Позвоночник танцора. Грудная клетка и мышцы туловища у артистов балет

Обновлено: 03.05.2024

Идеальная осанка так и останется недостижимой мечтой, если вы игнорируете занятия спортом. Какие же упражнения помогут добиться результата быстро и ценой минимальных усилий?

Стройная шея, подтянутое тело, грациозная и легкая походка — это лишь одни из многих преимуществ правильной осанки для внешней красоты. Но намного важнее ее роль для здоровья и молодости организма в целом. Вместе со специалистами федеральной сети клиник экспертной онкологии «Евроонко» составили комплекс упражнений, которые приблизят вас к осанке, как у профессиональных спортсменок.

Что такое осанка, и почему с ней часто возникают проблемы?

Осанка — это привычное вертикальное положение тела человека, и зависит она от сформировавшейся двигательной памяти. Мы привыкли думать, что проблемы с позвоночником приводят к головным болям, давлению, перепадам настроения. На самом деле, все наоборот — чаще всего именно эти «последствия», связанные с нервной системой человека, приводят к неправильной осанке, а не наоборот (читайте также: «Держи ровно: как позвоночник связан с нашим здоровьем и эмоциями»).

«Дети рождаются с ровным позвоночником, и у них еще отсутствует сформированный двигательный стереотип. И только постепенно, благодаря развитию нервной системы, ребенок учится выполнять простейшие движения, включая подъем головы, ползание, ходьбу и др. Ведь, чтобы сделать малейший шаг, мышцы должны получить импульс от мозга на выполнение этого движения. Так и формируется двигательный стереотип, а с ним мышечные изгибы и начинает образовываться осанка. И именно последовательные изменения структур нервной системы, развитие костей и управление мышечным тонусом ведут к появлению той или иной осанки», — поясняет врач-невролог, д.м.н. Станислав Николаевич Янишевский.

Позвоночник танцора. Грудная клетка и мышцы туловища у артистов балет

Позвоночный столб представляет собой основную ось тела и состоит из 32-34 позвонков. В шейном отделе-7 позвонков, грудном-12, поясничном-5, крестцовом 4-5 и копчике 4-5 позвонков. Каждый позвонок имеет тело, дугу и отростки - суставные, поперечные и остистые.

Позвоночный столб образует четыре кривизны - шейную с выпуклостью вперёд( шейный лордоз) , грудную с выпуклостью кзади (грудной кифоз), поясничную с выпуклостью кпереди (поясничный лордоз) и крестцово-копчиковую с выпуклость кзади на уровне 4го крестцового позвонка.

Большое значение для функции позвоночного столба имеет химический состав межпозвоночного дисках. С возрастом содержание воды в нём уменьшается и вследствие этого снижаются его эластические свойства, развиваются дегенеративные изменения, уменьшается рост человека.

Большая подвижность позвоночного столба способствует созданию устойчивости (апломба) артиста балета в большом разнообразии поз и движений. Эта подвижность развивается у будущих артистов балета ещё в залах хореографического училища. Следует отметить, что движение позвоночного столба у артистов балета тесно связаны с положениями и движениями верхних и нижних конечностей, таза, головы. Благодаря взаимодействию всех частей тела создаётся красота и выразительность поз во время танца.

Профессия артиста балета накладывает свой отпечаток на строение позвоночного столба и у танцовщиков. В следствие поддержек партнёрш во время танца мышцы туловища у них распределяются так, чтобы с минимальным напряжением производить тяжёлую физическую работу - поднимать балерину. У танцовщиков от кривизны поясничного лордоза. У них рано появляются признаки дегенеративных изменений межпозвоночных дисков, т. е. рано развивается остеохондроз и деформирующий спондилез и снижение роста.

Повреждения и заболевания позвоночного столба

Прямой механизм травмы, при котором возможно повреждение позвоночного столба - это удар по спине или спиной о твёрдый предмет. В этом случае возможны переломы отдельных элементов позвонков.

Балет, как и спорт, оказывает самое благоприятное воздействие на развитие организма человека. Однако большие физические нагрузки, современный танец могут явиться причиной как повреждений, так и заболеваний позвоночного столба. В силу особенностей строения позвоночного столба повреждения и заболевания его наиболее часты в области поясничного отдела, как костной основы, так и связочного аппарата и межпозвоночных дисков.

Перелом тел позвонков. Непрямая травма в этом случае является наиболее частой причиной возникновения компрессионных переломов тел позвонков.

Повреждение связочного аппарата включают травмы надостистых, межостистых и жёлтых связок, которые имеют большое значение в стабилизации позвоночного столба. Связочный аппарат травмируется чаще в момент резкой остановки движения и удержания партнёрши над головой, когда поясничный отдел находится в состоянии экстензии, а в некоторых случаях и гиперэкстензии.

Перелом отростковых позвонков. Переломы поперечных отростков у артистов балета встречаются редко, но приносят много неприятностей в отношении профессиональной деятельности. Возникают эти переломы в результате резкого сокращения мышц спины и локализуются чаще в области поясничного отдела позвоночного столба.

Перелом дуги позвоночника может возникнуть при исполнении танца - модерн в результате резкого переразгибания позвоночного столба. Могут быть переломы со смещением и без смещения или костных фрагментов…

Заболевания позвоночного столба

Позвоночный столб окружён большим количеством мышц, большинство из которых прикрепляются сухожильными продолжениями к различным его отделам. При перегрузках этих отделов у артистов балета возникают боли в позвоночном столбе, мышцах спины и поясницы, которые уплотнены и напряженны; возникает скованность в движениях.

Врождённые аномалии развития позвоночного столба. Наиболее часто встречаются люмбализация 1го крестцового позвонка, сакрализация 5го поясничного позвонка, спондилолиз, незаращение душек позвонков, т. е. проявление диспластичного синдрома развития.

Сакрализация 5го поясничного позвонка заключается в сращении 5го поясничного позвонка с 1м крестцовым!

Люмбализация- это аномалия развития нижнепоясничного отдела позвоночного столба, когда 1й крестцовый позвонок отделён частично или полностью от крестца и является последним добавочным (6м) поясничным позвонком.

Спондилолиз- это нарушение процесса слияния ядер окостенения, которое заключается в разъединении межсуставного отдела дуги позвонков.

Остеохондроз и деформирующий спондилез. Дистрофичное заболевание позвоночного столба, ведущее к нарушению функции и структуре тел позвонков и межпозвоночных дисков.

Шейный остеохондроз чаще встречается у балерин, а пояснично - крестцовый остеохондроз преимущественно у танцовщиков, у которых основная нагрузка приходится на эти отделы позвоночного столба.

Остеохондроз пояснично-крестцового отдела у артистов балета часто поражает диски 4 и 5 поясничных и 1 крестцовых позвонков. Частота поражения этих дисков обусловлена профессиональным гиперлордозом поясничного отдела, явлениями дисплазии этого и тем, что здесь находится центр тяжести человеческого тела.

Теги: Особенности строения и заболеваний позвоночника у артистов балета Другое Литература

Статья на тему "Особенности физического развития и питания будущих артистов балета"

БАЛЕТ - трудовая деятельность, начинающаяся с раннего детства, - обучение с 9-10 летнего возраста завершается в 17-18 лет. В таком возрасте выпускники общеобразовательной школы еще только выбирают профессию, воспитанники же хореографического колледжа уже начинают трудовую деятельность. На детский организм в хореографическом колледже падает колоссальная нагрузка не только физическая, но и эмоциональная: даже на самых первых этапах обучения от внутреннего мира и характера маленького человека требуется самоотдача, самораскрытие.

Известно, что классический танец предъявляет к основному инструменту танцовщика - телу - веками отработанные и отобранные требования, касающиеся как фигуры в целом, так и отдельных ее частей. Это исходный материал, используя который артист должен развить в себе такие качества, как свобода движений, устойчивость, мягкость, гибкость, быстрота, легкость движений, округленность линий, подвижность стопы, то есть развить в себе необходимые для исполнительской деятельности физиологические качества. Но этого еще недостаточно для формирования артиста балета - он должен еще обладать и психологическими, волевыми свойствами, эмоциональностью, темпераментом. И все это вместе должно быть доведено до автоматизма.

И, тем не менее, артист, обладающий идеальным телосложением, хорошей технической подготовкой, постоянно держащий свое тело в тонусе еще не может считаться артистом, если его творчество не несет в себе мысли, чувства, образа, эмоции. Следовательно, искусству балета должны обучаться физически выносливые дети, организм которых сможет приспособиться к любым экстремальным условиям, для чего необходима гибкая, пластичная нервная система.

Вся система отбора одаренных детей для хореографического обучения должна базироваться на трех ведущих критериях: эмоциональность, профессиональные данные, физическое развитие.

В процессе отбора определяются такие профессиональные данные, как выворотность, шаг, гибкость, подъем, прыжок.

Выворотность - это способность поворачивать верхнюю часть ноги в тазобедренном суставе вокруг оси так, чтобы колено, голень и стопа свободно поворачивались наружу. Выворотность зависит от свободной подвижности в тазобедренном суставе, эластичности мышц бедра и связок тазобедренного сустава, от неглубокой впадины таза и маленькой продолговатой головки бедренной кости. Активную выворотность проверяют по первой позиции, стоя и при глубоком плие. Кроме того, нужно проверить пассивную выворотность, чтобы выявить степень запаса выворотности для возможного развития ее в процессе обучения.

Подъем - это внешняя выраженность продольного свода стопы и возможность хорошо вытянуть стопу вместе с пальцами.

Гибкость - определяет способность ребенка свободно максимально прогнуться назад.

Шаг - выявляет степень подвижности в обоих тазобедренных суставах. Величина шага зависит от степени подвижности в позвоночном столбе, от эластичности задней группы мышц бедра, от эластичности подвздошно-бедренной мышцы, от величины выворотности бедра в суставе и от сопротивления приводящих мышц бедра.

Прыжок. Величина прыжка зависит от подвижности сустава в конечности (тазобедренного, коленного, голеностопного и суставов стопы), а также от функциональных особенностей мышц.

Отсутствие одного из необходимых признаков не является еще основанием отказа в приеме. В процессе изучения основ классического танца, а также при выполнении регулярных гимнастических упражнений и партерного станка эти признаки могут вырабатываться и совершенствоваться.

Необходимо уделить большое внимание изучению эмоциональности и темперамента ребенка. Эти качества имеют большое значение для будущего артиста балета в его сложной психолого-эмоциональной сценической деятельности. Индивидуальные способности человека зависят от свойств нервных процессов, возбуждения и торможения, их силы, уравновешенности и подвижности.

Темперамент - это возбудимость и восприимчивость человека к впечатлениям.

В таблице представлены типы нервной деятельности и темперамента:

Вид темперамента

Тип высшей нервной

деятельности

Особенности

нервных процессов

по уравнове-

по подвижности

Идеальные типы нервной деятельности и темперамента для отбора детей обучению хореографии - это сангвиник и холерик.

Будущий артист балета должен быть физически здоровым, обладать хорошими функциональными возможностями.

Голова. Должны быть правильные симметричные черты лица. Зрение не менее 0,6. Противопоказан прием детей с такими дефектами как большая голова, угловатая ее форма, крупная нижняя челюсть, неправильная форма носа и ушей, деформация передних зубов, нарушения прикуса.

Шея должна быть хорошей подвижности, удлиненной формы. Противопоказаны: короткая широкая шея, чрезмерно удлиненная шея, сильно выступающий щитовидный хрящ («кадык»).

Плечевой пояс. Плечи должны быть на одном уровне, красивая линия их подчеркивает форму туловища. Противопоказан прием детей с резко выступающими вперед ключицами, их грудинными и плечевыми концами, широкими и угловатыми плечами, ассиметричным стоянием лопаток.

Руки. Красивая прямая линия плеч и предплечий, удлиненная тонкая кисть и пальцы. При опущенных руках конец среднего пальца должен находиться на середине бедра или чуть ниже. Противопоказан прием детей с чрезмерным переразгибанием в локтевых, кистевых суставах и суставах пальцев.

Позвоночный столб. Он должен иметь нормальные физиологические изгибы - грудной и поясничный, при осмотре сзади - прямую линию остистых отростков. Противопоказан прием детей с выраженным искривлением позвоночного столба - выраженный кифоз грудного отдела, гиперлордоз поясничного отдела, сколиоз второй и третьей степени. Подвижность в позвоночном столбе должна быть полная во всех отделах. Дисплазия - слабое развитие пояснично-крестцового отдела позвоночного столба - является противопоказанием к обучению хореографии.

Грудная клетка должна быть симметричной. Противопоказан прием детей с врожденными дефектами развития - узкая форма с деформацией ребер, с выступающей грудиной, воронкообразной деформацией. Эти деформации ограничивают подвижность ребер, и у детей может быть дыхательная недостаточность.

Таз должен быть красивой формы, неширокий. Противопоказан прием детей с широким тазом, чрезмерным наклоном его вперед, с чрезмерным развитием подкожно-жировой клетчатки и крупными ягодичными мышцами.

Нижние конечности должны иметь прямую красивую линию, мышцы продолговатые, плоские, умеренная рекурвация коленных суставов, стопы развернуты наружу. Противопоказан прием детей со следующими деформациями ног: Х-образные ноги, когда бедра сближены, а голени расходятся наружу; О-образные ноги, когда при сомкнутых стопах расстояние между внутренними поверхностями коленных суставов более 3,5 см.

Важное значение имеет определение росто-весового индекса, который определяется по формуле: I = P - ( L - 100), где Р - масса тела, L - длина тела. Для артистов балета этот показатель должен быть отрицательным: для девочек 9-10 лет от равен 15-19, для мальчиков - 10-15.

Для количественной оценки телосложения определяется еще индекс «длинноногости» - соотношение длины ног и туловища. Определяется рост сидя и рост стоя и рассчитывается по формуле:

Он должен быть в пределах 49-53 %.

Для подготовки квалифицированного артиста балета необходимо уже заранее знать, какие у детей музыкальные способности и чувство ритма. Скорость развития этих способностей зависит от темперамента и степени одаренности. Появление у детей большой скованности движений в процессе воспроизведения и сохранения ритма при максимальной скорости движений говорит о слабости у них нервных процессов. Восприятие балетных поз и движений у таких детей будет замедленным и неточным, а отсюда и качество исполнения будет низким.

Нами было проведено исследование антропометрических параметров учащихся 1/5 класса Бурятского республиканского хореографического колледжа. По результатам оценки этих данных выявилось, что росто-весовые показатели учащихся 1/5 класса в целом соответствуют нормативам, предъявляемым к артистам балета, вычисляемым по формуле I = P - ( L - 100), где Р - масса тела, L - длина тела. Этот показатель соответствует норме у 37,5 % девочек и 87,5 % мальчиков, что говорит о недостаточном росте у остальных девочек и мальчиков, или излишнем весе.

Средний рост у мальчиков 1/5 класс - 146 см, у девочек - 144 см. Средний вес у мальчиков - 33,5 кг, у девочек - 31,7 кг. Эти показатели соответствуют стандартам, предъявляемым к детям при поступлении в хореографические колледжи.

Также были проведены исследования антропометрических параметров у студентов II курса БРХК в период с 2016-2019 г.г.

Динамика роста (средняя прибавка, в см)

юношей и девушек II курса

Динамика веса (средняя прибавка, в кг)

За период обследования студентов II курса с 2016 по 2019 г.г. средняя годовая прибавка в росте у юношей составила - 1,22 см, у девушек - 1,17 см; средняя годовая прибавка в весе у юношей - 1,83 кг, у девушек - 1,23 кг.

По результатам оценки антропометрических параметров студентов II курса выявилось отличие росто-весовых показателей от средних данных учащихся общеобразовательных школ. Заметно замедленное физическое развитие у студентов хореографического колледжа в отношении как роста, так и веса, отставание от учащихся общеобразовательных школ на 1-2 года.

При оценке физического развития учащихся безусловно необходимо учитывать национально-региональные особенности.

Наш регион (Республика Бурятия) относится к областям с экстремальными климатическими условиями: низкий годовой баланс солнечной радиации, низкий среднегодовой температурный режим, частые и резкие перепады температуры и атмосферного давления в течение суток, сезона и года, высокая геомагнитная активность, сильные ветра; в питьевой воде снижена концентрация йода, фтора и кальция и отмечается своеобразие микроэлементов, обусловленное мерзлотной почвой, использованием талой воды и ее геохимическими особенностями.

На физическое развитие детей действует весь перечисленный комплекс факторов.

Недостаток солнечного света, в котором содержится необходимый растущему организму ребенка витамин D , приводит к заболеванию рахитом. Для рахита типичны О-образные или Х-образные деформации ног, плоскостопие, что является противопоказанием к большим физическим нагрузкам. Также одним из распространенных пороков опорно-двигательной системы у детей, проживающих в Сибири, является дисплазия тазобедренных суставов - недоразвитость тазобедренных суставов.

Еще одно характерное заболевание населения нашего региона - заболевание щитовидной железы, вызванное недостатком йода в питьевой воде. Заболевания эндокринной системы влияют на развитие всех функциональных систем организма, в том числе на физическое развитие тела. Доказано, что во время охлаждения организма прекращается секреция гормона роста и лишь после согревания он вновь вырабатывается. Не исключена возможность торможения роста детей, подвергающихся частым переохлаждениям.

Также климатические особенности нашего региона таковы, что белковое питание является основным. Общеизвестно, что питание с превалированием белка определённо влияет на формирование детского организма. Некоторым образом этим объясняется отсутствие таких балетных данных как гибкость, шаг, выворотность (тазобедренного сустава, колена, стопы) и, как следствие, низкая амплитуда шага. При отборе детей обнаруживается плоскостопие, следовательно, отсутствует подъем и амортизация стопы, от чего зависит прыжок; часто встречается сколиоз. В итоге абсолютно идеальные кандидатуры отсутствуют, но в процессе обучения, методически корректно исполненные движения могут нивелировать эти недостатки.

Одним из важных условий в достижении высот исполнительского мастерства для артиста балета является необходимость поддержания определенного веса своего тела. При этом существующий дефицит веса не должен сопровождаться снижением работоспособности, ухудшением самочувствия и состояния здоровья. С другой стороны, большие физические нагрузки, неизбежные в балете, сопровождаются высокими энергозатратами и требуют для поддержания нормального состояния организма высокой энергетической ценности пищи.

Для решения этой проблемы необходимо строить питание артистов так, чтобы оно было адекватно энергозатратам при усиленной мышечной деятельности. Дневное меню должно быть сбалансировано по пищевым веществам, с учетом особенностей их обмена при занятиях хореографией.

Проблема избыточного веса у танцовщиц стоит достаточно остро. Для «борьбы» с ним они применяют различные виды ограничений в пище, и надо заметить, далеко не всегда правильные, а нередко просто вредные для организма, как, например, полный отказ от пищи (голодание). Подобные меры, предпринятые без консультации со специалистом-врачом, могут привести к различного рода нежелательным осложнениям в состоянии здоровья.

Поэтому правильное отношение к питанию следуют прививать будущему артисту еще в школе. Необходимость этого диктуется еще и тем, что большие физические нагрузки и нервно-эмоциональное напряжение, связанные с освоением профессии артиста балета, совпадают с периодами роста, развития и формирования организма ребенка, так как обучение хореографическому искусству начинается с 9-10-летнего возраста.

Расход энергии у обучающихся хореографического колледжа, а соответственно и потребность в пище значительно колеблется в зависимости от возраста и пола (от 2650 килокалорий до 3600). Поэтому существующий в настоящее время единый рацион питания для всех учащихся, то есть ежедневная выдача одинакового количества пищи девочкам 10-11 лет и юношам 17 лет является в корне неверным. При таком построении питания учащиеся младших классов получают пищу в избытке, а остальные не покрывают своих потребностей за счет рациона и докупают продукты по своему усмотрению, без учета их полезности и необходимости. В результате ­- девочки, как старшие, так и младшие, нередко накапливают лишний вес и начинают беспорядочно голодать, принося большой ущерб своему организму. Мальчики и юноши значительно реже набирают избыточный вес, но при такой беспорядочности питания снижается их работоспособность, замедляется рост и развитие организма.

Питание детей в хореографических колледжах, прежде всего, должно быть дифференцированным по возрасту учащихся, их полу и адекватно энергозатратам. Качественная сторона питания (то есть содержание в пище белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ и т. д.) должна строится с учетом особенностей обмена веществ при занятиях хореографией. Эти особенности заключаются в следующем - в усилении процесса обмена белка, затруднении из-за дефицита кислорода, который неизбежно возникает при напряженной мышечной деятельности, окислении жира и использовании его энергии, отчего способность углеводов окисляться (как в присутствии кислорода, так и без него) делает их в данной ситуации незаменимым источником энергии.

Все это обуславливает необходимость в белково-углеводной направленности рациона питания учащихся и снижении количества жировых продуктов, избыток которых в питании будущих артистов опасен тем, что жиры не только не используются организмом для восстановления энергозатрат, но и не полностью окисляются, и продукты их неполного сгорания неблагоприятно влияют на состояние организма в целом.

Наиболее приемлемым соотношением белков, жиров, и углеводов при усиленной мышечной деятельности является 1 - 0, 8 - 4.

Для обеспечения белково-углеводной направленности рационов питания целесообразно использовать продукты с низким содержанием жира. К ним относятся нежирные сорта мяса (говядина, баранина), субпродукты (сердце, печень, почки), творог обезжиренный или крестьянский, сыры - литовский, прибалтийский, каунасский, русский, кефир таллинский, молоко 2,5%-ой жирности, сметана 20%-ой и 14%-ой жирности. Наряду с низким содержанием жира эти продукты богаты полноценным белком. Обогащению белковой части рациона способствуют также и некоторые углеводсодержащие продукты - крупа (овсяная, гречневая, пионерская, «здоровье»), хлеб, потребляемые в разумных пределах. Для того чтобы увеличить в рационах содержание углеводов, помимо крупяных и мучных блюд, необходимы фрукты и овощи в большом количестве, а также овощные и фруктовые соки. Указанные продукты содержат витамины и минеральные элементы, также необходимые для данного контингента учащихся.

Проблемы травматизма в процессе обучения хореографическому искусству


Авторами затрагивается вопрос специфики воспитания и обучения исполнителей в хореографической деятельности в контексте систематических физических и эмоциональных нагрузок. Особое внимание уделяется профессиональному взаимодействию педагога-хореографа и врача - травматолога с целью предупреждения травматизма, а также разработки программы реабилитационных мероприятий.

Ключевые слова: врачебно-балетный диспансер, диагностика повреждения, причины травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата исполнителей в хореографической деятельности, общая и профессиональная трудоспособность танцовщиков, лечебная гимнастика, комплекс профессиональных движений в плане реабилитационных мероприятий, психологический стимулятор выздоровления танцовщика.

Исполнительское мастерство всегда вызывает восхищение и порождает неизменный вопрос, каким путём достигается столь высокая степень профессионализма? Законы любого искусства, в том числе искусства танца, пластическая гармония и красота форм, образное воплощение произведений познаются и достигаются огромным и систематическим трудом, который связан с перегрузками и опасностью травматизма. Искусство хореографии имеет особую специфику обучения и взращивания будущего исполнителя, сопровождающуюся ежедневными занятиями танцевальными дисциплинами, регулярной работой над развитием «балетных» данных, активной концертной деятельностью, что требует от обучающегося и педагога полноценной физической, эмоциональной отдачи.

Многие представляют себе жизнь танцовщиков, как сплошной праздник: яркий свет рампы, занавес, цветы, аплодисменты, забывая или не зная о том, что в силу профессиональной обусловленности физический износ организма у артистов балета происходит к 36-40 годам, с чем и связан ранний выход на пенсию. Прославленный педагог и репетитор труппы Большого театра Марина Тимофеевна Семёнова, воспитавшая «Семёновский полк» - Наталью Бессмертнову, Нину Тимофееву, Надежду Павлову, Наталью Косаткину, Николая Цискаридзе и многих других звёзд советского балета, когда-то сказала: «Балет - это каторга в цветах». [9]

Уровень развития танцевальной техники в прошлом столетии вызвал к жизни потребность в педагогических кадрах не просто высокой профессиональной квалификации, а выявил необходимость в специалистах новой формации. Хореография от тех, кто служит ей профессионально, требует эрудиции в различных отраслях искусства, литературы, музыкальной культуры, изобразительного искусства, драматического театра, психологии, педагогики, научных знаний анатомии и физиологии, а также умений и навыков оказания первой медицинской помощи.

В спортивной практике контакт врача и тренера является неотъемлемой частью всей профилактической работы. Более 90% случаев спортивного травматизма являются относительно легко устранимыми, и ликвидация их зависит от знания своего дела и энергии преподавателя, тренера и врача. В больших балетных труппах и хореографических училищах, такой контакт между врачами и педагогами тоже есть. Организована работа врачебно-балетных диспансеров, в штате которых терапевт, травматолог - ортопед, физиолог, диетолог и т.д. Они осуществляют контроль за состоянием здоровья артистов балета и учащихся.

Также существует практика дежурства врача за кулисами во время балетного спектакля, когда приходится решать задачу правильной диагностики повреждения сразу на месте, от чего зависит в последующем состояние здоровья танцовщика и завершение спектакля. «Ведущий танцовщик на спектакле «Щелкунчик» получил ожог спины паром во время эффекта костра. Дублёра не оказалось на спектакле, и врач после оказания помощи, разрешил танцовщику продолжить спектакль. Для этого танцовщику ввели обезболивающее средство, смочили костюм в месте ожога спины новокаином со спиртом для обезболивающего действия, и солист успешно довёл спектакль до конца» [10]

Легенда советского балета Марис Лиепа описывает комичный случай из своей практики: на гастролях в Будапеште он танцевал спектакль «Корсар», в заключительном акте во время боя на саблях ему рассекли железным клинком два пальца на руке. «По ходу спектакля ко мне на шею бросается спасённая Медора в своём белоснежном хитоне, а рука моя истекает кровью. И вот, пока Медора перед последним любовным адажио танцует короткую вариацию, я, встав на колено и следя за нею влюблёнными глазами, протягиваю в кулису окровавленную руку и с радостью чувствую, что пальцы обхватывают тугие витки бинта». [8]

Нельзя покинуть танцевальную площадку - такова специфика сценического исполнительства. Нельзя показать зрителю, что во время театрального действия на сцене, кроме четко выстроенной сюжетной линии, параллельно происходит что-то ещё. Оба примера подтверждают, что своевременные, профессиональные действия, способны не только сохранить здоровье исполнителя, но и уберечь театральные представления от провала.

В практике работы педагогов колледжей культуры и институтов (университетов) культуры, искусства, как правило, нет ни балетных диспансеров, ни врачей за кулисами во время концертных выступлений, а проблемы с травматизмом и нехваткой знаний в области анатомических сведений применительно к хореографии есть. Этих знаний о причинах травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата, а также об осложнениях после мелких травм не хватает и студентам - будущим педагогам. В идеале педагог - хореограф должен работать в тесном контакте с врачом, поскольку этот контакт обогащает педагога медицинскими знаниями, а врача - тайнами хореографического искусства.

Каждый педагог должен знать, как оказать первую доврачебную помощь, так как качество оказания первой помощи в значительной степени влияет на последующее течение патологического процесса и скорость восстановления профессиональной формы. Необходимо помнить - у танцовщиков общая трудоспособность восстанавливается значительно раньше профессиональной трудоспособности.

при повреждении, прежде всего, необходимо обезболить повреждённое место и предупредить развитие гематомы, приложить холод (лёд, холодная вода, снег);

наложить фиксирующую бинтовую повязку, иногда необходима шина для фиксации места предполагаемого перелома;

пострадавшего доставить в травматологическое учреждение, где для подтверждения диагноза нужно обязательно сделать рентген;

обсудить с врачом вопрос об амбулаторном или стационарном лечении;

«Все повреждения с нарушением функции суставов, нарушением анатомической оси кости при переломах, полном разрыве сухожилий, связок, мышц, отрывом заднего отростка таранной кости («ахилл») требуют специализированной помощи в стационаре. Другие, более лёгкие, повреждения можно успешно лечить в амбулаторных условиях. Следует отметить, что артистам балета, при необходимости проведения фиксации лучше накладывать гипсовые повязки, а не лангеты, так как сухая гипсовая повязка освобождает от костылей и позволяет пользоваться тростью и он сможет после острого периода посещать класс для занятий и по возможности проводить некоторые профессиональные движения» [2].

Полученная травма не должна стать препятствием к продолжению занятий. Не следует прекращать выполнение балетных движений во время болезни и, если позволяет физическое состояние, нужно делать их, даже лёжа в постели. Иван Валерьянович Баднин в своей статье «Форму следует поддерживать постоянно» даёт такие рекомендации: «Одним из мощных факторов восстановления двигательной активности является лечебная гимнастика. Она проводится в виде изометрических напряжений мышц как здоровой, так и больной конечности (даже если она находится в гипсовой повязке). Напряжение мышц способствует улучшению в них кровообращения, а значит - улучшению питания тканей, быстрому их заживлению. Поднимание конечности (даже лёжа) способствует напряжению мышц и поддержанию необходимого их тонуса, в том числе и силы. Такое движение, как большой батман, является хорошим элементом в комплексе лечебной гимнастики». [3]

Если двигаться, возможности нет, то следует осуществлять занятия мысленно, например: полностью вспоминать класс, концертный номер и т.д. «Мысленное протанцовывание» даёт положительные результаты не только в качестве части реабилитационной программы по восстановлению профессиональной трудоспособности исполнителя. Используя этот приём можно значительно повысить качество и скорость проучивания и усваивания движенческих дисциплин и концертных номеров. Исследования физиологов показали, что аутотренировка вызывает благоприятное воздействие на тренируемые отделы организма. [11, 12]

В подтверждение этому приведём интересный пример, описанный в педагогическом опыте А.В.Никифоровой. На последней репетиции перед выпускным экзаменом её ученица Любовь Горшунова, впоследствии гордость новосибирской сцены, получила серьёзную травму - она сломала несколько костей стопы. Приговор медиков был категоричным: «О танцах не может быть и речи!». Но педагог по классическому танцу А.В.Никифорова отказалась с этим смириться. Не дожидаясь, пока девочка встанет с постели, Никифорова применила приёмы аутогенной тренировки. Долгие месяцы «постельного режима» были включены в учебный процесс. Через год Горшунова успешно окончила хореографическое училище. На такой эксперимент Алису Васильевну подтолкнула статья пианистки Веры Лотар-Шевченко, которая, будучи репрессированной, в тюрьме каждодневными в мыслях упражнениями сохранила пианистическую технику настолько, что смогла после освобождения выступать с сольными концертами. [ 11 ]

Если проанализировать различные случаи травматизма исполнителей в хореографической деятельности и выделить причины, то можно сделать вывод, что травмы чаще всего возникают в результате действия не одного, а нескольких факторов. М.С. Миловзорова предложила градацию на педагогические; медико-санитарные; организационно-технические причины возникновения травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата. На наш взгляд к этой группе имеет смысл добавить ещё один аспект это - психологическая обусловленность травматизма исполнителей в хореографической деятельности.

Готовя специалистов - хореографов современного уровня, стоит говорить о преподавании студентам СУЗов и ВУЗов специально разработанного курса с интегрированной программой, включающей в себя разделы: анатомии, психологии, методики преподавания хореографических дисциплин, охраны труда и здоровья. Многие из перечисленных предметов есть в образовательных стандартах и учебных планах, но зачастую они преподносятся как отдельные самостоятельные курсы и не рассматриваются педагогами с точки зрения специфики хореографического искусства.

Баднин И.А. Изменение стопы у артистов балета // Балет. - 1988. №2. - С.62-64

Баднин И.А. Охрана труда и здоровья артистов балета. - М.: Медицина, 1987. - 206с.

Баднин И.А. Форму следует поддерживать постоянно // Балет. - 1985. №6. - С.64.

Дергач А.А., Исаев А.А., Педагогическое мастерство тренера. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - 375с.

Ивашкин В.Т., Султанов В.К. Болезни суставов. Пропедевтика, дифференциальный диагноз, лечение. - М.: Литера, 2005.-544с.

Курепина М.М., Ожигова А.П., Никитина А.А. Анатомия человека: атлас.-М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.- 239с.: ил.

Лиепа М.Э. Вчера и сегодня в балете. - М.: Мол.гвардия, 1982. - 190с.

Лиепа М.Э. Я хочу танцевать сто лет. - М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005. - 344с., 144 с. ил.

Максимова Е.С. Мадам «Нет». - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. - 344с., 52л. ил.

Миловзорова М.С. Анатомия и физиология человека. - М.: Медицина, 1972. - 230с.

Никифорова А.В. Советы педагога классического танца. - СПб.: 2005. - 96с.

Хавилер Д.С. Тело танцора. Медицинский взгляд на танцы и тренировки. - ООО Издательство Новое слово, 2007. - 112с.

Основные термины (генерируются автоматически): хореографическая деятельность, лечебная гимнастика, артист балета, врач, напряжение мышц, опорно-двигательный аппарат, педагог, причина травм, психологический стимулятор выздоровления танцовщика, хореографическое искусство.

Похожие статьи

Соблюдение правил приёма при поступлении.

В своей работе «К проблеме отбора детей в хореографические учебные заведения в

Причин здесь может быть несколько: 1. Неопытность педагога.

4. Миронова З. С., Баднин И. А. Повреждения и заболевания опорно-двигательного аппарата у артистов балета.

Значимость методов физической подготовки артистов балета.

Форма хореографического рисунка базируется на концепции круга и кругового движения в отличие от балета, который, напротив, подчеркивает концепцию линии.

Развитие гибкости детей младшего школьного возраста на.

Это- поиск оптимальных путей оздоровления организма, в частности опорно-двигательного аппарата.

Распластанный шпагат — это непревзойденное по своей эффективности упражнение на растягивание мышц для скалолазов и артистов балета.Когда приобретены.

Влияние занятий хореографией на человека | Статья в журнале.

Данное исследование проводилась в пяти хореографических коллективах города Томска.

Тренинги танцевально-двигательной терапии не редко используется в работе с будущими педагогами, т. е. студентами

Кроме того, танцы укрепляют мышцы ног, рук, пресса и спины.

Использование тренажеров в лечебной физической культуре для.

тренажер, занятие, упражнение, нагрузка, опорно-двигательный аппарат, лечебная физическая культура, лечебная гимнастика, физическая нагрузка, использование тренажеров, гимнастический комплекс.

Художественный образ в хореографическом искусстве

Несмотря на условность хореографического жанра, воздействие на зрителя возможно

Исполнительское творчество активно, танцовщик вкладывает в танец свое понимание

Когда и как будущий артист балета должен овладеть умением создавать психологический образ.

Горизонтальный пластический балет — технология.

Врачами — ортопедами было выявлено, что 96 % дошкольников с

Необходимо в практической деятельности определить как сохранные, так и нарушенные двигательные способности.

Они являются отличным средством развития и укрепления опорно-двигательного аппарата.

Влияние физической культуры на опорно-двигательный аппарат.

Изменение опорно-двигательного аппарата при тренировке.

Например, при патологических искривлениях позвоночника, деформациях грудной клетки (а причиной тому бывает слабость мышц спины и плечевого пояса) затрудняется работа легких и сердца, ухудшается.

Психологическая подготовка спортсмена-стрелка из штатного.

В результате происходит двигательная активность не только пальца, нажимающего на курок, но и ряд других групп мышц.

Психорегуляция в спорте — одна из актуальных тем в силу высокой значимости психологического фактора в спортивной деятельности.

Лекция 6-8. Особенности строения скелета и биомеханика хореографических движений Особенности строения стопы у хореографов

Кости предплюсны (ossa tarsi) включают семь коротких кос­тей, расположенных в два ряда. В проксимальном (заднем) — таранная и пяточная кости, в дистальном (переднем) латерально располагается кубовидная кость, медиально — узкая ладьевидная и впереди нее три клиновидные кости: медиальная, промежуточная и латеральная.

Кости плюсны (оssa metatarsi) — это пять коротких трубча­тых костей, в каждой из которых различают основание, тело и го­ловку. I плюсневая кость наиболее короткая и толстая. II — наи­более длинная. Тела плюсневых костей выпуклые в сторону тыла стопы, форма их призматическая. Своими основаниями плюсне­вые кости сочленяются с клиновидными и кубовидной костями, а головками — с основаниями соответствующих проксимальных фаланг.

Скелет пальцев образован фалангами — короткими трубчатыми костями. Количество их соответствует фалангам пальцев кисти, однако они отличаются небольшими размерами. Фаланги. I пальца, особенно дистальная, больших размеров, чем II—V пальцев. Каждая фаланга состоит из основания, тела и головки. Отличительной особенностью дистальных фаланг является наличие бугристости. Каждая проксимальная фаланга своим основанием сочленяется с соответствующей плюсневой костью, а головкой — со средней фа­лангой. Средние фаланги сочленяются с основаниями дистальных фаланг.


Стопа состоит из 7 костей предплюсны - таранной, пяточной, трех клиновидных, ладьевидной и кубовидной; 5 плюсневых костей и 14 фаланг пальцев.

Рис. 5. Кости стопы. Вид сверху:

1— пяточная кость, 2 — блок таранной кости, 3 — таранная кость, 4 — ладьевидная кость, 5 — медиальная клиновидная кость, 6 — промежуточная клиновидная кость, 7 — 1-я плюсневая кость, 8 — проксимальная фаланга, 9 — дистальная (ногтевая) фаланга, 10 — средняя фаланга, 11 — бугристость V плюсневой кости, 12 — кубовидная кость, 13 — латеральная клиновидная кость, 14 — бугор пяточной кости

Кости медиального края предплюсны лежат выше, чем кости латерального края, благодаря этому формируются своды стопы.

У хореографов отмечается распластанность переднего отдела стопы - поперечное плоскостопие: расхождение крайних плюсневых костей и расширение переднего отдела стопы. Наружная деформация большого пальца.

Для предупреждения поперечного плоскостопия и дальнейшего отклонения большого пальца необходимо каждодневно носить прокладку из поролона между первым и вторым пальцами, размером 3 см, после чего рекомендуется одевать стяжку-манжетку из корсетной резины шириной 8 см, размером от 19 до 23 см., что соответствует окружности стопы. Заказать манжетку любых размеров можно на протезном предприятии, стяжки необходимы для постоянной носки в обуви (кроме ночи и времени танцев).

Поперечное плоскостопие отмечается у 82,1 % исполнителей классического танца.

Нередко отмечается «рабочая гипертрофия» компактного вещества 2 и 3 плюсневых костей как результат реакции костей на не физиологичную, профессиональную нагрузку. Основная нагрузка при исполнении танцев ложится на 1, 2 и 3 плюсневые кости, компактное вещество при этом достигает 14-15 мм, уменьшается костномозговая полость. 2 и 3 плюсневые кости приобретают веретеновидную форму. Это явление обратимо при снижении нагрузки.

Стопа - наиболее вариабельный отдел скелета, здесь могут встречаться и сверхкомплектные кости. Такие как межплюсневая, наружная большеберцовая, малоберцовая добавочная, надладьевидная, надтаранная, треугольная и вторая пяточная.

Под головкой первой плюсневой кости имеются две добавочные сесамовидные кости, у артистов балета - 3-4 (многодольчатость), которые иногда принимают за переломы. От постоянных чрезмерных нагрузок могут возникнуть перестроечные процессы костей, которые ошибочно принимают за травматические переломы. Это патологические переломы на почве перестроечных процессов - результат нарушения функционального состояния стопы и усиленного бессистемного напряжения во время исполнения хореографических элементов.

У артистов балета очень рано появляются признаки старения опорно-двигательного аппарата, такие как остеопороз - ослабление костной структуры внутренних отделов голени и костей плюсны и склероз - уплотнение субхондриальных подхрящевых отделов костей; интенсивное развитие коллагеновых волокон в следствие ранней кальцефикации суставных хрящей и мест прикрепления сухожилий с образованием остеофитов, костных шипов и шпор.

Голеностопный сустав. Это блоковидный тип сустава, который выполняет функцию сгибания и разгибания. Состоит из таранной, малоберцовой, большеберцовой костей, соединенных связками.

При полном подошвенном сгибании стопы. Что наблюдается у артистов балета при исполнении танца на пуантах, почти половина выпуклости таранной кости (передняя часть) не соприкасается с большеберцовой костью. Эта часть уходит кпереди и выдается на тыльной поверхности стопы благодаря тому, что таранная кость описывает вокруг горизонтальной оси сустава дугу в 78 град. При этом положении суставные поверхности большеберцовой и пяточной кости образуют почти прямой угол, выполненный таранной костью.

Ось нагрузки во время танца на пуантах проходит через большеберцовую, таранную, ладьевидную и три клиновидные кости. Пяточная кость при этом положении выключается из нагрузки. Вследствие нефизиологического положения стопы при танцах с раннего возраста форма костей, составляющих голеностопный сустав, изменяется. Вертикальный размер лодыжек уменьшен. А поперечник увеличен; суставная площадка увеличена по ширине и радиусу скольжения.

Выполнение элемента глубокое плие приводит к оссифакациа переднего края большеберцовой кости в результате хронических перегрузок и микротравм мест прикрепления связок к лодыжкам и надрывов связок и капсулы.

Профессиональные изменения в голеностопном суставе нередко ведут к ошибкам при диагнозе. Оссификаты у верхних лодыжек принимают за переломы и назначают длительную фиксацию голеностопного сустава. В результате этого необоснованно затягивается процесс лечения.

Длительные занятия танцами нередко вызывают усталость и боли в суставах стопы. Для улучшения кровообращения и снятия болей и усталости необходимо делать ножные ванны при температуре до 36 градусов с использованием настоя ромашки, добавлением хвойного экстракта 15-25 мм. Очень эффективен самомассаж и применение питательных кремов с содержанием лекарственных растений.

Голень. Мышцы голени у артистов балета развиты сравнительно сильнее, что также связано с повышенной физической нагрузкой. Соответственно и компактное вещество большой берцовой кости достигает толщины 2 см и резко сужена костно-мозговая полость как результат рабочей гипертрофии.

Усиленная физическая перегрузка вызывает периостаз - возникновение зоны патологической перестройки кости и появление болей по поверхности большеберцовой кости. Особенно при выполнении многочисленных прыжковых партий.

Коленный сустав. Изменения в коленном суставе связаны с увеличением межмыщелковых бугорков большеберцовой кости и уплощением мыщелков бедренной кости, что является благоприятным приспособлением организма к повышенной физической нагрузке. В результате большого количества движений за небольшой промежуток времени у артистов балета может возникнуть гипертрофия жировых тел, ущемление и хроническая травматизация большеберцовой кости.

Не следует забывать слов известного отечественного хореографа А.Я. Вагановой: «Во время танца мышцы бедра должны находиться в состоянии напряжения, быть собраны. При «распускании» мышц происходят различные травмы вследствие неустойчивости коленного сустава»

Основными связками коленного сустава являются коллатеральные и крестообразные, они удерживают суставные концы во взаимном расположении. У балерин при сгибании голени связки расслабляются, и голень получает возможность совершать вращательные движения, а мениски способствуют этим движениям, увеличивая выгнутость и создавая лучшее скольжение.

Бедро. У артистов балета бедро принимает активное участие в движении. Благодаря большому количеству сильных мышц, бедренная кость у хореографов отличается большой массивностью и увеличением компактного вещества на 1,5 - 2 см. При этом отмечается гипертрофия бугорков в связи с большой тягой мышц во время профессиональной нагрузки, увеличение большого и малого вертела, к которым прикрепляются мышцы бедра и таза.

Мышцы бедра при их направленном обеспечении вертикальной устойчивости тела и создают у артистов балета апломб (например, при стоянии на одной ноге во время исполнения элемента - арабеск). Мышцы должны быть эластичны, легко растяжимы. Быстро реагировать на изменение позы, поэтому необходим ежедневный экзерсис - тренировка на репетиции, разогревание. Известно, что после 30 лет возникает крипатура - уплотнение мышц в результате чрезмерного напряжения, появление крипатуры можно избежать или предотвратить, а также вылечить благодаря принятию финской бани.

Таз и тазобедренный сустав. От положения таза у артистов балета зависят изгибы позвоночного столба. Сильный наклон таза ведет к появлению поясничного лордоза, в результате возникает быстрое утомление мышц и патологические изменения. Наклон таза кзади делает спину плоской. Тазобедренный сустав имеет гораздо более высокую амплитуду движений, чем у других людей и значительную выворотность ног. Например, во время исполнения элемента арабеск бедро поднимается на угол 90 градусов и выше. Большая выворотность ног достигается благодаря наличию врожденной неглубокой вертлужной впадины, хорошей супинации бедра и голени в коленном суставе, расслаблению пронаторов бедра. Выворотность — основное условие исполнения танца, вырабатывается упорным трудом с юных лет.

Верхние конечности. У танцоров окружность плеча и предплечья значительно больше, чем у других людей, гипертрофия мышц верхних конечностей. Важно предупредить патологические процессы, вовремя выявить перегрузки. Травмы верхних конечностей бывают крайне редко.

Позвоночный столб. Большая подвижность позвоночного столба способствует созданию апломба - устойчивости в большом разнообразии поз и движений танца. У большинства наблюдается сглаживание грудного кифоза и поясничного лордоза. Спина ровная, с красивыми прямыми линиями.

Нередко возникает боковой сколиоз как приспособительный компенсаторный механизм, деформация позвоночного столба в ответ на большие асимметричные нагрузки. Значительно сильнее развиты мышцы спины и усилена кривизна поясничного лордоза. Рано появляется остеохондроз и снижение роста вследствие повышенных профессиональных нагрузок на опорно-двигательный аппарат.

Грудная клетка. С целью обеспечения выполнения всех профессиональных нагрузок и эффективного процесса дыхания необходимо развивать грудные мышцы, укреплять межреберные наружные и внутренние мышцы, выполняющие функцию вдоха и выдоха, рекомендуются дыхательные и гимнастические упражнения.

Читайте также: