Гнутые проволочные шины. Одночелюстная гладкая связующая шина-скоба.

Обновлено: 23.04.2024

Ошибки в шинировании при переломах челюстей. Модификация гнутых проволочных шин.

Изложив методику изготовления гнутых проволочных шин, следует указать, что правильное изготовление и пользование различными видами шин по показаниям сыграло несомненно весьма положительную роль в ортопедическом лечении челюстно-лицевых раненых. Однако в тыловых госпиталях часто наблюдались отрицательные результаты шинирования из-за допущенных ошибок наложения шины, на чем фиксируют внимание врачей в своих работах Г. А. Васильев, И. Г. Лукомский, Д. А. Энтин, Н. М. Михельсон, Е. Е. Бабицкая и др. Эти ошибки допускаются главным образом в отношении деталей, небрежное изготовление которых сводит на нет всю кропотливую и столь важную работу лечащего врача.

К этим ошибкам относятся следующие: шина должна заканчиваться крючком, который захватывает крайние зубы с дистальной и язычной сторон. Но этот крючок должен быть так изготовлен, чтобы его форма повторяла форму экватора коронки зуба. Крючок, не удовлетворяющий этому требованию, травмирует десневой край, прилегающий к дистальной поверхности зуба. Травма возникает и в тех случаях, когда коронка крайнего зуба (зуба мудрости) низкая. В этих случаях следует закончить шину не крючком, а шипом, входящим в межзубный промежуток между крайним и предпоследним зубами.

Шип тоже часто изготовляется неправильно, он должен доходить до середины межзубного промежутка, между тем его делают во многих случаях слишком малых или слишком больших размеров, в результате чего шип плохо фиксирует шину или травмирует язык. Не соблюдались также правила фиксирования шины к возможно большему числу зубов, а ограничивались 4—5 проволочными лигатурами, что ослабляло фиксацию отломков. Во многих случаях врачи нарушали требования о скручивании лигатур по ходу часовой стрелки, а это весьма неблагоприятно отражалось на работе врачей, лечивших раненых на следующих этапах эвакуации.

шины при переломе челюсти

Шину часто изгибали таким образом, что она не отставала от десневого края, а прилегала к нему и, естественно, ввиду отсутствия достаточного места для резиновых петель травмировала слизистую оболочку полости рта. Не меньший вред причиняло больным небрежное привязывание зубов к шине без соблюдения правила о контакте шины с каждым зубом в одной точке. Результатом этого было перемещение этих зубов в вестибулярном направлении. Важно также правильное изгибание зацепных петель: они должны быть длиной не больше 3 мм и изогнуты под углом 45°.

Ошибкой, ведущей еще к большим осложнениям, является применение одночелюстной или межчелюстной тяги без всестороннего учета клинической картины в полости рта. Только строгое соблюдение методов медицинских показаний может способствовать эффективности лечения. Отрицательно отражается на результатах лечения как слишком ранняя, так и запоздалая замена межчелюстной фиксации одночелюстной, а также преждевременно снятые шины. Ошибкой также является игнорирование метода кровавой репозиции тугоподвижных отломков, с трудом поддающихся, вправлению путем применения одних ортопедических вправляющих аппаратов.

Модификация гнутых проволочных шин.

Ввиду того что процесс изготовления шин весьма трудоемок и к тому же утомителен для больного, предложены разные способы рационализации изготовления проволочных шин.

Шина Тигерштедта в модификации А. А. Лимберга, А. Э. Рауэра и других авторов по сравнению с шинами Зауэра, Гомонда, Шредера должна быть охарактеризована как самая простая и легкая в изготовлении и весьма эффективная. Этим и объясняется ее успех в челюстно-лицевой травматологии, особенно военной.

Несмотря на это, творческая мысль врача-стоматолога продолжала упорно работать в направлении упрощения, улучшения изготовления гнутых проволочных шин. Усилия врачей были направлены по пути рационализации метода изгибания зацепных петель, метода изгибания самой шины, привязывания ее к зубам при помощи лигатуры. Были также предложены новые модификации шин для ортопедического лечения челюстно-лицевой травмы.

Для освобождения врача от необходимости изгибать петли предложен способ механизации изгибания петель.

A. М. Певзнер сконструировал специальные щипцы для автоматического изгибания зацепных петель; М. С. Тиссенбаум предложил аппарат для этой же цели; М. К- Гейкин изобрел аппарат не только для автоматического изготовления зацепных петель, но и для получения распорочных загибов и петель для опорных плоскостей. М. К. Гейкин также предложил новый способ изгибания самой шины. Поэтому способу шину изгибают по проволочному шаблону из одномиллиметровой алюминиевой проволоки, а не в полости рта больного. Шаблон укрепляют воском на доске, в доску забивают гвозди и по гвоздям изгибают шину из двухмиллиметровой алюминиевой проволоки.

М. К. Гейкин предлагает с целью рационализации работы врача разделить труд по изготовлению шины таким образом, чтобы во рту проволочный шаблон изгибал врач, а шину на доске — специально обученный медицинский персонал. Метод, по мнению автора, сокращает срок изготовления шины, разгружает врача и предохраняет больного от боли, испытываемой им во время изготовления шины при наличии свежей раны.

B. И. Кулаженко также предлагает распределить обязанности по шинированию между врачом и сестрой. Шина должна изгибаться и фиксироваться двумя — тремя лигатурами врачом, а дальнейшая тщательная фиксация шины должна проводится сестрой. Благодаря такой рационализации на шинирование одного раненого затрачивают в среднем 30—40 минут и пропускают в день 10—13 раненых.

Что касается рационализации способа привязывания при помощи лигатуры шины к зубам, то заслуживает внимания упрощенный способ прикрепления проволочной шины к зубам сдвоенной проволочной лигатурой по Я. С. Акбройту (при этом способе применяется прямая узловая вязь). Рационален также способ М. А. Соломоцова, который заключается в следующем: обыкновенную швейную иглу изгибают, придав ей полукруглую форму, затупляют ее конец, продевают в ушко лигатуру, захватывают иглодержателем иглу с лигатурой и проводят в межзубный промежуток со щечной стороны. А затем, обогнув пришеечную часть зуба, проводят этот конец через другой межзубный промежуток в сторону преддверия полости рта. Концы скручивают и срезают. Способ этот облегчает продвигание лигатуры над шиной и под шину.

Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.

Шины Тигерштеда

С.Ж.АСФЕНДИЯРОВ АТЫНДАҒЫ
КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ
ҚАЗАҚ ҰЛТТЫҚ МЕДИЦИНА УНИВЕРСИТЕТІ
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.Д.АСФЕНДИЯРОВА
Группа: 12-002-01
Курс: 4
Факультет: стоматология
Орындаған: Қазезқанов Е. Е.
Қабылдаған:Оразалин Ж. Б.
Алматы 2016

2. История

Существуют проволочные шины Шредера,
Тигерштедта, Дюшанж и др. Наиболее
эффективными являются шины Тигерштедта,
неизменно применявшиеся во время Великой
Отечественной войны и еще теперь непотерявшие
своего важного значения. В 1916 г. автор
опубликовал в печати этот метод в работе
«Военно-полевая система лечения и
протезирования огнестрельных челюстных
ранений». Метод Тигерштедта представляет собой
целую систему конструкций алюминиевых шин,
весьма эффективных и показанных почти при всех
видах переломов челюстей. Эта система поэтому
называется универсальной.

Заслугой Тигерштедта является также
удачный выбор металла — алюминия,
весьма удобного для изгибания.
Изготовление этих шин возможно
ручным способом, не нуждается в
лабораторном изготовлении и сложном
инструментарии; кроме того, шина
может быть изогнута индивидуально
для каждого больного в любых
условиях. Шинирование по Тигерштедту
благодаря этим достоинствам стало
методом выбора при лечении
челюстно-лицевых ранений и
способствовало внедрению раннего
ортопедического лечения в челюстно-л
ицевую травматологию. Им было
предложено большое количество
различных конструкций шин: простая
скоба (сейчас называется гладкая шинаскоба), опорная скоба (шина с
зацепными петлями), ретенционная
скоба (шина с распорочным изгибом),
различные варианты скоб с
плоскостями, шины с наклонными
плоскостями и шарнирами, с рычагами
различных принципов действия для
перемещения отломков при застарелых
переломах, фиксационные пломбочки,
якорные скобы и др.

4. Виды шин Тигерштеда

В настоящее время наиболее известны
следующие виды гнутых проволочных шин:
1) одночелюстная гладкая связующая шинаскоба;
2) одночелюстная связующая шина с
распорочным загибом;
3) шина с зацепными петлями для
межчелюстной фиксации;
4) одночелюстная шина с наклонной
плоскостью;
5) одночелюстная шина с опорной плоскостью.

а) гладкая шина-скоба, б) шина с распорочным изгибом, в) шина с
зацепными петлями, г) шина с наклонной плоскостью, д) шина с опорной
плоскостью.

6. Материалы

Для изготовления назубных шин необходимы
следующие материалы: алюминиевая
проволока диаметром 1,8—2 мм и длиной 12—
15 см (в случае большой жесткости ее
необходимо прокалить и медленно охладить);
бронзо-алюминиевая проволока диаметром
0,5—0,6 мм или проволока из нержавеющей
стали диаметром 0,4—0,5 мм; инструменты:
крампонные щипцы, анатомический пинцет,
кровоостанавливающий зажим Бильрота (без
зубчиков) или Кохера (с зубчиками),
зуботехнические ножницы для резания
металла, напильник.

7. Общие правила при наложении назубных шин:

• подкожно вести 0,5 мл 0,1 % раствора атропина для удобства
работы в связи с уменьшением саливации;
• выполнить местное обезболивание, лучше проводниковое;
• начинать изгибание шины с левой стороны челюсти больного (для
левшей — с правой); некоторые авторы рекомендуют начинать
изгибание шины со стороны перелома;
• шину изгибать пальцами левой руки, удерживая проволоку в
правой руке крампонными щипцами (для левшей — наоборот);
• крампонные щипцы располагать на границе проволоки (заготовки)
и изогнутого участка шины, предохраняя его от деформации;
• после примерки шины к зубам изгибать ее только вне полости рта;
• изготовленная шина должна обязательно прилегать к каждому зубу
хотя бы в одной точке и располагаться междудесневым краем и
экватором зуба;
• шину зафиксировать к каждому включенному в нее зубулигатурной
проволокой;
• закручивать лигатурную проволоку только в направлениидвижения
часовой стрелки (так договорились все врачи).

Перед привязыванием шины очищают рот
от пищевых остатков, сгустков крови,
протирают зубы и слизистую оболочку
ваткой с 3% раствором перекиси водорода,
а затем орошают раствором
марганцовокислого калия. Удаляют также
зубной камень, мешающий прохождению
лигатур через межзубные промежутки, и
приступают к связыванию шины с зубами.

9. Одночелюстная гладкая связующая шина-скоба.

Одночелюстная гладкая связующая шина-скоба применяется в
тех случаях, когда можно удерживать прочно отломки в
правильном положении при помощи одночелюстной
фиксации. Для применения этой шины-скобы необходимо
наличие достаточного количества устойчивых зубов на
каждом отломке. Для изготовления гладкой связующей шиныскобы используется алюминиевая проволока толщиной 2 мм и
длиной 15—20 см. Шину изгибают таким образом, чтобы она
охватила стоящие в конце зубной дуги моляры с дистальной и
язычной стороны крючками. Крючок должен быть так изогнут,
чтобы он повторял форму экватора зуба. Если же крайний зуб
не может быть охвачен крючком (поражен кариесом или имеет
низкую коронку), тогда изгибают шип, входящий в
промежутки между двумя крайними зубами и заостренный
напильником в виде трехгранной пирамиды. Шип должен
захватить не больше половины дистальной стороны
предпоследнего зуба, и край должен быть изогнут по
направлению к жевательной поверхности.

Затем шину изгибают по зубной дуге с таким расчетом,
чтобы она прилегала к каждому зубу в одной точке
вестибулярной поверхности его. Шина должна быть
расположена на гингивальной части коронки зуба, т. е.
между экватором и десневым краем, находясь от
десневого края на расстоянии 1—1,5 мм. Техника
припасовки шины к зубам следующая: изогнув на одной,
допустим левой, стороне крючок или шип, вводят
проволоку в полость рта, вставив шип или крючок на
отведенное ему место, и отмечают точку на проволоке,
которая прилегает к зубам. Проволоку захватывают
крампонными щипцами в отмеченной точке, вынимают
из полости рта и пальцем пригибают шину в сторону
еще не прилегающих к ней зубов. Потом примеряют
шину в полости рта, опять захватывают ее щипцами и
пригибают пальцами шину по направлению к не
прилегающим к ней еще зубам.

Так поступают до тех пор, пока шина не будет
прилегать к зубам левой стороны. К другой, т. е.
правой, стороне труднее припасовывать шину, так как
другой конец проволоки с трудом входит в рот. В этих
случаях поступают следующим образом. Сначала
изгибают шину, чтобы она вошла в рот и
приблизительно прилегла к зубам правой стороны. При
этом срезают правый конец проволоки таким образом,
чтобы шина только на 2—3 см была длиннее зубного
ряда. Затем припасовывают шину к каждому зубу правой
стороны описанным способом, а из излишка проволоки
в 2—3 см изгибают крючок. Следует помнить одно
важное правило: изгибать нужно проволоку пальцами, а
держать ее щипцами. Когда шина полностью изогнута,
привязывают ее проволочной лигатурой. Шину
необходимо привязывать к возможно большему
количеству устойчивых зубов, желательно ко всем зубам

Шину привязывают к зубам лигатурой одиночной
узловой косой вязью. С этой целью проводят оба
конца шпильки со стороны полости рта через
промежутки, имеющиеся между намеченным зубом
и двумя соседними, таким образом, чтобы
проволока охватила зуб с обеих сторон. Один
конец должен пройти в преддверие рта над
проволочной шиной, другой — под шину. Ухватив
щипцами оба конца с вестибулярной стороны,
скручивают их по ходу часовой стрелки, срезают
излишки лигатуры так, чтобы концы имели в длину
не больше 3—4 мм, и пригибают их на нижней
челюсти кверху над шиной, а на верхней челюсти
книзу — под шину

Для легкого проведения лигатуры через межзубное
пространство необходимо, чтобы положение шпильки вначале
имело вертикальное направление. Когда концы уже вошли в
межзубные промежутки, нужно придать шпильке
горизонтальное положение. Не следует силой проталкивать
лигатуру, она в этих случаях загибается и не идет в нужном
направлении. Затем притягивают оба конца с вестибулярной
стороны и скручивают их по ходу часовой стрелки.
Скрученные концы должны быть гладкими для предохранения
мягких тканей полости рта от травмы. Очень важно неуклонно
соблюдать правило скручивания концов лигатуры по ходу
часовой стрелки, ибо врач, который принимает больного на
следующем этапе эвакуации, должен часто корригировать
шину, при ослаблении лигатур должен их подкручивать, и
поэтому необходимо строго унифицировать способы ее
фиксации. Фиксировать к шине желательно все зубы, во
всяком случае необходимо фиксировать большое количество
зубов. Фиксацию начинают с малых коренных зубов на обеих
сторонах. Затем переходят к фиксированию остальных зубов.

15. Шина с зацепными петлями.

Эту шину наиболее часто используют для
лечения больных с переломами челюстей.
При переломах нижней челюсти
изготавливают две шины с зацепными
петлями на зубы верхней и нижней
челюстей. При переломах верхней челюсти
в зависимости от выбранного метода
можно использовать как одну, так и две
шины с зацепными петлями.

16. Показания к применению:

• переломы нижней челюсти за пределами зубного
ряда;
• переломы нижней челюсти в пределах зубного
ряда при отсутствии на большем отломке четырех,
а меньшем — двух устойчивых зубов;
• переломы нижней челюсти с трудно вправимыми
отломками, требующими вытяжения;
• двусторонние, двойные и множественные
переломы нижней челюсти;
• перелом верхней челюсти (с обязательным
использованием подбородочной пращи);
• одновременные переломы верхней и нижней
челюстей (дополняется подбородочной пращей).

17. Методика изгибания шины с зацепными петлями.

Отрезок алюминиевой проволоки длиной 15 см берут в левую руку и с помощью
крампонных щипцов, находящихся в правой руке, изгибают зацепной крючок на зуб
мудрости (или на другой последний зуб, имеющийся в зубном ряду). Крючок изгибают и
затачивают, как при изготовлении гладкой шины-скобы.
Изгибают шину до следующего зуба (допустим, им будет второй моляр). Шина должна
касаться второго и третьего моляров хотя бы в одной точке и располагаться между
экватором и краем десны, захватывают щипцами шину в межзубном промежутке первого и
второго моляров, чуть ближе к первому моляру, снимают шину с зубов, выводят ее изо рта,
не меняя положения шины в щипцах. Далее приступают к изгибанию зацепной петли.
Удерживая щипцы ручками вверх, накладывают щечки на шину под углом 30—40° по
отношению к зубу. Извлекают шину изо рта, щипцам с зажатой шиной придают
вертикальное положение ручками вниз и первым пальцем левой руки отгибают проволоку
от себя на 90°, плотно прижимая к щечкам щипцов. Взявшись левой рукой за отогнутый
(длинный) конец проволоки, перемещают на него щечки щипцов, располагая вплотную к
образованному углу. Вторым пальцем левой руки, расположенным около левой щечки
щипцов, поворачивают на себя длинный конец (на 180°), плотно прижимая его к левой
щечке. Щечки щипцов перемещают на основание петли, сближают ее плечи и
одновременно отгибают длинный конец проволоки от себя на 90°, сделав его
продолжением уже изогнутой части шины. Шину примеряют на зубах. Вершина петли
должна быть обращена вниз на нижней челюсти и вверх — на верхней челюсти, длина ее
должна быть равна 5 мм, расположена она к зубу под углом 30—40°

Аналогичным способом изготавливают шину с зацепными петлями на зубы
верхней челюсти, но зацепные петли на ней должны быть обращены своей
вершиной вверх. При этом во рту захватывать проволоку щипцами следует
таким образом, чтобы ручки щипцов были обращены вниз, а угол наклона тоже
составлял 30—40° к щечной поверхности коронки зуба. Первое движение при
изгибании петли должно быть по направлению к себе на 90°.
Зацепные петли обычно изгибают на шине таким образом, чтобы они
располагались в области шестого, четвертого и второго зубов. Если эти зубы
отсутствуют, то зацепные петли изготавливают в области других зубов, но
необходимо это делать по возможности у зубов, имеющих антагонисты.
Обычно на шине, прилегающей к зубам большего отломка, изгибают 3— 4, а к
зубам меньшего отломка — 2—3 зацепные петли. Основание петли должно
находиться в пределах коронки зуба. Если угол наклона петли по отношению к
слизистой оболочке десны будет меньше 30°, то надетое на петлю зацепное
резиновое колечко вызывает образование пролежня (декубитальная язва) на
десне. Если этот угол будет больше 45°, пролежень образуется на слизистой
оболочке щеки или губы.
Изготовленные шины помещают на зубы челюстей и проверяют их качество:
шины должны прилегать к каждому зубу хотя бы в одной точке, зацепные
петли — образовывать угол наклона к оси зуба 30—40°, зацепные петли обеих
шин — находиться приблизительно на одном уровне, шина — располагаться
между краем десны и экватором.

Гнутые проволочные шины. Одночелюстная гладкая связующая шина-скоба.

Одночелюстная связующая шина. Шина с зацепными петлями.

Одночелюстная связующая шина с распорочным загибом (распоркой). Эту шину изгибают так же, как и гладкую связующую скобу. Она применяется при наличии костного дефекта и дефекта зубных рядов. Отличается она от гладкой шины только тем, что в области недостающих зубов или дефекта костной ткани в шине делают изгиб проволоки, соответствующий по размеру расстоянию между зубами, ограничивающими дефект. Распорку изгибают в участке шины, которая прилегает к дефекту и имеет форму.
Верхняя часть изгиба (перекладина) обращена в полость рта, а боковые части охватывают апроксимальные поверхности зубов, ограничивающие дефект.

Шина с зацепными петлями. Шину изгибают так же, как и гладкую связующую шину-скобу. Она отличается от скобы только тем, что имеет петли. Для ее изготовления берут кусок проволоки длиной 18—20 см, сечением 2 мм. Всего петель должно быть изогнуто 5—6 на всей челюсти. Первая петля должна быть сделана на расстоянии от конца шины 2—3 см, длина петли не должна превышать 3—4 мм. Петли изгибают следующим образом.

Крампонными щипцами захватывают проволоку в точке, отстающей от конца на 2—3 см, и делают пальцами изгиб проволоки вверх под прямым углом, затем захватывают щипцами вертикальную часть проволоки и отгибают ее вниз, после этого захватывают щипцами вторую получившуюся сторону изгиба и отгибают в горизонтальном направлении проволоку. Таким образом, получается петля, стороны которой отстают друг от друга на толщину щечки щипцов.

связующая шина

Тогда захватывают обе стороны петли и плотно прижимают друг к другу. Изготовив первую петлю, приступают к изгибанию остальных петель, сохраняя расстояние между двумя петлями, равное примерно 1 см. Петли должны изгибаться с таким расчетом, чтобы петли на нижней шине были расположены против петель на верхней шине. Шину привязывают к зубам таким образом, чтобы петли были расположены по направлению к десне под углом 35—45°. Более близкое прилегание петли к десне может вызвать при надевании на нее резиновых петель образование пролежней. Так изготовляют шину с зацепными петлями по А. А. Лимбергу.

По Рауэру (Померанцевой-Урбанской), петли должны быть перпендикулярно расположены по направлению к зубам, но для того чтобы они не травмировали десны и в то же время лучше удерживали резиновые кольца, концы их расплющивают молоточком и загибают кверху на верхней шине и книзу на нижней шине. Во время Великой Отечественной войны применялись главным образом шины с зацепными петлями по А. А. Лимбергу.

А. А. Лимберг предлагает на шине делать не только зацепные петли, но и одну—две дополнительные петли, получающиеся благодаря закручиванию проволоки на 360°. Путем сжатия зацепных петель можно немного укоротить шину, а сжатием дополнительных петель можно получить удлинение шины. Таким образом, используются разного вида петли для исправления длины шины.

Затем шины фиксируют проволочной лигатурой описанным способом ко всем зубам, за исключением недостаточно устойчивых зубов, надевают на зацепные петли резиновые кольца, при помощи которых репонируются отломки и фиксируется нижняя челюсть к верхней.

Проволочные шины


Проволочные назубные шины С.С.Тигерштедта. (1916)

1 Гладкая шина-скобаможет быть использована для лечения переломов нижней челюсти при условии, что на большем отломке находится не менее 4, а на меньшем – не менее 2 устойчивых зубов. При этом зубы, находящиеся в щели перелома в расчет не берутся.

Показания к применению:

1) односторонний линейный перелом нижней челюсти, расположенный в пределах зубного ряда, без смещения или с легко вправимыми отломками в пределах фронтальной группы зубов;

2) переломы альвеолярной части нижней челюсти и альвеолярного отростка верхней челюсти;

3) переломы и вывихи зубов, когда с двух сторон на неповрежденных участках челюсти имеются устойчивые зубы;

4) шинирование зубов при остром одонтогенном остеомиелите и пародонтите.

5) для профилактики патологического перелома нижней челюсти, перед проведением операций секвестрэктомии, цистэктомии, цистотомии, резекции части челюсти и др.;

6) неполные переломы (трещины) нижней челюсти.

2. Шина с распорочным изгибом в области дефекта зубного ряда.

Односторонний перелом нижней челюсти без смещения или с легко вправимыми отломками, если щель перелома проходит через альвеолярную часть, лишенную зубов.

3.Шина с зацепными петлями.

Варианты зацепных петель а) по Рауэру под углом 90°, б) по Лимбергу под углом 45°

1) переломы нижней челюсти за пределами зубного ряда;

2) переломы нижней челюсти в пределах зубного ряда при наличии на большем отломке 4-х, а меньшем – 2-х устойчивых зубов;

3) переломы нижней челюсти с трудно вправимыми отломками, требующими вытяжения;

4) двусторонние, двойные и множественные переломы нижней челюсти;

5) легко вправимый перелом верхней челюсти по нижнему, среднему, реже верхнему типу с незначительным смещением отломков (с обязательным использованием подбородочной пращи и резиновой прокладки в области коренных зубов);

6) одновременные переломы верхней челюсти и нижней челюсти (дополняется подбородочной пращей).

4.Шина с наклонной плоскостью.

1) при значительных дефектах нижней челюсти в результате травматического остеомиелита, огнестрельного ранения или после операций по поводу резекций. Предотвращает смещение отломка в сторону полости рта, устанавливая его в правильном артикуляционном соотношении с противоположным зубным рядом.

2) переломы в области восходящей ветви.

5. Шина с удерживающей плоскостью.

Показания к применению: на верхнюю челюсть для удержания тампонов, лоскутов мягких тканей неба при повреждениях или в послеоперационный период.

Метод Бетельмана А.И. и Фиделя М.П.

Метод представляет собой модификацию метода Тигерштедта.

На верхней челюсти укрепляют шину с зацепными петлями; на каждом отломке нижней челюсти к 1-2 зубам привязывают с помощью лигатуры резиновые кольца и надевают их на петли верхней шины. Таким образом, смещенные отломки устанавливают в правильном положении. После этого изгибают проволочную шину с зацепными петлями на весь зубной ряд нижней челюсти, снимают резинки, проводят несколько проволочных лигатур между зубами на отломках нижней челюсти, и прикрепляют готовую шину к зубам, проводя двучелюстное шинирование по методу Тигерштедта.

Шина В.А.Энтелиса (витая шина-распорка)

Показания: переломы нижней челюсти с дефектом костной ткани во фронтальном отделе.


Стальная шина 3. Н. Померанцевой-Урбанской (три варианта).

1.
дуга, перемещающая беззубый отломок книзу при помощи пелота;

2. дуга, перемещающая отломок книзу при наличии устойчивых зубов;

3. дуга с распоркой при наличии дефекта кости.

Шина изготавливается из стальной нержавеющей проволоки диаметром 1,3—1,5 мм. Техника изгибания такая же, как при изгибании алюминиевой проволоки. Показана в тех случаях, когда прочность алюминиевой шины недостаточна. Эта шина может быть использована не только для фиксации, но и для репонирования отломков челюсти, при этом благодаря ее прочности могут быть расширены показания к применению одночелюстной шины.

Шинирование по Г.В.Кручинскому и С.И.Суботько (1989).

Отличительная особенность данного вида шинирования состоит в использовании в челюстно-лицевой травматологии законов и правил биомеханики, которые заключаются в том, что основные траектории напряжений, по мнению авторов, проходят вдоль язычной поверхности тела нижней челюсти. Таким образом, проволочную шину рациональнее располагать на язычной поверхности зубов. Шина фиксируется лигатурной проволокой к каждому зубу затем из лигатурной проволоки, выведенной в преддверие полости рта, формируются зацепные Т-образные крючки для межчелюстного вытяжения.

Показания к применению: переломы нижней челюсти при достаточном количестве устойчивых зубов на отломках (способ особенно эффективен при переломах подбородочного отдела нижней челюсти).

Шинирование по П.И.Попудренко и А.И.Степанову.

Межчелюстное вытяжение по П.И. Попудренко осуществляется с помощью резиновых колец, на которые надеты по два S-образных крючка из стальной (нержавеющей) проволоки. Один из крючков фиксируется за гладкую проволочную верхнечелюстную шину, а другой – за такую же нижнечелюстную шину. А.И. Степанов перелагает на гладкую шину-скобу надевать специальные, заранее заготовленные плоские крючки из латуни, нержавеющей стали или дюралюминия. Они свободно перемещаются по шине и, по мере ее закрепления, устанавливаются в необходимых местах между лигатурами.

Показания к применению те же, что и для шины Тигерштедта.

Двойная шина Бадера И.Я. Способ фиксирования ее к зубам облегчен, хорошо удерживает отломки, так как она двойная – с вестибулярной стороны зубы фиксирует шина по Тигерштедту с зацепными петлями, а с оральной – проволочная лигатура.

а) вестибулярная шина Тигерштедта плотно прилегает к зубному ряду. Свободный конец ее изогнут в виде петли, через которую проведена лигатура, оба конца ее размещены с язычной стороны зубов, их выводят в промежуток между клыком и боковым резцом.

б) шина фиксирована прямой узловой вязью.

Шинирование по методу А.П.Вихрова и М.А.Слепченко

Оно состоит в том, что бронзово-алюминиевая лигатура фиксируется на зубном ряду при помощи полиамидной нити с язычной стороны, и сама, в свою очередь, фиксирует с вестибулярной стороны алюминиевую шину (гладкую или с зацепными петлями).

Шинирование по методу П.З.Аржанцева.

Состоит в том, что гладкие назубные проволочные шины скрепляют полиамидной нитью, таким образом исключается необходимость в зацепных крючках или петлях.

Читайте также: