Физическое развитие артистов балета. Рост у танцоров

Обновлено: 03.05.2024

БАЛЕТ - трудовая деятельность, начинающаяся с раннего детства, - обучение с 9-10 летнего возраста завершается в 17-18 лет. В таком возрасте выпускники общеобразовательной школы еще только выбирают профессию, воспитанники же хореографического колледжа уже начинают трудовую деятельность. На детский организм в хореографическом колледже падает колоссальная нагрузка не только физическая, но и эмоциональная: даже на самых первых этапах обучения от внутреннего мира и характера маленького человека требуется самоотдача, самораскрытие.

Известно, что классический танец предъявляет к основному инструменту танцовщика - телу - веками отработанные и отобранные требования, касающиеся как фигуры в целом, так и отдельных ее частей. Это исходный материал, используя который артист должен развить в себе такие качества, как свобода движений, устойчивость, мягкость, гибкость, быстрота, легкость движений, округленность линий, подвижность стопы, то есть развить в себе необходимые для исполнительской деятельности физиологические качества. Но этого еще недостаточно для формирования артиста балета - он должен еще обладать и психологическими, волевыми свойствами, эмоциональностью, темпераментом. И все это вместе должно быть доведено до автоматизма.

И, тем не менее, артист, обладающий идеальным телосложением, хорошей технической подготовкой, постоянно держащий свое тело в тонусе еще не может считаться артистом, если его творчество не несет в себе мысли, чувства, образа, эмоции. Следовательно, искусству балета должны обучаться физически выносливые дети, организм которых сможет приспособиться к любым экстремальным условиям, для чего необходима гибкая, пластичная нервная система.

Вся система отбора одаренных детей для хореографического обучения должна базироваться на трех ведущих критериях: эмоциональность, профессиональные данные, физическое развитие.

В процессе отбора определяются такие профессиональные данные, как выворотность, шаг, гибкость, подъем, прыжок.

Выворотность - это способность поворачивать верхнюю часть ноги в тазобедренном суставе вокруг оси так, чтобы колено, голень и стопа свободно поворачивались наружу. Выворотность зависит от свободной подвижности в тазобедренном суставе, эластичности мышц бедра и связок тазобедренного сустава, от неглубокой впадины таза и маленькой продолговатой головки бедренной кости. Активную выворотность проверяют по первой позиции, стоя и при глубоком плие. Кроме того, нужно проверить пассивную выворотность, чтобы выявить степень запаса выворотности для возможного развития ее в процессе обучения.

Подъем - это внешняя выраженность продольного свода стопы и возможность хорошо вытянуть стопу вместе с пальцами.

Гибкость - определяет способность ребенка свободно максимально прогнуться назад.

Шаг - выявляет степень подвижности в обоих тазобедренных суставах. Величина шага зависит от степени подвижности в позвоночном столбе, от эластичности задней группы мышц бедра, от эластичности подвздошно-бедренной мышцы, от величины выворотности бедра в суставе и от сопротивления приводящих мышц бедра.

Прыжок. Величина прыжка зависит от подвижности сустава в конечности (тазобедренного, коленного, голеностопного и суставов стопы), а также от функциональных особенностей мышц.

Отсутствие одного из необходимых признаков не является еще основанием отказа в приеме. В процессе изучения основ классического танца, а также при выполнении регулярных гимнастических упражнений и партерного станка эти признаки могут вырабатываться и совершенствоваться.

Необходимо уделить большое внимание изучению эмоциональности и темперамента ребенка. Эти качества имеют большое значение для будущего артиста балета в его сложной психолого-эмоциональной сценической деятельности. Индивидуальные способности человека зависят от свойств нервных процессов, возбуждения и торможения, их силы, уравновешенности и подвижности.

Темперамент - это возбудимость и восприимчивость человека к впечатлениям.

В таблице представлены типы нервной деятельности и темперамента:

Вид темперамента

Тип высшей нервной

деятельности

Особенности

нервных процессов

по уравнове-

по подвижности

Идеальные типы нервной деятельности и темперамента для отбора детей обучению хореографии - это сангвиник и холерик.

Будущий артист балета должен быть физически здоровым, обладать хорошими функциональными возможностями.

Голова. Должны быть правильные симметричные черты лица. Зрение не менее 0,6. Противопоказан прием детей с такими дефектами как большая голова, угловатая ее форма, крупная нижняя челюсть, неправильная форма носа и ушей, деформация передних зубов, нарушения прикуса.

Шея должна быть хорошей подвижности, удлиненной формы. Противопоказаны: короткая широкая шея, чрезмерно удлиненная шея, сильно выступающий щитовидный хрящ («кадык»).

Плечевой пояс. Плечи должны быть на одном уровне, красивая линия их подчеркивает форму туловища. Противопоказан прием детей с резко выступающими вперед ключицами, их грудинными и плечевыми концами, широкими и угловатыми плечами, ассиметричным стоянием лопаток.

Руки. Красивая прямая линия плеч и предплечий, удлиненная тонкая кисть и пальцы. При опущенных руках конец среднего пальца должен находиться на середине бедра или чуть ниже. Противопоказан прием детей с чрезмерным переразгибанием в локтевых, кистевых суставах и суставах пальцев.

Позвоночный столб. Он должен иметь нормальные физиологические изгибы - грудной и поясничный, при осмотре сзади - прямую линию остистых отростков. Противопоказан прием детей с выраженным искривлением позвоночного столба - выраженный кифоз грудного отдела, гиперлордоз поясничного отдела, сколиоз второй и третьей степени. Подвижность в позвоночном столбе должна быть полная во всех отделах. Дисплазия - слабое развитие пояснично-крестцового отдела позвоночного столба - является противопоказанием к обучению хореографии.

Грудная клетка должна быть симметричной. Противопоказан прием детей с врожденными дефектами развития - узкая форма с деформацией ребер, с выступающей грудиной, воронкообразной деформацией. Эти деформации ограничивают подвижность ребер, и у детей может быть дыхательная недостаточность.

Таз должен быть красивой формы, неширокий. Противопоказан прием детей с широким тазом, чрезмерным наклоном его вперед, с чрезмерным развитием подкожно-жировой клетчатки и крупными ягодичными мышцами.

Нижние конечности должны иметь прямую красивую линию, мышцы продолговатые, плоские, умеренная рекурвация коленных суставов, стопы развернуты наружу. Противопоказан прием детей со следующими деформациями ног: Х-образные ноги, когда бедра сближены, а голени расходятся наружу; О-образные ноги, когда при сомкнутых стопах расстояние между внутренними поверхностями коленных суставов более 3,5 см.

Важное значение имеет определение росто-весового индекса, который определяется по формуле: I = P - ( L - 100), где Р - масса тела, L - длина тела. Для артистов балета этот показатель должен быть отрицательным: для девочек 9-10 лет от равен 15-19, для мальчиков - 10-15.

Для количественной оценки телосложения определяется еще индекс «длинноногости» - соотношение длины ног и туловища. Определяется рост сидя и рост стоя и рассчитывается по формуле:

Он должен быть в пределах 49-53 %.

Для подготовки квалифицированного артиста балета необходимо уже заранее знать, какие у детей музыкальные способности и чувство ритма. Скорость развития этих способностей зависит от темперамента и степени одаренности. Появление у детей большой скованности движений в процессе воспроизведения и сохранения ритма при максимальной скорости движений говорит о слабости у них нервных процессов. Восприятие балетных поз и движений у таких детей будет замедленным и неточным, а отсюда и качество исполнения будет низким.

Нами было проведено исследование антропометрических параметров учащихся 1/5 класса Бурятского республиканского хореографического колледжа. По результатам оценки этих данных выявилось, что росто-весовые показатели учащихся 1/5 класса в целом соответствуют нормативам, предъявляемым к артистам балета, вычисляемым по формуле I = P - ( L - 100), где Р - масса тела, L - длина тела. Этот показатель соответствует норме у 37,5 % девочек и 87,5 % мальчиков, что говорит о недостаточном росте у остальных девочек и мальчиков, или излишнем весе.

Средний рост у мальчиков 1/5 класс - 146 см, у девочек - 144 см. Средний вес у мальчиков - 33,5 кг, у девочек - 31,7 кг. Эти показатели соответствуют стандартам, предъявляемым к детям при поступлении в хореографические колледжи.

Также были проведены исследования антропометрических параметров у студентов II курса БРХК в период с 2016-2019 г.г.

Динамика роста (средняя прибавка, в см)

юношей и девушек II курса

Динамика веса (средняя прибавка, в кг)

За период обследования студентов II курса с 2016 по 2019 г.г. средняя годовая прибавка в росте у юношей составила - 1,22 см, у девушек - 1,17 см; средняя годовая прибавка в весе у юношей - 1,83 кг, у девушек - 1,23 кг.

По результатам оценки антропометрических параметров студентов II курса выявилось отличие росто-весовых показателей от средних данных учащихся общеобразовательных школ. Заметно замедленное физическое развитие у студентов хореографического колледжа в отношении как роста, так и веса, отставание от учащихся общеобразовательных школ на 1-2 года.

При оценке физического развития учащихся безусловно необходимо учитывать национально-региональные особенности.

Наш регион (Республика Бурятия) относится к областям с экстремальными климатическими условиями: низкий годовой баланс солнечной радиации, низкий среднегодовой температурный режим, частые и резкие перепады температуры и атмосферного давления в течение суток, сезона и года, высокая геомагнитная активность, сильные ветра; в питьевой воде снижена концентрация йода, фтора и кальция и отмечается своеобразие микроэлементов, обусловленное мерзлотной почвой, использованием талой воды и ее геохимическими особенностями.

На физическое развитие детей действует весь перечисленный комплекс факторов.

Недостаток солнечного света, в котором содержится необходимый растущему организму ребенка витамин D , приводит к заболеванию рахитом. Для рахита типичны О-образные или Х-образные деформации ног, плоскостопие, что является противопоказанием к большим физическим нагрузкам. Также одним из распространенных пороков опорно-двигательной системы у детей, проживающих в Сибири, является дисплазия тазобедренных суставов - недоразвитость тазобедренных суставов.

Еще одно характерное заболевание населения нашего региона - заболевание щитовидной железы, вызванное недостатком йода в питьевой воде. Заболевания эндокринной системы влияют на развитие всех функциональных систем организма, в том числе на физическое развитие тела. Доказано, что во время охлаждения организма прекращается секреция гормона роста и лишь после согревания он вновь вырабатывается. Не исключена возможность торможения роста детей, подвергающихся частым переохлаждениям.

Также климатические особенности нашего региона таковы, что белковое питание является основным. Общеизвестно, что питание с превалированием белка определённо влияет на формирование детского организма. Некоторым образом этим объясняется отсутствие таких балетных данных как гибкость, шаг, выворотность (тазобедренного сустава, колена, стопы) и, как следствие, низкая амплитуда шага. При отборе детей обнаруживается плоскостопие, следовательно, отсутствует подъем и амортизация стопы, от чего зависит прыжок; часто встречается сколиоз. В итоге абсолютно идеальные кандидатуры отсутствуют, но в процессе обучения, методически корректно исполненные движения могут нивелировать эти недостатки.

Одним из важных условий в достижении высот исполнительского мастерства для артиста балета является необходимость поддержания определенного веса своего тела. При этом существующий дефицит веса не должен сопровождаться снижением работоспособности, ухудшением самочувствия и состояния здоровья. С другой стороны, большие физические нагрузки, неизбежные в балете, сопровождаются высокими энергозатратами и требуют для поддержания нормального состояния организма высокой энергетической ценности пищи.

Для решения этой проблемы необходимо строить питание артистов так, чтобы оно было адекватно энергозатратам при усиленной мышечной деятельности. Дневное меню должно быть сбалансировано по пищевым веществам, с учетом особенностей их обмена при занятиях хореографией.

Проблема избыточного веса у танцовщиц стоит достаточно остро. Для «борьбы» с ним они применяют различные виды ограничений в пище, и надо заметить, далеко не всегда правильные, а нередко просто вредные для организма, как, например, полный отказ от пищи (голодание). Подобные меры, предпринятые без консультации со специалистом-врачом, могут привести к различного рода нежелательным осложнениям в состоянии здоровья.

Поэтому правильное отношение к питанию следуют прививать будущему артисту еще в школе. Необходимость этого диктуется еще и тем, что большие физические нагрузки и нервно-эмоциональное напряжение, связанные с освоением профессии артиста балета, совпадают с периодами роста, развития и формирования организма ребенка, так как обучение хореографическому искусству начинается с 9-10-летнего возраста.

Расход энергии у обучающихся хореографического колледжа, а соответственно и потребность в пище значительно колеблется в зависимости от возраста и пола (от 2650 килокалорий до 3600). Поэтому существующий в настоящее время единый рацион питания для всех учащихся, то есть ежедневная выдача одинакового количества пищи девочкам 10-11 лет и юношам 17 лет является в корне неверным. При таком построении питания учащиеся младших классов получают пищу в избытке, а остальные не покрывают своих потребностей за счет рациона и докупают продукты по своему усмотрению, без учета их полезности и необходимости. В результате ­- девочки, как старшие, так и младшие, нередко накапливают лишний вес и начинают беспорядочно голодать, принося большой ущерб своему организму. Мальчики и юноши значительно реже набирают избыточный вес, но при такой беспорядочности питания снижается их работоспособность, замедляется рост и развитие организма.

Питание детей в хореографических колледжах, прежде всего, должно быть дифференцированным по возрасту учащихся, их полу и адекватно энергозатратам. Качественная сторона питания (то есть содержание в пище белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ и т. д.) должна строится с учетом особенностей обмена веществ при занятиях хореографией. Эти особенности заключаются в следующем - в усилении процесса обмена белка, затруднении из-за дефицита кислорода, который неизбежно возникает при напряженной мышечной деятельности, окислении жира и использовании его энергии, отчего способность углеводов окисляться (как в присутствии кислорода, так и без него) делает их в данной ситуации незаменимым источником энергии.

Все это обуславливает необходимость в белково-углеводной направленности рациона питания учащихся и снижении количества жировых продуктов, избыток которых в питании будущих артистов опасен тем, что жиры не только не используются организмом для восстановления энергозатрат, но и не полностью окисляются, и продукты их неполного сгорания неблагоприятно влияют на состояние организма в целом.

Наиболее приемлемым соотношением белков, жиров, и углеводов при усиленной мышечной деятельности является 1 - 0, 8 - 4.

Для обеспечения белково-углеводной направленности рационов питания целесообразно использовать продукты с низким содержанием жира. К ним относятся нежирные сорта мяса (говядина, баранина), субпродукты (сердце, печень, почки), творог обезжиренный или крестьянский, сыры - литовский, прибалтийский, каунасский, русский, кефир таллинский, молоко 2,5%-ой жирности, сметана 20%-ой и 14%-ой жирности. Наряду с низким содержанием жира эти продукты богаты полноценным белком. Обогащению белковой части рациона способствуют также и некоторые углеводсодержащие продукты - крупа (овсяная, гречневая, пионерская, «здоровье»), хлеб, потребляемые в разумных пределах. Для того чтобы увеличить в рационах содержание углеводов, помимо крупяных и мучных блюд, необходимы фрукты и овощи в большом количестве, а также овощные и фруктовые соки. Указанные продукты содержат витамины и минеральные элементы, также необходимые для данного контингента учащихся.

Физическое развитие артистов балета, страница 4

У балерин окружность бедра более стабильна. В возрасте 31-35 лет она достигает максимума, увеличиваясь на 1-1,2 см. Различия в окружности правого и левого бедра у балерин невелики, так как в разнообразных танцевальных движениях и позах у них одинаково участвуют как левая, так и правая ноги.

Окружность голени

Мышцы голени несут большую нагрузку во время танцев. Окружность голени у танцовщика больше, чем у балерины, в среднем на 2,5-3 см. Эта разница уменьшается с возрастом. В связи с тем, что у танцовщиков опорная нога — чаще левая, то и окружность левой голени больше, чем правой, в среднем на 1,5-2 см. У балерин эта разница меньше в связи с равномерностью нагрузки на правую и левую ногу.

Становая динамометрия

Становая динамометрия — сила мышц спины. Показатели становой динамометрии имеют относительно меньшее значение для оценки физического развития артистов балета.

С возрастом становая сила увеличивается, достигая максимума в 26-30 лет. У танцовщиков 17-20 лет средняя сила мышц спины равна 147,7 кг, в возрасте 26-30 лет — 158,2 кг, затем идет снижение показателей, и в 36-40 лет становая динамометрия танцовщиков составляет 150 кг.

Жизненная емкость легких

Жизненная емкость легких — это количество воздуха, которое максимально может выдохнуть человек. Измеряется спирометром. Единица измерения — кубический см (см ³).

Жизненная емкость легких скорее относится к категории биологических свойств организма, чем к данным, отражающим физическое развитие. Жизненная емкость легких слагается из резервного, дыхательного и дополнительного воздуха. Жизненная емкость легких определяет физическое состояние организма в момент исследования, и у артистов балета является чрезвычайно изменчивой, резко снижаясь после спектакля и длительных репетиций.

Исследование жизненной емкости легких у артистов балета показало, что у танцовщиков она выше, чем у балерин, в среднем на 1400 см³. У танцовщиков с возрастом жизненная емкость легких увеличивается и достигает максимума в 21-25 лет — 4880±108,2 см³. Затем она постепенно снижается: в возрасте 36-40 лет — на 9,8% меньше, чем в 21-25 лет.

У балерин жизненная емкость легких с возрастом также увеличивается и максимум наблюдается в возрасте 31-35 лет — 3262,1±82,6 см³, то есть на 6,4 % больше, чем в 21-25 лет. Затем она начинает снижаться вместе с уменьшением сценической нагрузки.

Жизненная емкость легких у артистов балета дает в основном сведения о резервных возможностях дыхательной системы и не может служить для оценки физического развития артиста балета и тем более творческого эффекта. У многих ведущих танцовщиков страны жизненная емкость легких значительно ниже, чем у артистов кордебалета.

Физическое развитие артистов балета


Первым ученым, который провел изучение физического развития рабочих России, был Ф.Ф. Эрисман. Он сделал вывод, что влияние рода занятий и соединенного с ним образа жизни является преобладающим по отношению к физическому развитию (росту, массе тела, окружности грудной клетки, силе мышц, жизненной емкости легких).

В 1965 г. в Москве при Большом театре Союза ССР был открыт врачебно-балетный диспансер. В то время под наблюдением находилось более 600 артистов балета. Было проведено около 5 тыс. измерений артистов балета различных возрастных групп. Полученные данные позволили дать оценку балетной формы и силовых возможностей артистов.

Знание закономерностей физического развития артистов балета позволяет:

— более рационально подходить к проблеме профессиональной ориентации и отбора учащихся в хореографические училища;

— более рационально создавать танцевальные коллективы по однородности силовых и физических показателей танцовщиков и балерин;

— исключить диспропорцию между женским и мужским составом танцевального коллектива;

— свести к минимуму возможности возникновения профессиональных заболеваний опорно-двигательного аппарата;

— индивидуально распределять нагрузки;

— с учетом физических возможностей комплектовать дуэтные пары, групповые танцы.

Рост

Рост является ведущим признаком при отборе в театральную группу. Это связано с тем, что не должно быть диспропорции в длине тела при исполнении групповых танцев или сольных на фоне массовых сцен.

Рост танцовщиков Большого театра колеблется от 177 до 180 см. У балерин Большого театра рост колеблется от 161,5 до 163,8 см.

По данным Ф.Ф. Эрисмана, увеличение длины тела продолжается до 26 лет и не изменяется до 50 лет.

В 1964 г. ученые Д. А. Жданов и Б. А. Никитюк провели специальное исследование и выяснили, что длина тела уменьшается у мужчин после 30 лет, у женщин после 25 лет. Эти показатели совпадают с данными исследований балерин. А у танцовщиков уменьшение длины тела происходит раньше — с 25 лет. Это связано с большой физической нагрузкой танцовщиков во время танцев — поддержки, высокие прыжки. Причинами снижения длины тела являются деформация позвоночника и изменения межпозвонковых дисков.

Физическое развитие артистов балета, страница 2

Сроки возрастного снижения длины тела зависит от физической нагрузки на опорно-двигательный аппарат. У танцовщиков снижение длины тела идет быстрее, чем у балерин.

Масса тела

Сохранение определенной стабильной массы тела для артистов балета, особенно для балерин, очень важно, поскольку:

— в дуэтном танце во время воздушных поддержек масса тела и мастерство балерины влияют на качество исполнительского мастерства;

— от массы тела балерины во многом зависит возникновение заболеваний позвоночника и верхних конечностей у партнера.

Масса тела танцовщиков колеблется в среднем от 69,4 и 72,2 кг. У балерин Большого театра масса тела колеблется в среднем от 50,2 до 53,2 кг.

Окружность грудной клетки

Окружность грудной клетки увеличивается в возрастном периоде от 20 до 46-50 лет у мужчин и от 20 до 51-55 лет у женщин.

Максимальное увеличение окружности грудной клетки у танцовщиков составляет 94,5 см в возрасте 31-35 лет. У балерин значительное увеличение окружности грудной клетки наблюдается в возрасте 31-35 лет и составляет 3,6% от исходного. Такой прирост считается нормальным.

Увеличение окружности грудной клетки у лиц других профессий происходит за счет отложения подкожной жировой клетчатки и развития эмфиземы легких. У артистов балета: 1) в период интенсивной работы (30-35 лет) подкожный жировой слой слабо развит; 2) рентгеноскопия грудной клетки танцовщиков и балерин показывает отсутствие эмфиземы легких.

Значительный прирост окружности грудной клетки у артистов балета обусловлен другими факторами:

— развитием мышечной системы;

— увеличением объема легких для обеспечения большого притока кислорода в организм в период нагрузок;

— более приподнятым положением ребер в связи с более глубоким дыханием во время танца, которое необходимо для сохранения мышечной энергии.

Окружность плеча

Для характеристики физического развития артистов балета большое значение имеет состояние мышечной системы верхних и нижних конечностей. Окружность правого плеча у танцовщиков больше, чем левого, а у балерин окружность плеча одинакова. Это различие окружности плеч у мужчин и женщин объясняется различием профессиональной функции и нагрузки верхних конечностей во время танцев. У танцовщиков руки, кроме создания образа, несут и силовые нагрузки. У балерин верхние конечности служат в основном для создания красивых поз и движений.

Статья "Гимнастика как неотъемлемая часть в подготовке артистов балета"

Начало ХХ века привносит в современное балетное искусство акробатику и сложные поддержки, раскрываются новые возможности пластики под влиянием модерн танца и его многочисленных направлений. По мнению А.В. Никифоровой (1955), хореографическая подготовка у артистов балета - это сложная структура сознательно выполняемых движений для достижения заранее поставленной цели: повышение функциональных возможностей организма, развитие двигательных, психических и личностных свойств. Применительно к детскому хореографическому коллективу я добавлю, что хореографическая подготовка включает обогащение детей занимающихся балетом двигательным, эстетическим, эмоциональным
опытом.

Одной из важнейших задач процесса обучения детей основам классического танца является создание твердой физической базы, т.е. силовой подготовки телесного аппарата учащихся, поскольку от степени развития силы мышц человека и их управляемости напрямую зависит уровень и характер двигательной активности, её эффективность и целесообразность.

М.В. Левин (2001), указывает: «Наличие достаточной силы обеспечивает возможность такого свободного, избавленного от напряжений и скованности движения, которое позволяет танцовщику сравнительно легко скрывать от зрителя лежащие в основе этого движения огромные физические нагрузки и возникающую усталость».

B связи с этим предъявляются новые требования к подготовке артистов балета, а соответственно необходима продуктивная система преподавания и организации учебного процесса. К сожалению, не всегда в хореографических коллективах дополнительного образования удаётся достичь средствами специальных танцевальных движений решения таких важных задач, как гармоничное развитие форм и функций организма, всестороннее развитие физических способностей, укрепление здоровья и обеспечение творческого долголетия. Мы вкладываем в это огромный смысл.
Мэтры хореографии Лаврухина Г.М., Клочкова А.А., (2005), пишут что постоянный поиск новых форм и методов обучения, приводит к привнесению в хореографию элементов спортивной, художественной гимнастики, спортивного ушу и акробатики. Специфическим предметом искусства, как отмечает Т. Шур (2000), является эстетическое отношение человека к действительности. Его задача - художественное освоение мира.

Забота о детях, их умственном, физическом, эстетическом развитии стимулирует педагогов к поиску новых средств воспитания для решения этой труднейшей проблемы. Предмет и форма отражения действительности в искусстве обуславливает его функцию - удовлетворение эстетических потребностей людей путем создания произведений, доставляющих радость, наслаждение, духовно обогащающих человека и вместе с тем пробуждающих в нем художника, способного в конкретной сфере деятельности творить - по законам красоты.

Гимнастика в спорте занимает особое положение. Большая часть гимнастических движений пригодна для пробуждения сознательных эмоций и выразительности чувств. Работы Ф. Дельсарта (Лисицкая Т.С., 1987) и его последователей легли в основу теории выразительного движения и оказали влияние на развитие балета. По мнению Л.П. Сербиной (2000), через движение формируется потребность чувственно раскрыть музыку, отобразить ее оттенки, тонко передать настроение.

1. Единый подход к обучению и воспитанию будущих артистов балета;

2. Внедрение в практику новаторских методик обучения;

3. Проведение научных исследований (например, о воздействии неспецифических балету средствах в обучении детей и др.).

Программа по нашему мнению, может быть разработана и реализована с помощью упражнений спортивной, художественной гимнастики, спортивной акробатики, упражнений позаимствованных из оздоровительной гимнастики. Педагог должен творить и находить сам упражнения, способствующие обучению. Необходимы всевозможные гимнастические упражнения для развития гибкости позвоночника, например: «мостики» и др. Кроме того, выявлено отсутствие системы двигательного и физического совершенствования, которая соответствовала бы и дополняла специальные танцевальные дисциплины в хореографических студиях учреждения дополнительного образования.
В ходе наблюдения за процессом обучения в группах первого года обучения, (по видеоматериалам и обобщения многолетнего опыта работы) занятий по классическому танцу хореографических училищ Германии, Франции, Италии, Дании и России выявлено:
-Отсутствие единой методики обучения детей хореографии первого года обучения;

-Отсутствие «собственно - методики», т.е. исходя из личного опыта и по своему усмотрению;

-Отсутствие единой специальной физической подготовки артистов балета;
-Использование методов развития гибкости и подвижности суставов (в основном метод пассивного растягивания) без учета специфики хореографии;
-Необходимость в соразмерной адаптации гимнастических упражнений в процессе обучения учащихся.

Несмотря на огромное признание хореографических танцев и их популярности в обществе, все же надо отметить необходимость научного подхода к подготовке учащихся хореографии, особенно начинающих.
Полет души и эмоций, образная осмысленность столь необходимые при исполнении движений классического танца все же должны базироваться на строгой и выверенной современной технологии обучения.

Читайте также: