Развитие речи ребенка. Развитие речедвигательного и речеслухового анализатора

Обновлено: 16.05.2024

Исследования ряда психологов, педагогов, лингвистов (Д. Б. Эльконина, А. Р. Лурия, Д. Н. Богоявленского, Ф. А. Сохина, А. Г. Тамбовцевой, Г. А. Тумаковой и др.) подтверждают, что элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова влияет и на общеречевое развитие ребёнка - на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции.

При восприятии речи ребенок сталкивается с многообразием звучаний в ее потоке: фонемы в потоке речи изменчивы. Он слышит множество вариантов звука, которые сливаются в слоговые последовательности, образуют непрерывные акустические компоненты. Ему нужно извлечь из них фонему, при этом отвлечься от всех вариантов звучания одной и той же фонемы и опознать ее по тем постоянным отличительным признакам, по которым одна противопоставлена другой. В процессе речевого развития у ребенка вырабатывается фонематический слух, без которого появление речи невозможно.

Фонематический слух осуществляет операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Он формируется у ребенка в процессе речевого развития в первую очередь. Поскольку фонемы реализуются в произносительных вариантах-звуках, важно, чтобы эти звуки произносились нормировано, иначе их трудно опознать слушающим. Непривычное для данного языка произношение оценивается фонетическим слухом как неправильное. Фонематический слух (они совместно составляют речевой слух) осуществляют не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью. Речевой слух является важнейшим стимулом формирования нормированного произношения.

В ходе развития речи образуются системно управляемые слуходвигательные образования, которые и являются реальными, материальными знаками языка. Для их актуализации необходимо существование артикуляторной базы и умение образовывать слоги. Артикуляторная база - способность приводить органы артикуляции в позиции, необходимые для образования формирования звуков, нормативных для данного языка. [25]

В процессе освоения произносительных умений и навыков ребенок под управлением своего слуха и кинестетических ощущений, постепенно находит и сохраняет в памяти те артикуляционные уклады, которые обеспечивают необходимый, соответствующий норме акустический эффект. При необходимости эти артикуляторные позиции воспроизводятся и закрепляются. При нахождении правильных укладов, ребенок должен научиться различать артикуляционные уклады, похожие при произношении звуков, и выработать комплекс речедвижений, необходимых для образования звуков.

Следует особо отметить, что формирование фонематического слуха протекает в тесном взаимодействии с развитием артикуляции, причем, наряду с общеизвестной зависимостью артикуляции от слуха, отмечается и обратная зависимость: умение произнести тот или иной звук значительно облегчает ребенку его различение на слух. Зависимость различения на слух согласных звуков от их усвоения в произношении детей заключается в несоответствии артикуляционных и акустических особенностей этих звуков[1].

Таким образом, звуки, акустически наиболее контрастные (свистящие — шипящие, различаются в процессе развития фонематического слуха хуже остальных, а звуки, имеющие тонкие акустические различия (взрывные — фрикативные, дифференцируются в детской речи лучше. Следовательно, степень трудности различения на слух звуков речи зависит не только от акустической близос-ти их, но и от того, насколько хорошо усвоено ребенком дифференцированное произношение этих звуков.

Изучению вопроса о функциональном взаимодействии речедвигательного и речеслухового анализаторов в процессе формирования устной речи посвящены труды А. Н. Гвоздева, Н. Х. Швачкина, Н. И. Красногорского, В. И. Бельтюкова, А. Валлона и др. исследователей. Функция слухового анализатора формируется у ребенка значительно раньше, чем функция речедвигательного анализатора: прежде чем звуки появятся в речи, они должны быть дифференцированы на слух. В первые месяцы жизни ребенка звук сопровождает непроизвольную артикуляцию, возникая вслед за движениями органов артикуляционного аппарата. В дальнейшем соотношение между звуком и артикуляцией в корне меняется : артикуляция становится произвольной, соответствуя звуковому выражению. [39]

Образцом произношения для ребенка является речь окружающих. Но на определенном этапе речевого развития ребенку недоступна артикуляция какого-то звука. Ребенок вынужден временно заменить его одним из артикуляторно близких и доступных звуков. Такой заменитель нередко бывает акустически далек от слышимого образца. Это акустическое несоответствие становится стимулом к поиску более совершенного артикуляционного уклада, который соответствовал бы слышимому звуку. В этом процессе обнаруживается ведущая роль слухового восприятия, но при этом ход приближения к искомому звуку подчинен возможностям развития речедвигательного анализатора. [1] К моменту, когда фонетическая сторона речи сформирована, слуховой анализатор получает функциональную самостоятельность. Звуки речи как бы уравниваются по степени сложности их различения и воспроизведения. Звуки речи не существуют обособленно, а лишь в составе слов, слова же — в словосочетаниях, фразах, в потоке речи. [29]

А. Н. Гвоздев [7] и Н. И. Красногорский [14] отмечают, что особенностью передачи звуков в начальный период их усвоения является неустойчивость артикуляции и произношения. Но благодаря слуховому контролю двигательный образ звука соотносится, с одной стороны, с произношением взрослого (с образцом, а с другой - с собственным произношением. Различие этих двух образов и лежит в основе совершенствования артикуляции и произношения звуков ребёнком. Правильное произношение возникает только тогда, когда оба образа совпадают (Д. Б. Эльконин)[10]

Таким образом, речь представляет собой одну из сложных высших психических функций человека. [18]

Речевой акт осуществляется сложной системой органов.

Осуществляя речевое общение посредством языка, говорящий отбирает необходимые для выражения мысли слова, связывая их по правилам грамматики языка и произносит путем артикуляции речевых органов.

Для того чтобы речь человека была членораздельной и понятной, движения речевых органов должны быть закономерными, точными и автоматизированными. Иными словами необходимым условием реализации фонетического оформления речи является хорошо развитая моторика артикуляционного аппарата. [10]

Подытоживая фонетические своеобразия в онтогенезе речи, следует подчеркнуть важное для логопедической практики и подтверждаемое ею положение, выдвинутое профессором А. Н. Гвоздевым о том, что определяющую, главную роль, затрудняющую формирование у детей звукопроизношения, играет недостаточно еще развитая речевая моторика аппаратов речи. В то же время (примерно на третьем году) слух ребенка уже достаточно развит для тонких звуковых восприятий. Таким образом, слух является ведущим анализатором в усвоении речи окружающих. Вместе с тем он же становится контролирующим регулятором собственного произношения, что усиливает развитие фонематического слуха. На этом взаимодействии слуха и артикуляции строится логопедическая работа в детских садах. [7]

1. Бельтюков В. И. Об усвоении детьми звуков речи. - М., 1964.

2. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 2004

3. Журова Л. Е., Эльконин Д. Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. - М. : Просвещение, 2000

4. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга., 2е доп. изд-е. - М., 1969

5. Поваляева М. А. Справочник логопеда. - Ростов-на-Дону: «Феникс»,2002

6. Садовникова И. Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. Учебное пособие. - М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.-256с.

7. Швачкин Н. Х. Развитие фонематического восприятия в раннем возрасте//Вопросы психологии восприятия и мышления/ Под редю Б. М. Теплова. - М. -л. ,1948.-с. 104


Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Разноцветный коврик» .

Формирование фонематического слуха «Формирование фонематического слуха у детей дошкольного возраста» Умение сосредоточиться на звуке - очень важная особенность человека. Без.

Игры для коррекции звукопроизношения и развития фонематического слуха. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «МЫШКИНЫ ЗАПАСЫ» Цель: дифференциация (различение) звуков. Задачи: - коррекция (исправление недостатков) звукопроизношения;.

Игры для развития фонематического слуха Игра «Слушай, думай, отвечай - с нужного звука начинай» Цель игры: развитие фонематического слуха и восприятия; закрепление умения слушать,.

Развитие фонематического слуха у детей с ОНР Что такое фонематический слух? Фонематический слух — это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного.

Методическая разработка «Дидактические игры для развития фонематического слуха у детей 4-5 лет» Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество.

Развитие фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста 1,2 слайд. Я, Радостева Юлия Михайловна - воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №22» д. Извара.

Развитие речи, как важный фактор в процессе социализации дошкольника С первых дней своей жизни ребенок окружен вниманием других людей. Самый первый опыт общения человек приобретает задолго до того как научится.

Условия для духовно-нравственного развития ребёнка-дошкольника в процессе экологического воспитания Формирование личности ребёнка, воспитание у него правильного отношения к окружающему, определённой нравственной позиции невозможно без гармоничного.

Взаимосвязь когнитивной сферы и развития речи детей старшего дошкольного возраста Введение Важность этой проблемы обусловливается большим количеством трудностей нынешнего создания. Формирование когнитивной области весьма.

О формировании речевой деятельности ребёнка дошкольного возраста

Речь ребёнка формируется в общении с окружающими его взрослыми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику ребёнка, позволяет ему воспринимать явления более осознанно и произвольно. Очень важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности.

Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие.

Речь не является врождённой способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребёнка. Для нормального становления речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определённой зрелости и органы чувств ребёнка - слух, зрение, обоняние - были также достаточно развиты. Особенно важно для формирования речи развитие речедвигательного и речеслухового анализаторов. Всё это в значительной степени зависит от окружающей среды. Если ребёнок не получает новых ярких впечатлений, не создана обстановка, способствующая развитию движений и речи, задерживается и его физическое и психическое развитие. Так и дети, воспитывающиеся в неблагополучной социальной среде или в среде с ограниченным или дефектным речевым окружением (глухонемые родители, родители с явными дефектами речи или неблагополучные родители), отстают в развитии речи.

Для нормального речевого развития ребёнка общение должно быть значимым, проходить на эмоционально положительном фоне и побуждать его к ответу. Чем лучше будет развита речь ребёнка, тем больше возможностей откроется перед ним в познании окружающего мира, тем легче ему будет общаться. Маленькому ребёнку недостаточно просто слышать звуки (магнитофон, радио, телевизор), необходимо прежде всего прямое общение со взрослыми - это мощный стимул развития его речи. Многие современные родители мало общаются со своими детьми или не общаются вовсе, обращаясь к ребёнку лишь по необходимости, разрешают им проводить время у компьютера, отсюда современные дети очень сильны в информационно-компьютерных технологиях, но не умеют, не общаться, не играть со сверстниками, их учебная деятельность очень слаба.

Речь ребёнка накапливается во время впечатлений в процессе предметно-игровой деятельности, что создаёт основу для усвоения значений слов и формирования связи их с образами предметов окружающего мира. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать ему свои мысли. Ребёнок учится управлять своими органами речи, воспринимать обращённую к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной. У многих детей этот процесс задерживается. Как показываетпрактика, в школу поступает очень много детей с нарушениями речи.

В дальнейшем эти дети не успевают по чтению и письму, так как пишут и читают они так, как говорят. Но многих родителей это совсем не пугает, в плохих отметках они винят только учителя. Да и дети, имеющие недостатки речи, совсем не так уж и стеснительны, как указывают многие авторы книг и статей по логопедии, не стесняются они даже тогда, когда над ними смеются их же сверстники, они просто не понимают в чём дело, а самое страшное, что они даже не знают о том, что они говорят неправильно.

Своевременная и целенаправленная работа по развитию речи способствует развитию мыслительной деятельности, более полному усвоению школьной программы, улучшению межличностного общения и социальной адаптации младших школьников. Речь является средством обучения. Вне речи сам процесс обучения просто невозможен, поскольку только с помощью речи ребёнок выражает свои мысли, формирует понятия о предметах и явлениях окружающего мира, а они всегда выражаются в словах.

С другой стороны, чтобы ребёнок начал говорить, он должен чувствовать потребность в общении, у него должен быть накоплен необходимый запас знаний об окружающем мире, а в этом ему с раннего детства должны помогать прежде всего родители, а затем уже и учителя.

Развитие речи ребенка. Развитие речедвигательного и речеслухового анализатора

В основе звукопроизносительного процесса, как известно, лежат речевое дыхание и деятельность речедвигательного аппарата.

Речь формируется под контролем слуха. В исследованиях отмечается возможность очень раннего формирования деятельности слухового анализатора, что обеспечивает раннее развитие звуковой стороны речи.

К концу второго года жизни ребенок пользуется при понимании речи фонематическим восприятием всех звуков русского языка (Н.Х. Швачкин).

Имеется определенная взаимосвязь в деятельности слухового и речедвигательного анализаторов.

Способствуют формированию правильного звукопроизношения особая восприимчивость детей к звуковой стороне языка, интерес ребенка к звукам речи, стремление овладеть их произношением.

Следовательно, важной предпосылкой овладения чистым звукопроизношением в дошкольном возрасте является соответствующее развитие слухового анализатора и фонематического слуха, дополняемое особой восприимчивостью к звуковой стороне языка, любовью детей к звукам речи, стремлением овладеть ими.

Большое значение в произношении имеет деятельность речедвигательного аппарата, который к дошкольному возрасту сформирован, но имеет некоторые особенности.

Умение произносить звуки и слова развивается постепенно, в ходе накопления ребенком жизненного опыта. Как известно, процесс артикуляции звуков человеческой речи состоит в образовании связей между ощущениями, вызываемыми сокращением мышц речевого аппарата, и слуховыми ощущениями от звуков, которые человек произносит. К этим связям присоединяются еще и зрительные ощущения (от восприятия артикуляции говорящего). Зрительное восприятие помогает улавливать видимую артикуляцию звуков и тем сам уточнять свои собственные движения (Ф. Ф. Pay).

Одной из важных предпосылок формирования речи является способность ребенка к подражанию.

Фонетической стороной речи ребенок овладевает, повторяя речь окружающих взрослых. Наличие речевой подражательности отмечают многие исследователи.

Таким образом, в процессе развития речи речеслуховой и речедвигательный анализаторы тесно взаимодействуют друг с другом. Недоразвитие речедвигательного анализатора оказывает свое тормозящее влияние на функционирование речеслухового анализатора. Так, ребенок начинает различать твердые и мягкие согласные, причем сначала те, которые артикулируются, а затем уже те, которые позднее появляются в речи. Столь раннюю дифференциацию твердых и мягких согласных можно объяснить тем, что это различие семантически значимо в русском языке и используется очень часто. Так, по данным А. М. Пешковского, после каждых двух твердых согласных в русском языке встречается мягкий согласный.

В последующем ребенок усваивает дифференциацию внутри групп, сначала сонорных, затем шумных.

Различение внутри группы сонорных согласных осуществляется в следующей последовательности. Первоначально усваивается дифференциация между группами назальных и плавных. Существует мнение, что назальные сонорные ребенок начинает выделять раньше, чем плавные, так как назальные сонорные (м, н) с точки зрения артикуляции более просты, чем плавные (л, р). И здесь большую роль играет влияние речедвигательного анализатора, возможности артикуляции звуков. Несколько позднее у детей формируется способность различения внутри групп сначала назальных, затем плавных сонорных согласных, потому что плавные сонорные звуки начинают различаться еще в том возрасте (1 - 2 года), когда не произносятся. Это, по-видимому, объясняется тем, что плавные согласные л, р акустически яркие звуки, самые сонорные звуки даже в группе сонорных согласных. Таким образом, во взаимообусловленной деятельности речевых анализаторов превалирующую роль играет речеслуховой анализатор.

Внутри группы шумных согласных, прежде всего, начинают различаться звуки, отличающиеся по месту образования. Сначала дифференцируются губные и язычные (б - д, б - г и т. д.). Существует мнение, что в различении этих согласных определенную роль играет зрительный анализатор, зрительное восприятие артикуляции губных, что является опорным моментом в их различении.

В процессе формирования звукопроизношения очень важное значение имеют:

§ слух и фонематическое восприятие;

§ моторика речевого аппарата, т.е. подвижность органов речи — языка, губ, мягкого нёба, нижней челюсти.

Слух является непременным условием формирования речи. Ребенок начинает говорить благодаря тому, что слышит речь окружающих. Всякое нарушение слуха в раннем детстве отрицательно влияет на развитие речи. Поэтому при сложном косноязычии всегда надо проверить слух ребенка и выяснить, не вызвано ли данное нарушение речи снижением слуха.

Нарушение звукопроизношения встречается и у детей с нормальным слухом. В этих случаях косноязычие вызвано либо нарушением моторики артикуляционного аппарата, либо недостаточным развитием фонематического восприятия. Часто среди косноязычных встречаются дети, у которых нарушена как моторика, так и фонематическое восприятие.

Фонематическим восприятием называется способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи (фонемы), особенно звуки, близкие по звучанию, например, п—б, с—ш, л—р.

Дети с хорошим фонематическим восприятием рано начинают говорить чисто, так как они четко воспринимают все звуки нашей речи — фонемы. У других детей фонематическое восприятие надо развивать на речевых занятиях.

Недостаточное развитие фонематического восприятия тормозит процесс звукообразования у ребенка: звуки формируются с большой задержкой и часто искаженно. Дети с нарушением фонематического восприятия часто искажают в речи даже те звуки, которые умеют произносить правильно в отдельности. Про таких детей родители и воспитатели детского сада обычно говорят: «Он может произнести звук, но он не хочет правильно говорить!» Такое утверждение неверно. Причина неправильной речи кроется не в нежелании ребенка говорить правильно, а в недостатках фонематического восприятия. Дети с нарушением фонематического восприятия плохо справляются в школе со звуковым анализом слов, что приводит к затруднениям в чтении и к грубым нарушениям письма (пропуски, перестановки, замена букв) и является причиной их неуспеваемости.

Читайте также: