Жизнеобеспечение и адаптация глухих детей

Обновлено: 17.05.2024

1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Приведены результаты по выделению на основании применения многомерных методов статистического анализа наиболее информативных показателей здоровья и адаптации школьников 15-17 лет с нарушениями слуха, имевших статус «ребенок-инвалид» и обучавшихся в коррекционных образовательных учреждениях г. Омска (перечень из 15-ти наименований). На основании факторного анализа показана приоритетная роль показателей физического развития (вклад 25,8 %) и социальной адаптации, связанной с возрастом (14,3 %), в наибольшей степени определяющие вариацию признакового пространства. В результате проведенного анализа и по ранее полученным данным показана приоритетная роль морфофункционального состояния в формировании здоровья и адаптации детей-инвалидов с нарушениями слуха. Степень снижения слуха по результатам настоящего исследования не является фактором, в сильной степени определяющим различия между детьми этого контингента по показателям здоровья и адаптации.


2. Гудинова Ж.В. Гигиеническая оценка здоровья и адаптации детей с нарушениями слуха в специализированном дошкольном учреждении: автореф. дис. … канд. мед. наук. - Омск, 1995. - 24 с.

3. Гудинова, Ж.В. Научные основы социально-гигиенического мониторинга инвалидности детей: автореф. дис. … докт. мед. наук / Ж.В. Гудинова. - Омск, 2005. - 44 с.

4. Гудинова Ж.В. Дружелюбная статистика: статистический анализ медицинских баз данных: пошаговые инструкции. Выпуск I / Ж.В. Гудинова, Г.Н. Жернакова, Е.И. Толькова. - Омск: Изд-во ОмГМА, 2014 - 112 с.

5. Иберла К. Факторный анализ / К. Иберла; пер. с нем. В.М. Ивановой.- М.: Статистика, 1980. - 398 с.

6. Методы исследования физического развития детей и подростков в популяционном мониторинге - руководство для врачей / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Ю.А. Ямпольская и др. / под ред. академика РАМН А.А. Баранова и профессора В.Р. Кучмы. - М.: Союз педиатров России, 1999. - 226 с.

7. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 2012 г. № 273-ФЗ [Электронный ресурс] // Гарант: справочная правовая система. - (Дата обращения: 10.09.2016).

8. Ширинский В.А. Интегральная оценка состояния функциональных систем организма / В.А. Ширинский, З.З. Брускин // Гигиена и санитария. - 1979. - С. 32-36.

9. Щерба Е.В. Гигиеническая оценка здоровья и реабилитации школьников с нарушением слуха : автореф. дис. … канд. мед. наук. - Омск, 2004. - 24 с.

Актуальность исследований здоровья детей-инвалидов в настоящее время возрастает ввиду введения в настоящее время в нашей стране инклюзивного образования [7]. Очевидно, что организаторы такого обучения, помимо выполнения основных требований (обучения детей-инвалидов по адаптированным образовательным программам, с учетом индивидуальной программы реабилитации и в специально созданных условиях), должны иметь в виду всю многообразную специфику здоровья, психофункционального состояния и адаптационных реакций организма детей-инвалидов на воздействие среды обучения.

На нашей кафедре была проведена оценка здоровья и адаптации детей-инвалидов с нарушениями слуха в начале и конце десятилетнего периода их обучения в коррекционных образовательных учреждениях (дошкольном и школьном), с выделением наиболее информативных показателей здоровья в старшем дошкольном и старшем школьном возрасте [1, 2, 3, 9]. Разработана методика прогноза адаптации, на основании которой показана существенная зависимость функционального состояния подростков-инвалидов от развития функций организма в дошкольном возрасте [3].

Цель исследования: прогноз адаптации детей-инвалидов с нарушениями слуха к условиям образовательной среды на основе информативных показателей физического развития и психофункционального состояния.

В настоящей публикации приведены результаты второго этапа исследования (старший школьный возраст). Результаты первого этапа исследования (в дошкольном возрасте) опубликованы ранее [1, 2]. Дана сравнительная оценка информативности показателей физического развития и психофункционального состояния детей-инвалидов с нарушением слуха на двух этапах развития.

Материалы и методы исследования

Для изучения здоровья детей-инвалидов были отобраны все глухие и слабослышащие дети в возрасте 5-7 лет, обучавшиеся в коррекционных образовательных учреждениях г. Омска. Те же дети были обследованы спустя десять лет в условиях коррекционных школ (всего 44 человека). Были использованы общепринятые методы оценки физического развития, психофункционального состояния (исследование частоты сердечных сокращений, частоты дыхательных движений, артериального давления в покое и после нагрузки, пробы Мартинэ-Кушелевского, Штанге, Генчи) [6, 8], рассчитывался адаптационный показатель Р.М. Баевского в модификации А.Н. Берсеневой. Для изучения психоэмоционального состояния были проведены цветовой тест Люшера, корректурная проба, на дошкольном этапе - оценка школьной зрелости при помощи теста Керна - Ирасека, на школьном - исследование долговременной и кратковременной памяти, распределения и устойчивости внимания. У подростков была изучена также социальная адаптация на основании специально разработанной анкеты. Методический инструментарий на школьном этапе исследования был несколько расширен по сравнению с дошкольным ввиду социальной специфики подросткового возраста, в частности, необходимости развития ключевых профессионально-значимых функций.

Статистическая обработка данных проводилась с применением корреляционно-регрессионного и кластерного анализа, а также факторного (компонентного) анализа, используемого с целью изучения внутренней структуры переменных и сокращения исходного информационного пространства, с выделением наиболее информативных показателей, вносящих наибольший вклад в общую вариацию признакового пространства [4, 5]. В ходе ряда статистических экспериментов для включения в компонентный анализ было отобрано 15 наиболее информативных показателей (переменных или признаков): степень снижения слуха (баллы), возраст (лет), длина тела (см), масса тела (кг), сила кисти (кг), время восстановления частоты сердечных сокращений (далее ЧСС) после физической нагрузки (сек), адаптационный потенциал, жизненная емкость легких в исходном состоянии (далее ЖЕЛ) (л), проба Штанге (сек), объем долговременной и кратковременной памяти (число знаков), время распределения внимания (сек), коэффициент продуктивности (результат буквенной корректурной пробы), тест Люшера (оценка эмоционального стресса, баллы), социальная адаптация (баллы). Статистическая обработка проводились в ППП STATISTICA 6.1.

Результаты исследования и их обсуждение

В результате серии статистических экспериментов была получена устойчивая структура из семи компонент, детерминирующих вариабельность физического здоровья и психофункционального состояния детей-инвалидов с нарушениями слуха в школьном возрасте на 79,2 %, что является достаточным результатом и позволяет считать взятые для анализа переменные информативными характеристиками здоровья и адаптации подростков с нарушениями слуха (табл. 1).

Результаты компонентного анализа системы переменных - показателей здоровья и адаптации детей с нарушениями слуха в старшем школьном возрасте: таблица факторных нагрузок (корреляционные коэффициенты связи переменных с главными компонентами)

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018


СОЦИАЛИЗАЦИЯ И АДАПТАЦИЯ ГЛУХИХ ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Наличие такого отклонения, как нарушение слуха, значительно осложняет социализацию глухих и слабослышащих детей, что в первую очередь связано с отсутствием или тяжелым недоразвитием речи и, как следствие, нарушением социальных контактов ребенка с внешним миром. Процесс социализации начинается с рождения человека и длится всю жизнь, этот процесс характеризуется последовательностью постепенно усложняющихся этапов, их непрерывностью. Отставание в решении вопросов социализации на каждом этапе негативно сказывается на личностном развитии ребенка. Старший дошкольный период имеет особое значение для социального развития ребенка, задачи и содержание образования. Важно определить подходы к изучению основных показателей социального развития детей дошкольного возраста с нарушениями слуха со сложной структурой нарушений, для того, чтобы предоставить ему наилучшие условия для социализации в дошкольный период и освоение новой социальной роли школьника на следующем этапе своего развития.

На современном этапе развития специального образования усложняются задачи подготовки учащихся к успешной социализации в обществе. Соответственно расширяется круг проблем образования и воспитания детей, что предполагает усиление личностно-ориентированного подхода к обучению с учетом индивидуальных особенностей психического развития детей с комплексными нарушениями развития.

В последнее десятилетие кохлеарная имплантация открыла широчайшие возможности для полноценного речевого развития и комфортной жизни слабослышащих и глухих детей. Эта операция не восстанавливает слух глухому, а расширяет восприятие речи таким образом, чтобы с помощью импланта они понимали других. Все больше людей с нарушениями слуха, которым не помогают самые современные слуховые аппараты, узнают о кохлеарной имплантации.

Поэтому исследования российских ученых, занимающихся проблемой кохлеарной имплантации (И. в. Королева, О. в. Зонтова, Н.Е. Шматько, е. в. Миронова и др.) и реабилитация слабослышащих и глухих детей сегодня значима и актуальна.

При поступлении ребенка в образовательные учреждения принимаются меры по содействию успешной социальной адаптации и последующему социальному развитию. К ним относятся: психолого-педагогическая экспертиза ребенка, мониторинг поведения и адаптации детей в группе, мониторинг взаимодействия со взрослыми и детьми в процессе режимных моментов, предварительное анкетирование родителей для выяснения особенностей взаимодействия в семье, а также ее социального статуса; беседы с педагогами и воспитателями о том, как ребенок чувствует себя в новых условиях.

В ходе психолого-педагогического обследования определяется уровень социального, физического, умственного, познавательного развития, игровой активности, а также большое внимание уделяется развитию слуха и речи, ведь именно от них в этом случае будет зависеть, насколько хорошо ребенок развивается социально. Усилия педагогов, педагогов, психологов направлены на обогащение социального опыта ребенка на всех этапах образовательного процесса, развитие эмоциональной сферы, обучение основным методам продуктивного взаимодействия со взрослыми и детьми, расширение представления детей с нарушением слуха о мире.

Если говорить о социально-личностном развитии ребенка, представляющем собой многогранный процесс, предполагающий присвоение культурно-нравственных ценностей общества, то можно сказать, что дети с нарушениями слуха и речи дошкольного и школьного возраста испытывают трудности в проникновении в смысл человеческих действий и отношений в связи с ограниченными возможностями овладения психологическими средствами познания социальной реальности.

В основе этих трудностей лежит ограниченность общения со взрослыми и друг с другом; недоразвитие речи как средства общения; недостаточное представление ребенка о явлениях социальной жизни и своем месте в ней, слабость оперирования идей в реальных условиях.

Накопление информации происходит за счет личного вовлечения ребенка в различные ситуации, события; наблюдения за реальными событиями, объектами; манипуляции реальными объектами.

С помощью взрослых ребенок начинает находить в окружающей действительности элементарные связи между отдельными явлениями, объектами.

Развивая познавательную деятельность детей, важно помнить, что информация рассматривается как средство, с помощью которого необходимо сформировать целостную картину мира у ребенка, у него развиваются необходимые процессы познавательного развития, навыки, способности, способы познания.

Специально организованное воспитание детей, в котором есть знание окружающей социальной реальности, выдвигает основные задачи:

- формирование взаимодействия и общения между ребенком и взрослым;

- развитие коммуникации между ребенком и сверстниками;

- формирование межличностных отношений;

- развитие сферы самосознания, формирование образа себя.

Развитие речи детей дошкольного возраста с нарушениями речи является многогранным процессом. Дошкольные учреждения должны предусматривать условия, обеспечивающие различные аспекты этого процесса. Одним из важных факторов, влияющих на овладение речью, ее реальное использование в условиях общения, является организация слухо-речевой среды, которая предполагает постоянное мотивированное общение с ребенком с нарушениями слуха, независимо от его способности воспринимать речь и уровня речевого развития.

Основными условиями создания слуховой и речевой среды являются: мотивированное речевое общение с детьми в процессе практической деятельности; формирование у детей потребности в речевом общении; поддержание всех проявлений речи ребенка, независимо от их уровня; поощрение детей к активному использованию речи; использование остаточного слуха как предпосылки для формирования устной речи и общения.

Каждое из этих положений требует ежедневного внимания к их реализации, координации действий специалистов и родителей. Речевая среда является не только компонентом процесса формирования слуха и речи, но и условием, при помощи которого реализуется эффективность речевого развития детей.

Проанализировав ситуацию успеха школы-интерната можно сделать следующие выводы: 1. Учителя школы для обучения слабослышащих и позднооглохших детей используют в основном вербальный способ обучения, который является неэффективным для обучения этой категории детей. 2. Обратить внимание педагогов школы на организацию учебного процесса в соответствии с личностно-ориентированным подходом к образованию.

При разработке учебно-методических комплексов преподавателей РС и ФП соблюдалось соответствие государственным программам РСВ и ФП, применялся принцип индивидуализации обучения, единства требований к регистрации и преемственности. Это было достигнуто благодаря хорошо организованной работе, которая включала: изучение программ, изучение и анализ результатов обследования слуха и произношения, аудиограмм, данных психолого-педагогического наблюдения учащихся, личные дела детей для составления индивидуальных планов работы. Преподаватели глухих школ внедрили адаптацию речевого материала для обеспечения многоуровневого подхода к слуховой работе на индивидуальных занятиях. Обеспечено соблюдение требований единого режима слуховых аппаратов в процессе обучения. Были проведены консультации по содержанию, методике, организации работы по развитию слухового восприятия и произношения с учетом индивидуальных особенностей учащихся на уроках общего образования, специальных занятиях по РСВ и ФП, музыкально-ритмических занятиях, внеурочных занятиях для слабослышащих детей (для школьных учителей, родителей учащихся). В течение учебного года преподавателями проводились открытые занятия: создавались методические рекомендации для учителей и родителей, расширялись их знания в области аудио-вербальной реабилитации детей с нарушениями слуха; проводилась периодическая смена информации по коррекционной работе на стеновых стендах. Анализируется психолого-педагогическая литература по использованию личностно-ориентированного подхода к обучению, компетентностно-ориентированного обучения. Изучены материалы по организации реабилитации имплантированных школьников.

Для достижения успеха в области духовно-нравственного развития и воспитания важно организовать коллективную деятельность, пронизанную нравственных отношений. Это приводит к развитию самооценки, которая заставляет ребенка действовать без внешней мотивации в соответствии с установленными моральными нормами и принципами. А это значит, что воспитание в коллективе ставит даже дошкольника перед необходимостью начального самообразования и самообразования, без которого невозможно развитие, в том числе нравственное.

Задача всего педагогического коллектива остается актуальной: в целом расширить речевую практику учащихся, как на занятиях, так и в нерабочее время, уделять больше внимания произносительной стороне речи. Требование: "в коррекционной школе на подготовку детских выступлений для общественности должно отводиться значительное время и усилия" - остается в силе. Она послужит повышению качества речи и станет одним из средств обучения произношению, воспитания ответственного отношения детей к своей речи.

И поэтому сегодня перед коррекционной школой стоит задача: создать условия жизни, обучения и воспитания, позволяющие развивать у каждого воспитанника механизм компенсации имеющегося дефекта, отклонения, на основании чего станет возможным его оптимальная адаптация в современном обществе. Социальный заказ коррекционной школе сегодня - развить у ребенка, подростка механизмы продуктивной обработки информации, которые позволяют ему самостоятельно адекватно адаптироваться в постоянно меняющихся ситуациях социальной жизни.

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Психолого-педагогическое сопровождение и реабилитация детей с нарушением слуха: основные понятия и нормативно-правовые документы

В научной литературе существует большое количество интерпретации таких понятий как: «сопровождение», «психолого-педагогическое сопровождение», «реабилитация», «педагогическая реабилитация», «лица с ограниченными возможностями здоровья», которые рассматриваются в рамках нашего исследования.

Так, в словаре русского языка С.И. Ожегова понятие сопровождение трактуется следующим образом: «сопровождать, значит, сопутствовать чему-либо, служить приложением, дополнением к чему-либо».

В толковом словаре Д.Н Ушакова, несколько толкований:

1. В сопровождении кого-нибудь (чего-нибудь), вместе с кем-нибудь (чем-нибудь), сопровождаемый кем-нибудь (чем-нибудь). В сопровождении друзей.

2. То, что сопровождает какое-нибудь явление (процесс). Музыкальное сопровождение. Пение в сопровождении рояля.

В толковом словаре живого великого русского языка В.И. Даля предлагает следующее истолкование «провожать, сопутствовать, идти вместе с кем-либо, для проводов, провожатым, следовать» [2].

В настоящее время термин сопровождение широко известен и активно используется как в психологии, так и в педагогике. В психологии  это один из приемов работы психолога по созданию необходимых условий для успешной адаптации человека к условиям его жизнедеятельности. Понятие «сопровождение» в педагогическую науку ввели Л.М. Шипицына и Е.И. Казакова. По их мнению, данная педагогическая деятельность обеспечивает субъекту благоприятные условия, в которых он может выбрать оптимальные решение проблемной ситуации, несмотря на разнообразие жизненных ситуаций. Другими словами, это помощь ребенку со стороны взрослого при принятии решения в проблемных ситуациях, ответственность за действия в которых несет он сам.

Как считает Е.А. Козырева психолого-педагогическое сопровождение  это область профессиональной деятельности педагога-психолога. Работа педагога-психолога в образовательной организации направленна на создание условий для позитивного развития отношений детей и взрослых, для психологического и психического развития ребенка с ориентацией на зону ближайшего развития.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) дает определение реабилитации: «Реабилитация представляет собой совокупность мероприятий, призванных обеспечить лицам с нарушениями функций в результате болезней, травм и врожденных дефектов приспособление к новым условиям жизни в обществе, в котором они живут». Термин реабилитация происходит от латинского слова habilis - «способность», rehabilis - «восстановление способности».

Реабилитацию можно подразделить на несколько видов, или аспектов: медицинскую, физическую, психологическую и социальную, а также педагогическую реабилитацию детей [9].

Первое и основное направление реабилитации (медицинской и физической) - восстановление здоровья больного посредством комплексного использования различных средств, направленных на максимальное восстановление нарушенных физиологических функций организма, а в случае невозможности достижения этого - развитие компенсаторных и заместительных приспособлений (функций).

Психологический аспект реабилитации направлен на коррекцию психического состояния пациента, а также формирование его отношений к лечению, врачебным рекомендациям, выполнению реабилитационных мероприятий. Необходимо создать условия для психологической адаптации больного к изменившейся вследствие болезни жизненной ситуации.

Социальная реабилитация состоит в том, чтобы вернуть пострадавшему социальную полноценность. Данная задача, решаются не только медицинскими учреждениями, но и органами соцобеспечения. В последнее время набирает популярность возвращение человека, имеющего инвалидность, в социальную среду через участие в физкультурно-спортивной деятельности [1].

Основные нормативно-правовые документы, регламентирующие социально-психологическое сопровождение, реабилитацию и оказание психологической помощи и поддержки лицам с ограниченными возможностями здоровья:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (ред. от 28.06.2021) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

В нормативно-правовых документах Российской Федерации отмечено, что образование является важным фактором обучения, воспитания, социализации людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов; закреплены права на получение бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования; регламентировано создание специальных условий для обеспечения образования всех категорий лиц, независимо от состояния их психофизического развития, особых образовательных потребностей и возможностей освоения содержания образования [5].

Психолого-педагогическое сопровождение людей с ОВЗ, представляет многоуровневый процесс, который направлен на достижение оптимального уровня функционирования человека, формирует специфические условия, в рамках которых психологические проблемы решаются с опорой на сохраненные и здоровые качества его личности, дают развитие положительных аспектов личности человека и минимизирует имеющиеся нарушения.

Для результата в психолого-педагогической работе с лицами, имеющими нарушения, специалисты должны работать системно и комплексно. Главными направлениями являются: первичная экспертиза, диагностика и подбор инструментов и непосредственная работа.

На первичной экспертизе идёт сбор информации о человеке с нарушением, о факторах, влияющих на выбор психолого-педагогического сопровождения, определяется этапы работы с постановкой целей и задач.

Далее идет подбор диагностического инструментария для решения поставленных целей и задач, определяет адаптационные технологии и методы на конкретном этапе. Выявление «группы риска» в социальной адаптации.

И непосредственная работа, где уже реализуются ранее подобранные методики и анализируются результаты [6].

Рассмотрим более подробно условия обучения и воспитания детей с нарушениями слуха в дошкольных образовательных учреждениях.

Глухие и слабослышащие отличаются по способу овладения речью: у глухих речь формируется, а у слабослышащих — развивается.

Для категории детей с нарушением слуха актуально создание адаптивной образовательной среды, где ребенок с особенностями в развитии при должной помощи специалистов и родителей становится обычным ребенком. Адаптивная образовательная среда позволяет обеспечить таким детям успешную социализацию и включение в сообщество сверстников и подразумевает диагностику со стороны психолого-педагогических проблем развития ребенка, организацию учебного процесса, оказание квалифицированной педагогической помощи родителям в вопросах воспитания и обучения детей [10].

Важное требование в организации работы, с детьми имеющих ограниченные возможности здоровья является создание благоприятной предметно-развивающей среды, спокойного эмоционального фона и конечно выполнение организационно-педагогических условий:

доброжелательная атмосфера: общение педагога с детьми и детей между собой. В группах можно использовать такие приемы как создание «Дерево доброты» или «Поле с цветами», на котором вешаются листочки за хорошие поступки;

активное использование игровых приёмов, поощряющих моментов, дидактических игр с целью поддержания интереса к процессу деятельности и к получению заданного результата;

подбор дидактических игр, где имеется положительная эмоциональная окраска и развивает интерес к новым знаниям, вызывает у детей желание заниматься умственным трудом;

построение индивидуальных маршрутов по спирали: на каждом следующем этапе усложняются задачи работы и в каждом виде деятельности навыки не только закрепляются, но и усложняются;

постепенное усложнение заданий для каждого ребёнка [3].

В современной системе образования одним из ключевых моментов её модернизации является создания положения о том, что должны быть созданы условия для развития и самореализации лиц «нормы» и для лиц имеющих нарушения.

В дошкольном возрасте выделяют методы, определяющие способы деятельности ребенка и познания окружающего, а именно:

Наглядные (наблюдение, рассматривание предметов, явлений, картин, демонстрация слайдов, диафильмов, использование компьютерных программ). К наглядным можно отнести также и использование ряда приемов, в основе которых лежит выполнение действий по подражанию, показ способа действия, образца задания и др.

Практические (различные виды предметной и продуктивной деятельности, игры, элементарные опыты, моделирование; изобразительная и конструктивная деятельность, связанная с формированием практических умений и навыков — рисованием, лепкой, вырезыванием, наклеиванием аппликации, созданием построек и сооружений из различных материалов). Трудовое воспитание также связано с формированием практических умений, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков, помощь детей в быту.

Словесные (инструкции, беседа, рассказ педагога, чтение детей и взрослых, рассказывание, объяснение педагога) [4].

В возрасте от 3  4 лет проведение психолого-педагогического изучения с нарушениями слуха необходимо учитывать следующие факторы:

1. Развитие общения (сначала его дословесных форм  вокализаций, мимики, естественных жестов, взглядов, движений тела). У глухих детей гуление появляется позже, чем у слышащего ребенка, оно более однообразное, монотонное, хрипловатое. Ответный лепет не появляется, хотя дети издают большое количество звуков это и неотнесенный лепет, кряхтенье, чмоканье и т.д. А с возрастом количество звуков уменьшается, они становятся однообразными. У слабослышащих детей сходство в развитии речи с глухими детьми наблюдается в первые два-три года жизни, в дальнейшем все больше становятся заметными различия: у слабослышащих детей в дошкольном возрасте появляются слова, иногда фразы, для их речи характерны фонетические искажения, ошибки в грамматическом оформлении речи.

2. Степень развития слухового восприятия. При этом необходимо иметь данные аудиологического исследования состояния слуха ребенка. Аудиограмма позволяет судить о степени снижения слуха и его диапазоне. Кроме того, нужно знать, как ребенок пользуется остаточным слухом в быту, при общении с окружающими людьми. Реакция ребенка на погремушку позволяет рано судить о том, воспринимает ли он звуки. В дальнейшем нужно обращать внимание на интерес ребенка к звучащим игрушкам, звукам радиоприемника и телевизора. Следует проверить способность ребенка воспринимать звуки игрушек и музыкальных инструментов. Для этого нужно взять три разнозвучащих инструмента (гармонь, свисток, колокольчик), поставить ребенка к себе лицом и произвести звуки поочередно всеми тремя предметами, а затем поставить к себе спиной и проверить возможности восприятия звуков этих инструментов.

3. Проверка восприятия речи. Слух проверяют на речь шепотную, обычную разговорную и громкую. Вначале проверяют слух на шепот на расстоянии не менее 5 - 6 м. Для этого следует поставить ребенка к себе спиной и шепотом произносить знакомые слова (сначала предъявляются слова, содержащие шипящие звуки, потом другие слова). Если ребенок не сможет повторить слово, произнесенное шепотом на расстоянии 6 м, нужно подойти к нему ближе на 1 м, затем еще ближе и постепенно приблизиться к нему вплотную. Если ребенок не различает слов, произнесенных шепотом у его ушной раковины, то, значит, он не воспринимает шепотную речь. Затем переходят к проверке восприятия речи обычной разговорной громкости. Процедура обследования повторяется. При подборе слов их нужно выбирать из разных областей знания, можно задать несколько простых вопросов (например: «Как зовут твою маму?»). Слова для повторения должны быть хорошо известны ребенку. Если ребенок совсем не слышит речи разговорной громкости, то его относят к категории глухих, у которых нужно установить наличие остаточного слуха. Для этого проверяют возможности восприятия ребенком громкой речи. После того как установлено расстояние, на котором ребенок слышит слова, проверяют, как он слышит гласные и согласные звуки. Исследование слуха на речевые звуки следует провести даже в том случае, если не обнаружена недостаточность слуха на слова, но замечены дефекты речи и ребенок не успевает по русскому языку [7].

В дальнейшем у детей с нарушенным слухом могут быть обнаружены недостатки произношения; ограниченный запас слов; недостаточное усвоение звукового состава слов, которое выражается не только в неточностях произношения, но и в ошибочном написании; неточное понимание и неправильное употребление слов; недостатки грамматического строя речи (неправильное построение предложения и согласование слов внутри него); трудности понимания устной речи и читаемого текста.

В условиях детского сада для детей, имеющих нарушение слуха, подготовка к школьному периоду обеспечивается в процессе всей коррекционно-воспитательной работы. Основное значение для подготовки к школе имеет целостная система физического, умственного, нравственного, эстетического воспитания в слабослышащей группе [11].

Таким образом, в большом количестве трактовок понятий психолого-педагогического сопровождения и реабилитации лиц с ОВЗ, можно сделать вывод, что независимо от вида нарушения дефекта, основной задачей психолого-педагогического сопровождения и реабилитации лиц, является не достижение какого-то определенного уровня развития или умения, а создание коммуникативных связей и поддержка во взаимодействии с внешним миром [8].

Волкова О.В. Социальная реабилитация как направление социальной работы / О.В. Волкова // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус , №2 (10) - 2006. - С. 171-177.

Горина Л.В., Сенаторова К. П. Соотношение понятий психолого-педагогического и тьютерского сопровождения / Л.В. Горина, К.П. Сенаторова // Балтийский гуманитарный журнал.  2018. № 4(25) С. 231-234.

Гостюхина О.М Возможности предметно-пространственной среды детского сада в сохранении и укреплении эмоционального благополучия дошкольников / О.М. // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» - 2015 - №3-4 С. 50.

Калинина А.В. Нормативно-правовые основы реализации права на образование лицами с ОВЗ / А.В. Калинина // Специальное образование . - 2014. - С. 135-142.

Новоторцева Н.В., Смирнова И.А. Формирование диагностико-аналитических компетенций у обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» / Н.В. Новоторцева, И.А. Смирнова // Ярославский педагогический вестник - 2018. - С. 73-79.

Мартюшева В.И. Скрининговое исследование остроты слуха лиц молодого возраста - как основная профилактическая мера предупреждения развития тугоухости / В.И. Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание 2021 - №3 - С. 47-51.

Пронин Ю.Н, Присенко В.Г.Медицинская реабилитация пострадавших на производстве / Ю.Н. Пронин, В.Г. Присенко // Вестник физиотерапии и курортологии - 2013 - С. 5-6.

Ситаров В.А., Глаголев С.Н., Шутенко А.И. Адаптивная образовательная среда как педагогическое пространство обучения детей с ограниченными возможностями развития // Знание. Понимание. Умение. - 2011. -№ 3. - С. 222-230.

Чулкова М.С., Дьякова О.В. Педагогические условия сопровождения детей с нарушениями слуха в дошкольном образовательном учреждении / М. С. Чулкова, О.В. Дьякова // Гуманитарные науки Инновационная наука.  2016.  С. 223-225.

Условия адаптации в социуме детей с нарушением слуха

общеобразовательная школа-интернат №27, г. Пятигорск.

Учитель-дефектолог высшей квалификационной категории,

Почетный работник общего образования Российской Федерации, руководитель методического объединения учителей-дефектологов

CONDITIONS OF ADAPTATION IN THE SOCIETY OF CHILDREN

WITH HEARING DISORDER

State public educational

institution "Special (correctional)

Boarding school №27, Pyatigorsk.

Defectologist teacher of the highest qualification category

Honored Worker of General Education of the Russian Federation, Head of the Methodological Association of teacher-speech pathologists

Аннотация: в данной статье рассмотрены причины и критерии возникновения трудностей общения в социуме детей с нарушением слуха, особенности поведения и пути преодоления антисоциальной адаптации детей с ОВЗ.

Annotation : this article discusses the causes and criteria for difficulties in communication in the society of children with hearing impairment, behavioral patterns and ways to overcome the antisocial adaptation of children with disabilities.

Ключевые слова: социальная адаптация, особенности поведения, адекватность, норма нравственности, интеллект, высшие психические функции.

Keywords : social adaptation, behavioral features, adequacy, moral standard, intelligence, higher mental functions.

Условия адаптации любого человека в социуме зависят от многих факторов, которые существенно могут изменить жизнь человека либо в положительную, либо в отрицательную сторону. Невозможно точно предугадать, как поведет себя человек в той или иной ситуации, будет ли ему комфортно или же он будет чувствовать себя «белой вороной».

Особенно эта задача трудна для детей с нарушением слуха. Нередко приходится сталкиваться с детьми (да и не только с детьми), которые могут общаться только в своей среде, а именно в среде глухих и слабослышащих. Это обусловлено различными факторами:

- слабое владение словарем разговорного плана;

- слабое чтение с губ:

- не достаточно правильно сформированное произношение;

- маленький словарный запас;

- психологическая боязнь общения с нормально слышащими людьми.

Эти, и ряд других причин, могут стать непреодолимым препятствием к полноценному общению не слышащего ребенка не только со своими слышащими сверстниками, но и адаптации поведенческого характера в социуме вообще. Хотя следует отметить, что в среде таких же не слышащих учащихся эти дети чувствуют себя довольно комфортно, осознавая, что находятся среди таких же собратьев. Но, есть и другое. Но, на которое следует обратить внимание, - это общение детей с разной степенью потери слуха. Чем меньше у ребенка потеря слуха, тем лучше он говорит, а, следовательно, тем меньше он хочет общаться с теми ребятами, у которых слух гораздо хуже, речь на уровне жестовой и мимики, тем сильнее ребенка, у которого незначительная потеря слуха тянет к общению с нормально слышащими детьми. Однако есть и исключения, есть дети с и с четвертой степенью глухоты, но с развитым интеллектом, такие в силу своих умений и стараний достигают хороших результатов в развитии речи и в также в плане общего развития практически не отстают от своих слышащих сверстников. Были и есть случаи, когда такие дети успешно оканчивали общеобразовательную школу. Поступали в институты, получали престижные профессии и успешно адаптировались в социуме. В этом плане также много зависит от родителей и от учителей ребенка. Главное сформировать нормы общепринятого поведения, нравственные качества и привычки помочь преодолеть трудности общения в социуме. Критериями преодоления трудностей можно назвать следующие:

- наличие активной жизненной позиции в преодолении трудностей;

- умение устоять перед трудностями, не потерять свою индивидуальность и положительные качества человека;

- умение адекватно воспринимать окружающую среду, социальные проблемы;

- умение использовать те условия, в которых оказывается ребенок.

Следует отметить, что каждый по отдельности из перечисленных критериев не может нести на себе ту значимость и пользу, которую приносят все эти критерии вместе взятые. Поэтому учитывать и воспринимать их надо именно в комплексе. А для этого у ребенка должны быть сформированы такие понятия нравственности, которые могли бы ему оценивать ситуацию с той точки зрения, которая является наиболее верной и адекватной, то есть соответствующей нормам социального проведения. Не по принципу «Как хочу, так и поступаю» а по правилам человеческого общения, которые являются нормой и образцом поведения. У ребенка должны быть сформированы нормы самоопределения в жизненном пространстве, с тем, чтобы он мог в последующем своем развитии более легко преодолеть возникающие трудности.

Только в условиях целенаправленного социально-педагогического воздействия решаются проблемы реабилитации детей с нарушением слуха, так и с ОВЗ. Развитие в социуме - это процесс усвоения ребенком культуры и традиций общества, в котором ему предстоит играть, учиться и жить. Он должен научиться общению, стать компетентным. Понятно, что нарушение слуха значительно снижает возможности таких детей, поскольку потеря слуха- это в первую очередь отставание в развитии речи, а если наблюдается недоразвитие речи, то оно влечет за собой и трудности в общении. Принято считать, что дети с нарушением слуха - это обычные дети, так думают люди, которые не часто сталкиваются с такими детьми в обществе. Однако есть ряд существенных отличий в развитии таких детей, о которых мы уже говорили выше. Прежде всего, надо сформировать у них интерес к творческой активности, навыки регуляции межличностных контактов. Отсюда вытекают и задачи, стоящие перед педагогами, обучающих детей с недостатками слуха. Дети должны преодолеть роль пассивных наблюдателей, стать полноправными активными участниками и соучастниками социального процесса. Основным процессом в человеке - самоорганизующейся системе - является увеличение объема энергообмена со средой. [1,C.22]

Вот почему, когда такие дети поступают на обучение в школу они обязаны пройти медико-педагогическую комиссию, на основе выводов которой составляется конкретный план мероприятий воспитательного и медицинского плана, куда входят методы наблюдения за ребенком, анкетирование родителей, беседы, первоначальное и итоговое тестирование. Здесь важно не упустить момент. Чем раньше будет выявлена патология нарушений слуха, тем быстрее сможет ребенок получить реабилитационную помощь. Хорошо известно, что даже относительно незначительное снижение остроты слуха у ребенка до двух лет значительно затрудняет возможность своевременного развития речи. [2,С. 45]. Необходимо также подобрать соответствующий слуховой аппарат. Слухопротезирование - это важная часть или важный момент слухо-речевого развития ребенка. Важное значение имеет посещение ребенком специальных занятий, где он должен заниматься с сурдопедагогом, получить комплекс мер необходимых для его успешного развития и реабилитации как личность.

К сожалению, очень часто родители не слышащих детей не понимают возникающие трудности в общении таких детей со сверстниками, с легкостью отдают их в общеобразовательную школу с мыслью, что со временем ребенок адаптируется и все будет хорошо. Но при этом совершенно не учитываются психологические возможности таких детей. Не секрет, что дети с недостатками слуха страдают от недостаточного развития высших психических функций: памяти, мышления, внимания, эмоциональной сферы, анализа и синтеза. Здесь надо помнить, что любой метод воспитания и обучения таких детей должен быть гуманным, тогда не будет антигуманной отдачи. В настоящее время проблема взаимоотношений людей с детьми с ограниченными возможностями более чем актуальна. Механическое интегрирование таких детей в социум просто невозможно. Надо учитывать индивидуальные возможности ребенка, помочь ему преодолеть отклонения от нормального развития личности, негативные тенденции, конфликтные настроения и в целом негативное отношение к нормально слышащих людям. Дать возможность быть и ощущать себя полноправным членом общества задача нашего государства и органов Просвещения.

1. А. П. Исаев. Информационный подход как фактор управления периодическими волновыми процессами организма человека. ЧГУ. Валеология, №4,2000, с. 22

2. Г. А. Кураев. Валеологические проблемы слуха человека. УНИИ валеологии РГУ. Валеология. №4,2000, с. 45

Консультация для воспитателей «Условия возникновения и развития самостоятельной музыкально-игровой деятельности детей» Консультация для воспитателей «Условия возникновения и развития самостоятельной музыкально-игровой деятельности детей»Основным источником.

Инклюзивное образование. Дети с нарушением слуха Методическая разработка на тему «Инклюзивное образование. Дети с нарушением слуха». Титульный слайд. Период дошкольного детства - очень.

Опыт работы с детьми с нарушением слуха по проведению игры-драматизации «Теремок»

Опыт работы с детьми с нарушением слуха по проведению игры-драматизации «Теремок» Игра-драматизация для ребёнка дошкольного возраста с нарушенным слухом имеет первостепенное значение наряду с сюжетно-ролевой игрой. Показ.

Организация художественно-творческой деятельности с детьми с нарушением слуха В дошкольном детстве большое место занимает художественное творчество, имеющее неоценимое значение для всестороннего развития детей. Рисование.

Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Гирфанова Татьяна Борисовна - воспитатель высшей.

Условия организации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в условиях ДОУ Дошкольное детство-пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Дети стремятся к общению с искусством музыки, находя.

Особенности реабилитации детей с нарушениями слуха


Ежегодно каждое последнее воскресенье сентября во всем мире отмечается Международный день глухих, главная цель которого - привлечь внимание общества к проблемам людей с ограниченными возможностями. Инвалидизирующими нарушениями слухового восприятия сегодня страдает более 360 миллионов жителей планеты, и почти десятую часть этого огромного числа составляют дети младенческого, раннего и школьного возраста.

Каковы причины врожденных и приобретенных нарушений слуха у детей, как осуществляется лечение маленьких пациентов и какую роль в этом процессе играют специальные реабилитационные мероприятия? Ответить на эти и другие вопросы поможет расследование от MedAboutMe.

Нарушения слуха у детей: классификация патологии

Нарушения слуха у детей: классификация патологии

Под нарушением слуха принято подразумевать частичную или абсолютную утрату человеком возможности восприятия и распознавания звуков. Речь о глухоте ведется специалистами тогда, когда имеет место полная потеря слуха; во всех остальных случаях патология обозначается термином «тугоухость».

В зависимости от природы происхождения, нарушения слуха классифицируют на три категории:

  • наследственные (передающиеся от родителей детям на генетическом уровне);
  • врожденные (обусловленные нарушениями внутриутробного развития плода или родовыми травмами);
  • приобретенные (возникающие в течение жизни пациента как следствие перенесенных болезней, травм, токсического воздействия медикаментов и т.д.)

Абсолютная глухота у детей встречается достаточно редко; чаще всего у малышей диагностируются слабая или выраженная тугоухость. В первом случае патология характеризуется умеренным снижением качества слуха, во втором - сохранностью у ребёнка способности различать только громкие звуки, источник которых находится непосредственно вблизи от уха. Любая степень тугоухости у ребёнка требует своевременных диагностики и лечения. При отсутствии специальных терапевтических мероприятий, патология может прогрессировать, оказывая крайне негативное влияние на речевые способности ребёнка и на его общее развитие.

Причины тугоухости и глухоты у детей

Наряду с генетическими причинами, нарушения слуха у детей нередко бывают обусловлены следующими факторами:

  • инфекционные заболевания, перенесенные матерью в период вынашивания (краснуха, грипп, токсоплазмоз, корь, герпес, сифилис и др.);
  • прием будущей матерью ототоксичных медикаментозных препаратов, в частности - антибиотиков группы аминогликозидов и макролидов, противомалярийных и цитотоксических лекарственных средств;
  • врожденные пороки развития у ребёнка, в том числе - аномалии строения уха или черепа;
  • родовые травмы новорожденных, детский церебральный паралич;
  • поражение слухового нерва, как осложнение перенесенной ребёнком гемолитической болезни новорожденных или ядерной желтухи;
  • осложнения детских инфекционных заболеваний (эпидемического паротита, менингита, энцефалита, отита, кори);
  • лечение ребёнка ототоксическими препаратами;
  • повреждения внутреннего уха, черепно-мозговые травмы.

Наличие каждого из вышеобозначенных факторов существенно повышает риск развития врожденных или приобретенных нарушений слуха у ребёнка.

Как осуществляются лечение и реабилитация детей с нарушением слуха?

Как осуществляются лечение и реабилитация детей с нарушением слуха?

Коррекционно-реабилитационные мероприятия при нарушениях слуха начинаются сразу же после постановки ребёнку диагноза. В зависимости от специфики и степени тяжести патологии, лечение может осуществляться различными способами. К таковым относятся:

  • консервативная терапия;
  • слухопротезирование слуховыми аппаратами;
  • верботональный метод (стимуляция слухового восприятия при помощи специальной акустической аппаратуры);
  • хирургическое лечение (в т. ч. - кохлеарная имплантация).

Кроме медицинских и технических методов, важнейшей составляющей реабилитационных мероприятий при нарушениях слуха у детей являются:

  • Психолого-педагогическая реабилитация, направленная на развитие у ребёнка слуха, мышления и речевых навыков.
  • Социально-психологическая реабилитация, ориентированная на полноценную адаптацию ребёнка в социуме.
  • Физическая реабилитация, способствующая развитию у ребёнка двигательно-координационных способностей и общему укреплению детского организма.

В лечении тяжелых нарушений слуха у детей обычно принимают участие несколько врачей - оториноларинголог, аудиолог, невропатолог, сурдолог. Реабилитационные мероприятия предполагают дополнительное привлечение других специалистов - дефектолога, логопеда, сурдопедагога, социального педагога, детского психолога.

Многочисленные исследования в области детской сурдологии и аудиологии подтверждают, что современные методы реабилитации позволяют добиться максимально высоких результатов лечения и существенно улучшить качество жизни больного ребёнка.

Как распознать нарушения слуха у малыша: памятка родителям

Как распознать нарушения слуха у малыша: памятка родителям

Сигналом о необходимости обследования ребёнка на предмет наличия нарушений слуха для родителей должны выступить следующие признаки:

  • новорожденный малыш не реагирует на внезапные/резкие звуки и не замирает, услышав чужой голос;
  • к моменту достижения четырехмесячного возраста ребёнок не гулит и не поворачивает голову в сторону источника звука;
  • в возрасте десяти месяцев малыш все еще не произносит слогов;
  • ребёнок часто переспрашивает, при просмотре телепередач старается подойти поближе к телевизору, чтобы лучше расслышать;
  • речь малыша звучит громко или монотонно; присутствует искажение отдельных слов или имеет место неправильная постановка ударений;
  • ребёнок систематически жалуется на заложенность ушей или проблемы со слухом.

Обследование у специалиста позволит определить причину тревожной симптоматики и своевременно начать необходимое лечение. В случае выявления врожденной тугоухости или при невозможности устранения патологии консервативными методами, врачами будет рассмотрен вопрос об операции или аппаратном слухопротезировании.


Марина Гунина, врач-оториноларинголог

По данным Всемирной организации здравоохранения за 2015 год, около 32 миллионов детей в мире страдают от инвалидизирующих нарушений слуха (снижение порогов слуха более 30 дБ). Такие показатели свидетельствуют об актуальности проблемы лечения, реабилитации, развития и обучения детей с выраженным нарушением слуха, их дальнейшей адаптации к жизни в обществе.

У детей снижение слуха чаще всего бывает связано с развитием нейросенсорной тугоухости, т. е. с поражением звуковоспринимающего аппарата; в частности, слухового нерва. Однако и кондуктивная тугоухость тоже может привести к выраженной потере слуха у ребёнка, особенно при нарушении анатомического строения слухового аппарата.

Развитие тугоухости может зависеть как от наследственных факторов (наследование генов, «кодирующих» тугоухость по доминантному и рецессивному типам), так и быть вызвано воздействиями извне. Так, распространенными причинами развития патологии являются:

  • осложнения заболеваний матери во время беременности (краснуха, токсоплазмоз, сахарный диабет и т. п.);
  • прием женщиной токсичных веществ или медикаментозных препаратов в период вынашивания;
  • осложнения во время родов (асфиксия, родовая травма, внутриутробное инфицирование);
  • осложнения в неонатальном периоде (гемолитическая желтуха новорожденных);
  • детские инфекции (краснуха, корь, герпетические инфекции, ОРВИ, эпидемический паротит);
  • применение ототоксичных препаратов, неблагоприятно влияющих на слуховой нерв;
  • наличие или неадекватное лечение заболеваний среднего уха, таких как экссудативные и гнойные средние отиты.

Для выявления рисков развития тугоухости у будущего ребёнка родителям на этапе планирования беременности необходимо пройти генетическое консультирование. В дальнейшем беременной рекомендуется прохождение скринингового исследования плода на различных сроках вынашивания. Повышенное внимание должно уделяться своевременному лечению и профилактике инфекционных заболеваний у будущей матери.

После рождения ребёнка не будет лишним прохождение скринингового исследования детского слуха методом регистрации вызванной отоакустической эмиссии.

В процессе роста и развития малыша родителям необходимо обращать внимание на реакции ребёнка на внешние звуковые раздражители, проводить своевременное лечение заболеваний ЛОР-органов. При наличии признаков снижения слуха у ребёнка, необходимо незамедлительно обратиться к специалистам и не отказываться от проведения сурдологического обследования (инструментального исследования слуха).

Лечение тугоухости и глухоты проводится такими специалистами, как оториноларингологи, сурдологи и отохирурги, а в реабилитации участвуют логопеды, сурдопедагоги и дефектологи. Для лечения врожденной тугоухости используют методы слухопротезирования (слуховые аппараты), хирургическое восстановление структур уха (при нарушении их развития), а также кохлеарную имплантацию.

Выраженное снижение слуха и глухота затрудняют возможности общения с другими людьми, а у детей также ведут к нарушению речи, что при несвоевременных выявлении и коррекции может значительно затруднять социальное развитие человека в дальнейшей жизни.

Читайте также: