Селективный мутизм у ребенка. Панические атаки у детей

Обновлено: 24.09.2024

Расстройства соматоформные и невротические, связанные со стрессом

Объединение соматоформных и невротических, связанных со стрессом, расстройств в одну большую группу основано на том, что большая часть этих патологий имеет психологические причины. Кроме того, эта группа расстройств имеет много исторических связей с общей концепцией неврозов.

В эту категорию расстройств входят:

  1. Фобии (страхи). Пациенты, страдающие фобическими тревожными расстройствами, испытывают чувство страха в определенных ситуациях или при наличии внешних объектов, которые не представляют реальной угрозы. Встречаются различные виды фобий. Дети и подростки могут бояться повышенного внимания со стороны других людей, такие расстройства принято называть социальными фобиями. Также известны изолированные или специфические фобии, ограниченные конкретными ситуациями или объектами. Пациент может испытывать тревогу при перелетах на самолете, при виде крови, при посещении общественных туалетов и т.д.
  2. Панические атаки, агорафобия. Обычно под агорафобией понимают боязнь открытого пространства. Пациент испытывает чувство тревоги перед большим количеством народа (толпой), а также паникует от мысли, что нельзя быстро вернуться в зону комфорта, например, домой. Отличительной чертой данного вида расстройств от других видов фобий, является то, что больные редко испытывает сильные тревожные чувства. Так как основная часть их деятельности направлена на избегание фобических ситуаций. Агорафобия часто сопровождается паническими атаками.
  3. Обсессивно-компульсивное расстройство (навязчивые мысли и действия, трихотиломания, онихофагия). Для данного вида расстройств характерно наличие тягостных для больного обессивных мыслей или компульсивных действий. Развитие патологии начинается в детском возрасте, обессивные расстройства одинаково часто встречаются как у девочек, так и мальчиков.
  4. Соматоформные расстройства (кардионевроз, гастроневроз, синдром раздраженного кишечника, психогенный болевой синдром и т.д.) Появление подобных расстройств связно с эмоционально значимыми стрессовыми ситуациями, которые пережил больной. Жалобы на болезненные симптомы могут возникнуть у ребенка, воспитывающегося в семье, где любовь и поддержку получают только больные дети.

К невротическим, связанным со стрессовыми ситуациями, расстройствами можно отнести и другие патологические состояния. В большинстве случаев наблюдается сочетание различных симптомов, хотя наиболее распространенными все же являются депрессии и тревожные состояния различной тяжести.

Расстройства настроения (депрессии и мании у детей и подростков)

  • депрессивные расстройства характеризуются приступами депрессий (Эпизодами пониженного настроения), без приступов мании;
  • биполярные расстройства отличаются чередованием приступов депрессии и мании. Период подавленности сменяется периодом подъема настроения, при этом отмечается возвращение к нормальному состоянию между приступами.

Случаи, когда приступы мании отмечаются без наличия депрессивных периодов, встречаются крайне редко.

Чаще всего развитие расстройств настроения связано с пережитым стрессом, например, смертью близкого человека, постоянной критикой родителей или учителей, неприятием ровесников или чередой трагедий. Но предрасположенность к развитию подобных состояний может передаваться по наследству.

Шизофрения, шизотипическое расстройство, шизоаффективное расстройство у детей и подростков

Такие нозологические единицы, как шизофрения, шизотипическое и шизоаффективное расстройство объеденены в одну группу, так как имеют много одинаковых симптомов:

  1. Для шизоаффективных расстройств характерно наличие аффективных и шизофренических симптомов одновременно, приступы могут длиться несколько дней. В промежутках состояние пациента может рассцениваться как нормальное, близкое к выздоровлению. Изменения личности, наблюдающиеся при шизофрении, начинают проявляться после 3-5 приступа. Этиология заболевания до конца не выявлена, предполагается что данный вид расстройств представляет собой одну из разновидностей шизофрении.
  2. Шизотипическое расстройство сопровождается эксцентричным немного странным поведением, аномалиями эмоций и мышления. Подобные отклонения наблюдаются у пациентов, больных шизофренией. Но течение шитопического расстройства не соответствует основным стадиям шизофрении. Диагностировать данный вид расстройства довольно сложно, так как не выраженность симптомов делает его схожим с простым видом шизофрении, а также параноидальным личностным расстройством. В связи с этим шизотипическое расстройство часто называют латентной шизофренией.
  3. При шизофрении наблюдается прогрессирующее изменение личности, которое не поддается коррекции. У детей в раннем возрасте данный вид психического заболевания встречается редко, но диагностировать его возможно уже в 2-3 года. Первым признаком является угасание интереса у ребенка к играм, отсутствие реакции на ласку близких. Затем наступает период угасания психической активности и торможение развития психики. Склонность к шизофрении передается по наследству, но толчком к прогрессированию болезни может стать любая стрессовая ситуация.

Органические заболевания головного мозга (в частности церебрастенический синдром)

Диагноз «органическое поражение головного мозга» в последнее время стал очень распространенным. Это связано с тем, что данная формулировка описывает не одно заболевание, а ряд отдельных патологий. Все они характеризуются изменениями структуры головного мозга. В большинстве случаев органические изменения не оказывают существенного влияния на работу ЦНС, ярко выраженные симптомы начинают проявляться в том случае, если повреждено более 20% головного мозга. При более серьезных повреждениях проявляются стойкие патологические синдромы, одним из них является церебрастенический синдром.

У детей органические повреждения головного мозга чаще всего связаны с перенесенными внутриутробными инфекциями или родовыми травмами. Но привести к развитию органических заболеваний могут и другие причины. Церебрастенический синдром развивается в результате кислородного голодания головного мозга. Больной не может концентрировать внимание и усваивать большое количество информации, быстро устает.

Развиться церебрастенический синдром может в любом возрасте.

При игнорировании проблемы, психика ребенка не развивается нормальными темпами, но современная медицина позволяет проводить успешное лечение. Дети с различными органическими повреждениями головного мозга сегодня получили шанс на выздоровление и ведение полноценной жизни в будущем.

Нарушения пищевого поведения (нервная анорексия, булимия)

Различные нарушения пищевого поведения стали очень распространены в последнее время. Чаще всего данными видами расстройств страдают девочки-подростки, девушки и молодые женщины. Опасность данных патологий заключается в том, что любые нарушения питания приводят к возникновению серьезных проблем с физическим здоровьем, вплоть до летального исхода.

Нервная анорексия развивается у детей, имеющих искаженное восприятие собственного тела. К развитию подобных психических отклонений может привести эмоциональное насилие над ребенком в раннем возрасте, Булимия характеризуется приступами компульсивного переедания, которые сменяются периодами сожаления. Больной пытается искусственно вызвать рвоту, чтобы избавиться от съеденного.

Нервная булимия и анорексия чаще всего развивается в подростковом возрасте. Это связано с тем, что в этом возрасте часто возникают переживания по поводу внешнего вида и лишнего веса. В основе лечения пищевых расстройств лежит психотерапия, направленная на изменение восприятия больным собственного тела и поднятие самооценки.

Расстройства сна (бессонница, сноговорение, снохождение)

Большинство из расстройств сна вызваны эмоциональными переживаниями. Но причинами бессонницы вполне могут являться и заболевания каких-либо внутренних органов. Прежде чем начать коррекцию данного вида расстройства необходимо точно определить его причину.

Хождение и разговоры во сне, считаются безобидными расстройствами. Как правило, они проходят к пятнадцатилетию. У взрослых людей и подростков такие виды расстройств встречаются крайне редко. У снохождения и сноговорения механизм возникновения одинаковый. При переходе сна от медленной фазы к быстрой, возникает аномальная активация головного мозга. Если воздействие оказывается на двигательный центр, то ребенок начинает ходить во сне, а при активации речевого центра - разговаривать.

Коррекция расстройств сна сводится за наблюдением ребенка, выявлением психологических причин, которые могли спровоцировать расстройство. Медикаментозное лечение назначается крайне редко.

Расстройства, характерные для детского и подросткового возраста

Психические расстройства, проявляющиеся у детей, особенно в раннем возрасте, могут иметь несколько причин. Если отклонения развиваются в результате стрессовых ситуаций, то при своевременном обращении к специалистам их удается скорректировать в большинстве случаев. Расстройства у детей могут быть вызваны органическими поражениями головного мозга, в этом случае полное излечение вряд ли возможно. Основная деятельность врачей и близких будет направлена на облегчение состояния и адаптацию в социуме.

Наиболее характерными расстройствами психики у детей являются:

  • задержка психического развития. Данный вид расстройства характеризуется особенностями развития головного мозга. Дети, у которых диагностировано ЗПР, при правильном педагогическом подходе и психотерапевтическом лечении могут стать успешными и активными людьми во взрослой жизни;
  • задержка речевого развития, элективный мутизм. Расстройства речи могут быть вызваны социальными или биологическими причинами. Если ребенку недостаточно уделяют внимания, то он может иметь дефицит контактов. Подобные расстройства могут быть и у детей, окруженных гиперопекой. Большая часть речевых расстройств имеет биологические причины, это различные нарушения головного мозга, тугоухость и т.д.;
  • СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) характеризуются невнимательностью, гиперактивностью и импульсивностью. Чтобы выявить СДВГ необходимо длительное наблюдение за ребенком, не менее полугода. Отклонения в поведении, характерные для СДВГ, начинают формироваться примерно с 7 лет. Если они были выявлены, то необходимо провести тщательное обследования для выявления или исключения других заболеваний, способных привести к подобным нарушениям;
  • депрессии в детском возрасте диагностируются редко. Это связано с тем, что симптоматика расстройств у маленьких детей выражена не ярко. К тому же, дети не могут точно рассказать о своих эмоциональных переживаниях. Чаще всего дети жалуются на общее недомогание, страхи и тревоги. Если не провести лечение депрессивного состояния у ребенка, то это может привести к более серьезным отклонениям в будущем;
  • детские фобии могут возникнуть по разным причинам. Эмоциональные переживания по поводу расставания с мамой, когда возникает необходимость идти в детский сад или школу, тяжелые болезни родственников или бесконтрольный просмотр телепередач - все это может привести к появлению детских фобий. Не стоит недооценивать серьезность подобных психических расстройств. Если ребенок постоянно пребывает в тревожном или паническом состоянии, то это может сказаться на развитии его психики;
  • неврозоподобные расстройства (тики, энурез, энкопрез) очень часто наблюдаются у детей. Большинство из них проходят к периоду полового созревания и взрослых людей встречаются крайне редко. Большое значение при лечении подобных состояний имеет выявление причин, приведших к расстройствам.

Психические расстройства у детей, в основе которых нет серьезных нарушений ЦНС, в большинстве случаев поддаются успешной коррекции.

Достижения современной медицины, которые используют в своей работе специалисты Городского Психоэндокринологического Центра, позволяют успешно корректировать различные психопатологические состояния у детей и подростков.

Подростковые психические расстройства

Для подростков характерны все известные психиатрические заболевания, кроме тех, что развиваются в старческом возрасте. Но особенности подросткового возраста оказывают влияние на проявление симптомов и течение заболеваний.

  1. Дисморфофобия, дисморфомания наиболее часто встречается у подростков. При данных видах психических расстройств больной ребенок опасается появления или твердо убежден в наличии у себя некоего дефекта, которое по его мнению заметно для окружающих. Чаще всего такие недостатки обнаруживаются на лице, но причиной переживания могут быть и особенности фигуры, излишнее потоотделение и т.д.
  2. Метафизическая (философическая) интоксикация начинает проявляться в младшем подростковом возрасте. На ранних стадиях диагностировать расстройство сложно, так как очень часто склонность к рассуждениям и размышлениям можно отнести к особенностям характера. При наличии патологических расстройств наблюдается постепенное отрешение от окружающего и отрешенность. Метафизическая интоксикация имеет много схожего с параноидальным бредом. Главным отличием этого расстройства является отсутствие борьбы за свои «идеи» при метафизической интоксикации. На сегодняшний день природа возникновения подобных расстройств точно не установлена.
  3. Психопатоподобный синдром чаще всего проявляется у мальчиков в подростковом периоде. Симптомы подобного расстройства могут иметь много общего с шизофренией или другими отклонениями психики, но при этом у пациентов не наблюдается нарушение умственной активности. Психопатоподобный синдром проявляется в виде (злобности, конфликтности, агрессивном поведении)
  4. Аноректический синдром очень часто встречается у подростков, его наблюдают при шизофрении или нервной анорексии. Причиной отказа от еды может стать истерическая реакция или демонстрация своего оппозиционного поведения. В этом случае приступы длятся недолго и не наносят вреда здоровью. При более серьезных психопатиях отказ от еды может быть вызван галлюцинациями, бредом или навязчивыми идеями. Подросток может считать, что он просто не достоин еды и тех средств, которые на нее затрачены.
  5. Суицидальное поведение. В подростковом периоде ребенок переживает очередной кризис. Склонность к суицидам возрастает в несколько раз. Часто подобным поведением подросток просто пытается привлечь внимание к себе или к некой проблеме, это своеобразный крик о помощи. Данный вид расстройств психики часто сопровождается наличием депрессий и неврозов. Поводом к суициду может стать непонимание в семье, сложные взаимоотношения с ровесниками и учителями, неразделенная любовь и т.д.

Подростки требуют особого внимания со стороны родителей и близких. Диагностировать расстройства психики в этом возрасте довольно сложно. Многие симптомы заболеваний можно спутать с педагогической запущенностью.

Тревожные расстройства у детей

Тревожные расстройства у детей - это группа аффективных нарушений, характеризующихся эмоциональным напряжением, беспокойством, страхами. В центре переживаний ребенка - негативные ожидания и предчувствия относительно собственной жизни, здоровья, отношений в семье и школе. Иногда тревожность принимает форму навязчивых мыслей, компульсивных действий, фобий, панических атак, ночных кошмаров. Основные методы диагностики - сбор анамнеза, беседа, наблюдение. Дополнительно используется психодиагностика. Распространенным методом лечения является когнитивно-бихевиоральная психотерапия в сочетании с приемом антидепрессантов и анксиолитиков.

МКБ-10


Общие сведения

Тревожные расстройства у детей относятся к широкой группе эмоциональных нарушений детского возраста. Их распространенность постоянно растет, в настоящее время патология занимает второе место среди психических заболеваний в детстве и подростничестве (после поведенческих отклонений). Активные исследования последних 20 лет позволили выявить новые нозологические единицы, которые теперь включены в МКБ-10 и DSM-IV - официальные классификаторы болезней.

Эпидемиологические показатели колеблются от 4 до 15% в различных возрастных группах. Наиболее подвержены тревожным симптомам дошкольники и младшие школьники. У девочек преобладают варианты расстройств с выраженным эмоциональным компонентом, у мальчиков - с соматическим (нарушения пищеварения и сна, абдоминальные и головные боли).

Причины

Тревога является естественной реакцией, усиливающей концентрацию внимания и активизирующей механизмы борьбы или бегства в ситуации угрозы. При ее усилении нарушается процесс адаптации, постоянная психофизиологическая напряженность приводит к истощению. В таких случаях говорят о тревожном расстройстве. У детей его причинами могут стать:

  • Врожденные факторы. Результаты близнецовых исследований доказывают, что склонность к интенсивной тревоге передается по наследству. Она может быть обусловлена особенностями гуморальной регуляции и функционирования нервной системы. Также в группе риска находятся дети, имеющие пренатальные и натальные поражения ЦНС.
  • Стиль воспитания. Симптомы тревоги формируются в результате определенного отношения родителей к ребенку. Развитию расстройств способствуют психастенические черты матери (реже - отца), гиперопека, директивные методы воспитания.
  • Психотравмирующее событие. Тревожность ребенка может быть спровоцирована переживанием болезни, разлуки с близким человеком, резким ухудшением материальных возможностей семьи, катастрофами, природными и военно-политическими катаклизмами. Единичное воздействие психотравмы переносится детьми проще, повторные эпизоды формируют невротические нарушения.

Патогенез

Периодическое проявление тревоги является нормальной реакцией организма, служит мотивационным компонентом поведения, обеспечивая высокий уровень бдительности, целеустремленности и готовности прикладывать усилия для достижения результата. Однако частые, неконтролируемые опасения негативно влияют на способность адекватно оценивать ситуацию и целенаправленно действовать, а в тяжелых случаях искажают восприятие повседневных событий. Тревожное состояние всегда ориентировано на будущее и проявляется страхом по отношению к тому, что может произойти. Чем сильнее выражено расстройство, тем более широк круг событий, которые расцениваются как опасные.

На физиологическом уровне высокую тревожность связывают с дисфункциями в отделах лимбической системы и гиппокампа, ответственных за регуляцию эмоций. И. П. Павлов рассматривал страх и тревогу как варианты проявления пассивно-оборонительного рефлекса. В основе данных эмоций - инстинкт самосохранения, активизирующий все системы организма для бегства либо борьбы. И если в норме возбуждение и торможение ЦНС сбалансировано, естественный оборонительный рефлекс сменяется расслаблением, то при расстройстве тревожного типа существует ригидность нейронных процессов - эмоция, ставшая неактуальной, переживается вновь и вновь.

Классификация

Существует множество видов детских тревожных расстройств, различающихся симптоматикой. Их общее проявление - продолжительное беспокойство, неадекватное существующей ситуации, которое негативно влияет на повседневную жизнь ребенка, снижает ощущение психологического комфорта. С учетом особенностей клинической картины выделяют:

  • Общее тревожное расстройство. При генерализованном ТР дети постоянно беспокоятся о различных сферах жизни - о здоровье, безопасности, отношениях со сверстниками и родителями, успешности учебы. Из всех вариантов будущего негативный кажется наиболее вероятным.
  • Обсессивно-компульсивное расстройство. При ОКР тревога проявляется навязчивыми действиями и мыслями. Ритуалы на непродолжительное время обеспечивают ощущение спокойствия.
  • Фобии. Предчувствие опасности может оформиться в устойчивый страх (фобию) определенных объектов и ситуаций. Часто дети боятся высоты, темноты, выдуманных чудовищ, социальных контактов.
  • Панические атаки. Интенсивная тревога иногда проявляется нарастанием вегетативных симптомов - головокружением, учащением сердцебиения, дыхательным спазмом, перенапряжением мышц, составляющих клинику панической атаки. Ребенок начинает избегать событий, способных спровоцировать панику.
  • Посттравматическое стрессовое расстройство. Данный вариант тревоги возникает как результат переживания травматического события, не вписывающегося в рамки привычного опыта. ПТСР у детей проявляется внезапным наплывом воспоминаний и ночными кошмарами.

Симптомы

Основной симптом - стойкое, выраженное беспокойство. Пациенты чувствуют себя эмоционально напряженными, не могут отвлечься от негативных переживаний и расслабиться. Из-за тревоги они испытывают трудности с концентрацией внимания, подростки сообщают об ощущении «пустоты в голове». Повышенная нервозность проявляется раздражительностью, плаксивостью, пугливостью. Характерно вздрагивание при неожиданных резких звуках, изменении освещенности, внезапных прикосновениях. Поведение становится избегающим (ограничительным): дети отказываются от общения, прогулок, активных игр, путешествий, употребления некоторых продуктов.

Среди физических симптомов тревожных расстройств преобладает беспричинная усталость и быстрая истощаемость. Больные жалуются на головокружение, слабость, головные и мышечные боли, дискомфортные ощущения в области живота и груди. Может отмечаться повышенная потливость, особенно в стрессовых ситуациях, учащенное сердцебиение, затрудненное дыхание, тремор и дрожь, чувство кома в горле, приливы жара, озноб. Аппетит чаще снижен, но иногда развивается прожорливость с последующей тошнотой и рвотой. Нарушения сна включают трудности засыпания, пробуждения среди ночи, кошмары.

Симптомами фобических расстройств являются устойчивые страхи. Формируется боязнь ситуаций, которые на самом деле не представляют угрозы либо могут быть опасны лишь при определенных условиях. Малыши раннего возраста боятся темноты, высоты, разлучения с матерью. У дошкольников активно развивается воображение, страхи связаны со сказочными или выдуманными чудовищами - драконами, динозаврами, ожившими скелетами, зомби, оборотнями. У школьников на первый план выходят социальные фобии - боязнь общения, знакомства, публичного выступления. Подростки испытывают страх потери контроля, смерти, сумасшествия, переживания позора. Тревога после переживания психотравмы характеризуется «флешбеками» - неконтролируемыми пугающими наплывами воспоминаний, кошмарами по ночам.

Осложнения

Эмоциональные расстройства нередко приводят к осложнениям, так как дети неспособны понять и критически оценить собственные переживания. Они не сообщают о подавленном настроении и постоянном чувстве тревоги, поэтому диагностика проводится несвоевременно. Подростки не рассказывают о беспокоящих мыслях, опасаясь непонимания и осуждения со стороны окружающих. Длительное течение расстройства без адекватной терапии осложняется депрессией, аутическими изменениями поведения. Пациенты склонны к самообвинению, чувствуют одиночество, замыкаются, избегают общения. Возрастает риск социальной дезадаптации, суицидальных попыток на фоне депрессии.

Диагностика

Основное обследование проводит врач-психиатр: беседуя с родителями и ребенком, он собирает клинико-анамнестические данные, выясняет наличие соматических заболеваний, врожденных патологий ЦНС, уточняет условия проживания, особенности адаптации в детском саду, школе. При преобладании жалоб на состояние физического здоровья врач направляет на консультацию к педиатру, детскому неврологу для проведения дифференциальной диагностики. К специальным методам исследования относятся:

  • Беседа. В ходе непринужденного общения с ребенком специалисту нередко удается определить причину тревоги - страхи, деструктивные взаимоотношения в школе и семье, проблемы с учебой, воспоминания о психотравме. При выраженной тревожности дети пассивны, но становятся более открытыми при установлении доверительного контакта и обсуждении актуальных, беспокоящих тем.
  • Наблюдение. Врач оценивает эмоции и поведение ребенка. Для тревожного состояния характерна эмоциональная и двигательная скованность, гиперреакции на неожиданные раздражители (шум за дверью, вход без предупреждения посторонних людей). Малыши часто не хотят отходить от мамы, боятся смотреть в глаза.
  • Опросники. Подросткам предлагается ответить на вопросы стандартизированных методик для выявления повышенной тревоги. Используется шкала Спилбергера-Ханина, тест школьной тревожности Филлипса, тест на определение уровня тревожности Бека.
  • Проективные тесты. Для обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста применяются методики, выявляющие неосознаваемые доминирующие эмоции (страх, беспокойство) и проблемы в межличностных отношениях. Распространенными инструментами диагностики являются рисуночные тесты (рисунок человека, семьи, несуществующего животного) и проективный тест «Выбери лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).

Лечение тревожных расстройств у детей

Терапевтическую помощь детям оказывают психиатры и психотерапевты, но для успешной реабилитации необходимо подключение матери, отца и других близких родственников. Объем лечебных процедур определяется индивидуально: при легких формах расстройств достаточно одного курса психотерапии и поддержки родителей, при тяжелом течении необходимо продолжительное медикаментозное лечение и периодические встречи с психологом. Общая схема лечения выглядит следующим образом:

  • Психотерапия. На сеансах когнитивно-поведенческой терапии психотерапевт корректирует деструктивные установки, заменяет негативные суждения позитивными, обучает навыкам управления эмоциями и решения проблем. В итоге ребенок научается самостоятельно разрешать сложные ситуации, противостоять влиянию стрессовых воздействий. Если тревога основана на страхах или фобиях, применяется техника систематической десенсибилизации.
  • Семейная психотерапия. Для устранения тревоги ребенка необходима корректировка повышенной тревожности родителей и проблемных семейных отношений - факторов развития и поддержания расстройства. Взаимодействуя с семьей, психотерапевт использует техники когнитивной психотерапии, гештальт-терапии. Он налаживает нормальную коммуникацию между всеми членами семьи, обучает родителей лучше понимать ребенка, контролировать эмоции, избегать ситуаций, провоцирующих тревогу у сына или дочери.
  • Лекарственная терапия. Медикаментозная помощь показана при умеренных и тяжелых симптомах тревоги. Для долгосрочной терапии используются антидепрессанты. Препаратами выбора являются селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС). Применение анксиолитиков в возрасте до 18 лет оправдано в исключительных случаях, когда имеются острые симптомы. С этой целью используются бензодиазепины, терапия проводится краткосрочно.

Прогноз и профилактика

Вероятность выздоровления во многом определяется своевременностью начала лечения и готовностью членов семьи помогать ребенку справляться с эмоциональными проблемами. При раннем обращении к специалистам прогноз благоприятный. Профилактика тревожных расстройств основывается на доверительных семейных отношениях, правильных способах воспитания, базирующихся на любви и уважении, без гиперопеки и авторитаризма. Важно проявлять искренность, открытость в общении, делиться собственным положительным опытом преодоления неуверенности и страхов. В сложных ситуациях необходимо оказывать поддержку, при неудачах - анализировать полученный опыт, учить ребенка делать выводы.

1. Современные представления о диагностике и терапии тревожных расстройств/ Хаустова Е.А., Безшейко В.Г.// Международный неврологический журнал. - 2012 - №2 (48).

2. Тревожность у детей: причины и особенности проявления/ Нехорошкова А.Н., Грибанов А.В.// Современные проблемы науки и образования. - 2014 - №5.

4. Ранняя диагностика тревожно-фобических расстройств у подростков в общемедицинской практике// Попов Ю.В., Пичиков А.А. - 2012.

Мутизм - вынужденное молчание: причины и симптомы у детей

Своим названием термин обязан латинскому слову mutus, что в переводе означает «молчание». Патология встречается и у детей, и у взрослых, но чаще все-таки развивается в детском возрасте.

Почему появляется

Мутизм у детей в большинстве случаев развивается в возрасте от 3 до 9 лет, и, прежде всего, связан с невротическим расстройством. Часто он становится симптомом невроза.

Подтолкнуть к формированию этого дефекта способны различные психологические факторы. Большую роль играют личностные качества самого ребенка. Обычно такое расстройство настигает детей с инфантильными чертами характера: впечатлительность, плаксивость, чувствительность и ранимость, застенчивость, пугливость, несамостоятельность.

Оказывает влияние и характер воспитания, которого придерживаются в семье по отношению к ребенку. В ряде случаев дети, страдающие патологией, имели тесную связь с матерью, воспитывались в атмосфере гиперопеки. С другой стороны, риск приобрести патологию возникает в неблагоприятной семейной обстановке, с конфликтами и агрессией.

Другой типичной мутической моделью воспитания становится «кумир семьи». Среди черт характера, встречающихся у такого ребенка - эгоистичность, эгоцентризм, завышенная самооценка. В этом случае мутизм развивается как протест на нежелательное общение и может быть одним из проявлений истерического невроза. Малыш так заявляет о недостойном или нежелательном для него обращении, выражает нехватку внимания.

Как и для любого невротического расстройства, в развитии мутизма у детей большую роль играет психотравмирующий фактор. Любое событие, произведшее на ребенка яркое негативное впечатление, может запустить патологическую реакцию. Среди наиболее типичных - переезд, разлука с близкими, насилие. Так, была установлена закономерность появления недуга у эмигрантов, предпочтительно пожилого и детского возраста. Хотя для каждого маленького мутиста такие факторы различны.

Мальчик 8 лет проявлял неразговорчивость в школе. Любые попытки учителя наладить с ним речевое общение были напрасны. На уроках он сохранял гробовое молчание, отвечал только в письменном виде. Родственники обратились за помощью к психологу, и в ходе беседы выяснилось, что в жизни мальчика произошли практически одновременно 2 важных события: рождение младшей сестры и переход в другую школу. Вероятно, их симбиоз и стал тем травмирующим эффектов, приведшим к такому последствию.

Психосоциальным факторам отводится особое место в формировании расстройства, однако не всегда именно они приводят к нему. Патологическая неразговорчивость становится типичным признаком многих психических заболеваний. Среди них: аутизм, задержка психического развития, тревожно-фобическое расстройство, а также шизофрения, депрессия.

Часто случается так, что маленького пациента приводят на прием с совершенно другими жалобами, такими, как энурез, фобии. В ходе опроса удается установить и факт мутизма.

Другой группой провоцирующих факторов становятся физиологические причины. Например, черепно-мозговые травмы, органические поражения мозга.

Виды

Главным симптомом расстройства становится отсутствие речевой активности у ребенка. Однако в зависимости от формы дефекта он может проявляться в разных вариациях и сопровождаться сопутствующими признаками.

Самыми распространенными считаются следующие виды мутизма:

  • элективный;
  • психогенный;
  • эндогенно-психотический.

Элективный мутизм

Он же селективный, он же избирательный мутизм проявляется эпизодически, при отдельных обстоятельствах. Ребенок ведет себя раскрепощено, активно, болтает без умолку в семье, а в саду или в школе, с посторонними людьми отмалчивается. То есть, у него сохраняется способность говорить и понимать речь, но пользоваться он ею в определенных ситуациях не желает.

Селективный мутизм, а также негативизм, могут проявляться по отношению к отдельному человеку или обстановке. При этом мутист замыкается, отводит глаза, «скукоживается», не реагирует на обращение к нему либо общается жестами. Такая форма недуга становится признаком социофобии.

Обычно эта форма мутизма настигает детей старше 4 лет. Их речевое развитие до этого момента соответствовало норме, да и разговаривать они начинали вовремя.

Если дефект проявляется как негативная реакция на отдельного человека, обстоятельства, то он сопровождается ярко выраженными негативными эмоциями. На этом фоне у малыша возникают спазмы в области шеи, вызванные сокращением голосовых связок, сведением челюсти. Это провоцирует приступ страха, что усугубляет состояние ребенка и способствует закреплению невротического ответа на этого человека или ситуацию.

Сначала родители ругают молчуна, трактуют его поведение как каприз или упрямство, Такая позиция в корне неправильная. Поскольку пренебрежение данным обстоятельством приводит к социальной дезадаптации.

Психогенный мутизм

Психогенный мутизм чаще проявляется в 2 формах: истерической и логофобической.

Истерическому мутизму подвержены дети сверхэмоциональные, с нестабильным настроением. Он проявляется под воздействием сильного стрессора или же может стать способом привлечь к себе внимание, добиться желаемого.

На глазах 10-летней девочки автомобиль сбил насмерть человека. Для нее это было сильнейшим потрясением. Ее ноги перестали слушаться, она не могла устоять и упала. Речь отнялась, она игнорировала все вопросы, обращенные к ней. Затем торможение сменилось возбуждением. Она начала бегать, скакать с улыбкой на лице. После лечения психотическими средствами последствия пережитого шока удалось ликвидировать.

Логофобический мутизм становится проявлением навязчивого страха услышать свою речь. Чаще встречается у школьников. Он может проявляться в отдельных случаях, например, во время публичных выступлений. Или у ребенка существует страх произношения отдельных слов. Но бывают случаи, когда дети боятся говорить в принципе.

Логофобическая форма дефекта может формироваться по нескольким причинам. Например, в результате низкой самооценки, когда появляется боязнь услышать негативные отклики со стороны окружающих. Или как результат хронической усталости.

Это может быть следствием приобретенного страха, при котором ребенок дал себе установку молчать. К примеру, мать, страдающая алкоголизмом, в состоянии опьянения проявляла физическую и вербальную агрессию, если сынишка подходил к ней и начинал что-либо рассказывать или просить.

Имеет значение в процветании логофобии и языковой барьер, когда дети попадают в местность с новым для них диалектом.

Но существуют и физиологические причины расстройства. Одна из них - галитоз, то есть у человека появляется зловонный запах изо рта, что связано с обширным ростом патогенных бактерий в ротовой полости. Ребенок стесняется говорить, так как боится, что открыв рот, окружающие почувствуют зловоние и поднимут его на смех.

Эндогенно-психотический мутизм

Такое патологическое молчание проявляется в рамках эндогенных заболеваний. Шизофрения - яркий тому пример. При данном психотическом расстройстве нередко в перечне признаков присутствует кататонический мутизм, входящий в кататонический синдром. Обычно он проявляется при одноименной форме болезни и становится признаком негативизма.

Как правило, такая форма мутизма характерна для стадии кататонического ступора, и возникает наряду с двигательной заторможенностью.

Кроме этого, выделяют бредовый и галлюцинаторный мутизм, появляющийся в рамках бредовых идей и видений, а также маниакальный, депрессивный и смешанный.

Избавление от расстройства

Распознавание симптомов детского мутизма и его лечение вызывает некоторые сложности. Для установления диагноза необходимо провести четкую дифференциацию явления с другими расстройствами.

Общепринятой схемы лечения мутизма у детей не существует. В каждом конкретном случае используется индивидуальный подход. Из возможных способов применяют:

  • психотические средства для снятия напряжения, купирования страха;
  • физиопроцедуры для расслабления мышц шеи и речедвигательного аппарата, которые ребенок напрягает в ситуации планируемого общения;
  • психотерапия. Изначально рекомендована индивидуальная терапия для установления контакта с маленьким молчуном. Но в дальнейшем все-таки следует переходить на групповую форму. Нахождение в коллективе способствует установлению социального контакта и раскрепощению. Групповая терапия может проходить в форме театральных постановок. Обязательна семейная психотерапия.

Но стоит понимать, что главным шагом к восстановлению речевой активности ребенка становится лечение основного заболевания либо устранение травмирующего психологического фактора. Терапию необходимо начинать как можно раньше. Показаниями для обращения к врачу могут служить следующие ситуации:

  • если малыш не вступает в общение более 1 месяца;
  • наличие речевых проблем при определенных обстоятельствах;
  • ребенок слышит и понимает, что ему говорят, интеллект сохранен. Пытается общаться жестами, письмом;
  • отсутствие дефектов речедвигательного аппарата.

Дети, страдающие мутизмом - это особая категория. Несмотря на свою молчаливость, они все понимают, отличаются наблюдательностью и просто ослиным упрямством. Отсутствие возможности говорить порождает в их внутреннем мире напряжение и неспокойствие. Они способны выплывать в разных ипостасях. Например, были замечены случаи выраженной жестокости детей. Мальчик мог подойти к маме и ни с того, ни с сего укусить ее. Другие пациенты проявляли жестокость по отношению к животным.

Неспособность выражать свои мысли прямым путем требует относиться к молчунам с повышенным вниманием. Ранняя диагностика и помощь ребенку позволят избежать социального вакуума и психоза.

Селективный мутизм у ребенка. Панические атаки у детей

Специалист приемной комиссии свяжется с Вами
в ближайшее время в рабочие часы с Пн-Вс с 9:00-21:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Алёна
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Далеко не все дети «неисправимые почемучки».

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Далеко не все дети «неисправимые почемучки». Некоторые предпочитают больше молчать, поскольку стеснительны. И это нормально - когда ребенок раскрепощается и привыкает к окружающей обстановке, он без проблем общается со сверстниками и взрослыми. Но в ряде случаев полное молчание ребенка в той или иной ситуации - не следствие низкой самооценки. Это селективный мутизм.

Ребенок радостно лопочет дома, но в детском садике или школе не издает ни звука. Или наоборот — со сверстниками общается нормально, а при маме и папе замолкает, что слова не допросишься. Знакомые ситуации? Возможно, ребенку нужна помощь, чтобы заговорить.

Селективный мутизм: что это

Селективный мутизм еще называют избирательной немотой. Согласно медицинским справочникам, это расстройство, характеризующееся постоянной неспособностью говорить в определенных условиях, несмотря на сохраненную способность нормально говорить в прочих ситуациях. Селективный мутизм в МКБ-10 (Международная классификация болезней) имеет название элективный мутизм и включен в раздел «эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте».

Тема селективного мутизма не очень популярна. И зачастую дети с этим расстройством долгое время не могут получить качественную помощь — или родители не придают значение «странному» поведению ребенка, или врачи ставят ошибочные диагнозы.

О селективном мутизме заговорили громче благодаря экоактивистке Грете Тунберг. Этот диагноз вместе с синдром Аспергера и обсессивно-компульсивным расстройством ей поставили в 11 лет.

По словам Греты Тунберг, селективный мутизм для нее — повод говорить только в тех случаях, «когда это крайне необходимо». И действительно — за трибуной Грета довольно эмоциональна, а вот дома по большей части молчит.

Распространенность селективного мутизма

По результатам разных оценок, показатель распространенности селективного мутизма составляет от 0,1 % до 2,2 %. Многие научные издания приводят среднее значение — 1 % от общего числа детей.

Исследований по теме селективного мутизма у детей крайне мало. Но большинство врачей сходится во мнении, что расстройство чаще наблюдается у девочек.

Как проявляется селективный мутизм

У взрослых селективный мутизм проявляется крайне редко. Как правило, расстройство дает о себе знать в возрасте 2-5 лет. Однако оно часто остается нераспознанным до тех пор, пока ребенок не пойдет в детский сад или школу.

Основная жалоба родителей детей с селективным мутизмом: «мой ребенок очень способный, дома говорит и читает, а в школе на занятиях учитель и слова у него не может выпросить». При этом взрослые не могут точно обозначить возраст, когда у их малыша начались проблемы с общением. Часто родители говорят, что из ребенок «всегда таким был» —тревожным, замкнутым, стеснительным.

Главный симптом селективного мутизма у ребенка — его неспособность говорить в той или иной ситуации. Как правило, это большие скопления людей и общение со взрослыми. При этом речь малыша, когда он все же не молчит, может не иметь вообще никаких дефектов.

Согласно выводам Присциллы Вонг, педиатра из Департамента педиатрии в Вашингтоне, у детей с селективным мутизмом, помимо недостатка речи, часто проявляются и другие симптомы:

  • застенчивость;
  • страх перед большим скоплением людей;
  • трудности в поддержании зрительного контакта;
  • трудности в выражении своих чувств;
  • чувствительность к шуму и толпе;
  • нежелание улыбаться.

Дети с селективным мутизмом боятся совершать ошибки и не любят быть в центре внимания. Избирательная немота — своеобразный щит для малыша, который помогает ему оставаться невидимкой, чтобы вдруг не привлечь к себе внимание. Но психологи говорят, что дети с селективным мутизмом часто имеют высокие интеллектуальные способности, любят искусство. Но их развитие «тормозят» трудности в коммуникации.

Причины развития селективного мутизма

Ученые пока воздерживаются от обозначения конкретных причин развития селективного мутизма. Но специалисты часто связывают появление расстройства с повышенной тревожностью ребенка. У детей с диагностированным селективным мутизмом анамнез в большинстве случаев отягощен различными тревожными состояниями и социальными фобиями.

Учеными были выявлены случаи, когда синдром селективного мутизма развивался после перенесенной ребенком психологической травмы. Маленькие пациенты замыкались в себе, переставали говорить в определенных ситуациях или вовсе постоянно молчали.

Психологи не отказываются и от другой теории, которая бы объяснила развитие селективного мутизма — наследственность. Есть мнение, что заболевание может появиться у детей, чьи родители имеют тревожные расстройства.

Около 20-30 % детей с диагностированным селективным мутизмом имеют нарушения речи, что только добавляет стресс к ситуациям, в которых ребенок должен говорить.

А вот связи между аутизмом и селективным мутизмом врачи пока не обнаружили. Ребенок может иметь оба диагноза, но ни один из них не провоцирует развитие другого.

«Будто ком в горле»: как дети с селективным мутизмом объясняют невозможность говорить

В целях более глубокого изучения селективного мутизма детей с расстройством часто спрашивают, что мешает им говорить в той или иной ситуации.

Ответы самые разные. «Я не могу начать говорить, потому что тогда все сразу станут обращать внимание на то, что я делаю» — вот как объяснила свое состояние девочка-подросток на приеме у американского психолога, который занимался ее лечением.

Некоторые дети более старшего возраста описывают ощущение большого кома в горле, мешающего им говорить.

Лечение селективного мутизма

Когда родители списывают полное молчание ребенка в определенных ситуациях на стеснительность и замкнутость, они упускают возможность вовремя принять меры, чтобы помочь своему ребенку нормально общаться.

Клинический психолог и ABA-терапист Екатерина Олеговна Мацапура рассказывает, как проходит лечение селективного мутизма у детей.

«Если не корректировать расстройство, то селективный мутизм продолжит развиваться и во взрослом возрасте. Очень важно понимать: мутизм — это не временное явление, его нельзя "перерасти"!

Что же делать родителям в случае, если их ребенок вдруг перестал говорить в саду, школе или с некоторыми родственниками? В первую очередь нужно провести мини-диагностику для того, чтобы убедиться, что мы имеем дело именно с мутизмом, а не другим расстройством, схожим с ним. Понаблюдайте за поведением ребенка.

  1. Оцените, какая ситуация вызывает молчание, и является ли такое поведение постоянным для нее. Например, вы точно знаете, что дома ребенок учил этот стих и прекрасно рассказывал его вам, но в школе или саду он просто не может и слова проронить.
  2. Посмотрите, как ведет себя ребенок в комфортной ситуации, когда он один или с близкими людьми. Включается ли в игры, может ли поддержать и инициировать диалог?
  3. Неспособность говорить мешает нормальной адаптации ребенка в обществе?
  4. Неспособность говорить длится как минимум месяц и является постоянной для конкретной ситуации.
  5. Неспособность говорить не является следствием других нарушений психики и поведения — например расстройства аутистического спектра.

Если данные диагностические критерии являются отражением вашей ситуации, пора вмешиваться.

Помочь своему ребенку сможете только вы сами, ваш упорный труд, включение в терапию всецело и полностью. Ни в коем случае нельзя ждать волшебной пилюли. Даже самый квалифицированный специалист не "починит" ребенка без должной поддержки родителей.

В силу невыясненной природы возникновения расстройства к лечению селективного мутизма лучше всего подходить в рамках психотерапевтической модификации поведения. Например, ABA- терапия, когнитивно-поведенческая терапия и непосредственно поведенческая.

Упор в коррекции расстройства ставится именно на изменение поведения родителей и поддерживающей группы людей — педагогов, логопедов, воспитателей, нянь. Ребенок с селективным мутизмом чаще всего боится любого внимания к себе, поскольку это вызывает у него чувство сильной тревоги. Поэтому безболезненнее и эффективнее всего научить родителей новым стратегиям поведения.

Важно, чтобы близкие люди смогли вовремя и деликатно поощрять поведение ребенка и отступать тогда, когда это нужно. Основа поведенческой помощи — постепенное устранение нежелательного поведения с помощью подкрепления и обучения замещающим формам поведения.

При затяжном воздействии селективного мутизма могут возникать другие психические расстройства — тревога, депрессия, фобии. И поэтому следует обратится за медикаментозной помощью к психиатру. Это особенно важно для детей с запущенным видом мутизма, а также для взрослых с данным нарушением. Фармакотерапия помогает облегчить состояние, увеличивая шансы на успешную психотерапию.

Эффективность и результат помощи также будут зависеть от слаженности команды. В адаптации ребенка и научении его "говорить" должны участвовать все окружающие его взрослые.

Как ребенку могут помочь родители

Не давите на ребенка, не заставляйте его говорить через силу!

Лучше поддерживать ребенка и говорить с ним о волнующих его темах, всячески показывая, что вы на его стороне.

Стимулируйте ребенка к общению посредством изменения среды. Чаще бывайте в тех местах, которые вызывают впечатления у ребенка. Сконцентрируйтесь на удовольствии. Пусть рассказывает взахлеб о просмотренном фильме или поездке в аквапарк.

Играйте с ребенком, научитесь получать положительные эмоции и давать их. Хвалите за общение и игру с другими детьми.

Хвалите деликатно! Селективный мутизм не терпит агрессивного поощрения. Лучше изменить привычную словесную похвалу на жетоны или наклейки. Создайте дома такую систему поощрения, которая будет наглядна для ребенка. Ответил сегодня в школе — держи фишку. Собрал 7 фишек за неделю? Держи мороженое! Обязательно спрашивайте у маленького человека, что бы ему хотелось в награду за собственный труд.

Создайте визуальное расписание, чтобы ребенку было понятно, что ждет его в течение дня. Распишите его максимально подробно, особенно уделяя внимание тем ситуациям, в которых ребенку сложно. Старайтесь в описании быть нейтральными, показывая только факты и давая ребенку способы совладания с ситуацией. Например: "если ты захотел выйти из класса, подними руку, дождись вопроса учителя и спроси, можно ли выйти". Эти меры позволят снизить тревогу.

Не удивляйтесь сильно эмоционально, когда ребенок все же заговорит. Пусть это будет нормой. Не делайте акцент на том, что с ним было что-то "не так".

Детям старшего возраста рекомендована индивидуальная поддержка и подход, поскольку мутизм в таком возрасте сильно опосредуется окружающим миром. В данном случаем необходимо обязательно обратиться к психологу».

Панические атаки у детей

Панические атаки у детей - внезапные спровоцированные либо беспричинные приступы страха, сопровождающиеся вегетативными нарушениями. Приступ длится до 20-25 минут, тревога переходит в панику, повышается артериальное давление, учащается дыхание, сердцебиение, возникает тремор конечностей. Часто отмечаются нарушения работы пищеварительного тракта, мочеиспускательной системы. Основная диагностика проводится психиатром, по необходимости дополняется обследованием клинического психолога, невролога. Лечение включает применение медикаментов для купирования атак, психотерапию для предупреждения их последующего развития.

Паника является нормальной реакцией организма при возникновении ситуации, опасной для жизни, здоровья. Страх мобилизует функции организма: происходит выделение адреналина, учащается пульс, ускоряется сердцебиение, активизируется инстинкт самосохранения. Формируется готовность к бегству, атаке. В патологических случаях эта цепочка реакций запускается без внешней опасной ситуации. Термин «панические атаки» как отельная клиническая единица используется с 1980 года, его синонимами являются «паническое расстройство», «пароксизмальная тревога». В неврологии заболевание обозначается как вегетативно-сосудистый криз. Распространенность в популяции составляет 3%. Среди детей заболеванию больше подвержены школьники.

Причины панических атак у детей

Паническое расстройство развивается как результат взаимодействия биологических, психологических, социальных факторов. К биологическим причинам заболевания относятся:

  • Поражения нервной системы. Приступы провоцируются нарушениями вегетативной регуляции, пре- и постнатальными травмами, неврологическими инфекциями.
  • Гормональный дисбаланс. Половое созревание, начало половой жизни, менструаций - периоды повышенного риска развития болезни.
  • Интоксикации. Злоупотребление алкоголем, наркомания, лекарственные отравления увеличивают вероятность заболевания.
  • Наследственная отягощенность. Существует генетическая основа панических атак: заболеваемость родственников первой линии составляет 15-17%.

Психологическими причинами панического расстройства являются определенные характерологические особенности. К развитию болезни предрасполагают следующие черты:

  • Демонстративность. Основу составляет жажда внимания, признания со стороны окружающих, стремление показать себя с лучшей стороны, быть в центре внимания.
  • Ипохондричность. Постоянное внимание к собственному самочувствию, повышенная напряженность, нервозность при ухудшении здоровья провоцируют приступы паники аналогичной направленности.
  • Тревожная мнительность. Дети отличаются повышенной внушаемостью, впечатлительностью. Тревожность становится базой для развития панического расстройства.

К социальным факторам относится неблагополучная семейная обстановка: алкоголизм родителей, конфликты, насилие, эмоциональная холодность (депривация потребности в близких отношениях), трудные материально-бытовые условия. Общая патологическая основа этих ситуаций - страх, неопределенность, необходимость защищать себя.

Патогенез панических атак у детей основан на взаимодействии нейробиологических и социально-психологических факторов. Первая группа представлена специфической активностью лимбической системы. Она провоцируется изменением баланса нейромедиаторов и гормонов: повышенной секрецией катехоламинов, серотонина, ускоренным метаболизмом норадреналина, снижением концентрации ГАМК. Биологический фактор предрасположенности к фобическим, паническим расстройствам активизируется специфическими жизненными обстоятельствами: частыми стрессами, авторитарным воспитанием, эмоционально холодным отношением, повышенными требованиями. В таких ситуациях необходима постоянная бдительность в отношении враждебных воздействий, формируются функциональные комплексы организма, подготавливающие к атаке, бегству. Их основой является чувство страха, паника.

Панические атаки в детском возрасте могут существенно различаться по симптоматике. По развернутости проявлений, ассоциированных с паникой, в педиатрии различают:

  • Большие, развернутые приступы. Присутствует минимум 4 симптома. Частота атак - одна в неделю/месяц.
  • Малые приступы. Наличие менее 4 симптомов. Возникают несколько раз в сутки.

Другая классификация основана на выраженности определенных симптомов приступа. Выделяют вегетативные, гипервентиляционные, фобические, конверсионные, сенестопатические, аффективные (депрессивно-дисфорические) панические атаки.

Симптомы панических атак у детей

Приступы возникают спонтанно, объективно не связаны с ситуациями угрозы для жизни или реальной опасности, может выявляться субъективный страх - боязнь выйти на улицу, заговорить с незнакомцем. Центральное место в клинической картине занимает эпизод интенсивного страха, необъяснимого дискомфорта - пароксизмальная тревога. Он развивается внезапно, разворачивается за 3-10 минут, длится 10-20 минут. Интенсивность симптомов варьируется от внутреннего напряжения до выраженной паники.

Частыми вегетативными признаками являются усиленное, учащенное сердцебиение, потливость, сухость во рту, тремор, дрожь. Могут присутствовать затруднения дыхания, чувство нехватки воздуха, ощущение сдавливания и боль в груди, тошнота, дискомфорт в области живота. У детей младшего возраста отмечается рвота, непроизвольное опорожнение кишечника, мочевого пузыря. Иногда возникает ощущение кома в горле, нарушается координация движений, походка становится шаткой, снижается острота зрения, слуха, развиваются судороги, псевдопарезы конечностей, онемение, покалывание.

Психическое состояние характеризуется легким помутнением сознания: головокружением, неустойчивостью, обморочностью, пространственной дезориентацией. Появляется ощущение, что окружающее нереально. Беспричинный страх трансформируется в страх смерти, потери контроля, сумасшествия. Пациент выглядит испуганным, растерянным. Плач нехарактерен, часто присутствуют всхлипывания, вскрикивания. После приступа ребенок слаб, выглядит уставшим, плачет.

Панические атаки чаще развиваются днем, характерны для периода бодрствования, но возможны и приступы во сне. Появление симптомов исключительно ночью наблюдается крайне редко. У некоторых детей приступ страха возникает перед засыпанием или сразу после него, во время сна, после случайного пробуждения ночью. В подобных случаях к основным симптомам добавляется бессонница.

Без соответствующего лечения панические атаки у детей становятся причиной психических и соматических осложнений. Интенсивная выработка гормонов стресса может провоцировать неврозы, эпилепсию, заболевания сердца, сосудов, невралгии, обмороки, сопровождающиеся риском травм. Длительное течение панического расстройства приводит к депрессии, формированию фобий, социальной дезадаптации: ребенок постоянно подавлен, не интересуется учебой, не имеет увлечений, напряжен из-за возможного развития паники, боится выходить из дома, оставаться один (без помощи).

Часто диагностика панических атак начинается с посещения педиатра, детского невролога, но между приступами никаких отклонений в нервной системе, внутренних органах не обнаруживается. Результаты лабораторных, инструментальных исследований в норме. Специфической диагностикой расстройства занимаются:

Панические атаки у пациентов детского возраста необходимо дифференцировать с заболеваниями сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, эндокринной системы, а также с эффектами от применения стимулирующих препаратов. С этой целью пациент направляется к соответствующим узким специалистам (для исключения соматической патологии).

Лечение панических атак у детей

Лечение панического расстройства имеет две направленности: купирование приступов и предупреждение их дальнейшего развития. Комплекс терапевтических мероприятий включает:

  • Медикаментозное лечение. Препараты подбираются детским психиатром с учетом возраста ребенка, частоты, развернутости атак. Назначается прием трициклических и тетрациклических антидепрессантов, селективных серотонинергических препаратов, ингибиторов МАО, бензодиазепинов. Трициклические антидепрессанты показаны при фобических симптомах, депрессии, тревоге ожидания. Недостаток данных препаратов - продолжительный латентный период. Селективные ингибиторы обратного захвата серотонина наиболее часто применяются для лечения детей из-за низкой вероятности побочных эффектов, безопасного длительного применения, устранения тревоги без седативного компонента. Бензодиазепины назначаются для быстрого терапевтического эффекта, но они менее безопасны, не купируют агорафобию.
  • Психотерапия. Используются когнитивно-поведенческие методы, дыхательная гимнастика, аутотренинг. Ребенок обучается управлению эмоциями, анализу ситуаций, провоцирующих панические атаки. Через техники дыхания контролирует вегетативные изменения организма. Осваивает навыки расслабления, снижения тревожности.

Прогноз панических атак у детей благоприятный при отсутствии коморбидных состояний - тревоги, депрессии, ипохондрии. Чем трагичнее ребенок воспринимает приступы, чем чаще они подкрепляются тревожным вниманием родителей и медицинских работников, тем больше вероятность осложнений - агорафобии, дезадаптации в социуме. Профилактика панического расстройства - создание домашнего комфорта, поддержание близких внутрисемейных отношений. Важна эмоциональная заинтересованность жизнью ребенка, моральная поддержка, безусловное принятие. Предупреждение рецидивов основано на периодическом посещении психотерапевта, приеме лекарств без акцентирования внимания на болезни. Недопустимы высказывания типа: «не будешь принимать таблетки - опять приступы начнутся». При напряженной школьной обстановке стоит обсудить наличие заболевания со школьным психологом, классным руководителем.

Читайте также: