Резонаторная функция и участие глотки в формировании голоса

Обновлено: 16.05.2024

Устройство голосового аппарата

Для правильного подхода к решению певческих и педагогических задач необходимо знать схему устройства голосового аппарата и его взаимосвязи с органами человеческого организма, принимающими непосредственное участие в процессе пения. Такими органами являются легкие, звукопроводящие и резонирующие полости, артикуляционные органы — губы, язык и нервная система, осуществляющая централизованное управление всем голосовым комплексом.

Схематический разрез голосового аппарата показан на рис. 1. Основной частью его является гортань с находящимися внутри нее голосовыми связками. В голосовых связках (многослойные мышечные тела) слои мышечных волокон расположены под разными углами, что обусловливает сложные вибрации связок, то есть многообразие звучания голоса (одновременное изменение силы звука, высоты тона и даже, в некоторой степени, тембра). Механизм возникновения вибрации голосовых связок еще не полностью изучен. Есть основание представлять его как совместное одновременное действие двух факторов — упругих колебаний мышц связок под давлением воздуха (так называемая миоэластическая теория), воздействия на них управляющих периодических биоимпульсов из центральной нервной системы (нейромоторная система Юссона). Более подробно об этом рассказывается в книге В. П. Морозова «Тайны вокальной речи», раздел «Как колеблются наши голосовые связки» (стр. 69-79).

Сверху и снизу к гортани непосредственно примыкают трубообразные полости, составляющие с ней единое целое. Нижняя — подгортанная труба — переходит в трахею и бронхи. Верхняя — надгортанная труба — переходит в полость ротоглотки (зев) и далее в ротовую и носовую полости. Таким образом, гортань вместе с надгортанной трубой, ротоглоткой и полостью рта представляет собой единую звукопроводящую рупорную систему. Форма и размеры полостей, с помощью их подвижных мышечных тканей, постоянно изменяются, приспособляя их резонаторные качества к режиму работы голосовых связок и условиям артикуляции.

Звукообразующий узел — гортань, — состоящий из хрящевого барабана, голосовых связок и мышц, подвешен вместе с корнем языка свободно к нижней челюсти. Основные функции гортани — обеспечение дыхания и звукообразования. Кроме того, гортань является механическим защитным устройством связок. Звукообразование — результат сложного и тонкого взаимодействия всех частей гортани, которое осуществляется через широкую сеть нервных связей с мозгом. Так, именно в гортани происходит регулировка подсвязочного воздушного давления и количества воздуха, проходящего через голосовую щель. Гортань очень подвижна по вертикали — размах ее движения в одну сторону доходит до 2-3 см. Эта подвижность нужна для установки ее в наиболее выгодное биоакустическое положение. При пении размах гортани меньше и само движение более плавное. У квалифицированных певцов гортань сравнительно устойчива относительно среднего положения.


Схема голосового аппарата


Рис. 1. Схема голосового аппарата

1. Гортань
2. Надгортанная полость
3. Подгортанная полость
4. Трахея и бронхи
5. Полость рта
6. Носовая полость
7. Мягкое нёбо
8. Твёрдое нёбо
9. Язык
10. Задняя стенка глотки (зева)
11. Второй (певческий) рот

Часть звуковой энергии выходит из гортани через верхние полости и рот наружу. Некоторая часть ее проходит вниз в трахею и, резонируя там, вызывает ощущение вибрации передней стенки грудной клетки.

«Конструкция» гортани со связанными с ней полостями — неразъемная и не имеет каких-либо частей или органов, могущих изменять направление звука. Певец может изменять только силу звука и, в некоторой степени, тембр, управляя величиной и формой отверстия ротоглотки, полости рта и самого рта. Конечно, поворотом головы или тела певец может ориентировать свой голос в нужном направлении, пользуясь полостью рта как рупором. Полость рта и само отверстие рта, в зависимости от артикуляции, рефлекторно изменяются. Однако именно для певца особенно важна возможность сознательного управления этим комплексом с помощью соответствующих мышц. Специфически важное значение имеет управление ротоглоткой с помощью мышц мягкого нёба, миндалин и корня языка. Это сложное отверстие ротоглотки называют еще и «вторым» или «певческим» ртом, подчеркивая этим факт формирования звука именно в этом месте.

Корнем языка можно перекрыть вход в полость рта, и тогда звук будет проходить только в носовую полость. Но вход в носовую полость полностью не может быть закрыт — всегда остается какое-то отверстие, обеспечивающее дыхание. Певцы постоянно пользуются возможностью регулировать прохождение звука в ротовую и носовую полости для изменения интонации и окраски звука.


Надгортанная часть голосового аппарата как рупорная система


Рис. 2. Надгортанная часть голосового аппарата как рупорная система

Поверхность твердого нёба имеет большое количество нервных окончаний, воспринимающих давление звука и сигнализирующих о нем в мозг, что дает певцу возможность оценивать свой певческий (биоакустический) настрой — свободу прохождения звука через ротоглотку, попадание его в головные резонаторы и пр.

У певцов эти ощущения называются ощущением звука в «маске» или говорят, что «звук в высокой позиции». В действительности — это оптимальное акустическое состояние голосового аппарата.

Мышцы шеи, за исключением тех, с помощью которых гортань подвешена к нижней челюсти, никак не связаны с гортанью и не участвуют в звукообразовании. Поэтому при пении они должны быть мягкими, ненапряженными. Напряжение мышц шеи указывает на неправильную организацию голосового аппарата, на какую-то форсировку.

Из схемы голосового аппарата видно, что поднятая вверх голова певца «тянет» за собой наверх гортань, а чрезмерно опущенная голова прижимает ее книзу.

В обоих крайних положениях гортань и отверстие глотки (зева) теряют свободу и не могут принимать наилучшее положение, соответствующее режиму работы голосовых связок. Поэтому певец должен следить за положением головы, держа ее в наиболее удобном и выгодном для себя среднем положении.

Качество звучания голоса певца зависит от многих анатомо-физиологических факторов, в том числе от формы и размеров надгортанных полостей и, в частности, нёбного свода. Форма нёбного свода, который является составной частью верхней (надгортанной) системы резонаторов, существенно влияет на качество звучания голоса. Ряд советских ученых (Малютин Е. Н., Дмитриев Л. Б. и другие) проводили эксперименты: изменяя у певцов с помощью протезообразных пластинок форму свода твердого нёба, они установили, что строение твердого нёба и наклон передних зубов верхней челюсти сильно влияют на качество звучания голоса и утомляемость певца. Нёбный свод, состоящий из твердого нёба, переходящего в мягкое, является поверхностью, отражающей звуковой поток по направлению к выходному отверстию — рту, и акустические качества этого отражателя должны соответствовать режиму работы голосовых связок. Установлено, что певцы с хорошо звучащими голосами имеют высокое твердое нёбо с крутым передним сходом к зубам. Одновременно имеет большое значение соотношение длины мягкого и твердого нёба. Более выгодным для звучания оказывается тот случай, когда длина твердого нёба значительно больше длины мягкого, то есть отражающая поверхность твердого нёба значительно больше поглощающей поверхности мягкого нёба (тогда почти вся звуковая энергия, пропущенная «вторым» ртом, выходит наружу). Могут быть случаи, когда невыгодное строение верхнего отражающего свода или отсутствие зубов может оказаться препятствием на пути профессионального использования голоса. В некоторых случаях может помочь специальное протезирование, необходимость и целесообразность которого решается врачом-фониатром. Известны случаи, когда протезирование недостающих передних зубов приводило к восстановлению хорошего звучания.

На рис. 3 показан разрез полости рта с хорошим и плохим соотношением длины мягкого и твердого нёба, разными их формами. (Желающим познакомиться с этим вопросом подробнее рекомендуем статью С. Л. Ямштекина «Влияние небного свода на профессиональное певческое голосообразование», помещенную в сборнике «Вопросы вокальной педагогики» выпуск 5. М., 1976)

Резонаторная функция и участие глотки в формировании голоса

Специалист приемной комиссии свяжется с Вами
в ближайшее время в рабочие часы с Пн-Вс с 9:00-21:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Алёна
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Речевой аппарат является совокупностью согласованно действующих органов, помогающих образовывать голос, регулировать его и формировать в осмысленные выражения.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Возникновение речи у человека, формирование звуков возможно благодаря речевому аппарату. Речевой аппарат является совокупностью согласованно действующих органов, помогающих образовывать голос, регулировать его и формировать в осмысленные выражения. Таким образом речевой аппарат человека подразумевает под собой все элементы, прямо включенные в работу создания звуков - артикуляционный аппарат, в том числе ЦНС, органы дыхания - легкие и бронхи, горло и гортань, полости рта и носовые полости.

Строение речевого аппарата

Строение речевого аппарата

Строение речевого аппарата человека, то есть его структура, разделена на два отделения — центральный и периферический отдел. Центральным звеном выступает человеческий мозг с его синапсами и нервами. К центральному речевому аппарату также относятся высшие отделы центральной нервной системы. Периферическим отделом, он же исполнительный является целая общность элементов организма, обеспечивающих формирование голоса и речи. Далее согласно структуры периферический отдел речевого аппарата разделяется на три подотдела:

Артикуляционный аппарат

  1. Отдел, регулирующий дыхательные процессы. Дыхание — важная функция организма. Оно реализовывается специальными нервными центрами и происходит автоматически. Звуки из организма всегда идут на выдохе, и образовываемая в этот момент волна воздуха помогает выполнять сразу две задачи - артикуляционную функцию и образование голоса. К этому отделу относятся легкие и бронхи, мышцы, расположенные меж ребер, диафрагма.
  2. Голосовой отдел. Голос обладает тремя характеристиками. Это его мощность, тембр и высота. Работа голосовых связок вызывает колебания воздуха, передаваемые во внешний мир, воспринимаемые как голос.
  3. Артикуляционный аппарат — это отдел непосредственного формирования звуков в речь. Состоит из активных органов и пассивных. Активные органы артикуляции — подвижные, помогающие формировать звуки. Основными органами артикуляции являются губы и язык, небо и челюсть. Их перемены в положении ведут к созданию сужений в разных местах артикуляционного отдела. От этого положения зависит характерность производимого звука. Нижняя челюсть помогает созданию ударных гласных. Язык — главная мышца артикуляционного аппарата. От его способностей к гибкости и трансформированию зависит четкость произносимых звуков. Губы также являются подвижной частью и способствуют формированию гласных звуков и речи, они являются важным органом при артикуляции слов, которому помогает конкретное расположение языка.
  4. Пассивные органы, входящие в артикуляционный аппарат — это органы неподвижные. Их главная задача быть фундаментом, основанием для активных органов. К пассивным органам относятся зубы и вся полость рта, твердое небо. А также глотка и гортань. Хоть они и неподвижны, но все же влияют, пусть и незначительно, на речевой потенциал и характер речи человека.

Формирование голоса

В каждом языке на нашей планете существует конкретное число звуков, создающих акустический образ языка. Звучание находит смысл только в схеме предложений, помогает различать одни буквы от других. Такое звучание называется фонемой языка. Все звуки языка отличаются по артикуляционным признакам, то есть их различие происходит от образования звуков в речевом аппарате человека. И по акустическим признакам — по различиям в звуке.

Голос можно считать результатом тяжелого труда мускулов разных составляющих периферического речевого аппарата. В формирование звука вносят свою лепту три его отдела:

  • дыхательный, иначе энергетический - включает в себя легкие, бронхи, трахею и горло;
  • голосообразовательный отдел, иначе генераторный - гортань вместе со звуковыми связками и мышцами;
  • звукообразовательный, иначе резонаторный - полость ротоглотки и носа.

Работа данных отделов речевого аппарата в полном симбиозе может происходить только через центральное управление речевыми и голосообразовательными процессами. Это говорит о том, что дыхательный процесс, артикуляционный механизм и формирование звука, полностью контролируются нервной системой человека. Ее воздействие распространяется и на периферийные процессы:

  • функционирование дыхательных органов регулирует мощность звучания голоса;
  • функционирование ротовой полости отвечает за формирование гласных и согласных звуков и за различие артикуляционного процесса при их формировании;
  • носовая часть обеспечивает регулировку обертонов звука.

В образовании голоса занимает ключевое место центральный речевой аппарат. Челюсть и губы человека, небо и надгортанная доля, глотка и легкие - все вовлечены в процесс. Воздушный поток, выходящий из организма, идущий далее сквозь гортань и проходящий через рот и нос, является источником звука. На своем пути воздух проходит через голосовые связки. Если они расслаблены, то звук не образовывается и проходит свободно. Если они приближены и напряжены — воздух, при прохождении создает вибрацию. Итогом этого процесса и является звук. А далее при работе подвижных органов ротовой полости происходит непосредственное формирование букв и слов.

Структурные компоненты речи

Мозговые центры речи

За речевую функцию отвечают:

  1. Центр сенсорной речи — восприятие звуков речи, базирующееся на звукоразличительной системе языка, за данный процесс отвечает зона Вернике в левом полушарии мозга.
  2. Центр моторной речи — за него отвечает зона Брока, благодаря ей возможно воспроизведение звуков, слов и фраз.

В связи с этим, в клинической психологии существует понятие импрессивной речи, иначе говоря, понимание и представление устной и письменной речи. Также существует понятие экспрессивной речи — та, которая произносится вслух с сопровождением определенного темпа, ритма, эмоций.

В процессе формирования речи каждый человек должен иметь четкое представление о следующих подсистемах родного языка:

  • фонетика (какие могут быть слоги, звукосочетания, правильное их строение и сочетание);
  • синтаксис (понимание того как именно происходит взаимосвязи и комбинаций между словами);
  • лексика (знание словарного состава языка)
  • семантика (способность понимать смыл слов задолго до получения навыков произношения);
  • прагматика (отношения между знаковыми системами и теми, кто их использует).

Под фонологической составляющей языка подразумевается знание смыслоразличительных единиц языка(фонем). Физически звуки речи можно разделить на шумы (согласные) и тоны (гласные). В основе любого языка лежит определенный различительный признак, если изменить один из них, то смысл слова кардинально изменится. К основным смыслоразличительным признакам следует отнести глухость и звонкость, мягкость и твердость, а также ударность и безударность. Именно эти признаки выступают основой фонем системы языка. Каждый язык предполагает разное количество смыслоразличительных единиц, как правило, от 11 до 141.

Русский язык предполагает использование 42 фонем, в частности, 6 гласных и 36 согласных.

Научно доказано, что любой здоровый грудной ребенок в первый год жизни имеет способность к воспроизведению 75 различных кратчайших звуковых единиц, иными словами может усвоить любой язык. Но, чаще всего, дети, на начальных этапах своего развития находятся только в одной языковой среде, поэтому со временем они утрачивают способность воспроизводить звуки, не принадлежащие к родному русскому языку.

Диагностика проблем с речевым аппаратом

Усвоение норм родного языка происходит путем копирования того, что человек слышит. И все родители по-разному относятся к проблемам развития речи у своих детей. Одни — начинают бить тревогу, когда ребенок в возрасте двух лет не использует для общения развернутые фразы, другие - более беспечны, и могут упорно не замечать, что у ребенка нарушено функционирование речевого аппарата.

Наличие проблем во многом зависит от того насколько правильно сформирован речевой аппарат человека. Важно чтобы каждый отдел, принимающий участие в формировании голоса, полноценно и точно функционировал.

Основаниями нарушений могут являться множество факторов, так как строение речевого аппарата человека очень структурно сложная схема. Но основных причин всего три:

  • неверное использование органов речи;
  • структурные нарушения речевых органов или тканей;
  • проблемы с отделами нервной системы, обеспечивающими процесс воспроизведения звуков и голоса.

Под задержкой речевого развития (ЗРР) подразумевается количественное недоразвитие словарного запаса, несформированность экспрессивной речи либо отсутствие фразовой речи к 2 годам и связной речи к 3 годам у детей. При дефиците голосовых функций общение ограничивается, объем получаемой из внешнего мира информации речевого характера уменьшается, что далее может привести к серьезным проблемам с чтением и письмом.

Такие дети нуждаются в консультации детского невропатолога, детского отоларинголога, логопеда, а также психолога для подбора объема коррекционной помощи.

Знание строения речевого аппарата и его функций поможет вам вовремя обратить внимание на отклонения от нормы и увеличивает шанс на быстрое и полное исправление патологии.

Резонаторы голосового аппарата вокалиста / исследование резонаторной системы вокального аппарата в пении

В статье исследуется резонаторная система вокального аппарата в пении, приводится комплекс упражнений, призванных помочь вокалисту научиться управлять своей резонаторной системой, избавиться от мышечных зажимов, отрегулировать озвучивание голоса верхними и нижними резонаторами, овладеть вокальной техникой.

Ключевые слова: Вокальное искусство, резонанс, резонаторы, вокальная педагогика, пение, голос, голосовой аппарат, вокальная техника.

У хо человека способно слышать звуки в диапазоне интенсивности от слабого жужжания комара до раскатов грохота вулкана. При анализе ухо оценивает звуки, в первую очередь, по уровню громкости, которая зависит от интенсивности звуковых волн. Диапазон звуковых частот, воспринимаемый нашим слухом, лежит в пределах от 20 Гц до 20 кГц. Волны с меньшей частотой называются инфразвуком, а с большей частотой - ультразвуком. Детальным изучением звуковых явлений занимается раздел физики, называемый акустикой. Резонанс - также физическое явление, имеющее прямое отношение к вокалу.

Основой вокального исполнительства является дыхание, а голос есть не что иное, как колебание молекул воздуха. Таким образом, весь процесс пения - это звуковые колебания, которые происходят в процессе выхода потока воздуха из нашего организма наружу. В процессе этого выхода во внешнее пространство струя воздуха заполняет определенные полости, которые образуют систему вокальных резонаторов.

Резонанс - это физическое явление, при котором резко растет амплитуда вынужденных колебаний, возникающих при приближении частот внешнего воздействия к резонансным частотам данной колебательной системы. Вокальные резонаторы - это полости организма, которые в результате явления резонанса увеличивают силу первоначального звука голоса и окрашивают его за счет сбора рассеянной энергии и умножения продолжительности колебаний. В вокальной практике используются термины «грудной» и «головной» резонаторы - это естественные приспособления, позволяющие певцу использовать акустическое пространство, не прибегая к усиливающим голос и придающим ему новые качества приборам.

ГОЛОВНОЙ РЕЗОНАТОР

К верхним (головным) резонаторам можно отнести полости рта, носа, гайморовых, лобных пазух и кости черепа. Все эти полости, за исключением носоглотки, заключены в костные и хрящевые стенки и не могут менять ни своего объема, ни резонаторных свойств. Кроме носоглотки, которая из-за подвижности мягкого неба может изменять свой объем.

Попадание в головные резонаторы ощущается как вибрация в области лобных пазух и темени (при пении высоких нот) и в области зубов и гайморовых пазух (при переходе в грудной регистр).

Головной резонатор придает звуку определенную окраску, влияя на формирование тембра, полетность голоса и облегчает звукообразование.

ГРУДНОЙ РЕЗОНАТОР

К нижним (грудным) резонаторам относятся: трахея, бронхи и легкие. Грудное резонирование ощущается как вибрация в области грудной клетки (на протяжении полутора октав мужского голоса, а также в нижнем и центральном участках женского). Грудные резонаторы являются самой большой колебательной системой при пении. Они усиливают низкие частоты, придавая голосу объем, бархатистость и теплоту звучания.

Правильное грудное резонирование возможно при исключительной свободе и постоянном объеме грудной клетки, поскольку чрезмерное напряжение мышц груди и живота, а также сброс объема грудной клетки при дыхании препятствуют правильному распределению воздуха.

Необходимо стремиться к одновременному звучанию головного и грудного резонаторов. Это способствует созданию смешанного звучания и дает возможность избежать регистровых переходов.

ФУНКЦИИ РЕЗОНАТОРОВ

В отечественных трудах по методике вокального искусства резонаторам певческого аппарата традиционно отводятся следующие функции:

1. Фонетическая - формирование гласных и согласных.

2. Генераторная - излучение певческого звука.

3. Энергетическая - усиление певческого звука.

4. Эстетическая - обеспечение вибрато, звонкости, мягкости и полетности голоса.

5. Защитная - освобождение от перенапряжения гортани при достижении необходимой громкости звука.

6. Индикаторная - певческая настройка верности звукоизвлечения по вибрационным показателям.

7. Активизирующая - повышение тонуса голосового аппарата за счет вибрации резонаторов.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧАСТЕЙ РЕЗОНАТОРНОЙ СИСТЕМЫ

Голосовой аппарат певца работает как единое целое по принципу духового музыкального инструмента. Фактором, обеспечивающим тесное функциональное взаимодействие его основных частей (дыхательного аппарата, гортани и резонаторов), является акустическая волна.

Особенностью целостности этих системных связей является двусторонняя направленность сил взаимодействия: прямые (активные) и обратные (реактивные) силы. В результате чего воздействие на какую-либо одну часть немедленно отражается на работе двух других. Гортань воздействует на резонаторы, посылая в них звуковые волны, а резонаторы, усиливая те или иные группы обертонов, посылают эти усиленные звуковые волны обратно в гортань, тем самым изменяя характер колебаний голосовых связок и облегчая их работу по закону противодействия. Резонаторы обеспечивают положительное воздействие на гортань и повышают работу голосового аппарата в целом. Однако, резонаторы могут также поставить гортань в тяжелые условия путем неоптимальной настройки верхних и нижних полостей, в результате чего звук может стать не близким и полетным, а наоборот - глухим, плоским, белым, затылочным, носовым, опрокинутым и вульгарным.

Работая с оптимальной настройкой резонаторов, важно помнить, что голосовой аппарат певца - живой музыкальный инструмент. Он устроен гораздо более сложно, чем труба или орган, поскольку помимо акустических и пневматических сил взаимодействия в нем существуют чрезвычайно разнообразные силы нервно-рефлекторных связей между дыханием, гортанью и резонаторами.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЗОНАТОРНЫХ ОЩУЩЕНИЙ

Верное использование резонаторов при пении положительно влияет на тембр голоса, его полетность, высокое позиционное формирование и округление звука. Приступать к работе над верным функционированием резонаторных полостей необходимо с нахождения правильных ощущений при работе вокальных резонаторов.

Для того, чтобы вызвать понимание действия резонаторов существует ряд приемов:

НАЧАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

1 . Пение с закрытым ртом согласных «м», «н».

(При этом звук идет через носовые ходы, приводя к вибрированию полостей верхнего резонатора).

2 . Пение упражнений на гласный «и».

(Благодаря высокочастотным колебаниям этот звук уже сам по себе является высоким и дает хорошее ощущение резонирования).

3 . Пение на плотном смыкании связок.

(Приводит к яркости, металличности звука, вызывая ответ в резонаторах).

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ВЕРХНИХ РЕЗОНАТОРОВ

1 . Вдох через нос. На выдохе при закрытом рте максимально мощно и коротко произнести звук «м-м-м».

(Рука, лежащая на темени, ощутит характерную вибрацию).

2 . Вдох через нос. На выдохе, заметно удлиняя последний звук, пропеть слова «бом», «дом».

3 . Вдох через рот. На выдохе пропеть слоги «ми-миии», «до-дооо», «му-мууу».

(Стараться удержать гласный в том же месте, где ощущается резонирование начального согласного звука).

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ НИЖНИХ РЕЗОНАТОРОВ

1 . Вдох через нос. Задержав гортань в нижнем положении, протяжно произнести звуки: «о», «у».

(Рука, лежащая на груди, ощутит характерную вибрацию).

2 . Вдох через нос. На выдохе пропеть слоги: «м - ууу», «м - ооо», «м - иии».

(Постарайтесь запомнить чувство вибрации грудной клетки, ощущаемое рукой).

3 . Вдох через рот. На выдохе пропеть: «молоко», «укушу», «туруру».

(Сохраняйте вибрацию грудной клетки на всем протяжении пения).

На развитие резонаторных ощущений следует обращать пристальное внимание уже в самом начале обучения пению для формирования понимания характера звучания, к которому следует стремиться, и для запоминания ощущений, которые должны сопровождать качественный певческий голос. Постепенно эти ощущения становятся привычными и воспринимаются как неотъемлемая часть хорошего звучания.

Важно одновременно развивать оба вида резонирования. Если не учитывать все компоненты певческого голосообразования, а зациклиться только на головном или грудном резонировании, результатом может стать деградация голоса, так как чрезмерное головное резонирование может привести к зажатию голоса, а при форсировании грудного резонирования голос утяжеляется и становится затруднительным его ход наверх.

По правильным резонаторным ощущениям певец может ориентироваться в качестве фонации и облегчить работу голосового аппарата. При одновременной работе обоих резонаторов связки функционируют по смешанному типу колебаний, что позволяет озвучивать весь диапазон ровным звуком, не ощущая регистровых скачков.

Работая над головным и грудным резонированием нужно помнить, что резонаторные свойства у разных певцов неодинаковы и зависят от индивидуальных особенностей, а также формы резонаторных полостей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1 . Аспелунд Д.Л. Развитие певца и его голоса. -М.: Музгиз, 1952.

2 . Вайнштейн Л.И. Камилло Эверарди и его взгляды на вокальное искусство: Воспоминания ученика. -Киев: 1924.

3 . Гарбузова Н.А. Музыкальная акустика. -М.: Музгиз, 1954.

4 . Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. -М.: Музыка, 1968.

5 . Лаури-Вольпи Дж. Вокальные параллели. -Л.: Музыка, 1972.

6 . Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению. -М.: Просвещение, 1987

7 . Морозов В.П. Биофизические основы вокальной речи. -Л.: Наука, 1977.

8 . Морозов В.П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники -М.: МГК, ИП РАН, 2008.

9 . Морозов В.П. Тайны вокальной речи. -Л.: Наука, 1967.

10 . Озеров Н.Н. Оперы и певцы. -М.: Музыка, 1964.

11 . Панофка Г. Искусство пения. -М.: Музыка, 1968.

12 . Пряников Г. Советы обучающимся пению. -М.: Музыка, 1958.

13 . Работнов Л.Д. Основы физиологии и патологии голоса певцов. -М.: Музгиз, 1932.

14 . Ржевкин С.Н. Слух и речь в свете современных физических исследований. -М.; Л.: Госиздат, 1936.

15 . Рудаков Е.А. О природе верхней певческой форманты и механизме ее образования. -М.: Музгиз, 1963.

16 . Сорокин В.Н. Теория речеобразования. -М.: Радио и связь, 1985.

17 . Фант К.Г. Акустическая теория образования речи. -М.: Наука, 1964.

18 . Юдин С.П. Формирование голоса певца. -М.: Музыка, 1962.

19 . Ярославцева Л.К. Опера. Певцы. Вокальные школы Италии, Франции, Германии 17-20 веков. -М.: Золотое руно, 2004.

Головной и грудной резонаторы голосового аппарата

Голос считается хорошо поставленным в пении, когда он на всем протяжении диапазона «окрашивается грудным и головным резонированием». От ощущений резонирования звука в голове и груди получили своё название регистры голоса - головной и грудной. Действительно, при пении возникают достаточно ярко- ощутимые вибрации как в области лицевой части головы- головное резонирование, иногда называемое «маской», так и в области грудной клетки. Голос при хорошем головном резонировании ярок, звонок, металличен. При грудном- насыщен, мясист Отзвучивание голоса «в маске»- один из показателей правильной организации певческого звука. Однако нельзя не отметить, что при отличном звучании певческого голоса эти ощущения, так сильно выраженные у большинства певцов, у других выражены очень неярко, а у некоторых, правда редких, головное резонирование отсутствует вовсе. Таким образом, хотя ощущение головного резонирования и является характерным для хорошего звучания певческого голоса, но не является во всех случаях обязательным. Место, где ощущается головное резонирование, у певцов неодинаковое. Некоторые ощущают головное резонирование в области той части лицевого скелета, которая прикрывается маскарадной маской(отсюда и произошел термин- маска певцов, петь в «маску»); другие- у передних зубов верхней челюсти; третьи- в области лобных пазух, а четвертые- в области темени или твёрдого нёба.

Место наибольшей вибрации обычно не остаётся постоянным на протяжении всей шкалы диапазона голоса. Чаще всего на более низких нотах- оно ощущается впереди- в области передних зубов или передней части нёбного свода. По мере повышения звука ощущения чаще всего перемещаются; больше кзади и на верхних нотах звука ощущаются где-то в темени. Варьируют эти ощущения и в зависимости от техники производства звука: при одной технике- одни ощущения при другой- другие. Грудное резонирование носит разлитой характер и может быть выражено в весьма различной степени в зависимости от регистра, характера голоса, участка диапазона. Под головным резонатором певцов иногда понимают все полости, находящиеся выше гортани, т.е включают в это понятие не только нос, носоглотку и придаточные полости носа, но и ротоглоточный канал. Мы считаем такое включение неоправданным, так как резонаторная функция рта и глотки не является причиной возникновения вибраций в области «маски» и служит лишь для образования формант гласных. Под головными резонаторами мы предлагаем понимать только полости, расположенные выше нёбного свода, в лицевой части головы, в области «маски».

Под головным резонатором певцов иногда понимают все полости, находящиеся выше гортани, т.е включают в это понятие не только нос, носоглотку и придаточные полости носа, но и ротоглоточный канал. Мы считаем такое включение неоправданным, так как резонаторная функция рта и глотки не является причиной возникновения вибраций в области «маски» и служит лишь для образования формант гласных. Под головными резонаторами мы предлагаем понимать только полости, расположенные выше нёбного свода, в лицевой части головы, в области «маски».

Нос и его придаточные полости(пазухи), расположенные в области лица, действительно прикрываемой маскарадной маской, представляют собою наполненные воздухом пространства весьма небольшого объема. Так, например, самая большая придаточная полость носа- верхнечелюстная или гайморова, имеет размеры порядка 3 см в диаметре. Следовательно, резонировать эти полости могут на высокие обертоны звука голоса. Трубочка длинною 3 см, открытая с одного конца, резонирует примерно на частоту 3000гц, т.е на область высокой певческой форманты. Таким образом, явления резонанса в лицевой части скелета во время качественного пения возникнуть могут, и сильно выражены они будут в том случае, когда тембр певческого звука, проходящего по надставной трубке, по полостям ротоглоточного канала, будет содержать в своем составе много высококачественных обертонов. На эти обертоны и могут «ответить» придаточные полости носа. Звук певческого голоса, проходя по ротоглоточному каналу, сильно убывает в своей силе, так как большая часть его энергии передается стенками полостей, где постепенно гасится. По твердым тканям лицевого скелета она, конечно, достигает и придаточных полостей носа. Сотрясая их, она вызывает «раскачивание в такт» находящегося там воздуха, т.е явления резонанса.

Можно считать фактом, что явления резонанса придаточных полостей носа и носовых полостей во время профессиональной певческой фонации действительно существует и тогда, когда они появляются, голос имеет яркий, металлический, полетный характер. Некоторые думают, что вибрации лицевой части головы, возникшие в результате резонанса полостей, входящих в верхний резонатор, могут непосредственно передаваться воздуху и таким образом доходить до уха слушателя. В этом случае лицевая часть головы играла бы роль деки, передатчика колебаний наружному пространству. Как уже говорилось, энергия, излучаемая лицевой частью головы, так же как и грудной клеткой, настолько мала, что практически ничего не прибавляет к звучанию голоса, т.е не доходит до слушателя.

Единственным источником излучения голоса певца является его рот. Только та энергия, которая излучается из ротового отверстия, доходит до уха слушателя. Головной резонатор, отделенный от хода звуковых волн, бегущих по ротоглотному каналу нёбным сводом ничего не может прибавить к их энергии. Следовательно, насколько бы сильные явления резонанса не развивались в полостях, «входящих в понятие головного резонатора, они не имеют никакой возможности достигнуть уха слушателя.

Возникает странное противоречие. С одной стороны, тогда, когда у певца хорошо отзвучивает верхний резонатор, «маска», голос приобретает важнейшие качества: металличность, полетность, яркость и звонкость звучания- и самому певцу субъективно становится петь легче. С другой стороны- мы совершенно определенно можем утверждать, что верхний резонатор ничего к звуку прибавить не может, ибо он никак не сообщается с наружным пространством. Головной резонатор- важнейший индикатор правильного певческого звучания голоса. На развитие резонаторных ощущений у учащихся пению следует обратить самое пристальное внимание. Не все ученики понимают эти ощущения в начале занятий, и для того чтобы они знали к чему стремится, многие педагоги употребляют приемы, наводящие на эти ощущения.

Грудной резонатор

В отношении грудного резонатора можно сказать, что грудное резонирование, т.е. ощущение ясно выраженных вибраций в области грудной клетки, сопровождает все звукообразование на протяжение полутора октав диапазона мужского голоса и в нижнем и центральном участках женского. Резонатором в акустическом понимании этого слова здесь могут быть трахея и крупные бронхи. Это единственные воздушные полости- трубки, которые имеются в грудной клетке. Как известно, сама легочная ткань, составляющая основную массу легких, представляет собой эластичную губчатую такнь и поэтому является прекрасным поглотителем звука.

Не следует думать, что может резонировать вся грудная полость, т.е. пространство, заключенное в грудную клетку. Она вся заполнена легкими и потому лишь поглощает звук, распространяющийся от голосовых связок по воздухоностным путям. Действительный резонанс здесь может развиваться только в трахеальной трубке и крупных бронхах, и эта система трубок, имея относительно большую длину, резонирует на низкие тона. Так, например, трахея, имея длину около 15 см, должна резонировать на частоту примерно 500 гц. Именно эта частота придает голосу округлость, мясистость, грудной колорит.

Однако это место образования низкой певческой форманты указывается лишь предположительно. Другие авторы приписывают ее возникновение резонансу нижней части глотки.

Резонаторные ощущения в грудной клетке явственно ощущаются певцом, если он положит руку к любой ее части. Однако эти вибрации грудной клетки так же бесполезны для слушателя( как и в случае с головным резонатором). Звук не распространяется от грудных стенок и стенки не могут играть роль дек музыкальных инструментов. Поэтому для слушателя безразлично, поет ли певец, одетый в боярскую шубу, плотно закрывающую звукопоглатительным материалом его торс, или же он поет с обнаженной грудной клеткой. Звучание голоса ни в коей мере не зависит от степени закрытия костюмом грудной клетки. То, что достигает уха слушателя, выходит только из ротового отверстия певца.

Если думать, что грудное резонирование способно что- либо изменить в характере певческого звука, то надо предположить, что этот резонанс включается в общее звучание голоса, идя по ходу воздушных путей. Резонируя на частоты порядка 500 гц этот тон трахеи, в основном трясясь на сотрясение ее стенок и лишь немного проникая через голосовую щель, частично перемешивается к общему звуку, рождающемуся в голосовом затворе и, выходя изо рта, доходит до слушателя.

Надо отметить, что трахея и крупные бронхи не относятся к резонаторам, имеющим совершенно неизменный объем. Трахея и бронхи при глубоком вдохе несколько растягиваются в длину, а за счет сокращения гладкой мускулатуры могут в небольших пределах менять и величину своего просвета. Таким образом, грудной резонатор в этом отношении не похож на головной, где стенки полостей совершенно стабильны, здесь имеется определенная возможность приспособления.

Грудное резонирование тогда получается сильным, когда голосовые связки работают по грудному типу своих вибраций. При фальцетной их работе грудной резонатор не отвечает. Это связано с тем, что по своим размерам трахея способна ответить на сравнительно низкие частоты и резонанс поэтому в грудном резонаторе проявляется лишь тогда, когда в связочном тоне имеются достаточно хорошо выраженные низкие частоты. Скорее всего явления дрожания, развивающееся в трахеобронхиальной системе, следует рассматривать не как истинный резонанс, а как вынужденные колебания, источником которых являются работающие голосовые связки.

Те вибрации, которые ощущает в грудной клетке певец во время пения, являются звуковыми колебаниями, распространяющимися через трахею и толщину легочной ткани. Они доходят сильно ослабленными звукопоглощающими свойствами легкого, но все же достаточно хорошо ощутимыми.

Для певца грудное и головное резонирование являются индикаторами правильности певческого звука, поэтому на ощущениях резонанса следует останавливать внимание ученика. Чем тоньше ученик будет дифференцировать свои резонаторные ощущения, тем точнее он сможет управлять работой голосового аппарата. Следует только помнить, что грудное и головное резонирование являются следствием правильного организованного певческого звука, а не его причиной.

Резонаторная функция.

1. Глотка представляет собой полый орган, соединяющий верхние отелы пищеварительного тракта и дыхательные пути. Начинаясь от основания черепа, на уровне нижнего края перстневидного хряща глотка переходит в пищевод, достигая 12-14 см в длину. Ширина глотки составляет в среднем от 3,5 см на уровне ее верхних отделов до 1,5 см в области ее перехода в пищевод (это место является наиболее узкой частью всего пищеварительного тракта, исключая аппендикс).

2. В глотке можно выделить верхнюю стенку — свод глотки, fornix pharyngis, переднюю, заднюю и две боковые стенки. Опишите стенки глотки.

    1. верхняя стенка глотки — свод (fornix pharyngis) — при крепляется к наружной поверхности основания черепа в области базилярной части затылочной кости и тела клиновидной кости;
    2. задняя стенка глотки прилегает к предпозвоночной пластинке (lam. prevertebralis) шейной фасции и соответствует телам пяти верхних шейных позвонков;
    3. боковые стенки глотки соприкасаются с внутренней и наружной сонными артериями, внутренней яремной веной, блуждающим, подъязычным, языкоглоточным нервами, симпатическим стволом, большими рогами подъязычной кости и пластинками щитовидного хряща;
    4. передняя стенка глотки в области носоглотки посредством хоан сообщается с полостью носа, в среднем отделе сообщается с полостью рта.

    3. Какие отделы выделяют в полости глотки?

      1. В полости глотки различают три отдела:
        1. верхний — носовая часть, или носоглотка (pars nasalis, epipharynx);
        2. средний — ротовая часть, или ротоглотка (pars oralis, mesopharynx);
        3. нижний — гортанная часть, или гортаноглотка (pars laryngea, hypopharynx).

        4. Расскажите строение носоглотки.

        Носоглотка- верхняя часть глотки, передней границей которой являются хоаны и край сошника. Позади носоглотки расположены 1 и 2 шейные позвонки. Нижней границей носоглотки является мысленное продолжение плоскости твердого неба кзади. Слизистая оболочка этого отдела глотки, как и слизистая полости носа, покрыта многослойным плоским мерцательным эпителием и содержит большое количество слизистых желез.

        На боковых стенках носоглотки расположены устья слуховых труб, вокруг них находится скопление лимфоидной ткани - парные трубные миндалины. В своде носоглотки расположена третья непарная глоточная миндалина - аденоиды, состоящая из 5-9 валикообразных скоплений лимфоидной ткани длиной до 25 мм.

        5. Расскажите строение ротоглотки.

        Ротоглотка- средняя часть глотки, расположенная на уровне 3-4 шейных позвонков, ограничена только задней и боковыми стенками. В этом отделе глотки происходит перекрест дыхательного и пищеварительного путей.

        Спереди ротоглотка сообщается с полостью рта через отверстие, называемое зевом. Границами зева являются сверху мягкое небо, язычок, по бокам - передние и задние дужки, между которыми расположены парные небные миндалины. Нижней границей ротоглотки является корень языка.

        Строение небных миндалин имеет важное клиническое значение. Наружная или фиброзная поверхность миндалины связана с подлежащей клетчаткой и покрыта слоем соединительной ткани, носящей название капсулы миндалины. От нее отходят фиброзные тяжи, образующие тонковолокнистые сплетения, в которых размещаются шаровидные скопления лимфоцитов - фолликулы. Лимфоциты этих фолликулов формируются еще в процессе эмбрионального развития и играют важную роль в процессах формирования местного и общего иммунитета.

        На свободной поверхности миндалин находятся щели, или лакуны, которые уходят в глубину ткани и там разветвляются. Количество лакун бывает от 8 до 30. Слизистая оболочка небных миндалин имеет участки, через которые лимфоциты выходят на поверхность лакун. Попадающие в лакуны остатки пищи, слущенный эпителий, микробы и лимфоциты образуют пробки, способствующие развитию воспалительного процесса в миндалине. Во время акта глотания происходит самоочищение миндалины, но, в связи с индивидуальными анатомическими особенностями, оно может быть нарушено.

        На задней стенке глотки располагаются мелкие скопления лимфаденоидной ткани, получившие название гранул или фолликулов, и значительные скопления на боковых стенках глотки - боковые валики.

        6. Расскажите строение гортаноглотки.

        Нижняя часть глотки - гортаноглотка- расположена на уровне 5-6 шейных позвонков. Она суживается в виде конуса и спереди расположена над входом в гортань. Между выступающими хрящами гортани и боковыми стенками глотки имеются углубления - грушевидные синусы, которые переходят в начальную часть пищевода. На передней стенке в области корня языка располагается непарная язычная миндалина.

        7. Перечислите и опишите функции глотки.

        Дыхательная функция.

        Пищепроводная функция.

        В результате глотания - сложного рефлекторного акта - пища попадает из полости рта в пищевод. В акте глотания участвуют мышцы глотки, мягкого неба и гортани, движение которых происходит согласованно и в определенной последовательности. Глотание состоит из трех фаз: 1) ротовая (произвольная), 2) глоточная (непроизвольная быстрая), 3) пищеводная (непроизвольная медленная). При глотании мягкое небо прижимается к задней стенке глотки, разобщая носо- и ротоглотку, а надгортанник закрывает вход в гортань. Таким образом, будучи местом перекреста дыхательного и пищепроводного пути, глотка обеспечивает их регулирование с помощью мягкого неба и надгортанника.

        Защитная функция.

        В защитной функции глотки могут быть выделены два механизма: рефлекторный, возникающий при раздражении чувствительных окончаний глоточного сплетения, и комплекс микробных защитных факторов.

        При попадании инородного тела, резких механических или термических раздражениях мышцы глотки сокращаются, образуя барьер, препятствующий дальнейшему продвижению инородного тела и способствуют выталкиванию его наружу.

        К защитным глоточным рефлексам так же относятся кашель и рвота.

        Среди факторов, обеспечивающих микробиологическую и иммунологическую защиту, следует отметить: 1) движение ресничек мерцательного эпителия (в носо- и гортаноглотке), в результате чего со слюной и слизью удаляются попавшие в глотку бактерии; 2) бактерицидные свойства слизи и слюны, благодаря содержащимся в них лизоциму и IgA. 3) защитная функция лимфаденоидного глоточного кольца.

        Резонаторная функция.

        Звуковые колебания, формирующиеся в гортани, усиливаются благодаря резонаторных свойств глотки. Глотка принимает участие в окончательном формировании звука, его тембровой окраске и артикуляции. При некоторых заболеваниях глотки и полости носа происходит патологическое изменение тембра голоса - гнусавость.

        8. Что из себя представляет лимфаденоидное глоточное кольцо. Назовите его функции.

        Лимфоидный аппарат в глотке расположен кольцеобразно, в связи с чем он получил название "лимфаденоидное глоточное кольцо" Вальдейера—Пирогова. Образуют его две небные миндалины (I и II), одна глоточная, или носоглоточная, — аденоиды (III), одна язычная (IV) и две трубные (V—VI).

        Основной функцией миндалин, как и других лимфатических органов — лимфатических узлов, селезенки, пейеровых бляшек кишечника и др., является образование лимфоцитов — лимфопоэз. Лимфопоэз происходит в центрах фолликулов (зародышевые центры), затем при созревании лимфоциты оттесняются к периферии фолликулов, отсюда они попадают в лимфатические пути и общий ток лимфы и на поверхность миндалин. Кроме фолликулов, образование лимфоцитов может происходить и в окружающей фолликулы лимфоидной ткани.

        Изучение иммунологической роли небных миндалин доказало их участие в формировании иммунитета (образование антител), особенно в молодом возрасте. Этому способствует тот факт, что расположение небных миндалин на пути основных входных ворот для различных инфекционных возбудителей и токсичных продуктов обеспечивает тесный контакт слизистой оболочки миндалин с бактериальным агентом, это в свою очередь лежит в основе формирования иммунитета. Само строение крипт — их узость и извилистость, способствует длительному контакту антигенов и лимфоретикулярной ткани миндалины.

        Небные миндалины выполняют элиминационную функцию, участвуя в выведении излишнего количества лимфоцитов. Большая величина площади соприкосновения лимфаденоидной ткани с эпителием играет важную роль в миграции лимфоцитов через поверхность слизистой оболочки миндалин, сохраняя постоянный уровень лимфоцитов в крови.

        Многие исследователи признают ферментативную функцию миндалин глоточного кольца и, в частности, небных миндалин. Биохимические анализы позволили обнаружить в ткани миндалин, а также в мигрирующих лимфоцитах различные ферменты — амилазу, липазу, фосфатазу и др., содержание которых возрастает после приема пищи. Этот факт подтверждает участие небных миндалин в оральном пищеварении.

        Лимфаденоидное глоточное кольцо имеет тесную связь с эндокринными железами — с вилочковой, щитовидной, поджелудочной железами, корковым веществом надпочечников. Хотя небные миндалины не обладают эндокринными функциями, однако имеется тесная взаимосвязь в системе гипофиз — кора надпочечников — лимфатическая ткань, особенно до периода полового созревания.

        9. Этиология, патогенез, клиника и диагностика острого фарингита.

        Острый фарингит (pharyngitis acuta) — острое воспаление слизистой оболочки глотки. Как самостоятельное заболевание встречается при непосредственном воздействии инфекционного возбудителя, различных раздражителей (длительное ротовое вдыхание, курение, алкоголь, громкий разговор на холоде, алиментарное раздражение и др.). Острый фарингит часто возникает и как сопутствующее заболевание при воспалении верхних дыхательных путей, инфекционных заболеваниях, заболеваниях желудочно-кишечного тракта и др.

        Этиология— вирусная (аденовирус, энтеровирусы, вирусы гриппа и др.) и бактериальная инфекция (Corynebacterium diphtheriae, Haemophilus influenzae, Moraxella catarrhalis, стрептококки группы А, С, G; диплококки; гонококки; Mycoplasma pneumoniae, Chlamydia pneumoniae и др.). Вирусная этиология острого фарингита встречается в 70 % случаев, бактериальная в 30 %. Предрасполагающими факторами являются общее и местное переохлаждение организма; патология полости носа, околоносовых пазух и носоглотки; общие инфекционные заболевания, дисбактериоз, курение и злоупотребление алкоголем, заболевания желудочно-кишечного тракта.

        Патоморфология. Морфологические изменения характеризуются отеком и инфильтрацией слизистой оболочки, расширением и инъецированностью сосудов, десквамацией эпителия. Воспалительный процесс может распространяться на слизистую оболочку слуховых труб. Реакция со стороны слизистой оболочки больше выражена в местах скопления лимфоидной ткани — на задней стенке глотки, на боковых валиках за небно-глоточными дужками. Фолликулы отекают, близколежащие сливаются между собой, образуя крупные гранулы — гранулезный фарингит.

        Диагностика не представляет сложностей, однако необходимо помнить, что аналогичную клиническую картину могут давать дифтерия, катаральная ангина и другие инфекционные заболевания. Микробиологическое исследование мазка с поверхности задней стенки глотки и миндалин наряду с данными анамнеза и фарингоскопической картиной позволяет уточнить диагноз.

        Клиника. Жалобы на ощущение жжения, сухости, сад-нения, на першение и дискомфорт в горле, осиплость, заложенность в ушах. Иногда больной описывает симптоматику как "ощущение инородного тела в глотке". Болевая симптоматика не выражена, может усилиться при глотании, иррадиировать в ухо. Температура тела, как правило, не повышена или субфебрильная. Однако при выраженных формах воспаления могут быть повышение температуры тела, увеличение регионарных лимфатических узлов, головные боли.

        При фарингоскопии слизистая оболочка глотки гиперемирована, отечна, местами слизисто-гнойные налеты. Процесс может распространяться на слизистую оболочку небных миндалин, дужек, глоточные отверстия слуховых труб. Часто на задней и боковой стенках глотки можно наблюдать отдельные фолликулы в виде ярко-красных округлых возвышений — гранул (гранулезный фарингит).

        Лечение. Как правило, местное — назначение полоскания антисептическими препаратами (настой шалфея, ромашки, фурацилин, хлорофиллипт и др.), пульверизация глотки различными аэрозолями, в состав которых входят препараты, обладающие антибактериальными и противовоспалительным действием (биопарокс, полидекса, изофра и др.), антигистаминные препараты, парацетамол, теплые щелочные ингаляции, средства, повышающие резистентность организма (ИРС-19, имудон, тонзилгон и др.). Необходимо исключить раздражающую (горячую, холодную, кислую, острую, соленую и др.) пищу, воздействие никотина, алкоголя, соблюдать голосовой режим.

        При повышении температуры тела показаны антибактериальные средства как с целью профилактики гнойных осложнений, нисходящей инфекции, так и для снижения риска ревматических осложнений. Препаратом выбора в таких случаях является пенициллин (феноксиметилпенициллин) как наиболее чувствительный препарат к стрептококкам группы А.

        10. Этиология, патогенез, классификация, клиника и диагностика ангин.

        Ангина (angina) — общее острое инфекционно-аллергическое заболевание, проявляющееся острым местным поражением лимфоаденоидной ткани глоточного кольца. В подавляющем большинстве воспалительный процесс локализуется в небных миндалинах, в то время как другие миндалины вовлекаются в процесс значительно реже. Поэтому во врачебной практике принято под термином "ангина" подразумевать острое воспаление небных миндалин. При этом соответственно выделяют язычную, гортанную, ретроназальную ангины. Термин "ангина" происходит от латинского слова "ango" — сжимать, душить, однако оно не является точным. Острое воспаление миндалин, как правило, не сопровождается признаками удушья. Однако этот термин широко распространен среди населения и медицинских работников.

        Ангина — распространенное заболевание. По заболеваемости занимает одно из первых мест, уступая только острым инфекциям дыхательных путей. Она может вызывать тяжелые осложнения, вести к возникновению и ухудшению течения многих заболеваний, в том числе сердечно-сосудистой системы. Среди взрослых заболевание встречается в 4—5 % случаев, а среди детей — более 6 %. Характерны сезонные подъемы заболевания в весенний и осенний периоды.

        Этиология и патогенез. В большинстве случаев основная роль в возникновении ангин принадлежит (3-гемолитическому стрептококку группы А. Этот возбудитель, по данным многих авторов, обнаруживается при ангине более чем в 80 %, по сведениям других — в 50—70 % случаев. Бактериологические исследования последних лет показывают превалирование сочетанной флоры: р-гемолитический стрептококк в ассоциации с гемолизирующим стафилококком, грибами и др. Кроме того, возбудителями ангин могут быть золотистый стафилококк, пневмококки, аденовирусы, спирохеты полости рта и веретенообразная палочка, грибы, а также ассоциации микроорганизмов.

        Различают следующие основные формы ангин (по Б.С. Преображенскому) .

        1. Эпизодическая — возникающая как аутоинфекция при

        ухудшении условий внешней среды, чаще всего в результате местного и общего охлаждения.

        2. Эпидемическая — в результате заражения от больного человека.

        3. Как обострение хронического тонзиллита.

        Наиболее частой формой возникновения ангин является обострение хронического тонзиллита.

        Инфицирование организма может происходить экзогенным или эндогенным путем. Проникновение экзогенного возбудителя в слизистую оболочку миндалин может происходить воздушно-капельным или алиментарным путем. При эндогенном механизме возникновения ангин играет роль либо ослабление естественных защитных механизмов организма, либо повышение патогенное™ сапрофитной или условно-патогенной микрофлоры, носителем которой является человек. Чаще всего ауто-инфицирование происходит при хроническом тонзиллите.

        В патогенезе ангин определенную роль могут играть пониженные адаптационные способности организма к холоду, резкие сезонные колебания условий внешней среды (температура, влажность, загазованность и др.). Алиментарный фактор — однообразная белковая пища с недостатком витаминов С и группы В также может способствовать возникновению ангин. Предрасполагающим фактором может быть травма миндалин, конституциональная склонность к ангинам (например, у детей с лимфатико-гиперпластической конституцией), состояние Центральной и вегетативной нервной системы, хронические воспалительные процессы в полости рта, носа и околоносовых пазухах, нарушение носового дыхания и др.

        Таким образом, для возникновения ангины недостаточно носительства патогенных микроорганизмов, а должно быть одномоментное воздействие экзогенных, эндогенных факторов в сочетании со снижением резистентности макроорганизма.

        Развитие ангины происходит по типу аллергически-гиперергической реакции. Предполагается, что богатая микрофлора лакун миндалин и продукты белкового распада могут действовать в качестве субстанций, способствующих сенсибилизации организма. В сенсибилизированном организме различные моменты экзогенной или эндогенной природы играют роль пускового механизма в развитии ангин. Кроме того, аллергический фактор может служить предпосылкой для возникновения таких осложнений, как ревматизм, острый нефрит, неспецифический инфекционный полиартрит и других заболеваний, имеющих инфекционно-аллергический характер.

        Классификация ангин. Существуют различные классификации ангин, в основу которых положены различные критерии — морфологические, патофизиологические, этиологические и др. (А.Х. Миньковский, Л.А. Луковский, В.И. Воячек и др.). В практике наибольшее распространение получила классификация Б.С. Преображенского.

        Катаральная Фолликулярная Лакунарная Смешанная

        Отдельные формы ангин (атипичные):

        Симановского—Венсана Герпетическая Флегмонозная Грибковая Смешанные формы

        Читайте также: