Показатели корреляции рангов артикуляции у различных дикторов. Различия артикуляции речи

Обновлено: 15.05.2024

ФГБУ «Российский центр судебно-медицинской экспертизы» Минздрава России, Москва, Россия, 125284

ФГБУ "Российский центр судебно-медицинской экспертизы" Минздрава России, Москва

Спектральный анализ как инструмент исследования функционально-динамических комплексов устно-речевых навыков в задаче медико-криминалистической идентификации говорящего

Журнал: Судебно-медицинская экспертиза. 2016;59(6): 38‑40

Цель исследования — поиск теоретических оснований и оценка методических основ применения спектрального анализа для исследования функционально-динамических комплексов (ФДК) навыков звучащей речи при решении задач медико-криминалистической идентификации личности говорящего. В процессе исследования анализировали источники литературы, методические разработки авторов статьи и результаты проведенных ими медико-криминалистических исследований и лабораторных экспериментов. Полученные результаты свидетельствуют, что спектральный анализ является тем инструментом, который позволяет выделить устойчивые идентификационные признаки акустической группы, характеризующие ФДК навыков звучащей речи, при идентификации личности говорящего.

В системе материальных источников информации, используемой при доказывании, значительный объем занимают отражения функционально-динамических комплексов (ФДК) навыков, которыми обладает человек [1].

В предыдущих работах [2] отмечалось, что ФДК навыков звучащей речи служат важным источником информации при решении задач медико-криминалистической идентификации личности говорящего. Зафиксированная на звуковом носителе человеческая речь — источник богатейшей информации о личностных свойствах индивидуума: его культуре, логике изложения мысли, уровне развития устно-речевых навыков, анатомическом строении его речевого аппарата и др.

В данной статье рассматривается только применение аппарата спектрального анализа для исследования тех ФДК устно-речевых навыков фонетической группы, которые связаны со сдвигом фокуса артикуляции.

Теоретические положения

Фокус артикуляции — это центр сосредоточенности мышечных движений и их взаимосвязей в момент произношения гласных и согласных. Термины «фокус артикуляции» и «место образования» звуков близки между собой, но первый в большей степени предполагает большую строгость в дифференциации артикуляционного пространства [3].

Фокус артикуляции гласных и согласных может варьироваться. Наиболее ярко это проявляется в гласных под ударением. Необходимо различать общерусские и региональные особенности варьирования. Во всех случаях эталоном сравнения является литературный язык (в данном случае литературное произношение), речь говорящего в нейтральном эмоциональном состоянии: фигурант не возбужден, не подавлен, относительно спокоен [4].

Результаты экспертных исследований

В одном из экспертных исследований анализировали образцы голоса и речи фигуранта М. на предмет его медико-криминалистической идентификации. Голос М. относится к группе мужских голосов средней высоты, насыщенной тембральной окраски. Громкость речи варьируется, но без резких контрастов. Четкость артикуляции достаточная, в том числе и при чтении текста в быстром темпе. Дефектов в произношении нет.

С точки зрения анализа ФДК навыков фонетической группы важен тот факт, что для речи М. характерно наличие в ней остатков южнорусских региональных особенностей произношения гласных и структуры слога: более передняя артикуляция гласных по сравнению с литературным произношением, например, в словах на экране, постановщик, четвертого, февраля, второго, школе, потом, классов, четверки, пятерки, денежек, поступил, двенадцати.

Степень напряженности согласных в целом меньше, чем в литературном языке, например, в словах на экране, жизнью, в одном месте, первого, хорошо, рождения, жену, денежек, потом, поступил. В речи М. преобладает более плавное по сравнению с литературным произношением соединение согласного и гласного, гласного и согласного звуков, которое характерно для южнорусского регионального произношения.

Результаты вычисления частот формант1 М. на ударных гласных [а], [и], [у] приведены в таблице. Объем выборки составил не менее 10 единиц для каждого ударного гласного в основных позициях.


Значения частот формант F1 и F2, их соотношение

По данным таблицы вычислили отношение второй и первой формант — F2/F1 (см. последний столбец). Из приведенных данных видно, что показатель продвинутости артикуляторной базы вперед по сравнению с нормативной речью находит подтверждение: в норме отношение F2/F1 для гласного [а] равно 1,9 против 3,4 для голоса М., т. е. различие достигает почти 80%, для гласного [и] — 32% в обратную сторону, для гласного [у] — 24% также в обратную сторону.

В процессе аудитивно-лингвистической части исследования образцов голоса и речи М. установили, что ФДК навыков, которые отражают региональные особенности его произношения, относятся к числу наиболее устойчивых. Указанные особенности не зависят от содержания, стиля, интонации, темпа речи, эмоционального состояния говорящего. В связи с этим именно региональные особенности произношения и составили те признаки, по которым впоследствии сопоставляли голос и речь фигуранта М. из образцов и речь неизвестного диктора, зафиксированная на исходных фонограммах.

Результаты моделирования сдвига фокуса артикуляции

Иллюстрацией достоверности результатов экспертного исследования могут служить данные, полученные в процессе моделирования сдвига фокуса артикуляции, проведенного в лабораторных условиях.

В ходе моделирования работы речевого аппарата (РА) исследовали голос диктора-москвича, речь которого не имела заметных дефектов и характеризовалась как нормативная (московская норма). В результате исследования получили описание перцептивных характеристик качества звучания, провели также инструментальные измерения формантных частот с помощью спектрального анализа.

Голос фигуранта относится к группе мужских голосов со средней частотой основного тона F0 ≈ 130 Гц. В качестве представительного показателя частоты формант гласных в соответствии с гипотезой Л.А. Варшавского и И.М. Литвака [5] использовали не абсолютные значения частоты первой, второй и третьей формант — F1, F2, F3, а отношения F2/F1 и F3/F2. При измерении частоты формант на ударном гласном [а] в основных позициях при чтении фигурантом предложенного ему текста получили следующие результаты: F1 ≈ 600 Гц, F2 ≈ 1250 Гц, F3 ≈ 2270 Гц и отношение F2/F1 ≈ 2,1, а F3/F2 ≈ 1,8. Эти результаты достаточно близки к соответствующим данным для нормативной русской речи (известно, что значение F2/F1 по многочисленным измерениям для мужских голосов близко к 2,0) [6, 7].

Затем на фразах «Синий-синий тата взвился ввысь» и «Эх, ту утку тата ухватил» измерили формантные частоты ударного гласного [а] в слове тата. Установили, что в 1-й фразе преобладает артикуляция звуков, образующихся в передней полости речевого аппарата, а во 2-й — в задней, что в какой-то мере имитирует эффект продвинутого вперед/назад фокуса артикуляции и сопровождается произнесением гласного [а] в слове тата как продвинутого вперед/назад.

Оказалось, что отношение F2/F1для гласного [а]в 1-й фразе составляет 3,5, а во 2-й — 1,6. В первом случае это определяет значительное превышение измеренной величины этого соотношения для чтения указанным диктором текста (приблизительно на 65%), а во втором — снижение почти на 24% по сравнению с чтением.

Результаты этого моделирования полностью подтвердили материалы реальных криминалистических экспертиз и наглядно продемонстрировали связь описанных выше идентификационных признаков говорящего перцептивной и инструментальной групп, показав, что указанные признаки находятся в отношениях взаимного соответствия [8].

Заключение

Результаты медико-криминалистической идентификации и моделирования работы РА, проведенного в лабораторных условиях, показали, что спектральный анализ позволяет выделить устойчивые идентификационные признаки акустической группы, характеризующие ФДК навыков звучащей речи, при решении задач медико-криминалистической идентификации личности говорящего.

Ограниченный объем данной работы не позволяет подробно изложить процесс получения, фиксации и анализа идентификационных признаков, связанных с биометрическими характеристиками речевого тракта индивидуума. Данный круг вопросов требует отдельного рассмотрения и планируется к публикации в последующих статьях авторов.

Конфликт интересов отсутствует.

1 Напомним, что термин «форманта» обозначает определенную частотную область, в которой (вследствие резонанса) усиливается некоторое число гармоник тона, производимого голосовыми связками, т. е. в спектральной картине звука форманта достаточно отчетливо выделяется как область усиления определенных частот [6].

Дикция, четкость, артикуляция.
статья на тему

Статья содержит информацию о важности владения речевым аппаратом,артикуляции и качественной дикцией,также приведены необходимые артикуляционные упражнения,которые способствуют устранеию речевых дефектов.

ВложениеРазмер
diktsiya_chetkost_artikulyatsiya.docx 23.86 КБ

Предварительный просмотр:

Дикция, четкость, артикуляция.

Красноречие есть искусство о всякой данной материи, красно говорить и тем преклонять других к своему мнению. Предложенная по сему искусству материя называется речь и слово.

Нет ни одной области человеческих знаний и деятельности, для которых плохая, запутанная, бестолковая речь исполнителя была бы во благо одному лишь, собеседнику или большой аудитории. Каждый человек должен уметь точно, красочно, аргументировано не только выражать свои мысли, но и иметь четкую дикцию.

Слово, обращенное к аудитории в речи, должно быть четким по произношению, выразительным и достаточно громким, чтобы слышали в последнем ряду зрительного зала для этого и необходима качественная дикция и ясное произношение слов. Чтобы добиться хороших результатов, надо работать над усовершенствованием артикуляционного аппарата, а также разрабатывать его технические возможности.

Артикуляционный аппарат - это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, а органы, входящие в его состав - артикуляционные органы.

К артикуляционному аппарату относятся: ротовая полость (щеки, губы, зубы, язык, челюсти, небо), глотка, гортань.

Первое условие работы артикуляционного аппарата - естественность и активность.

Добиваться активной естественности можно через снятие различных внутренних зажимов и стимуляции четкой работы различных мышц и органов. Для начала следует понять, какие зажимы присутствуют у человека при произношении в речи, а далее проводить работу по искоренению и устранению данной проблемы. Отметим, что оттачивать приобретенные навыки, следует перед зеркалом, главным образом обращая внимание на артикуляционный аппарат и подачу слов в целом. В этой работе нам помогут упражнения, которые рассмотрим ниже.

Из - за плохой артикуляции возникает масса проблем у детей младшего школьного возраста, начиная от рваного, невнятного чтения и произношения.

Родители обеспокоены и часто задают вопрос: «Почему мой ребенок никак не научится читать быстро?» А как же ребенку научиться читать быстро, если он просто не умеет быстро говорить? Если ребенок говорит медленно, мало, тихо, с остановками, что свидетельствует о слабой, вялой артикуляции и нечеткой дикции, то, как он может быстро читать?

Первая причина медленного чтения, это - слабая артикуляция , т.е. недостаточная работа речевого аппарата. Вследствие чего, страдает и выразительность речи в том числе. Возникает несоответствие - работа речевого аппарата, с помощью которого мы разговариваем, замедляет чтение. Как же это получается?

Когда ребенок учится читать, он читает только вслух. Если артикуляционный аппарат развит недостаточно, то ребенок может неправильно произносить звуки, говорить медленно, нечетко выговаривать, плохо владеет силой голоса и не может регулировать силу голоса и скорость речи.

Такие проявления очень замедляют чтение и дают чрезмерную нагрузку на всю психику ребенка, он быстро утомляется и может читать очень ограниченное время. Безусловно, при слабом речевом аппарате о хорошем быстром чтении говорить не приходится. Да и сам ребенок от процесса чтения не получает положительных эмоций.

Помимо плохого чтения, страдают, как диалогическая, так и монологическая речи. Если первая, это наиболее простая форма общения и состоит в основном из обмена репликами, то вторая представляет собой связное повествование, описание и рассуждение. Это более сложная форма речи, поскольку она предполагает связность мыслей, правильное грамматическое оформление и выразительность голосовых средств.

Следовательно, если Вы хотите научить ребенка быстрому чтению , четкой и качественной дикции, то надо уделить внимание речевому аппарату и артикуляционной гимнастике , занимаясь по несколько минут в день, и как можно чаще разучивать и проговаривать скороговорки.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и залогом правильного чтения. Рассмотрим некоторые из них.

Упражнения для губ

1. Улыбка-трубочка:
Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны. Губы вытягиваются в трубочку.

2. Хоботок:
Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

3. Заборчик:
Верхняя губа поднимается наверх, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

4. Бублик:
Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

Упражнения для развития подвижности губ

Рот открыт, губы совершают обхватывающие движения, верхняя губа натягивается на верхние зубы, нижняя на нижние зубы.

6. Трубочка-поворот:
Вытянуть вперед губы трубочкой, затем повернуть губы направо и налево, при этом удерживая губы в положении "трубочки".

7. Пятачок закрытый:
Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

Сомкнуть губы, завернуть "в себя "и с силой вывернуть, произнося при этом звуки Б и П.

Упражнения для губ и щек

9. Веселый хомячок:
Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

10. Тонкий хомячок:
Втянуть щеки.

11. Поймай шарик:

Широко открытым ртом ловить воображаемые шарики, при этом активно заворачивать губы .

Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

Упражнения для языка.

12. Стрелочки:
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

13. Змейка:
Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

14. Качели:
Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

15. Футбольные ворота :
Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку, при этом нижняя челюсть остается неподвижна.

Выполнение данных упражнений поможет добиться желаемых результатов. Главное не забывать о том, что наша речь, это наше лицо. Хорошее развитие артикуляционного аппарата необходимо для быстрого и выразительного чтения, четкого произношения и дикционной подачи фраз, ведь каждый из нас в глубине души оратор.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по предмету "Вокал": "Дикция и артикуляция в музыкально-тренировочном материале и вокальных произведениях"

Основная цель открытого урока: Постановка и развитие артикуляционного аппарата вокалиста по средствам отработки правильного произношения слова в пении в музыкально-тренирово.

Дикция к хоре. Особенности хоровой дикции. Правила артикуляции. Упражнения на совершенствование дикции.

ДИКЦИЯ (лат. dictio — произнесение речи) — ясность, разборчивость произнесения текста. Хорошая дикция — непременное условие вокального, в том числе хорового исполнения; в хоре зависит от качества прои.

Научная работа "Фонетический метод как средство развития вокальной дикции и артикуляции у детей младшего школьного возраста на уроках музыки"

В младшем школьном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности школьника узнать, рассказать и воздействовать на се.

Конспект занятия "Дикция и артикуляция в пении"

Развитие артикуляционного аппарата вокалиста по средствам отработки правильного произношения слова во время исполнения музыкального произведения.

«Развитие дикции и артикуляции учащихся, как метод выразительного средства передачи сценического образа».

Развитие дикции и артикуляции.

Открытый урок "Работа над дикцией и артикуляцией".

Цель данного занятия - это развитие основ певческой дикции и артикуляции, способствующих повышению уровня вокального исполнительства. Планируемый результат занятия направлен на хорошее усвоение м.

План - конспект занятия по вокалу Дикция и артикуляция в музыкально-тренировочном материале и вокальных произведениях

Цель: развитие артикуляционного аппарата вокалиста по средствам отработки правильного произношения слова во время исполнения музыкального произведения.Задачи:Образовательные:Обучить правильному произн.

Артикуляция звуков речи
учебно-методический материал по логопедии

Данный учебно-методический материал поможет Вам познакомиться с правильной артикуляцией звуков речи.

ВложениеРазмер
artikulyatsiya_zvukov_rechi.docx 168.9 КБ

Артикуляция звуков речи

Артикуляция - это работа речевого аппарата для правильного создания звука. При правильной артикуляции происходит четкое расчленение звуков, которые мы можем различать.

Артикуляция в первую очередь является правильным и отчетливым произношением звуков. И основная роль здесь отводится не голосовым связкам, а органам произношения, которые бывают активными (язык и губы) и пассивными (зубы, десны, мягкое и твердое небо).

Произношение слов является довольно сложной системой, к составным частям которой относятся органы дыхания, голосовые связки, полость рта и носа, язык, губы и прочее. Действия этой системы скоординированные между собой и, что не мало важно без приложения усилий говорящего человека.

Все звуки речи делятся на гласные и согласные. Различаются они артикуляционно и акустически.

Артикуляция гласных звуков.

Гласные - тоновые звуки, они образуются в результате колебания голосовых связок в момент прохождения через гортань струи воздуха. Эти колебания периодические, они создают тон, музыкальный звук. При образовании гласных звуков воздушная струя проходит через рот свободно, не встречая никаких препятствий. Для гласных характерна слабая струя воздуха. При образовании гласных мускульное напряжение почти в равной мере распространяется по всей ротовой полости.

Классификация гласных звуков основывается на трех признаках:

- степени подъема языка по вертикали по отношению к небу

- степени продвинутости языка вперед или отодвинутости назад по гортани.

В современном русском языке шесть гласных звуков: [а], [о], [у], [э], [и], [ы]. В зависимости от движения языка в горизонтальном направлении (вперед-назад) гласные подразделяются на:

1) гласные переднего ряда [и], [э] (при их произнесении язык продвигается вперед, а его кончик упирается в нижние зубы);

2) гласные среднего ряда [ы], [а] (при их произнесении язык несколько отодвигается назад);

3) гласные заднего ряда [у], [о] (при их произнесении язык отодвигается назад в большей степени).

В зависимости от степени подъема языка к нёбу, т. е. движения языка по вертикали, различаются:

1) гласные верхнего подъема [и], [ы], [у] (при их образовании язык поднят к нёбу в наибольшей мере);

2) гласные среднего подъема [э], [о] (при их образовании язык поднимается к нёбу менее высоко);

3) гласные нижнего подъема, к которым относится только [а] (при его образовании язык не приподнят или приподнят в минимальной степени, нижняя челюсть опущена и широко раскрыт рот).

Артикуляция согласных звуков.

Согласные звуки - это звуки речи, при произнесении которых воздушная струя встречает различные преграды, они состоят из шума или из голоса и шума. Шум - это не периодический звук, он возникает в результате преодоления воздушной струей различных препятствий.

Для преодоления преграды при произнесении согласных необходима более сильная воздушная струя.

При образовании согласных мускульное напряжение сосредоточено в том месте, где возникает преграда.

В характеристику согласных звуков входят следующие основные признаки:

1. Место образования
Данный признак зависит от того, какой активный орган совершает основную работу и с каким пассивным органом он смыкается или сближается (губно-зубные, переднеязычные и т. д. звуки).

2. Способ образования.
Это характеристика препятствия в полости рта на пути воздушной струи и способа его преодоления (щелевые, смычные и дрожащие согласные).

3. По уровню шума (по степени его интенсивности)
По этому признаку все согласные делятся на сонорные и шумные.

4. Глухие и звонкие.
Определяются по отсутствию или наличию при их произношении голоса (тона).

5. Твердые и мягкие.
Отличаются характерной для каждой из этих групп артикуляцией.

При образовании звуков преграду могут создавать либо сдвинутые губы, либо губа и зубы, либо язык при взаимодействии с зубами или нёбом.

Тот орган, который перемещается для образования преграды, является активным. Это или нижняя губа, или какая-либо часть языка (задняя, средняя, передняя). А тот орган, который остается неподвижным при производстве звука, является пассивным. Это или верхняя губа, или верхние зубы, или какая-нибудь часть нёба (задняя, средняя, передняя).

Таким образом, можно выделить следующие группы звуков:

- губно-губные звуки [п], [п’], [б], [б’], [м], [м’];

- губно-зубные звуки [ф], [ф’], [в], [в’];

- язычные, переднеязычные, зубные звуки [т], [т’], [с], [с’], [з], [з’], [ц], [л], [л'], [н], [н’];

- язычные, переднеязычные, нёбные звуки [ш], [ш’:], [ж], [ж’:], [р], [р’] [ч’];

- язычный, среднеязычный, средненёбный звук [j]; - язычные, заднеязычные, задненёбные звуки [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’].

Губные П,ПЬ,Б, БЬ, М, МЬ.

Губные звуки, или двугубные: п, пь, б, бь, м, мь. При произнесении этих звуков происходит смычка, образованная верхней и нижней губами.

Показатели корреляции рангов артикуляции у различных дикторов. Различия артикуляции речи

Видео: Артикуляция согласных звуков (пятая мини-лекция по логопедии)

Содержание

Артикуляция против произношения

Поскольку артикуляция и произношение - это два термина, которые имеют значение при разговоре о языках и речи, важно знать разницу между артикуляцией и произношением. Артикуляция относится к использованию речевых органов, таких как язык, челюсти, губы и т. Д., Для создания звуков, в то время как произношение относится к тому, как слова должны звучать при разговоре. В этом смысле можно констатировать, что основное различие между артикуляцией и произношением заключается в том, что артикуляция более индивидуальна, когда она концентрируется на отдельных звуках, в то время как произношение больше связано с тем, как нужно произносить слоги слова с акцентом на ритм, ударение и интонация. Цель этой статьи - представить общее представление об этих двух терминах и подчеркнуть разницу между артикуляцией и произношением.

Что такое артикуляция?

Артикуляция может быть определена как создание звуков посредством движения органов речи. Это означает, что человек может изменять звуки речи, которые он издает, двигая зубами, губами и языком. В фонологии большое внимание уделяется артикуляции. Он говорит о том, как звук производится с помощью органов речи и воздушного потока.Он также обращает внимание на то, как согласные и гласные звучат очень систематично. Однако общая артикуляция во многом связана с воспроизведением звука через органы речи. Теперь давайте посмотрим на произношение.

Места сочленения

Что такое произношение?

Произношение относится к тому, как мы произносим звуки речи. Мы используем ударение, интонацию и ритм, чтобы изменить звучание слова. Контроль потока воздуха и форма рта - ключи к четкому произношению. Когда мы говорим о произношении, здесь есть несколько важных моментов. Это ударение, связка и интонация. Ударение может быть ударением в слове или в предложении. Они относятся к акценту на определенных слогах при произнесении слова или к акценту на определенных словах, что приводит к более четкому произношению. Кроме того, когда человек говорит, есть способ передать смысл другим. Это очень сильно связано со ссылками. Связывание - это когда человек соединяет определенные слова вместе, что создает поток в языке. С другой стороны, интонация означает повышение и понижение голоса.

Помимо этого, для ясного и эффективного произношения человеку необходимо задействовать мышцы рта, чтобы правильно произносить согласные и гласные. Когда мы изучаем иностранный язык, в большинстве случаев трудно произносить определенные слова. Это потому, что наши речевые органы привыкли издавать определенные звуки речи. Когда мы изучаем иностранный язык, мышцам нужно время, чтобы привыкнуть к новым мышечным движениям.

В чем разница между артикуляцией и произношением?

• Подводя итог, артикуляция - это использование органов речи для произнесения звуков. Произношение - это способ произношения слова во время разговора.

• Таким образом, это подчеркивает, что основное различие между ними состоит в том, что в произношении акцент делается на самом слове и на способе его произнесения.

• В артикуляции он не уделяет столько внимания манере, в которой должно звучать слово, а больше касается индивидуального производства звука.

Б) Исследование артикуляции речевых звуков

Исследованию артикуляции звуков должно предшествовать изучение состояния мышечного аппарата языка, губ и мягкого нёба; особое внимание должно быть обращено как на силу и объем, так и на точность, скорость и подвижность этих моторных актов. Такое исследование возможно с помощью приемов, известных в неврологии, причем особенное внимание должно быть обращено на наличие асимметрий, парезов, дистоний, гиперкинезов и атаксий, которые могут иметь место в артикуляторном аппарате, а также на истощаемость исследуемых движений. Все эти элементы могут входить составной частью в высшие формы речевых расстройств. Следует помнить, что грубая патология в состоянии мышечного аппарата этой области, характерная, например, для бульбарных и псевдобульбарных нарушений, приводит к дизартрическим или дистоническим явлениям и, следовательно, имеет совершенно иную природу.

В отдельных случаях, когда обычное клиническое исследование оказывается недостаточным, оно может быть дополнено специальным электромиографическим исследованием или записью характера воздушных толчков при тех или иных артикуляциях с помощью специальной пневмографической или осциллографической аппаратуры.

Электромиографическая регистрация мышц речевой зоны, при которой электроды накладывают на область гортани, на нижнюю губу или на язык (техника описана в специальных исследованиях Ф.В. Бассина и Э.С. Бейн, 1957; Л.А. Новиковой, 1955 и др.), может дать указания на явления пареза этих мышц, на нарушения точной адресации импульсов и своевременной денервации двигательного акта. Этот метод может указать на известную диффузность и дистоничность движений данных мышечных групп, на наличие гиперкинезов и, наконец, выявить ряд признаков источаемости движений, труднодоступной для непосредственного наблюдения. Применение как записи воздушных толчков, возникающих при артикуляции, так и более совершенной осциллографической техники позволяет подвергнуть более тщательному анализу те виды движений ротовой полости, которые непосредственно связаны с артикуляцией и сопровождаются воздушным толчком. Применение этих методов позволяет дать тонкую регистрацию координированности этих тончайших движений, их силы и плавности, отметить тонкие признаки их истощаемости и тем самым дать важные дополнительные данные для установления элементов пареза, дистоний и атаксии.

Ценным дополнительным методом, введенным Н.И. Жинкиным (1958), является метод рентгенологического анализа и рентгено-киносъемки движений языка, надгортанника и диафрагмы. Метод позволяет установить ряд изменений в динамике тех частей артикуляционного аппарата, которые оставались совершенно недоступными для непосредственного наблюдения.

После исследования состояния мышечного аппарата губ, языка и гортани, дающим возможность установить компоненты пареза дистоний и атаксий, производится исследование орального праксиса-, оно является непосредственной предпосылкой для изучения собственно артикуляторных движений и помогает установить наличие атаксии и патологической инертности в сложных формах движений этой сферы. Методы исследования орального праксиса уже были описаны нами выше.

Исследование артикуляции звуков речи проводится обычно в опыте с повторением звуков, аналогичном опыту, который был применен для изучения восприятия различных звуков на слух. Отличие этого опыта заключается лишь в том, что здесь предъявляются не близкие (коррелирующие или оппозиционные) звуки, которые трудно различить на слух, а последовательно проверяется произношение основных гласных и согласных звуков, причем отдельно выделяются звуки, для произнесения которых нужны разные по сложности артикуляции; поэтому произнесение таких звуков, как «м», «б», «п» или «д», «», «л» или «с», «ш», «ж» или «к», «х», «г», представляет особый интерес.

При этом исследовании существенное значение имеет четкость произнесения указанных звуков, интенсивность, с которой они произносятся, легкость, с которой происходит переключение с одной артикуляции на другую, и, наконец, наличие того голосового компонента, который в норме сопровождает каждую артикуляцию.

Для детального исследования предлагаемые для повторения звуки могут предъявляться изолированно или группами (парами или тройками). В отдельных случаях исследуются артикуляции открытых и закрытых слогов или групп нескольких согласных («тпру», «стро» и т.п.), что дает возможность констатировать признаки инертности речедвигательных стереотипов, если они имеются у больного.

Существенную помощь в уточнении обнаруженных затруднений могут оказать специальные аналитические приемы, показывающие, какое именно звено артикуляторного акта оказывается нарушенным и какое остается сохранным. Для этой цели после опыта с повторением звуков, предъявляемых на слух, больному дают возможность использовать в качестве опоры другие афферентные системы: предлагают рассматривать свою артикуляцию в зеркале, разъясняют схему артикуляции того или иного звука (используя для этого принятые в логопедии таблицы), вводят иные опорные средства (ощупывание гортани говорящего, для анализа вибрации), включают артикуляции в практические действия (сдувание пушинки, задувание свечи), используют условные жесты, имитирующие движения губ (изображение трубы для артикуляции «у», круга для артикуляции «о», растягивания рта для артикуляции «и» и т.д.). Применение всех этих средств позволяет проанализировать, с помощью каких приемов имеющийся дефект может быть компенсирован, и тем самым дает возможность уточнить дефекты, лежащие в его основе.

Исследование артикуляции может обнаружить дефекты, имеющие различный характер в зависимости от вызывающих их очаговых поражений.

Нарушение слухового анализа звуков, сопровождающее поражение левой височной доли, может вызвать смешение близких по своему звучанию (а в наиболее грубых случаях и резко различающихся) фонем, которое протекает на фоне относительно сохранного артикуляторного акта. Чистота произношения отдельных звуков при плохой дифференциации фонем и при относительно легкой компенсации, протекающей на основе зрительного анализа артикуляторного акта, является признаком нарушения центральных отделов слухового анализатора.

Нарушение кинестетической основы артикуляций, возникающих при поражениях нижних отделов сенсомоторной области и постцентральных отделов, вызывает наиболее грубые расстройства артикуляторного акта с уже описанными выше нарушениями четкой адресации двигательных импульсов и смешения близких артикулом. Введение в опыт дополнительных (зрительных) опор оказывает в этих случаях существенную помощь, но компенсация дефекта достигается лишь с большим трудом.

Поражением премоторных отделов речевой зоны, о которых речь шла выше, могут не вызвать первичных затруднений в артикуляции звуков, но неизменно приводят к затруднению в переключении одной артикуляции на другую. Это проявляется в патологической инертности возникших артикуляторных стереотипов, которые составляют основной механизм наблюдающихся в этих случаях расстройств. Поэтому обращение к вспомогательным средствам может в этих случаях оказать положительное влияние, только если оно содействует «денервации» одной артикулемы и переходу к другой (таким приемом является, например, введение двух следующих друг за другом артикуляций в разные смысловые системы).

При этих пробах отчетливо выявляются нарушения в работе речевых мышц, отражающих такие не относящиеся к афазиям явления, как парез, дистония, атаксия речевых мышц, дисфония и т.п. Эти нарушения, указывающие на стволовые или псевдобульбарные поражения, легко отличить от указанных выше симптомов афазии.

Читайте также: