План кодекса деонтологии. Кодекс деонтологии и медицинская этика

Обновлено: 01.05.2024

_______ Севостьянова И. А. протокол___ ______Евсеева И.Л.

«___»_____________ 20___ г. «____»_________________20___г.

Опорный конспект лекции

Тема: «Сестринская этика и деонтология»

ПМ 04 (07) «Выполнение работ по профессии

младшая медицинская сестра по уходу за больными»

МДК. 04. (07) 01. Теория и практика сестринского дела

34. 02. 01 «Сестринское дело»

31. 02. 01 «Лечебное дело»

Автор: Евсеева Ирина Леонидовна

первой квалификационной категории

Сестринская этика и деонтология.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

" Ethos " - обычай, нрав. ЭТИКА изучает нравственность, то есть нор мы поведения людей, их моральные отношения.

ДЕОНТОЛОГИЯ ( deontos - должное, надлежащее, logos - учение) из учает профессиональные отношения. Понятия этика и деонтология приме­ нимы в любой сфере профессиональной деятельности: юридической, аг­рономической и так далее, в том числе, и медицинской. Медицинская эти­ка изучает моральные отношения между врачом, сестрой, больным и его родственниками. Медицинская деонтология изучает профессиональные отношения в том же блоке: врач, сестра, больной, родственники.

Краткий исторический очерк развития этики и деонтологии .

Можно думать, что первый человек, который оказал медицинскую помощь своему ближнему, сделал это из чувства сострадания, стремления помочь в несчастье, облегчить боль, иначе говоря из чувства гуманности. Именно гуманность всегда была особенностью медицины. С древности и до наших дней людей волновали вопросы этики и деонтологии: каким должно быть поведение медика, отношение к больным, их родственникам, взаимоотношения между собой. О поисках, размышлениях врачей многих стран и народов свидетельствуют, в частности, вавилонские, египетские, индийские, китайские, русские памятники старины. Но только мыслитель и врач Гиппократ в своей знаменитой "Клятве" впервые сформулировал морально-этические и нравственные нормы профессии врача. Величие Гиппократа в том, что он считал человека - венцом природы. Знамена­ тельно, что участники I Международного конгресса по медицинской этике и деонтологии (Париж 1969 г.) сочли возможным дополнить ее одной только фразой: "Клянусь обучаться всю жизнь".

Понятие медицинская деонтология было введено сравнительно не давно: в начале прошлого столетия английским ученым и философом И.Бентамом, как обозначение науки о профессиональном поведений чело­ века. Большое влияние на формирование медицинской этики и деонтоло гии оказали отечественные ученые: Мудров, Пирогов, Боткин, Бехтерев. Они заложили основы этико-деонтологических принципов. А так же со­ ветские ученые и организаторы здравоохранения: Семашко, Данилевский, Кассирский и многие другие внесли вклад в развитие этики и деонтологии.

Долг и ответственность .

Долг и ответственность - основные проблемы как этики, так и деонтологии. В этике эти проблемы рассматриваются с точки зрения морально- нравственных отношений. В деонтологии - в аспекте должностных (про­ фессиональных) обязанностей.

ГЛАВНЫЙ ЭТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП - НЕ ВРЕДИ!

Долг медработника предусматривает квалифицированное и беззаветное выполнение каждым медицинским работником своих профессиональ­ных обязанностей, предусмотренных нормами морально-этического и правового регулирования медицинской деятельности, другими словами, долг медработника:

1) моральный - это оказание медицинской помощи вне зависимости от социального положения, вероисповедания и так далее,

2) профессиональный - никогда, ни при каких обстоятельствах не со вершать действий, вредных для физического и психического со стояния людей.

Среди проблем теоретической медицины и практического здраво охранения этико-деонтологические вопросы до настоящего времени не пользуются престижностью. В связи с этим имеет место большое количе­ ство жалоб от населения на нарушение медицинской этики и деонтологии. Если низкая профессиональная квалификация медицинского работника не всегда может быть распознана больным или его близкими, то нравствен­ ный облик выявляется без труда и может получить, кевжаденш-, отрица­ тельную оценку у населения. Это значит, что такие нравственные качества как сопереживание и милосердие должны привноситься не извне, а стать моральным стержнем медицинского работника, этической нормой.

Существуют и определенные правила поведения медицинского ра ботника в коллективе лечебного учреждения. Медицинский этикет состоит из соблюдения правил внешней и внутренней культуры поведения медра ботника.

Внешняя культура поведения:

1) внешний вид (одежда, косметика, прическа, обувь),

2) соблюдение внешний приличий: тон, которым говорят, не упот реблять бранных, грубых слов.

Внутренняя культура поведения:

1) отношение к труду,

2) соблюдение дисциплины,

3) дружелюбие, соблюдение субординации

Субординация - система служебного подчинения младшего старшему, основанная на правилах служебной дисциплины. Нужно помнить, что

интриги, грубость ведут к разладу в коллективе, к делению его на группы, что значительно ухудшает работу лечебного учрежде­ ния.

Нужно всегда соблюдать главный этический принцип - НЕ НАВРЕДИ! Своими разладами в коллективе можно навредить больному. В коллективе должна быть такая атмосфера, которая способствовала бы и хорошей работе медицинского персонала, и скорейшему выздоровлению больных. В противном случае госпитализация может не облегчить страда­ ния пациента, а даже нанести вред. Чтобы этого не случилось, очень важна работа медсестры, контакт между пациентом и медсестрой. Сестра может прекрасно выполнять свои профессиональные обязанности, достигнет ав томатизма в работе: прекрасно делает инъекции и так далее, но за всем этим нет пациента. А она должна находиться при больном, понять его, уметь хранить тайны, вызывать доверие. Доверие - это путь к выздоровле нию. Если пациент верит в сестру и врача, он чувствует себя в безопас­ ности, знает, что получит все, что необходимо, для восстановления его здоровья. В противном случае, у него возникают сомнения относительно лечащего персонала. Они находят свое выражение в самых различных требованиях: созыва консилиума, приглашения специалистов, особых ис­ следований и так далее. Состояние, вызванное тяжелыми переживаниями пациента вследствие дефектов деятельности, общения медперсонала, на­ блюдаются чаще у мнительных больных. В таких случаях возникают:

1) поспешное и необоснованное мнение о диагнозе и прогнозе;

2) неверное толкование лечебных и диагностических процедур;

3) депрессия от бездействия или невнимания персонала.

Как следствие всего выше перечисленного, у пациента может возник нуть боязнь какого-либо заболевания (рака - канцерофобия, болезни

серд­ ца - кардиофобия и так далее).

Очень важно для выздоровления - с кем общается пациент дома, в па лате.

Взаимное влияние пациентов может быть положительным и отрица­тельным: больной видит, как его сосед по палате с гораздо худшим прогнозом борется за жизнь, и это вселяет в него желание делать то же. Но может быть и обратное: вид тяжелых больных действует удручающе, угнетающе. Поэтому очень важен подбор больных в палате так, чтобы они соответствовали по характеру друг другу. И совсем идеально, если обще ние друг с другом принесет им удовлетворение.

Медсестра не должна забывать и о таком свойстве психики пациента, как влияние на самого себя. Человек заболевает. Сначала он прячется от самого себя, объясняет возникновение симптомов болезни различными причинами (усталость, перенервничал на работе, неприятности дома, вот и разболелась голова). Затем он осознает факт болезни, но какое-то, время

надеется на быстрое улучшение. Подспудно вспоминает все, что он читал, слышал, видел у родственников и знакомых с такими же симптомами за болевания. Появляется чувство страха: а вынесу ли? Останусь ли жив? Что будет с детьми? У больного появляется чувство вины, он ищет в чем же виноват, за что расплачивается? За какие грехи? Нередки случаи самооб­ винения. Больные часто заявляют, что "сами виноваты". Не были осто­ рожны, где-то что-то проглядели. Люди, часто болеющие, с большим сми­рением и спокойствием переносят страдания. Те больные, которые заболе­ли впервые или у которых от их физического здоровья зависит многое в жизни: артисты, спортсмены, подвержены исключительно серьезным про­ явлениям страха. То есть очень важно знать те реакции личности, которые формируются во время заболевания.

У хронических больных могут наблюдаться более глубокие измене ния психики. Больной может стать пессимистом, может стать обидчивым, чувствительным, завистливым, даже ненавистником. А может быть ин­ фантильное поведение (как у малого ребенка). В этих случаях очень важно доверие и контакт между больным и врачом, больным и медсестрой. Мед­ сестра постоянно близко общается с больным, тогда как врач видит его только на обходе, и должна своими заботливым, уважительным отношени­ ем, беседами с больным ориентировать его на выздоровление. Это особен­ но трудно: сохранить в человеке веру в случаях тяжелых болезней, с тяже­ лым исходом.

некоторым манипуляциям и элементам ухода. Таким образом круг деятель­ности медсестры очень широк.

ЭТИКА И ДЕОНТОЛОГИЯ В СВЯЗИ С ВОЗРАСТОМ

Очень важно учитывать при общении возраст больных. Если это де ти, они тяжело переносят разлуку с матерью, отрыв от привычной обста­новки, не осознают боль, не умеют сформулировать жалобы, лечебные и диагностические процедуры их пугают. Проявляются очень четко дефекты характера и воспитания: т.е. если ребенок капризный, то кричит и каприз­ничает еще больше, если тихий - замыкается в себе, боязливый - постоян­ но всего боится и т.д. В этих условиях матери должно разрешаться посе­щение. После ее ухода нужно отвлечь ребенка, почитать ему, поиграть с ним, заняться рисованием, лепкой и т.д. Боится манипуляций - отвлечь внимание. Самое главное - доверие ребенка к медсестре!

У подростка - идет самоутверждение личности, отсюда бравада, резкость, притязания на взрослость, пренебрежительное отношение к болез­ ни. Здесь также нужно очень большое терпение, выдержку, уважение, умение найти подход, возможно подчеркнуть отношение, как ко взросло­ му.

Пациенты работоспособного возраста. Тут все зависит от личностных качеств пациента, от того, как он воспринимает болезнь, как относится к персоналу. Тут особенно важны доверие и контакт.

Пациенты пожилого и старческого возраста. Для них характерно чув ство одиночества, "жизнь уже прошла", это доминанта их возраста. На­ растает беспомощность, снижается слух, зрение, двигаться все трудней' снижается память, усиливается обидчивость, ранимость. Ухудшается воз можность самообслуживания, ослабление мотивации к лечению и выздо­ ровлению. В этих случаях очень важны теплота и забота. Медсестра долж­ на согреть пожилого человека, побеседовать с родственниками, с самим пациентом, найти то, что его еще интересует в жизни (жизненные цен­ ности) и на этом строить мотивацию на выздоровление.

ТИПЫ МЕДСЕСТЕР, ПО И. ХАРДИ

В рамках контакта между сестрой и больным - кроме личности больного и эмоциональных нитей, связывающих его с сестрой, - следует уде­лить особое внимание и личности сестры. В повседневной практике мож­но встретить много отличных сестер, обладающих прекрасными данными и профессиональными навыками. Однако несмотря на это, каждой сестре необходимо и тщательно познать особенности своей личности, чтобы знать, каков стиль ее работы и как воздействует она на больных.

Обратимся к характеристике отдельных типов.

1. Сестра-рутинер. Наиболее характерной особенностью сестер этого типа является механическое выполнение своих обязанностей.

2. Тип сестры, "играющей заученную роль". Такие сестры работают, сознательно играя определенную роль, стремясь к осуществлению опреде ленного идеала. Ее поведение становится искусственным, показным. Все это может помешать формированию должного контакта между ею и боль ным.

3. Тип "нервной" сестры. Эмоционально лабильная личность сестры, склонная к невротическим реакциям, может послужить серьезной помехой в работе с больными. Результатом такой напряженности могут быть грубость, раздражительность, вспыльчивость, вредно влияющая на больных.

4. Тип сестры с мужеподобной, сильной личностью. Эту сестру отли чает настойчивость, решительность, возмущение по поводу малейшего беспорядка. В благоприятных случаях сестры с такой решительной лич­ ностью могут стать прекрасными организаторами, хорошими педагогами. о которых их воспитанники станут говорить: "Строга, но справедлива'',. При недостатке же культуры, образованности, при более низком уровне развития личности сестры этого типа слишком негибки, прямолинейны. часто грубы и даже агрессивны с больными.

5. Сестры материнского типа выполняют свою работу с проявлением максимальной заботливости и сочувствия к больным. Работа для них -ес тественное условие существования. Забота о больных - жизненное призва­ ние.

6. Тип сестер-специалистов. Сюда следует отнести тех сестер, кото рые, благодаря каким-либо особым способностям, свойствам личности, получают специальное назначение. Такие сестры работают в лаборато­ риях, рентгенкабинетах, кабинетах функциональной диагностики.

Профессия медсестры - тяжелая профессия. Часто можно услышать от медсестры "я очень устала". Действительно:

1) работа трудная-физически;

2) тяжелые эмоциональные и психические нагрузки.

Вследствие тяжести и физической и моральной у медсестры может быть профессиональная деформация личности, основные ее проявления:

- холодность и равнодушие;

- грубость и раздражительность;.

- подавленность от "бессилия".

Для предотвращения профессиональной деформации необходимо со блюдать этические нормы как фактор саморегуляции медсестры:

- сохранение душевного равновесия больного;

- активизация его позиции на здоровье;

- профилактика профессиональной деформации.

Таким образом, круг проблем медицинской этики и деонтологии чрезвычайно широк. Многие из них нашли свое отражение в "Этическом кодексе медицинской сестры России", принятом в 1997 году (внимательно ознакомьтесь с приложением № 2).

Врачебная этика и деонтология

Нарушение врачебной этики является частой причиной возникновения конфликтов. Последнее время этот вопрос все чаще поднимается на федеральном уровне. В 2012 году Президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль предложил создать Кодекс профессиональной этики врача, ориентируясь на французский аналог подобного документа.Главные вопросыданного проекта - внимание к пациентам и защита интересов врачей. Согласно Кодексу, положения документа являются “обязательными для врачей, выполняющих свои профессиональные функции, а также для студентов высших медицинских учебных заведений”.

В октябре 2012 года была создана «Медицинская палата Ульяновской области». Члены Медицинской палаты могут вносить свои предложения по медицинским вопросам, участвовать в разработке законодательных проектов, осуществляя сотрудничество с Министерством здравоохранения Ульяновской области. Одна из главных функций организации - соблюдение Кодекса этики, разработанного в Ульяновской области, утверждённого приказом Министерства здравоохранения Ульяновской области от 19.06.2012 № 550 «Об утверждении Кодекса профессиональной этики медицинского работника Ульяновской области».

Кодекс этики Ульяновской области устанавливает правила, предусматривающие этические ценности и правила служебного поведения медицинских работников. Правила базируются на основных этических принципах:

1) Добросовестность (отсутствие злоупотребления своими должностными полномочиями);

2) Профессионализм (соблюдение принятых профессиональных стандартов);

3) Репутация (поддержание положительной репутации региона);

4) Открытость (получение полных и достоверных сведений);

5) Конфиденциальность (обеспечение сохранности информации);

6) Эффективность, сплоченность (коллективная работа, направленная на достижение высоких результатов);

7) Уважение (уважительное отношение, отсутствие дискриминации);

8) Ответственность (осознание ответственности за принятые профессиональные решения).

Действие настоящего Кодекса направлено на достижение социального благополучия региона.

Во многих регионах России действуют комитеты по этике, занимающиеся решением спорных вопросов. Приоритетные проблемы данных комитетов - проверка и контроль выполнения этических норм медицинскими и фармацевтическими работниками. Комитет на безвозмездной основе осуществляет этическую экспертизу.

Взаимоотношения врача и пациента - основная проблема медицинской этики. Врач обязан оказывать качественную и безопасную помощь. Врачебная этика охватывает не только вопросы, касающиеся отношений врач-больной, но и определяет норму поведения врача. При оказании медицинской помощи врач должен руководствоваться исключительно интересами пациента.

Сложность в разрешении этических споров заключается в том, что невозможно регламентировать все виды отношения врача и пациента. В первую очередь это проблемы доверия пациента, слаженной работы медицинских сотрудников, внимательное отношение врача.

Современные условия требуют от медицинских работников соблюдения действующих этических норм. Необходимо осуществлять профессионально-нравственные ориентации для формирования этических ценностей поведения медицинских работников. Периодическое напоминание медицинскому персоналу о существовании подобных правилсохраняет в коллективе приверженность к основам этики.

Медицинская деонтология - это совокупность этических норм выполнения медицинскими работниками своих профессиональных обязанностей.

В начале XIX века английский философ, правовед, священник Иеремия Бентам термином «деонтология» определил науку о поведении человека любой профессии. Для каждой профессии есть свои деонтологические нормы. Термин «деонтология» происходит от двух греческих корней: «deon-должное», «logos» - учение. Таким образом, деонтология - это учение о должном, а медицинская деонтология - это правила поведения врачей и медицинского персонала, это долг медицинских работников перед больными.

Отношения медицинского работника и больного базируются на следующих принципах:

1. Любому работнику медицинской сферы должны быть присущи такие качества, как сострадание, доброта, чуткость и отзывчивость, заботливость и внимательное отношение к больному.

2. Медицинский работник в отношении к больным должен быть корректным, внимательным, однако он не должен допускать панибратства.

3.Медицинский работник должен быть специалистом высокой квалификации, всесторонне грамотным. Сейчас больные читают медицинскую литературу, особенно по своей болезни. Врач и медицинская сестра должны в такой ситуации профессионально и деликатно общаться с больным.

4. Большое значение имеет слово, что подразумевает не только культуру речи, но и чувство такта, умение поднять больному настроение, не ранить его не­осторожным высказыванием.

5. Особое значение в медицинской профессии приобретают такие общечеловеческие нормы общения, как умение уважать и внимательно выслушать собеседника, продемонстрировать заин­тересованность в содержании беседы и мнении больного, правильное и доступное построение речи.

6. Немаловажен и внешний опрятный вид медицинского персонала: чистые халат и шапочка, ак­куратная сменная обувь, ухоженные руки с коротко остриженными ногтями.

7. Необходимо всегда по­мнить, что медику недопустимо без меры использовать парфюмерные и косметические средства. Сильные и резкие запахи могут вызвать нежелательные реакции: от нервного раздражения больно­го и различных проявлений у него аллергии до острого приступа бронхиальной астмы.

8. Тактика медицинского работника, его поведение всегда должны строиться в зависимости от характера больного, уровня его культуры, тяжести заболевания, особенностями психики. С мнительными больными необходимо обладать терпением; все больные нуждаются в утешении, но в то же время в твердой уверенности врача в возможность излечения. Важнейшей задачей медицинского работника является необходимость добиться доверия больного и неосторожным словом и действием не подорвать его в последующем.

Отношения медицинского работника с родственниками больного

Взаимоотношения медицинского работника с родственниками самая сложная проблема медицинской деонтологии. Если заболевание обычное и лечение идет хорошо допустима полная откровенность. При наличии осложнений допустим корректный разговор с ближайшими родственниками.

Отношения между медицинскими работниками предусматривают выполнения следующих правил.

1. Работа в отделении или в стационаре должна подчиняться строгой дисциплине, должна соблюдаться субординация, то есть служебное подчинение младшего по должности - старшему.

2. Нельзя критиковать или давать оценку действиям коллеги в присутствии больного. Замечания коллегам необходимо делать при необходимости с глазу на глаз, не подрывая их авторитета.

3. Медицинский работник в своей работе не должен замыкаться в себе, обсуждение вызывающих затруднения у лечащего врача или медицинской сестры случаев следует производить коллегиально. Медицинский работник должен не гнушаться любым советом, будь то от старшего или младшего. Однако никогда не стоит говорить больному о том, что этот консультант плох, если он не соглашается с вашим диагнозом. Если при совместном с коллегами обследовании возникли разногласия - обсудить их необходимо без присутствия пациента, а потом, на основании истины, достигнутой в споре, необходимо сообщить общее мнение больному именно так: «Мы обсудили и решили . ».

Если во время манипуляции медицинский работник сталкивается с непредвиденной ситуацией, техническими сложностями, аномалией развития, то он должен советоваться, вызвать старшего коллегу, при необходимости попросить его участие в дальнейшем ходе действий.

Взаимоотношения врачей со средним и младшим медицинским персоналом должно быть демократичным - они знают и слышат все.

Необходимо привлечь их на свою сторону в плане сохранения врачебной тайны - не сообщать ни больному, ни родственникам об имеющемся заболевании или патологии, применяемых методах лечения и др. Воспитайте у них правильный ответ на все вопросы: «Я ничего не знаю, спросите у лечащего врача».

Взаимоотношения медицинского работника и общества

Общий статус медицинского работника, особенность выполняемой им работы, требует высокой культуры и интеллигентности. Высокая культура медицинского работника неразрывно связано с чистотой его нравственного облика. Не будет хорошим врачом тот, кто не является хорошим человеком, человеком, который благожелательно относится к окружающим людям, понимает их горести и радости, в случаи нужды с готовностью помогает им словом и делом.

Этика и деонтология

Подборка наиболее важных документов по запросу Этика и деонтология (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Этика и деонтология

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Биоэтика и медицинская деонтология в современных условиях правового риска
(Иванов Н.Г.)
("Медицинское право", 2018, N 3) В статье приводится аналитический обзор этапов развития биомедицинской этики и деонтологии в условиях правового риска с философско-исторических и современных позиций юридической науки.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
"Комментарий к Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах"
(постатейный)
(Корякин В.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021) - соблюдение врачебной этики и деонтологии, санитарно-гигиенических и противоэпидемических норм и правил;

Нормативные акты: Этика и деонтология

Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ
(ред. от 11.06.2022, с изм. от 13.07.2022)
"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022) 1. Медицинские работники и фармацевтические работники осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, руководствуясь принципами медицинской этики и деонтологии.

Статья по деонтологии в сестринском деле

Медицинская деонтология (от греческого deontos- должное, надлежащее и iogos- учение) о профессиональном поведении медицинского работника. Сам термин « деонтология» был введен в обиход в начале 19 века английским философом Иеремией Бентамом для обозначения науки профессиональном поведении человека. Понятие «деонтология» в равной мере применимо к любой сфере профессиональной деятельности: медицинской, инженерной, юридической, педагогической и т.д.

Основными задачами медицинской деонтологии являются:

1. изучение принципов поведения медицинского персонала направленных на максимальное повышение эффективности лечения;

2. исключение неблагоприятных факторов в медицинской деятельности;

3. изучение системы взаимоотношений, которые устанавливаются между медицинским персоналом и больным.

4. Устранение вредных последствий неполноценной медицинской работы[2].

По современным представлениям, медицинская деонтология включает в себя следующие аспекты:

  • научный - раздел медицинской науки, изучающий этические и нравственные аспекты деятельности медицинских работников;
  • практический - область медицинской практики, задачами которой являются формирование и применение этических норм и правил в профессиональной медицинской деятельности [3].

Медицинская деонтология изучает и определяет решение различных проблем межличностных взаимоотношений по трём основным направлениям:

  • медицинский работник - пациент,
  • медицинский работник - родственники пациента,
  • медицинский работник - медицинский работник.

Четыре универсальных деонтологических принципа включают в себя: милосердие, автономию, справедливость и полноту медицинской помощи.

Принцип автономии требует уважения к личности каждого пациента и его решениям. Каждый человек может рассматриваться только как цель, но не как средство ее достижения. С принципом автономии связаны такие аспекты оказания медицинской помощи, как конфиденциальность, уважение к культуре, религии, политическим и иным убеждениям пациента, информированное согласие на медицинское вмешательство и совместное планирование и осуществление плана ухода, а также самостоятельное принятие пациентом решений, либо принятие решений законным представителем данного пациента.

Принцип справедливости не причинения вреда требует равного отношения медицинских работников и оказания равноценной помощи всем пациентам вне зависимости от их статуса, положения, профессии или оных внешних обстоятельств. Этот принцип также определяет, что какую бы помощь не оказывал медицинский работник пациенту, его действия не должны нанести вреда ни самому пациенту, ни другим лицам. Сталкиваясь с ситуацией конфликта между пациентом и его близкими или другими медицинскими работниками, руководствуясь данным принципом, мы должны быть на стороне пациента.

Принцип полноты оказания медицинской помощи подразумевает профессиональное оказание медицинской помощи и профессиональное отношение к пациенту, применение всего имеющегося арсенала здравоохранения для проведения качественной диагностики и лечения, реализации профилактических мер и оказания паллиативной помощи. Данный принцип требует абсолютного соблюдения всех норм законодательства, связанных со здравоохранением, а также всех положений этического кодекса.

Моральная ответственность медицинского работника подразумевает соблюдение им всех принципов медицинской этики.

Отношения "медсестра - пациент"

  • Медицинская сестра обязана быть выдержанной и приветливой в общении с пациентом. Недопустимыми как фамильярность и панибратство так и чрезмерная сухость и официальность. Обращаться к больным следует на «Вы» и по имени и отчеству.
  • Нельзя в присутствии больных обсуждать поставленный диагноз, план лечения, говорить о заболеваниях соседей по палате. Запрещается подвергать сомнению правильность проводимого лечения в присутствии больного.
  • Перед тяжелыми и болезненными процедурами медсестра должна разъяснить в доступной форме значение, смысл и необходимость их для успешного лечения и снять психоэмоциональное напряжение.

Отношения "медсестра - родственники (и близкие) пациента:

Медицинская деонтология: понятие и основные принципы

Принципы деонтологии в медицине

Каждый врач должен иметь определённые навыки и знания, которые являются бесценными при общении с больными людьми. Хороший врач — это не только опытный клиницист, сухо прописывающий пациенту схему лечения. Это и опытный педагог, а иногда даже воспитатель, особенно если речь идёт о работе с детьми.

Стать блестящим специалистом врачу поможет соблюдение принципов этики и деонтологии. Именно они определяют перечень этических норм, необходимых для эффективного общения доктора и пациентов, более того: тонкий психологический подход уже сам по себе обладает удивительным лечебным эффектом.

Принципы деонтологии в медицине

В переводе с греческого языка слово «деонтология» означает комплекс норм в области этики и морали, которым должны следовать все медицинские работники. Принципы этики и деонтологии в медицине формировались ещё с древних времён, а само понятие обозначилось в науке только в начале 19-го века. Термин ввёл в обиход известный английский философ Бентам.

У многих авторов можно встретить отождествление понятий деонтологии и этики. Тем не менее, речь идёт о понятиях, тесно связанных друг с другом, но не являющихся тождественными.

Деонтология — это учение о том, как должен вести себя врач, а этика — своеобразный «кодекс» поведения. Таким образом, деонтология вытекает из неё, так как полностью построена на этических принципах.

Принципы деонтологии в медицине изображение

В качестве предмета деонтологии как раздела медицинской науки принято рассматривать принципы, на основании которых специалисты разрабатывают правила общения медработников с пациентами. Н.И. Пирогов определял деонтологию как принципы поведения медперсонала по отношению к пациентам.

Поскольку понятие деонтологии тесно связано со словом «долг», можно говорить о необходимости строгого выполнения медицинскими работниками всех этических правил. Если врач действует гуманно, тактично и профессионально, это оказывает положительное влияние на процесс выздоровления его пациентов. Именно поэтому в действиях врачей не должно быть бюрократизма, формализма и бездушия.

Принципы этики и деонтологии медицинских работников

Что касается этики, из которой вытекают все принципы медицинской деонтологии, она относится к философской науке, изучающей принципы нравственности и морали, принятые в человеческом обществе. Этика изучает такие понятия как честь, достоинство, добро, счастье. В работе врача эти качества незаменимы, поэтому требования к поведению медиков и были сформулированы мудрыми людьми ещё в древние времена.

Первый «нравственный кодекс врачей» появился при рабовладельческом строе после разделения труда. Когда в социуме появились представители разных профессий, работу врачей стали особенно почитать, так как главной задачей древних медиков было освобождение человека от физических и душевных страданий. Один из древнейших источников, где подробно описаны этические требования, предъявляемые обществом к врачу — это кодекс Хаммурапи (Вавилон). Далее Гиппократ усовершенствовал эти законы, и на их основании была создана так называемая «клятва Гиппократа». По традиции медики соблюдают её и по сей день.

Со временем появилось серьёзное научное обоснование норм и принципов врачебной этики. Она строится на осознании как законов природы, так и социального бытия общества и отдельного человека. Любая нравственная норма должна быть тесно связана с наукой, чтобы сострадание к больному не оказалось пустым и беспочвенным. Общаясь с пациентами, врачи не должны демонстрировать им поведение сострадающих родственников — и в то же время нельзя допускать проявлений равнодушия и формальности. Недаром А.И. Герцен как-то сказал, что, испытывая сострадание к больному, врач может «плакать в душе», однако для понимания сути болезни ему требуется холодный и здравый рассудок.

Принципы этики и деонтологии медицинских работников картинка

Таким образом, вступая во взаимоотношение с больными, врач постоянно балансирует на тонкой грани, и именно это умение делает его специалистом высочайшего уровня: когда, работая исключительно по велению сердца, он применяет научные методы, позволяющие эффективно бороться с различными заболеваниями.

Ведущие принципы этики и деонтологии можно обозначить следующим образом:

  1. Врач всегда готов оказать каждому больному профессиональную помощь.
  2. Врач соблюдает главный принцип клятвы Гиппократа, коротко сформулированный в двух словах: «Не навреди». Это означает постоянную работу медика над собой. Независимо от ситуации врачу следует всегда быть осторожным в словах и медицинских формулировках, особенно если речь идёт об опасных болезнях и тяжёлых состояниях. Важно помнить о том, что любое неосторожное слово или непонятный термин, произнесённые в присутствии больного человека, могут пагубным образом отразиться как на его физическом, так и душевном состоянии и усугубить течение болезни. Тактичность и осторожность — главные принципы, которым медицинский работник обязан следовать неукоснительно.
  3. Поступки врача должны соответствовать главным задачам и целям медицинской науки. Медработник не имеет морального права принимать участие в действиях, которые направлены на причинение вреда здоровью людей.
  4. Врач обязан бороться за жизнь больного до последнего. Также ему следует заботиться о пропаганде здорового образа жизни среди своих больных, чтобы они учились стремиться к совершенству тела и духа. Здесь деонтология тесно переплетается с древнейшими философскими принципами, не теряющими своей актуальности и по сей день.
  5. Любой медработник учитывает в своей деятельности принципы самопожертвования и героизма во имя жизни. Это одно из основных правил его поведения, особенно когда речь идёт о критических ситуациях.
  6. Обязанность врача — оказывать квалифицированную помощь всем людям. У медработника не должно быть расовых и политических предрассудков. Профессиональный врач никогда не станет руководствоваться в своей практике религиозными убеждениями, которые могут нанести вред здоровью его пациентов.
  7. Все врачи должны работать, следуя принципу коллегиальности. Это означает, что они всегда готовы проявить солидарность друг с другом и помогать коллегам.
  8. Каждый врач обязан соблюдать принципы медицинской (врачебной) тайны.

Принципы этики и деонтологии медицинских работников снимок

Принципы медицинской деонтологии тесно связаны с понятием слова как физиологического и лечебного фактора. Известно, что если человек болен, он гораздо острее воспринимает все факторы окружающей среды. Больные люди обладают высокой степенью внушаемости, поэтому один небрежный жест либо брошенное второпях слово медработника может привести к негативным последствиям. Например, услышав непонятное латинское слово, с помощью которого два врача общаются между собой, пациент может искажённо и неправильно понять суть своего заболевания и подумать о том, что его жизни угрожает реальная опасность. Если же больной слышит в свой адрес понятные, простые и ободряющие слова, это вселяет веру в выздоровление и в природные силы организма.

Когда-то В.М. Бехтерев сказал замечательную фразу: «Если пациенту не стало лучше после того как он поговорил со своим врачом — это никакой не доктор». И это понятно: слово, как справедливо заметил И.П. Павлов, является для человека таким же условным и материальным раздражителем, как и другие, поэтому оно вызывает в организме целый комплекс сложнейших реакций. Словом можно реально вылечить пациента, но иногда оно действует и прямо противоположным образом, если медработник проявляет по отношению к больным неосторожность и небрежность.

Личность врача и его моральный облик имеют огромное значение. Именно поэтому медикам ни при каких обстоятельствах не следует пренебрегать принципами деонтологии и этики.

Читайте также: