Классический период этологии. Наблюдение в этологии

Обновлено: 18.05.2024

Классический период этологии. Наблюдение в этологии

В развитии этологии выделяют классический период, непосредственно связанный с работами К. Lorenz (1949, 1950, 1966), N. Tinbergen (1951, 1957, 1963), К. von Frisch (1971), и современный период, обозначаемый как синтетический (D. Dewsbury, 1978). Наиболее полное описание доклассического и классического периода и дефиниции понятий этих периодов даны в обзоре К. Klopfer (1974). В той или иной мере в задачи этологии вообще и этологии человека в частности входит:

а) наблюдение и описание поведения, т. е. феноменология и типология;
б) выяснение причин, вызвавших данное поведение, к которым могут быть отнесены генетические, средовые, церебральные, биохимические;
в) изучение онтогенеза конкретного поведения;
г) выяснение функционального значения данного поведения, его эволюционная история на основании сравнительного исследования, фактически — филогенез и историогенез поведения.

Необходимо отграничить особенности этологического исследования от бихевиориального и психологического. При этом нужно учитывать следующее.

этология

Выбор метода неэкспериментального наблюдения человека в этологии обусловлен тем, что эксперимент значительно искажает результат. То, что в экспериментальной ситуации воспринимается как рефлекс, в естественных условиях является лишь небольшим фрагментом сложного адаптивного поведения. В частности, в ходе экспериментального воздействия при сопоре может наблюдаться хоботковый рефлекс, но при простом наблюдении удается заметить не только хоботковую мимику, но и мимическую диссоциацию, жевательные движения, облизывания, т. е. множество компонентов пищевого поведения.

Изолированное наблюдение экспериментального хоботкового рефлекса практически мало дает для понимания его причин. Если мы видим достаточно полный комплекс поведения, то можем предполагать, что включение хоботкового рефлекса обусловлено причинами, стимулирующими пищевое поведение, самой мощной из которых является гипогликемия. Таким образом, простое наблюдение поведения может дать больше для выяснения причин нарушения сознания, чем проверка наличия рефлекса (F. Plam, J. В. Posner, 1985).

Б. Существенным отличием этологического подхода от бихевиориального подхода является то, что «внутренние» состояния, возникающие при реализации поведения, онто-и филогенез, пространственно-временные связи совершенно игнорируются бихевиоризмом, для которого «концептуализированной» является лишь среда, детерминирующая некие ответы (Ф. Е. Василюк, 1986). В этологии, как и в психологии, существенное значение придается эндогенному энергетическому и системному механизму, реализующим ответы на средовое воздействие; при этом подразумевается, что поведение сформировано в ходе эволюции и носит адаптивный характер (I. King, 1970; R. Hinde, 1975) и все четыре фактора, о которых говорилось выше (описание, причины, эволюция, значение), при рассмотрении элемента поведения или целостного поведения обсуждаются этологами постоянно (J. Hutt, 1970, L. Fairbanks, 1977; V. Grant, 1985).

Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.

Метод наблюдения в этологии

Этология – наука о поведении (преимущественно видосецифическом) особи в естественной для данного вида среде обитания. Уделяет преимущественное внимание анализу генетически обусловленных (наследственных, инстинктивных) компонентов поведения, а также проблемам эволюции поведения.

Этология опирается прежде всего на метод наблюдения, поскольку для этолога важно не нарушить естественный ход поведения животных. Поэтому только с развитием современной наблюдательной, прежде всего, видеотехники стал возможен бурный рост в последние десятилетия этологических исследований.

В отличие от этологии, зоопсихология, появившаяся раньше этологии, опирается в основном на метод эксперимента, на изучение животных в лабораторных или искусственно созданных условиях. Классический пример таких исследований – опыты Ивана Петровича Павлова (1849 – 1936) с собаками.

Зоопсихологи изучают, как влияют наследственность и среда на психику и поведение, какова роль инстинктов в поведении животных, в какой мере поведение определяется научением, как изменяется поведение в процессе индивидуального развития животного, в чем состоит адаптивная функция психики животного в его естественной среде.

Метод наблюдения в этологии

Метод наблюдения представляет собой тщательную и последовательную фиксацию всех проявлений поведенческой активности объекта наблюдения.

Принципы: Объективность. Объективность в наблюдении означает, что исследователь описывает только лишь те поведенческие проявления, которые он непосредственно видит. Соблюдение данного принципа непосредственно связано с квалификацией наблюдателя, его умением и способностью беспристрастно и точно фиксировать наблюдаемые факты. Систематичность. Для того чтобы избежать ошибок в интерпретации полученных данных, связанных с ситуативным состоянием животного (которое, в частности, может быть обусловлено ситуативным состоянием окружающей среды) наблюдение целесообразно проводить неоднократно и систематически. Точность фиксации данных. Сложность наблюдения обусловлена и тем, что исследователю необходимо одновременно и наблюдать за поведенческими проявлениями животного, его активностью, и фиксировать эти данные. Решить эти две задачи одновременно поможет высокий уровень профессионализма, квалификации исследователя. Обеспечение естественного поведения испытуемого в ситуации наблюдения. Исследователь не должен оказывать влияния на поведенческие проявления животного, за которым осуществляется наблюдение;

· Правила: постановка цели, выбор методики, неоднократность;

· Методики: Сплошное наблюдение, когда точно и подробно осуществляется фиксация всех поведенческих проявлений наблюдаемого животного. Выборочное наблюдение. Предполагает постановку конкретной цели наблюдения - подробное и детальное описание определенных форм поведения животного (например, манипулятивная активность, игровая деятельность, формы взаимодействия животных друг с другом и пр.). Включенное наблюдение. Данный вид наблюдения предполагает включенность наблюдателя во взаимодействие с наблюдаемым животным (например, наблюдение осуществляется во время дрессировки животного или ухода за ним);

· Способы фиксации данных: протоколирование, кодирование, графические схемы.

Достоинства метода наблюдения – объективность, получение данных о целостном и естественном поведении животных и их комплексность, высокая степень достоверности (особенно при использовании технических средств фиксации данных), простота и доступность осуществления.

Недостатки метода наблюдения – необходимость высокой квалификации наблюдателя, невозможность повторного наблюдения одного и того же факта в одних и тех же условиях, сложность и неоднозначность интерпретации результатов наблюдения.

Результаты исследований раннего периода развития этологии базировались исключительно на этом методе. Однако, в силу особенностей человеческой психики, одно и то же наблюдаемое явление в поведении животного трактовалось неодинаково. Достаточно вспомнить антропоморфизм, морганизм и религиозно окрашенные оценки поведения животных на определенных этапах эволюции этологии как науки, т. е. наблюдение как метод исследований страдает субъективизмом.

Достижения научно-технического прогресса позволили избавиться от субъективной оценки при наблюдениях за поведением животных. Все этапы наблюдения от регистрации явления до оценки его биологического значения в современных этологических исследованиях выполняют аппараты. Регистрацию поведенческих актов доверяют фото — и видеотехнике, обработку наблюдений производят при помощи компьютерной техники. Современная регистрирующая аппаратура во многом превосходит возможности сенсорных систем человека-наблюдателя. Оптическая техника имеет большую световую чувствительность, чем глаз человека. Звукозаписывающие устройства не только слышат, но и графически регистрируют звуки животных. Более того, современная оптика и аудиотехника регистрирует сигналы, восприятие которых человеческим глазом и ухом совершенно невозможно. Так, современные видеокамеры и фотоаппараты фиксируют поведенческие акты в инфракрасных лучах в условиях полной темноты (например, в пещерах, норах, под водой на больших глубинах). Звукозаписывающие аппараты регистрируют инфразвук и ультразвук, т. е. звуковые сигналы животных (летучие мыши, дельфины, грызуны, киты, слоны), которыми они пользуются для коммуникации и которые человеческое ухо не воспринимает.

Этмологическая психиатрия. История этмологической психиатрии

Считается, что этология как самостоятельная наука была официально признана в 1973 г., когда К. Lorenz, N. Tinbergen и К. von Frisch были удостоены Нобелевской премии за работы в области биологии поведения. В этом же году I. Eibl-Eibesfeldt вводит определение этологии человека, хотя его основная монография по данному вопросу опубликована в 1985 г. В течение последних 10 лет выходят серии Advances in the Study of Behavior, а статьи в области этологии появляются как- в зарубежных, так и в отечественных источниках, от специальных изданий (в частности, Perspectives in Etology) до популярных (Е. Н. Панов, 1983).

В 1977 г. появляется термин «этологическая психиатрия», но фактически экскурсы этой дисциплины в психиатрию отмечаются с работ N. Tinbergen (1951) и P. Bateson, R. Hinde (1972). Этологи считают, что их метод при правильном использовании в психологии и психиатрии может многое прояснить в отношении вклада генетики и среды в поведение, особенностей протекания нейрофизиологических процессов, дает возможность понять биологические корни нормального и аномального поведения, регулировать коммуникативные функции и даже объективизировать психотерапевтический процесс, который ранее считался «образцом» субъективно-психологического подхода (М. McGuire, 1977).

При этом этологи считают, что ценность их метода понятна из допущения, что «фенотипические характеристики могут быть полезны с точки зрения общих патогенетических механизмов заболеваний» (V. McKusick, 1978).

Исходя из множества определений, этология — это наука об изучении поведения сравнительными методами, межвидовое и внутривидовое изучение поведения человека и животных (N. White, 1974), или биология поведения (N. Tinbergen, 1977). В словаре «Ethologische Worterbuch» A. Heymеr (1977) определяет этологию как объективное изучение поведения животных и человека с акцентом на видоспецифичность поведения, его адаптивные функции и эволюцию. Аналогичные определения имеются в словарях К. Immelmann (1982), В. Wolman (1979).

этмологическая психиатрия

При этом считается, что этология человека изучает фило- и онтогенез поведения, интерпретирует врожденные компоненты и культуральное развитие поведения (I. Eibl-Eibesfeldt, 1984). Термин «этология» впервые зафиксирован Geoffroy-Saint Hilaire (1854), который, однако, придавал ему тот же смысл, что Е. Наеckel (1886) термину «экология». Позже I. Dollo (1866) стал употреблять этот термин именно по отношению к поведению, более подробно значение термина описано Е. Verbis (1909). L. Fairbanks (1979) считает, что К. Lorenz воспринял сам термин от своего учителя О. Heinroth, который им широко пользовался.

Сами этологи считают, что их методы восходят к Ch. Darwin (1872), который показал, что выражение эмоций у животных и человека укладывается в непрерывный ряд, при этом Ch. Darwin считал, что некоторые эмоции унаследованы человеком и, по-видимому, ранее были полезны, но утратили функциональное значение. Хотя последнее утверждение было опровергнуто изучением коммуникативной роли мимических выражений у человека, все же исследования Ch. Darwin являются первой попыткой объективной оценки поведения. При этом ученый применяет следующие источники информации, которые позже стали классическими для эволюционной психологии:

1) сравнительное исследование эмоциональных выражений межвидовое (у человека и животных),
2) межкультуральное сопоставление эмоциональных выражений, 3) сопоставление эмоциональных выражений психически больных и здоровых.
Истории болезни и описания представляют для Ch. Darwin, Н. Maudsley, P. Nicol, C. Brown большой интерес.

Наука о поведении. История изучения поведения

Наука о поведении с XIX до конца XX в. в поисках объективных закономерностей и попытках разработки концепций, которые могли бы объяснить нормальное и аномальное поведение, прошла несколько этапов своего развития — рефлекторный, бихевиориальный, этологический. Эти этапы принято противопоставлять друг другу, однако, по нашему мнению, каждый из них представляет собой базу для развития последующего.

Несмотря на то что они оперируют разными понятиями, все эти понятия можно объединить в целостную концепцию поведения. В частности, метод условных рефлексов, иногда противопоставляемый этологическо-му подходу, изучающему преимущественно инстинктивные формы поведения в неэкспериментальных условиях, является в комплексе с этологией самым важным инструментом построения теории обучения. К тому же современная этология от изучения только инстинктивных форм до ее концепции невербального поведения в сфере коммуникаций в значительной мере строится на базе сложных форм условно-рефлекторной деятельности. При противопоставлении изучения поведения с этологических позиций условно-рефлекторным исследованиям с точки зрения экспериментальности исследований степени естественности среды не учитывают, что фактически при изучении рефлекса создаются модели внешних воздействий, мало отличимые от этологических релизеров. Особенно стерта такая грань в экспериментальных моделях неврозов И. П. Павлова.

По-видимому, недостаточно обосновано и абсолютное противопоставление рефлекторного подхода бихевиориальному и этологическому; конечно, речь идет не об ортодоксальных бихевиористах (J. В. Watson, 1913; J. Skinner, 1938), а о тех исследователях, которые стояли на позициях «молекулярного» бихевиоризма (Е. Tolman, 1932) и занимаются преимущественно особенностями внешних моторных проявлений в зависимости от средовых стимулов (N. J. MacKintosh, 1983).

психология поведения

По нашему мнению, предпосылки практически всех последующих гипотез и обобщений в изучении поведения содержатся в учениях отечественных физиологов И. М. Сеченова и И. П. Павлова. По И. М. Сеченову, архитектоника психического акта заключается в том, что он имеет начальную, центральную и конечную фазы, непосредственно соединяющие его с внешней средой. Предметом психологического исследования, по И. М. Сеченову (1952), должен стать процесс, развертывающийся не в сознании и даже не в системе бессознательного, а в поведении или, как говорил И. М. Сеченов, в объективной системе отношений (научного термина «поведение» во времена И. М. Сеченова не было).

Таким образом, получается, что И. М. Сеченов еще до И. П. Павлова, различных бихевиориальных течений и современной этологии предвосхитил науку о поведении. И. М. Сеченов использовал также эволюционный подход к психологии и физиологии, опередив на десятилетия исследователей по детской психологии, и, отправляясь от нее, ввел в общую психологию новые объяснительные понятия. Об экспериментальном методе в его программе речи не было. Сейчас зарубежные историки признают, что И. М. Сеченов первый произвел этот переворот (цит. по М. Г. Ярошевскому). Известно, что одним из важнейших итогов замечательных работ И. М. Сеченова в области физиологии и психологии является положение, что мышечные сокращения, в том числе мимические,являются конечным этапом психического акта.

При этом И. М. Сеченов заключает, что внешние проявления мозговой деятельности действительно могут быть сведены к мышечным движениям. Что же касается учения И. П. Павлова, оно дает целую систему для объяснения сложнейших форм поведения. В своих, условно-рефлекторных исследованиях И. П. Павлов применял метод наблюдения над животными, что дало ему возможность при знакомстве с психиатрической клиникой перенести полученные экспериментальные данные на сложнейшие проявления поведения человека, его психологию и психопатологию. И. П. Павлов делал это не путем механического переноса, как большинство экспериментаторов, а путем глубоких обобщений, опирающихся на эволюционный подход как в плане онтогенеза, так и филогенеза. По мере возрастания его интереса к психиатрии, в частности к неврозам и шизофрении, эти обобщения усугублялись и оттачивались. Лишь гениальному уму И. П. Павлова было доступно подлинно естественно-научное объяснение разнообразных психопатологических форм поведения и наиболее сложных психопатологических синдромов, благодаря которому были заложены основы понимания механизмов психических заболеваний в целом. Большая часть таких умозаключений основана первоначально на оценке невербального поведения животных с сопоставлением сходных, хотя неидентичных расстройств поведения человека.

Один из видных этологов М. McGuire (1977) считает И. П. Павлова истинным основоположником этологии, ссылаясь на его наблюдения за поведением собак во время наводнения в Ленинграде.

Зоопсихология с античных времен до создания первого эволюционного учения

Этологическому эксперименту должно предшествовать наблюдение за животными в природных условиях. Предпочтительнее эксперимент в природных условиях. Оптимальный вариант - наблюдение за повседневной жизнедеятельностью животных в условиях естественного эксперимента, поставленного самой природой. Допустимы исследования в искусственно созданных экспериментатором ситуациях, при условии их экологической адекватности

Этологические методы предполагают целостный, аутэкологический и, для таксонов позвоночных животных и некоторых беспозвоночных, - синэкологический подход. Аутэкология изучает связь отдельной особи со средой обитания. Синэкологический подход к изучению психологии животных шире аутэкологического, входящего в синэкологический подход составной частью. Синэкологический подход предполагает, что особь живет не "сама по себе", а в популяции и, более того, в коадаптивном комплексе близких видов. Коадаптация - совместная адаптация (приспособление). Никто из психологов не станет отрицать такой очевидный факт, что психология человека определяется всей совокупностью общественной практики. И только в последнее время, изучая млекопитающих, этологи стали учитывать влияние совокупной животной практики (практики популяции, стаи, семейной группы, коадаптивного комплекса видов) на формирование образа мира у животных.

Животные, как и люди, обладают групповым опытом. Групповой опыт животных включает не только научение, но и весь комплекс непосредственного и опосредованного средой обитания воздействия группы на особь. Кроме инстинкта, есть по крайней мере два пути передачи и ассимиляции группового опыта животными. Первый способ - научение посредством подражания. Второй способ - научение посредством влияния внешней Среды, видоизмененной деятельностью других животных.

Среда обитания изменяется животными, упорядочивается, структурируется в ходе их жизнедеятельности и служит для новых поколений "биологическим сигнальным полем". Понятие "биологическое сигнальное поле" ввел Н.П. Наумов. Животные обитают в природе, несущей следы обитания других животных.

План:

1. Зоопсихология с античных времен до создания первого эволюционного учения.

2. Эволюционное учение и его вклад в развитие этологии.

3. Зоопсихология в России.

В настоящее время наука о поведении животных – зоопсихология – переживает период активного развития. Только за последние десять лет появился ряд новых журналов, а также сайтов Интернета, посвященных проблемам зоопсихологии, в периодических изданиях по биологии и психологии публикуются многочисленные статьи, отражающие развитие основных отраслей этой науки.

Изучение поведения животных привлекало внимание ученых на всех стадиях развития человеческого общества. Наука о поведении животных создавалась и развивалась учеными, которые придерживались порой диаметрально противоположных взглядов на природу одних и тех же явлений. Наверное, в способе изучения этих явлений, в их истолковании отразились все существующие философские системы, а также религиозные воззрения.

Традиционно принято разделять историю зоопсихологии на два периода: 1) до создания Ч. Дарвином эволюционного учения в 1859 г.; 2) период после Дарвина. К последнему периоду часто применяют еще термин «научная зоопсихология», подчеркивая тем самым, что до развития эволюционного учения эта наука не имела под собой серьезной базы и потому не могла считаться самостоятельной. Тем не менее многих видных ученых древности и Средневековья можно с полным правом причислить к зоопсихологам.

Одним из основных вопросов, который занимал умы исследователей античности, был вопрос о том, существует ли различие между сложной деятельностью животных и разумной деятельностью человека. Именно по поводу этого вопроса и происходили первые столкновения философских школ. Так, древнегреческий философ Эпикур(341–270 до н. э.) и его последователи, особенно римский поэт, философ и ученый Лукреций(V в до н. э., главный труд «О природе вещей»), утверждали, что животное, так же как и человек, обладает душой, но при этом со всей определенностью отстаивали положение о материальности такой «души». Сам Лукреций неоднократно говорил, что целесообразные действия животных являются результатом своеобразного естественного отбора, так как выживать в меняющихся условиях могут лишь животные, обладающие полезными для организма свойствами.

В противоположность взглядам материалистов древнегреческие философы Сократ(470–399 до н. э.) и Платон(427–347 до н. э.) рассматривали душу как божественное явление, не связанное с телом. По утверждениям Платона, душа заметно старше тела, и души человека и животных различны, так как душа человека обладает чисто мыслительной силой. Животным же присуща только низшая форма души – побуждение, влечение. Позднее на основе этого мировоззрения были сформированы первые представления об инстинктах. Большинство современных ученых-зоопсихологов склоняются к мысли, что само представление об инстинкте родилось на основе идеалистического противопоставления души человека и животного.

Первым естествоиспытателем среди философов древности по праву можно назвать древнегреческого ученого и философа Аристотеля(485–423 до н. э., трактат «О душе»). Его взгляды на проблемы души у человека и животных заметно отличались от взглядов предшественников. Человеку Аристотель приписал бессмертную «разумную душу» – воплощение божественного духа. По мнению Аристотеля, только душа оживляет тленную материю (тело), но лишь тело способно к чувственным впечатлениям и влечениям. В отличие от человека, наделенного разумом, способностью к познанию и свободной волей, у животных имеется лишь смертная «чувственная душа». Однако Аристотель делал оговорку для млекопитающих, считая, что всем животным с красной кровью и рождающим живых детенышей присущи те же пять чувств, что и человеку. В течение всей жизни поведение животных направлено на самосохранение и продолжение рода, мотивируется же оно желаниями и влечениями, ощущениями удовольствия или боли. Но среди прочих животных, считал Аристотель, присутствуют и животные разумные, ведь разум выражен у различных животных в разной степени. Разумные животные, кроме общих черт поведения, присущих животным в целом, способны к пониманию цели любого своего действия.

Уникальность учения Аристотеля состоит также и в том, что при изучении поведения животных он опирался на конкретные наблюдения. У муравьев, изучением которых он занимался долгие годы, ученый подметил зависимость их активности от внешних факторов, в частности от освещения. Он указал на способность к научению у целого ряда млекопитающих и птиц друг у друга, описал случаи звукового общения животных, особенно в период размножения. Кроме того, Аристотель впервые стал проводить эксперименты над живыми объектами, пытаясь лучше понять все тонкости поведения животных. Например, он подметил, что после удаления птенцов от родителей они научаются петь иначе, чем последние, и отсюда выводил заключение, что способность к пению не является приобретенным природным даром, а возникает только в процессе обучения.

Аристотель впервые начал разделять врожденные и приобретенные компоненты поведения. Он отмечал у многих животных способность к индивидуальному научению и запоминанию выученного, которой придавал большое значение.

Учение Аристотеля нашло продолжение и дальнейшее развитие в учениях стоиков, хотя в некоторых отношениях здесь обнаруживаются и существенные расхождения. Стоики, в частности древнегреческий философ Хризипп(280–206 до н. э.), впервые дают определение инстинкта. Инстинкт понимается ими как прирожденное, целеустремленное влечение, направляющее движения животного на приятное, полезное и уводящее его от вредного и опасного. Показательны были опыты с утятами, высиженными курицей, которые тем не менее в момент опасности старались скрыться в воде. В качестве других примеров инстинктивного поведения Хризипп ссылался на гнездостроение и заботу о потомстве у птиц, постройку сот у пчел, умение паука ткать паутину. По мнению стоиков, все эти действия животные совершают бессознательно, так как разума у них просто-напросто нет. Инстинктивные действия животные осуществляют без понимания смысла своей деятельности, на основе чисто врожденных знаний. Особенно показательно, по мнению стоиков, то, что одни и те же действия выполнялись всеми животными одного и того же вида одинаково.

Таким образом, уже в трудах античных мыслителей затрагивались основные проблемы поведения животных: обсуждались вопросы врожденного и благоприобретаемого поведения, инстинкта и научения, а также роль внешних и внутренних факторов психической активности животных. Как ни странно, наиболее точные концепции рождались на стыке двух диаметрально противоположных направлений философии, таких как материалистическое и идеалистическое понимание сущности психической деятельности. Учения Аристотеля, Платона, Сократа и других мыслителей античности во многом опередили время, заложив фундамент для зоопсихологии как самостоятельной науки, хотя до ее истинного рождения было еще очень далеко.

Зоопсихология в XVIII–XIX вв.Следующие значимые исследования в области зоопсихологии были сделаны только после тысячелетнего перерыва, когда во времена Средневековья началось возрождение научного творчества, но только в XVIII в. предпринимаются первые попытки изучения поведения животных на прочном фундаменте достоверных фактов, получаемых в результате наблюдений и экспериментов. Именно в это время появились многочисленные труды выдающихся ученых, философов и натуралистов, оказавшие большое влияние на дальнейшее изучение психической деятельности животных.

Одним из первых зоопсихологов по праву можно считать французского философа-материалиста, врача по образованию Ж.-О. Ламеттри(1709–1751) взгляды которого в дальнейшем оказали большое влияние на научное творчество Ж-Б. Ламарка. По мнению Ламеттри, инстинкты представляют собой совокупность движений, выполняемых животными вынужденно, вне зависимости от размышлений и опыта. Ламеттри полагал, что инстинкты направлены в первую очередь на выживание вида и имеют строгую биологическую приспособленность. Он не останавливался на изучении инстинктивной деятельности тех или иных видов животных, а старался проводить параллели, сопоставляя психические способности разных млекопитающих, а также птиц, рыб, насекомых. В итоге Ламеттри пришел к выводу о постепенном увеличении психических способностей от более простых существ к более сложноорганизованным и поставил на вершину этой своеобразной эволюционной лестницы человека.

В середине XVIII в. увидел свет «Трактат о животных» французского философа и педагога Э.Б. Кондильяка(1715–1780). В этом трактате ученый специально рассматривал вопрос о происхождении инстинктов животных. Заметив сходство инстинктивных действий с действиями, которые выполняются по привычке, Кондильяк пришел к выводу, что инстинкты произошли из разумных действий путем постепенного выключения сознания. Таким образом, по его мнению, в основе любого инстинкта лежит разумная деятельность, которая за счет постоянных упражнений вошла в привычку, а уж затем превратилась в инстинкт.

Подобная точка зрения на теорию инстинктов вызвала жаркие споры. Одним из ярых противников Кондильяка был французский биолог Ш.Ж. Леруа.В работе «Философские письма об уме и способности животных к совершенствованию» (1802), увидевшей свет на 20 лет позже главного труда Кондильяка, он выдвинул задачу изучения происхождения разума от инстинкта животных в результате повторяющегося действия ощущения и упражнения памяти. В основе трактата Леруа лежали многолетние полевые исследования. Будучи увлеченным ученым-натуралистом, он настойчиво доказывал, что психическая деятельность животных и особенно их инстинкты могут быть познаны лишь при наличии всесторонних знаний об их естественном поведении и с учетом их образа жизни.

Одновременно с Леруа изучением инстинктов животных занимался другой великий французский натуралист Ж.Л. Бюффон(1707–1788, «Histoire naturelle des animaux», 1855). Положив в основу своих исследований опыты полевой работы, Бюффон впервые смог правильно растолковать результаты проведенных исследований, избежав антропоморфных толкований поведения. Ученые-антропоморфисты пытались объяснить поведение животных, наделяя их чисто человеческими качествами. По их мнению, животные могут испытывать любовь, ненависть, стыд, ревность и другие подобные качества. Бюффон доказал, что это не так и что многим поступкам животных нельзя подобрать адекватные «человеческие» объяснения. Согласно учению Бюффонаживотным, в частности млекопитающим, с которыми в основном и работал натуралист, свойственны разные формы психической деятельности, например ощущения и привычки, но не понимание смысла своих действий. Кроме того, животные, по мнению Бюффона, способны общаться, но их язык выражает лишь чувственные переживания. Бюффон настаивал на связи воздействий окружающей среды с внутренним состоянием животного, видя в этом определяющий фактор его поведения. Он заострил внимание на том факте, что психические качества животного, его способности к научению играют такую же, если не более важную, роль в выживании вида, как и качества физические. Все концепции Бюффона, построенные на реальных фактах, вошли в созданную им единую систему естествознания и стали основой будущей науки о поведении и психике животных. В своих поздних трактатах Бюффон утверждал, что сложные действия животных являются результатом сочетания врожденных природных функций, доставляющих животному удовольствие, и привычек. Эта концепция, в основу которой были положены многочисленные полевые наблюдения и опыты, во многом предвосхитила развитие зоопсихологии, дав пищу для ума будущим исследователям.

Читайте также: