Междисциплинарные исследования поведения. Анализ поведения

Обновлено: 09.05.2024

Аннотация

Цель исследования — выявить тенденции экономического поведения населения в сфере потребительской, сберегательной, инвестиционной, кредитной активности. Анализ экономических действий человека лишь для решения научных задач подразделяют на перечисленные виды, на практике же индивид принимает то или иное решение (выбирает определённую стратегию) под влиянием одновременно воздействующих групп факторов, которые зависят от пола и возраста, места и условий проживания, принадлежности к социально-доходной группе, уровня образования, психологических и ценностных установок, уровня развития финансовой инфраструктуры на определённой территории, этапа экономического развития страны и/или региона. А в настоящее время добавился ещё один существенный фактор — последствия пандемии коронавируса, которые меняют привычные модели экономического поведения. В статье представлены результаты первого этапа авторского междисциплинарного проекта «Социально-психологические факторы экономического поведения населения: риски и возможности (межстрановые сравнения)». На основе данных, полученных с помощью разработанного авторами социологического инструментария, исследуются виды экономического поведения с точки зрения четырёх, тесно связанных с особенностями менталитета психосоциальных аспектов: доверие, риск, стресс, ответственность. Междисциплинарный подход к изучению мотивов и стратегий экономического поведения обеспечивает выявление наиболее близкой к реальности картины всех имеющихся на сегодняшний день рисков и возможностей для населения на рынке финансовых и потребительских услуг. Данные, полученные по результатам опроса российского населения, на втором этапе будут сопоставляться с выводами по предстоящим опросам респондентов из Польши, Белоруссии, Литвы и Словакии.

экономическое поведение, социальные факторы, психологические факторы, сберегательно-инвестиционное поведение, кредитные стратегии, потребительское поведение

Биографии авторов

Лилия Сухоцка, Университет Яна Кохановского в Кельце, Кельц; Институт биологической обратной связи и ноо-психосоматики, Люблин, Польша

к.псх.н., проф., доктор факультета образования и психологии, Университет Яна Кохановского в Кельце; научный директор и президент Института биологической обратной связи и ноо-психосоматики

Азиза Викторовна Ярашева, Институт социально-экономических проблем народонаселения ФНИСЦ РАН, Москва, Россия

Елена Ильинична Медведева, Институт социально-экономических проблем народонаселения ФНИСЦ РАН, Москва, Россия

Ольга Аркадьевна Александрова, Институт социально-экономических проблем народонаселения ФНИСЦ РАН; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия

д.э.н., зам. директора по научной работе, Институт социально-экономических проблем народонаселения Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН, проф. Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

Сергей Викторович Крошилин, Институт социально-экономических проблем народонаселения Федерального научного исследовательского социологического центра РАН; Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова, Рязань, Россия

к.э.н., старший научный сотрудник, Институт социально-экономических проблем народонаселения Федерального научного исследовательского социологического центра РАН; доцент кафедры математики, физики и медицинской информатики Рязанского государственного медицинского университета имени академика И. П. Павлова

Наталья Валерьевна Аликперова, Институт социально-экономических проблем народонаселения ФНИСЦ РАН; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия

к.э.н., ведущий научный сотрудник, Институт социально-экономических проблем народонаселения Федерального научного исследовательского социологического центра РАН, доцент Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

Литература

1. Александрова, О.А. Влияние экономических ожиданий на финансовое поведение российского населения / О. А. Александрова, А. В. Ярашева // Вопросы статистики. — 2016. — № 5. — С. 70-79.

4. Рензин, О.М. Кредитное поведение населения: региональная компаративистика / О. М. Рензин, Т. И. Троп // Власть и управление на Востоке России. — 2016. — № 3(76). — С. 52-60.

5. Аликперова, Н.В. Социологические исследования инвестиционного поведения населения России / Н. В. Аликперова // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. — 2016. — Т. 6. — № 2(22). — С. 29-35. DOI: 10.12737/18148.

6. Ярашева, А.В. Типология регионов по потребительскому поведению домохозяйств / А. В. Ярашева, Е. А. Макарова // Народонаселение. — 2015. — № 3 (69). — С. 77-84.

7. Медведева, Е.И. Финансовые стратегии жителей российских городов / Е. И. Медведева, А. В. Ярашева, В. Б. Тореев, С. В. Крошилин // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. — 2016. — Т. 12. — № 3(336). — С. 4-14.

8. Крошилин, С. В. Распространение интернет-технологий в России и «гуглизация» сознания молодёжи / С. В. Крошилин, Е. И. Медведева // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. — 2014. — № 3(240). — С. 9-20.

11. Киреева, О.В. Финансовый самоконтроль в юношеском возрасте / О. В. Киреева, М. В. Сокольская // Экономическая психология: прошлое, настоящее, будущее. — 2019. — Т. 4. — № 4. — С. 71-75.

12. Ерохина, Т.Б. Воздействие пандемии COVID-19 на сознание и психологию потребителя / Т. Б. Ерохина, М. В. Овсянников // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). — 2020. — № 4(72). — С. 120-124.

13. Нифаева, О.В. Роль экономической теории, психологии и этики в исследовании поведения потребителей / О. В. Нифаева // Современные исследования в гуманитарных и естественно-научных отраслях. Сборник научных статей. — Москва, 2021. — С. 29-33.

14. Александрова, О. А. Концептуальные подходы к формированию предпосылок для эффективного финансового просвещения населения России / О. А. Александрова, Н. В. Аликперова, К. В. Виноградова, Ю. С. Ненахова // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2020. — Т. 13. — № 4. — С. 169-185. DOI: 10.15838/esc.2020.4.70.10.

15. Медведева, Е. И. Успешный человек: проблемы потребления и пути решения / Е. И. Медведева, С. В. Крошилин // Вестник ГСГУ. Гуманитарные науки. — 2019. — № 2(34). — С. 62-72.

16. Медведева, Е.И. Успешность современного человека: теоретико-методологические аспекты / Е. И. Медведева, С. В. Крошилин, Л. Сухоцка [и др.] // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2019. — Т. 12. — № 6. — С. 27-50. DOI: 10.15838/esc.2019.6.66.2.

Междисциплинарные исследования поведения. Анализ поведения

Теория функциональных систем. Связь поведения со средой

Поведение с точки зрения теории функциональных систем должно рассматриваться как структурно-динамическая система, в которую включены элементы согласно принципу иерархической организации. Применение теории в изучении механизмов коммуникаций, манипулятивной деятельности и в области экспериментальной клинической психофармакологии позволило доказать ее практическую значимость (Е. Н. Панов, 1978; А. В. Вальдман, В. П. Пошивалов, 1980; А. В. Вальдман, 1983; М. А. Дерягина, М. Л. Бутовская, 1986).

При этом Е. Н. Панов (1977, 1983) уточняет, что поведение представляет собой динамическую систему, состоящую из следующих подсистем: а)рецепторной, б) физиологической, в) «ответа на выходе». В сущности, третья система — это непосредственно наблюдаемая активность, которая и является предметом нашего исследования.

При этом поведение включает комплекс наследственно обусловленных и индивидуально приобретенных компонентов. Первый комплекс определяет стратегию поведения, второй — его тактику, рассчитанную на некоторую импровизацию (Р. Зинц, 1984). А. В. Крушинский (1977, 1986) полагает, что ансамбли поведения слагаются из трех иерархических уровней: а) инстинкта, б) обучения, в) элементарной рассудочной деятельности, напоминающей инсайт (прозрение) гештальтпсихологов.

теория функциональных систем

Независимо от уровня иерархии поведения существуют общепринятые системы организации контуров связи поведения со средой. Например, М. McFarland (1981) предлагает контур обратной связи физиологического состояния, лежащего в основе поведения, следствий поведения и среды.

Он считает, что если в экспериментальных условиях в структуре поведения можно выделить условно-, безусловно-рефлекторные компоненты, то инстинктивная деятельность оказывается организованной по сложным структурно-динамическим законам. F. Кliх (1985) считает, что элементарный рефлекс регулируется аналогично модели, в которой информация об объектах (О) оценивается и распознается рецепторами (Р) и транспортируется в механизмы распознавания (РИ — распознающая инстанция).

Одновременно эта же информация поступает в структуры, дающие оценку аффективной значимости ситуации (ОИ — оценочная инстанция). Результаты распознавания преобразуются механизмом принятия решений (МПР), затем происходит активация наиболее адекватной поведенческой программы (ПП), которая и разворачивается как последовательность моторных актов. Воздействие на окружение меняет ситуацию и объект (О). Новая ситуация вновь подвергается сенсорному анализу и эмоционально-аффективной оценке, в зависимости от оценок разворачиваются последующие циклы активности организма.

Психология, физиология, этология понимают проблемы структуры и организации поведения внешне различно, но на системном уровне все дисциплины так или иначе приходят к единому выводу о том, что поведение: а) организовано по структурно-динамическому принципу, б) существует возможность выделить иерархические уровни поведения; в) поведение человека формируется в онтофилогенезе и является продуктом биологической эволюции и общественно-исторического развития.

Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.

Исследуя различные проявления психики человека, мы в той или иной мере пользуемся моделями, которые гносеологически восходят к различным областям знаний. Выбор модели определяется часто лишь мерой удобства, традицией или профессиональными запросами. В частности, в психиатрии такой моделью является феноменология, элементы клиники — симптомы — понимаются как неразложимые общности. Однако считается, что синдром — это не просто сумма симптомов, но и качественно новое образование.

То же самое можно сказать о нозологической единице, которая представляет собой не только сумму синдромов, но и различается по динамическим характеристикам. В психологии экспериментальные модели складываются в иерархические уровни операция — действие — деятельность. Согласно этологическим моделям неэкспериментального поведения, уровни должны соответствовать иерархии: элемент поведения — система элементов — форма индивидуального поведения.

Однако какое-либо продвижение вперед в каждой из этих областей (психиатрии, психологии, этологии) без использования данных смежных и, быть может, внешне очень отдаленных областей может оказаться невозможным без широкого использования моделей других областей знаний, особенно тех, которые используют в настоящее время самые прогрессивные системные методы исследования. Для сопоставления уровней иерархии мы приводим табл. 1, в которой упрощенно показан параллелизм представлений в различных областях знаний.

Доказательством такого параллелизма является развитие машинных языков искусственного интеллекта на основе логико-лингвистических моделей, которые уже используются для описания поведения (P. Winston, 1980; С. Lee Gass, 1985) и даже для управления поведением (G. Bateson, 1985). При этом обмен между различными областями знаний в изучении поведения является взаимным. Если раньше возникали серьезные проблемы в «переводе» терминологии различных областей знаний с одного языка на другой (в частности, с языка феноменологии на язык семиотики), то теперь такие трансляции появляются, как только появляется достаточно интересная для разрешения задача.

исследование поведения

При исследовании поведения, как было сказано в предыдущей статье, мы сталкиваемся с анализом структурно-динамической системы, которая организована по иерархическому принципу и формируется в процессе филоонтогенеза и историогенеза. Очевидно, что всю систему поведения нельзя охватить одним исследованием, поэтому важно выделить лишь те подсистемы, которые важны для нас в рамках поставленных задач.

Хотя мы полагаем, что наибольшее значение имеют этиопатогенетические задачи, все же на первом этапе основной целью является выявление признаков поведения для диагностики психических заболеваний.

Уже сама констатация факта о поведении как сложной комплексной и упорядоченной системе позволяет привлечь понятийный и формальный аппарат, разработанный для задач в разных сферах человеческой деятельности, имеющих, несмотря на их качественное различие, общее — выбор способа действия, вариантов плана, алгоритмов, предназначенных для принятия решений (G. Birkhoff, 1976). Такую системную задачу по отношению к поведению человека J. Johst (1982) называет структурной гуманетологи-ей.

Однако анализ любой сложной системы, в особенности поведения, складывается из двух основных этапов:
А. Описание на вербальном уровне, состоящее в определении основных элементов поведения на различных уровнях иерархии. Естественно, что этот этап предполагает систему фиксации признаков.
Б. Концептуализация представлений, формализация выделенных подзадач, подбор математического аппарата, наиболее соответствующего поставленной задаче.

Этап А достаточно разработан в этологии, психологии, социальной психологии (М. Argyle, 1972), этап Б лишь в общих чертах разработан в моделях D. McFarland (1981, 1985), G. Tembrock (1982) и М. А. Дерягиной (1985). При этом D. McFarland в основу своих представлений кладет переход от одного класса моделей к другому, а М. А. Дерягина (1986) пользуется одним классом моделей, из которого складывается вся концепция.

- Вернуться в оглавление раздела "Психиатрия."

Биохимический аспект поведения. Биохимия в этологии

Важным аспектом организации поведения является биохимический, основными звеньями которого являются нейротрансмиттерные системы и их перестройка. Известно, что нейротрансмиттерные системы зависят от психосоциальных сигналов (R. Tonjes, 1982), гормонов и, по-видимому, от внешне незначимых изменений биохимизма, тонко меняются при коммуникациях и обмене речевыми сигналами (V. Johst, 1982).

В свою очередь нейротрансмиттерные системы обеспечивают ритмические и ступенчатые изменения поведения, его интенсивность, элементарные и сложные гомеостатические жизненные функции. По-видимому, существует обратная связь между сложными формами поведения — нейротрансмиттерами и информационными процессами, воздействующими на организм. Нейротрансмиттерная регуляция является посредником в переводе физиологического состояния, соответствующего определенному поведению, в биохимическую модуляцию (G. Domagk, 1974; G. Dorner, 1982).

В отличие от психологов, физиологов этологи интересовались сразу сложными комплексами поведения, наблюдаемыми в естественных условиях, поэтому структура и организация поведения строится ими от исходного пункта — непосредственно наблюдаемого поведения, которое предварительно «задается», исходя из результатов наблюдения. Если в дальнейшем исследовании присутствуют эксперименты, что они моделируют естественное поведение, таковы, например, модели релизеров, бэби-схема и т. д.

биохимия поведения

О необходимости естественного наблюдения знал и И. П. Павлов, но наиболее удачно вопрос о нем поставил В. П. Протопопов (1950), который ввел метод «естественного эксперимента», позволяющего оценить нервно-физиологические механизмы свободной двигательной активности. Он также описал сложные моторные навыки, которые нельзя свести к сумме рефлексов. Принципы структурной и иерархической организации поведения были освоены этологами несколько позже, чем физиологами (N. Tinbergen, 1942).

Иерархия поведения в настоящее время понимается как интеграция на следующих уровнях (по Е. Н. Панову, 1978): а) элементарные двигательные акты, б) позы и движения, в) последовательность поз и движений (секвенции поведения), г) комплексы элементов, составляющие ансамбли индивидуальных форм поведения. Элементы низших уровней образуют элементы более высокого уровня, но элементы более высокого уровня, не являясь простой суммой низших элементов, отличаются качественной спецификой. Ряд вышележащих ансамблей «перекрывается».

Число сложных индивидуальных форм поведения ограничено и, по данным разных авторов, различно. Выделяют локомоцию, питание и дыхание, терморегуляцию, поиски убежища, избегание, сон, поддержание чистоты тела, выделение, исследовательскую активность, игру, использование орудий, биологические ритмы, репродуктивное поведение (родительское и сексуальное), манипулятивное, территориальное, доминирование и иерархию. Каждый из ансамблей поведения существует в некотором наблюдаемом пространстве.

Например, территориальное поведение существует в физическом пространстве (убежище, квартира), коммуникативное — в концептуальном пространстве, зависимом от ориентации индуктор — реципиент. Для каждой из форм индивидуального поведения характерны некая ведущая функция и субсистема ЦНС, а также эволюционный уровень, на котором наиболее полно проявляется ансамбль поведения.

Поведенческий анализ

Поведенческий анализ

Поведенческий анализ — это научное направление, основанное на базе бихевиористских принципов. Своей целью поведенческий анализ выдвигает выявление нежелательных форм поведения и разработку методов коррекции этих форм в различных проявлениях.

Выделяют три вида поведенческого анализа:

  1. экспериментальное изучение поведения конкретного индивидуума;
  2. прикладной анализ поведения или изучение очевидных факторов поведения в социальном и культурном контексте;
  3. концептуальный анализ поведения — изучение поведения сквозь призму философских, исторических, теоретических и методологических вопросов.

Как правило, психологи используют две области анализа поведения: экспериментальную и прикладную.

Экспериментальный анализ поведения подразумевает проведение фундаментального исследования, подкрепляющего или опровергающего знание о поведении.

Прикладной анализ поведения (Applied Behavior Analisis (ABA)) является научно обоснованным подходом к изучению факторов окружающей среды, которые влияют на социально значимое поведение и создание технологий, позволяющих изменять поведение. Под поведением в данном случае подразумевается любое взаимодействие организма с окружающей средой.

Специалисты поведенческого анализа используют в своей работе следующие методы:

  1. «Сцепление» - предполагает структуризацию решения проблемы, выделение небольших задач для решения глобальной цели. Таким образом, шаг за шагом решая простые задачи индивидуум приближается к достижению первоначальной цели;
  2. «Подсказка» - использование наводящих вопросов, сигналов или визуальных символов, стимулирующих желаемую реакцию;
  3. «Шейпинг» - представляет собой постепенное изменение поведения от имеющегося к желаемому;
  4. Перенос реакции с одной инструкции на другую — постепенное подведение индивидуума к аналогичной реакции на разные, но аналогичные стимулы;
  5. Метод мини-последствий — предполагает последовательное и повторяющееся использование подкреплений (каких-либо действий или иных последствий) в ответ на каждую реакцию индивидуума.

Несмотря на то, что в настоящее время бихевиоризм уже не является популярным направлением, поведенческий анализ (особенно прикладной) по-прежнему являются активно используемыми методами. В частности, их применяют для:

  • коррекционной работы с детьми и взрослыми, имеющими отклонения в развитии;
  • формирования корпоративного поведения в крупных компаниях и холдингах;
  • борьбы с фобиями, поведенческими расстройствами и зависимостями.

Однако, стоит отметить, что данный метод активнее используется в Америке. В современной отечественной психологии этот метод не так широко распространен так как:

1. Не подкреплен менталистическими объяснениями — поскольку поведенческий анализ является продолжением бихевиоризма, он базируется на восприятии поведения как цепочки последовательных стимулов и реакций. Данное убеждение идет в разрез с современными данными, что ставит под сомнение эффективность самого метода.

2. Сложные научно-технические формулировки — в настоящее время в России достаточно тяжело найти качественную литературу, дающую представление о поведенческом анализе. А та, что имеется — написана сложным научным языком, требующем особого внимания. Кроме того, сам поведенческий анализ предполагает учет огромного количества тонкостей.

3. Отсутствие быстрого результата — процесс поведенческого анализа на практике требует большого количества времени и терпения, то есть тех ресурсов, которых у современных ученых и практиков не так много. Кроме того, трата времени при отсутствии стопроцентной гарантии считается непозволительной расточительностью.

4. Упор на работу с детским аутизмом — основной сферой применения поведенческого анализа в России является коррекция детского аутизма. Таким образом многие наши соотечественники убеждены, что это практически единственный возможный способ прикладного применения поведенческого анализа.

5. Отсутствие возможности ознакомления с поведенческим анализом в образовательном учреждении — в настоящее время ознакомиться с основами поведенческого анализа и уж тем более стать сертифицированным специалистом в России можно только пройдя специальные платные образовательные курсы. В открытых источниках найти доступ к этой информации крайне тяжело. В образовательных учреждениях о поведенческом анализе в лучшем случае упоминают вскользь. Не углубляясь.

Таким образом мы видим, что поведенческий анализ, являющийся методом, вышедшим из неактуального в настоящий момент направления бихевиоризм, является одним из эффективных методов исследования личности. Однако, в силу ряда причин, активно не используется, а применяется узкими специалистами для решения определенных задач.

Список литературы:

Автор: Евгения Прозорова
Педагог по работе с детьми с повышенными образовательными потребностями

Читайте также: