Организация диспансеризации ЛОР-больных. Принципы

Обновлено: 17.04.2024

Диспансеризация является основным методом лечебно-профилактического обслуживания трудящихся РФ. Вопросам диспансеризации стали придавать значение с первых лет существования нашего государства. За последние годы этот метод получил большую популярность.

Оторинолярингология относится к медицинским специальностям с наиболее выраженным профилактическим направлением и диспансеризация в ней играет большую роль. Заболевания уха, горла и носа являются одним из ведущих и частых в патологии различных групп населения. Среди этих заболеваний около 60% составляют хронические тонзиллиты, 15% - хронические заболевания ушей, 25% - заболевания носа и придаточных пазух.

Основными задачами диспансерного обслуживания являются: комплексное изучение состояния здоровья населения, выявление ранних форм заболевания, динамическое наблюдение с индивидуальным лечением, выяснением условий труда и жизни, вопросы трудоустройства и др.

Целью диспансеризации являются: укрепление здоровья различных слоев населения, предупреждение и уменьшение заболеваемости, сохранение трудоспособности, предупреждение инвалидности и др.

Какие же пути для взятия и отбора для диспансеризации?

Таких путей несколько:

1) Путем массовых периодических профилактических осмотров детей детских учреждений, школ, ПТУ, рабочих ведущих профессий.

2) Hа амбулаторном приеме.

3) При выписке из стационара.

4) При проведении консультативной работы.

5) При проведении медицинских комиссий при райвоенкоматах и др.

Диспансеризации подлежат:

1) Дети до 15 лет - в детских поликлиниках, школах.

2) С 15 до 18 лет - подростки, в соответствующих кабинетах в поликлиниках.

3) Все взрослое население в МСЧ предприятий, здравпунктах, поликлиниках.

Основным принципом, которым руководствуются врачи при взятии на диспансеризацию являются следующие заболевания:

I группа - представляющие непосредственную угрозу жизни - злокачественные новообразования, хронические гнойные мезо- и эпитимпаниты.

II группа - склонные к прогрессированию и частым обострениям и которые могут становиться опасными - доброкачественные новообразования, основные и часто встречающиеся ЛОР-заболевания - хронические тонзиллиты, риниты, синуиты, ларингиты.

III группа - которые требуют проведения мероприятий - протезирования, повторных курсов лечения, трудоустройства - тугоухость различной этиологии, кохлеарный неврит, отосклероз, болезнь Меньера, аллергические заболевания.

IV группа - профессиональные заболевания с учетом производства. В первую очередь вредных профессий. При этом берутся и здоровые люди.

При благоприятных условиях работы врача на диспансерный учет берутся все выявленные больные с ЛОР-патологией. Другим важным моментом при взятии на диспансерный учет является возможность врача качественно работать с диспансерной группой ( в зависимости от занятости, приема больных и т.д.).

В настоящее время стоит вопрос о 100% охвате выявленных больных диспансеризацией. Ориентировочно на одного врача поликлиники может быть взято 150-200 человек.

При наличии большой заболеваемости обязательному диспансерному наблюдению подлежат больные с заболеваниями I группы - 100% охватывают злокачественные новообразования, эпитимпаниты, осложненные мезотимпаниты.

Из второй группы заболеваний - с хроническим тонзиллитом - компенсированная и субкомпенсированная формы - рекомендуется преимущественно консервативное лечение, при декомпенсированной форме показано оперативное вмешательство. Группа больных с последней формой наблюдается совместно с другими специалистами - педиатром, терапевтом, невропатологом и т.д.

Взятые на диспансерный учет больные периодически осматриваются оториноларингологом. Частота осмотра может быть различной.

Больные со злокачественными новообразованиями ЛОР-органов, как правило, после проведенного хирургического или лучевого лечения осматриваются через 1-1,5 месяца.

С хроническим эпитимпанитом и осложненными мезотимпанитами - 4 раза в год и чаще, мезотимпанитами - 2-4 раза в год, хроническими назофарингитами, аденоидами, синуитами, ларингитами, хроническими тонзиллитами - 2 раза в год.

Длительность диспансерного наблюдения со злокачественными заболеваниями не менее 5 лет, т.к. именно в этот срок часто наступают рецидивы. С доброкачественными заболеваниями - не менее 5 лет. Хронические гнойные мезотимпаниты ( в том числе и после радикальной операции с нагноением, после тимпанопластики ) требуют систематического наблюдения. Хронические тонзиллиты исчезают, ангины не повторяются на протяжении 3 лет, после произведенной операции тонзиллэктомии, граждане снимаются с диспансерного учета через 6 месяцев.

При некоторых заболеваниях, как например, при хронических риносинуитах, аллергических заболеваниях, кохлеарных невритов, адгезивных отитов, отосклерозе и др. сроки наблюдения устанавливаются индивидуально.

Основным документом диспансерного больного является амбулаторная карта с указанием на первом листе "диспансерный". Дополнительно заводят контрольную карту (форма N 30) - смотри приложение, которое хранится в кабинете у оториноларинголога.

Для отражения динамики заболевания в амбулаторных историях следует писать этапные эпикризы ( не реже одного раза в год ), где отражают особенности течения заболевания, эффективность лечебно-оздоровительных мероприятий и рекомендации по дальнейшему наблюдению.

Качество и эффективность диспансеризации учитывают по следующим основным показателям:

1) % охвата выявленных больных диспансерным наблюдением.

2) Плановость охвата.

3) Данные об уменьшении обострений заболеваний, осложнений.

4) По числу дней временной нетрудоспособности (или дней пропуска занятий).

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 12 ноября 2012 г. N 905н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "оториноларингология""

В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"(Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2012, N 26, ст. 3442, 3446) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок оказания медицинской помощи населению по профилю "оториноларингология".

Регистрационный N 27502

Порядок
оказания медицинской помощи населению по профилю "оториноларингология"
(утв. приказом Министерства здравоохранения РФ от 12 ноября 2012 г. N 905н)

ГАРАНТ:

О порядках оказания медицинской помощи населению РФ см. справку

1. Настоящий Порядок устанавливает правила оказания медицинской помощи населению (взрослым и детям) по профилю "оториноларингология"в медицинских организациях.

2. Медицинская помощь по профилю "оториноларингология"(далее - медицинская помощь) оказывается в виде:

первичной медико-санитарной помощи;

скорой медицинской помощи;

специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи.

3. Медицинская помощь может оказываться в следующих условиях: амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение);

в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);

стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).

4. Первичная медико-санитарная помощь включает:

первичную доврачебную медико-санитарную помощь;

первичную врачебную медико-санитарную помощь;

первичную специализированную медико-санитарную помощь.

Первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.

5. Первичная доврачебная медико-санитарная помощь больным оказывается в фельдшерских здравпунктах, фельдшерско-акушерских пунктах, врачебных амбулаториях, здравпунктах, поликлиниках, поликлинических подразделениях медицинских организаций, отделениях (кабинетах) медицинской профилактики, центрах здоровья фельдшером и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием.

6. Первичная врачебная медико-санитарная помощь больным оказывается в медицинских организациях врачом-терапевтом участковым, врачом-педиатром участковым, врачом общей практики (семейным врачом).

7. При оказании первичной доврачебной или врачебной медико-санитарной помощи больным в медицинских организациях, не имеющих в своей структуре кабинета врача-оториноларинголога (далее - оториноларингологический кабинет), врачи-терапевты участковые, врачи-педиатры участковые, врачи общей практики (семейные врачи), фельдшеры и медицинские работники со средним медицинским образованием выполняют следующие функции:

осуществляют оказание медицинской помощи больным с заболеваниями уха, горла и носа (далее - заболевания ЛОР-органов) легкой степени тяжести клинического течения заболевания с учетом рекомендаций врачей-оториноларингологов;

выявляют риск развития заболеваний ЛОР-органов;

при выявлении у больного высокого риска развития заболевания ЛОР-органов и (или) его осложнения - направляют на консультацию в кабинет врача-оториноларинголога.

8. Первичная специализированная медико-санитарная помощь больным оказывается врачом-оториноларингологом.

9. При направлении больного к врачу-оториноларингологу врачом-терапевтом участковым, врачом-педиатром участковым, врачом общей практики (семейным врачом), фельдшером или медицинским работником со средним медицинским образованием предоставляется выписка из медицинской документации или медицинская документация больного с приложением (при наличии) результатов лабораторных, инструментальных и других видов исследований.

10. При невозможности оказания медицинской помощи в рамках первичной медико-санитарной помощи и наличии медицинских показаний больной направляется в медицинскую организацию, оказывающую специализированную медицинскую помощь.

12. При оказании скорой медицинской помощи в случае необходимости осуществляется медицинская эвакуация, которая включает в себя санитарно-авиационную и санитарную эвакуацию.

13. Скорая, медицинская помощь больным оказывается в экстренной и неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях.

14. Бригада скорой медицинской помощи доставляет больных в медицинские организации, имеющие в своей структуре отделение анестезиологии-реанимации или блок (палату) реанимации и интенсивной терапии и обеспечивающие круглосуточное медицинское наблюдение и лечение больных.

15. При наличии медицинских показаний после устранения угрожающего жизни состояния, больные переводятся в оториноларингологическое отделение медицинской организации для оказания специализированной медицинской помощи.

16. Специализированная медицинская помощь в плановой форме осуществляется в медицинских организациях врачом-оториноларингологом в оториноларингологическом кабинете, дневном стационаре и (или) оториноларингологическом отделении, оказывающем медицинскую помощь в амбулаторных условиях.

18. При невозможности оказания специализированной медицинской помощи в оториноларингологическом кабинете больные (в том числе новорожденные и дети раннего возраста с нарушениями слуха) направляются в оториноларингологическое отделение медицинской организации для оказания медицинской помощи в амбулаторных или стационарных условиях (далее - амбулаторное или стационарное оториноларингологическое отделение).

19. При невозможности оказания медицинской помощи в оториноларингологическом кабинете и(или) амбулаторном оториноларингологическом отделении, дневном стационаре медицинской организации, а также при необходимости проведения диагностических и(или) лечебных мероприятий с применением общей анестезии больные направляются в стационарное оториноларингологическое отделение для дальнейшего обследования и лечения.

20. В стационарном оториноларингологическом отделении обследование и лечение больных с заболеваниями ЛОР-органов осуществляется врачом- оториноларингологом, а при отсутствии оториноларингологического отделения - в отделении хирургического профиля, имеющем в своем составе выделенные оториноларингологические койки.

21. В случае подозрения или выявления у больного заболевания голосового аппарата, больной направляется в оториноларингологический кабинет, оказывающий медицинскую помощь в том числе, при заболеваниях голосового аппарата, для уточнения диагноза и определения последующей тактики лечения, проведения необходимых лечебных мероприятий и диспансерного наблюдения.

22. В случае подозрения или выявления у больного заболевания, связанного с нарушением слуха, в оториноларингологическом кабинете или в оториноларингологическом отделении медицинской организации больной направляется к врачу - сурдологу-оториноларингологу для проведения обследования, дифференциальной диагностики, определения тактики лечения, проведения необходимых лечебных мероприятий и диспансерного наблюдения.

23. В случае выявления (подозрения) онкологического заболевания у больного во время оказания медицинской помощи, больного направляют в первичный онкологический кабинет (отделение) в соответствии с Порядком оказания медицинской помощи онкологическим больным, утвержденным в установленном порядке.

24. В случае подозрения или выявления у больного заболевания ЛОР-органов, связанного с профессиональной деятельностью, больной направляется к врачу-профпатологу для получения медицинской помощи в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. N 967 "Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 52, ст. 5149).

27. Больные с заболеваниями ЛОР-органов при наличии медицинских показаний направляются для проведения реабилитационных мероприятий в специализированные медицинские и санаторно-курортные организации.

28. Медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь больным с заболеваниями ЛОР-органов, осуществляют свою деятельность в соответствии с приложениями N 1 - 9 к настоящему Порядку.

Приложение N 1
к Порядку оказания
медицинской помощи населению
по профилю "оториноларингология",
утвержденному приказом
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 12 ноября 2012 г. N 905н

Правила организации деятельности оториноларингологического кабинета медицинской организации

1. Настоящие Правила устанавливают порядок организации деятельности оториноларингологического кабинета, который является структурным подразделением организаций, оказывающих медицинскую помощь (далее - медицинские организации).

2. Оториноларингологический кабинет медицинской организации (далее - Кабинет) создается для осуществления консультативной, диагностической и лечебной помощи по профилю "оториноларингология".

3. Структура и штатная численность Кабинета устанавливаются руководителем медицинской организации, в составе которой создается Кабинет, в зависимости от объемов проводимой лечебно-диагностической работы и численности обслуживаемого населения с учетом рекомендуемых штатных нормативов предусмотренных приложением N 2 к Порядку оказания медицинской помощи населению по профилю "оториноларингология", утвержденному настоящим приказом.

4. Оснащение Кабинета осуществляется в соответствии со стандартом оснащения, предусмотренным приложением N 3 к Порядку оказания медицинской помощи населению по профилю "оториноларингология" утвержденному настоящим Приказом.

6. Оснащение Кабинета осуществляется в соответствии со стандартом оснащения, предусмотренным приложением N 3 к Порядку оказания медицинской помощи населению по профилю "оториноларингология", утвержденному настоящим приказом.

7. Кабинет осуществляет следующие основные функции:

оказание консультативной, диагностической и лечебной помощи больным с заболеваниями ЛОР-органов;

отбор и направление больных в оториноларингологические отделения;

выявление больных с признаками заболевания голосового аппарата, нарушения слуховой функции, онкологических и профессиональных заболеваний ЛОР-органов;

участие в отборе больных с заболеваниями ЛОР-органов для оказания высокотехнологичных видов медицинской помощи, а также учет лиц, ожидающих и получивших высокотехнологичную медицинскую помощь по профилю "оториноларингология";

проведение мероприятий по профилактике, предупреждению и снижению заболеваемости, выявление ранних и скрытых форм заболеваний ЛОР-органов, социально значимых заболеваний и профессиональных факторов риска среди взрослых и детей;

проведение реабилитационных мероприятий больным с заболеваниями ЛОР-органов;

осуществление экспертизы временной нетрудоспособности;

проведение диспансерного наблюдения больных с заболеваниями ЛОР-органов;

санитарно-гигиеническое просвещение больных и их родственников;

внедрение в практику новых методов профилактики, диагностики и лечения больных с заболеваниями ЛОР-органов;

ведение учетной и отчетной документации и предоставление отчетов о деятельности в установленном порядке, сбор данных для регистров, ведение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Приложение N 2
к Порядку оказания
медицинской помощи населению
по профилю "оториноларингология",
утвержденному приказом
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 12 ноября 2012 г. N 905н

Рекомендуемые штатные нормативы оториноларингологического кабинета медицинской организации

Организация диспансеризации ЛОР-больных. Принципы

Диспансеризация представляет собой комплекс лечебно-профилактических мероприятий, направленных на выявление, профилактику и лечение заболеваний. На практике диспансерное наблюдение в рамках ОМС предусматривает 3 этапа:

I - группировка контингентов, подлежащих диспансеризации, их регистрация;
II - диспансерное наблюдение (этап исполнения);
III - оценка эффективности и качества диспансеризации.
Диспансеризация больных осуществляется в первую очередь по тем заболеваниям, которые могут привести к инвалидизации, либо дают высокую заболеваемость (общую и с временной утратой трудоспособности) [1].
В таблице 1 представлены стандарты диспансерного наблюдения населения с выявленными ЛОР-заболеваниями (в рамках обязательного медицинского страхования).
Вышеизложенные стандарты регламентированы приказом № 1129 Минздрава СССР от 2.11.1979 г. «О введении в действие инструкции по дальнейшему совершенствованию диспансеризации больных в амбулаторно-поликлинических условиях». Почему же во времена СССР диспансеризация имела больший эффект, чем в наши дни?
В настоящее время целесообразно усовершенствование программы обследования больных. При хроническом тонзиллите к обязательному спектру обследований рекомендуется добавить биохимический анализ крови на АСЛ-О, СРБ, ревматоидный фактор, мазок на флору и чувствительность к антибиотикам из зева. Проведение данных исследований позволит более точно установить форму заболевания, выявить скрытых возбудителей.
При большинстве риносинусопатий и заболеваний гортани важным является подключение эндоскопических методик обследования, компьютерной томографии. Но не все поликлиники и диагностические центры оснащены подобным оборудованием, кроме того, не каждый пациент может позволить себе данные методики диагностики заболеваний ввиду их высокой стоимости.
При вспомогательных исследованиях и консультациях смежных специалистов часто возникают сложности. Направление больного к специалистам (аллерголог, ревматолог) сопряжено не только с проблемой записи, скажем, в консультативно-диагностический центр. Врач-консультант должен видеть перед собой максимально обследованного пациента. Сдача анализов, необходимые обследования - все это также требует немало времени.
Не все поликлиники имеют бактериологические лаборатории, из-за чего районные лаборатории (где анализы сдают бесплатно) перегружены. Отсутствие у врача возможности взять мазок у больного в удобное для него время сказывается на качестве не только диспансерного ведения, но и экстренной помощи. Поскольку поток пациентов на мазки из ЛОР-органов небольшой, централизованная транспортировка и забор результатов лечебными учреждениями не организованы. Подобные трудности приводят к тому, что многие пациенты по причине нехватки времени отказываются от дальнейших обследований.
Для качественно проведенного обследования врачу на одного пациента должно быть выделено достаточно времени. Между тем по нормативам в день за 6 часов 20 минут оториноларинголог в поликлинике должен осмотреть 38 человек. Во время проведения диспансеризации количество больных, как правило, превышает данную цифру, доходя до 50 человек. Очевидно, что как в обычный рабочий день, так и в «диспансерный» у врача не хватает времени на качественный осмотр, выписывание направлений во вспомогательные кабинеты, профилактическую беседу с пациентом. Некоторые из них нуждаются в разъяснениях по поводу только что поставленного диагноза, дополнительных обследований, хотят знать, какой будет тактика лечения, и 10 минут, отведенных на одного человека, недостаточно. Даже с учетом того, что основная масса рабочих мест компьютеризирована и «бумажная» часть работы врача сведена к минимуму, в среднем на качественный осмотр одного пациента доктору необходимо затратить около 15 минут. Пациенты с патологией слухового анализатора нуждаются в более длительном осмотре, поскольку по нормативам на аудиометрию отводится от 20 минут до получаса. В это время не входят сбор анамнеза и осмотр.
Таким образом, оптимальная пропускная способность кабинета оториноларинголога составляет до 4 человек в час и до 25 человек за прием. Для этого необходимо усиление кабинетов ЛОР-службы дополнительными кадрами, поскольку уменьшить поток ЛОР-пациентов не представляется возможным.
Кроме того, на период проведения диспансеризации необходимо освобождать врача от амбулаторного приема. Но пока приходится наблюдать следующую картину: врач в «диспансерный» день вынужден принимать больных. Хотя запись на прием в этот день не проводится, врач не имеет права отказать в осмотре лицам с острой болью, а также гражданам, имеющим право на лечение без очереди. В итоге лица, которым выделен день на диспансеризацию, вынуждены ждать, пока будут обслужены льготные категории граждан, пациенты с острой болью, на осмотр остается мало времени, снижается качество осмотра.
Следует также грамотно организовать труд среднего медперсонала [4]: «бумажную» работу, подготовку рабочего места, проведение манипуляций, таких как забор мазков, некоторые виды перевязок под контролем врача. Все это позволит врачу уделять пациенту больше времени.
Говоря о диспансеризации, хочется обозначить несколько проблем, которые имеют отношение к здравоохранению в целом и типичны для нашего времени. Так, в последние годы значительно снизился уровень осознания гражданами необходимости диспансерного обследования. Большинство людей годами не обращаются к врачам, пока не возникнут определенные симптомы болезней, из-за чего начнет значительно снижаться качество их жизни. Многие из тех, кто проходит диспансеризацию, намеренно не предъявляют жалоб, считая эту процедуру формальностью, при выставлении им определенного диагноза весьма скептически относятся к выявленной болезни. Часто желание врача рассказать об отдаленных последствиях заболевания и необходимости своевременного лечения наталкивается на непонимание: зачем лечиться, если жалоб нет?
Еще одна современная проблема - состояние здоровья трудовых мигрантов. Они зачастую являются переносчиками тяжелых заболеваний, при этом данный контингент не обследуется, не ведется учет ни количества мигрантов, ни тем более их заболеваний. Лишь некоторые работодатели заинтересованы в обеспечении данных граждан полисами обязательного медицинского страхования, в оформлении этим людям медицинских книжек. Однако даже если у такого контингента выявляются те или иные заболевания, подлежащие диспансерному учету, то о дальнейшем их лечении и профилактике речи не идет. Работодатель оплачивает лишь прохождение медицинского осмотра. В дальнейшем лечении заинтересованности нет ни с чьей стороны, хотя бы потому, что большинство организаций проводят диспансерный осмотр в коммерческих медицинских центрах, которые направляют на дальнейшее лечение в поликлиники по месту жительства. Да и организациям невыгодно держать больного работника, тратить деньги на его лечение - всегда найдется несколько здоровых на его место.
На своевременности и качестве лечения выявленного заболевания сказываются не только нехватка времени у врача и безразличие к своему здоровью у пациента - проблемой является и недостаточное оснащение ЛОР-кабинетов. После постановки пациента на учет начинается следующий этап диспансеризации - проведение лечебных мероприятий. В большинстве случаев их эффективность зависит от того, каким современным оборудованием располагает врач, какие вспомогательные методики лечения могут быть использованы для лечения больного [2]. Анализируя проведенные клинические испытания, например, у больных с хроническим тонзиллитом, становится ясно, что лечение с помощью аппарата «Тонзиллор» имеет преимущество перед такой процедурой, как промывание миндалин шприцем.
Сегодня поликлиники Москвы широко оснащаются необходимым оборудованием в рамках программы модернизации здравоохранения. Однако большинство специалистов не владеет навыками работы на том или ином оборудовании. При оснащении кабинета эндоскопической установкой необходимо не только обучение врача умению ее использовать, но и обучение медсестры обработке и стерилизации эндоскопов. К тому же при осмотре больного как мануально, так и эндоскопически увеличивается продолжительность приема. А поскольку на прием пациента у врача имеется только 10 минут, то и новое оборудование им активно не используется.
Еще одна проблема - способ учета диспансерных больных. На сегодняшний день врач обязан вести журнал, в котором записаны данные пациентов по всем нозологиям. На каждого пациента заполняется специальная форма, в которую вносятся его паспортные данные, номер полиса ОМС, контактный телефон, даты предполагаемых явок, фиксируются манипуляции, проводимые при явке, дополнительные методики обследований, консультации смежных специалистов. Для ведения такой документации врачу необходимо время. Кабинет должен быть оснащен городским телефоном, чтобы медперсонал мог вызывать пациентов на осмотр. Значительно оптимизировало бы работу доктора внедрение компьютеризированной программы ведения диспансерного контингента: упростилось бы общение с пациентом, значительно сократилось бы время на составление ежегодных отчетов по диспансеризационным группам. Разработка единых стандартов выявления, дообследования, профилактики также могла бы сократить время работы с контингентом, подлежащим диспансеризации.
Достаточно серьезной проблемой является отсутствие преемственности между взрослой и детской поликлиниками. При переводе подросткового контингента из детского учреждения во взрослое делается выписка, в которой у 85% пациентов значится: «ЛОР-статус - здоров». Однако, как показывает опыт проведения школьных диспансеризаций, это далеко не так. Основная масса школьников впервые слышит о том, что у них есть хронический тонзиллит. При сборе анамнеза выясняется, что большинство из них хотя бы раз в год переносят лакунарную ангину, некоторые - и более одного раза. У каждого пятого подростка имеется нарушение носового дыхания, связанное первоначально с искривленной перегородкой носа, а затем и с самолечением. Пытаясь наладить дыхание, молодые люди начинают использовать сосудосуживающие средства, провоцируя появление лекарственного ринита. Из-за упущенного времени возникают серьезные осложнения.
Анализируя работу ЛОР-кабинета с пациентами, взятыми на диспансерный учет, за прошедший год, стоит отметить ее эффективность. Так, у больных с хроническим тонзиллитом после 2 курсов промывания тонзилл за год улучшилось общее состояние, снизилась обращаемость. За прошедший год ни один из пациентов не нуждался в амбулаторном лечении с открытием листка нетрудоспособности. Ряд больных в связи с неэффективностью консервативного лечения направлен на тонзиллэктомию.
К сожалению, не все работодатели понимают важность организованного проведения диспансеризации. Например, летом 2012 г. в поликлинике проводилась диспансеризация двух организаций: общеобразовательной школы и спорткомплекса - по 150 человек из каждой.
Сотрудникам школы работодателем не были выделены дни на прохождение диспансерного осмотра, не отведены часы для приема у врачей. Им пришлось проходить осмотр в свободное от работы время, прием специалистами осуществлялся в порядке общей очереди. В результате диспансеризация сотрудников школы проходила с мая по сентябрь.
Сотрудники спорткомплекса в «диспансерный» день были освобождены от работы, были выделены часы, в которые врачи проводили их осмотр без предварительной записи на прием. В день спорткомплексом на осмотр направлялось по шесть сотрудников, их диспансеризация длилась 1,5 месяца. В итоге из всех работников школы на диспансеризацию явилось 43 человека, а работники спорткомплекса прошли осмотр в полном составе. Справедливости ради надо сказать, что назначенное дообследование и лечение установленных заболеваний прошли 100% осмотренных сотрудников школы, сотрудники спорткомплекса за дальнейшим лечением обратились в единичных случаях.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Диспансерный осмотр необходимо проводить в отдельное от общего приема время.
2. Проходящие его сотрудники должны освобождаться от работы, чтобы иметь возможность посетить врача в назначенное время.
3. Количество пациентов, направленных на осмотр, в течение дня также не должно быть велико, чтобы врач имел возможность при необходимости давать разъяснения по поводу дальнейшего обследования и лечения [3].
Если суммировать все изложенное, то становится очевидным, что необходимы выработка новых стандартов диспансерного наблюдения по каждому конкретному заболеванию, а также доступность полного объема обследований - имеется в виду не только скорость их выполнения, но и простота получения. Скрининг, выявление и терапия заболевания на его ранних стадиях позволят снизить затраты на лечение одного пациента.
В заключение хочется отметить большую эффективность целевых программ и нацпроектов. По статистике, после реализации программ по борьбе с раком молочной железы и по раннему выявлению сердечно-сосудистых заболеваний смертность от данных патологий снизилась [5].
Усилия врачей должны быть направлены на предупреждение и раннее выявление заболеваний. Но необходимо не только выявлять и лечить больных, взятых под диспансерное наблюдение, но и формировать в обществе ценностное отношение к здоровью.

Литература
1. Крюков А.И., Хамзалиева Р.Б., Захарова А.Ф., Владимирова В.В. Основные принципы диспансеризации в оториноларингологии. М., 2005.
2. Сергеев М.М., Ланцов А.А., Воронкин В.Ф. Руководство по поликлинической оториноларингологии. СПб., 1999.
3. Новгородцев Г.А. Диспансеризация населения СССР / Г.А. Новгородцев, Г.З. Демченкова, М.Л. Полонский. Изд-е 2-е, перер. и доп. М.: Медицина, 1984. 325 с.
4. Фанта И.В. Научное обоснование организации специализированной амбулаторно-поликлинической оториноларингологической помощи взрослому населению крупного промышленного города в современных условиях. 2000.
5. Лазебник Л. Диспансеризацию считаю национальным достижением // Медицинский вестник. 2009. № 35.

Актуальные проблемы диспансеризации пациентов с заболеваниями ЛОР-органов*

Охрана и укрепление здоровья населения - один из важнейших элементов государственной социальной политики. Основным направлением в данной сфере является реализация профилактических мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, а также проведение профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации.

  • КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: диспансеризация, гиподинамия, курение, заболевания гортани, инфекции, заболевания ЛОР-органов

Охрана и укрепление здоровья населения - один из важнейших элементов государственной социальной политики. Основным направлением в данной сфере является реализация профилактических мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, а также проведение профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации.

Cовременную структуру заболеваний ЛОР-органов отличают наличие большого числа сочетанной патологии верхних дыхательных путей, низкий удельный вес здоровых лиц среди студентов и подростков, высокая заболеваемость среди населения, считающего себя здоровым [1].

Как показали результаты медицинских осмотров городского населения, среди патологии ЛОР-органов доминируют заболевания верхних дыхательных путей - 69,4%. В частности, на долю хронических заболеваний глотки приходится 30,9%, хронических заболеваний полости носа и околоносовых пазух - 20,6%, заболеваний гортани - 0,9%, острых респираторных вирусных инфекций - 5,6%. Сочетанные заболевания верхних дыхательных путей встречаются в 11,4% случаев, заболевания органа слуха - в 3,8%. Практически здоровых лиц насчитывается 26,8% [1].

Ситуация усугубляется тем, что процент рецидивирования острых воспалительных заболеваний и их перехода в хроническую форму не снижается, а наоборот, имеет тенденцию к увеличению.

Основной задачей оториноларинголога является координация деятельности по оказанию качественной специализированной лечебно-профилактической и консультативной помощи населению [2, 3].

Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан и Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации в качестве основной цели декларируют сохранение и укрепление здоровья людей за счет снижения заболеваемости и смертности. Обозначенная цель требует обеспечения населения доступной и качественной первичной медико-санитарной помощью 5.

В статье 12 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» перечислены основные направления в сфере охраны здоровья граждан:

  • развитие профилактических мероприятий за счет разработки и реализации программ формирования здорового образа жизни;
  • создание условий для увеличения продолжительности и качества жизни;
  • осуществление мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний;
  • проведение профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения в соответствии с законодательством РФ [7, 8].

Диспансеризация входит в комплекс государственных мер по профилактике заболеваний, направленных на улучшение условий труда, быта и отдыха, обеспечение рационального питания, борьбу с гиподинамией, курением, злоупотреблением алкоголем, и позволяет:

  • повысить мотивацию граждан к здоровому образу жизни;
  • узнать о состоянии здоровья;
  • получить рекомендации по по­следующему наблюдению, устранению факторов риска;
  • при наличии медицинских показаний получить направление на углубленное амбулаторное или стационарное обследование и лечение, в том числе высокотехнологичное 11.

Как важнейший метод первичной медицинской профилактики диспансеризация с течением времени преобразовалась в стройную систему динамического наблюдения за состоянием здоровья граждан, направленного на сохранение и укрепление популяционного здоровья, увеличение продолжительности жизни, повышение производительности труда, изучение и устранение причин, способствующих возникновению и распространению заболеваний. Таким образом, диспансеризация вносит вклад в обеспечение медико-экономической безопасности страны.

Следует подчеркнуть, что первичная медицинская профилактика предполагает комплекс мероприятий медицинского и социального характера по устранению причин заболевания на территориальном уровне [3].

Анализ итогов диспансеризации населения, представленный Министерством здравоохранения РФ, дает возможность ретроспективно оценить развитие профилактического направления в отрасли. Очевидно, что только развитие высоких медицинских технологий не решает проблему укрепления здоровья граждан. Значение имеет личная ответственность граждан, а также создание при поддержке государства условий для предупреждения заболеваний [11, 16-18].

Проводимые Росздравнадзором проверки медицинских организаций и органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья граждан по сути являются рычагом государственного воздействия, обеспечивающим качество первичной медико-санитарной помощи. Кроме того, Росздравнадзор осуществляет межведомственное взаимодействие с территориальными фондами обязательного медицинского страхования, ежемесячно запрашивая аналитическую информацию о ходе диспансеризации и предоставляя сведения о выявленных нарушениях [19].

Необходимо отметить, что Росздравнадзор выявляет ряд недоработок со стороны органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья граждан и нарушений при проведении диспансеризации [19].

Отечественные авторы в своих работах представляют обоснованные данные о несовершенстве медицинской помощи, особенно ее профилактического компонента. Речь, в частности, идет о неполном охвате населения диспансерным наблюдением [20], несвоевременной постановке на диспансерный учет [21]. Кроме того, тесты для ранней диагностики проходят далеко не все нуждающиеся, рекомендации по адекватной фармакотерапии даются редко, факторы риска заболеваний не выявляются [22].

Как показывают опросы, население не довольно работой поликлиник. Недостаточные профессиональные знания врачей отмечают 58,5% респондентов, некачественное лечение - 42,1%, недостатки в организации профилактических осмотров - 36,2%, неэффективность диспансерного наблюдения - 25,1%, ограниченность использования немедикаментозных методов лечения - 24,0%, грубое отношение к пациентам медицинского персонала - 22,0%, неполное информирование о возможных осложнениях - 16,2% [23, 24].

Анализ данных социологического опроса (2011 г.) позволил установить основные причины неудовлетворенности населения качеством диспансеризации:

  • низкая оснащенность лечебно-диагностической аппаратурой;
  • нерациональный график и режим работы;
  • очереди к врачам и во вспомогательные кабинеты;
  • невнимательность, нетактичное отношение медицинского персонала к пациентам;
  • низкое качество лечебно-оздоровительных мероприятий и др.

Устранение этих недостатков будет способствовать повышению качества диспансеризации и степени удовлетворенности ею населения [25].

В центральный аппарат Росздравнадзора поступают жалобы на проведение диспансеризации как от граждан, так и от сотрудников медицинских организаций, что служит индикатором качества проведенной диспансеризации. Типичные жалобы граждан - формальный подход врачей к диспансеризации, обследование в неполном объеме [19].

Отношение населения к диспансеризации во многом зависит от степени удовлетворенности медицинским обслуживанием. Не следует сбрасывать со счетов активность населения, которая в значительной мере зависит от осведомленности о целях диспансеризации и методах ее осуществления. Определенный интерес представляет степень соответствия мнений населения и врачей об организации диспансеризации. Зачастую неэффективность диспансеризации объясняется неадекватными действиями населения. Так, несвоевременная диагностика заболевания нередко обусловлена поздним обращением к врачу (29%), невыполнение плана лечебно-оздоровительных мероприятий - неадекватным поведением больного (17,3%), нарушение сроков проведения осмотров - неявкой диспансерного больного (49,3%). При анализе явок населения на профилактические осмотры установлено, что до 34% рабочих и служащих игнорируют подобные мероприятия даже в рабочее время. Респонденты связывают это с низким качеством профилактических осмотров (40,3%), уверенностью в хорошем состоянии здоровья (14,1%), недооценкой важности мероприятия (11,5 %), очередями в поликлинике (9,4%), чрезмерной занятостью на работе и приусадебном участке (2,6%) [26, 27].

Несовершенство организации работы ЛОР-службы косвенно подтверждают результаты опросов населения разных регионов РФ. Основные причины неудовлетворенности качеством - очереди к врачу и недостаточная оснащенность медицинских учреждений. Кроме того, часть респондентов отмечает неудовлетворительную работу регистратуры, несоблюдение оториноларингологами этических норм и принципов поведения при выполнении профессиональных обязанностей, неподобающий внешний вид врача. 8,1-16,3% респондентов не удовлетворены организацией медицинского обслуживания [5, 27, 28].

В связи с увеличением числа пациентов с ЛОР-патологией возрастает и объем консультативной и лечебной работы. Увеличение обращаемости пациентов за квалифицированной помощью свидетельствует не только об ухудшении экологической ситуации, увеличении возраста курируемого контингента и, как следствие, снижении иммунного статуса, но также о повышении уровня квалификации и компетентности медицинского персонала [2, 29].

Перед врачами-оториноларингологами городских поликлиник стоит актуальная задача - реализация профилактических мер. И в решении этой задачи диспансеризация играет ключевую роль. Не секрет, что в ряде случаев диспансерное наблюдение носит формальный характер. В то же время в современной оториноларингологии созданы все условия для проведения профилактических мероприятий, направленных на снижение и предупреждение заболеваний [30, 31].

Планируя профилактические мероприятия, необходимо не только опираться на традиционные показатели (заболеваемость, смертность), но и использовать новые методы, в частности дифференциальный подход к поддержанию и укреплению здоровья в условиях социального расслоения. Кроме того, должен быть разработан комплекс мероприятий, направленных на противодействие факторам риска развития заболевания и совершенствование медицинской помощи пациентам на амбулаторно-поликлиническом уровне.

* Публикация подготовлена при поддержке Программы повышения конкурентоспособности РУДН «5-100».

Диспансеризация взрослого населения


Многие хронические заболевания на ранних стадиях протекают бессимптомно, поэтому, чем раньше выявить начальные проявления болезни или риск их развития, тем успешнее будет лечение.

Именно для этих целей и проводится диспансеризация, которая помимо раннего выявления болезней и их факторов риска обеспечивает проведение необходимых лечебных и профилактических мер, и, при необходимости, длительное диспансерное наблюдение.

Кто подлежит диспансеризации?

Диспансеризация проводится с 18 лет. Диспансеризации подлежат следующие группы населения:

1) работающие граждане;

2) неработающие граждане;

3) обучающиеся в образовательных организациях по очной форме. Пройти ее можно в течение того года, когда Вам исполнилось или исполнится: 18, 21, 24, 27, 30, 33, 36, 39 лет. Если Вам 40 и более лет, диспансеризацию можете проходить ежегодно.

Основные задачи диспансеризации

Выявление хронических неинфекционных заболеваний, являющихся основной причиной инвалидности и преждевременной смертности, к которым относятся:

► сердечно-сосудистые заболевания, прежде всего, ишемическая болезнь сердца и цереброваскулярные заболевания;

► некоторые злокачественные новообразования;

► хронические болезни органов дыхания, туберкулёз.

Диспансеризация взрослого населения проводится путем углубленного обследования состояния здоровья граждан в целях:

1) раннего выявления хронических неинфекционных заболеваний (состояний), являющихся основной причиной инвалидности и преждевременной смертности населения Российской Федерации (далее - хронические неинфекционные заболевания), основных факторов риска их развития (повышенный уровень артериального давления, дислипидемия, повышенный уровень глюкозы в крови, курение табака, пагубное потребление алкоголя, нерациональное питание, низкая физическая активность, избыточная масса тела или ожирение), а также потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача;

2) определения группы состояния здоровья, необходимых профилактических, лечебных, реабилитационных и оздоровительных мероприятий для граждан с выявленными хроническими неинфекционными заболеваниями и (или) факторами риска их развития, граждан с иными заболеваниями (состояниями), а также для здоровых граждан;

3) проведения краткого профилактического консультирования граждан с выявленными хроническими неинфекционными заболеваниями и (или) факторами риска их развития, здоровых граждан, а также проведения индивидуального углубленного профилактического консультирования и группового профилактического консультирования (школ пациента) граждан с высоким и очень высоким суммарным сердечно-сосудистым риском;

4) определения группы диспансерного наблюдения граждан с выявленными хроническими неинфекционными заболеваниями и иными заболеваниями (состояниями), а также граждан с высоким и очень высоким суммарным сердечно-сосудистым риском.

Особенности проведения диспансеризации:

• участковый принцип ее организации;

• дифференцированный набор обследований в зависимости от возраста и пола (в целях повышения вероятности раннего выявления наиболее часто встречающихся для данного пола и возраста хронических неинфекционных заболеваний);

Какие документы необходимы для прохождения диспансеризации?

Каждому гражданину, направляющемуся на диспансеризацию, необходимо иметь паспорт и страховой медицинский полис ОМС. Если Вы в текущем или предшествующем году проходили медицинские исследования, возьмите документы, подтверждающие это, и покажите их медицинским работникам перед началом прохождения диспансеризации.

Порядок прохождения диспансеризации.

Программа прохождения диспансеризации включает в первую очередь все исследования и анализы, которые входят в ежегодный медицинский осмотр. Профилактический медосмотр проводится для раннего выявления состояний, заболеваний и факторов риска их развития, немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, а также в целях определения групп здоровья и выработки рекомендаций для пациентов и включает:

● Флюорографию (1 раз в 2 года);

● Антропометрию (измеряются рост, вес, обхват талии);

● Измерение артериального давления;

● Анализ крови на общий холестерин;

● Анализ крови на глюкозу;

● Определение сердечно-сосудистого риска (относительного - с 18 до 39 лет, абсолютного - с 40 до 64 лет), рисков хронических болезней;

● Измерение внутриглазного давления (при первом прохождении медосмотра, ежегодно - с 40 лет);

● ЭКГ (при первом прохождении медосмотра, ежегодно - с 35 лет);

● Для женщин - осмотр гинеколога.

Диспансеризация проводится в два этапа. Первый этап обследования необходим для того, чтобы выявить признаки хронических неинфекционных заболеваний и рисков их развития. Те, кто нуждается по результатам первого этапа диспансеризации в дополнительном обследовании или профилактическом консультировании направляются врачом-терапевтом на второй этап диспансеризации. Второй этап диспансеризации проводится исходя из полученных результатов первого. Он включает в себя консультации узкопрофильных специалистов и уточнение диагноза.

Исследования на первом этапе диспансеризации взрослого населения

Собственно диспансеризация представляет собой комплекс мероприятий, включающий в себя профилактический медосмотр и дополнительные методы обследований, проводимых в целях оценки состояния здоровья (включая определение группы здоровья и группы диспансерного наблюдения).

Помимо перечисленных выше мероприятий медосмотра при прохождении диспансеризации взрослого населения на первом этапе проводятся:

  • общий анализ крови (гемоглобин, лейкоциты, СОЭ) - с 40 лет;
  • исследование кала на скрытую кровь (с 40 лет - 1 раз в 2 года, с 65 лет - ежегодно);
  • в 45 лет - ФГС;
  • для женщин: цитологическое исследование цервикального мазка (с 40 лет - 1 раз в 3 года), маммография (с 40 лет - 1 раз в 2 года, с 65 лет - ежегодно).
  • для мужчин: определение простат-специфического антигена (ПСА) в крови (в 45, 50, 55, 60, 64 года).

Дополнительное обследование на втором этапе диспансеризации взрослых

На втором этапе прохождения диспансеризации исследования проводятся при отнесении пациента к группе риска или обнаружении отклонений. В этом случае назначаются:

  • консультации специалистов (невролога, оториноларинголога, окулиста, хирурга и др.);
  • дополнительные исследования (колоноскопия, УЗДГ, ФГДС, КТ легких и др.).

Подготовка к прохождению диспансеризации:

Для прохождения первого этапа диспансеризации желательно прийти в медицинскую организацию (поликлинику) утром, на голодный желудок, до выполнения каких-либо физических нагрузок, в том числе и утренней физической зарядки. Взять с собой утреннюю порцию мочи в объеме 100-150 мл. Перед сбором мочи обязательно следует сделать тщательный туалет половых органов. Для сбора мочи и кала предпочтительно использовать промышленно произведенные специальные контейнеры (небольшие емкости) для биопроб, которые можно приобрести в аптеке. Для анализа мочи нужно собрать среднюю порцию мочи (начать мочеиспускание, а затем через 2-3 секунды подставить контейнер для сбора анализа). Учитывая тот факт, что некоторые продукты (свекла, морковь) способны окрашивать мочу, их не следует употреблять в течение суток до проведения анализа. Гражданам, которые принимают мочегонные препараты, по возможности, следует прекратить их прием, поскольку эти препараты изменяют удельный вес, кислотность и количество выделяемой мочи. Относительным ограничением является менструальный период у женщин. Желательно, чтобы проба мочи была сдана в лабораторию в течение 1,5 часов после ее сбора. Транспортировка мочи должна производиться только при плюсовой температуре, в противном случае выпадающие в осадок соли могут быть интерпретированы как проявление почечной патологии, либо затруднят процесс исследования. В таком случае анализ придется повторить.

Для исследование кала на скрытую кровь необходимо во избежание ложноположительных результатов в течение 3 суток перед диспансеризацией не есть мясную пищу, а также других продуктов, в состав которых входит значительное количество железа (яблоки, зеленый лук, сладкий болгарский перец, белая фасоль, шпинат), а также овощи, содержащие много таких ферментов, как каталаза и пероксидаза (огурцы, хрен, цветная капуста), исключить прием железосодержащих лекарственных препаратов, в том числе гематогена, отменить прием аскорбиновой кислоты, ацетилсалициловой кислоты (аспирина) и другие нестероидных противовоспалительных средств (таких как вольтарен, диклофенак и т.д.), отказаться от использования любых слабительных средств и клизм. Избегайте чрезмерного разжижения образца каловых масс водой из чаши туалета. Это может быть причиной неправильного результата.

Женщинам необходимо помнить, что забор мазков с шейки матки не проводится во время менструации, при проведении того или иного лечения инфекционно-воспалительных заболеваний органов малого таза, что для снижения вероятности получения ложных результатов анализа мазка необходимо исключить половые контакты в течение 2-х суток перед диспансеризацией, отменить любые вагинальные препараты, спермициды, тампоны и спринцевания. Маммография проводится с 6 по 12 день менструального цикла.

Объем подготовки для прохождения второго этапа диспансеризации Вам объяснит участковый врач (фельдшер).

ВАЖНО!

В настоящее время ст. 185.1 Трудового кодекса РФ устанавливает выделение оплачиваемых дней для диспансеризации для работающего населения: 1 день раз в 3 года - по общему правилу, 2 дня ежегодно - для предпенсионеров и пенсионеров.

Что происходит, если в ходе диспансеризации у пациента обнаруживают отклонения в здоровье?

После всех исследований и консультаций специалистов пациент осматривается участковым врачом-терапевтом (ВОП). По результатам диспансеризации для планирования тактики его медицинского наблюдения определяются группа здоровья:

I группа состояния здоровья - граждане, у которых не установлены хронические неинфекционные заболевания, отсутствуют факторы риска развития таких заболеваний или имеются указанные факторы риска при низком или среднем абсолютном суммарном сердечно-сосудистом риске и которые не нуждаются в диспансерном наблюдении по поводу других заболеваний (состояний). Таким гражданам в рамках диспансеризации проводится краткое профилактическое консультирование;

II группа состояния здоровья - граждане, у которых не установлены хронические неинфекционные заболевания, но имеются факторы риска развития таких заболеваний при высоком или очень высоком абсолютном суммарном сердечно-сосудистом риске, и которые не нуждаются в диспансерном наблюдении по поводу других заболеваний (состояний).

Таким гражданам в рамках диспансеризации проводится коррекция факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний (углубленное индивидуальное профилактическое консультирование и(или) групповое профилактическое консультирование) в центре здоровья, при наличии медицинских показаний врачом-терапевтом назначаются лекарственные препараты для медицинского применения в целях фармакологической коррекции указанных факторов риска. Эти граждане подлежат диспансерному наблюдению лечащим врачом;.

IIIа группа состояния здоровья - граждане, имеющие хронические неинфекционные заболевания, требующие установления диспансерного наблюдения или оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, а также граждане с подозрением на наличие этих заболеваний (состояний), нуждающиеся в дополнительном обследовании;

IIIб группа состояния здоровья - граждане, не имеющие хронические неинфекционные заболевания, но требующие установления диспансерного наблюдения или оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи по поводу иных заболеваний, а также граждане с подозрением на наличие этих заболеваний, нуждающиеся в дополнительном обследовании.

Граждане с IIIа и IIIб группами состояния здоровья подлежат диспансерному наблюдению врачом-терапевтом, врачами-специалистами с проведением лечебных, реабилитационных и профилактических мероприятий. Гражданам с IIIa группой состояния здоровья, имеющим факторы риска развития хронических неинфекционных заболеваний, и гражданам с IIIб группой состояния здоровья, имеющим высокий и очень высокий суммарный (абсолютный или относительный) сердечно-сосудистый риск, проводится коррекция имеющихся факторов риска (углубленное индивидуальное профилактическое консультирование и(или) групповое профилактическое консультирование) в рамках диспансеризации

Может ли пациент отказаться от исследований?

Диспансеризация проводится при наличии информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя (в отношении лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно дать согласие на медицинское вмешательство), данного по форме и в порядке, которые утверждены Министерством здравоохранения Российской Федерации. Гражданин вправе отказаться от проведения диспансеризации в целом либо от отдельных видов медицинских вмешательств, входящих в объем диспансеризации, в порядке и по форме, которые утверждены Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Диспансеризация позволяет укрепить здоровье, выявить заболевание и как можно раньше, лечить болезнь с наибольшим успехом.

Читайте также: