинктивные, они же висцеральные. Это по Павлову, это основные влечения (голод, жажда, страх, половое чувство).

- высшие или вторичные мотивации. Они связаны с жизненным опытом, строятся в течение жизни, опираясь на генетически заданную программу и на накопленный жизненный опыт.

Существует несколько теорий, объясняющих природу мотиваций:

Теория гуморальных факторов мотиваций или теория «голодной крови», согласно которой, формирование мотиваций связано с накоплением веществ в крови или их отсутствием. Наблюдения Алексеевой на сиамских близнецах (Маша и Даша Кривошляповы), она пронаблюдала, что кормление одной девочки не приводило к насыщению другой, это означает, что только гуморальными факторам объяснить природу мотиваций нельзя.

Существуют нейрогенные механизмы мотивации. Так Стеллар выдвинул гипоталамическую теорию мотиваций, согласно которой центральным вместилищем мотивационного состояния, является гипоталамус. Так, например, введение в гипоталамус раствора соли, способствовало употреблению воды сверх нормы, а его повреждение приводило к нарушению водного баланса. Было показано, что существуют пищевые автоматизмы, так центры насыщения и питания находятся в реципрокных отношениях (торможение одного центра вызывает возбуждение другого и наоборот). Регуляция всех этих гипоталамических центров осуществляется на уровне лимбической коры.

Формирование мотиваций основано на принципе доминанты Ухтомского А.А. Согласно Ухтомскому, доминанта представляет собой скрытую предуготовленность организма к выполнению определенной функции, исключающее излишнюю свободу личности. Это очаг, который возникает в нервной системе, на разных его этажах, на стволовом, гипоталамическом (первичные мотивации), на корковом уровне (вторичные мотивации).

Данный очаг обладает целым рядом физиологических свойств:

Он обладает повышенной возбудимостью, то есть, способен очень активно реагировать на действия различных раздражителей.

Способен распространяться на значительные корковые территории благодаря дивергенции и иррадиации, что определяет вектор поведения личности.

Для него характерна повышенная инерционность, благодаря длительности следовых процессов. Каких ? Гиперполяризации.

Сопряженное торможение. Один доминирующий очаг может тормозить действия других очагов.

Доминирующий характер мотивации осуществляется благодаря наличию доминирующих очагов первого и второго порядка. Такие доминирующие очаги первого порядка – это стационарные доминирующие очаги, которые поддерживаются на гуморальном уровне (то есть благодаря различным веществам), это все гипоталамические очаги. Вторичные доминирующие очаги (второго порядка), они формируются на разных участках коры и поддерживаются за счет дивергенции и конвергенции.

Так существует определенная биологическая потребность. Она способствует формированию мотивации.

Физиологическая природа эмоций.

Эмоция – это особая форма психического отражения, которая в форме непосредственного переживания отражает необъективные явления, а субъективное к ним отношения.

Существует несколько теорий эмоций:

Уильям Джеймс оценивает эмоции в их связи с физиологическими функциями. «Невозможно представить себе мир без отчуждения себя и своей благоприятной или неблагоприятной оценки таким, каков он есть сам по себе». То есть эмоции сопровождаются всевозможными вегетативными изменениями, такими как увеличение частоты дыхания, частоты сердечных сокращений, замедление моторики желудка и кишечника и т.д.

Теория Анохина Петра Кузьмича. Эмоции возникают, как субъективные ощущения, позволяющие человеку или животному оценить различные внутренние потребности.

П отребность  эмоциональное переживание  активная деятельность.

Удовлетворение  закрепляет в памяти положительную эмоцию.

Неудовлетворение  торможение  более успешные решения данной проблемы.

Теория Джеймса-Ланге. Они утверждали, что после восприятия каких-либо физиологических действий, вызывающих данную эмоцию, человек воспринимает эту эмоцию как ощущение в собственном организме. То есть физиологическое ощущение – есть сама эмоция.

с тимул воспринимается

Теория Кэнона-Барда. Кэнон вопреки Ланге показал, что одни и те же физиологические сдвиги могут вызывать разные эмоции, то есть человек может по разному реагировать на разные эмоции (рыдать от горя и от радости). Поэтому эмоция представляет собой нечто больше, чем просто физиологическую реакцию.

сенсорные и двигательные

Бард показал, что согласно этой схеме, таламус играет важную роль в обеспечении эмоций. От него восходящие связи идут на кору и нисходящие связи будут посылаться гипоталамусу, который будет управлять уже физиологическими изменениями.

Согласно этой теории психологическое переживание и физиологическая реакция возникают одновременно.

Нейроанатомические основы эмоций.

Эти сведения появились благодаря деятельности американского невропатолога Джеймса Пепеца, который изучая больных с поражениями гипокампа и поясной извилины, выдвинул гипотезу существования целой системы, обеспечивающей эмоции, которая была названа «лимбической системой».

Она включает в себя:

- прозрачную перегородку (между полушариями)

Вместе они образуют замкнутую систему или лимбический круг, благодаря взаимосвязям между собой.

Источником возбуждения этой системы является гипоталамус, сигналы от которого следуют в нижележащие отделы, активизируя вегетативные и моторные компоненты эмоциональной реакции. От него возбуждение передается на поясную извилину через таламус.

Поясная извилина является субстратом эмоциональных переживаний, имеет специальные входы для эмоциональных стимулов, похожие на то, что имеет сенсорная кора.

Сигнал от поясной извилины через гипокамп направляется в сосцевидные тела гипоталамуса, оттуда на прозрачную перегородку, а затем опять на поясную извилину.

Таким образом, существует некая замкнутая система взаимосвязей.

Помимо этих структур, эмоциогенные свойства обнаруживают височная кора и миндалина. Так удаление миндалины приводит к изменению эмоционального состояния. В экспериментах, проведенных Прибрамом на макаках-резус, при удалении миндалины у самца-вожака, наблюдалась полная утрата агрессивности, в результате чего этот самец полностью потерял свое место в зоосоциальной иерархии и превратился в запуганное, покорное животное.

Электрическое раздражение миндалины вызывает эмоции страха, гнева, ярости, редко удовольствия. По мнению ряда исследователей, эмоциональные функции миндалины реализуются на сравнительно более поздних этапах осуществления поведенческого акта. После того, как актуализировались потребности и уже трансформировались в определенное эмоциональное состояние. В этом случае миндалина способна выбрать из конкурирующих эмоций ту, которая значима, если таковые есть.

Серьезные эмоциональные нарушения возникают в связи с повреждением лобных отделов коры головного мозга, в частности развивается эмоциональная тупость, растормаживание низших эмоций и влечений. Удаление (двухстороннее) височных полюсов у обезьян приводи к развитию чувства страха.

Лимбическая кора контролирует эмоциональную выразительность, интонацию речи. Важную роль в обеспечении эмоций играет полушарная асимметрия. Так, например, временное отключение левого полушария электросудорожным ударом, вызывает в эмоциональной сфере правополушарного человека сдвиг в сторону отрицательных эмоций.

Брагина и Доброхотова установили, что больные с поражением левого полушария более тревожны и озабочены, а правого полушария – более легкомысленны и беспечны.

Нейрохимические основы эмоций.

Возникновение любой эмоции способствует активизации биологически активных веществ, которые вырабатываются в различных структурах самой нервной системы. Сила эмоций, интенсивность, качество эмоций определяется деятельностью норадренергической, холинергической, серотонинэргической и дофаминэргической систем мозга.

Также определенная роль в обеспечении эмоций принадлежит эндогенным опиатам. Так, например, с увеличением концентрации серотонина в мозге, настроение у человека поднимается, а его недостаток вызывает состояние депрессии. Положительный эффект электрошоковой терапии при лечении депрессий связан с усилением синтеза норадреналина.

Результаты обследования суицидных больных показали, что в их мозге недостаточное количество норадреналина и серотонина, причем дефицит норадреналина сопровождается депрессией тоски, а серотонина – депрессией тревоги.

Нарушение в холинергической системе приводит к психозу, при котором страдают прежде всего информационные и интеллектуальные процессы.

Повышение агрессивности связано с усилением концентрации норадреналина и ослаблением тормозного влияния серотонина.

Эксперименты Джеймса Олдса по самораздражению у крыс показали локализацию этих структур в гипоталамусе, причем эти участки самораздражения совпадают с локализацией (расположением) норадренергергических и дофаминергических структур.

Считается, что норадреналин связан с побуждающим, мотивирующим эффектом самораздражения, а дофамин – с подкрепляющим, награждающим эффектом.

Нейрофизиологические основы памяти.

Биологическая память – это способность живых существ воспринимая воздействие из вне закреплять, сохранять, а в последствии и воспроизводить, вызываемые этими воздействиями изменения функционального состояния и структуры.

Различают три формы биологической памяти:

Генетическая память. Представляет собой память биологического вида, носителем которой являются нуклеиновые кислоты, то есть ДНК и РНК, которые способны обеспечить стабильность хранения информации. Это та форма памяти, в которой локализована наследственная память клетки. Появляется первой в эволюционном развитии.

Иммунологическая память. Она связана с генетической и состоит в способности иммунной системы после первой встречи с генетически чужеродными телами (антигенами), узнавать их при повторной встрече.

Нейрологическая память. Или нервная память. Она возникает в процессе эволюции в связи с дифференцировкой нервной системы и оказывается наиболее сложно организованной. Нейрологическая память – это совокупность следов пройденного, определяющее поведение в наступающем настоящем. Эта память заключается в изменениях нервной системы, которые сохраняются в течение некоторого времени и влияют на протекание будущих рефлекторных реакций. Комплекс таких структурно-функциональных изменений, включающих запечатление не только определенной внешней ситуации, но и субъективное отношение организма к ней, называется энграммой. Энграмма оказывается избыточной, поскольку используется весь приобретенный опыт и энграмма опирается на факторы, которые уже отсутствуют в настоящем времени, благодаря этому энграмма служит основой активности организма и реалистического прогнозирования им будущих ситуаций.

Память организована во времени и пространстве. Формирование и воспроизведение энграмм возможно при их временном свертывании на основе существования собственного времени мозга, в результате создается внутренний хронотип, то есть внутренний пространственно временной образ внешнего мира. В зависимости от механизмов, длительности хранения информации различают разные виды памяти.

Временная организация памяти:

Стимул  сенсорная  первичная  вторичная  третичная память

память память память

(менее (неск.сек) (минуты-

забывание забывание забывание забывание не

при замене при длительном происходит

Сенсорная память – это первичные следовые процессы, которые длятся менее секунды, затем происходит забывание.

ПРИМЕР: «мелькание» при чтении книги, то есть мы читаем книгу и воспринимаем те знаки, буквы. Мы не запоминаем их по отдельности, а считываем в виде слов и предложений. Хотя нервная система считывает их, конечно, познаково.

Разновидностью сенсорной памяти является эйдетическая память – это такой вид памяти, при котором период сохранения зрительного образа составляет десятки минут.

ПРИМЕР: Если мы пытаемся запомнить последовательность цифр и сразу воспроизвести. Или запомнить целиком страницу учебника для экзамена (а затем сразу забыть после ответа).

Краткосрочная память забывание происходит при замене старой информации на новую, а если этого не происходит она переходит в долгосрочную память, то есть информация будет храниться в нервной системе уже длительное время.

При переходе от краткосрочной к долгосрочной памяти происходит консолидация (упрочнение) энграммы и краткосрочная и долгосрочная память представляют собой единые звенья одного процесса.

Механизмы краткосрочной памяти.

Краткосрочная память имеет пространственно селективную организацию, что было доказано на экспериментах с шимпанзе, которым предлагалось совершать работу по нажиманию педали и получению подкормки.

На первом этапе обезьяны обучались этой процедуре, затем пульт с педалями закрывали непрозрачным экраном, происходил период отсрочки и по окончании этого периода обезьяны продолжали свою работу. На всех этапах эксперимента регистрировалась электроэнцефалограмма (ЭЭГ). Оказалось, что память имеет селективную организацию, которая связана с тем, что на определенном этапе включаются определенные структуры. Можно выделить сенсорные нейроны, которые проявляют электрическую активность на этапе обучения. Различают также нейроны памяти, которые активизируются в период отсрочки и нейроны моторных программ, которые проявляют импульсную активность в период продолжения работы после отсрочки. Выделяется также популяция нейронов, которые сохраняют импульсную активность на протяжении всего эксперимента (фоновые нейроны).

Читайте также: