Невербальное поведение. Особенности невербального поведения

Обновлено: 02.05.2024

Невербальное общение — это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов. Близкий термин — «язык тела», он означает передачу информации или влияние друг на друга через образы, интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения, во всех вариантах без использования речи. Причины огромного интереса к этой проблематике становятся понятны, если обратиться к данным антропологов, установивших, что информация, передаваемая словами, составляет лишь около 7% от общего объема информации, получаемой человеком, тогда как на долю невербальных сигналов приходится 93% (мимика, позы, жесты, касания, запахи составляют до 55%, а на долю голосовой паралингвистической составляющей приходится до 38%). В среднем человек говорит всего 10—11 мин в день, причем вербальный компонент составляет лишь 35% смысловой нагрузки, а невербальный гораздо больше — 65%С

Структура и характеристики невербального поведения.

Совокупность поведенческих проявлений, образующих структуру невербального поведения (рис. 18.2), отличается от других видов действий тем, что они представляют целостность, трудно разложимую на отдельные единицы. В структуре невербального поведения непроизвольные движения преобладают над произвольными, неосознаваемые — над осознаваемыми. Эти непроизвольные и неосознаваемые реакции и есть поведенческие проявления индивидуальности человека, которая далеко не всегда осознается самим ее обладателем в полном объеме. [1]

Структурная схема невербального поведения человека

Рис. 18.2. Структурная схема невербального поведения человека:

  • 1 — ведущие системы отражения невербального поведения человека; 2 — структуры; 3 — подструктуры;
  • 4 — компоненты; 5 — элементы 1
  • 1 Лабунская В. А. Экспресия человека: общение и межличностное познание Ростов н/Д : Феникс, 1999.

Основной критерий, который используется для определения типичных и специфических паттернов невербальной интеракции, — это частота появления определенных совокупностей невербальных элементов в диаде или в группе лиц в различных ситуациях общения. Исходя из данного критерия, можно заключить, что структура паттерна невербальной интеракции состоит из взаимосвязанных индивидных, личностных форм поведения с групповыми, социокультурными и этническими. Невербальные интеракции, с одной стороны, являются заданными и ограниченными рамками социальной группы, невербальным репертуаром каждого из участников общения, а с другой — в них входят совокупности элементов, которые имеют культурный, этнический и ролевой статусы.

Кроме того, компоненты невербального поведения могут обнаруживать индивидуальные особенности в пределах вариативности ряда характеристик. К их числу относят: динамичность — устойчивость; дискретность — континуальность; произвольность — непроизвольность; осознанность — неосознанность; целенаправленность — случайность; абстрактность — конкретность; толерантность относительно внешних и внутренних воздействий и некоторые другие.

Охарактеризовать все перечисленные аспекты в данном контексте не представляется возможным. Однако из этого перечня следует, что в проявлениях невербального взаимодействия могут обнаруживаться признаки эмоциональной регуляции, которая в англоязычной литературе получила метафорический эпитет «горячая» (hot) в отличие от «холодной» когнитивной регуляции. От последней горячую регуляцию, как правило, отличает сниженный уровень адекватности отражения ситуации.

Вопрос 26. Особенности невербальных сигналов у людей представляющих разные культуры

Невербальное общение, более известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова.

• около 70% информации человек воспринимает именно по зрительному (визуальному) каналу;

• невербальные сигналы позволяют понять истинные чувства и мысли собеседника;

• наше отношение к собеседнику нередко формируется под влиянием первого впечатления, а оно, в свою очередь, является результатом воздействия невербальных факторов – походки, выражения лица, взгляда, манеры держаться, стиля одежды и т.д.

Особенно ценны невербальные сигналы потому, что они спонтанны, бессознательны и, в отличие от слов, всегда искренни.

Невербальное общение включает в себя пять подсистем:

1. Пространственная подсистема (межличностное пространство).

3. Оптико-кинетическая подсистема, которая включает в себя:

- внешний вид собеседника,

- мимика (выражение лица),

- пантомимика (позы и жесты).

4. Паралингвистическая или околоречевая подсистема, включающая:

- вокальные качества голоса,

5. Экстралингвистическая или внеречевая подсистема, к которой относятся:

Культура оказывает существенное воздействие на вербальный язык, на котором мы разговариваем. Через язык культура влияет также на наши мысли, чувства и действия. Подобно тому, как от культуры к культуре меняется разговорный язык, изменяется и невербальное поведение.

Правила построения и интерпретации невербального поведения. Существуют общие для многих культур виды невербального поведения, такие как поведение, обозначающее приветствие (например, поднятые вверх брови), в то время как другие виды невербального поведения радикально различны в разных культурах (например, поведение, связанное с прикосновениями друг к другу). В целом, однако, люди разных культур вырабатывают собственные правила относительно того, как строить свое невербальное поведение. Эти правила могут диктовать отличное от привычного для вас поведение, используемое для того, чтобы подчеркнуть или прояснить некоторые моменты.

Невербальные, или неречевые, коммуникации, являясь составляющей коммуникационной системы языка, также специфичны для каждой культуры. Действия, движения человека, размещение предметов в пространстве несут информацию сами по себе, без слов. К невербальным аспектам коммуникаций относится влияние контекста на сказанное или написанное. В низкоконтекстуальной (например евро-американской) культуре большая часть информации передается явно, собственно словами. В высококонтекстуальной культуре (например японской) значение сказанного определяется не столько словами, сколько контекстом - жестами, ситуацией, окружением. Невербальное поведение выполняет важные функции в процессе межкультурной коммуникации, однако используемые символы могут иметь различное значение для участников взаимодействия. Их несовпадение может оказывать влияние на эффективность интеракции.

Опыт погружения в другой культурный контекст позволил выделить следующие особенности проявления невербальных систем партнеров:

1. В российской и итальянской культурах явно противопоставляются значения многих символов. Это проявляется в несовпадении смысла:

- паралингвистических характеристик: громкости, тональности, скорости речи и т.п;

- языка тела: жестов, выражения лица, позы и т.п;

- контекста коммуникации: внешнего вида, отношения к дистанции в межличностных взаимодействиях, "чувства" времени и т.п;

2. При сопоставлении российской культуры с североевропейской (Германия, Нидерланды), а также североамериканской (США) оказались заметными различия в значениях следующих невербальных знаков:

- языка тела (жестов);

- отношения к дистанции в межличностных взаимодействиях;

- отношение ко времени как параметру коммуникации;

Несмотря на очевидное различие невербального поведения представителей разных культур, оно не воспринимается респондентами как серьезный барьер межкультурных взаимодействий. В большинстве случаев наблюдаемое несовпадение вызывает вначале удивление и беспокойство, немного шокирует, кажется странным и необычным. Однако со временем происходит привыкание к другой ситуации, воспроизводство (часто непроизвольное) знаков, заимствованных у партнеров.

Отсутствие серьезных проблем у коммуникантов можно объяснить толерантностью к необычному поведению партнеров, пониманием роли невербальных символов в процессе межкультурных взаимодействий.

Интерпретация невербального поведения

Невербальная коммуникация подчиняется определенным правилам, которым мы следуем бессознательно, но чутко реагируем на их нарушения. К этим правилам могут быть отнесены следующие:

1) использование невербальных знаков должно быть определенным и узнаваемым;

2) мы должны быть способны переводить наши чувства и намерения в невербальные средства ("кодировать");

3) наблюдатель должен быть способен к интерпретации невербальных знаков ("Декодировать").

Установлено, что устойчивыми и однозначными являются лишь экспрессивные коды основных эмоциональных состояний человека: радости, страха, гнева, внимания, удивления, презрения и некоторых других. Остальные способы невербального кодирования подвержены влиянию множества факторов. Среди них:

- общая ситуация общения;

- индивидуальные особенности проявления состояний каждым из участников общения;

- степень значимости партнеров друг для друга;

- культурные и этнические нормы выражения индивидуальных особенностей личности.

· уникальность невербального языка;

· неизбежность противоречий между невербальным выражением и его психологическим содержанием;

· изменчивость способов невербального выражения;

Наиболее изученными на сегодняшний день элементами кинесической структуры невербального поведения можно считать мимику, жесты, позы, взгляды.

Мимика, или выражения лица, - важнейший аспект невербальной коммуникации. Важность мимики такова, что при ее отсутствии (например, в результате болезни) общение оказывается невозможным. Лицо - это основной канал передачи человеческих эмоций. Сокращение лицевых мышц изменяет выражение лица и сигнализирует о состояниях человека. Эмоциональные проявления складываются из спонтанных и произвольных реакций. Социальное подражание как одно из условий развития мимики возможно именно благодаря тому, что человек может управлять каждым отдельным мускулом своего лица. Общество поощряет выражение одних эмоций и порицает - других.

Выражение натуральных эмоций всегда симметрично. Однако левая и правая стороны нашего лица находятся под контролем разных полушарий мозга и потому могут отражать эмоции по-разному. Работа доминирующего левого полушария отражается на правой стороне лица и придает ей выражение, поддающееся большему контролю (у правшей). Работа правого полушария отражается на левой стороне лица, соответственно, на этой стороне труднее скрыть чувства (особенно отрицательные эмоции). По асимметрии лица тренированный наблюдатель может выявить манипуляцию, различить естественное и искусственное поведение.

Для усиления эмоции мы делаем нашу мимику более выразительной, более точной по рисунку в соответствии с ожиданиями людей, которые наблюдают за нами. Решающим фактором при утрировании или сокрытии мимических движений оказываются культурные традиции.

Поль Экман разработал технику, получившую название "Система Кодирования Движений Лица" (Facial Action Coding System). Основанная на анализе мышечных изменений методика позволяет свести любые наблюдаемые движения в систему единиц действий. В настоящее время выделено 24 дискретные единицы действий, имеющие анатомическую специфику, и 20 смешанных, анатомическая основа которых не ясна (например, кусание губ).

Ни одна из зон лица не обнаруживает эмоцию исчерпывающим образом. Описанные симптомокомплексы мимики соответствуют интенсивно проявленным состояниям. Для опознания такая мимика субъективно менее сложна, так как представлена четко. Сложнее распознавать те выражения, которые соответствуют переходным состояниям, неинтенсивным чувствам. В них мимические признаки, как и система их отношений, непостоянны, представлены нечетко. Смешанные эмоции появляются в обстоятельствах, вызывающих более одного чувства.

Несмотря на то, что каждый человек является опытным интерпретатором мимических реакций других людей, его выводы зависят от множества субъективных причин.

Контакт глазами - также структура кинесики, выполняющая, прежде всего функцию регулирования разговора. Визуальный контакт обозначает начало разговора, в процессе беседы он является знаком внимания, поддержки или, напротив, прекращения общения; наконец, он указывает на окончание реплики: человек, закончив высказывание, прямо смотрит в глаза собеседнику, давая знать, что теперь его очередь. Способы обмена взглядами в момент беседы, организация визуального контакта (время фиксации взгляда на партнере, частота фиксации) используются при исследовании атмосферы интимности в межличностном общении. Установлено, что направление взгляда в общении зависит от содержания общения, от индивидуальных различий, от сложившегося характера взаимоотношений.

Контакт глазами может указывать на эмоциональные отношения партнеров. Длительный взгляд может быть знаком влюбленности. Дело в том, что прямой взгляд в глаза можно сравнить с прикосновением, он психологически сокращает дистанцию между людьми. Иногда такой взгляд может быть неуместным и вызвать у того, на кого смотрят, беспокойство, страх, раздражение. Прямой взгляд "без согласия" часто воспринимается как угроза, стремление к доминированию.

Исследования показывают, что максимальное время, в течение которого прямой взгляд незнакомого человека переносится без дискомфорта, не превышает 3 секунд.

Умышленный отказ от визуального контакта бывает средством жесткого манипулирования зависимым партнером (у него может возникнуть впечатление, что общение с ним в тягость, что он не интересен). Взгляд, устойчиво направленный в переносицу или чуть выше, характеризует грубо-доминирующее, антипартнерское поведение. Существуют и другие разновидности невидящего взгляда (насквозь, зависание перед лицом, расфокусировка, обращение в себя или на другой объект в стороне от собеседника). Бывает и так, что способность отстраняться с помощью "невидящего взгляда" развивается вынуждено как защитная реакция на избыточные, непосильные требования внимания и реагирования (например, у тех, чья профессия связана с постоянным контактом с другими людьми).

Поза - это положение человеческого тела. Поскольку позы - одна из наименее подконтрольных сознанию форм невербального поведения, наблюдение за ними дает значимую информацию о состоянии человека.

Известно около 1000 различных устойчивых положений, которые способно принять человеческое тело. Культурные традиции каждого народа запрещают одни позы и поощряют другие. Наиболее изучены три группы поз, выражающих отношение к партнеру:

1) включение/исключение из ситуации (открытость или закрытость). Любые скрещивания, отклонения, максимальное мышечное расслабление демонстрируют закрытость партнера;

2) доминирование или зависимость - нависание над партнером, похлопывание по плечу, взгляд снизу, ситуативная сутулость и пр.;

3) противостояние (кулаки сжаты, поза подбоченясь, плечо вперед) или гармония (синхронизация поз, открытость, свобода).

Походка - элемент кинесической подструктуры, связанной с позой. Характер походки указывает как на физическое самочувствие и возраст человека, так и на его эмоциональное состояние. Элементами походки являются ритм, скорость, длина шага, давление на поверхность.

Жесты - движения рук или кистей рук. Жесты в процессе общения не только сопровождают речь: по ним можно сделать выводы об отношении человека к какому-то событию, лицу, предмету, о желаниях человека, его состоянию.

Жесты можно классифицировать следующим образом:

· описательно-изобразительные и выразительные, подчеркивающие - сопровождают речь и вне речевого контекста теряют смысл;

· конвенциональные - жесты приветствия и прощания, угрозы, привлечения внимания, подзывающие, приглашающие, запрещающие, оскорбительные, дразнящие; замещают в речи элементы языка, понятны без речевого контекста, имеют собственное значение в общении;

· модальные - жесты одобрения, неудовольствия, иронии, недоверия, неуверенности, незнания, страдания, раздумья, сосредоточенности, растерянности, смятения, подавленности, разочарования, отвращения, радости, восторга и пр.; выражают оценку, отношение к предметам и людям, сигнализируют об изменении активности субъекта в процессе коммуникации;

· жесты, используемые в различных ритуалах.

Невербальное поведение, связанное с тактильной системой восприятия, образует такесическую систему невербальной коммуникации. Это, прежде всего, самые разнообразные прикосновения.

Среди прикосновений можно выделить:

· профессиональные (носят безличностный характер);

· ритуальные (рукопожатие, дипломатические поцелуи);

Проксемика - термин, введенный для анализа закономерностей пространственной организации общения, а также влияния территорий, ориентаций и дистанций между людьми на характер межличностного общения.

Э. Холл выделил четыре типа расстояния для общения, каждый из которых подразумевает определенные отношения близости ли дистанцирования.

Интимное расстояние подразумевает общение тесное и близкое, хотя не обязательно позитивно окрашенное (нейтральное - возня с ребенком - или негативное).

Личное пространство не предполагает обязательный физический контакт. Это оптимальное расстояние для разговора, беседы.

Социальное расстояние наиболее удобно для формального общения.

Публичное расстояние характерно для общения, в котором не так уж важно, кто именно перед нами.

Достаточно успешно могут быть закодированы акустическим образом основные эмоции - страх, гнев, радость, печаль, удивление, а также такие эмоциональные состояния, как доброжелательность, тревожность, уверенность.

Регулятивную функцию в разговоре выполняют паузы, которые подчеркивают важные моменты в речи, дают аудитории возможность обдумать сказанное, иногда помогают обнаружить обман.

Хотя индивидуальные характеристики голоса не могут служить надежным показателем личности, тем не менее, слушатели склонны наделять более высокими достоинствами людей с более совершенно звучащей речью (приятный тембр, интонации), приписывать обладателям красивой речи не только высокие интеллектуально-эстетические и психологические качества, но и значительно более высокие партнерские и деловые характеристики.

17.Общение и деятельность.

В психологии общение рассматривают как одну из проявлений совместной деятельности. Почему так? Потому что деятельность – это не только труд, но и непосредственное общение во время труда.

Общение и деятельность подразделяют на три, опять же взаимосвязанные стороны, а именно: перцептивную, интерактивную и коммуникативную:

· перцептивная сторона означает установление определенных взаимоотношений на основе процесса восприятия противоположной персоны;

· цель коммуникативного общения в процессе деятельности – обмен информацией;

· интерактивная составляющая отвечает за организацию взаимодействия, направленного на решение общей проблемы.

В психологии есть ряд работ, подтверждающих так называемое единство общения и деятельности. Действительно, если задуматься, то люди, занятые одним делом, неизбежно будут общаться как по поводу этой деятельности, так и просто. Получается, что без первого второе точно не возможно, так как деятельная личность без сомнения пересечется с другой деятельной личностью.

С другой стороны, само общение считают видом деятельности (речевая деятельность). То есть, деятельность происходит в процессе понимания получаемой информации, а так же в процессе передачи информации другому человеку в письменной либо устной форме.

Единство общения и деятельности заключается еще в том, что в процессе деятельности происходить своеобразное «формирование» общения как такового. Исходя из этого, делаем вывод, что в процессе совместной деятельности любой человек обогащается путем общения.

Личность в общении и деятельности

Теме общения и деятельности в социальной психологии определена особая ниша. Существует теория, которая получила множество доказательств. Каждая отдельная личность рождается с определенным набором качеств, однако, значительная доля индивидуальности приобретается им в процессе деятельности и общения, и рассчитать соотношение общения и деятельности в данном вопросе не представляется возможным.

Личность в общении и деятельности многообразна. Именно тогда и проявляется индивидуальность. В зависимости от того, с каким индивидуумом проходит общение, меняется сама личность. На первое место начинает выступать базовые свойства – темперамент, самооценка.

Самооценка бывает адекватной, заниженной и завышенной. Причем в связи общения и деятельности, последние два вида самооценки одинаково вредны. К примеру, кадровый психолог не просто так определяет качества соискателей должности, в его цели входит как «отсев» кандидатов с завышенными требованиями к себе, так и с заниженными.

В процессе совместной деятельности, личность с завышенной самооценкой никогда не сможет признать свои промахи, тем самым, делая общение с сотрудниками бесполезным занятием. А вот личность с заниженной самооценкой, напротив, может в общении идти у сотрудников на поводу, тем самым лишая процесс совместной деятельности качественных результатов.

Личность с заниженной самооценкой часто производит угнетающее впечатление на весь коллектив, более того, иногда даже доверяя такому индивидууму к исполнению простую работу, можно не дождаться окончания, так как такие люди чаще всего сами себе ставят ограничения, через которые «пробиться» сможет только опытный психолог.

Самым желанным индивидуумом является личность с адекватной реакцией. Такой человек в общении и деятельности одинаково приятен, к примеру, он может принять открыто критику, и не устроить истерики с жалобами, что свойственно людям с заниженной самооценкой. Такая личность стремится к самосовершенствованию, она легка в общении, любой вид деятельности с такими людьми всегда будет успешен.

НЕВЕРБАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ

Понятия "невербальная коммуникация" и "невербальное поведение"

Термин "невербальный" по своему значению противоположен термину "вербальный" и переводится как "несловесный". Понятием "невербальное" обозначается большой круг явлений, включающий не только движения тела человека и звуковую модальность речи, но и различные элементы окружающей среды, одежду, элементы оформления внешности и даже различные сферы искусства.

В литературе по невербальному общению и его средствам выясняется значение и соотношение понятий "невербальное общение", "невербальная коммуникация", "невербальное поведение". Наиболее удачно соотношение этих понятий раскрыто в работе российского психолога В. А. Лабунской.

Невербальное общение – наиболее широкое и абстрактное понятие. Это средство передачи информации, организации взаимодействия, формирования собственного образа, представления о партнере, осуществления влияния на другого человека невербальными средствами.

Понятие "невербальная коммуникация" употребляется в узком и широком значениях.

Инструментом невербальной коммуникации становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею.

В отличие от вербальной коммуникации, которая происходит на сознательном уровне, невербальная коммуникация осуществляется в основном на бессознательном или подсознательном уровнях. Поэтому, когда речь идет о невербальной коммуникации, некоторые исследователи считают допустимым использовать другое понятие – "невербальное поведение" – поведение индивида, несущее в себе определенную информацию, независимо от того, осознается это индивидом или нет.

Таким образом, в широком смысле понятие "невербальная коммуникация" практически отождествляется с понятием "невербальное поведение" и означает социально обусловленную систему взаимодействия, в структуре которой преобладают непроизвольные, неосознаваемые комплексы движений, выражающие личностную неповторимость человека.

Невербальное повеление человека неразрывно связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения. В процессе общения невербальное поведение выступает объектом истолкования не само по себе, а как показатель скрытых для непосредственного наблюдения индивидуально-психологических и социально-психологических характеристик личности. На основе невербального поведения раскрывается внутренний мир личности, осуществляется формирование психического содержания общения и совместной деятельности. Люди довольно быстро приспосабливают свое вербальное поведение к изменяющимся обстоятельствам, но язык тела оказывается менее пластичным, что связано с тем, что пока мы живы, душа и тело едины, образуют целостную психосоматическую систему. Тело человека влияет на его психику, а психика – на тело. Душу человека увидеть нельзя, но его тело разговаривает языком души, отражая свой внутренний мир и представляя его на невербальном уровне.

Причины поведения тела обусловлены психикой человека. Например, пока мысли человека настроены на дружеский лад, выражение лица у него дружелюбное, и наоборот.

Язык может лгать, тело – нет. Так, один из афоризмов Ф. Ницше гласит: "Люди свободно лгут ртом, но рожа, которую они при этом корчат, все-гаки говорит правду". Эти слова достаточно точно отражают как автономный характер передачи информации но невербальному каналу, так и то, что мы не умеем в равной степени контролировать невербальный канал, как это делается с каналом вербальным. З. Фрейд придавал большое значение невербальному языку своих пациентов. Его клинические отчеты представляют собой подробное описание особенностей их невербального поведения. Характеризуя невербальное выражение внутреннего состояния человека, он писал: "Имеющий глаза да видит, имеющий уши да слышит и убеждается, что нет такой тайны, которую бы мог скрыть простой смертный. Губы его сомкнуты, но он пробалтывается кончиками пальцев, из всех его пор рвется наружу признание. Поэтому задача заключается в том, чтобы увидеть самое сокровенное и разгадать его". Знание невербального языка помогает лучше понимать то, что происходит внутри человека, каково его психическое состояние, как он относится к нам.

Исследования в области невербальной коммуникации проводились как отечественными (А. А. Бодалев, В. А. Лабунская и др.), так и зарубежными учеными (М. Аргайл, К. Бердвистл, В. Биркенбиль, М. Л. Кнапп, Р. Харрисон, Э. Холл, П. Экман и др.).

Наиболее полно особенности невербального языка как специфического языка общения описаны американским психологом Р. Харрисоном. Он характеризует невербальный язык как природный, первичный, правополушарный, имеющий в отличие от вербального языка не линейную временную последовательность, а пространственно-временную целостность. Вербальный язык представляет собой вокально-звуковое явление, легко кодируется и декодируется. Невербальный же язык состоит из разнообразных движений (жесты, экспрессия лица, взгляд, позы, интонационно-ритмические характеристики голоса, прикосновения), которые связаны с изменяющимися психическими состояниями человека, его отношением к партнеру, с ситуацией взаимодействия. Значительная часть невербальной информации вообще не может быть переведена в код какого-либо языка без существенной потери ее смысла для партнеров.

Произвольность и непроизвольность в передаче информации по каналам невербальной коммуникации зависит от ситуации и состояния партнеров по общению. В одних случаях информация может сознательно передаваться с целью доведения ее до сведения партнера (угрожающая поза, указующий жест, улыбка, демонстрирующая доброе отношение). Невербальный канал передачи информации часто используется, для того чтобы ввести партнера по общению в заблуждение. В других случаях отправитель не имеет намерения передавать какую-то информацию или даже пытается ее скрыть, но получатель такую информацию воспринимает (например, признаки плохого настроения или лжи).

Язык тела – это универсальный язык человечества, который может многое рассказать о чувствах и намерениях партнеров по общению.

Какую информацию получают люди в процессе невербальной коммуникации?

Во-первых, это информация о личности коммуникатора. Она включает сведения:

  • • о темпераменте человека; его эмоциональном состоянии в данной ситуации;
  • • его "Я"-образе и самооценке; его личностных свойствах и качествах; его коммуникативной компетентности (о том, как он вступает в межличностный контакт, поддерживает его и выходит из него);
  • • его социальном статусе;
  • • его принадлежности к определенной группе или субкультуре.

Во-вторых, это информация об отношении участников коммуникации друг к другу. Она включает сведения:

  • • о желаемом уровне общения (социальная и эмоциональная близость или отдаленность);
  • • характере, или типе, отношений (доминирование – зависимость, расположение – нерасположение);
  • • о динамике взаимоотношений (стремление поддерживать общение, прекратить его, "выяснить отношения" и т. д.).

В-третьих, это информация об отношении участников коммуникации к самой ситуации, позволяющая им регулировать взаимодействие. Она включает сведения о включенности в данную ситуацию (комфортность, спокойствие, интерес) или стремлении выйти из нее (нервозность, нетерпение и т. д.).

Невербальное общение обычно используется для установления эмоционального контакта с собеседником и поддержания его в процессе общения, для фиксации того, насколько хорошо человек владеет собой, а также для получения информации о том, что люди действительно думают. Американский психолог Дж. Трейгер назвал неречевые средства общения "эмоциональным языком", так как чаще всего они говорят о чувствах собеседника.

Специалист в области семантики и прагматики жестов М. Л. Кнапп выделил следующие виды невербальных проявлений:

Сочетание вербальных и невербальных средств зависит от ситуации общения, главными компонентами которой являются отношения между участниками, цели взаимодействия, вид общения.

Вербальное и невербальное поведение

Каждый из нас при общении использует вербальное и невербальное поведение. Мы передаем информацию не только с помощью речи, но и с помощью самых разных средств. В этой статье мы подробно рассмотрим вербальное и невербальное поведение. Вы узнаете много интересных фактов об общении, а также получите ряд ценных советов.

Вербальное поведение

культура невербального поведения

Вербальное поведение предполагает общение с помощью слов. С раннего детства нас учат излагать свои мысли логически, поэтому у взрослого человека обычно не возникает проблем с их выражением. Витиеватость речи и красноречие приобретаются с опытом. Однако лишь 7 % того, что мы говорим, воспринимается другими через смысл, который заключен в словах. Остальная часть – через невербальные реакции и интонацию. В деловом общении, как это ни странно, наиболее важным фактором считается умение слушать, а не говорить. К сожалению, не многие из нас научились внимательно относиться к тому, что говорит собеседник.

Правила эффективного общения, предложенные Китом Дэвисом

вербальное и невербальное поведение

Профессор Кит Дэвис выделил следующие 10 правил эффективного слушания.

  1. Невозможно воспринимать информацию, когда вы говорите, поэтому перестаньте говорить.
  2. Помогите вашему собеседнику раскрепоститься. Нужно сделать так, чтобы человек ощущал свободу, то есть создать непринужденную атмосферу.
  3. Говорящему следует показать вашу готовность слушать. Следует действовать и выглядеть заинтересованно. Слушая другого, пытайтесь понять его, а не выискивать причины для возражений.
  4. Раздражающие моменты необходимо устранить. Избегайте постукиваний по столу, рисования, перекладывания бумаг во время общения. Возможно, при закрытой двери информация будет восприниматься лучше?
  5. Говорящему следует сопереживать. Для этого постарайтесь представить себя на его месте.
  6. Проявляйте терпение. Не прерывайте собеседника, не экономьте время.
  7. Сдерживайте характер. Если человек рассержен, он придает неверный смысл своим словам.
  8. Не допускайте критики и споров. Это заставляет того, кто говорит, занять оборонительную позицию. Также он может рассердиться или замолчать. Не нужно спорить. На самом деле вы проиграете, если победите в споре.
  9. Задавайте собеседнику вопросы. Это его подбодрит и покажет ему, что его слушают.
  10. И, наконец, перестаньте говорить. Этот совет идет первым и последним, так как от него зависят все остальные.

Кроме умения эффективно слушать своего собеседника, существуют иные способы улучшения искусства общения. Перед передачей идей необходимо прояснить их, то есть следует систематически анализировать и обдумывать вопросы, идеи или проблемы, которые вы планируете сообщить другому. Если вы хотите достичь успеха в карьере или личной жизни, очень важно учитывать различные особенности межличностного взаимодействия. Исследователи говорят о том, что, наряду с вербальным (словесным) общением, нужно принимать во внимание и невербальный язык, который используют люди.

Невербальный язык

вербального невербального поведения людей

Следует отметить, что это понятие предполагает не только контроль своего поведения, умение интерпретировать мимику и жесты партнера, но и зону личной территории человека, ее психическую сущность. Кроме того, в это понятие включаются национальные особенности поведения собеседников, их взаимное расположение в процессе коммуникации, умение партнеров дешифровать значение использования таких вспомогательных средств, как сигареты, очки, губная помада, зонтик, зеркальце и др.

Невербальное поведение

Думая об общении, мы имеем в виду в первую очередь язык. Однако он является только частью средств коммуникации, причем, возможно, не главной в таком процессе, как общение. Невербальное поведение зачастую играет даже большую роль. Мы используем при общении множество способов, чтобы передать свои чувства, мысли, стремления и желания окружающим людям. Такие средства коммуникации именуются невербальными. Это означает, что слова или предложения не используются в них. Общение, рассматриваемое в широком смысле, происходит не только вербально.

Невербальные каналы коммуникации

Их можно разделить на две категории. Первая – это невербальное поведение, а вторая – характеристики, не относящиеся к нему.

Поведение "невербальное" включает в себя все виды поведения (кроме произнесения слов), имеющие место в процессе общения. К нему относятся:

    ;
  • поза, ориентация и наклон тела;
  • жесты и движения ног;
  • высота, тон голоса и иные его вокальные характеристики, интонация и паузы, скорость речи;
  • прикосновения;
  • дистанция при общении;
  • взгляд, а также визуальное внимание.

Таким образом, невербальное поведение включает в себя как то, что обычно ассоциируется у нас с активным самовыражением, так и то, что относится к более трудноуловимым и менее ярким проявлениям.

невербальное поведение личности

Невербальное поведение – это в психологии достаточно сложная и глубокая тема. Однако некоторые моменты вовсе не сложно запомнить и учитывать в повседневной жизни. Ниже представлены некоторые особенности невербального поведения, умение интерпретировать которые очень важно для эффективной коммуникации.

Жесты и позы

невербальное коммуникативное поведение

Движения тела и рук передают множество сведений о человеке. В частности, в них проявляются непосредственные эмоциональные реакции индивида и состояние его организма. Они позволяют собеседнику судить о том, каким темпераментом обладает человек, какие у него реакции (сильные или слабые, инертные или подвижные, замедленные или быстрые). Кроме того, движения тела и различные позы отражают множество черт характера, степень уверенности человека в себе, порывистость или осторожность, раскованность или зажатость. Социальный статус индивида также проявляется в них.

Знаки, которые передаются телом, очень важны при первой встрече, так как аспекты личности характера собеседника проявляются не сразу. Например, если вы устраиваетесь на работу, во время собеседования следует сидеть прямо. Этим вы продемонстрируете свою заинтересованность. Также следует смотреть собеседнику в глаза, но не чересчур настойчиво.

Как агрессивное положение тела расценивается следующее: человек находится в напряжении, он готов к движению. Тело такого человека подано несколько вперед, как будто он готовится к броску. Данная поза будто сигнализирует о том, что с его стороны возможна агрессия.

невербальное поведение личности в психологии

Очень большую роль в общении играют жесты. Привлекая внимание, можно призывно махать рукой. Можно сделать отмахивающийся раздражительный жест, покрутить рукой у виска. Аплодисменты означают благодарность или приветствие. Один или два хлопка в ладоши – это способ привлечь внимание. Интересно, что хлопки использовались для привлечения внимания богов в целом ряде языческих религий (перед жертвоприношением или молитвой). Собственно, современные аплодисменты пошли именно оттуда. Арсенал значений, которые передавались и передаются хлопками в ладони, очень широк. Это и понятно, ведь данный жест является одним из немногих, которые производят звук, причем достаточно громкий.

Мимика

Мимика - это невербальное поведение личности, заключающееся в использовании человеком своего лица. Мы способны выделять и интерпретировать самые тонкие движения лицевых мышц. Знаковые функции имеют положение или движения различных деталей лица. К примеру, брови мы приподнимаем в удивлении, страхе, гневе или приветствии. Известно, что еще Аристотель занимался физиогномикой.

Мимика у животных и первобытных людей

Следует отметить, что не только у человека, но и у высших животных присутствует мимика как невербальное коммуникативное поведение. Гримасы человекообразных обезьян хотя и бывают похожи на человеческие, однако зачастую выражают другие смыслы. В частности, оскал, который люди могли бы принять за улыбку, выражает угрозу у обезьян. Животное поднимает десны, чтобы продемонстрировать свои клыки. Многие млекопитающие (волки, тигры, собаки и др.) поступают точно так же.

Кстати, этот знак угрозы, по всей видимости, когда-то был свойствен и человеку. Это подтверждает то, что оскал у ряда первобытных народов является не только улыбкой, но также и знаком ожесточения или угрозы. Для данных народов клыки подсознательно все еще служат боевым оружием. Кстати, и в современной культуре сохранилась память об этом значении такой гримасы: существует фразеологизм "показать зубы", значение которого – "продемонстрировать угрозу или сопротивление".

Сигналы, посылаемые глазами

Сигналы, посылаемые глазами, тоже относятся к мимике. Известно, что женщины стреляют глазками, кокетничая. Можно сказать "да", моргнув ресницами. Открытый, прямой взгляд в глаза собеседника считается признаком свободного и сильного человека. Этот взгляд имеет свои биологические корни. У первобытных народов, а также в животном мире он часто является вызовом. Гориллы, к примеру, терпят возле себя людей, однако человек при этом не должен глядеть в глаза вожаку, так как последний расценит это как посягательство на его лидерство в стаде. Известны случаи, когда телеоператор подвергался нападению самца гориллы, так как животное подумало, что блеснувший объектив камеры – это вызов, прямой взгляд в глаза. И в наши дни в человеческом обществе такое невербальное поведение считается смелым. Известно, что когда люди не уверены в себе, когда они робеют, они отводят глаза.

Тактильная коммуникация

К ней относятся похлопывания, прикосновения и т. п. Использование таких элементов коммуникации свидетельствует о статусе, о взаимных отношениях, а также о степени дружбы между собеседниками. Взаимоотношения между близкими людьми выражаются в поглаживаниях, объятиях, поцелуях. Отношения между товарищами часто предполагают похлопывания по плечу, рукопожатия. Подростки, подобно детенышам животных, порой имитируют потасовки. Так они борются за лидерство в игровой форме. Подобные отношения между подростками выражаются в пинках, тычках или захватах.

невербальное поведение

Следует отметить, что знаки, которые передают невербальные средства коммуникации (прикосновения, поза, мимика и др.) являются не такими однозначными, как слова, которые мы произносим. Чаще всего они интерпретируются с учетом ситуации, то есть тех условий, в которых наблюдаются.

Одежда как способ невербальной коммуникации

Таким образом, невербальное поведение личности в психологии можно рассматривать во множестве аспектов. Это явление представляет интерес не только для ученых, но и для обычных людей. Неудивительно, ведь культура невербального поведения, как и культура речи, используется в повседневной жизни. Умение правильно интерпретировать слова и жесты пригодится каждому. Глубокое понимание смысла вербального/невербального поведения людей способствует эффективному общению.

Читайте также: