Растим ребенка оптимиста. Основы воспитания ребенка оптимиста

Обновлено: 18.05.2024

Чтобы ребенок рос счастливым и уверенным в себе, нужно воспитывать в нем оптимизм. Мысль кажется очевидной, но мы часто не понимаем, что для этого нужно. Чрезмерная требовательность, как и гиперопека, могут сформировать у ребенка другие установки.

Преимущества оптимизма доказали многие исследования. Они охватывают все сферы жизни (семейную, учебную, профессиональную), включая и психическую устойчивость. Оптимизм позволяет снизить стресс и защищает от депрессии.

Еще более удивительно то, что эффект оптимизма сказывается и на здоровье организма в целом. Оптимизм подпитывает самооценку и веру в себя. Это отражается на иммунитете. Оптимисты дольше остаются активными, быстрее восстанавливаются после травм, физических нагрузок и заболеваний.

Psychologies: Вы считаете, что воспитать счастливого ребенка — значит привить ему оптимистичное мышление. Что это значит?

Ален Браконье, психолог, психоаналитик, автор книги «Ребенок-оптимист: в семье и в школе»: Оптимизм — это умение, с одной стороны, видеть позитивные варианты развития событий и, с другой, давать разумную оценку неприятностям. Пессимисты склонны к обесценивающим суждениям и негативным обобщениям. Они часто говорят: «я пустое место», «я не могу совладать с обстоятельствами». Оптимисты не зацикливаются на том, что уже случилось, они стараются понять, что им делать дальше.

Оптимизм — врожденное или приобретенное качество? Как распознать у ребенка склонность к оптимизму?

Все дети с рождения демонстрируют признаки оптимизма. С первых месяцев ребенок улыбается взрослым, чтобы показать, что ему хорошо. Ему все любопытно, он увлечен всем новым, всем, что движется, блестит, издает звуки. Он непрерывно требует к себе внимания. Он быстро становится большим выдумщиком: хочет все попробовать, до всего дотянуться.

Воспитывайте ребенка так, чтобы его привязанность к вам не была похожа на зависимость, но в то же время давала чувство защищенности

Когда ребенок вырастает достаточно, чтобы выбраться из своей кроватки, он тут же начинает исследовать пространство вокруг нее. В психоанализе это называется «влечением к жизни». Оно толкает нас на завоевание мира.

Но исследования показывают, что некоторые дети более любопытны и общительны, чем другие. Среди специалистов сложилось мнение, что таких детей 25% от общего числа. Это значит, что для трех четвертей природный оптимизм можно пробудить с помощью обучения и соответствующей атмосферы.

Как это сделать?

Когда ребенок растет, он сталкивается с ограничениями и может стать агрессивным и несчастным. Оптимизм помогает ему не пасовать перед трудностями, а преодолевать их. Между двумя и четырьмя годами такие дети много смеются и играют, они меньше тревожатся из-за расставания с родителями, лучше переносят одиночество. Они способны проводить время наедине с собой, могут сами себя занять.

Чтобы это получилось, воспитывайте ребенка так, чтобы его привязанность к вам не была похожа на зависимость, но в то же время давала чувство защищенности. Важно, чтобы вы были рядом, когда он нуждается в вас — например, чтобы помочь ему заснуть. Ваше участие нужно, чтобы ребенок научился переживать страхи, разлуку, потери.

Как воспитать и вырастить ребенка-оптимиста? Советы для родителей

Любящие родители хотят видеть своих детей счастливыми. Оптимизм - непременная черта счастливого человека. Он помогает получать удовольствие от жизни, учит справляться с отрицательными эмоциями. Истоки оптимистичного взгляда на жизнь закладываются в детстве.

как воспитать оптимиста

Все мамы и папы хотят, чтобы ребенок вырос счастливым, уверенным в себе, целеустремленным, жизнерадостным человеком. Эти качества свойственны оптимистам: людям, которые видят жизнь с позитивной стороны, уверены в лучшем будущем. Советы родителям, как воспитать оптимизм в своем ребенке.

Что дает оптимизм как свойство личности?

Оптимизм - это не глупая радость по поводу и без и не безразличие к окружающим проблемам. Это в первую очередь понимание того, что завтра будет лучше, чем вчера. И в период взросления очень важно ребенку привить оптимизм.

  • Помогает формированию открытого взгляда на мир, независимой точки зрения, целеустремленности и решительности;
  • Является способом управления своими эмоциями. Справляется с сомнениями, страхами, разочарованием;
  • Помогает человеку преодолевать препятствия в жизни;
  • Способствует развитию общительности и доброжелательности;
  • Помогает поддерживать иммунитет;
  • Формирует установку к здоровому образу жизни.

Откуда берется оптимизм?

Все дети рождаются на свет оптимистами. Они радостно улыбаются нам с пеленок; изо всех сил учатся переворачиваться; делают свои первые шаги, несмотря на падения и ушибы. Задача мам и пап - не погасить в своем ребенке стремления радоваться жизни, получать удовольствие от повседневных событий. Часто мы своими «нельзя!», «не трогай!», «опасно!» гасим у ребенка желание познавать мир и получать радость от собственных действий. Тем самым формируется чувство опасности, боязнь активных действий.

Общаясь с ребенком, родители во многом передают ему свое видение мира. Если мама и папа излучают уверенность в завтрашнем дне, радуются настоящему, спокойно воспринимают и преодолевают трудности, этому учится и их ребенок.

Оптимистичное мировоззрение закладывается в малыше, когда ему предоставляется возможность чего-то добиться собственным трудом, когда его усилия замечены и положительно подкреплены, когда он чувствует себя уверенно и комфортно. Очень важна при этом психологическая поддержка взрослых, она укрепляет уверенность в том, что окружающий мир стабилен и прекрасен. Перед родителями стоит задача укрепить ребенка в таком видении мира.

Как воспитать оптимизм?

Чтобы воспитать оптимиста, родителям нужно начать с себя. Являетесь ли вы сами жизнерадостным человеком, воспринимающим жизнь в позитивном ключе? Вспомним простой пример: стакан, наполненный водой или любой другой жидкостью ровно наполовину. Оптимист скажет, что стакан наполовину полон, а пессимист - что он наполовину пуст. Так и мы должны учиться видеть в самых обыкновенных вещах позитивное начало, использовать открывающиеся возможности, а не концентрироваться на минусах.

Как вырастить ребенка оптимистом

Рекомендации для родителей по воспитанию оптимизма:

  1. Общайтесь с ребенком в позитивном ключе. Общение должно демонстрировать ребенку вашу любовь и нежность. Проявляйте искреннее участие и заинтересованность делами малыша, по мере возможности разделяйте его занятия. Почаще обнимайте и целуйте, просто гладьте по голове. Так ребенок будет чувствовать свою ценность, значимость. К сожалению, очень часто наше общение с детьми представляет собой нескончаемый поток замечаний и указаний. «Наведи порядок», «Помой руки», «Садись за уроки», - такое наше дети слышат от нас постоянно. Тогда как психологами доказано, что в течение дня человеку необходимо как минимум восемь объятий, чтобы чувствовать себя хорошо.
  2. Предоставляйте малышу разумную самостоятельность. Психологи советуют: не нужно делать за ребенка то, что он в состоянии сделать сам. Конечно, взрослый заправит кровать или завяжет шнурки быстрее и лучше, чем малыш. Но когда ребенок пыхтит и получает результат, он учится быть самостоятельным. Повышается его уверенность в собственных силах, самоуважение. Конечно, обязательно будьте рядом и при необходимости помогайте, подбадривайте, хвалите.
  3. Больше разрешайте, меньше запрещайте. Старайтесь формулировать необходимые запреты без приставки «не». Вместо «Не ешь конфеты» скажите: «Сначала поешь суп, а потом можно и конфеты». Психика ребенка устроена так, что он не слышит частицу «не», а концентрируется на самом утверждении.
  4. Формулируйте позитивные установки. То, что говорят значимые взрослые, малыш воспринимает как данность. «Ты еще мал, не сможешь», «Она у нас слабенькая», «У него нет способностей к учебе» - так мы программируем детей на отрицательный результат. Слыша такие вещи, карапуз не будет прилагать усилия преодолеть трудности, а постарается соответствовать навешанному «ярлыку».
  5. Ищите повод для похвалы и радости. Даже если у малыша что-то не получается, найдите плюсы в ситуации: вспомните его достижения и успехи, отметьте приложенные старания, ободрите своей верой в достижение цели. Ваша уверенность передастся маленькому человечку, вдохнет желание добиться результата.
  6. Отмечайте заслуги и достижения ребенка, не сравнивая с другими. Помогайте малышу ставить посильные задачи и достигать цели. Акцентируйте внимание на успехах, которых добился ребенок, не в сравнении с другими, а по отношению к самому себе. «Ты научился красиво писать буквы», а не «Вот у Ани очень красивый почерк, не то что у тебя». Человеку необходимо научиться радоваться от своих достижений, получать удовольствие от своего «роста».
  7. Учите воспринимать ошибки как стимул для их исправления. Ошибки - это неотъемлемый опыт в познании мира. Не ругайте ребенка за них, иначе в дальнейшем он будет пытаться скрыть их от вас, бояться ошибиться. А это может отбить желание к любой деятельности, способствует формированию неуверенности и безынициативности. Не стоит и жалеть, самому исправлять ошибки. Окажите необходимую помощь, если она требуется, или наметьте шаги для устранения недочетов самим ребенком.
  8. Не торопитесь получить желаемый результат. Мы хотим, чтоб чадо училось на отлично, говорило на английском, достигало успехов в спортивной секции, еще и играло на скрипке. Это по силам не каждому ребенку. Он нам подчиняется, при этом сам не получая удовольствия от своей деятельности и начиная тихо ненавидеть свои занятия, а может, и нас. Терпение и время - вот составляющие успеха в любом деле.
  9. Помогайте малышу отвлекаться от унылого настроения, плохих мыслей. Переключайте его внимание на веселые, радостные события. К неудачам относитесь с юмором, ищите положительные моменты в любой ситуации. Это научит карапуза радоваться жизни, сформирует позитивное мироощущение.
  10. Говорите с малышом о его чувствах. Этим вы поможете ему разобраться в своих эмоциях, научиться управлять ими. Кроме того, ребенок почувствует, что вы его понимаете и искренне сопереживаете ему. Вы - на одной с ним волне.

Итак… Правила «НИКОГДА НЕ…»

Что нужно делать

ребенок-оптимист

И не забывайте главное правило: дети перенимают наше видение мира, наши ценности и установки. Будьте такими, какими вы хотите видеть собственного ребенка. А если что-то в нем не нравится, присмотритесь повнимательнее к себе. Быть может, он научился этому у вас? Старайтесь сами с оптимизмом смотреть на мир, получать удовольствие от обыденных дел, и ваши дети научатся этому. Ведь несмотря ни на что, жизнь прекрасна!

Читаем также:

Президент Ассоциации детских психологов, психолог, педиатр, отец пятерых детей Александр Кузнецов в гостях у утреннего шоу Сергея Стиллавина:

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал или группу ВКонтакте.

5 идей, чтобы вырастить детей оптимистами

Если мы хотим, чтобы ребенок по-настоящему расцвел, нашел себя и был счастлив, родительской любви и авторитета недостаточно. Его еще нужно научить оптимизму. Пять уроков, которые помогут укрепить желание взрослеть и веру в жизнь.

Многих детей пугает мир взрослых. Общаясь с психологами по самым разным поводам, они говорят о чувстве бессилия и неуверенности в себе. А их родители охвачены тревогой за будущее своих детей в нашем обществе, переживающем кризис. Но наши эксперты уверены: сегодня именно оптимизм может стать основой воспитания.

«Речь идет о способности человека, несмотря на трудности и неопределенность, понимать ценность самой жизни», — говорит детский психолог Галия Нигметжанова. А психоаналитик Ален Браконье напоминает, что сегодня любви и авторитета детям уже недостаточно. Мы должны поддерживать их вкус к жизни, их желание расти, их надежду.

Значит ли это — любящий? Не обязательно, поясняет детский психолог. «Это тот, кто готов принять ребенка, не примеряя к нему схем, шаблонов, способный всматриваться в него, искренне ему удивляться: «Вот ты какой!» Тот, кто сам ценит жизнь и поэтому может передать это чувство ребенку».

Опираясь на данные позитивной психологии, Ален Браконье утверждает, что родители-пессимисты вполне могут вырастить ребенка-оптимиста. При условии, что они понимают, насколько их пессимизм им мешает, и хотят уберечь ребенка от собственных ограничений. Психоаналитик также подчеркивает, что оптимизм помогает тревожным и ранимым детям вновь обрести вкус к жизни и надежду.

Пять воспитательных принципов, предложенных нашими экспертами, требуют от родителей упорства и последовательности, но эти усилия могут изменить жизнь детей, вернут им уверенность, способность улыбаться и не бояться будущего.

1. Поощрять его любопытство

Маленький ребенок жаждет открытий. Все, чего он касается, что пробует, что нюхает, вызывает у него желание отважиться выйти из привычной среды. И наша задача — дать ему свободу экспериментировать.

Иначе, оказавшись перед лицом загадок, которые ему не по силам разрешить, ребенок начнет сомневаться в себе

Делиться восхищающими нас открытиями, объяснять, отвечать на его вопросы, приобщать его к новым книгам, выставкам, путешествиям — все это может создать у ребенка ощущение, что жизнь готовит ему много удовольствий впереди. Этого достаточно, чтобы с радостью стремиться в будущее.

2. Не драматизировать его ошибки

Открывая мир, ребенок также исследует собственные границы. Когда неудач слишком много, он чувствует себя ни на что не годным и опускает руки при малейшей трудности.

«Поэтому взрослым важно осознать страхи (часто не имеющие под собой оснований), которые мы передаем детям, сами того не желая», — предупреждает Ален Браконье. Стоит задуматься: а как я сам обхожусь со своими ошибками? Помогаю ли понять сыну или дочери, что ошибка — это возможность чему-то научиться?»

«Оценивайте не ребенка, а то, что он сделал, — говорит Галия Нигметжанова. — Разделяйте его старания, усилия (поддерживайте их) и неудачный результат». Если мы доверяем ребенку, умеем быть с ним, не выполняя, однако, задачи вместо него, позволяем самому искать решение, ценим его успехи, мы тем самым повышаем его стойкость и надежду преуспеть в разных начинаниях.

Оптимист и пессимист: особенности взаимоотношений


Считается, что дети по натуре своей оптимисты: любознательные, активные, стремящиеся к новым открытиям и свершениям. Но на самом деле дети, как и взрослые, бывают и оптимистами, и пессимистами. Просто с первыми взрослым общаться привычней и проще, а вот вторые изучены мало. Психолог Анна Скавитина ответила на самые важные вопросы родителей про оптимистов и пессимистов.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

Мне бы хотелось, чтобы мой ребёнок был оптимистом, чтобы ему всё легко давалось, чтобы он видел во всём хорошее, а он постоянно ноет и этим нас всех достаёт. Можно ли его переучить или надо с таким пессимистом просто жить?

— А вы уверены, что быть пессимистом однозначно плохо? Например, оказалось, что дети с высокими баллами в тестах по оптимизму с меньшей вероятностью поступают в университет. С оптимистами многим людям легче общаться, оптимисты сами верят, что «добро всегда побеждает зло» и как будто внушают эту веру другим. Именно этот смысл, кстати, вложил в термин «оптимизм» Лейбниц в 18 веке, придумав имя определенному виду мышления. А вот слово «пессимист» появилось примерно 100 лет спустя от Шопенгауэра, и обозначало, что для человека страдание, грусть и печаль перевешивают удовольствие и счастье. То есть оптимист — это про мышление, а пессимизм — про эмоциональный аспект. Получается, что оптимизм и пессимизм — это не антонимы, как многими принято считать. И можно даже быть пессимистом и оптимистом одновременно. Или в каких-то областях оптимистом, а в других пессимистом. Многие психологи-исследователи придерживаются концепции, что оптимизм и пессимизм — это не чёрное и белое или день и ночь, а разные человеческие характеристики.

— То есть нам не нужно ничего менять в жизни ребёнка, а нужно к этому привыкнуть?

— Не совсем так. Последние десятилетия тема оптимизма и позитивных аспектов человеческой жизни становится всё более актуальной: как чувствовать себя счастливым, как добиться успеха, самореализации, личностного роста. Многие родители хотят переделать своих детей в оптимистов, литературный образ Полианны стал символом счастливого преодоления препятствий. В американской психологии даже появилось отдельное направление «позитивная психология», основателем которого стал М. Салигман, всю жизнь посвятивший изучению оптимизма. С помощью перевоспитания всех людей в оптимистов можно было бы попытаться решать задачу профилактики депрессии, переживания стресса, развивать мотивацию, настойчивость, добиваться больших успехов в спорте.

Антрополог Тайгер в книге «Оптимизм: биология надежды» полагает, что оптимизм — это одна из наших наиболее адаптивных характеристик, приобретенных в ходе естественного отбора. Оптимизм или пессимизм возникают, когда люди начинают предвидеть, думать о будущем. Но люди могут представить себе в будущем ужасные события, в том числе и собственную смерть. Эволюционно должен был возникнуть механизм, который не даёт страху парализовать человека, и этим механизмом, по мнению Л. Тайгера, является оптимизм. Получается, что оптимизм — врожденная, наследуемая характеристика присущая всем людям в той или иной мере. Это наш способ выживать, справляться с кошмарами мира.

Мы все — врожденные оптимисты, так как не занимаем каждую секунду свою голову мыслями об ужасах этой жизни. Но взгляд на оптимизм, как на панацею от всех несчастий, который пропагандируется в популярных психологических статьях, особенно американских, ведёт к нереалистичными ожиданиям и впоследствии к ещё большим разочарованиям, а также к подавлению отрицательных переживаний, ограничению выражения негативных идей, а ещё — наносит вред многим людям, которые чувствуют себя какими-то «неправильными» из-за своих «неправильных» чувств. Негативные эмоции и мысли имеют право на существование, у одного американского профессора психологии Барбары Хельд даже вышла книга, которая называется «Хватит улыбаться, начинайте брюзжать!»

В сегодняшнем мире, ориентированном на достижения, предполагается, что оптимистично настроенный человек уверенно идёт к поставленной цели, а пессимист сомневается в том, что он сможет чего-то достичь. В этом есть много правды. То есть говоря об оптимизме или пессимизме мы говорим и об уверенности в своих силах, о ценности цели для этого человека. Оптимисты, сталкиваясь с препятствиями, прорываются вперёд, а пессимисты часто сдаются под разными предлогами: не справлюсь, не очень-то и хотелось, это вообще не моё.

— Можно сказать, что пессимисты — не уверенные в своих силах люди?

— Да, можно и так. В американском исследовании «Принстон-Пен» изучали влияние оптимизма и пессимизма на успешность учебной деятельности. Во-первых, они выяснили, что плохая успеваемость ребёнка часто сочетается с депрессией, а основными факторами риска являются пессимистический стиль объяснения происходящего и неблагоприятные жизненные события, такие как постоянные семейные скандалы, разводы, нестабильность в жизни. Детям сложно вырваться из круга: депрессия, пессимистичный стиль объяснения происходящего, ухудшение учебы, усиление депрессии. То есть, часто постоянно пессимистичные дети — это дети в неблагоприятных жизненных обстоятельствах и/или с депрессией. Как вам кажется, влияет ли пессимизм вашего ребёнка на учебу? Если да — значит, это сложность, с которой вполне можно что-то сделать.


— А все ли пессимисты — это дети с депрессией или жизненными трудностями?

— Нет, не все. Оказывается, у людей с повышенной тревожностью существует «защитный пессимизм» — стратегия психологической защиты. Они неосознанно снижают свои ожидания от будущих событий, чтобы меньше разочаровываться в последствии при неудаче, хотя в прошлом имели вполне благополучный опыт и нормальные результаты. И эта стратегия для них — выигрышная! Они не хуже оптимистов справляются с разного рода задачами, не оставляют попыток добиваться успеха, пробуют начинать раз за разом в случае неудачи. Тревожные люди, которые не используют такую стратегию справляются с различными задачами хуже.

Рассматривая оптимистов и пессимистов нам важно думать о сильной и слабой стороне их способностей: оптимисты более настойчивы, легче справляются с неудачами, но часто недооценивают факторы риска и переоценивают свои силы.

Пессимисты — предусмотрительны, аналитичны, внимательны к деталям. Они эффективны в профессиях, где необходимо оценивать все факторы риска. В некоторых специальностях люди с пессимистическим стилем объяснения событий оказываются более успешными и востребованными, например, среди юристов, финансовых директоров, бухгалтеров. Таким образом, и оптимисты и пессимисты могут быть эффективны в своей области знаний.

— Если кому-то так повезло, что ребёнок — оптимист, можно расслабиться и уже не воспитывать?

— Если ваш ребёнок оптимист, то, конечно, вам необходимо больше внимания уделять обучению просчётам рисков, мыслям о расчётах, рассматриванию разных последствий событий.

— А если ребёнок пессимист? Можно его сделать немного оптимистичнее?

— Есть, конечно. М. Селигман написал целую книгу «Как научиться оптимизму». Можно попробовать освоить её сначала самостоятельно, а потом научить ребёнка стратегии НМПОА: Н — неприятность, М — мнение, П — последствие, О -обсуждение, А — активизация. Применяя эту стратегию сначала:

идентифицируем неприятность, вызывающую негативные переживания,

ищем связанные с ней мнения и обсуждаем последствия, к которым приводят данные мнения.

осознав эти элементы, начинаем обсуждение неприятностей с самим собой, направленное на замену собственных негативных мнений другими, более позитивными, отвечающими оптимистическому стилю объяснения.

после того, как к негативным мнениям удастся добавить позитивные, у человека должна возникнуть активизация, подкрепляющая его новые способы объяснения. То есть, можно сделать что-то маленькое, что закрепит такой стиль мышления.

Другой метод развития оптимизма — тренинг личной самоэффективности. Цель этой процедуры заключается в развитии отдельных умений и навыков, формировании частных видов компетентности (например, тренинг настойчивости или навыков общения). Психолог дает человеку возможность пережить опыт успешного преодоления трудностей, на основе чего у него формируются позитивный уровень оптимизма. Но часто в результате происходит и улучшение отношений в школе, с учителями и детьми, в семье.

— Неужели генетика никак не влияет на рождение пессимистов и оптимистов?

— Влияет, и ещё как! В близнецовых исследованиях (это когда близнецов в силу обстоятельств воспитывают вместе или отдельно и смотрят как на них повлияли разные факторы) показано, что высокие баллы оптимизма передаются вместе с темпераментом. Но с возрастом оптимизм может как снижаться, так и повышаться, а значит, что мы можем хотя бы частично повлиять на генетически заданные особенности наших детей.

7 советов, которые помогут вырастить ребенка оптимистом


Слово «оптимизм» происходит от латинского слова «наилучший». Но что значит это понятие в современных условиях? Какую роли играет оптимизм в гармоничном развитии ребенка и как родители могут этому способствовать? Рассказывает психолог Наталья Писаренко.

Писаренко Наталья Александровна, Юнгианский аналитик, детский психотерапевт, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), РОАП (Российское общество аналитической психологии)

Писаренко Наталья Александровна, Юнгианский аналитик, детский психотерапевт, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), РОАП (Российское общество аналитической психологии)

Оптимизм и два типа людей

«Здоровый оптимизм» — это умение видеть не только светлые, но и темные стороны нашей жизни.

Сегодняшних детей и взрослых можно разделить на две группы и отметить, что многие из них мысленно живут в нереалистичном мире:

  • часть людей абсолютно пессимистична (у них в голове «сидит» такого рода ипохондрический бред: сколько ни старайся, все равно работу не найдешь; если нет блата — ты никто; скоро будет война,.). Причем, если таких людей пытаться переубедить, приводя положительные доводы из их жизни, они все равно найдут, как опровергнуть это негативом;
  • другая половина пребывает в механическом, ненормальном оптимизме. Это те, кто не умеет переносит неудачи, да и вообще не считает, что они у него могут быть. Если мы говорим о родителях этого типа, то они часто описывают своих детей с гордостью (обычно преувеличивая): «мой ребенок самый сильный, у него лидерские качества, взрослый характер». Ругают они только за то, что дети оказались слабаками или не стали самыми лучшими в чем-то. Таких родителей можно назвать перфекционистами нарциссического типа. От них часто можно услышать, что «нельзя унывать, у нас все будет хорошо, нас не могут коснуться проблемы». Но дело вовсе не в том, что это проявление оптимизма, наоборот, если случится что-то негативное, такие семьи просто не смогут пережить это. Они мыслят так: если мы не позитивны, то не можем существовать.

В поисках баланса

Во всей этой ситуации должна быть золотая середина: ребенок может быть здоровым оптимистом только в том случае, если он с детства приучен иметь дело не только с позитивными, но и с неприятными (иногда печальными, трагическими) сторонами жизни.

Конечно же, такие «неприятности» могут быть разной степени тяжести. Рассмотрим на одном примере, как на них может реагировать ребенок, которого родители тщательно оберегали от негативных эмоций или тот, кто сталкивался с ними. Например, если мама впала в депрессию и плачет, то:

  • ребенок первого типа может на это отреагировать панически (он думает, что мама его бросает);
  • а вот если его психика более зрелая, возможно он рассудит так: мама чем-то расстроена и плачет, она не хочет со мной играть и отталкивает меня. Тогда я могу поцеловать или рассмешить ее, попробовать как-то утешить.

Сталкиваясь с такого рода негативной реальностью, ребенок учится с ней справляться. Так, рано или поздно у него появляется опыт двух типов:

  • опыт перенесения этих вещей: понимание, что какая-то неприятность — это не смертельно, это пройдет. На нашем примере: если мама плачет или даже толкнула нас, то чуть позже она успокоится и все станет как прежде.
  • опыт совладания: это понимание того, что нет единого выхода из ситуации, единой реакции на нее. В данном случае можно отойти и не мешать маме, или попытаться рассмешить ее, принести чай. Из этого в том числе вырастает эмоциональный интеллект — способность понимать свои и чужие эмоции, различать их грани и грамотно на них реагировать.


Стремление обезопасить детей

Чтобы выработать здоровый оптимизм и некую «стрессоустойчивость», ребенку нужно постоянно сталкиваться с различными эмоциями и ситуациями, быть включенным в обработку как позитивных, так и негативных содержаний. Родителям же не следует изолировать своих детей от жизни такими уловками: «Нет, у нас все прекрасно, бабушка не умерла, она уехала надолго».

Все время ограждают своих детей от малейших пустяков те родители, которые сами боятся всего негативного, потому что не знают, как на это реагировать и как преподнести это ребенку. Они охотнее будут делать вид, что все прекрасно (с напускной улыбкой), но этот искусственный оптимизм не что иное, как защита от реальности, способ не видеть проблем.

Вы должно быть встречали таких детей: они всегда улыбаются, но, например, если их кто-то обзовет в детском саду, они могут кирпичом кинуть ребенку в голову. Потому что не знают, где границы, не умеют обращаться с эмоциями и адекватно действовать в таких ситуациях.


Полезные советы

Научите ребенка различать и называть свои чувства и эмоции

Родители думают, что их дети понимают все точно так же хорошо как они сами. Но это заблуждение. Все чувства и эмоции (позитивные и негативные) нужно проговаривать. Например, ребенок в 4 года выиграл на соревнованиях по плаванию, он стоит на пьедестале, все хлопают, такое первый раз в его жизни. Он не очень понимает, что происходит: шум, воспитатели несут подарки, мама вся взволнованная, что-то кричит и машет руками. Ребенок очень перевозбужден (и считывает такие же эмоции с окружающих), но не понимает, вокруг все «хорошо» или все «плохо». В такой ситуации малыш может начать плакать или даже кричать.

Задача родителей — объяснить ему, что он чувствует и что с ним происходит. Например: «ты сегодня участвовал в соревнованиях, где каждый старался плыть как можно быстрее. Все хотели победить и приплыть первыми, но ты оказался лучше всех, потому что усердно тренировался, хорошо кушал. Так бывает: кто-то проигрывает, кто-то выигрывает. Сейчас ты очень рад и взволнован, но очень устал. Видишь, Федя, который приплыл последним, очень расстроен, потому что…»

Именно проговаривая, объясняя свои эмоции, ребенок учится понимать их. В таком случае он сможет достаточно спокойно пережить победу или неудачу, не впав в истерику.

Сложные ситуации объясняйте на своем примере или в формате историй
Внедряйте в жизнь детей с раннего возраста полезные присказки-пословицы
Призывайте ребенка делиться своими проблемами, обсуждать их
Научите малыша замечать мелкие радости и делать мелкие похвалы

Пение птиц, распустившийся цветок, солнечное утро — все это наполняет нашу жизнь красками, нужно научиться видеть такие приятные мелочи вокруг. Что касается приятных слов, взрослым тоже нужно хвалить и подбадривать друг друга в присутствии ребенка, чтобы он видел эти модели поведения (как мама вкусно готовит, какое красивое платье, какой папа сильный).

Поощряйте занятия «нормальным» спортом и творчеством

То есть такие занятия должны быть «по любви», а не ради нарциссический потребностей родителей.

Сделайте дома «стену славы»

Все милые вещи, которые копятся в процессе взросления ребенка, прекрасно подойдут для этой цели: рисунки, смешные фотографии, первые грамоты, открытки от друзей, медали. Не спешите их выбрасывать, а лучше повесьте в общем пространстве, где это все смогут увидеть. Такие детали создают положительные эмоции и поддерживают ребенка.


Качества характера, которые помогут развить здоровый оптимизм

  • доброта,
  • легкость (не легкомыслие) к приключением,
  • способность переключаться с одного на другое,
  • способность искать способы утешения (упал, разбил коленку, поревел, отвлекся),
  • умение придумывать разные истории, фантазировать,
  • способность к эмпатии, пониманию мотивов и чувств других людей,
  • умение поддержать и утешить других людей, смягчить боль,
  • коллективизм (сейчас многие семьи живут в отстраненности, каждый сам за себя. Должно быть чувство плеча, дружбы, понимание, что, когда мне будет плохо есть люди, которые мне помогут, разделят со мной горе),
  • умение терпеть (когда не каждый каприз встречается с пониманием). Например: «Сейчас у меня чего-то нет, но оно у меня будет. Я могу мечтать о том, что я хочу»,
  • умение радоваться мелочам (учите детей замечать прекрасное, делайте ребенку мелкие сюрпризы, от воображаемых существ «белочка тебе передала подарок»). Сейчас многие малыши ничего не ждут, у них уже все есть. А когда нет поводов для радости, это тоже делает из детей пессимистов.

Не стройте вокруг своего ребенка непроницаемые стены, которые будут мешать ему в будущем, а просто научите видеть и любить жизнь во всем ее многообразии. А что касается проблем и неприятностей… весь вопрос в том, умеем ли мы на них грамотно реагировать. А это уже ваша педагогическая задача.

Читайте также: