Симптомы и виды дизартрии. Экстрапирамидные, мозжечковые, бульбарные нарушения артикуляции речи

Обновлено: 01.05.2024

Искажение речи при дизартрии

Дизартрия речи не считается изолированным заболеванием. Это симптом, проявляющийся в расстройстве всех речевых характеристик: темпа, интонации, громкости, созвучности, четкости и т.д. В результате этого речь становится невнятной.

Причиной расстройства становится поражение отделов ЦНС, отвечающих за иннервацию речедвигательного аппарата. Дизартрия у взрослых может развиться как следствие инсульта, опухоли или травмы головного мозга. Она также сопровождает больных амиотрофическим и рассеянным склерозом, болезнью Паркинсона, встречается при олигофрении, нейросифилисе, а также других патологиях, затрагивающих головной мозг.

В формировании слов участвует целая система органов. Это и губы, и язык, щеки, гортань, небо, дыхательная и лицевая мускулатура. При дизартрии эти элементы работают не скоординировано. Причиной тому становится поражение таких нервов:

  • подъязычный;
  • языкоглоточный;
  • лицевой;
  • тройничный.

При этом наблюдается неадекватная работа языка: ограниченность его движений в стороны, вверх, вниз. Он находится в напряженном состоянии, из-за чего быстро устает, может наблюдаться асимметричность поражения.

Мускулатура щек также лишена скоординированных движений. Это снижает способность правильного удержания позы при произношении звуков. Затруднено движение нижней челюсти. Губы чрезмерно сжимаются или, наоборот, расслаблены, язык лежит на дне ротовой полости, податливость мягкого неба также нарушена.

Двигательная скованность, напряженность, парезы и параличи лицевой мускулатуры приводят к тому, что речь такого больного становится непонятной, нечеткой и сложной для восприятия. Нередко ее характеризуют как каша во рту.

Речевые дефекты проявляются в разной степени, в зависимости от зоны и масштабности поражения. Наблюдается артикуляционное нарушение произношения. Человек не проговаривает практически все звуки, и гласные, и согласные. Нередко шипящие и свистящие звуки имеют межзубное или боковое произношение, теряется правильность звучания звонких и твердых согласных, появляются дефекты произношения «л» и «р», звуков с заднеязычным произношением.

Переднеязычные буквы («д», «т», «з», «с») произносятся с межзубным свистом, Сложные звуки заменяются более простыми. Речь либо неестественно замедляется, становится протяжной, либо, наоборот, ускоренной. Между буквами появляются промежутки, случаются замены букв.

Голос также претерпевает изменения. Он теряет свою громкость звучания, становясь более тихим и обессиленным. Тембр приобретает гнусавость и глухость. Речь - монотонная, без эмоционального окрашивания. Теряется интонация голоса: вопросительная, повествовательная, восклицательная. Речевой ритм непостоянный, нарушается расстановка ударения.

За счет проблем с иннервацией речевое дыхание также изменяется. Во время произношения оно учащается, делается сумбурным и прерывистым. Человеку как будто не хватает воздуха, чтобы договорить фразу до конца.

Таким образом, нарушение речи при дизартрии носит полиморфный характер, то есть она претерпевает изменения по всем своим характеристикам. Они довольно устойчивы.

Степени расстройства

Дизартрическое расстройство не ограничивается речевыми дефектами. Сюда причисляют все нарушения, так или иначе связанные с патологической иннервацией либо с неадекватной работой неправильно иннервируемых органов. Так, из-за гипотонии или гипертонуса языка, а также пареза мягкого неба появляются трудности в акте глотания и жевания. Наблюдается птиализм - повышенное слюнотечение. Страдает мимика из-за расстройства иннервации мимической мускулатуры. Невозможность пошевелить бровями, улыбнуться, надуть щеки, лицо приобретает вид маски.

Однако нельзя сказать, что у одного больного присутствуют все патологические характеристики. Заболевание проявляет себя в зависимости от степени развития расстройства.

Легкая степень дизартрии сопровождается сокращением активности артикуляционной стороны речи в силу замедленных движений языка и губ. Речь таких больных следка замедлена и лишена силовой выраженности. Звуки при произношении смазываются. Затруднено произношение шипящих, звонкие согласные звучат недостаточно громко. Нарушается звучание мягких согласных, так как это требует активного участия спинки языка и мягкого неба. Глотание практически не нарушено.

При средней степени наблюдается уже значительное видоизменение речи. Она становится нечленораздельной и очень тихой. Появляются даже дефекты произношения согласных букв. Звонкие согласные замещаются глухими. Проглатываются окончания. Голос приобретает гнусавость, присутствует усиленный носовой выдох. Характерно расстройство жевания, глотания. Страдает мимика.

Для тяжелой степени характерны глубокие поражения речедвигательного аппарата. В результате язык и губы у таких больных практически полностью обездвижены, лицо приобретает маскообразные черты. Рот всегда полуоткрыт за счет отвисания нижней челюсти. Все это очень затрудняет речевое продуцирование, в результате чего наблюдается анартрия - неспособность говорить. Человек может издавать только отдельные звуки. Жевание и глотание ему недоступны.

Виды дизартрии

Вид расстройства, а также его симптоматика, зависят от локализации пораженного центра в головном мозге:

  1. Бульбарная форма развивается вследствие поражения ядер черепно-мозговых нервов, расположенных в продолговатом мозге. Сопровождается ярко выраженной деградацией речевой активности. Она становится крайне невнятной, звуки сложно отделить друг от друга. Голос тихий, человек говорит «в нос». Нарушены акты жевания, глотания, сосания, наблюдается обильное слюнотечение. Мимика отсутствует.
  2. Псевдобульбарная форма характеризуется поражением кортико-бульбарных проводящих путей. По ним импульс проходит от корковых центров к артикуляционным компонентам речедвигательного аппарата. Когда эта связь нарушается, ядра бульбарных нервов становятся гиперактивными. Это вызывает гипертонус речевых мышц. Голосовые связки, находясь в напряженном состоянии, перестают правильно колебаться при попытке воспроизвести звуки, что сказывается на характере речи. Она становится медленной, непонятной, появляются сложности переключения с одной речевой позы на другую. Присутствуют сложности в акте глотания, птиализм.
  3. Подкорковая или гиперкинетическая дизартрия проявляется на фоне поражения подкорковых ядер мозга, что сопровождается гиперкинезами. Они выражаются непроизвольными сокращениями мимических и «говорящих» мышц. В результате речь больного насыщается внезапной сменой ее привычного ритма. Она может замедляться, при этом становится монотонной, непонятной, или, наоборот, ускоряться. Тогда речь становится сверхбыстрой, человек может проглатывать окончания, переставлять слоги местами, словесно спотыкаться. Нередко такая форма сопровождается заиканием.
  4. Корковая форма развивается при очаговом поражении головного мозга. Она сопровождается затруднением произвольной речевой активности.
  5. Мозжечковая форма проявляется при патологиях мозжечка. Для нее характерно нарушение организации речевого потока. Он сопряжен с разрывом плавности речи. Присутствует толчкообразный, прерывистый оттенок, скандирование, непроизвольные выкрики.

Как диагностировать и лечить расстройство

Диагностика расстройства является прерогативой неврологии и логопедии. Особую роль в постановке диагнозе играют инструментальные методы исследования: ЭЭГ, электронейрография, электромиография, МРТ, транскраниальная магнитная стимуляция.

Логопед, в свою очередь, обязательно осматривает состояние органов речедвигательного аппарата, лицевой, мимической мускулатуры. Специалист оценивает характер речи: насколько она понятна для восприятия, правильность произношения отдельных звуков, ее темп, ритм, интонацию, громкость, синхронность работы артикуляционного аппарата, грамматическую сторону.

Письменную речь оценивают, предлагая пациенту переписать какой-либо текст или написать его под диктовку.

Лечение расстройства должно начинаться с купирования основного заболевания. Но нельзя оставлять без внимания и речевые нарушения.

Коррекцию дизартрии желательно начинать как можно быстрее. Ощущая свои разговорные особенности, пациент будет стараться ограничивать общение в обществе. Это приведет к усугублению речевого дефекта. К примеру, из первой стадии оно перерастет во вторую. Изоляция также способна вызвать затруднения понимания нормальной речи.

Поэтому, помимо терапии основного заболевания, проводится коррекция речевых дефектов. Для этого применяют методы физиотерапии:

  • различные виды массажа, в том числе Шиацу - воздействие на рефлексогенные точки пальцевым методом;
  • иглоукалывание;
  • лечебная физкультура, в том числе с применением специальных тренажеров;
  • лечебные ванны.

Допускается назначение психоневрологом психотропных препаратов как вспомогательных средств для нормализации психоэмоционального фона.

Логопедическое лечение заключается в использовании:

  • логопедического массажа - проработка лицевых мышц. Он позволяет улучшить кровообращение, восстановить нормальный мышечный тонус. Используется для налаживания речевой моторики;
  • упражнений для постановки голоса - регулируется работа голосовых связок, громкость и тембр голоса;
  • пальчиковой гимнастики - разработка мелкой моторики рук, которая взаимосвязана с речевой функцией;
  • обучение постановки органов артикуляции для правильного произношения;
  • просодических упражнений - работа над интонацией, силой, высотой, темпом голоса. Помогает устранить его монотонность;
  • дыхательной гимнастики. Ее упражнения налаживают правильный ритм дыхания во время речевой активности.

Среди психотерапевтических методик применяется:

  • арттерапия;
  • смехотерапия;
  • глино- и воскотерапия;
  • ароматерапия;
  • музыкотерапия;
  • хромотерапия или цветотерапия.

Комплексное применение всех методов лечения позволяет скорректировать нарушения речи. В отдельных случаях дизартрию удается искоренить полностью, в других - добиться стойких положительных изменений.

Немаловажным является обучение больных существованию в обществе с их проблемой. Людей с дизартрией обучают установлению зрительного контакта с собеседником, употреблению бессловесных способов выражения - жестов, картинок и т.д., умению распознать, что собеседник понял его.

Детская дизартрия

Подобное расстройство у детей имеет схожие речевые дефекты. Однако влечет за собой более грубые и тяжелые осложнения.

Выделяют две группы причин, способных повлиять на формирование дефекта: перинатальные и постнатальные.

К перинатальным причинам, то есть к тем, которые воздействовали на ребенка еще в утробе матери, относят:

  • резус-конфликт, в результате которого развивается ядерная желтуха с поражением головного мозга;
  • гипоксия плода;
  • внутриутробная инфекция;
  • тяжелая форма токсикоза;
  • недоношенность;
  • асфиксия в родах, родовая травма;
  • наследственные заболевания;
  • хронические заболевания матери.

К постнатальным причинам, то есть к тем, которые воздействовали на малыша уже после его рождения, относят:

  • нейроинфекции;
  • ЧМТ;
  • тяжелые интоксикации;
  • гнойный отит.

Дизартрия сопровождает олигофрению - врожденное слабоумие, а также ДЦП.

Заподозрить формирование дизартрии можно у детей даже в самом раннем возрасте. У грудничков она проявляется, прежде всего, слабым удержанием соска и сосанием груди, быстрой утомляемостью от процесса, а впоследствии - полным отказом от груди. Это связано с атонией языка. Малыш часто срыгивает и поперхивается, плачет, но крик при этом лишен звонкости и силы. Сон нарушен. Могут возникать судороги.

Визуально наблюдается постоянно открытый рот и вываливание языка, если атония мышц лица вызывает несмыкание губ. Или, наоборот, они плотно сжаты. Отсутствие лепетания в положенный срок. Характерно слишком обильное слюнотечение, даже учитывая то, что в грудном возрасте оно слегка повышено.

Наблюдается положительная поза Ромберга. Когда ручки малыша поднимают, их тонус резко увеличивается. Пальцы начинают дрожать.

Разговаривать ребенок-дизартрик начинает ближе к 2 годам. Таким детям также с трудом дается процесс поглощения пищи. Им сложно глотать, особенно жидкую еду, они также часто поперхиваются.

Характерны общие двигательные расстройства. Движения либо замедленные, неловкие, не имеют четкой направленности, либо быстрые, резкие, бесцельные. Наблюдается нарушение мышечного тонуса по типу гипо- или гипертонуса.

Сложные движения, требующие особой сосредоточенности, усердия, точности, пространственной ориентации, даются с трудом. Поэтому таким малышам с большим трудом удаются танцевальные движения, выполнение физических упражнений.

Однако детки со стертой, легкой степенью расстройства способны посещать детсады и школы. Общие движения и моторика у них дискоординированы незначительно. Речевые дефекты хоть и присутствуют, но в целом речь доступна для понимания.

Малыши со стертыми формами расстройства не выделяются резонансно на фоне других ребят. Однако их отличают некоторые особенности в еде и движениях. Так, они могут отказываться употреблять твердую пищу, которую трудно жевать. Часто таковой является мясо или морковь. Но, несмотря на некоторую нелюбовь дизартриков к этим продуктам, их все-таки стоит к ним приучать. Это улучшает развитие речедвигательного аппарата.

С другой стороны, такие детки не любят работу, связанную с мелкой моторикой. Она тоже страдает при дизартрии, поскольку имеет прямую связь с речью. К таким действиям относят застегивание пуговиц, завязывание шнурков, удержание ручки или карандаша в руках, разукрашивание ими картинок также неподвластно малышам. Однако, развивая мелкую моторику, можно достичь положительных результатов.

Дети-дизартрики страдают от нестабильного эмоционального фона. Они вспыльчивы и легко возбудимы, быстро устают, не способны длительно контролировать силу волю. У них наблюдается лабильность настроения, аффективные эпизоды.

Развитие речевых нарушений у них происходит так же, как и у взрослых. Дизартрия у детей тоже характеризуется не единичными отклонениями, а всесторонними патологическими изменениями речи.

У детей с дизартрией встречается непонимание сути посторонней речи. Своя же страдает бедностью словарного запаса, затруднением в поиске подходящих слов для выражения своих эмоций и мыслей. Во время обучения в школе для них представляет сложность изучение определенных грамматических формул. Например, они не понимают, как должно изменяться окончание относительно рода и числа существительного.

С нарушением речи у ребенка появляются и неречевые проблемы. В частности, страдают такие психические функции, как внимание, восприятие, память. В целом, это грозит искажением мыслительной деятельности, что нарушает обучение ребенка и, в тяжелых случаях, приводит к слабоумию. Этим и опасно игнорирование расстройства у детей.

Что касается терапии детской дизартрии, то она использует те же методы, что и при лечении взрослых. С детьми, помимо невролога и логопедов, работают в обязательном порядке и психологи.

Необходимо помнить, что дети - это особая категория больных. Их лечение должно быть не только действенным, но и интересным. Для этого в терапии расстройства используются маленькие хитрости, способные заинтересовать малышей. Это стихи, смешные зарисовки, игры. Достаточно эффективны сказко- и игротерапия. Выучивание скороговорок, стихов не только разрабатывает зону артикуляции, но и обогащает словарный запас.

Огромную роль в позитивной динамике патологии играет разработка мелкой моторики. Можно использовать элементарные методы. Учить застегивать пуговицы на кукольном платье или шнуровать собственный снятый ботинок. Существуют специальные, своего рода тренажеры, для таких целей. Например, ботинок, вырезанный из куска дерева с дырками - в них ребенок учится вставлять шнурок.

Разработаны специальные пальчиковые гимнастики. Они оформлены в задорной и интересной форме. Допустим, сочетают движения и стихотворение:

Мыло бывает разным-преразным (малыши мылят руки),
Синим (соединяют кончики указательных пальцев),
Зеленым (________________ средних пальцев),
Оранжевым (_____________ безымянных пальцев),
Красным (________________ мизинцев).
Но не пойму, отчего же всегда
Черной-пречерной бывает вода (имитируют удивление).

Дизартрия - это расстройство речи, охватывающее абсолютно все ее аспекты. Оно встречается как среди взрослых, так и среди детей. Но для детского организма оно становится более травматичным как со стороны физиологии, так и со стороны личностного развития.

Своевременное и грамотное лечение расстройства поможет избежать многих проблем и наладить существование человека в обществе. Поскольку дизартрическая терапия требует комплексного, сбалансированного подхода, очень важно подобрать подходящего специалиста. Он разработает концепцию лечения, выбрав правильный курс.

Экстрапирамидная дизартрия ( Подкорковая дизартрия )

Экстрапирамидная дизартрия — это расстройство произносительной стороны речи, обусловленное мышечно-тоническими нарушениями и гиперкинезами артикуляционных органов. Характеризуется изменчивым нарушением плавности, внятности, ритмичности и выразительности речи, зависящими от психоэмоционального состояния больного. Экстрапирамидная дизартрия диагностируется по клиническим данным, верификация основного диагноза требует проведения нейровизуализации, исследования церебральной гемодинамики, анализа ликвора, психологического тестирования. Лечение включает этиопатогенетическую терапию основного заболевания и логопедическую коррекцию.

МКБ-10


Общие сведения

Экстрапирамидная (подкорковая) дизартрия связана с дисфункцией экстрапирамидной системы, отвечающей за регуляцию мышечного тонуса, непроизвольных движений, поддержание определённой позы. Поскольку основными структурами этой системы являются подкорковые (базальные) ганглии, в практической неврологии дизартрия получила синонимичное название — подкорковая. Характерным является возникновение речевого расстройства на фоне экстрапирамидных нарушений двигательной сферы. Более распространена дизартрия при гиперкинетическом синдроме. Возраст больных варьируется в широких пределах, гендерные различия в заболеваемости отсутствуют.

Причины

Основная причина речевой дисфункции заключается в поражении подкорковых ганглиев, нарушении их связи со структурами коры головного мозга и спинальными трактами. Повреждающими этиофакторами выступают ишемия, травматические, воспалительные, неопластические процессы. Реже встречаются генетически детерминированные дегенеративные поражения, психогенная дисфункция. Основные этиологические факторы подразделяются на следующие группы:

  • Травматические. Сотрясение, размозжение церебральных тканей при черепно-мозговой травме оказывают непосредственное повреждающее воздействие на подкорковые структуры. Травмирование возможно в результате нейрохирургических вмешательств, у детей — вследствие родовых травм.
  • Инфекционно-воспалительные. Бактериальные, вирусные, грибковые инвазии с проникновением возбудителей в мозговые ткани провоцируют воспалительные изменения и дисфункцию базальных ганглиев. В случае медленных инфекций ЦНС (прогрессирующий краснушный панэнцефалит, подострый склерозирующий панэнцефалит) активация воспалительных процессов в церебральных тканях происходит спустя много лет после перенесённого заболевания (кори, краснухи).
  • Неопластические. Агрессивные внутримозговые опухоли (глиомы, медуллобластомы, метастатические новообразования) вызывают разрушение подкорковых тканей. Доброкачественные неоплазии (астроцитомы, ангиоретикулемы) по мере роста приводят к компрессии базальных структур.
  • Сосудистые.Хроническая ишемия головного мозга потенцирует постепенное нарастание экстрапирамидных расстройств на фоне церебральной гипоксии. Острый ишемический инсульт обуславливает гибель нейронов ишемизированного участка в результате острых метаболических нарушений. Геморрагический инсульт сопровождается образованием внутримозговой гематомы, сдавливающей близлежащие ткани.
  • Токсико-химические. Токсическое поражение базальных структур наблюдается при алкоголизме, отравлении угарным газом, хронических интоксикациях связанных с профессиональной деятельностью. Экстрапирамидная дисфункция может возникнуть вследствие побочного действия или передозировки отдельных фармпрепаратов (нейролептиков, ингибиторов МАО, психостимуляторов).
  • Наследственные. Подкорковая дизартрия развивается при генетически детерминированных дегенеративных процессах, затрагивающих базальные узлы. Подобная картина обнаруживается при оливопонтоцеребеллярных дегенерациях, болезни Вильсона.
  • Психогенные. Острые и хронические психоэмоциональные перегрузки, стрессовые ситуации способны спровоцировать функциональные нарушения в экстрапирамидной системе, становящиеся причиной гиперкинезов и дизартрии. В отдельных случаях экстрапирамидная дисфункция выявляется при психических расстройствах.

Патогенез

Согласованная работа базальных ганглиев (полосатого тела, чёрной субстанции, хвостатого и красного ядер) обеспечивает регуляцию двигательной сферы и мышечного тонуса. Подкорковая дисфункция приводит к мышечной дистонии, бради- или гиперкинезии. Указанные нарушения затрагивают артикуляционный аппарат (язык, щёки, губы, нёбо, глотку, голосовые связки), что обуславливает возникновение дизартрии. Дистония дыхательной мускулатуры лежит в основе расстройства ритма и глубины дыхания, также участвующего в речевой функции. Неадекватность скорости прохождения воздушной струи через голосовые связки вызывает колебания громкости голоса.

Результатом постоянных неупорядоченных изменений мышечного тонуса является широкое варьирование артикуляционных нарушений, которым характеризуется экстрапирамидная дизартрия. Интенсивное мышечно-тоническое напряжение ведёт к непроизвольному выкрикиванию звуков, падение тонуса — к резкому затруднению принятия и удержания необходимой артикуляционной позы. Речевые сложности усугубляют затрагивающие лицо гиперкинезы.

Классификация

В зависимости от характера поражения подкорковых структур экстрапирамидная дисфункция провоцирует обеднение и замедление произвольных движений (олигобрадикинезии) или возникновение непроизвольных двигательных актов (гиперкинезии). Соответственно, дизартрические проявления носят гипо- или гиперкинетический характер. С учетом данного критерия подкорковая дизартрия разделяется на две основные клинические формы:

  • Ригидная — обнаруживается при синдроме паркинсонизма. Речь лишена интонаций, голос глухой, слабый, артикуляция невнятная. Характерно наличие остановок, повторений (персевераций).
  • Гиперкинетическая — возникает на фоне гиперкинезов (хореи, атетоза, миоклоний, лицевого гемиспазма, тиков). Проявляется периодически усиливающимся затруднением произношения звуков и слов вплоть до полной неспособности к речевой продукции. Возможна непроизвольная вокализация.

Симптомы экстрапирамидной дизартрии

Речевая дисфункция отличается многообразием, непостоянством нарушений просодики и фонетической стороны речи. Наблюдается тесная взаимосвязь с психоэмоциональным состоянием пациента. В спокойном состоянии, в ситуации психологического комфорта (общение с близкими в домашней обстановке) больной способен чётко произносить отдельные звуки, слова, фразы.

Психологическое напряжение провоцирует тоническое сокращение артикуляционной мускулатуры и резкое затруднение экспрессивной речи. Отмечается невнятность, смазанность произносимых фраз, гнусавый оттенок голоса. Выраженный тонический спазм сопровождается непроизвольным выкрикиванием заднеязычных звуков «кы», «гы». Расстройство речевого дыхания ведёт к диспросодии — изменению мелодичности, плавности, темпа, интонации. Речь становится монотонной, напряжённой, немодулированной, лишенной эмоционального оттенка.

Экстрапирамидная ригидная дизартрия характеризуется постепенным затуханием речевой продукции, трансформацией фразовой речи в неясное бормотание. Гиперкинетическая форма проявляется насильственными движениями, грубо искажающими речь, иногда — полностью прерывающими её. Непроизвольное сокращение мышц языка, лицевой мускулатуры обуславливают насильственную улыбку, открытие рта, высовывание языка. При гиперкинезах диафрагмы и межрёберных мышц возникают выраженные просодические нарушения, насильственные стоны, крики.

Осложнения

Экстрапирамидная дизартрия резко ограничивает коммуникативные возможности больного. Осознание речевого дефекта вызывает волнение при общении с малознакомыми людьми, в непривычной обстановке, что усугубляет выраженность нарушений. Постоянный психологический дискомфорт вследствие невозможности корректно выразить свои мысли может спровоцировать формирование личностных изменений, развитие невротических расстройств (неврастении, ипохондрии, депрессивного невроза). При отсутствии адекватной логопедической поддержки в детском возрасте осложнением может стать фонетико-фонематическое недоразвитие, задержка речевого развития. У школьников повышен риск дислексии, дисграфии.

Диагностика

Верификация речевого дефекта является важным шагом в определении локализации и характера патологического процесса. Экстрапирамидная дизартрия выступает отдельным синдромом, который зачастую включают в формулировку основного диагноза. С целью уточнения вида дизартрии, диагностики базовой патологии применяют следующие диагностические исследования:

  • Неврологический осмотр. В ходе консультации невролог оценивает мышечную силу, тонус, рефлексы, уровень координации. Выявляется экстрапирамидная симптоматика: дистония, брадикинезия, наличие гиперкинезов.
  • Консультация логопеда. Определяются тонические нарушения артикуляционной мускулатуры, ограничивающие объём и силу участвующих в речеобразовании органов. Дизартрия характеризуется изменчивостью и полиморфностью проявлений.
  • Консультация генетика. Необходима при предположении о наследственном характере патологии. Включает анализ генеалогического древа, ДНК-диагностику.
  • Томография головного мозга. Назначаются для определения морфологического субстрата заболевания. Компьютерная томография более информативна при травматических повреждениях, не рекомендована детям до 12-летнего возраста. МРТ позволяет визуализировать внутримозговые опухоли, зоны ишемии, геморрагии, дегенеративные изменения, воспалительные фокусы.
  • Анализ цереброспинальной жидкости. Забор материала осуществляется в ходе люмбальной пункции. Показанием к исследованию служит предположение об инфекционно-воспалительном характере церебрального поражения.
  • Психологическое тестирование. Проводится психиатром, клиническим психологом, психотерапевтом. Направлено на исключение психических заболеваний, психогенного характера дизартрии, оценку уровня психологического дискомфорта вследствие речевого дефекта.
  • Оценка церебральной гемодинамики. Производится методами дуплексного сканирования, ультразвуковой допплерографии, МР-исследования сосудов. Показана при подозрении на хронические и острые нарушения мозгового кровообращения.

С учетом результатов текущих обследований к диагностике дополнительно привлекаются онколог, нейрохирург, инфекционист, педиатр, терапевт. Патология требует дифференцировки с иными нарушениями речи, психиатрическими расстройствами, передозировкой некоторых фармпрепаратов. В первую очередь экстрапирамидная дизартрия дифференцируется от псевдобульбарной и бульбарной форм, отличающихся стабильностью речевых нарушений, независимостью их выраженности от эмоционального состояния пациента.

Лечение экстрапирамидной дизартрии

Успешное устранение речевого дефекта неотрывно связано с эффективной этиопатогенетической терапией и последовательной реабилитацией пациента. Для адаптации больного к сложившимся в связи с заболеванием обстоятельствам жизни, повышения мотивации к лечению может потребоваться участие психолога, психотерапевта. Логопедическая коррекция является составной частью комплексной терапии, включающей три основные составляющие:

  • Этиотропное лечение. По показаниям проводится антибактериальная, антимикотическая, противовирусная терапия, лечение специфических инфекций (туберкулёза, сифилиса). При наличии неоплазии, гематомы, абсцесса рассматривается вопрос их нейрохирургического удаления. При необходимости назначаются препараты, улучшающие церебральный кровоток и реологические свойства крови, осуществляется дезинтоксикация.
  • Терапия экстрапирамидных расстройств. В лечении гиперкинетического синдрома дифференцированно применяются холинолитики, вальпроаты, бензодиазепины, нейролептики, инъекции ботулотоксина. Препаратами выбора при паркинсонизме являются агонисты дофаминовых рецепторов, ингибиторы МАО, леводопа. Резистентные к фармакотерапии выраженные гиперкинезы считаются показанием к электростимуляции вентролатерального таламического ядра.
  • Логопедические занятия. Направлены на коррекцию экспрессивной речи: развитие амплитуды и переключаемости артикуляционных движений, нормализацию речевого дыхания, синхронизацию артикуляционных, дыхательных и мимических движений. Проводится дыхательная и артикуляционная гимнастика. Занятие рекомендовано начинать с логопедического массажа.

Прогноз и профилактика

Эффективность логопедической коррекции и общий исход заболевания зависят от причины патологии. Наиболее неблагоприятный прогноз отмечается при злокачественных церебральных неоплазиях и прогрессирующих дегенерациях. В остальных случаях комплексное лечение и регулярные логопедические занятия позволяют ослабить выраженность речевого дефекта. Профилактика направлена на предупреждение факторов, обуславливающих поражение базальных ганглиев: нейроинфекций, травм, онкогенных и токсических воздействий, цереброваскулярной патологии.

4. Об одном из вариантов подкорковой дизартрии у взрослых пациентов/ Колесникова Т.С., Гераськина Г.К.// Вестник угроведения. - 2012 - №4 (11).

Виды дизартрии: принципы классификации (таблица) и причины развития

Что такое дизартрия

Впервые о речевом нарушении, которое впоследствии было названо дизартрией, заговорили около ста лет назад. Тогда исследователи выделили группу звукопроизносительных расстройств, назвав их косноязычием. Чуть позже оно было разделено на функциональное и органическое. Тогда же были выделены факторы, способные повлечь за собой дизартрические расстройства речи.

Несмотря на то, что дизартрия исследуется столь долгое время, многое до сих пор остается неясным. Сегодня существует два основных подхода к изучению данного речевого расстройства:

  • неврологический. Это направление учитывает клинические проявления дизартрии и область поражения ЦНС. Речевые нарушения рассматриваются совместно с другими двигательными расстройствами, имеющимися у пациента.
  • нейрофонетический. Фонематический анализ речи дизартрика проводится с учетом психолингвистических методик. Большее внимание уделяется выявлению и изучению нейрофонетических синдромов дизартрии, а клиническая картина патологии отходит на второй план.

Именно поэтому разные исследователи дают различное понятие патологии. Кто-то считает, что дизартрией стоит называть расстройство произношения, при котором нарушается просодическая сторона речи. В этом случае определение патологии дается исходя из ее внешних проявлений. Ряд исследователей называет дизартрию координационным сбоем речи, возникающим в результате повреждения эфферентной системы и моторного анализатора. То есть, неразборчивая речь является лишь симптомом другой патологии.

Оба эти определения верны и в некотором роде дополняют другу друга. Если говорить простым языком, то дизартрией можно назвать любое нарушение звукопроизношения, вызванное органическим поражением мозга. Это может быть как полное отсутствие речи, так гнусавый невнятный оттенок произношения.

Разногласия затрагивают не только само определение дизартрии. Классификация видов этой речевой дисфункции также вызывает много споров.

Виды дизартрии по Правдиной О.В.

Сейчас существует несколько принципов деления на виды такой речевой патологии, как дизартрия. В отечественной логопедии наиболее распространенной является классификация, исходящая из расположения пораженной части ЦНС.

Неврологический подход нашел свое отражение в классификации, предложенной О. В. Правдиной. Их описание представлено в таблице ниже:

Зона поражения ЦНС

Корковые структуры головного мозга. Именно кора отвечает за работу речевой мускулатуры и способность человека к говорению.

Частичный паралич мышц артикуляционного аппарата, последовательность движений при постановке артикуляционных поз нарушена.

Страдает произношение согласных звуков.

Стриатум и паллидум - подкорковые ядра. Эти структуры регулируют мышечный тонус, а также позволяют придать речи эмоциональную выразительность.

Мышечный тонус речевого аппарата нестабилен, мышцы сокращаются непроизвольно. Человек испытывает трудность при попытке сохранить артикуляционную позу.

Проводящие пути и ядра мозжечка. Дыхательный, голосовой и артикуляционный аппарат перестают работать синхронно.

Речь человека звучит скандировано, это получается непроизвольно. Большинство звуков приобретает назальный оттенок. Речь теряет эмоциональную окраску.

Системы, отвечающие за проведение нервных импульсов от коры головного мозга к ядрам мозга продолговатого.

Двусторонний паралич мышц речевого аппарата, повышение тонуса мышц, они практически неподвижны.

Характерное смягчение звуков. Сложные и дифференцированные звуки страдают избирательно.

Ядра периферических двигательных нервов (ствол головного мозга)

Паралич мышц речевого аппарата (право- или левосторонний), теряется способность к непроизвольным и произвольным движениям.

Речь приобретает носовой оттенок.

Несмотря на то, что классификация Правдиной используется большим количеством специалистов, все же многие исследователи считают ее неточной. Больше всего споров возникает по поводу корковой дизартрии. Эту разновидность патологии часто расценивают как проявление моторной афазии, особенно у взрослых.

Другие виды классификаций

Французский невропатолог Тардье предложил классифицировать дизартрию по тому, насколько окружающие могут понять речь дизартрика. В результате он выделил четыре степени тяжести нарушения:

  1. Нарушения может выявить только специалист.
  2. Проблемы речи заметны окружающим, однако речь понятна.
  3. Ребенка способны понять только люди из его ближайшего окружения.
  4. Речь отсутствует вовсе или она непонятна даже близким ребенка.

Данная классификация очень понятна и удобна. Ее часто в своей работе используют не только логопеды, но и воспитатели, психологи, педагоги.

В логопедической работе также часто применяется деление дизартрии на виды исходя из синдромологического подхода. В этом случае логопед должен работать вместе с невропатологом. Врач определяет ведущий симптом, а педагог выявляет аналогичные дефекты в работе речевого аппарата.

Использование данного подхода позволило выделить следующие виды дизартрии:

  • спастико-паретическая - при ведущем синдроме спастическом параличе;
  • спастико-ригидная - синдромы спастический паралич и ригидность;
  • гиперкинетическая - гиперкинезы;
  • атактическая - атаксия;
  • спастико-атактическая - спастический паралич и атаксия;
  • спастико-гиперкинетическая - спастический паралич и гиперкинезы;
  • спастико-атактикогиперкинетическая - спастический паралич, атаксия, гиперкинезы;
  • атактико-гиперкинетической - атаксия и гиперкинезы.

Дизартрию делят также на виды исходя из тяжести расстройства. При легкой форме расстройства речи незначительны, часто они заметны лишь при утомлении. Эту форму также называют стертой.

Легкая форма дизартрии имеет много общего с дислалией. Отличием является лишь то, что у дизартрика наблюдается неврологическая микросимптоматика.

Средняя степень - непосредственно дизартрия (выраженная), характеризуется явными нарушениями речи, она становится невнятной, смазанной, но в целом остается понятной для окружающих.

При тяжелой форме дизартрии речь человека невозможно разобрать. Если же произносительная сторона речи невозможна, то такую форму называют анартрией.

Причины развития дизартрии

Дизартрия развивается в результате органического поражения центральной нервной системы. Патология может возникнуть в разные периоды жизни человека. Но современные исследования показали, что примерно в 80% случаев она является врожденной. То есть, поражение мозга происходит в момент внутриутробного периода жизни.

К основным причинам развития врожденной патологии можно отнести:

  1. Вирусные и инфекционные заболевания матери.
  2. Почечная недостаточность, а также патологии сердца и сосудистой системы у женщины.
  3. Травмы во время беременности, причем, как физические, так и психологические.
  4. Радиоактивное облучение беременной женщины.
  5. Конфликт резус-фактора и несовпадение групп крови у матери и плода.
  6. Сильные интоксикации, в том числе алкоголем, никотином и наркотиками.

Наибольшую опасность для плода вышеперечисленные факторы имеют в первые три месяца беременности.

Патология может возникнуть и в момент родов. Ранее именно родовые травмы считали основным фактором развития дизартрии. Однако современные исследования позволили проблемные роды отнести к вторичным факторам, которые усугубляют имеющиеся у плода патологии. Первичной причиной можно считать лишь неудачное использование медперсоналом средств родовспоможения. Полученные в результате врачебной ошибки травмы головного мозга могут привести к развитию ДЦП и других патологий.

Нарушение моторной функции речевого аппарата может возникнуть у ребенка, родившегося вполне здоровым. Дизартрия может возникнуть в результате перенесенной нейроинфекции, отравления (сильной интоксикации), травмы головного мозга или онкологических патологий ЦНС. У взрослых людей дизартрия может быть обусловлена перенесенным инсультом.

Коррекция дизартрии ведется сразу по двум направлениями. Прежде всего, необходимо восстановить работу ЦНС, насколько это позволяет степень ее поражения. Этим занимается врач-невропатолог. В то же время дефектолог или логопед осуществляют логопедическую работу, которая направлена на нормализацию работы артикуляционного аппарата.

Как распознать дизартрию

Несмотря на то, что дизартрия является очень сложным речевым нарушением, она все же поддается коррекции, особенно если речь идет о стертой форме расстройства.

Распознать дизартрию можно с первых дней жизни ребенка, и родителей должны насторожить такие моменты:

В более позднем возрасте о дизартрии может свидетельствовать нарушение дыхания и ритма речи. Ребенок, разговаривая, произносит слова с различной громкостью и интонацией или по слогам. При дизартрии появляется гнусавость. Из-за повышенного тонуса артикуляционных мышц ребенок может уставать в процессе разговора.

Кроме речевых нарушений при дизартрии возникают и двигательные нарушения. Ребенок может слишком сильно или слабо захватывать предметы. Хватательный рефлекс может отсутствовать вовсе. Также страдает пространственное и зрительное и пространственное восприятие. Ребенок не может правильно определить форму и размер предмета, например, при играх с различными сортерами или пирамидками. Возникают трудности при выполнении физических упражнений.

Особенно сильно страдает у детей дизартриков мелкая моторика. Уже давно доказано, что существует взаимосвязь между умением выполнять точные скоординированные движения кистями, становлением речи и психическим восприятием. Недостаточность двигательного отдела головного мозга приводит к тому, что пинцетный захват пальцами ребенку выполнить очень сложно, либо он не выполняется вообще. При стертых формах дизартрического расстройства развитие мелкой моторики помогает быстро «запустить» речь.

Дети, которые имеют в анамнезе патологии, связанные с внутриутробным и родовым периодом, в обязательном порядке наблюдаются у детского невролога. Врач должен обратить внимание на имеющиеся проблемы. Если выраженные отклонения в развитии малыша не наблюдаются, то его снимают с учета.

Дальнейшее наблюдение за состоянием ребенка осуществляется его родителями. При появлении первых тревожных симптомов лучше сразу обратиться к специалистам.

Когда начинать лечение

Большинство речевых нарушений диагностируется у детей в возрасте 4-5 лет. Считается, что до этого возраста невыговаривание отдельных звуков - норма. Но если речь идет о дизартрии, то ждать этого возраста не нужно. Коррекцию расстройства можно начать еще до того, как ребенок произнесет первые звуки. Точную схему лечения должен составить врач, ориентируясь на возраст и состояние ребенка.

Комплекс коррекционных мероприятий может в себя включать:

  1. Медикаментозное лечение. На сегодняшний день не существует таблетки от дизартрии. Врач невропатолог осуществляет подбор препаратов, которые способны облегчить состояние пациента и устранить некоторые из проявлений расстройства.
  2. Логопедические занятия. При легких формах расстройства заниматься с ребенком могут родители после консультации с логопедом. Для этого достаточно выучить специальную логопедическую гимнастику. Такие упражнения достаточно просты, но они позволят разработать мышцы речевого аппарата.
  3. Дыхательную гимнастику. Упражнения для развития речевого дыхания позволят научить ребенка бесшумно и достаточно быстро вдыхать воздух, а затем экономно расходовать его на выдохе. В результате ротовое дыхание становится плавным.
  4. Массаж. Мануальные процедуры можно проводить с самого раннего возраста, но только после консультации с лечащим врачом. Мама дома может самостоятельно разминать малышу подушечки пальцев, тем самым стимулировать мелкую моторику. Массаж может быть логопедическим. Его выполняет логопед при помощи специального инструмента.
  5. Лечебную физкультуру и физиотерапию. Занятия спортом полезны для всех, но дети с неврологическими патологиями могут приступать к ним только после консультации или по рекомендации врача.

Если вы заметили у своего ребенка тревожные симптомы, то не стоит откладывать визит к специалисту. Чем раньше начать коррекцию расстройства, тем выше вероятность того, что ребенок не будет испытывать проблем с речью!

Виды дизартрии у детей

Среди различных логопедических патологий дизартрия занимает второе место по распространенности, чаще встречается лишь дислалия. Поэтому сегодня большое внимание специалистов и родителей обращено на это речевое нарушение.

Причины развития

Дизартрия не является самостоятельным заболеванием, хотя часто именно это нарушение речи является основным проявлением различных патологий ЦНС. В большинстве случаев (до 85 %) дизартрия сопровождает детский церебральный паралич. Пороки развития нервной системы могут быть вызваны самыми разными причинами:

  • патологические состояния плода во время внутриутробного развития. К таковым можно отнести тяжелые токсикозы и патологическое течение беременности, хронические заболевания матери и внутриутробные инфекции, гипоксию, асфиксию или ишемию головного мозга плода, резус-конфликт и т.д.;
  • генетическая предрасположенность (наличие тяжелых наследственных патологий);
  • травмы головы и заболевания, перенесенные ребенком в первые несколько лет жизни. Это и гидроцефалия, менингиты и другие нейроинфекции, гнойный отит, а также отравления ядовитыми веществами и интоксикации при инфекционных заболеваниях.

Указанные выше причины приводят к поражению отделов мозга, контролирующих движение, мозжечка, базальных ганглий, ствола головного мозга, нервных волокон и мест их соединения с мышцами.

Проявления дизартрии бывают различными, и зависят они от того, какая именно часть ЦНС поражена.

Основные признаки

Если у ребенка имеется такое речевое нарушение, как дизартрия, то его артикуляционные мышцы будут находиться в состоянии гипотонии. От этого речь становится нечеткой, а также возникают другие проблемы, обусловленные бульбарными нарушениями.

Среди наиболее распространенных симптомов дизартрии можно выделить такие проявления:

  1. Губы находятся в разомкнутом состоянии, язык самопроизвольно выпадает наружу.
  2. Слишком плотно сомкнутые губы. Это проявление обусловлено спазмом мышц артикуляционного аппарата.
  3. Вялый или малоподвижный язык (при дистонии артикуляционных мышц).
  4. Проблемы с проглатыванием и пережевыванием пищи, избыточное слюноотделение и несглатывание ее, а также другие бульбарные нарушения.
  5. Речевое развитие в раннем возрасте не соответствует норме (младенец не лепечет, первые слова появляются после 2-х лет и т.д.).
  6. Ребенок не страдает ЛОР-заболеваниями, но при этом говорит в нос. Назальный оттенок возникает из-за малой подвижности неба. Воздушная струя не встречает на своем пути преград и свободно попадает в носовые ходы.
  7. Неправильное речевое дыхание, трудности с произношением длинных фраз, частые паузы в речи и т.д.
  8. В речи отсутствует мелодичность, она слишком растянутая или, наоборот, быстрая.
  9. Искажение, подмена или пропуск звуков.
  10. Слишком высокий, писклявый голос.
  11. Нарушение мелкой моторики. Дизартрия у детей проявляется неумением застегивать пуговицы, нежеланием собирать мелкие конструкторы и т.д.

При тяжелых формах дизартрии вследствие паралича речевых мышц может наблюдаться полная немота. Такое состояние называют анартрией.

Все проявления дизартрии обычно бывают очень стойкими, трудно поддаются коррекции.

Существует несколько способов классификации данного речевого нарушения. Клинические формы дизартрии выделяются исходя из того, какие именно участки и отделы ЦНС были поражены:

  • бульбарная возникает при поражении продолговатого мозга. Название произошло от латинского слова bulbus, которое переводится как луковица. Именно такую форму имеет продолговатый мозг. Этот отдел ЦНС отвечает за работу черепно-мозговых нервов, обеспечивающих функционирование языка и глотки. В речи практически отсутствуют звонкие звуки, произношение приобретает назальный оттенок. При бульбарной форме дизартрии наблюдаются не только речевые нарушения. Паралич мышц гортани и глотки приводит к трудностям при проглатывании пищи, особенно твердой и жидкой, ребенку очень трудно жевать, на лице не отображаются эмоции;
  • подкорковая обусловлена поражением подкорковых узлов головного мозга. Основным проявление патологии в этом случае является нарушение мышечного тонуса, а также непроизвольные сокращения мимической и артикуляционной мускулатуры. Как правило, такие движения особенно заметны в момент разговора ребенка, но также они могут наблюдаться и в состоянии покоя. Поскольку мышечный тонус постоянно меняется, то речь ребенка может быть временами вполне нормальной. Однако в момент возникновения артикуляторного спазма он не в состоянии произнести даже несколько звуков. Из-за такого резкого переключения артикуляционных движений страдает внятность речи, нарушается тембр и сила голоса. В некоторых случаях подкорковая дизартрия сопровождается снижением слуха, что еще больше осложняет речевую патологию;
  • мозжечковая в чистом виде у детей встречается нечасто. Различные патологии мозжечка приводят к тому, что речь становится скандированной. Во время разговора ребенок то и дело выкрикивает отдельные звуки;
  • корковая является формой заболевания, сложно поддающейся выделению и распознаванию. Проявления кокковой дизартрии очень схожи на моторную алалию. И в том, и в другом случае нарушается произвольная моторика артикуляционного аппарата и произношение слов со сложной звуко-слоговой структурой. Однако при корковой дизартрии отсутствуют нарушения лексико-грамматической стороны речи. Ребенок испытывает трудности при переключении от одной артикуляционной позы к другой. Поэтому отдельные звуки он произносит четко, но в речи их автоматизация отсутствует;
  • псевдобульбарная - это форма дизартрии, часто встречающаяся у детей. Именно этот тип расстройства возникает из-за поражения ЦНС во время развития плода в утробе матери, в момент родов или в первые годы жизни ребенка. Паралич возникает в результате повреждения путей, проводящих нервный импульс от коры головного мозга к ядрам подъязычного, блуждающего и языкоглоточного нервов. Клинические проявления патологии схожи с бульбарной дизартрией, однако псевдобульбарная форма легче поддается коррекции.

Псевдобульбарная дизартрия

Эту форму, в свою очередь, условно делят на три степени, исходя из тяжести протекания патологии. Легкая степень патологии не связана с грубыми нарушениями моторики артикуляционного аппарата. У такого ребенка медленные движения языка, они недостаточно точные. Отсутствуют проблемы с жеванием и глотанием, иногда возможно поперхивание.

Речь часто замедленная, звуки смазаны, особенно сложные по артикуляции (ж, ш, р, ц, ч). При произношении звонких звуков наблюдается недостаточное участие голоса, также возникают сложности при выговаривании мягких звуков, поскольку к основной артикуляционной поза добавляется подъем средней части языка к твердому небу.

Звуковые нарушения часто приводят к тому, что ребенок испытывает трудности при анализе звуков, страдает фонематическое развитие, могут возникать ошибки при письме. В то же время практически отсутствует нарушение грамматического строя, лексики и структуры слова. То есть, при легкой форме псевдобульбарной дизартрии у ребенка наблюдается фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) речи, другие признаки патологии можно обнаружить только при тщательном обследовании.

Легкая форма псевдобульбарной дизартрии, так же как и тяжелая, встречаются редко. Наиболее многочисленную группу составляют дети с патологией средней степени тяжести. Прежде всего, их отличает амимичность: из-за паралича лицевых мышц ребенок не может надувать щеки, сомкнуть или вытянуть губы.

Заметны также ограниченные движения языка: ребенок не в состоянии удерживать его в одном положении, поворачивать в стороны или поднимать. Очень сложно дается переход от звука к звуку при смене артикуляционных поз, из-за малоподвижного неба голос приобретает назальный оттенок. Речь очень невнятная, поскольку губы малоподвижны и часто сомкнуты, окружающие с трудом понимают ребенка.

Данная степень псевдобульбарной дизартрии сильно осложняет процесс обучения ребенка в школе, поэтому таким детям часто рекомендуют занятия в специализированных заведениях, где практикуется индивидуальный подход к учащимся с этим нарушением речи.

Тяжелую форму псевдобульбарной дизартрии называют анартрией. Это полная бездеятельность речевого аппарата на фоне глубоко поражения мышц. У ребенка с данной формой нарушения постоянно открыт рот, нижняя челюсть отвисает, а лицо похоже на маску. В речи могут иметься отдельные звуки, но чаще она отсутствует полностью.

Крайняя степень дизартрии является тяжелейшим нарушением речи, сложно поддающимся коррекции. Однако при отсутствии умственных отклонений ребенок может проходить обучение в специализированных школах. Занятия с логопедом, основанные на особых методиках, позволят такому ребенку успешно овладеть навыками письма и получить знания по основным школьным предметам.

Как уже упоминалось выше, деление на степени тяжести довольно условное, четких границ между этими состояниями никто не устанавливал. Общим для всех этих форм речевого нарушения является то, что искажение звуков не оказывает влияние на ритмический контур слова. То есть ребенок произносит слова с разным количеством слогов и соблюдает ударность. Но при стечении согласных, ребенок может «терять» один звук, например, белка превратится в бека и т.д.

Кроме того, сложности при переходе от одного звука к другому, приводит к замене согласных. Вместо слова «ножницы» ребенок скажет но-си-сы. Язык остается в одной артикуляционной позе, характерной для произношения звука «С», а не перестоится для правильного произношения звуков «Ж» и «Ц».

Дети-дизартрики часто испытывают проблемы со звуковым анализом. Они вряд ли пройдут общепринятые тесты, определяющие уровень этого навыка. Третьеклассник с данным нарушением речи в слове «кот» обнаружит, например, четыре звука К, А, Т, А. При отборе картинок с изображением слов, начинающихся на звук «Б», этот ребенок также выберет слова, начинающиеся на звук «П» и т.д.

Лечение дизартрии

Поскольку дизартрия может являться проявление самых разных расстройств нервной системы, то и единой схемы лечения этой патологии не существует. Ребенка, прежде всего, должен обследовать врач невропатолог. Он же и осуществляет лечение. Занятия с логопедом являются в этом случае вспомогательными, они входят в комплекс лечебных мероприятий, куда также включается:

  • медикаментозное лечение. После постановки клинического диагноза врач-невропатолог определяет очередность лечебных мер, назначает медицинские препараты и т.д. Все это осуществляется с учетом тяжести основного неврологического заболевания, а также возраста ребенка. Следует помнить, что таблетки от дизартрии не существует. Лекарственные препараты, используемые при терапии, устраняют основные симптомы патологии и облегчают состояние маленького пациента, делая его более восприимчивым к другим методам коррекции;
  • массаж. Мануальные процедуры позволяют снизить выраженность мышечного паралича;
  • дыхательная гимнастика. Дети-дизартрики часто испытывают трудности с речевым дыханием. Специальные упражнения помогают им научиться контролировать выдыхаемый поток, что позволяет нормализовать темп и ритм речи;
  • лечебная физкультура.

При обнаружении симптомов дизартрии у своего ребенка необходимо как можно быстрее обратиться к специалистам. Чем раньше врачи и логопеды начнут заниматься с дизартриком, тем выше шанс нормализовать речь и избежать трудностей с обучением в школе.

Даже легкая форма дизартрии требует коррекции, прежде всего это связано с тем, что сам ребенок чувствует стеснение. Он осознает ошибки своей речи и обижается, когда его не понимают окружающие. Все это приводит к тому, что ребенок-дизартрик замыкается в себе и вовсе перестает общаться с окружающими его людьми.

Работа по нормализации речи должна вестись не просто логопедом, а специалистом-дефектологом с достаточной квалификацией и опытом. При коррекции дизартрии используются особые логопедические методики, без знания которых невозможно оказать помощь ребенку-дизартрику. Ну и, конечно, логопед-дефектолог должен иметь большое терпение и выдержку, потому что коррекция дизартрии обычно протекает трудно и занимает много времени. Ребенок может не идти на контакт, отказываться выполнять предложенные задания или выполнять их неправильно.

Несмотря на все старания специалистов, в некоторых случаях коррекция не приносит желаемых результатов. Причиной этого могут быть проблемы в семье. Чтобы ребенок заговорил, его необходимо окружить любовью и заботой. Поддержка родителей имеет огромное значение.

Профилактика

Достаточно часто родители детей, страдающих дизартрией, винят в этом себя. Но данное речевое нарушение во многих случаях развивается по независящим от человека причинам. Предсказать развитие дизартрии во внутриутробном периоде не сможет ни один врач, но соблюдение беременной женщиной таких правил позволит снизить риск развития всевозможных патологий ЦНС:

  1. Своевременное обращение к врачу и постановка на учет. В современной медицине принято наблюдать женщину на протяжении всего периода беременности. С помощью различных исследований, врачи оценивают состояние плода, снижают риски развития различных патологий и т.д. Но многие женщины пренебрегают этим, несвоевременно обращаются к специалистам или вовсе не становятся на учет. Развитие патологии предсказать сложно, но ее можно вовремя заметить и принять соответствующие меры. Чем раньше это будет сделано, тем выше шанс родить здорового ребенка.
  2. Правильное питание и отказ от вредных привычек. Как бы банально это ни звучало, но этот аспект очень важен для здоровья не только будущей мамы, но и ее малыша. Чтобы плод формировался правильно, необходимо обеспечить организм достаточным количеством полезных микроэлементов. Прием лекарств, спиртосодержащих напитков и курение может внести нежелательные коррективы в процесс формирования жизненно важных органов и ЦНС. Особенно важно следить за рационом в первый триместр беременности.
  3. Отказаться на время от посещения общественных мест, особенно в период повышенной заболеваемости гриппом и другими инфекционными заболеваниями.

Избегайте стрессов, больше времени проводите на свежем воздухе, старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!

Для предотвращения развития дизартрии в раннем детстве, необходимо обеспечить ребенку правильный уход. Травмы головы и всевозможные заболевания, особенно инфекционные, подрывают здоровье малыша и негативно сказываются на его развитии.

Будьте внимательны к себе и к своему ребенку, ваше здоровье в ваших руках!

Читайте также: