Травмы глаз от подушек безопасности при ДТП. Частота

Обновлено: 04.05.2024

Отправляясь в путь, о возможности попасть в аварию думают только законченные пессимисты или совершенно «зелёные» новички, ещё не уверенные в своих силах. Но вероятности ДТП не отбрасывают даже опытные водители, знающие, что на дороге может случиться всякое. Сохранять полное спокойствие за рулём очень важно, и в этом многим очень помогает наличие в автомобиле подушек безопасности, которые в нужный момент срабатывают и приходят вам на помощь.

Хотя каждый современный автомобиль оснащен системой безопасности SRS, но мало кто до конца понимает принцип действия airbag. И для большей уверенности в своей защищенности в случае опасной ситуации, не лишним будет знать, в каком случае подушки безопасности точно срабатывают, а когда они могут не сработать.

Условия для непременного срабатывания Airbag

Автомобильная система airbag - тщательно выверенное устройство, имеющее чёткий алгоритм срабатывания подушек безопасности. Чтобы добиться необходимой эффективности airbag, инженеры-разработчики ведущих производителей авто потратили не одно десятилетие. Подушки безопасности прошли массу испытаний, пока их не признали действенным способом предотвращения травм или гибели водителя и пассажиров автомобиля при аварии.


Наслушавшись шоферских баек, или начитавшись некорректной информации в сети о том, что подушки безопасности могут сработать от малейшего толчка, некоторые доверчивые люди начинают опасаться системы Airbag. Но вам не стоит тревожиться - подушки безопасности никогда не срабатывают без повода.

Чтобы подушка безопасности сработала, в системе airbag должны выполниться такие последовательные действия:

  1. Датчик должен зафиксировать удар, и передать данные о нём на блок управления;
  2. Оценив степень опасности и силу удара, и сочтя её угрожающей, блок даёт сигнал для срабатывания подушек безопасности;
  3. В газогенераторе взрывается запал пиропатрона;
  4. Молниеносно выделившийся при сгорании азида натрия газ наполняет оболочку подушки безопасности, и она раскрывается, принимая удар на себя.

Между первым и последним действием проходит гораздо меньше времени, чем вы потратили на прочтение этого предложения - всего лишь 20-30 миллисекунд.

Теперь давайте рассмотрим, какие условия должны быть соблюдены, чтобы электронный блок управления подал команду для срабатывания воздушных подушек, и при какой скорости и силе удара они включаются:

  • Резкое столкновение с другим автомобилем, или любой твёрдой поверхностью, на скорости более 22 км/ч. Причем датчики фиксируют не только силу, но и направление удара - при лобовом срабатывают фронтальные airbag, а при боковом или перевороте - шторки и подушки безопасности в сидениях.
  • Сильная встряска автомобиля в результате наезда на бордюр или попадания в глубокую яму на той же скорости.
  • Достаточно жёсткое приземление авто после прыжка или падения с высоты.

Почему подушки безопасности не срабатывают

В некоторых случаях, когда, кажется, все вышеперечисленные условия соблюдены, подушки безопасности при ДТП всё-таки не срабатывают. Почему так случается?

Ответы на вопрос, почему не сработала airbag, могут быть совершенно разнообразными:

  • Отсутствие подушек безопасности. В новой, приобретенной в салоне машине, это исключено. А вот в купленной с рук на вторичном рынке - запросто. Не желая тратиться на дорогостоящий ремонт или установку новых подушек безопасности, нечестные «умельцы» иногда устанавливают обманки и муляжи. Чтобы такой обман не раскрылся в опасной ситуации, и отсутствие подушек безопасности не обнаружилось в тот момент, когда они должны были сработать, тщательно проверяйте наличие Airbag перед покупкой автомобиля б/у. Как это сделать, можно прочитать в статье.
  • Неисправности в системе airbag. О том, что система airbag неисправна, вам просигнализирует негаснущая лампочка на приборной панели. Не игнорируйте этот сигнал и не пытайтесь отремонтировать подушки безопасности самостоятельно, иначе при некорректном вмешательстве в систему они могут сработать и серьёзно вас травмировать. Лучше сразу отправляйтесь в хороший автосервис, где опытные мастера найдут и устранят причину неисправности, из-за которой воздушные подушки могут не сработать.
  • Недостаточная сила и скорость удара. Если датчики фиксируют, что автомобиль движется с низкой скоростью (меньше 22 км/ч), и особой опасности от столкновения нет, блок управления активирует только преднатяжитель ремня безопасности, а воздушные подушки не срабатывают.

Как видите, Airbag - это умная и совершенная система, и подушки безопасности обязательно срабатывают только в нужное время. Но только при условии, что вы будете следить за их состоянием, и своевременно делать в автосервисе диагностику и необходимый ремонт.

Травмы глаз от подушек безопасности при ДТП. Частота

Проведён анализ характера и локализации наиболее часто встречающихся повреждений у водителя и пассажира переднего сидения при не смертельной автодорожной травме внутри салона автомобилей нероссийского (иностранного) производства, как с левосторонним, так и с правосторонним расположением рулевого управления в зависимости от типа столкновения. При фронтальном столкновении автомобилей травмы пассажира переднего сидения количественно превалируют над таковыми у водителя и имеют правостороннюю локализацию при левостороннем расположении руля. Для водителей характерным является переломы плюсневых костей правой стопы, а для пассажира переднего сидения - повреждение костей фаланг пальцев стопы

1. Ардашкин А.П., Юрасов Г.И. Повреждение нижних конечностей водителя при травме внутри автомобиля // Суд.-мед. эксперт., 1983. - № 2. - С. 29-31.

2. Ардашкин А.П. Морфологические особенности, механизм и математическая диагностика травмы водителей и пассажиров внутри автомобилей: Автореф. дис. канд. мед. наук. - М., 1986. - 21 с.

3. Ардашкин А.П. Морфологические особенности, механизм и математическая диагностика травмы водителей и пассажиров внутри автомобилей: Дис. … канд. мед. наук. - М., 1986. - 185 с. - Машинопись.

4. Дебой Н.Н. Судебно-медицинская характеристика объема травмы водителя и пассажиров в кабине при основных типах столкновений легковых автомобилей: Дис. … канд. мед. наук. - Л., 1990. - 256 с.

6. Новоселов А.С. Судебно-медицинская оценка морфологических особенностей повреждений для диагностики водителя и пассажира переднего сидения при фронтальных столкновениях автомобилей. Автореф. канд. дисс. - М., 2009. - 25 с.: ил.

7. Паньков И.В. Судебно-медицинское установление места расположения пострадавшего внутри салона при несмертельной автомобильной травме по повреждениям таза и нижних конечностей. Автореф. дис. канд. мед. наук, Барнаул, 2002.

8. Сидоров Ю.С. Судебно-медицинская оценка повреждений водителей и пассажиров переднего сидения легковых автомобилей при столкновениях. (Экспериментально-морфологическое исследование): Автореф. дис. д-ра мед. наук. - М., 1991. - 39 с.

Проблема «автомобиль-дорога» уже несколько десятилетий рассматривается в разряде мировых. Это объясняется высокими темпами роста интенсивности движения на автодорогах и городских улицах, которые в крупных и средних городах за последнее десятилетие достигли небывалых величин.

Если по данным ВОЗ в 70-е годы прошедшего века в автомобильных катастрофах погибало 250 тыс. человек и десятки миллионов получали повреждения различной тяжести, то в начале 21 века, число погибших перевалило за миллион; увеличилось и количество потерпевших, получивших в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) не смертельные повреждения. Одной из главных причин такого роста является значительное расширение автомобильного парка. Это особенно относится к России, где, начиная с 90-х годов прошлого столетия, отмечается ежегодный, резкий рост количества эксплуатируемых легковых автомобилей, преимущественно иностранного производства. Все это привело к росту частоты смертельной и не смертельной автомобильной травмы, в том числе и травмы внутри салона легкового автомобиля.

Следует отметить, что экспертиза характера и механизмов образования повреждений при автомобильной травме в силу ее многофазности всегда считались актуальной и сложной проблемой судебно-медицинской науки и практики. Особую сложность с экспертных позиций при травме внутри салона автомобиля приобретает решение вопроса о месте расположения пострадавших (водитель, пассажир переднего сидения).

В доступной литературе имеется достаточное количество диссертационных работ, посвященных травме внутри салона автомобиля [1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9]. Но все они рассматривают возможности определения места расположения потерпевшего только при смертельной внутрисалонной травме.

Не смертельной внутрисалонной травме в Российской Федерации посвящена только одна исследовательская диссертационная работа [7] позволяющая диагностировать расположение «водитель, пассажир переднего сидения», по повреждениям таза и нижних конечностей, в основном, в автомобилях отечественного производства.

Целью настоящего исследования является определение характера и локализации наиболее часто встречающихся повреждений у водителя и пассажира переднего сидения при не смертельной автодорожной травме внутри салона автомобилей иностранного производства, как с левосторонним, так и с правосторонним расположением рулевого управления в зависимости от типа столкновения.

Материалы и методы исследования

Были проанализированы повреждения 34 водителей и 44 пассажиров, полученные при 78 дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) с участием автомобилей иностранного производства. Среди исследованных ДТП участие автомобилей с учётом марки: автомобили «Toyota» 12-и моделей (35 автомобилей, из них 9 - с правым рулем), автомобили «Mitsubishi» 5-и моделей (из них 1 - с правым рулем), автомобили «Nissan» 5-и моделей (из них 1 - с правым рулем), «Honda» 4-х моделей (1 - с правым рулем), «Mazda» 2-х моделей, «Subaru» - 1 автомобиль, «Volkswagen» - 4-х моделей, «Opel» - 5 автомобилей 3-х моделей (из них 1 - с правым расположением руля), «Audi» - 7 автомобилей 1-й модели, «Ford» - 3-х моделей, «Daewoo» - 4 автомобиля 2-х моделей, «Chevrolet» - 1 модель и «Renault» 1 модель. Таким образом, из 78 автомобилей 69 имели левостороннее, а 9 - правостороннее рулевое управление.

При анализе учитывались тип столкновения, характер повреждений у водителя и пассажира, влияние использования ремней и подушек безопасности на характер и локализацию повреждений.

По типу столкновения в 70,5 % (55 случаев) отмечены фронтальные (ФС), в 7,7 % (6) - боковые левые (БЛС) в 5,1 % (4)- боковые правые (БПС), в 8,9 % (7) - столкновения с неподвижной преградой (НП), в 5,1 % (4) - столкновения в попутном направлении (ПС). Пострадавшие были пристегнуты ремнями безопасности только в 9 случаях (11,5 %), а подушки безопасности «сработали» при ДТП в 3 столкновениях (3,8 %).

Все пострадавшие после ДТП проходили обследование и лечение в условиях стационара или поликлиники. В дальнейшем их судебно-медицинская экспертиза проводилась на основании медицинских документов (карта стационарного или амбулаторного больного). С учетом того, что в этих документах повреждения в локальном статусе, как правило, описывались очень поверхностно, без указания количества, точной локализации, формы, размеров и морфологических свойств, при проведении экспертизы возникали проблемы с механизмами их образования и давностью причинения. Даже при освидетельствовании пострадавших эти вопросы не находили своего решения, так как некоторые из этих повреждений (например ссадины, кровоподтеки) заживали не оставляя следов.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ локализации повреждений по областям тела показал, что независимо от типа столкновения и расположения руля у водителей не отмечено ни одного случая травмирования шеи и практически не повреждалась область таза (1 случай).

Повреждения головы у водителей отмечены при фронтальных (ФС), боковом левом (БЛС), попутном столкновениях (АС) и столкновениях с неподвижной преградой (НП). Повреждения практически всегда (за исключением двух фронтальных столкновений в салоне с правосторонним расположением руля) имели левостороннюю локализацию. По виду травмы это были ушибленные раны волосистой части головы (3 наблюдения), левой ушной раковины (1 наблюдение), подбородка (1 наблюдение); ссадины и кровоподтеки волосистой части головы, лица (3 наблюдения), переломы глазницы (3), височной кости (1), лобной кости (3), костей лицевого скелета (5), нижней челюсти (2), ушибы головного мозга (2 наблюдения).

Только в 2-х наблюдениях фронтального столкновения с правосторонним расположением руля ушибленная рана (1), ссадина и кровоподтек на лице имели правостороннюю локализацию.

Грудная клетка, живот количественно повреждались по сравнению с головой намного реже. Столкновения в абсолютном большинстве случаев совершались автомобилями с левосторонним расположением руля.

На кожном покрове грудной клетки формировались ссадины и кровоподтеки: при фронтальных столкновениях на передней или передне-левой боковой поверхности (2 наблюдения), на правой передне - боковой поверхности (2 наблюдения), и при боковом правом столкновении на правой боковой поверхности (1 наблюдение). Двухсторонние переломы ребер по средне-подмышечным линиям отмечены в 1-ом наблюдении, односторонние по средне-подмышечной линии - в 2-х случаях. В 1-ом наблюдении отмечен разрыв брыжейки тонкого кишечника и в 1-ом перелом крыла левой подвздошной кости (1 случай). Переломы грудины, костей плечевого пояса (ключиц и лопаток) не отмечены ни в одном случае столкновения.

Достаточно редко возникали переломы верхних конечностей. В 2-х наблюдениях отмечены кровоподтеки в области локтевых суставов (по 1 на правом и левом). В 3-х случаях формировались переломы левой плечевой кости, в 1-м - правой. В одном наблюдении у водителя отмечен перелом костей левой лучевой кости в типичном месте, с зоной разрыва на передней поверхности.

Чаще чем верхние, у водителей травмировались нижние конечности. В 14 случаях таких травм ДТП совершались машинами с левосторонним расположением руля, в 7 - с правосторонним. При левостороннем расположении руля отмечены ушибленные раны на передней поверхности левого (2 наблюдения) и правого (3 наблюдения) коленного суставов, ушибленная рана и ссадина передней поверхности левой голени (2 наблюдения), диафизарный перелом правой бедренной кости (1 пострадавший), диафизарные переломы обеих бедренных костей в средней трети (1 пострадавший), переломо-вывих правого голеностопного сустава (1 наблюдение), перелом внутренней лодыжки справа (1 случай), переломы плюсневых костей правой стопы (2 наблюдения).

Повреждения у пассажиров переднего сидения количественно, практически во всех областях возникали чаще, чем у водителей. Как и у водителей повреждения шеи не отмечены ни в одном наблюдении.

Чаще всего повреждения головы при левостороннем расположении руля у пассажиров возникали при фронтальных столкновениях. При этом в 6 случаях отмечены ссадины и кровоподтеки в лобно - теменной области спереди, в 5-и - ушибленные раны той же локализации. В верхней части лица в 4-х случаях ссадины локализовались спереди и в 1-ом - слева, кровоподтеки имели правостороннюю локализацию в 2-х наблюдениях при ФС, и по 1 случаю - при БЛС и столкновении с НП. В средней части лица в 2-х наблюдениях при ФС отмечены ссадины, кровоподтеки и ушибленные раны. В 1-ом случае зафиксирована рана языка и в 1-ом - рана правой ушной раковины. Перелом нижней челюсти слева отмечен в 3-х наблюдениях (2 при ФС и 1 - с НП).

На грудной клетке при ФС автомобилей повреждения располагались справа: ссадины и кровоподтеки, переломы ребер по передней и средней подмышечной линиям (по 1 наблюдению). У 2-х пассажиров отмечены перелом правой ключицы, разрыв селезенки. В одном наблюдении отмечены переломы тел 12 грудного и 1-2 поясничных позвонков и в 1-ом - гематома промежности. В одном случае отмечен перелом диафиза правой плечевой кости, кровоподтеки и ушибленные раны в области правого и левого плечевых суставов (по 1-му наблюдению) ссадины и кровоподтеки на тыльной поверхности правой кисти (3 наблюдения), резаная рана на передней поверхности области правого лучезапястного сустава (1 наблюдение).

На нижних конечностях возникали кровоподтеки на наружной поверхности левого бедра (2 наблюдения), диафизарные переломы правой и левой бедренных костей в средней трети (по 1-му наблюдению), правой бедренной кости (1), ссадины и кровоподтеки на правом коленом суставе (3 наблюдения), на обоих коленных суставах (2 случая). Перелом диафиза малоберцовой кости справа (1), кровоподтеки на левой стопе (1), переломы фаланг пальцев правой стопы (1), переломы тел 12 грудного и 1-2 поясничных позвонков (1 наблюдение) В области таза: гематома промежности.

При БЛС и левостороннем руле управления у пассажиров переднего сидения каких-либо повреждений не возникало. А при БПС отмечены повреждения в виде ссадин и кровоподтеков в правой височной области (2 наблюдения).

При столкновении с НП, (4 наблюдения) определялись: болезненность и припухлость мягких тканей лица и грудной клетки (ушиб) справа (1); болезненность и припухлость мягких тканей грудной клетки (ушиб) справа (1), рана языка, диафизарные переломы правой и левой бедренной костей в средней трети (по 1 наблюдению), ссадина области левого коленного сустава, наружной лодыжки слева, разрыв межберцового синдесмоза слева (1 наблюдение);

При ФС автомобилей с правосторонним расположением рулевого управления (9 наблюдений) у пассажиров переднего сидения имелись следующие повреждения: скальпированная рана левой лобно-теменной области, линейный перелом левой теменной кости, эпидуральная гематома в лобной доле слева, переломы костей носа, решетчатой и скуловой костей слева (1); ушиблено-рваная раны - теменно-затылочной области справа, на спинке носа, верхней губе справа, травматическая экстракция 1 зуба слева на верхней челюсти (1); кровоподтек в области лба слева (1); ушибленная рана в лобной области, верхнего века левого глаза (1); ЧМТ - субдуральное кровоизлияние правой лобно-теменной области, припухлость и болезненность (ушиб) грудной клетки слева, подкожная гематома на уровне 6-7 ребер слева (1), перелом лонной кости справа (1), левой боковой массы крестца (1), разрыв мочевого пузыря (1), болезненность и припухлость (ушиб) левого локтевого сустава (1).

Кроме вышеперечисленных при срабатывании подушек безопасности у пассажира переднего сидения возникли повреждения в виде контузии правого глазного яблока средней степени, гефемы, частичного гемофтальма, ссадин на лице. От действия ремня безопасности у пассажира переднего сидения образовались повреждения в виде полосовидной косой ориентации (сверху вниз и справа налево) припухлости и болезненности мягких тканей передней поверхности грудной клетки.

Проведенный анализ не смертельных повреждений, причиненных водителю и пассажиру переднего сидения при травме внутри салона автомобилей иностранного производства показал, что как и при смертельной травме внутри салона:

• наиболее часто происходят фронтальные столкновения автомобилей;

• у пассажира переднего сидения повреждения тела количественно превалируют над таковыми у водителя;

• при левостороннем расположении руля повреждения у водителя в основном имеют левостороннюю локализацию, у пассажира переднего сидения - правостороннюю;

• при правостороннем расположении руля локализация повреждений у водителя и пассажира переднего сидения имеет «зеркальное» отображение;

• у водителей и пассажиров переднего сидения не отмечается повреждений органов шеи, грудины, лопаток; крайне редко возникают повреждения области живота и таза;

• у водителей характерным является переломы плюсневых костей правой стопы (давление на педаль тормоза), у пассажира переднего сидения повреждаются кости фаланг пальцев стопы;

• больший объем повреждений и по количеству и по тяжести у пассажиров переднего сидения, как и при смертельной травме внутри салона объясняется большей смещаемостью тела и ударом о предметы с широкой травмирующей поверхностью (панель приборов). Меньшая выраженность повреждений у водителей связана с достаточно фиксированным и постоянным положением его тела, а также преимущественным контактом с предметами с ограниченной травмирующей поверхностью (элементы рулевого управления).

Изучены характер и степень повреждений органа зрения, придаточного аппарата и орбиты у детей и взрослых с судебно-медицинской оценкой причиняемого вреда здоровью (ВЗ) при офтальмотравме вследствие дорожно-транспортной аварийности (ДТА) в условиях крупного города РФ. Методы. Ретроспективный экспертный анализ заключений судмедэкспертов и актов судебно-медицинских освидетельствований пострадавших вследствие ДТА, выполненных в государственном «Бюро судебно-медицинской экспертизы» Краснодарского края. Результаты. Для получения офтальмологической помощи в 69% случаях пострадавшим потребовалась госпитализация в стационар, остальным амбулаторная. Преобладала сочетанная травма - 84,7% случаев, изолированная - 12,8%. Орбитальная травма - ушибленные и ушиблено-рваные раны в каждом третьем наблюдении (61,6%), преобладала окологлазничная гематома (73%). Переломы орбиты - 10,3%. В 16,7% случаев повреждения мягких тканей орбитальной области сочетались с переломами костей черепа. ВЗ от полученных повреждений, включая офтальмотравму, устанавливался по признаку длительности его расстройства: легкий - 39,7%; средний - 12,8%; тяжкий - 30,7%, из них: по критерию опасности для жизни - 62,5%, признаку стойкой утраты общей трудоспособности ≥ 1/3 - 37,5%. Заключение. Офтальмотравма вследствие ДТА в условиях крупного города влечет средний и тяжкий, с сопутствующей травмой, ВЗ. Необходима разработка целевой программы по оптимизации деятельности офтальмологической службы на всех уровнях оказания медицинской помощи пострадавшим при ДТА для лечения офтальмотравм и эффективной медико-социальной реабилитации для снижения случаев выхода на инвалидность по зрению.

1. Травмы глаза / под общ. ред. Р.А. Гундоровой, В.В. Нероева, В.В. Кашникова. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. 560 с.

4. Офтальмология: национальное руководство / Под ред. С.Э. Аветисова, Е.А. Егорова, Л.К. Мошетовой, В.В. Нероева, Х.П. Тахчиди. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. 944 с.

5. Мошетова Л.К., Ромодановский П.О., Андрианова А.В., Кутровская Н.Ю. Некоторые аспекты экспертной оценки тяжести вреда здоровью при травмах орбиты // Медицинская экспертиза и право. 2014. № 4. С. 6-9.

6. Лебедев М.В., Оленникова М.М., Бахтурина Ю.А., Бахтурин Н.А. Частота и структура повреждения органа зрения при сочетанных травмах в дорожно-транспортных происшествиях // Вестник Российской военно-медицинской академии. 2015. № 2. С. 92-95.

8. Mieler W: Overview of ocular trauma. Principles and Practice of Ophthalmology. Edited by: Albert D., Jakobiec F. 2001. Philadelphia, WB Saunders Co, P. 5179-2.

9. Кузьмин О.Н. Динамика дорожно-транспортной аварийности в Российской Федерации // Наука и техника в дорожной отрасли. 2012. № 3. С. 30-32.

10. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 12 месяцев 2016 года. Информационно-аналитический обзор. М.: ФКУ НИЦ БДД МВД России, 2017. 18 с.

11. Савенкова Е.Н., Ефимов А.А., Семижонова В.Н., Купрюшин А.С. К вопросу о возрастных особенностях детского автомобильного травматизма // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Медицинские науки. 2014. № 3 (31). С. 127-134.

Травма органа зрения, придаточного аппарата и орбиты остаётся одной из наиболее частых причин снижения зрения, причем в 30-60% случаев она приводит к одно- или двустороннему слабовидению и слепоте, частота глазного травматизма в России, по данным за последнее десятилетие, достигает 114,5 человек на 100 000 населения [1; 2]. По данным офтальмологической службы Краснодарского края, в 2010 году обратились за медицинской помощью по поводу травмы органа зрения 14 021 человек. Средний краевой показатель частоты травмы органа зрения от числа первичной заболеваемости по районам составил 7%. Стационарную помощь получили 48% пострадавших. Всего в Краснодарском крае выполнено 438 операций по поводу травмы органа зрения [3]. Исследования по изучению причин инвалидности вследствие патологии органа зрения подтвердили, что одно из ведущих мест в нозологической структуре инвалидности принадлежит травмам органа зрения [4, с. 24]. К инвалидности по зрению у детей травма глаза приводит в 10,5% случаев, у взрослых - в 16,3%. В последнее время характер и структура глазного травматизма изменились: значительно возрос удельный вес повреждений органа зрения, придаточного аппарата и орбиты вследствие дорожно-транспортной аварийности (ДТА) [5]. Согласно классификации источников получения травм глаза, автокатастрофы занимают с первого по третье место 6. Особую значимость в последние годы приобретают участившиеся случаи травм глаза при срабатывании подушек безопасности автомобиля, вызывающих контузионные повреждения различной степени тяжести переднего и заднего отделов глаза.

Ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) около 50 млн жителей планеты получают повреждения различной тяжести, более 1,2 млн погибают. Несмотря на комплекс проводимых мероприятий, направленных на улучшение ситуации на дорогах, уровень ДТА в России также остается высоким [9]. В 2016 году каждое девятое ДТП заканчивалось смертельным исходом. Тяжесть последствий ДТП составила 8 погибших из 100 пострадавших [10]. Всего на улицах и дорогах страны в 2016 г. произошло 173 694 ДТП, в которых погибли 20 308, получили ранения 221 140 человек. В 2017 году эти показатели несколько снизились и составили: количество ДТП - 169 432, погибшие - 19 088, раненые - 215 374. В Краснодарском крае в 2016 г. зафиксировано 6 386 ДТП, в которых погибли 1 072, были ранены 7 550 человек; в 2017 г. количество ДТП - 6415, погибшие - 1053, раненые - 7739. В эти годы каждое шестое ДТП в крае сопровождалось смертельным исходом, погибал каждый седьмой пострадавший.

Высокий уровень ДТА, к большому сожалению, стал неотъемлемой чертой больших городов. Один их крупных административных центров юга РФ - г. Краснодар, в 2017 г. официально был признан 16-м городом-миллионером в стране с фактически проживающим в нем населением численностью более 1,3 млн человек. Краснодар входит в первую пятерку городов России по темпам экстенсивного увеличения числа автомобилей на 1 жителя. По данным пресс-службы городской администрации, ежегодно наблюдается тенденция увеличения общего парка автомобилей на 15-20 тысяч единиц. При этом в 2016 г. Краснодар лидировал среди городов России по количеству автомобилей на душу населения (на 1000 жителей - 437 авто).

По данным ГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» в г. Краснодаре, в 2016 г. несмертельные повреждения при ДТП получили 1 820, в 2017 г. - 1 731 человек. Разница с данными статистики ГИБДД обусловлена различными подходами к учету пострадавших при авариях на дорогах. Так, по данным ГИБДД, «раненым» - считается лицо, получившее в ДТП телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения. На судебно-медицинское освидетельствование в «Бюро СМЭ» обращаются лица, проходившие лечение по поводу имеющихся у них повреждений, возникших при ДТП, так и не лечившиеся в каких-либо медицинских организациях. Тяжесть, последствия повреждений органа зрения, придаточного аппарата и орбиты и определяют медико-социальную значимость изучения проблемы глазного травматизма вследствие ДТА, научные публикации в доступных источниках единичны [11; 12]. Это определило актуальность данного исследования.

Цель работы. Изучить обстоятельства, характер и степень повреждений органа зрения, придаточного аппарата и орбиты у детей и взрослых с судебно-медицинской оценкой причиняемого вреда здоровью при глазном травматизме вследствие дорожно-транспортной аварийности в условиях крупного города для оптимизации медико-социальной деятельности офтальмологической службы региона.

Материал и методы исследования. Произведен ретроспективный анализ 78 заключений экспертов и актов судебно-медицинских освидетельствований потерпевших, обвиняемых и других лиц, выполненных в отделе судебно-медицинской экспертизы (СМЭ) ГБУЗ «Бюро СМЭ» министерства здравоохранения Краснодарского края и на кафедре судебной медицины ФГБОУ ВО «Кубанский государственный медицинский университет» Минздрава России в 2016 году в случаях орбитальной травмы. Информацию обрабатывали при помощи программы Microsoft Excel 2010; анализировали пол, возраст, обстоятельства, время, вид происшествия, местоположение пострадавших в транспортном средстве, локализацию и характер повреждений, причиненный вред здоровью.

Виды повреждений органа зрения, придаточного аппарата и орбиты у пострадавших вследствие ДТА

Итого (в среднем)

В 69% случаев (54) для получения медицинской помощи, включая офтальмологическую, пострадавшим потребовалась госпитализация в стационар, остальным медицинская помощь оказывалась в амбулаторных условиях. В большинстве случаев травма носила сочетанный характер - 84,7% (64), изолированная травма отмечена в 12,8% (10) наблюдений; у двух человек (2,5%) она носила комбинированный характер, когда, помимо травмы от действия тупых предметов, были выявлены резаные раны век. При анализе орбитальной травмы установлено, что наиболее частым видом повреждения являлась окологлазничная гематома - 57 наблюдений, что составило 73% (рис.).

У водителей (31) окологлазничную гематому определяли в 18 случаях (58,1%), при этом в 61,3% она имела левостороннюю, в 16,7% - двухстороннюю локализацию. У пешеходов (22) окологлазничная гематома выявлена также в 18 случаях, однако частота встречаемости была выше, чем у водителей - 81,8% (табл.), причём левосторонняя локализация (20%) встречалась в 2 раза реже, чем правосторонняя (40%) или двусторонняя (40%).


Виды повреждений органа зрения и их частота (в %)

Раны выявлены в каждом третьем наблюдении (32%), при этом с одинаковой частотой определяли ушибленные и ушиблено-рваные раны, на долю которых пришлось 61,6% (48); рваные или раны-разрывы встретились в 26,9% (21), рассеченные - в 3,8% (3), резаные раны в 7,7% (6) случаев. Раны у водителей встречались чаще, чем у других участников дорожного движения (табл.), при этом в 13 из 14 наблюдений они локализовались в области верхнего века и надбровной дуги, в половине случаев имели левостороннюю локализацию, в 42,9% (6) - правостороннюю, у одного водителя (7,1%) раны располагались с обеих сторон. У пассажиров раны фиксировали почти в каждом третьем случае, так же как и у водителей в половине случаев обнаруживали с левой стороны и преимущественно на верхнем веке (у одного пассажира рана располагалась только в области нижнего века). Орбитальную травму в виде ран регистрировали примерно у каждого пятого пешехода (18%), еще реже (16,7%) - у водителей мототранспорта. Ссадины в области век встречались в 9% (7) случаев, причём в 71,4% их определяли у лиц, находящихся в момент ДТП в салоне автомобиля; левосторонняя локализация была в два раза чаще, чем правосторонняя. Кровоизлияния под конъюнктивальную оболочку встречались у каждого десятого пострадавшего (рисунок), из них половина получила травму в салоне автомашины (два водителя и два пассажира), 37,5% (3) являлись пешеходами, один (12,5%) - водителем мототранспорта. В четырех наблюдениях (5,1%) диагностировались повреждения роговицы (в 2 - проникающие, в 2 - эрозии) с наличием амагнитных инородных тел, природа которых в медицинской документации, как правило, не указывается.

Пример: 14.07.2016 г. подросток получил травму в салоне автомобиля марки ВАЗ 21102 при столкновении с железобетонным столбом, будучи пассажиром переднего сиденья. Доставлен в краевую клиническую больницу, где в ходе обследования установлен диагноз: сочетанная травма головы, конечностей в виде ушибов мягких тканей, подкожных гематом, ушиблено-рваных ран и ссадин в области головы, переломов лобной кости, верхних стенок обеих орбит, верхней стенки правой гайморовой пазухи и ячеек решетчатой кости, ушиба головного мозга легкой степени, множественных ушибов мягких тканей и ссадин в области туловища и конечностей, закрытого перелома заднего края левой вертлужной впадины с вывихом головки левой бедренной кости. В стационаре провел 11 суток. 30.07.2016 г. обратился к офтальмологу с жалобами на слезотечение, чувство инородного тела в OS. При осмотре: Vis OD=0,5; Vis OS=0,5. Левый глаз: в роговице, в оптической зоне, инородное тело до 1,0 мм, зрачок круглый, реакция на свет «живая». Передняя камера средняя, влага прозрачная, радужка спокойная. Произведено удаление инородного тела роговицы. Отмечено наличие на роговице левого глаза глубоких эрозий. 01.08.2016 г. в амбулаторных условиях повторно осмотрен офтальмологом: «Боли, слезотечение в OS не беспокоят. Динамика положительная. Объективно: эрозия на роговице в стадии эпителизации. Передняя камера средней глубины, влага чистая, зрачок до 3 мм в диаметре. Рекомендовано: продолжить ранее назначенное лечение». Спустя месяц, 28.08.2016 г., гр. Б. вновь обратился за медицинской офтальмологической помощью, осмотрен врачом: «Жалобы на слезотечение OS. Повторный осмотр. Отмечается положительная динамика. Vis OD=0,5; Vis OS=0,5. Множественные рубцы роговицы. Левый глаз спокоен. На фоне прозрачной, отечной роговицы в оптической, параоптической зоне, на 8 ч. три рубца, инородное амагнитное тело. Передняя камера без особенностей, влага прозрачная. Радужка спокойная. Глазное дно без особенностей. Диагноз: травматическая эрозия роговицы левого глаза, инородное тело». 15.09.2016 г., гр. Б. обратился в МБУЗ «ГКБ № 3», осмотрен врачом: «Vis OD=0,5 Vis OS=0,5. Множественные рубцы разной глубины, инородное тело - один край торчит наружу. Левый глаз спокоен. Передняя камера без особенностей, влага прозрачная. Радужка спокойная. Глазное дно без особенностей». Инородное тело удалено. Диагноз: «травматическая эрозия роговицы левого глаза».

В 16,7% случаев (13) повреждения мягких тканей орбитальной области сочетались с переломами костей черепа. Переломы орбиты выявлены в 8 наблюдениях (10,3%), из них в четырех случаях ломалась одна из её стенок, в трёх имело место сочетание переломов стенок одной из орбит, в одном одновременно были сломаны верхние стенки обеих орбит. Чаще всего повреждалась верхняя стенка орбиты - пять случаев, в трёх - наружная, в двух - внутренняя. Переломы орбиты чаще встречались у пешеходов и водителей мототранспорта (по 3), реже у тех, кто в момент ДТП находился в салоне машины (один водитель и один пассажир). У каждого четвертого пострадавшего (20-25,6%) имелась черепно-мозговая травма, наиболее часто (17-85%) в виде сотрясения головного мозга, в двух случаях (10%) в виде ушиба головного мозга легкой степени и в одном (5%) - средней степени. В результате полученных травм при ДТП легкий вред здоровью пострадавшим эксперты устанавливали в 39,7% по признаку кратковременного расстройства здоровья (временная нетрудоспособность продолжительностью до 3 недель, п. 8.1 приложения к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 24 апреля 2008 г. № 194н «Об утверждении Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека»); средней тяжести - в 12,8% по признаку длительного расстройства здоровья (временная нетрудоспособность продолжительностью свыше трех недель согласно п. 7.1); тяжкого - в 30,7%, из них в 62,5% по критерию опасности для жизни и в 37,5% по признаку значительной стойкой утраты общей трудоспособности не менее чем на одну треть. В 10,2% повреждения эксперты расценивали как не причинившие вред здоровью, в 6,6% вред экспертами не был определен по причине отсутствия медицинских документов, либо в них не содержалось достаточных сведений, в том числе результатов инструментальных и лабораторных методов исследований, позволяющих судить о характере и степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека.

Заключение. Установленный в ходе судебно-медицинской оценки характер повреждений органа зрения, придаточного аппарата и орбиты у детей и взрослых определяет значительный, средней тяжести и тяжкий, с сопутствующей травмой, вред здоровью при глазном травматизме вследствие ДТА в условиях крупного города, влекущих длительное расстройство здоровья. Это обуславливает необходимость разработки адекватной проблеме целевой программы по оптимизации деятельности офтальмологической службы отрасли на всех этапах и уровнях оказания медицинской помощи пострадавшим при ДТП, включая III уровень МО - специализированный в условиях стационара, для своевременного, качественного и результативного лечения глазного травматизма, особенно среди детей. А также эффективной медико-социальной реабилитации данной группы пациентов в дальнейшем для снижения количества случаев выхода на инвалидность по зрению.

Подушка безопасности опасна для глаз

Подушка безопасности опасна для глаз

Пневматические подушки безопасности, призванные в случае аварии спасти жизнь водителю и пассажирам автомобиля, небезопасны для глаз. В этом в очередной раз убедились американские офтальмологи, обследовавшие юную жительницу штата Мичиган, попавшую в автокатастрофу.

Отсутствие подушки безопасности в автомобиле может стоить жизни, а ее наличие и срабатывание - зрения. Дело в том, что при надувании подушки безопасности с большой скоростью очень сильный удар приходится по лицу, что может привести к тяжелому механическому повреждению глаз.

Даже при закрытых глазах во время удара подушки безопасности может возникнуть отслоение сетчатки, разрыв глазного яблока и другие необратимые повреждения глаза. В перспективе жертвы подушек безопасности могут столкнуться с глаукомой, катарактой, потерей зрения.

Издание Live Science рассказывает о случае, произошедшем с 17-летней американкой, которая попала в ДТП. В момент аварии она сидела на переднем пассажирском сидении и при раскрытии подушки безопасности не успела зажмуриться. Сразу после аварии пострадавшая была доставлена в больницу с сильнейшей болью и жжением в глазах. При проведении диагностической флюоресцеиновой пробы на поверхности роговицы отчетливо проявился необычный отпечаток, повторявший узор от переплетения нейлоновых волокон подушки безопасности. К счастью для девушки, повреждения были поверхностными и затянулись за 24 часа. Еще через 2 недели рассосалось имевшее место кровоизлияние.

Конечно, на счету подушек безопасности тысячи спасенных жизней, но не следует забывать, что сами по себе они тоже травмоопасны.

Механические повреждения глаз

Механические повреждения глаз включают ранения и тупые травмы глазного яблока, его придаточного аппарата и костного ложа. Механические повреждения могут сопровождаться кровоизлияниями в мягкие ткани и структуры глаза, подкожной эмфиземой, выпадением внутриглазных оболочек, воспалением, снижением зрения, размозжением глаза. Диагностика механических повреждений глаз основывается на данных осмотра пострадавшего офтальмохирургом, нейрохирургом, отоларингологом, челюстно-лицевым хирургом; рентгенографии орбиты, биомикроскопии, офтальмоскопии, ультразвуковой эхографии и биометрии, пробы с флюоресцеином и др. Способ лечения механических повреждений глаз зависит от характера и объема травмы, а также развившихся осложнений.

Общие сведения

Ввиду своего поверхностного расположения на лице, глаза чрезвычайно уязвимы к различного рода повреждениям - механическим травмам, ожогам, внедрению инородных тел и пр. Механические повреждения глаз довольно часто влекут за собой осложнения инвалидизирующего характера: ослабление зрения или слепоту, функциональную гибель глазного яблока.

Тяжелые травмы глаз чаще случаются у мужчин (90%), чем у женщин (10%). Около 60% повреждений органа зрения получают взрослые в возрасте до 40 лет; 22% травмированных составляют дети до 16 лет. По статистике, среди травм органа зрения первое место занимают инородные тела глаза; второе - ушибы, контузии глаза и тупые травмы; третье - ожоги глаз.

Классификация

В офтальмологии механические повреждения глаз классифицируются по механизму возникновения, локализации, степени тяжести. По механизму травмирующего действия различают ранения, тупые травмы глаза (контузии, сотрясения). В свою очередь, ранения глаза могут быть непроникающими, проникающими и сквозными; неинфицированными и инфицированными; с внедрением или без внедрения инородного тела; с выпадением и без выпадения оболочек глаза.

По локализации повреждений выделяют травмы защитного аппарата глаза (век, орбиты, слезного аппарата), глазного яблока, сочетанные повреждения придатков и внутренних структур глаза, комбинированные механические повреждения глаз и других областей лица.

Степень механических повреждений глаз зависит от вида травмирующего объекта, а также силы и скорости воздействия. По тяжести глазной травмы выделяют:

  • легкие повреждения, обусловленные попаданием инородных тел на конъюнктиву или поверхность роговицы, ожогами I—II ст., несквозными ранениями и гематомами век, временной офтальмией и др.
  • повреждения средней тяжести, характеризующиеся явлениями резко выраженного конъюнктивита и помутнениями роговицы; разрывом или частичным отрывом века; ожогами век и глазного яблока II—IIIA ст.; непрободным ранением глазного яблока.
  • тяжелые повреждения, сопровождающиеся прободным ранением глазного яблока; ранениями век со значительными дефектами ткани; контузией глазного яблока с повреждением более 50% его поверхности; снижением зрения вследствие разрыва внутренних оболочек, травмы хрусталика, отслойки сетчатки, кровоизлияний в полость глаза; повреждением костей глазницы и экзофтальмом; ожогами IIIБ—IV ст.

По обстоятельствам и условиям возникновения механических повреждений глаз различают промышленный, сельскохозяйственный, бытовой, детский и военный травматизм.

Причины

Поверхностные травмы глаза часто происходят при повреждениях век, конъюнктивы или роговой оболочки ногтем, контактной линзой, частями одежды, ветками деревьев.

Тупые механические повреждения глаз могут возникать при ударе по глазному яблоку или лицевому скелету объемным предметом (кулаком, мячом, палкой, камнем и др.), при падении на твердый предмет. Тупые травмы нередко сопровождаются кровоизлияниями в ткани век и глаза, переломами стенок орбиты, контузией глаза. Тупые механические повреждения глаз часто сочетаются с закрытой черепно-мозговой травмой.

Проникающие ранения глаз обусловлены механическим повреждением век или глазного яблока острыми предметами (канцелярскими и столовыми приборами, деревянными, металлическими или стеклянными осколками, проволокой и т. д.). При осколочных ранениях нередко отмечается внедрение инородного тела внутрь глаза.

Симптомы

Тупые травмы глаза

Субъективные ощущения при механических повреждениях глаз не всегда соответствуют реальной тяжести травмы, поэтому при любых глазных травмах необходима консультация офтальмолога. Тупые травмы глаза сопровождаются различного рода кровоизлияниями: гематомами век, ретробульбарными гематомами, субконъюнктивальными геморрагиями, гифемой, кровоизлияниями в радужку, гемофтальмом, преретинальными, ретинальными, субретинальными и субхориоидальными кровоизлияниями.

При контузии радужки может развиться травматический мидриаз, обусловленный парезом сфинктера. При этом утрачивается реакция зрачка на свет, отмечается увеличение диаметра зрачка до 7-10 мм. Субъективно ощущается светобоязнь, понижение остроты зрения. При парезе цилиарной мышцы развивается расстройство аккомодации. Сильные механические удары могут привести к частичному или полному отрыву радужки (иридодиализу), повреждению сосудов радужной оболочки и развитию гифемы - скоплению крови в передней камере глаза.

Механическое повреждение глаза с травмирующим воздействием на хрусталик, как правило, сопровождается его помутнениями различной степени выраженности. При сохранности капсулы хрусталика происходит развитие субкапсулярной катаракты. В случае травмы связочного аппарата, удерживающего хрусталик, может возникнуть сублюксация (подвывих) хрусталика, который приводит к расстройству аккомодации и развитию хрусталикового астигматизма. При тяжелых травмах хрусталика происходит его люксация (вывих) в переднюю камеру, стекловидное тело, под конъюнктиву. Если сместившийся хрусталик затрудняет отток водянистой влаги из передней камеры глаза, может развиться вторичная факотопическая глаукома.

При кровоизлияниях в стекловидное тело (гемофтальме) в дальнейшем может возникать тракционная отслойка сетчатки, атрофия зрительного нерва. Нередко следствием тупого механического повреждения глаза служат разрывы сетчатки. Достаточно часто контузионные травмы глаза приводят к субконъюнктивальным разрывам склеры, для которых характерны гемофтальм, гипотония глазного яблока, отеки век и конъюнктивы, птоз, экзофтальм. В постконтузионном периоде нередко возникают ириты и иридоциклиты.

Ранения глазного яблока

При непроникающих ранениях глазного яблока целостность роговой и склеральной оболочек глаза не нарушается. При этом чаще всего происходит поверхностное повреждение эпителия роговицы, что создает условия для инфицирования - развития травматического кератита, эрозии роговицы. Субъективно непроникающие механические повреждения сопровождаются резкой болью в глазу, слезотечением, светобоязнью. Глубокое проникновение инородных тел в роговичные слои может приводить к рубцеванию и образованию бельма.

К признакам проникающего ранения роговицы и склеры относят: зияющую рану, в которую выпадают радужка, цилиарное или стекловидное тела; наличие отверстия в радужке, наличие внутриглазного инородного тела, гипотонию, гифему, гемофтальм, изменение формы зрачка, помутнение хрусталика, понижение остроты зрения различной степени.

Проникающие механические повреждения глаз опасны не только сами по себе, но и их осложнениями: развитием иридоциклита, нейроретинита, увеита, эндофтальмита, панофтальмита, внутричерепных осложнений и др. Нередко при проникающих ранениях развивается симпатическая офтальмия, характеризующаяся вялотекущим серозным иридоциклитом или невритом зрительного нерва неповрежденного глаза. Симптоматическая офтальмия может развиваться в ближайшем после ранения периоде или спустя месяцы и годы после него. Патология проявляется внезапным снижением остроты зрения здорового глаза, светобоязнью и слезотечением, глубокой конъюнктивальной инъекцией. Симптоматическая офтальмия протекает с рецидивами воспаления и, несмотря на лечение, в половине случаев заканчивается слепотой.

Повреждения орбиты

Травмы орбиты могут сопровождаться повреждением сухожилия верхней косой мышцы, что приводит к косоглазию и диплопии. При переломах стенок глазницы со смещением отломков может увеличиваться либо уменьшаться емкость орбиты, в связи с чем развивается западение (эндофтальм) или выпячивание (экзофтальм) глазного яблока. Травмы орбиты сопровождаются подкожной эмфиземой и крепитацией, затуманиванием зрения, болью, ограничением подвижности глазного яблока. Обычно встречаются тяжелые сочетанные (орбитокраниальные, орбито-синуальные) травмы.

Механические повреждения орбиты и глаза часто заканчиваются внезапной и необратимой слепотой вследствие обширных кровоизлияний в глазное яблоко, разрыва зрительного нерва, разрывов внутренних оболочек и размозжения глаза. Повреждения орбиты опасны развитием вторичной инфекции (флегмоны орбиты), менингита, тромбоза кавернозного синуса, внедрением инородных тел в придаточные пазухи носа.

Диагностика

Распознавание характера и степени тяжести механических повреждений глаз производится с учетом анамнеза, клинической картины травмы и дополнительных исследований. При любых травмах глаза необходимо проведение обзорной рентгенографии орбиты в 2-х проекциях для исключения наличия костных повреждений и внедрения инородного тела.

Обязательным диагностическим этапом при механических повреждениях является осмотр структур глаза с помощью различных методов (офтальмоскопии, биомикроскопии, гониоскопии, диафаноскопии), измерение внутриглазного давления. При выпячивании глазного яблока проводится экзофтальмометрия. При различных нарушениях (глазодвигательных, рефракционных) исследуется состояние конвергенции и рефракции, определяется запас и объем аккомодации. Для выявления повреждений роговицы применяется флюоресцеиновая инстилляционная проба.

Для уточнения характера посттравматических изменений на глазном дне выполняется флюоресцентная ангиография сетчатки. Электрофизиологические исследования (электроокулография, электроретинография, зрительные вызванные потенциалы) в сопоставлении с клиникой и данными ангиографии позволяют судить о состоянии сетчатки и зрительного нерва.

С целью выявления отслойки сетчатки при механических повреждениях глаз, оценки ее локализации, величины и распространенности проводится УЗИ глаза в А и В режимах. С помощью ультразвуковой биометрии глаза судят об изменении размеров глазного яблока и соответственно - о постконтузионной гипертензии или гипотоническом синдроме.

Пациенты с механическими повреждениями глаз должны быть проконсультированы хирургом-офтальмологом, неврологом, нейрохирургом, отоларингологом, челюстно-лицевым хирургом. Дополнительно может потребоваться проведение рентгенографии или КТ черепа и придаточных пазух.

Лечение

Многообразие факторов возникновения механических повреждений глаза, а также различная степень тяжести травмы определяют дифференцированную тактику в каждом конкретном случае.

При травмах век с нарушением целостности кожных покровов производится первичная хирургическая обработка раны, при необходимости - иссечение размозженных тканей по краям раны и наложение швов.

Поверхностные механические повреждения глаз, как правило, лечатся консервативно с помощью инстилляций антисептических и антибактериальных капель, закладывания мазей. При внедрении осколков производится струйное промывание конъюнктивальной полости, механическое удаление инородных тел с конъюнктивы или роговицы.

При тупых механических повреждениях глаз рекомендуется покой, наложение защитной бинокулярной повязки, инстилляции атропина или пилокарпина под контролем внутриглазного давления. С целью скорейшего рассасывания кровоизлияний могут назначаться аутогемотерапия, электрофорез с йодистым калием, субконъюнктивальные инъекции дионина. Для профилактики инфекционных осложнений назначаются сульфаниламиды и антибиотики.

По показаниям осуществляется хирургическое лечение (экстракция вывихнутого хрусталика с последующей имплантаций ИОЛ в афакичный глаз, наложение швов на склеру, витрэктомия при гемофтальме, энуклеация атрофированного глазного яблока и др.). При необходимости в отсроченном периоде производятся реконструктивные операции: рассечение синехий, пластика радужки, реконструкция переднего отрезка глаза, восстановление иридохрусталиковой диафрагмы.

При постконтузионных отслойках сетчатки осуществляются различные хирургические вмешательства: склеропластика, баллонирование, лазерная коагуляция, введение силикона и др. При развитии посттравматической катаракты обязательно ее удаление одним из принятых методов.

В случае атрофии зрительного нерва производится медикаментозная и аппаратная терапия, направленная на стимуляцию сохранившихся нервных волокон (ультразвуковая терапия, электро- и фонофорез лекарственных веществ, микроволновая терапия, гипербарическая оксигенация, лазеро-, электро- и магнитостимуляция). При факогенной глаукоме требуется проведение антиглаукоматозного хирургического вмешательства.

Хирургическое лечение травм орбиты осуществляется совместно с отоларингологами, нейрохирургами, хирургами-стоматологами.

Прогноз и профилактика

Неблагоприятными исходами механических повреждений глаз могут быть образование бельма, травматической катаракты, развитие факогенной глаукомы или гипотонии, отслойка сетчатки, сморщивание глазного яблока, снижение зрения и слепота. Прогноз механических повреждений глаз зависит от характера, локализации и тяжести ранения, инфекционных осложнений, своевременности оказания первой помощи и качества последующего лечения.

Профилактика механических повреждений глаза требует соблюдения техники безопасности на производстве, осторожности в быту при обращении с травмоопасными предметами.

Читайте также: