Психотерапия детей: групповая и индивидуальная

Обновлено: 16.05.2024

8) Семейная психотерапия. Основана на положении о том, что расстройство пациента является следствием деструктивных внутрисемейных отношений. При этом заболевшей оказывается вся семья, у всех ее членов обнаруживаются какие-то признаки патологии. Болезнь семьи прогрессирует по своим законам, так как образуется порочный круг: неадекватные отношения порождают определенные симптомы, которые, в свою очередь, ухудшают отношения. Терапия нацелена, таким образом, на гармонизацию взаимоотношений в семье. В процесс терапии вовлекаются все члены семьи. Особенно большое значение в терапии принадлежит сенситивному тренингу, благодаря чему пациенты осознают свои анормальные чувства и побуждения, и тренингу социальных навыков - игровых методов, посредством которых формируются адекватные модели поведения.

9) Групповая психотерапия. Имеет целью формирование, тренировку (тренинг) уверенности в себе, открытости, раскованности, навыков общения посредством специально организованной групповой деятельности. В США, сообщают психологи, большинство американцев вовлекается в разного рода тренинги, где они обучаются преодолевать различные психологические проблемы. Опасность их состоит в том, что может возникать зависимость от тренеров, которые могут преследовать сомнительные или неблаговидные цели. Например, тренер сознательно добивается формирования зависимости от него, чтобы в последующем контролировать своих пациентов или чувствовать себя значительной личностью.

Групповой называют также терапию, когда врач одновременно работает с двумя-тремя и более пациентами, у которых выявлено одно и то же заболевание, расстройство. Например, так проводится аутогенная тренировка, целью которой является снижение мышечного тонуса, устранение эмоционального напряжения с последующим терапевтическим внушением или самовнушением. Нередко групповой является гипнотерапия.

Проблемы в семье и с окружающими? Нужна консультация? Позвоните нам

Психотерапия детей.

Детская психотерапия - тема достаточно деликатная, так как в лечении ребёнка должны принимать участие не только профессиональные психотерапевты, но и родители. Психологические нарушения часто появляются из-за конфликтов в семье, школе, кружках, куда ходит ребёнок, и так далее.

Когда стоит обратиться к профессионалу?

Психологические расстройства у детей выявляются наблюдением, специальной беседой, разнообразными текстами. Родителям стоит обратиться к профессионалу, когда меняется привычное поведение ребёнка, например, он становится более непослушным, пытается привлечь к себе внимание вызывающим поведением, появляется тревожность, депрессия, проблемы с обучаемостью. Нельзя исключать ситуации, когда следует обратиться к профессионалу и без внешних признаков расстройства, например, если ребёнок пережил какое-либо насилие, столкнулся с разводом родителей или с пренебрежением со стороны семьи.

Как работает детская психотерапия?

С детьми, как и со взрослыми, используется диалог, однако в беседе с ребёнком профессионалы часто обращаются к элементу игры, с помощью которой удаётся лучше сосредоточиться на том, как ребёнок думает, что чувствует и как действует. Существует терапия, направленная на разрешение подсознательных конфликтов. Именно в этом подходе особенно актуальна игра, так как она позволяет ребёнку преодолеть эмоциональные зажимы и страхи. С помощью игры психотерапевт может безболезненно проникнуть в мир ребёнка, что способствует раскрытию его внутреннего конфликта. Другой способ направлен на помощь в адаптации, в изучении новых моделей поведения. Неотъемлемой частью такой психотерапии является похвала за желательное действие. С помощью этого подхода можно также убрать определённые страхи. Следующий метод учитывает индивидуальные способности и мышление каждого отдельного ребёнка. Психотерапевт обращает внимание на то, как именно пациент воспринимает и перерабатывает информацию, что помогает подготовить ребёнка к каким-либо непредвиденным обстоятельствам. Важна также семейная психотерапия, она может включать в себя вышеупомянутые подходы, однако в данном случае лечение сосредоточено на взаимодействии ребёнка с членами семьи.

Как проходит процесс лечения?

Прежде всего, ребёнку должно быть спокойно с психотерапевтом, чтобы маленький пациент активно участвовал в процессе лечения. Характер помощи зависит от особенности нарушения. Индивидуальная и семейная психотерапии лучше всего помогают при проблемах в поведении. В зависимости от случая, ребёнку могут назначить индивидуальные сеансы, а иногда достаточно будет участия в специальных программах. Бывают и ситуации, когда психотерапия проводится в лечебном заведении. Длительность зависит от выбранного метода, поэтому может занимать от нескольких месяцев до нескольких лет. Подавляющее число детей, которым требуется помощь психотерапевта, чувствуют себя намного лучше после окончания лечения.

Как научиться слышать своего ребёнка?

Самое сложное для родителей - оставаться нейтральными слушателями, слишком часто ребёнок начинает раньше времени слышать советы, сравнения с кем-либо, или же, что ещё хуже - ругань. Первое, что нужно понять каждому родителю - ребёнку нельзя мешать, нельзя пугать и отталкивать своей реакцией, даже если он рассказывает что-то, что может Вам не понравиться. Ваша субъективная оценка может помешать ему выразить свои чувства и самого себя. В проблемной ситуации стоит показать ребёнку, что Вы на его стороне, чтобы малыш не чувствовал себя одиноким с тем, что его беспокоит. Кроме того, ребёнку следует давать шанс на самоанализ и самоопределение, не вмешиваясь, а лишь помогая и поддерживая. Подобное слушание своего ребёнка вернётся и к Вам - через некоторое время он сам начнёт больше к Вам прислушиваться.

Методы детской психотерапии

Детская психотерапия - что это?

Для некоторых родителей поход к детскому психологу равноценен признанию в собственном бессилии и воспитательской некомпетентности. Но это неправильная позиция, ведь психотерапия - серьезная наука, и нужна она не только взрослым людям, дети испытывают сложные эмоциональные проблемы ничуть не меньше. Нужно помнить, что если проигнорировать проблему в детском возрасте, она может наложить отпечаток на всю последующую жизнь человека, поэтому работать с детскими травмами и тревогами должен подготовленный, хорошо обученный специалист.

Сегодня мы поговорим о том, какие проблемы решает детская психотерапия и какие методы использует психолог, работающий с детьми и подростками.

Что такое детская психотерапия?

Детская психотерапия - что это?

Детской психотерапией называют подраздел психотерапии, который включает множество разных методов и мероприятий для восстановления эмоционального здоровья и поведенческих реакций у детей. В процессе консультаций детский терапевт должен учесть все факторы, которые влияют на становление личности малышей: особенности социальной среды, способы воспитания в семье, возраст и пол ребенка.

Обращаться к специалисту нужно в тех случаях, когда необходимо найти причину психологических отклонений и скорректировать мышление и поведение.

Одно из важных умений психотерапевта - создать доверительную атмосферу, суметь расположить к себе ребенка любого темперамента и любого возраста - от гиперактивного до застенчивого, от малыша до подростка. Только при полном доверии возможно подобрать наиболее подходящие способы воздействия на психику, наладить отношения ребенка с родителями, педагогами, сверстниками, научить его управлять своими эмоциями.

Когда следует обратиться к специалисту?

Детская психотерапия - что это?

Родителям часто бывает сложно распознать, ведет ли себя малыш в соответствии с возрастными особенностями или у него серьезные трудности и требуется помощь грамотного специалиста.

На наличие проблемы могут указывать следующие ситуации. Если ребенок:

агрессивен, и это состояние плохо поддается контролю;

испытывает сложности в общении;

плохо адаптируется в новом коллективе (детский сад, школа, секции);

плохо спит, часто просыпается, ему снятся кошмарные сны;

у него нарушен аппетит, наблюдается резкое снижение или повышение веса;

стал хуже учиться;

отказывается от любимых ранее занятий;

жалуется на страх и постоянное чувство тревоги;

выполняет странные ритуалы, остро реагирует, если они по какой-то причине нарушаются;

конфликтует с родителями и близкими;

не уверен в себе и своих силах;

тяжело переживает развод родителей или смерть близких родственников;

жалуется на недомогания, которые не подтверждает врач.

Также детский психотерапевт окажет помощь детям с задержкой психоречевого развития или с проблемами аутичного характера.

Родителям следует помнить, что даже незначительные нарушения поведения целесообразней будет скорректировать, дабы избежать тяжелых расстройств в будущем.

Методы работы с детьми

Детская психотерапия - что это?

Специалист работает не только с ребенком, но и с его окружением (родственниками, воспитателями, педагогами). При помощи тестов, бесед, занятий с элементами игры терапевт формирует определенные ситуации и наблюдает за поведением и реакцией ребенка, чтобы выяснить причину расстройства.

Не секрет, что лучше всего дети обучаются и воспитываются в процессе игры. Поэтому для выявления проблем и их коррекции психотерапевт использует следующие методы:

рассказывает поучительные истории, сказки, легенды;

предлагает малышам самим стать авторами рассказов (такой метод как бы обостряет эмоции и воображение ребенка, в результате чего возникает доверие и понимание между специалистом и маленьким пациентом);

включает в терапию игры (с песком, куклами и другие);

использует методики лепки, скульптурирования и графики (рисуя или создавая поделки из пластилина, малыш бессознательно делится своим внутренним состоянием и зрительными образами);

разыгрывает ролевые сценки с участием детей (техника позволит ребенку лучше понять себя и выразить свои настоящие желания);

работает с метафорами (косвенные метафоры помогут малышу преодолеть страх и фобии, отвлечься от негативных ощущений или заболеваний);

учит детей простым способам расслабления и релаксации.

Освоить профессию психолога-консультанта и подробно изучить все техники работы с детьми и подростками можно на дистанционном курсе профессиональной переподготовки по детской психологии в нашей Академии, а мы сейчас расскажем лишь о самых популярных и эффективных методах, которые применяются в детской психотерапии.

Игротерапия

Детская психотерапия - что это?

Игра - это основной вид деятельности ребенка. При помощи игры можно не только развивать и учить, но и понизить уровень страха, бороться с излишней стеснительностью и замкнутостью, подавлять неконтролируемую агрессию, улучшать настроение. Именно в игре малышу будет легче всего взаимодействовать со сверстниками, поэтому метод игротерапии считается высокоэффективным.

Характерные особенности психотерапевтической игры в том, что нужно выполнять оговоренные правила для решения задач, при этом игровая форма позволит малышу отвлечься от непростой реальности и погрузиться в захватывающее действие. Ситуации в игре можно и нужно менять, чтобы научить маленьких пациентов легко адаптироваться к новым условиям.

Игра должна быть простой, понятной, интересной и включать в себя:

роли, которые будут исполнять дети;

действия, которые будут совершать дети в соответствии со своими ролями;

отношения, которые будут возникать в процессе между участниками.

Психолог, который проводит игровые занятия, должен:

создать максимально дружественную атмосферу;

обеспечить сопереживание и поддержку ребенку;

отразить детские эмоции точно и понятно;

обеспечить в процессе игры все условия, чтобы активизировать необходимые переживания ребенком тех чувств, которые помогут ему уважать себя, понять себя и измениться.

Если позволить детям самим устанавливать правила и условия в игре, это активизирует их самостоятельность, научит принимать решения. Игротерапия может проводиться индивидуально, в небольшой группе или в условиях образовательного учреждения (школы, садика).

скорректировать агрессивное поведение;

улучшить психологическое состояние ребенка после развода/расставания родителей;

наладить состояние детей, подвергшихся физическому или психологическому насилию;

понизить уровень тревожности, убрать страхи;

преодолеть замкнутость и необщительность;

улучшить успеваемость, навыки чтения и письма;

развить речевые функции;

пережить травму или кризисный период;

облегчить состояние при соматических недугах.

Важно! Игровой метод принесет желанный эффект только в том случае, если психолог будет способен понять ребенка и принять его чувства.

Драматерапия

Детская психотерапия - что это?

В основе этого популярного метода - разыгрывание детьми ролей. Терапевт выступает в качестве режиссера, выбирает проблемную тему (это может быть определенная задача, сложная ситуация или вопросы, на которые нужно получить ответ), а затем проигрывает ее с детьми.

Нужно понимать, что драматерапия не даст мгновенного исцеления. Чтобы добиться результатов потребуется время на завоевание доверия детей, ведь ребенок может полноценно раскрыться в импровизации, только будучи уверенным и спокойным.

Во время занятий дети активно взаимодействуют друг с другом, а терапевт следит за их реакциями и поведением. Процесс драматерапии специалист выстраивает следующим образом:

готовит детей к общению и психологическому раскрытию;

создает сценарий, учитывая ситуации из прошлого детей, чтобы показать им решение проблемы в новом варианте;

возвращает детям позитивный взгляд на мир и окружающую обстановку.

Занятия помогут детям:

развить коммуникативные навыки;

сплотиться и подружиться;

обучиться эффективным приемам контроля над своими эмоциями;

преодолеть замкнутость в незнакомом коллективе;

скорректировать нарушения поведения;

развить фантазию и воображение;

расширить диапазон поведенческих реакций и репертуар ролей, которые встречаются в жизни;

повысить уверенность в себе и своих возможностях;

научиться возвращаться в прошлые события и заглядывать в будущее;

найти новые позитивные и творческие способы взаимодействия с миром.

Специалисты используют драматерапию в работе с детьми, которые:

имеют личностные проблемы;

испытывают трудности в отношениях с родителями;

страдают пограничными расстройствами, страхами и психосоматическими заболеваниями.

Куклотерапия

Детская психотерапия - что это?

Метод психокоррекции включает игры с куклами, в которой маленький пациент на бессознательном уровне показывает окружающую его действительность (в том числе, травмирующую ситуацию). Наблюдая за такой игрой и непосредственно участвуя в ней, опытный терапевт способен проследить отношения малыша с другими людьми. Несомненный плюс куклотерапии в том, что игра - это естественное состояние детей, именно играя, они легче раскрываются, поэтому выявить проблемы и изменить психику ребенка достаточно просто.

В терапии применяются разные куклы: пальчиковые, марионетки, веревочные перчаточные и другие. Можно играть с готовыми куклами или создать персонажи с нуля вместе с ребенком.

Этапы куклотерапии следующие:

Выбор и/или создание куклы. На этом этапе следует проявить максимальное сопереживание малышу для установления доверия. Можно поинтересоваться, какие у ребенка любимые герои сказок или мультфильмов, учесть его пожелания: из какого материала будет его кукла, какого цвета и размера. Создавать куклу нужно обязательно вместе, это снимет у крохи напряжение и даст ощущение поддержки. В процессе создания и после можно задавать малышу вопросы: «Какое имя у твоей куклы?», «Сколько ей лет?», «Она уже ходит в школу?», «У нее есть сестры или братья?», «Что она любит делать?».

Обучение ребенка действиям с куклой (кукла села, встала, побежала, поздоровалась за руку, исполняет танец, поет, готовит обед).

Постановка сценок, разыгрывание сказочных историй, обыгрывание ситуаций с использованием кукол.

укрепляет психическое здоровье;

снимает эмоциональное напряжение;

развивает самопознание, воображение, память;

улучшает адаптацию в обществе;

учит выходить из конфликтных ситуаций;

избавляет от детских страхов.

Психологи советуют применять куклотерапию в работе с детьми:

испытывающими трудности в адаптационный период в школе или детском саду;

при эмоциональной травме;

у которых присутствуют нарушения поведения;

имеющими конфликты в семье или коллективе.

Песочная терапия

Детская психотерапия - что это?

При помощи метода достигается стойкий положительный результат у детей с психосоматическими заболеваниями. В терапии песком используют деревянный ящик, не пропускающий влагу (иногда песок смачивают водой) и окрашенный в голубой или другой спокойный цвет. Песок должен быть приятный на ощупь и не слишком крупный. Сами игрушки небольшого размера, обычно это:

куклы или фигурки, которые изображают людей;

фигурки животных (игрушечные или вылепленные из пластилина);

предметы домашнего быта (дома, машинки, мебель, посуда, флаконы, коробочки);

положительные и отрицательные персонажи из сказок или мультфильмов;

веточки деревьев, цветы, листья.

Сначала малыша знакомят с песком и его свойствами, предлагая ему нарисовать пальцами в песочнице круги и линии, набрать песок в ладошки и высыпать его, зарыть ручки в песок, а уже после переходят к упражнениям и играм.

Водя руками по песку, терапевт показывает, какие волнистые следы остаются на песке, рассказывает о своих ощущениях ребенку и просит того повторить действие и тоже поделиться, что он чувствует, задавая наводящие вопросы: «Какой песочек? Он сухой или влажный? Гладкий или шершавый? Твоим ручкам приятно сыпать песок или нет?». Такое упражнение разовьет моторику и научит малыша озвучивать свои ощущения.

Ребенку предлагается создать дождь из песка. Сначала мелкий (из одной ладошки), потом сильнее, и наконец - мощный ливневый дождь (из обеих ладоней). Упражнение даст малышу ощущение причастности к окружающему миру, уменьшит страх и тревожность, поспособствует снижению агрессии.

«Игра в семью». Малыш выбирает фигурки, которые будут изображать членов его семьи и инсценирует, например, семейное чаепитие, расположив «маму», «папу», «сестру» и «себя» за столом с игрушечными чашками. Опытный психолог сможет определить, кто в семье маленького пациента имеет авторитет, по какому поводу родственники ссорятся, дружны ли они.

«Игра в друзей». Ребенок выбирает среди игрушек своих друзей, дает им имена и разыгрывает с ними сценки из жизни. Инсценировка расскажет психологу о трудностях малыша в общении со сверстниками, воспитателями или учителями, а со временем научит кроху справляться с конфликтными ситуациями.

«Сказочный сюжет». Терапевт предлагает ребенку создать свой собственный сказочный мир, дав малышу полный карт-бланш в выборе персонажей и волшебной обстановки. Такая начальственная позиция сделает ребенка счастливым, а в реальности научит ответственности и повысит самооценку.

Задачи и виды групповой психотерапии

Польза групповой психотерапии

Сегодня люди все чаще и охотнее обращаются за помощью к психологу, правда, при этом отдают предпочтение индивидуальному формату встреч. Разговоры один на один с терапевтом кажутся более безопасными, комфортными, конфиденциальными. Между тем, есть ряд ситуаций, когда работа в группе позволит достичь большего эффекта и значительно быстрее.

Что такое групповая терапия и чем она принципиально отличается от индивидуальной? В каких случаях коллективный разум может оказаться гораздо полезнее и продуктивнее встреч тет-а-тет? Поговорим об этом в нашей статье.

Что такое групповая терапия и в чем ее особенности?

Польза групповой психотерапии

Групповая психотерапия - это метод решения эмоциональных, поведенческих, личностных и межличностных проблем, инструмент самосовершенствования, терапевтический эффект которого основан на взаимодействии и взаимовлиянии людей в небольшом коллективе - психотерапевтической группе. Члены этого мини-сообщества могут быть объединены схожей жизненной ситуацией, зависимостью и т. д.

Такие группы могут создаваться не только для коррекции психических нарушений, но и для того, чтобы их участники больше узнали о себе, научились лучше понимать самих себя, поняли, к чему стремятся, каких целей хотят достичь, какое направление для этого нужно выбрать и какие способы применить.

Управляет терапевтическим процессом, модерирует его, следит, чтобы не возникало травмирующих моментов, ведущий - эксперт, психотерапевт. Его задача так построить групповую работу, чтобы незнакомые друг с другом люди, разные по темпераменту, степени открытости/закрытости, могли расслабиться, почувствовать себя комфортно и поделиться с одногруппниками своими страхами, сомнениями, проблемами, установками.

Главное отличие группового формата от индивидуальных сессий заключается в том, что эффект от контакта с психотерапевтом многократно усиливается воздействием каждого из участников в отдельности и всей группы в целом.

Состояние группы меняется под влиянием внешних и внутренних факторов - событий, взаимоотношений участников внутри сообщества, их взаимодействия с терапевтом. Эти трансформации, развитие составляют групповую динамику, в которой специалисты выделяют три уровня:

первый - уровень отдельного человека и его собственная динамика;

второй - уровень межличностного взаимодействия участников мини-коллектива;

третий - ситуация внутри группы, изменение состояния всей группы как единого целого.

Именно благодаря такому многоуровневому воздействию психотерапевтическая группа обладает мощным потенциалом, который важно правильно использовать.

Цели и задачи групповой терапии

Польза групповой психотерапии

Психотерапевтический эффект достигается посредством взаимодействия участников группы друг с другом и со своим терапевтом. В ходе такой совместной работы каждый пациент раскрывается: его особенности, наклонности, приоритеты, проблемы выходят на поверхность, а сам он получает возможность посмотреть на себя со стороны, увидеть и услышать разные точки зрения, поделиться своим опытом и узнать о том, как одногруппники переживают подобные или совсем непохожие ситуации.

Обозначим основные цели групповой психотерапии:

выявить проблему каждого участника, помочь понять и изменить свое состояние;

изменить привычные, но ошибочные, малоэффективные или деструктивные схемы мышления и поведения;

устранить негативные симптомы;

улучшить коммуникативные навыки;

улучшить общий психоэмоциональный фон;

облегчить адаптацию в социуме;

раскрыть личностный потенциал каждого участника группы и найти пути самореализации;

повысить работоспособность и способствовать карьерному росту;

выработать позитивную жизненную позицию;

принять ответственность за каждый свой выбор и возможные риски.

Для достижения этих целей в ходе групповой психотерапии решаются следующие задачи:

понять, какова связь между психическими, биологическими, генетическими особенностями пациента и проблемной ситуацией, в которой он находится;

осознать, что нужно менять в отношениях с важными для него людьми;

повысить самооценку и научиться позитивно относиться к себе;

научиться понимать и принимать свои эмоции;

по-новому посмотреть на свой прошлый опыт;

развить навыки непринужденно общаться с разными людьми;

научиться идти на контакт и эмоционально раскрываться.

Кроме того, групповая форма психотерапии - это возможность сымитировать проблемную ситуацию и проработать ее в режиме реального времени, не дожидаясь, пока жизнь преподнесет сюрприз в самый неожиданный момент.

Преимущества работы в группе

Польза групповой психотерапии

Рассмотрим главные преимущества групповой формы работы:

В группе человек понимает, что он не одинок - есть множество других, совершенно разных людей со схожими психотравмами, навязчивыми мыслями, деструктивными установками, зависимостями.

Группа дает колоссальную поддержку и моментальную обратную связь от других участников этого мини-коллектива, что может быть гораздо важнее, чем самое профессиональное мнение одного психотерапевта.

Группа обладает собственной энергетикой - каждый пришел туда со своей проблемой и желанием ее решить. Возникает ощущение единения, получается мощный посыл, который энергетически подпитывает всех без исключения.

Участники группы делятся не только своими историями, но и своим опытом проживания этих историй. Это отличная возможность посмотреть на вещи под другим углом, увидеть разные варианты выхода из проблемной ситуации, оценить последствия, а потом и применить новые знания на практике.

При высокой эффективности стоимость сеанса в психотерапевтической группе существенно ниже, чем стоимость индивидуальной сессии.

Если в индивидуальном формате работы человеку приходится быть активным участником процесса, то в психотерапевтической группе он может побыть пассивным наблюдателем. Это может снизить степень сопротивления, но при этом все равно обогатит опыт.

Каждая психотерапевтическая группа - это маленькое сообщество, маленькая модель мира, которая гораздо ближе к реальности, чем сеанс, который проходит один на один с терапевтом. В группе участники взаимодействуют между собой, строят отношения разного формата, общаются, обмениваются мнениями, эмоциями, опытом, который затем будет проще перенести в реальную жизнь.

Постоянный контакт с одногруппниками развивает человека, помогает ему усвоить новые правила, стили общения, учит адаптироваться в новых, поначалу некомфортных условиях.

Общение с другими людьми раскрывает возможности и способности человека, учит его понимать себя, свои мысли, эмоции, укрепляет его уверенность в себе.

Несмотря на все положительные моменты, есть у групповой психотерапии и свои минусы:

Не каждую тему можно проработать в формате группы (например, физическое насилие).

Если на индивидуальных сеансах все внимание терапевта сфокусировано на проблемах одного человека, в группе оно равномерно делится на всех участников.

Нет гарантии, что все запросы, с которыми человек пришел в группу, будут проработаны и удовлетворены.

Одно из условий психотерапевтических сеансов - доверие и полная конфиденциальность. Терапевт обязан придерживаться норм и правил профессиональной этики. Участники так же обязуются не распространяться за пределами группы о том, что происходит на сеансах. Но человеческий фактор никто не отменял. А значит, мнительному человеку будет очень сложно перестать тревожиться и полностью раскрыться в присутствии одногруппников.

В группе может оказаться человек, который в силу своих личностных качеств не сможет решать собственные вопросы и будет мешать поиску эффективного решения проблем другим участникам.

Эмпатия, взаимоуважение, стремление быть искренним, открытым, взаимопонимание, которые необходимы для работы в группе, могут сослужить плохую службу. После таких «тепличных» условий участники рискуют столкнуться с жестокой реальностью, что будет серьезным ударом.

Виды психотерапевтических групп

Польза групповой психотерапии

Психотерапевтические группы классифицируют по нескольким критериям:

в зависимости от того, какую цель преследуют участники мини-коллектива - лечение расстройств, самосовершенствование или решение личностных проблем, различают:

группы совершенствования личности или обучающие тематические группы (группы встреч, тренинговые группы);

группы консультирования (или решения проблем);

лечебные или клинические психотерапевтические группы (амбулаторные или стационарные, группы реабилитации);

группы психологического просвещения;

группы поведенческой терапии;

группы трансактного анализа;

группы рационально-эмоциональной терапии и т. д.;

малые (5-6 человек);

большие (до 30 человек);

однородные (когда между участниками группы нет кардинальных различий);

неоднородные (если у участников разные проблемы, интересы, взгляды на жизнь, они разного пола и возраста);

открытые (когда состав может меняться);

закрытые (когда состав группы остается одинаковым на протяжении всего курса терапии, а количество сессий определено заранее).

Показания и противопоказания для групповой терапии

Польза групповой психотерапии

Групповая форма работы может быть полезна

если есть сложности в общении, в завязывании отношений с людьми, их сохранении или завершении;

если имеющиеся отношения не удовлетворяют, а что и как в них можно изменить (и можно ли), человек не понимает;

если надоело одиночество и нужна группа поддержки;

если хочется лучше понимать других людей и себя самого;

если не получается сформулировать свои собственные цели в жизни и непонятно, куда дальше идти и что делать.

Метод групповой психотерапии помогает

преодолеть страхи, фобии, навязчивые состояния, неврозы;

избавиться от зависимости (алкогольной или никотиновой, наркотической, компьютерной, игровой и т. д.);

устранить личностные, невротические расстройства;

облегчить состояние пациентов с тяжелыми соматическими недугами (диабетом, дистрофией мышц, рассеянным склерозом и др.) и поддержать их близких;

пережить психологический кризис, связанный с тяжелой утратой.

Но есть люди, которым групповая психотерапия противопоказана. Не рекомендуется использовать такую форму терапии

при психических расстройствах в период обострения;

при неизлечимых заболеваниях или инфекциях;

при низком уровне интеллекта;

при психозах (особенно если они сопровождаются бредом, галлюцинациями, склонностью к физическому насилию);

при нарушении когнитивных функций;

при наличии физических недостатков.

Основные методы терапии в групповом формате

Польза групповой психотерапии

Групповая психотерапия предполагает использование таких методов работы, как групповая дискуссия, психодрама и психогимнастика, музыкотерапия и проективный рисунок.

Групповая дискуссия - это основной метод психотерапии, который представляет собой спонтанные разговоры. Предметом обсуждения может стать биография пациента, конкретная тема или интеракции (взаимодействия между членами группы), что определяет направление дискуссии - она может быть биографической, тематической или интеракционной. В ходе сеанса направления дискуссии меняются - например, с обсуждения ролей участников группы внимание переключается на конкретного пациента, анализ его поведения, а затем - на какую-то общую тему, которая будет интересна для всех.

Психодрама представляет собой ролевую игру. Участники схематично разыгрывают проблемную ситуацию, которая волнует одного из них. Такие инсценировки помогают быстрее уловить модель поведения, понять, что происходит, пережить определенные эмоции и обнаружить новые схемы действий. После того как ситуация разыграна, участники обсуждают ее ход, делятся мыслями, переживаниями, ассоциациями, собственными воспоминаниями. Это помогает переосмыслить проблему, конфликт, избавиться от деструктивных стереотипов поведения, понять, как можно реагировать на проблему.

Психогимнастика - способ выражения своих эмоций, переживаний с помощью мимики, пантомимы, движений. На подготовительном этапе снимается напряжение, устраняются зажимы, страхи, активизируется внимание к собственным движениям и действиям других участников. На втором этапе участники без слов «высказываются» на заданные темы, которые могут быть предложены терапевтом или самими участниками. Завершающий этап - обсуждение увиденного, обмен эмоциями, мнениями, опытом.

Музыкотерапия - метод, в котором главным лечебным средством становится музыка. Участники слушают музыкальные произведения, которые предварительно отобрал терапевт, а затем обсуждают свои мысли, эмоции, фантазии, воспоминания по этому поводу. При этом музыка создает определенную атмосферу, тонизирует или наоборот расслабляет, заряжает энергией и оптимизмом.

Проективный рисунок. Этот метод помогает выявить проблемы, о которых пациенту сложно говорить. Участники рисуют на заданную тему. Мастерство художника и качество получившейся картины значения не имеют. Темы могут быть самые разные - от самого неприятного воспоминания до портрета психотерапевтической группы. Когда рисунок готов, его обсуждают, обращая внимание на композицию, цвет, размеры, форму и т. д. Рисунок становится отражением того, как пациент переживает конкретную ситуацию.

Каждый из представленных методов может применяться как самостоятельно, так и в комплексе.

Если вы хотите изучить особенности групповой психотерапии и этапы ее проведения, разобраться в основных методах, техниках и приемах, научиться организовывать и проводить занятия в разных возрастных группах, приглашаем вас в нашу Академию на курс «Групповая психотерапия в практике психолога».

Детская психотерапия

Детская психотерапия включает в себя методики и подходы для лечения детей и подростков с различными психическими заболеваниями. Данная терапия имеет положительное влияние на ребенка и его окружение. Она проходит в несколько этапов. Вначале психотерапевт должен установить доверительные взаимоотношения с ребенком и снять острую симптоматику. Детский психотерапевт осуществляет диагностику психических расстройств и постановку целей для дальнейшей работы. Психотерапевт контролирует полученный терапевтический результат и проводит сессии, направленные на предотвращение возможных рецидивов.

Для детей и взрослых обычно используют различные виды терапии. Например, психоанализ часто применяется для взрослых, но редко для детей. Причиной этого является то, что ребенок не может понять и точно описать свое состояние словами. Поэтому в детской психотерапии используют игровые приемы, которые позволяют оценить состояние пациента. Во время игровой терапии ребенок учится строить отношения. Ее проводят при таких проблемах, как: фобии, замкнутость, нарушения поведения и пр.

Также для работы с детьми применяется клиент-центрированная психотерапия. Она проводится с целью самопознания и обучения ребёнка навыкам самоуправления. Во время сессии он может играть по своему усмотрению. Специалист в это время не управляет ребенком, а способствует его раскрытию. Детский психотерапевт проводит работу не только с ребенком, но и с его семьей.
Для построения эффективной работы детскому психотерапевту необходимо учитывать целый ряд факторов:

  • ситуативные проблемы,
  • семейные проблемы,
  • поведенческие и когнитивные проблемы,
  • нарушения эмоционального поведения,
  • личностные расстройства,
  • биологические отклонения.

Учитывая все перечисленные факторы, детский психотерапевт комплексно использует вариации психотерапевтических подходов в рамках одной формы психотерапии с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Выделяют несколько периодов развития:

  1. становления личности ( от 2,5 до 4 лет),
  2. застенчивости ( от 4 до 7 лет),
  3. адаптации в школе ( от 7 до 8 лет),
  4. адаптации в коллективе ( от 9 до 11 лет),
  5. подростковый ( 11−20 лет).

С учётом этих периодов также подбираются определённые психотерапевтические техники. Специалисты отмечают, что чем младше ребенок, тем менее дифференцированы его психические расстройства. Психические расстройства у детей труднее поддаются коррекции.

В период самоутверждения и становления личности, кроме лечебно-психологической коррекции поведения, включают игровую психотерапию, которая направлена на формирование коммуникативных навыков при общении с ровесниками.

Детский психотерапевт подбирает темы занятий в период застенчивости индивидуально с учетом конкретного психического расстройства ребенка. При этом расширяется среда психотерапевтического влияния, и проводятся индивидуальные и групповые занятия.

Психотерапия в период адаптации направлена на обучение преодолению трудностей, возникающих в процессе коммуникации. Кроме различных видов психотерапии применяются поведенческие методы.

Психотерапия подростков переориентируется с личностно-ориентированной на семейную и групповую. Поведенческие методы становятся менее значимыми.

В современной медицине при лечении психических расстройств обязательно применяют семейную психотерапию. На данных сессиях родителей обучают тому, что на здоровье ребёнка оказывает влияние также и поведение окружающих. Сеансы семейной психотерапии благотворно влияют не только родителей, но и на детей. Психолог моделирует ситуацию, на которую все члены семьи могут посмотреть изнутри, и помогает выбрать решение. Из вышеуказанного следует, что выбор метода детской психотерапии зависит от нервно-психического периода развития ребенка, а также его индивидуальных особенностей.

Ваш ребенок нуждается в квалифицированной помощи? Звоните, мы готовы Вам помочь!

Читайте также: