Пороговое раздражение эмоциогенных зон. Степень эмоционального напряжения

Обновлено: 23.04.2024

Определение эмоции вызывает определенные трудности, так как почувствовать эмоцию можно только интроспективно. Общепринятого определения нет. Поэтому приводим несколько определений.
Эмоции - одна из важнейших сторон психических процессов, которая характеризует переживание человеком действительности, его отношение к окружающему миру и к самому себе, это одна из форм отражения объективной действительности, при которой доминирует активный субъективный характер процесса.
Более конкретным определением является следующее. Эмоция - специфическое состояние психической сферы, одна из форм поведенческой реакции, вовлекающая многие физиологические системы и обусловленная как определенными мотивами, потребностями организма, так и уровнем их удовлетворения. Эмоции - рефлекторные реакции организма на внешние и внутренние раздражения, характеризующиеся ярко выраженной субъективной окраской и включающие практически все виды чувствительности. Субъективность эмоций проявляется в переживании человеком его отношения к окружающей действительности. По словам П.К.Анохина, эмоциональное состояние характеризуется ярко выраженной субъективной окраской и охватывает все виды ощущений и переживаний человека - от глубоко травмирующих страданий до высоких форм радости и социального ощущения жизни.

Различают эмоции:
1) Простые и сложные. Сложные, которые возникают на базе социальных и духовных потребностей называются чувствами, свойственны только человеку.
2) Низшие (наиболее элементарные, связанные с органическими потребностями животных и человека) подразделяющиеся на гомеостатические и инстинктивные, и высшие (связанные с удовлетворением социальных потребностей - интеллектуальных, моральных, эстетических и др.).
3) Стенические (вызывающие активную деятельность) и астенические (снижающие активность).
4) Настроения, страсти, аффекты (по длительности и степени выраженности).
5) Положительные и отрицательные (вызванные удовлетворением или неудовлетворением потребности).
Основу мотивационной системы человеческого существования составляют 10 фундаментальных эмоций: интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина.

Каждая эмоция включает в себя два различных компонента: эмоциональное переживание (субъективное состояние) и эмоциональное выражение - процесс сомато-вегетативных изменений, именно поэтому их можно изучать объективно. К этим изменениям относятся изменения кожно-гальванической реакции, артериального давления, частоты сердечных сокращений, дыхания, ЭКГ, ЭЭГ (тета-ритм), мышечного напряжения, секреции слюны, мигания, движения глаз, диаметра зрачка, моторики желудка и кишок, эндокринных функций, тремор мышц и пр. Возможно некоторое разобщение этих компонентов, например, на театральной сцене, когда бурные мимические и вегетативные реакции, свойственные симптомам плача или смеха, могут протекать без соответствующих субъективных ощущений.
У животных об эмоциях судят по внешним проявлениям, которые генетически закреплены у каждого вида и определяются позой, характерным сокращением мышц, состоянием шерсти, положением хвоста, ушей и т.п.

Биологический смысл эмоционально-выразительных реакций - информационный, он состоит в том, что они служат тонким индикатором состояния организма, и в передаче сигналов различного рода на расстоянии для других особей данного и других видов (феномен эмоционального резонанса). Следовательно, "эмоциональное выражение" закрепилось в процессе эволюции как одна из форм сигнальной деятельности и одновременно - как способ приспособления к изменениям окружающей среды. Двигательные, вегетативные и эндокринные компоненты эмоций служат, с одной стороны, познавательным процессам, а с другой - влияют на сами эмоции по принципу обратной связи.
В настоящее время есть две теории, объясняющие их значение.

По биологической теории П.К.Анохина, эмоции возникли в процессе эволюции как средство быстрой оценки потребностей и их удовлетворения в соответствующей ситуации. Если параметры достигнутого результата действия соответствуют свойствам акцептора результатов действия, возникает положительная эмоция, если нет - отрицательная.

Потребностно-информационная теория П.В.Симонова рассматривает эмоцию как отражение мозгом качества и величины потребности и вероятности ее удовлетворения в данный момент.
Существует определенный оптимум мотивации , порожденной потребностью, за пределами которой возникает эмоциональное поведение. То есть эмоциональная реакция возникает лишь тогда, когда мотивация становится достаточно сильной. Однако, если мотивация слишком сильна, адаптационный характер эмоционального поведения полностью утрачивается, развивается лишь эмоциональная реакция.
Кроме этого, для возникновения эмоций важны новизна, необычность и внезапность ситуации. Если человек не подготовлен ко встрече с данными условиями, он не находит возможности для удовлетворения имеющихся потребностей, развивается эмоция. Чем ограниченнее у него система приобретенного опыта по удовлетворению потребностей в данной ситуации (особенно в детстве), тем больше эмоций он испытывает.
Информационная природа эмоции выражена П.В.Симоновым в следующей форме:

где Э - эмоция (определенная количественная характеристика эмоционального состояния организма, обычно выражаемая важными функциональными параметрами физиологических систем организма, например, частота сердечных сокращений, дыхания, артериальное давление, уровень адреналина в организме и т.д.);
П - жизненно важная потребность организма, направленная на выживание индивида и продолжение рода, у человека - определяемая еще и социальными мотивами;
Н - информация, необходимая для удовлетворения потребности; С - информация, существующая о возможности удовлетворения потребности.
Отрицательная эмоция возникает, когда Н > С, и напротив, положительная эмоция ожидается, когда Н < С.
Далее Г.И.Косицкий предложил оценивать величину эмоционального напряжения по формуле:

где СН - состояние эмоционального напряжения;
Ц - цель;
ИнВнЭн - необходимые информация, время, энергия;
ИсВсЭс - существующие у организма информация, время, энергия.
Первая стадия напряжения (СНI) - характеризуется положительным эмоциональным состоянием, обостренным вниманием, мобилизацией активности, повышением работоспособности. При этом повышаются функциональные возможности организма.
Вторая стадия напряжения (СНII) - характеризуется максимальным увеличением энергетических ресурсов организма, повышением частоты сердечных сокращений, дыхания, артериального давления, - это стеническая отрицательная эмоциональная реакция, имеющая внешнее выражение в форме ярости и гнева.
Третья стадия напряжения (СНIII) - астеническая отрицательная реакция, характеризующаяся истощением ресурсов организма и находящая выражение в состоянии ужаса, страха, тоски.
Четвертая стадия напряжения (СНIV) - стадия невроза. Ослабление деятельности систем положительного подкрепления или усиление деятельности отрицательного подкрепления приводит к гипотимии - депрессивному состоянию с проявлением тревоги, страха, апатии, нарушением работы внутренних органов.
Гипертимии - повышенное настроение.
В основе нарушений эмоциональной сферы - генетические факторы и отклонения в балансе нейромедиаторов - моноаминергических систем организма.

Рассмотрение биологического значения эмоций позволяет выделить следующие функции эмоций.
1. Отражательно-оценочная функция , так как эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретен­ного индивидуального опыта.
2. Регуляторные функции . К ним относится целый комплекс: 1) переключающая функция, 2) подкрепляющая, 3) компенсаторная (замещающая) функции.
Переключающая функция. Эмоция есть активное состояние специализированных мозговых структур, побуждающее изменить поведение в направлении минимизации (отрицательная эмоция) или максимизации (положительная) этого состояния. Поскольку положительная эмоция свидетельствует о приближении удовлетворения потребности, а отрицательная - об удалении от него, субъект стремится максимизировать (усилить, продлить, повторить) первое состояние и минимизировать (ослабить, прервать, предотвратить) второе.
Переключающая функция особенно ярко проявляется в процессе конкуренции мотивов, при выделении доминирующей потребности, которая становится вектором целенаправленного поведения. Например, в борьбе между инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать этическим нормам субъект переживает борьбу между страхом и чувством долга и стыдом.
Подкрепляющая функция - частная разновидность переключающей функции. Эта функция состоит в облегчении (при положительных эмоциях) и затруднении (при отрицательных) в образовании условных рефлексов (особенно инструментальных).
Компенсаторная (замещающая) функция эмоций состоит в том, что эмоциональное напряжение обеспечивает гипермобилизацию вегетативных функций организма в процессе поведенческого акта. Целесообразность этой избыточности мобилизации ресурсов закреплена в процессе естественного отбора с целью обеспечить лучшим образом напряженную деятельность организма (например, в борьбе или бегстве).

8.6. Происхождение эмоций

По одной из первых теорий эмоции (в конце XIX века), "периферической теории" Джеймса-Ланге, эмоции возникают как отражение, осознание изменений в работе внутренних органов, особенно кровообращения, и мышц (человек печален потому, что он плачет, испытывает ярость или страх потому, что бьет другого или дрожит).

Периферическую теорию опроверг Ч.Шеррингтон, противопоставив ей центральную теорию происхождения эмоций. При перерезке блуждающих нервов и спинного мозга, устранявших сигналы от внутренних органов, эмоции не исчезали. Оказалось, что при разных, противоположных эмоциях вегетативные реакции однонаправлены.
Центральная теория подтверждена впоследствии многими другими.
Установлена связь эмоций с кортико-таламо-лимбико-ретикулярными структурами мозга (Бехтерев, Кеннон, Барт, Линдсли, Пайпец и др.). Так, при раздражении ядер миндалины у человека возникают состояния страха, гнева, ярости, иногда - удовольствия. Стимуляция перегородки, как правило, сопровождается эйфорией, наслаждением, сексуальным возбуждением, общим подъемом настроения. При раздражении переднего и заднего отделов гипоталамуса наблюдаются реакции тревоги и ярости, а при стимуляции среднего отдела - реакции гнева и сексуального возбуждения. Декортицированные кошки не способны к целенаправленному эмоционально-приспособительному поведению. Поражение лобных долей у человека ведет к эмоциональной тупости или растормаживанию низших эмоций и влечений и подавлению эмоций высшего типа, связанных с целенаправленной деятельностью, социальными отношениями и творчеством. Конкретные эмоции нельзя связать с функцией ограниченного круга мозговых структур, так как каждая из них имеет отношение и к положительным, и к отрицательным эмоциональным состояниям.
Таким образом, в настоящее время не существует единой общепринятой научной теории эмоций, а также точных данных о том, в каких центрах и каким образом эти эмоции возникают и каков их нервный субстрат. Возможно, в развитии и дифференцировке эмоций участвуют все структуры лимбической системы, гипоталамус, лимбическая область среднего мозга и лобные области коры. В пользу этого свидетельствует тот факт, что при опухолях и воспалительных заболеваниях этих структур эмоциональное поведение больного изменяется. С другой стороны, осторожное стереотаксическое разрушение небольших их участков может привести к улучшению состояния больных или излечению больных, страдающих такими невыносимыми и не поддающимися консервативному лечению психическими страданиями, как обсессивный невроз, ненасытное половое влечение, депрессия и т.д. (удаляют переднюю часть поясной извилины, пояс, свод, пути от лобных долей коры и ядра таламуса, гипоталамуса и миндалины).
Развитие физиологии показало правильность центрального происхождения эмоций. Однако необходимо указать, что в порядке обратной афферентации периферические стимулы влияют на эмоциональную сферу . Например, нарушение кровообращения миокарда при спазме коронарных сосудов часто сопровождается страхом смерти.

В подтверждение правильности центральной теории обнаружены эмоциогенные зоны мозга в связи с открытием Дж.Олдсом и П.Милнером феномена внутримозгового самораздражения. Крысы получали возможность, нажимая на педали, замыкать цепь тока и таким образом стимулировать через вживленные электроды различные отделы мозга. Если электрод располагался в положительной эмоциональной структуре - в области медиального пучка переднего мозга (зоны "удовольствия", "награды", "поощрения"), то самораздражение многократно повторялось (до 7000 в 1 час), при этом в течение уже нескольких минут вырабатывались инструментальные условные рефлексы. Наоборот, если электрод был вживлен в зоны "наказания" (перивентрикулярные отделы промежуточного и среднего мозга), то животное всячески избегало его раздражения. "Зоны награды" находятся в тесном соседстве с мотивационными структурами мозга, раздражение которых вызывает возникновение той или иной потребности, например, голода или жажды, а затем - поведения, направленного на ее удовлетворение. При увеличении силы раздражения животные переходили к реализации самораздражения. Мотивационные "точки" могут совпадать с эмоциогенными и могут с ними различаться. Организму свойственно единство мотивационно-эмоционального поведения, развившегося в онтогенезе как результат формирования сложных условно-рефлекторных стереотипных реакций, наиболее целесообразных для приспособления в конкретной обстановке.

Моноаминергические системы - норадренергическая (расположенная отдельными группами в продолговатом мозгу и мосту, особенно в голубом пятне), дофаминергическая (локализующаяся в среднем мозгу - латеральная область черной субстанции) и серотонинергическая (ядра срединного шва продолговатого мозга) - участвуют в общей регуляции поведения человека и животных, иннервируя практически все отделы мозга в составе медиального пучка переднего мозга.
Оказалось, что участки самораздражения мозга практически полностью совпадают с зонами иннервации катехоламинергических нейронов. Нередко зоны "вознаграждения" совпадают с расположением моноаминергических нейронов. Перерезка медиального пучка переднего мозга или химическое разрушение катехоламинергических нейронов приводит либо к ослаблению, либо к исчезновению самораздражения. Не исключено, что в этих феноменах катехоламины играют роль не медиаторов, а нейромодуляторов. Изучение влияния психотропных средств на больных психическими заболеваниями показали, что в случаях состояния тревоги, напряженности и раздражительности их лечебное действие опосредуется снижением метаболизма серотонина, в случае шизофрении (1% населения) - блокадой дофаминчувствительных рецепторов, а в случае депрессий различного происхождения (15-30% населения) - через потенцирование синаптического действия норадреналина и серотонина.

Эмоциональный стресс - состояние, к которому приводит ситуация, характеризующаяся конфликтом между потребностями и возможностями их удовлетворения.
Эмоциональный стресс имеет приспособительное значение - мобилизации защитных сил, направленных на преодоление конфликта. Невозможность его разрешения приводит к длительному застойному эмоциональному возбуждению, проявляющемуся в нарушении мотивационно-эмоциональной сферы и в различных соматических заболеваниях: ишемической болезни сердца, гипертензии, язвообразовании, дисфункции эндокринной системы.Происходят также глубокие изменения баланса нейромедиаторов и нейропептидов.
У человека эмоциональный стресс чаще всего развивается в результате социальных конфликтов, что можно моделировать на животных. Так, у изолированного вожака обезьян, способного наблюдать, как меняются иерархические изменения в отношениях между ранее подчинявшимися ему животными, развивается гипертензия и инфаркт миокарда. На животных чистых генетических линий показано, что степень устойчивости к стрессам у них различна и определяется генотипом. Устойчивые к стрессу (линии Вистар) на раздражение отрицательных эмоциогенных зон отвечают прессорно-депрессорными реакциями, тогда как неустойчивые (линии Август) - только прессорными реакциями.
Оказалось, что эмоциональный стресс играет важнейшую роль в развитии неврозов - переходных функциональных заболеваний психо­генной природы: истерии, навязчивых состояний и неврастении. Их возникновение и форма неврозов определяются взаимодействием психотравмирующих ситуаций и исходными характеристиками личности.
И.П.Павлов исследовал и ввел понятие экспериментальных неврозов. Он сделал вывод, что они возникают в зависимости от силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения. Эти параметры затем легли в основу классификации ВНД Павлова. Легче всего неврозы возникают при слабости и неуравновешенности этих процессов. Т.о., Павлов рассматривал неврозы как следствие слабости нервной системы.
Современные исследования показали, что неврозы, несмотря на их функциональный характер, связаны с реактивными и дегенеративными изменениями в структурах головного мозга эмоциогенного характера (ретикулярной формации, лимбической системы, лобных отделов коры), с нарушением баланса катехоламинов и ацетилхолина в крови, расстройствами эмоциональной памяти. В частности, в основе алкоголизма и наркомании и других фобий лежит утрата эмоциональной памяти.
Устойчивость к эмоциональному стрессу определяется как генотипом, так и фенотипом. Так, повышение неустойчивости к невротизирующим стимулам происходит при раннем изолировании ребенка (как и детенышей животных) от матери или других особей в его окружении. Чем больше ребенок получает телесной ласки, непосредственного контакта со взрослыми (объятия, содержание его на руках, нередко и сон с родителями), тем более оптимально развивается его мотивационно-эмоциональная сфера с момента рождения и тем выше резистентность к эмоциональному стрессу впоследствии.

Симптомы стресса

Стрессовое состояние влияет не только на психику - негативное воздействие оказывается на все органы и функции организма. Симптомы стресса включают в себя нарушения деятельности ЖКТ - проявляются в запорах, диареях, метеоризме, изжоге; нарушения сердечной деятельности - тахикардия, аритмия, повышенное сердцебиение. Также при стрессах развиваются головные боли, бессонница, чувство усталости и напряжения. Состояние требует расслабления, релаксации, при необходимости - помощи специалистов.

Стресс или плохое настроение?

Любой человек в повседневной жизни сталкивается с неприятными ситуациями, способными повлиять на настроение - это неотъемлемая и неизбежная часть бытия. Из-за привычного восприятия таких ситуаций человек зачастую упускает первые тревожные сигналы, свидетельствующие о развитии симптомов стресса. Как же отличить плохое настроение от стресса? Первым симптомом стресса является длительное воздействие стрессогенного фактора или их совокупности, в результате чего плохое настроение держится более 2 недель. При обычных жизненных неурядицах настроение улучшается сразу после устранения негативного фактора, при стрессе могут наблюдаться временные улучшения настроения, однако, большую часть времени человек находится в подавленном состоянии. Говоря о симптомах, следует разделить симптомы стресса физиологического характера и симптомы стресса эмоционального характера.

Симптомы стресса физиологического характера

  • Гипертония или гипотония
  • Частые головные боли
  • Боли в мышцах или судороги
  • Запоры, диарея, боли в желудке, повышенный аппетит или, наоборот, отсутствие аппетита
  • Кожные высыпания
  • Бессонница или излишняя сонливость
  • Изменения веса тела (набор или снижение)
  • Излишняя потливость
  • Снижение полового влечения

Симптомы стресса эмоционального характера

  • Раздражительность и агрессия
  • Апатия, отсутствие интереса к окружающему миру или любимым занятиям
  • Тревожное состояние
  • Тоскливость
  • Конфликтные ситуации на работе и в семье, спровоцированные пациентом
  • Злоупотребление алкоголем или наркотиками как средством бегства от плохого самочувствия
  • Постоянные негативные мысли
  • Ухудшение памяти, невозможность сосредоточиться
  • Невнимательность к внешнему виду
  • Импульсивные решения или неспособность принять решение

Как человек переносит стрессовые состояния

При стрессе в организме вырабатывается гормон адреналин, основная функция которого заставить организм выживать. Стресс является нормальной частью человеческой жизни и необходим в определенных количествах. Если бы в нашей жизни не было стрессовых ситуаций элементов соревнования, риска, желания работать на пределе возможностей жизнь была бы гораздо более скучной. Иногда стресс выполняет роль своего рода вызова или мотивации, которая необходима, чтобы почувствовать полноту эмоций, даже в случае, если речь идет о выживании. Если же совокупность этих вызовов и сложных задач становится очень большой, тогда способность человека справляться с этими задачами постепенно утрачивается. Тревожность — состояние сознания и тела, связанное с беспокойством, напряжением и нервозностью. В жизни каждого человека случаются моменты, когда он испытывает стресс или тревожное состояние. В сущности, состояние тревоги помогает человеку справляться с внешними опасностями, заставляя мозг интенсивно работать и приводя организм в состояние готовности к действию. Когда тревоги и страхи начинают подавлять человека и влиять на его повседневную жизнь, могут возникать так называемые тревожные расстройства. Тревожные расстройства, в том числе панические состояния, боязнь потерять работу, специфические страхи, посттравматические стрессы, обсессивно-компульсивные расстройства и общее состояние беспокойства, обычно начинают проявляться в возрасте после 15-20 лет. Тревожные расстройства расцениваются как хронические заболевания, которые могут прогрессировать без лечения. На данный момент существуют эффективные методы их лечения.

Основные стадии стресса

Что делать, если у вас есть симптомы стресса

  • Проблемы с запоминанием, забывчивость;
  • Вязкость речи, повторение уже сказанного;
  • Навязчивые мысли, постоянное обдумывание, застревание на одной мысли;
  • Нерешительность, проблемы с принятием решения;
  • Мысли в основном негативного характера.

Лечение стресса

Физиологический стресс


Физиологический стресс - это состояние, активирующее регуляторные механизмы, которые в естественном виде запускаются для восстановления гомеостаза. В частности, эти системы срабатывают при кровотечении, переохлаждении, голодании. Стресс такого типа возникает в результате снижения или повышения температуры тела, ощущения боли, сильных физических нагрузок.


Стресс негативно влияет на организм - он провоцирует целый ряд изменений, которые направлены на мобилизацию ресурсов и их активное использование. Создателем теории стресса выступает ученый из Канады Ганс Селье. Согласно его теории, стресс - это не только защитная реакция, но и физиологический процесс, требующий затраты большого количества энергии и сил. Также исследователь выдвинул теорию, согласно которой стресс запускает процессы старения в организме. Чем больше травматического опыта - тем раньше человек стареет.

Что вызывает физиологический стресс?

  1. Резкая смена климата. В частности, уровня влажности, температуры воздуха.
  2. Громкие звуки. Сюда можно отнести жизнь у шумной трассы, железной дороги и постоянное воздействие других источников громкого шума.
  3. Резкие запахи. Это сфера деятельности - например, работа в парфюмерии, на химическом предприятии.
  4. Физические травмы. Это пережитое падение, механические повреждения тела.
  5. Голод, жажда.
  6. Сильная физическая нагрузка. В особенности это касается спортсменов, которые регулярно испытывают организм.

Как стресс влияет на организм?

  • снижение функций иммунной системы, что приводит к повышению заболеваемости;
  • повышение риска заболеваний ЖКТ, сердечно-сосудистой системы, ЦНС;
  • расстройство сна, повышение раздражительности, ухудшение самочувствия;
  • головные боли, мышечные спазмы и появление соматических болей;
  • депрессивные мысли, потеря интереса к жизни;
  • апатия;
  • проблемы с концентрацией памяти и внимания;
  • нарушение обмена веществ;
  • расстройства пищевого поведения - пациенты при стрессе либо теряют аппетит, либо начинают употреблять много пищи.

Исследования в сфере стрессов

Учеными было опубликовано интересное исследование, суть которого заключается в изучении влияния зеленой среды на уровень стресса. Доказано, что городской шум, грязный воздух негативно влияют на людей, и провоцируют состояние стресса. Еще в 1989 году была выдвинута теория, согласно которой зеленая среда, живая природа способы восстанавливать организм от разрушительного влияния стрессовых факторов. Согласно ей, посещение городских парков, зеленых зон заставляет человека непроизвольно концентрировать внимание на прекрасных вещах. Естественность природы вызывает спокойствие, уменьшает частоту сердечных сокращений, расслабляет человека и провоцирует снижение уровня кортизола (гормон стресса). Исследование включало эксперимент с виртуальной реальностью, где участников сначала подвергали воздействию стрессовых факторов, а затем им показывали 3 разных среды - городские районы, парки и лесопосадку. Оказалось, что вид зеленых насаждений успокаивает человека, снижает уровень стресса. Также было установлено, что наибольший эффект оказывают запахи. В сфере снижения влияния стрессовых факторов они лидируют - по сравнению с визуальным и звуковым воздействием.

Стадии стресса

  1. На первом этапе появляется тревога, которая провоцируется выбросом адреналина и норадреналина. Эти гормоны дают человеку стимул защищаться или убегать, что является нормальной физиологической реакцией при опасности. При тревоге прослеживаются нарушение аппетита, переработка еды ЖКТ, снижаются защитные функции иммунной системы. краткосрочный стресс не оказывает сильного влияния, но хроническая форма может повлечь истощение ресурсов.
  2. На втором этапе приходит резистентность. Раздражительность, возбуждение и тревога исчезают, но увеличивается интенсивность физиологических и психологических процессов. Состояние не нормальное для организма, оно истощает его.
  3. На третьем этапе приходит тревога. Сил начинает не хватать, мобилизировать организм как на начальном этапе стресса, уже не получится. Развиваются различные психологические патологии, соматические заболевания - нервные срывы, депрессивные расстройства и так далее.

Как бороться со стрессом?

Лечение должно быть комплексным, оно включает психотерапию и медикаментозную терапию. Но первое, с чего следует начать - купировать источник стресса. Если это нервная работа, то необходимо от нее отказаться. Лучшая стратегия - сближение с естественной средой. Это позволяет удалить проблемы со сном, улучшить концентрацию внимания. Полезное воздействие окажет и спорт, хобби, интересные развлечения, занятия спа-процедурами, йогой, релаксационными практиками. Отдельное значение имеет и психотерапия. Подбор способов терапии лучше доверить специалисту. Часто психотерапевтические методики успешно сочетают с курсом препаратов. Медикаментозная терапия в основном направлена на купирование соответствующих симптомов - бессонницы, сниженного настроения, расстройства внимания и памяти. Назначаются транквилизаторы, седативные препараты, антидепрессанты, в тяжелых случаях - нейролептики в малых дозировках. Если вам нужны консультации израильских специалистов - обращайтесь, будем рады помочь! Мы работаем онлайн.

Пороговое раздражение эмоциогенных зон. Степень эмоционального напряжения

Эмоции играют важную роль в жизни человека, обеспечивая интегральную субъективную оценку внешних и внутренних стимулов в плане их биологической значимости для индивидуума. Нарушения нормального функционирования механизмов регуляции эмоций при ряде психических заболевания — эмоциональные (аффективные) расстройства и прежде всего депрессии дезорганизуют целесообразное приспособительное поведение.

АНАТОМИЧЕСКИЙ СУБСТРАТ ЭМОЦИЙ

Принято считать, что анатомическим субстратом эмоций являются структуры мозга, входящие в так называемую лимбическую систему:

• гиппокамп с проводящими путями,

• ядра миндалевидного комплекса,

Действительно, при депрессиях методами нейро-морфологии и нейровизуализации показано расширение боковых желудочков мозга человека, что можно интерпретировать как атрофию гиппокампа [Stoll A. et al, 2000]. У животных в ситуации хронического стресса (одна из экспериментальных моделей депрессии) развивается атрофия дендритов пирамидных клеток поля САз гиппокампа. Показано, что предшествующее стрессорному воздействию введение одного из антидепрессантов — тианептина предотвращает атрофию дендритов САз [Watanabe Y., et al, 1992].

Нарушения при депрессиях цикла сон — бодрствование указывают на вовлечение в патогенез ряда ядер, лежащих в ретикулярной формации ствола, моста и среднего мозга. В совокупности с гиппокампом эти структуры часто называют лимбико-ретикулярным комплексом.

Широкий круг вегетативных нарушений, отмечаемых при депрессивных расстройствах, свидетельствует о вовлеченности в их патогенез:

• центральных отделов вегетативной системы,

Об этом косвенно свидетельствуют отклонения от нормы регистрируемых при функциональной диагностике депрессий вегетативных показателей [Мельникова Т. С., Никифоров А. И., 1992]:

— частоты сердечных сокращений (ЧСС),

— кожно-гальванических реакций (КГР),

— электрокожного сопротивления (ЭКС),

Кроме того, при депрессиях отмечается нарушение целого ряда высших (корковых) функций:

— изменение восприятия цвета и эмоциональной мимики,

— нарушение движений глаз,

— затруднения мышления, вероятностного прогнозирования, принятия решения,

— другие когнитивные дисфункции,

что требует включения в состав структур, участвующих в патогенезе депрессий, следующих зон коры больших полушарий:

• а также базальных ганглиев соответственно.

Таким образом, морфологическим субстратом эмоций и эмоциональных расстройств можно считать практически весь головной мозг, а также нейроэндокринную систему.

НЕЙРОХИМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕПРЕССИЙ

Результаты многочисленных мультидисциплинарных исследований в области нейронаук указывают на то, что в основе эндогенных психических расстройств, по-видимому, лежат нарушения синаптической передачи.

Многообразие клинических проявлений депрессивных расстройств, множественность молекулярных механизмов действия антидепрессантов разных групп свидетельствуют об участии в патогенезе депрессий взаимосвязанных нарушений ряда нейрохимических систем. В настоящее время считается наиболее обоснованным, что ключевые патогенетические механизмы депрессии связаны с функциональным дефицитом серотонинергической системы и со сложной дисрегуляцией норадренергической системы [Ашмарин И. П. и др., 1999; van Praag Н. М., 1994; Ressler К. J., Nemeroff Ch. D., 2000].

Кроме того, обе эти системы тесно взаимодействуют с дофаминергической, холинергической, глутаматергической и ГАМКергической системами.

О снижении уровня функционирования серотонинергической системы при депрессии свидетельствуют данные:

• об уменьшении метаболизма серотонина (снижение концентрации основного катаболита серотонина — 5-окси-индолуксусной кислоты в спинномозговой жидкости больных в депрессивной фазе и ее некотором увеличении при клиническом улучшении);

• о появлении или обострении симптомов депрессии при недостатке в диете предшественника серотонина — триптофана;

• о снижении плотности белков-транспортеров, осуществляющих обратный захват серотонина через пресинаптическую мембрану.

В результате молекулярно-генетических исследований обнаружен и полиморфизм участка гена белка — переносчика серотонина, а также ассоциация между одним из вариантов этого участка и монополярной формой эндогенной депрессии.

На участие норадренергической системы указывают:

• терапевтическая эффективность ингибиторов обратного захвата норадреналина (мапротилин, миансерин);

• снижение концентрации метаболитов норадреналина в спинномозговой жидкости и моче больных.

Предполагается, что антидепрессанты оказывают свое терапевтическое влияние путем потенцирования синаптической передачи в норадренергических и серотонинергических синапсах. В связи с различиями эффективности терапии разными антидепрессантами допускается существование нескольких нейрохимических типов депрессий, связанных преимущественно с дефицитом серотонина, с избытком серотонина, но снижением чувствительности постсинаптических рецепторов, с истощением норадреналина и серотонина (поздние депрессии) или с нарушением баланса этих нейротрансмиттеров [Costa e Silva 3. A., 1980; Nair N. P. V., Sharma M., 1989].

В последние годы появились данные об участии в патогенезе депрессий регуляторных пептидов, в первую очередь кортикотропин рилизинг-фактора (КРФ). Кортикотропин рилизинг-фактор синтезируется клетками гипоталамуса и вызывает выделение в кровь из передней доли гипофиза адренокортикотропного гормона (АКТГ), который, в свою очередь, провоцирует выброс кортизола корой надпочечников. В норме кортизол тормозит функционирование гипоталамо-гипофизарной системы по механизму отрицательной обратной связи. При депрессии этот механизм нарушается, в результате чего в крови большинства больных постоянно повышено содержание АКТГ и кортизола, причем концентрация последнего прямо коррелирует с тяжестью депрессии [Murphy В. Е. Р., 1991]. О гиперактивности гипоталамо-гипофизарно-адреналовой системы при депрессии свидетельствуют также и результаты дексаметазонового теста, когда введение синтетического стероида дексаметазона не вызывает закономерного снижения уровня кортизола в крови. В настоящее время проводятся клинические испытания антидепрессивной активности синтетических пептидов-антагонистов КРФ и олигонуклеотидов, препятствующих синтезу предшественника КРФ.

Другой нейропептидной системой, связанной с развитием депрессий, является система эндогенных опиоидных пептидов, о чем свидетельствуют изменение плотности опиоидных рецепторов в мозге депрессивных больных и снижение у них порога болевой чувствительности, что может объяснять различные алгии, отмечаемые при соматизированных депрессиях.

НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ДЕПРЕССИИ

Несмотря на впечатляющие успехи клеточной и молекулярной нейро-биологии, приведшие, в частности, к созданию целого ряда высокоспецифичных психотропных препаратов новых поколений, достаточно сложно представить, каким образом описанные тонкие изменения нейрохимических процессов на уровне нейронов могут вызывать нарушения психического состояния и поведения человека.

При анализе спектральной мощности и когерентности фоновой ЭЭГ, а также реактивности ЭЭГ и ряда вегетативных показателей (ЧСС, КГР) на индифферентные и эмоционально значимые стимулы у больных с преобладанием в клинической картине депрессии тоскливого аффекта были выявлены электрофизиологические признаки повышенного тонуса парасимпатической системы (в том числе более высокие, чем в норме, индексы альфа-ритма). В соответствии с вышеизложенными представлениями этот тип депрессии более вероятно связан с преобладанием активности серотонинергической системы. У больных с тревожной депрессией и дистимическими расстройствами характер электрофизиологических показателей указывал на повышенный симпатический тонус, хотя отмечены признаки его функциональной недостаточности. Этот тип депрессии, по-видимому, связан с дефицитом как серотонинергической (в большей степени), так и норадренергической систем, и с дисбалансом их взаимодействия. У больных с апатической депрессией, судя по ЭЭГ и вегетативным показателям, отмечался близкий к норме характер реагирования, но с ослаблением его интенсивности.

По данным ряда авторов, разные группы антидепрессантов при их тестировании на здоровых добровольцах также имеют разные ЭЭГ-профили:

• седативные (три- и тетрациклические) антидепрессанты снижают альфа-активность и повышают содержание высоких и низких частот в ЭЭГ;

• «стимулирующие» (имипрамин, ингибиторы МАО, а также серотонинергические и норадренергические антидепрессанты последних поколений) увеличивают содержание альфа-ритма и угнетают другие виды ЭЭГ-активности.

На этой основе разработан компьютерный метод предикции эффективности курсовой терапии по реакции ЭЭГ на однократную тестовую дозу антидепрессанта [Itil Т. М. et al, 1994].

Депрессии и нарушения биологических ритмов

Одна из теорий патогенеза аффективных расстройств подчеркивает значение нарушений биологических ритмов, что проявляется в изменениях ритмической структуры многих физиологических функций — десинхронозе.

Общеизвестно, что при депрессии возникают нарушения сна, которые проявляются в трудности засыпания, неглубоком ночном сне, раннем пробуждении по утрам. В то же время в утренние и дневные часы больные испытывают ощущения сонливости, вялости, разбитости, снижения работоспособности. Проблемы сна не являются специфическими для депрессивных расстройств, они встречаются и при других психических заболеваниях, однако при депрессиях отмечаются как один из наиболее частых симптомов. Субъективно отмечаемые нарушения сна подтверждаются результатами полисомнографических исследований. Для депрессивных больных характерно снижение общей продолжительности ночного сна, значительное сокращение длительности его медленноволновых стадий и укорочение циклов сна. При этом фаза сна с быстрыми движениями глаз (REM sleep) не угнетается, напротив, наблюдается существенное сокращение латентного периода наступления первой фазы REM (примерно с 65 минут в норме до 20 минут при тяжелой депрессии), что является одним из биологических маркеров депрессии.

Согласно моноаминергической теории регуляции цикла сон — бодрствование, такое соотношение фаз сна должно свидетельствовать о снижении активности серотонинергической системы, ответственной за медленноволновые фазы сна, при сохранности или усилении функций норадренергической системы, управляющей фазой «быстрого» сна. Это подтверждается тем, что большинство используемых в клинике серотонинергических антидепрессантов оказывает однотипное влияние на структуру сна, избирательно подавляя фазу REM и увеличивая продолжительность медленноволнового сна [Mendlewicz J., Kerkhofs M., 1991].

Снижение общей длительности и нарушения структуры сна могут быть не только эпифеноменом, но и играть важную роль в патогенезе аффективных расстройств. Показано, что у здоровых людей недостаток сна или нарушения его периодичности (связанные, например, с работой в ночные смены или с трансмеридиональными перелетами) могут вызвать развитие депрессивной симптоматики. С другой стороны, полная депривация сна в течение 40 часов может в отдельных случаях значительно уменьшать депрессивные симптомы.

Нарушения биоритмов при депрессии касаются не только цикла сон — бодрствование. Показано, что у больных депрессией извращаются присущий норме суточный градиент колебаний артериального давления и температуры тела, ритмическая структура экскреции ряда гормонов, изменений частотного спектра ЭЭГ в течение дня, что соответствует субъективно более тяжелому состоянию больных в утренние часы. Более того, оказалось, что больные с большей степенью выраженности суточных колебаний физиологических функций и настроения более чувствительны к психофармакотерапии антидепрессантами.

Наряду с циркадными при депрессии также нередко нарушаются биологические циклы и с более длительными периодами. В качестве примеров можно назвать нарушения менструального цикла, а также сезонные аффективные расстройства.

Морфофункциональной основой регуляции биоритмов являются структуры переднего гипоталамуса (прежде всего, супрахиазматическое ядро), входящие в парасимпатический отдел вегетативной нервной системы и тесно связанные с серотонинергическими ядрами ствола мозга, а также эпифиз, клетки которого продуцируют гормон мелатонин.

Одним из основных внешних факторов, синхронизирующих мозговую систему контроля биоритмов, являются изменения освещенности при смене дня и ночи, а также времен года. Восприятие этих изменений обеспечивается прямыми ретиногипоталамическими путями, причем в норме увеличение освещенности тормозит гипногенные зоны переднего гипоталамуса и серотонинергические ядра ствола. Нарушения функционирования этих систем при депрессии, возможно, опосредуют не только суточные колебания, но и сезонные аффективные расстройства.

Эти данные также подтверждают наличие при депрессивных расстройствах дисфункции (по типу дефицита торможения) диэнцефальных структур головного мозга.

На основе этих представлений, а также с учетом важной роли серотонинергических проекций в деятельности задних областей коры разработаны и используются в клинике различные методы фототерапии депрессивных состояний (особенно случаев, когда в клинической картине доминируют нарушения сна).

Межполушарная асимметрия мозга и эмоциональные расстройства

На основе данных клиники локальных поражений головного мозга в литературе сложилось представление о том, что полушария мозга специфически связаны с регуляцией эмоционального состояния, причем левое полушарие «ответственно» за проявления положительных, а правое — отрицательных эмоций [Flor-Henry P., 1983; Брагина Н. Н., Доброхотова Т. Д., 1988].

Так, при поражении височного отдела правого полушария у больных-правшей наряду с другими психическими расстройствами были описаны:

— моторная и речевая расторможенность,

Напротив, при поражении левого полушария у правшей наблюдались:

— нарушения и обеднение речи,

— аспонтанность (при поражении лобных отделов),

— тревога и растерянность (при поражении височных зон),

— аффект страдания (при поражении задних областей).

При этом известное несоответствие ряда опубликованных данных гипотетическим представлениям об эмоциональной специфичности полушарий (например, случаи развития тоскливой депрессии, расстройств сна в виде увеличения частоты и продолжительности сновидений, периодической смены гипоманиакального и депрессивного состояний при правополушарных поражениях) можно объяснить тем, что локальное повреждение нервной ткани в зависимости от его объема и локализации может вызывать как раздражение (с более или менее генерализованной гиперактивацией по эпилептиформному типу), так и функциональную инактивацию пораженного полушария (с растормаживанием структур контралатеральной половины мозга).

В электрофизиологических исследованиях было установлено, что у больных депрессией по показателям фоновой ЭЭГ [Бочкарев В. К., Панюшкина С. В., 2000], а также асимметрии реакций ЭЭГ и КГР на сенсорные стимулы и при выполнении различных заданий [Михайлова Е. С., 1984] выявляется относительно более высокий уровень активации правого полушария. По данным ПЭТ, при депрессиях выявляется снижение метаболизма в передних отделах левого полушария.

Функциональная специализация полушарий находит подтверждение и в их нейрохимической асимметрии [Flor-Henry P., 1983]. Так, в норме выявлено преобладание содержания:

• норадреналина и серотонина в коре правого полушария,

• дофамина, ацетилхолина и ГАМК — в левом полушарии. В таламусе также выявлена асимметрия содержания норадреналина:

• в передних областях (тесно связанных с лимбической системой) его концентрация выше справа,

• в других областях — слева.

По-видимому, вследствие нарушения межполушарного баланса и гиперактивации правого полушария у больных депрессией развиваются изменения ряда «правополушарных» высших корковых функций. Такие больные обнаруживают достоверно отличную от нормы реакцию на эмоциогенные музыкальные фрагменты [Михайлова Е. С., 1992], у них затрудняется зрительное восприятие мимической экспрессии, отмечаются нарушения эмоциональной оценки запаха и цвета [Михайлова Е. С. и др., 1994; Chayanov N. V. et al, 1992; Iznak A. F., Monosova A. Zh. et al., 1994]. Последний феномен нашел практическое применение в виде диагностически информативного при депрессиях психометрического цветового теста Люшера.

Данные о межполушарной асимметрии в отношении регуляции эмоций и эмоциональных расстройств легли в основу ряда способов нелекарственной терапии депрессий. В частности, было обнаружено, что правосторонняя электросудорожная терапия (ЭСТ) более эффективна в отношении ослабления симптомов депрессии, чем левосторонняя или двусторонняя ЭСТ [Трауготт Н. Н., 1979]. А. П. Чуприковым с соавт. [1994] разработан широкий спектр латерализованных физиотерапевтических методов (массаж, холодовое воздействие, латеральная чрескожная электростимуляция, аудиостимуляция, постоянной и ритмической, а также цветовая фотостимуляция) для купирования симптомов ряда психопатологических состояний (в том числе аффективных расстройств) как при изолированном применении, так и в сочетании с психофармакотерапией.

Приведенные факты и гипотезы указывают на тесную (и, возможно, причинно-следственную) связь депрессии:

• с нарушениями обмена ряда моноаминов,

• с дисфункцией тормозных систем коры и диэнцефальных отделов мозга,

с десинхронизацией биологических ритмов, в частности механизмов регуляции цикла сон — бодрствование,

• с полушарной специализацией контроля положительных и отрицательных эмоций.

Они также указывают на значительно большую сложность взаимодействия нейрохимических и нейрофизиологических систем при депрессии, чем это следует из обычно обсуждаемых упрощенных «биполярных» моделей:

В ряде случаев методы, разработанные на основе этих данных, уже практически используются для диагностики и терапии депрессивных состояний.

Все про психологический стресс, его причины, симптомы и методы борьбы

психологический стресс

Психологический стресс представляет собой следствие, итог сильнейшего нервного перенапряжения, которое спровоцировано тем или иным переживанием. Каждая эмоция, положительная либо отрицательная способна привести к данному виду стресса, как реакции организма на раздражитель.

В свою очередь психологический стресс бывает информационный и эмоциональный.

Особенности психологического стресса…

Спровоцировать психологический стресс может все что угодно - психологическая травма или же обидное слово, ссора или же низкая температура.

Что характерно, реагировать человек будет одинаково, как на реальную угрозу для него, так и на вымышленную, в то же время особенность поведенческих реакций на стресс у каждого человека индивидуальна, но суть в корне будет одной. И это есть психологический стресс.

Он может возникнуть как в стенах своего родного дома, так и вне его предела - на работе или же в магазине, в школе или ином месте. В любом из случаев и ситуаций он может спровоцировать весьма тяжелые и серьезные проблемы со здоровьем.


… и отличия от физического

Физический и психологический стресс разняться в себе и не только причинами своего появления и развития, но и последствиями. Так причинами, которые провоцируют физический стресс, могут быть физические, химические либо же биологические факторы, а вот психологический - скорее социальное влияние, а так же собственные мысли.

В отношении характера потенциальной опасности, то физический провоцирует реальная угроза, а вот психологический - такая угроза может нести как реальный, так и виртуальный характер.

При физическом стрессе - негативное действие, его последствия направлены на здоровье всего организма, органов и систем, а при психологическом - на социальный статус, уровень самоуважения и иные социальные параметры.

В отношении эмоционального переживания - физический стресс проявит себя в виде первичных эмоций, таких как страх и боль, испуг или же гнев, а вот эмоциональный проявит себя в виде беспокойства и депрессивного угнетения, тревоги и тоски, ревностью или в виде зависти.

В вопросе временных рамок физический стресс проявит себя только в настоящем времени или же недалеком будущем, имея конкретные рамки, а вот психологический будет иметь размытые временные рамки.

Современные теории

В вопросе существующих теорий о психологическом стрессе достаточно выделить следующие самые популярные:

Лазарус

  1. Теория Г. Селье. Ученый из Канады объяснил природу стресса, как защитный механизм организма на биологические раздражители — на основании поведенных опытов он доказал, что любая сложная и непривычная ситуация заставит человека приспособиться. Каждый раздражитель будет провоцировать разное поведение у каждого человека индивидуально - он назвал это адаптационным синдромом.
  2. Теория Павлова. Согласно его теории, под воздействием эмоционального переживания, перенапряжения человек будет впадать в одно из следующих состояний: апатия, определенная заторможенность, при которой снижается любая активность или же развивается гиперактивность, выражающаяся в чрезмерном беспокойстве и крайней деятельности. Каждая из них вредна для организма по-своему.
  3. Теория Лазаруса. Р. Лазарус в своей теории выдвинул идею, что к психологическому стрессу приводят как физические, так и психологические стрессовые факторы. Среди физических факторов он называл погоду и боль, травму и болезнь, неудобства на физическом уровне. К эмоциональным он относит - мелкие бытовые проблемы и стрессы, конфликты и скандалы, монотонный быт и развод, завышенное ожидание и несовпадение его с окружающей действительностью.

Особенности и стадии поведенческой реакции

Сам процесс течения психологического стресса условно можно поделить на такие стадии:

  1. Эмоциональная тревожность. Именно на этом этапе проявляются самые первые признаки, ответная реакция на внешние раздражители. По своей продолжительности она может разниться - тут все индивидуально и по времени может варьировать от нескольких минут и до нескольких дней. Даже недель.
  2. Стадия сопротивления и адаптации. В этом случае человек максимально приспосабливается и усиливает внутреннее и внешнее сопротивление организма внешнему и внутреннему раздражителю. Если раздражение идет достаточно длительное - имеет место постепенное приспособление к нему, как к привычной среде обитания. Именно на данной стадии пациент может эффективно анализировать ситуацию и выбрать наиболее оптимальный для себя вариант развития событий и способ побороть стресс.
  3. Стадия истощения. Если пациент исчерпывает свои силы, при длительном влиянии стрессовых факторов, пациент будет ощущать утомление и усталость, хроническое опустошение. К этим неприятным ощущениям присоединяется чувство тревоги и безысходности - на данном этапе способность адаптироваться и приспособиться утрачивается полностью, особа просто теряет способность предпринимать те или иные действия.

Клиника стрессовой ситуации

Стресс может проявлять себя по-разному - тут симптомы исключительно индивидуальны. При чем симптоматика будет разниться с учетом того, на какой стадии развивается психологический стресс. Тем не менее, практикующие психологи выделяют следующие психологические симптомы стресса:

тревога и заботы

  • тревога, развивающаяся без причин, а также ощущение внутреннего переживания и напряжения;
  • приступы вспыльчивости и раздражительности, агрессия и неадекватное реагирование на любой раздражитель;
  • неспособность контролировать собственные действия, эмоции и слова, управлять ими;
  • внимание и концентрация снижается в разы, падает трудоспособность, ухудшается память;
  • пациент тоскует, переживает угнетенное и подавленное свое состояние;
  • не получает позитивного заряда даже от положительных новостей и событий, его преследует постоянная неудовлетворенность собой и своим окружением;
  • субъекту присуща капризность, окружающий мир для него становиться призрачным, идет отстранение от своего внутреннего Я;
  • изменяются вкусовые пристрастия, а также режим питания - пациент отказывается от еды или же наоборот, ест постоянно;
  • нарушается режим сна, а также само поведение человека, снижается его контактность с социумом;

Корень проблемы — его нужно знать и уметь искать


В вопросе причин, которые провоцируют развитие эмоционального стресса практикующие психологи называют в первую очередь противоречие, имеющееся меж внутренними представлениями и реальным миром.

Помимо всего прочего, стрессовое состояние может быть спровоцировано и иными факторами и событиями, которые существуют во вне, так и в человеческом сознании. Главное, что это событие - значимое для человека и уже не столь важно, положительное оно или же отрицательное.

Психологи выделяют следующие значимые для особы события:

  • смерть близкого или родного человека, расторжение брака или же расставание со своей второй половинкой;
  • заключение в тюрьму и поражение здоровья серьезной патологией;
  • увольнение с работы или же изменение в социальном положении человека;
  • наличие долговых обязательств, при чем на большие суммы, и ухудшение в финансовом положении особы;
  • болезнь родных и близких, проблемы, возникающие с правоохранительными органами и беременность;
  • проблемы в сексуальной сфере или же смена места жительства или же работы;
  • изменения в собственных привычках, режиме питания и условиях работы, ухудшение отношений в семье.

Причин и факторов может быть масса - сколько людей, столько и их разновидностей, да и они имеют плохое свойство накапливаться, подавляя все больше и больше.

Механизм формирования

В сфере психологии имеют место 2 группы механизмов, запускающих стресс - это физиологические и психологические. Так при рассмотрении физиологической группы запуска стрессового механизма - в этом случае будут задействованы:

  • субкортикальная система - она активирует работу коры мозга человека;
  • симпатическая нервная система - она готовит организм к неожиданному влиянию стрессовых, провоцирующих факторов, стимулирует понижение выработки глюкозы и сердечной деятельности;
  • задействуются субкортикальные двигательные центры, управляющие инстинктом, движениями и мимикой, пантомимой;
  • начинают работать органы внутренней секреции и запускается сам механизм обратной афферентации.

Если речь идет о подсознательных установках - таковые будут защищать психику каждого человека от влияния неблагоприятных факторов и к таковым практикующие психологи относят:

  1. Подавление - механизм, лежащий в основе большинства иных метод и представляет собой постепенное вытеснение эмоций, памяти и воспоминаний в область подсознания и пациент постепенно начинает забывать о самой неприятной для него ситуации.
  2. Проектирование - в этом случае человек, недовольный собственным поступком, мыслями, будет проектировать их на свое окружение, приписывая тому или иному человеку подобное действие. Запускается такой себе процесс самооправдания.
  3. Регрессия - в этой ситуации пациент просто уходит от собственной реальности, когда он переступает порог беспомощности, становясь полностью безучастным, не принимает решения и не делает первый шаг.
  4. Рационализация - один из способов оправдать себя и состоит в поиске того единственного виновника, который и спровоцировал всю негативную, неблагоприятную ситуацию.
  5. Сублимация - наиболее благоприятная из всех реакция, которая может развиваться на стресс, эффективна как на уровне подсознания, так и в реальности. В этом варианте развития событий человек преобразует неприемлемое поведение, например, страх или агрессию, в рамках допустимого, выражая его в боксе, спортивных играх или ином действии.

Методы восстановления

Оказавшись в неприятной ситуации, когда психологический стресс поражает и сковывает, стоит знать каким образом стоит поступать, как разрядить обстановку и восстановить собственные силы. В этом случае на помощь могут прийти следующие способы и методики:

Среди иных методов восстановления можно выделить и релаксацию, а также отвлечение внимания, смену обстановки и физическую активность, которые в сочетании с любимыми музыкальными произведениями и общением позволят вывести пациента из неблагоприятной для него психологической ситуации.

Предлагаем послушать музыку для снятия стресса и нервозности прямо сейчас:

Не дай себе стресснуть

В вопросе профилактики возникновения стрессовых ситуаций нет ничего сложного, и любой может постичь азы предотвращения и ограждения себя от негативных ситуаций и соответственно эмоционального, психологического стресса. Практикующие психологи отмечают много методик, которые способны помочь пациенту, его организму на физическом и психологическом уровне.

В первую очередь - чаще гуляйте в парке, возле озера или реки, просто на свежем воздухе. Это прекрасная, а главное эффективная профилактика стресса.

Не менее действенным есть и ведение дневника или же составление собственного списка дел и мыслей - данная метода помогает научиться структурировать собственные мысли, находя оптимальное решение в той или иной ситуации.

Если вы переутомились, психика на эмоциональном уровне истощена - поможет восстановиться путешествие, поход или же простое общение с приятным для вас человеком, животным в спокойной и располагающей к общению обстановке.

Усилить положительный эффект помогут и специальные методики расслабления - дыхательная гимнастика или же принятие расслабляющей ванны, любимое хобби. И, конечно же - физическая активность.

Читайте также: