Обследование детей с суицидальной наклонностью и попыткой суицида

Обновлено: 14.05.2024

Последние 10-12 лет проблеме суицида в нашей стране уделяется все больше внимания. Это связано с заметным ростом числа самоубийств в нашей стране.

Попытки самоубийств в младшем школьном возрасте крайне редки. С 14-15 лет суицидальная активность начинает возрастать.

А.Г.Амбрумова считает, что суицидальное поведение, т.е. весь комплекс мыслей, намерений и действий, которые связаны с суицидом, есть следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микро социального конфликта. Ситуация конфликта приводит к суицидальным действиям при наличии трех факторов: социокультурных особенностей воспитания; неблагоприятного социального окружения; совокупности индивидуальных особенностей личности, таких как личностная тревожность, фрустрация, негативное восприятие окружающего, отсутствие осознанного стремления к жизни.

Под социокультурными особенностями воспитания подразумевается культура той страны, в которой вырос подросток, ее обычаи, традиции, законы, религия, уровень экономического развития. Все эти условия воздействуют на личность подростка и во многом определяют его представления о жизни и смерти.

Наличие неблагоприятного социального окружения - обычно основная причина, побуждающая подростка к совершению суицидальной попытки. Именно в ближайшем окружении он может найти или потерять опору, поддерживающую его в жизни. Анализ причин подросткового суицида с этой точки зрения позволил сгруппировать их вокруг трех основных факторов:

  1. Взаимоотношения с родителями зависят от степени понимания ими своих детей, сопереживания, нормативных отношений;
  2. Проблемы в школе связаны с личностью учителя (авторитарной, попустительской и сотрудничающей), социометрическим статусом подростка в классе (лидер, изгой и т.д.) и личностным отношением к успеваемости, фактора жизненных перспектив;
  3. Взаимоотношения со сверстниками - общение с друзьями (наличие близкого друга, принадлежность к неформальному объединению), межполовое общение (любовь, конфликты с противоположным полом).

Анализ вариантов суицидального поведения позволяет сделать вывод, что подростки, совершающие попытку самоубийства, имеют личностные особенности, располагающие в определенных ситуациях к подобному типу поведения. Поэтому в психологии важно разработать пакет диагностических методик, позволяющих на ранних стадиях обнаружить развитие кризиса и оказать необходимую психотерапевтическую помощь.

Преимущество предложенных методик состоит в простоте проведения и минимальных затратах времени при обработке результатов, и при этом позволяют достаточно точно выявить индивидуальные особенности, располагающие к суицидальному поведению.

Методики рассчитаны на возраст 16 - 17 лет.

При выборе пакета методик авторы исходили из того, что такие психологические особенности, как личностная тревожность, фрустрация, агрессия, ригидность, а также негативное восприятие окружающего и отсутствие осознанного стремления к жизни влияют на способ реагирования подростка в неблагоприятной ситуации.

Пакет диагностических методик включает в себя опросник Г.Айзенка «Самооценка психических состояний личности», адаптированный к подростковому возрасту, и метод «Незаконченные предложения».

Опросник Айзенка включает описание различных психических состояний, наличие которых у себя испытуемый должен подтвердить или опровергнуть. Опросник дает возможность определить уровень тревожности, фрустрации, агрессии и ригидности.

Метод «Незаконченные предложения» является проективной методикой, позволяющей направленно выяснить отношение испытуемого к окружающему и некоторые личностные установки.

Тест включает 30 незаконченных предложений, которые могут быть разделены на 11 групп. Некоторые группы предложений имеют отношение к прошлому и будущему, затрагивают взаимоотношения с родителями и друзьями, собственные жизненные цели.

Тестирование без обработки занимает от 20 минут до нескольких часов (в зависимости от личности испытуемого).

Процедура тестирования с помощью проективных тестов (ТАТ, Роршаха, Розенцвейга, пиктограммы и др.) позволяет распознать неосознаваемые, скрытые тенденции, однако, она требует много времени и длительного напряжения от экспериментатора.

Н.В.Агадзе и Л.М.Кульгавин предлагают применять цикл методик, состоящих из 4 последовательно проводимых тестов: опросник состояния реактивной тревожности Спилберга, цветовой тест Люшера, методики определения агрессивности и методики определения аутоагрессивности.

«Напротив каждого утверждения стоят три цифры: 2, 1, 0. Если утверждение вам подходит, то обведите кружком цифру 2, если не совсем подходит - цифру 1, если не подходит - 0».

Индивидуальная программа комплексного сопровождения учащегося склонного к суицидальному риску

Комплексное индивидуальное сопровождение учащихся склонных к суицидальному риску и учащихся находящихся в кризисных состояниях, является одним из основных направлений деятельности психолого-педагогической службы образовательного учреждения.

Уровень совершения суицидов и суицидальных попыток среди
российских детей и подростков является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин
смертельных случаев и четвертое - среди основных причин потенциальной
потери жизни. Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех
самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и
неблагополучия в их окружении, либо семье. В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за равнодушного отношения родителей и педагогов к их проблемам, протестуя, таким образом, против безразличия и жестокости взрослых. За каждым таким случаем стоит личная трагедия, катастрофа, безысходность, когда страх перед жизнью побеждает страх смерти.

Ведущая роль образовательного учреждения в сопровождении учащихся группы суицидального риска объясняется тем, что гимназия является основным институтом социализации личности обучающихся вплоть до 17-18 лет. Большую часть времени учащиеся проводят в гимназии, поэтому у специалистов гимназии и педагогического коллектива есть возможность воздействовать на мысли, чувства, убеждения проводить коррекционную, воспитательную и профилактическую работу с учащимися группы суицидального риска.

Многоплановость проблем, которые требуют решения в процессе работы с подростками группы суицидального риска, предполагают участие в этой деятельности разных специалистов: педагога-психолога, социального педагога, классного руководителя, учителей-предметников, администрации образовательного учреждения, медицинских работников, инспекторов по делам несовершеннолетних и др.

Специалистами доказано, что своевременная психологическая поддержка, помощь в разрешении конфликтов с окружающими, доброе участие, оказанное подросткам группы суицидального риска в трудной жизненной ситуации, помогают избежать многих трагедий.

Для организации комплексного сопровождения учащихся в МБОУ Верхнедонской гимназии разработана программа комплексного психолого-педагогического сопровождения для обучающихся находящихся в кризисных состояниях и обучающихся суицидального риска.

Данная программа составлена с опорой на нормативную базу:

• «Концепцию развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года» (утв. Минобрнауки России от 19.12.2017).

• Распоряжение Министерства Просвещения Российской федерации N Р-93 от 9 сентября 2019 г. «Об утверждении примерного положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации».

• Приказ минобразования РО № 244 от 12.04.2016 г. «О мерах по профилактике суицидов среди обучающихся и воспитанников образовательных организаций».

• Письмо минобразования РО №24/3.2-7982 от 14.10.2016 «О совершенствовании деятельности образовательных организаций по профилактике суицидов несовершеннолетних» (Методические рекомендации по организации работы по профилактике кризисов и суицидов обучающихся для педагогов-психологов, классных руководителей и администрации образовательных организаций, Методические рекомендации по оформлению наглядного и раздаточного материала для обучающихся по профилактике кризисов и суицидов).

• Письмо минобразования РО №24/3.20-7771 от 25.09.2017 «О направлении методических рекомендаций по составлению и реализации индивидуальных программ комплексного сопровождения обучающихся «группы суицидального риска».

• Приказ минобразования РО № 988 от 29.12.2017 г. «О создании службы по оказанию экстренной и пролонгированной психолого-педагогической помощи обучающимся».

• Приказ минобразования РО № 533 от 12.07.2018 «О порядке выявления и сопровождения обучающихся группы суицидального риска в образовательных учреждениях Ростовской области».

• Письмо минобразования РО № 46 от 22.02.2019 г. «О направлении методических рекомендаций по организации и содержанию обучения классных руководителей выявлению факторов риска и психологического неблагополучия обучающихся».

• Приказ Отдела образования Администрации Верхнедонского района Ростовской области от 29.04.2016 г. № 111 «О мерах по профилактике суицидов среди обучающихся образовательных учреждений Верхнедонского района»

• Приказ Отдела образования Администрации Верхнедонского района Ростовской области от 19.04.2018 № 109 «О действиях образовательных учреждений Верхнедонского района в случае выявления несовершеннолетних, склонных к суицидальным попыткам»

• Приказ Отдела образования Администрации Верхнедонского района Ростовской области от 22.10.2018 № 291 «Об организации работы по выявлению и сопровождению учащихся группы суицидального риска в образовательных учреждениях Верхнедонского района, взаимодействие образовательных организаций при переводе обучающихся с риском суицидального поведения из одного образовательного учреждения в другое»

• Приказ Отдела образования Администрации Верхнедонского района Ростовской области от 18.11.2020 г.№ 251 «Об утверждении плана дополнительных мер по совершенствованию профилактической работы по устранению причин и условий, способствующих совершению суицидов (попыток суицидов) несовершеннолетних»

• Приказ Отдела образования Администрации Верхнедонского района Ростовской области от 05.11.2020 г. № 236 «Об утверждении Порядка выявления и сопровождения обучающихся группы суицидального риска в образовательных организациях Верхнедонского района»

• Должностные инструкции специалистов МБОУ Верхнедонской гимназии

• Приказы («О выявлении и сопровождении обучающихся группы суицидального риска», об утверждении планов, положений, создании ППконсилиума, …)

• Положения («О социально-психологической службе», «О психолого-педагогическом консилиуме»)

• Планы работы специалистов МБОУ Верхнедонской гимназии (план работы педагога-психолога, социального педагога, план мероприятий программы профилактики суицидальных рисков, план воспитательной работы гимназии на учебный год)

Основания для оказания помощи (признаки, факторы риска): стремление к изоляции, уединению; резкое изменение стиля поведения; стремление к рискованным действиями др.

Проблемы обучающегося и семьи: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Результаты диагностики (с указанием тестов):

Диагностический инструментарий представлен в таблице.

№ п/п

Название методики

Тест «Ваши суицидальные наклонности» З.Королева

Методика «Шкала безнадёжности» Бека ( HopelessnessScale , Becketal . 1974)

Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д Рассела и М.Фергюсона

Опросник «Копинг-стратегии» Лазаруса. Методика была разработана Р. Лазарусом и С. Фолкманом в 1988 году, адаптирована Т.Л.Крюковой, Е.В.Куфтяк, М.С.Замышляевой в 2004 году

Анализ материалов теста показал, что обучающийся (имя) склонен зачастую использовать свои суицидальные наклонности с выгодой для себя: шантажировать своих близких своим возможным самоубийством, заставлять их выполнять свои желания и несправедливые требования.

У ……. выявлена высокая безнадежность. Данный показатель требует особого внимания к поведению учащейся т.к. повышает степень суицидального риска. ….. часто склонна пессимистически оценивать свое будущее:

− все в жизни будет идти не так;

− никогда ни в чем не преуспеет;

− она не достигнет своих целей;

− проблемы никогда не будут разрешены и др.

Такое описание безнадежности соответствует негативному образ себя, негативному образу своего функционирования в настоящем и негативный образ будущего.

У ……. был выявлен высокий уровень субъективного ощущения одиночества. Он часто не удовлетворен своими отношениями с окружающими, эмоционально близости с родными и друзьями практически нет.

При выявлении способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, выявление ведущих копинг-стратегий были получены следующие результаты:

· Дистанцирование - выраженное использование при преодолении жизненных трудностей.

Стратегия дистанцирования предполагает попытки преодоления негативных переживаний в связи с проблемой за счет субъективного снижения ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности в нее. Характерно использование интеллектуальных приемов рационализации, переключения внимания, отстранения, юмора, обесценивания и т. п.

Положительные стороны: возможность снижения субъективной значимости трудноразрешимых ситуаций и предотвращения интенсивных эмоциональных реакций на фрустрацию.

Отрицательные стороны: вероятность обесценивания собственных переживаний, недооценка значимости и возможностей действенного преодоления проблемных ситуаций.

· Самоконтроль - выраженное использование при преодолении жизненных трудностей.

Стратегия самоконтроля предполагает попытки преодоления негативных переживаний в связи с проблемой за счет целенаправленного подавления и сдерживания эмоций, минимизации их влияния на оценку ситуации и выбор стратегии поведения, высокий контроль поведения, стремление к самообладанию. При отчетливом предпочтении стратегии самоконтроля у личности может наблюдаться стремление скрывать от окружающих свои переживания и побуждения в связи с проблемной ситуацией. Часто такое поведение свидетельствует о боязни самораскрытия, чрезмерной требовательности к себе, приводящей к сверхконтролю поведения.

Положительные стороны: возможность избегания эмоциогенных импульсивных поступков, преобладание рационального подхода к проблемным ситуациям.

Отрицательные стороны: трудности выражения переживаний, потребностей и побуждений в связи с проблемной ситуацией, сверхконтроль поведения.

· Принятие ответственности - выраженное использование при преодолении жизненных трудностей.

Стратегия принятия ответственности предполагает признание субъектом своей роли в возникновении проблемы и ответственности за ее решение, в ряде случаев с отчетливым компонентом самокритики и самообвинения. При умеренном использовании данная стратегия отражает стремление личности к пониманию зависимости между собственными действиями и их последствиями, готовность анализировать свое поведение, искать причины актуальных трудностей в личных недостатках и ошибках. Вместе с тем, выраженность данной стратегии в поведении может приводить к неоправданной самокритике, переживанию чувства вины и неудовлетворенности собой. Указанные особенности, как известно, являются фактором риска развития депрессивных состояний.

Положительные стороны: возможность понимания личной роли в возникновении актуальных трудностей.

Отрицательные стороны: возможность необоснованной самокритики и принятия чрезмерной ответственности.

· Бегство-избегание - выраженное использование при преодолении жизненных трудностей.

Стратегия бегства-избегания предполагает попытки преодоления личностью негативных переживаний в связи с трудностями за счет реагирования по типу уклонения: отрицания проблемы, фантазирования, неоправданных ожиданий, отвлечения и т. п. При отчетливом предпочтении стратегии избегания могут наблюдаться неконструктивные формы поведения в стрессовых ситуациях: отрицание либо полное игнорирование проблемы, уклонение от ответственности и действий по разрешению возникших трудностей, пассивность, нетерпение, вспышки раздражения, погружение в фантазии, переедание, употребление алкоголя и т. п., с целью снижения мучительного эмоционального напряжения. Большинством исследователей эта стратегии рассматривается как неадаптивная, однако это обстоятельство не исключает ее пользы в отдельных ситуациях, в особенности в краткосрочной перспективе и при острых стрессогенных ситуациях.

Положительные стороны: возможность быстрого снижения эмоционального напряжения в ситуации стресса.

Отрицательные стороны: невозможность разрешения проблемы, вероятность накопления трудностей, краткосрочный эффект предпринимаемых действий по снижению эмоционального дискомфорта.

Анализируя полученные данные, нами был сделан вывод, что обучающийся находится в кризисном состоянии, что является склонностью к суицидальному риску.

Цель индивидуальной комплексной программы сопровождения: преодоление кризисных состояний, предотвращение суицидов и суицидальных попыток несовершеннолетних.

- организация комплексного психолого-педагогического сопровождения учащихся находящихся в кризисных состояниях и учащихся группы суицидального риска;

- стабилизация эмоционального фона ;

- развитие навыков адекватного разрешения трудных жизненных
ситуаций и конфликтов;

- развитие и совершенствование навыков саморегуляции;

- повышение компетентности родителей и педагогов в области профилактики суицидального поведения.

Категория участников программы: обучающиеся, находящиеся в кризисных состояниях, обучающиеся группы суицидального риска, родители, педагог-психолог, социальный педагог, классный руководитель, педагогический коллектив.

Комплексное сопровождение обучающихся включает в себя ряд взаимосвязанных и дополняющих друг друга видов деятельности:

• Правовая защита и правовой всеобуч

• Обучение навыкам социальной компетентности (умениям
общаться, справляться со стрессом, разрешать конфликты, работать в
команде, преодолевать трудности и др.)

Ожидаемый результат:

Данная программа позволит осуществлять психолого-педагогическое сопровождение; обучающихся оказывать помощь и оказывать поддержку обучающимся , с учетом их индивидуальных личностных особенностей; развивать конструктивные способы решения сложных жизненных ситуаций; снизить количество отклонений в поведении; избежать суицидальных попыток и завершенных суицидов. Также научит грамотно реагировать на жизненные трудности, обучит способам их преодоления.

В качестве методов оценки достижения планируемых результатов могут использоваться:

- самооценка эмоционального состояния обучающегося;

- экспертная оценка родителей (интервью) и классного руководителя эмоционального состояния и поведения обучающегося;

Срок реализации данной программы: ноябрь 20___-апрель 20____

План комплексного психолого-педагогического сопровождения учащейся, находящегося в кризисном состоянии 20 20 год

Цель сопровождения

Содержание работы

Срок

Ответственный

Результат/Отметка о выполнении

- выявление индивидуальных личностных особенностей и психологического состояния учащегося;

- углубленная диагностика суицидальных склонностей.

Проведение индивидуального диагностического обследования учащегося группы суицидального риска.

Обеспечение индивидуального, комплексного подхода с учетом личностных особенностей.

Составление индивидуальной программы комплексного психолого-педагогического сопровождения учащегося, находящегося в кризисном состоянии.

- формирование позитивного мировосприятия;

- профилактика суицидального риска

Индивидуальные беседы и консультации по развитию позитивного мировосприятия, оказанию психологической помощи, повышению учебно мотивации, развитию навыков общения и взаимодействия. Тематика:

- «Стресс в жизни человека»;

- «Права, обязанности и ответственность»

- «Как преодолевать тревогу»;

- «Чему учат сложные жизненные ситуации» и т.д.

- формирование и развитие позитивного мировосприятия;

- развитие коммуникативных умений;

- обучение способам эмоциональной саморегуляции.

Тренинговое занятие «Как преодолеть сложные жизненные ситуации»

- обеспечение средствами самопознания;

- повышение представлений подростка о собственной значимости, ценности;

- развитие внутренней активности;

- развитие социальных и коммуникативных навыков

Программа по развитию психосоциальной компетентности подростков

- развитие позитивного самовосприятия;

- профилактика кризисных состояний

Занятие по повышению самооценки «Нарисуй подарок самому себе»

- развитие навыков позитивного мироощущения.

Тренинг позитивного мироощущения

- информирование на сайте гимназии учащегося и родителей о Службе детского Телефона доверия;

- профилактика суицидального поведения.

Общешкольная акция «День детского телефона доверия»

- профилактика суицидального поведения;

- развитие жизнеутверждающих установок.

Проведение мероприятий в рамках реализации программы по профилактике суицидальных рисков

Зам директора по ВР

- профилактика девиантного и делинквентного поведения;

- повышение правовой культуры учащегося.

Проведение мероприятий в рамках реализации программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в МБОУ Верхнедонской гимназии»

- профилактика употребления ПАВ в подростковой среде;

- пропаганда здорового образа жизни.

Мероприятия в рамках реализации программы «Формирование антинаркотической культуры личности в МБОУ Верхнедонской гимназии»

- создание и поддержание благоприятного психологического климата в классном коллективе.

Проведение классных часов, совместных экскурсий, походов, классных мероприятий, сплачивающих несовершеннолетнего с одноклассниками

- контроль посещаемости учебных занятий;

- своевременное оказание педагогической помощи;

Систематический контроль за посещаемостью и успеваемостью ребенка

План комплексного психолого-педагогического сопровождения родителей,

- оказание психологической помощи в разрешении проблем взаимоотношений родителей и подростков.

Суицид

Суицид (самоубийство) - сознательное, преднамеренное лишение себя жизни. Обычно осуществляется самостоятельно и добровольно, хотя возможны и другие варианты, например, суицид с помощью другого человека при тяжелой болезни или массовое самоубийство членов деструктивной религиозной секты. Причиной суицида могут стать соматические и психические заболевания, острые и хронические психотравмирующие ситуации, самообвинение, потребность сохранить честь, страх осуждения, подражание кумиру и т. д. Суицид является серьезной медицинской и социальной проблемой современного общества.


Общие сведения

Суицид - добровольное самоуничтожение. Осуществляется в связи с определенными моральными, социальными, религиозными и философскими установками. Кроме того, суицид может являться следствием соматического заболевания, возникать в период экзистенциального кризиса или становиться следствием обстоятельств, которые пациент рассматривает, как безвыходные. Нередко провоцируется психическими заболеваниями. Специалисты в сфере психического здоровья рассматривают суицид как способ избегания непереносимой ситуации, акт аутоагрессии и/или призыв о помощи.

По статистике, суицид занимает второе место среди причин смерти людей в возрасте 15-29 лет. 30% пациентов, совершивших попытку самоубийства, рано или поздно ее повторяют, а 10% не отступаются, пока не реализуют свое намерение. При наличии тяжелых психических расстройств и угрозы повторной попытки самоубийства лечение осуществляют специалисты в области психиатрии. Лица без психических заболеваний, имеющие в анамнезе попытку суицида и нуждающиеся в специализированной помощи, могут наблюдаться у психотерапевтов и клинических психологов.

Причины суицида

Одной из самых распространенных причин суицида среди людей, не страдающих тяжелыми психическими заболеваниями, являются проблемы в личной жизни. В числе событий, которые могут подтолкнуть человека к суициду - смерть близкого, тяжелая болезнь члена семьи, развод, расставание, проблемы в отношениях с партнером, безответная или несчастная любовь, одиночество, сложности в отношениях с родителями. Наряду с проблемами в личной жизни, к суициду пациентов нередко подталкивают неудачи при попытке профессиональной реализации и трудности, связанные с социальными отношениями.

Суицид может быть спровоцирован банкротством, увольнением, крупными денежными потерями, невозможностью профессиональной реализации, изменением привычных жизненных стереотипов, социальной изоляцией, выпадением из привычной социальной группы или публичным разглашением информации с высокой личной значимостью (о сексуальной ориентации, о внебрачных связях, о «неблаговидном» прошлом). Толчком к суициду может стать тяжелая болезнь или обезображивающий дефект внешности, при этом пожилые люди чаще кончают жизнь самоубийством из-за тяжелых заболеваний, а молодые - из-за внешних дефектов.

В отдельную категорию причин суицида следует выделить доведение до самоубийства. В соответствии с российским законодательством, это деяние является уголовно наказуемым. К доведению до самоубийства относится физическое или сексуальное насилие, унижения, угрозы, клевета и целенаправленная травля. Иногда доведение до самоубийства отсутствует, но человек сам решает предпринять попытку суицида из-за страха перед возможным наказанием (например, после совершения преступления), чувства вины или желания сохранить доброе имя.

Подростки совершают самоубийства из-за конфликтов с родителями и сверстниками или из-за несчастной любви. В подростковом возрасте также возможен подражательный суицид - самоубийство по примеру реального кумира (например, актера или певца) либо любимого вымышленного персонажа. Известны случаи одиночных самоубийств и массового суицида у последователей деструктивных религиозных культов. Инициатором самоубийств в таких случаях обычно становится один из руководителей секты.

Суицид может провоцироваться целым рядом психических заболеваний, в том числе - маниакально-депрессивным психозом, депрессией, шизофренией, психопатией и психотическими состояниями различного генеза, а также, в меньшей степени - неврозами, обсессивно-компульсивными расстройствами, генерализованным тревожным расстройством и некоторыми другими расстройствами. Вероятность суицида возрастает при наличии химических зависимостей: алкоголизма, наркомании и токсикомании.

Факторы, влияющие на риск совершения суицида

Социальные факторы. Определенное значение имеют состояние общества и уровень общественной морали. Отмечено, что число суицидов резко возрастает в периоды политической и экономической нестабильности (яркий пример - огромное количество «кастовых» самоубийств финансистов в период Великой Депрессии). Терпимость общества к самоубийству и негласное поощрение «решения проблем» путем самостоятельного ухода из жизни увеличивают риск суицида, а некоторые культурные, религиозные и этнические особенности (например, признание самоубийства смертным грехом или наличие крепких семейных связей) - уменьшают.

Возраст. Наибольшее количество случаев суицида приходится на возраст 15-24 года, 40-60 лет, 70 и более лет. Мужчины заканчивают жизнь самоубийством в четыре раза чаще женщин. Исследователи отмечают увеличение риска суицида «на противоположных концах социальной лестницы». Богатые, хорошо образованные граждане, неквалифицированные работники и безработные совершают попытки самоубийства чаще, чем люди со средним уровнем дохода и образования.

Семейное положение, особенности воспитания. В группе повышенного риска суицида находятся (по мере убывания вероятности) люди, никогда не состоявшие в браке, разведенные, женатые, но не имеющие детей. Склонность к суициду увеличивается при наличии травматического детского опыта, в том числе - эпизодов эмоционального, сексуального и физического насилия, ранней смерти родителей, раннего развода родителей, отсутствии заботы, педагогической запущенности, слишком сурового воспитания при недостатке эмоционального контакта со значимыми взрослыми и т. д.

Особенности характера и личности. Суицидальные тенденции часто возникают при бескомпромиссности, максимализме, демонстративности, повышенной внушаемости, выраженном чувстве вины, неадекватной самооценке (слишком высокой, слишком низкой или нестабильной), наличии хронически неудовлетворяемых потребностей, постоянной или ситуативной (например, вызванной переутомлением) эмоциональной неустойчивости и неумении справляться с фрустрацией. Риск суицида возрастает в период конфликтов, при изменении привычных жизненных стереотипов и утрате старых ценностей. Суицид, как способ решения проблем, выбирают психастеничные личности, люди с инфантильными установками и требованиями в отношениях.

Медицинские факторы. Вероятность суицида повышается при наличии хронического соматического или психического заболевания, при этом успешные попытки самоубийства чаще наблюдаются у пациентов с соматической, а не психической патологией. Чаще всего суицидальные попытки совершают больные сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями. В числе других факторов, увеличивающих риск суицида, - недавно перенесенные операции, хронические боли любого генеза, болезни и травмы опорно-двигательного аппарата, ставшие причиной выхода на инвалидность, болезни почек и легких, а также прием лекарственных средств с эффектом снижения настроения (резерпина, кортикостероидных препаратов, некоторых гипотензивных препаратов и др.).

Среди больных с психическими заболеваниями первое место по количеству попыток суицида занимают пациенты с аффективными расстройствами (депрессия, маниакально-депрессивный психоз). Вероятность суицида повышается при сочетании двух или более психических расстройств, например, депрессии и панического расстройства или тревожного расстройства и посттравматического стрессового расстройства. Пациенты с депрессией нередко совершают попытку суицида через некоторое время после начала лечения, когда у них появляется достаточно сил для активных действий. Больные с маниакально-депрессивным психозом чаще пытаются покончить с собой при переходе маниакальной или гипоманиакальной фазы в депрессивную.

Зависимости. Среди лиц, совершивших попытку суицида, много больных, страдающих наркоманией, алкоголизмом и токсикоманией. Психоактивные вещества негативно влияют на инстинкт самосохранения. Поведение становится импульсивным, способность к критической оценке происходящего снижается. Пациент может совершить самоубийство под влиянием минутного эмоционального порыва. Согласно статистике, 20-25% попыток суицида совершается в состоянии наркотического или алкогольного опьянения.

Виды и признаки готовящегося суицида

Различают две группы самоубийств - демонстративные и истинные. При демонстративном суициде целью является не лишение себя жизни, а воздействие на окружающих, призыв о помощи. Попытка самоубийства в таких случаях, как правило, совершается импульсивно, на фоне выраженного аффекта. Цель истинного суицида - лишить себя жизни, невзирая на обстоятельства, общественное мнение и чувства близких. Истинный суицид обычно является заранее спланированным, хорошо подготовленным мероприятием.

Суициду предшествует особое эмоциональное состояние, представляющее собой сочетание чувства изоляции (меня никто не понимает, я никому не интересен), беспомощности, безнадежности и собственной незначимости (стыд, ощущение некомпетентности, сниженная самооценка). Этот комплекс переживаний подталкивает пациента к поиску решения. Поскольку ситуация выглядит неразрешимой, единственным вариантом больному видится суицид - окончательный уход из жизни, прекращение существования, как способ устранить тягостные мысли и чувства.

Истинному суициду предшествует подготовительный период. Обычно продолжительность этого периода составляет несколько суток, реже пациенты вынашивают намерение покончить с собой в течение нескольких лет. В это время больные обдумывают сложившуюся ситуацию, анализируют события, подтолкнувшие их к решению покончить с собой, и рассматривают возможные последствия суицида. Пациенты выбирают способ ухода из жизни, определяют способ, время и место, планируют последовательность действий.

За обдумыванием и планированием следуют практические действия по «приведению в порядок» своей жизни. Больные, спланировавшие суицид, раздают долги, убирают квартиру, сортируют документы, пишут завещание, просят прощения у врагов, наносят визиты друзьям, дарят окружающим какие-то ценные вещи на память. Пациенты становятся спокойными и умиротворенными, отрешенными от существующей реальности. Такое изменение поведения, особенно при наличии тяжелых неразрешенных проблем, ранее вызывавших ярость, чувство беспомощности и другие подобные переживания, можно рассматривать в качестве своеобразных маркеров готовящегося суицида.

Больные нередко оставляют предсмертные записки, в которых объясняют причины суицида, просят прощения или обвиняют кого-то в своем уходе из жизни. Непосредственно перед самоубийством многие пациенты принимают душ, совершают акты мочеиспускания и дефекации и надевают чистую одежду. Некоторые создают условия для своевременного обнаружения тела - дают знакомому ключи от квартиры, просят зайти в определенное время, не закрывают дверь и т. д.

Профилактика суицида

Профилактика суицида включает в себя целый комплекс мероприятий - от правильного воспитания и формирования отрицательного отношения к самоубийству до своевременного выявления психических заболеваний и поддержки психически здоровых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В качестве кратковременной поддержки используются телефоны доверия. Такой способ работы с пациентами, предрасположенными к суициду, позволяет снизить уровень эмоционального напряжения до момента оказания профессиональной помощи, которая включает в себя психотерапию и фармакотерапию.

Психотерапию применяют при травмирующих ситуациях, при неврозах, обсессивно-компульсивных расстройствах, генерализованном тревожном расстройстве, депрессии и других психических расстройствах. Психотерапевтическая работа с пациентами, совершившими попытку суицида или имеющими суицидальные мысли и намерения, возможна при отсутствии психотических проявлений и наличии достаточных внутренних ресурсов для создания конструктивного альянса с психологом или психотерапевтом. Наиболее эффективной при чувстве безнадежности считается когнитивно-поведенческая терапия - методика, направленная на выявление дисфункциональных стереотипов мышления и поведения, замену этих стереотипов новыми, более адаптивными и активное обучение использованию новых способов мышления и поведения в различных областях жизни.

При необходимости пациентам с суицидальными тенденциями назначают антидепрессанты с успокоительным эффектом. Использование антидепрессантов со стимулирующим эффектом противопоказано, поскольку такие препараты снижают уровень заторможенности и могут способствовать повышению уровня тревожности. Увеличение активности на фоне сниженного настроения и сохраняющихся депрессивных мыслей может спровоцировать попытку суицида. На начальном этапе лечения любыми антидепрессантами необходимо особенно тщательное наблюдение за пациентом.

Больных, совершивших попытку самоубийства, осматривает врач-психиатр. При выявлении психического расстройства и сохраняющейся угрозе суицида показана принудительная госпитализация в психиатрическое отделение (терапия средой). За больным наблюдают, создают условия, препятствующие нанесению вреда себе и окружающим (помещают в специальную палату, используют транквилизаторы и нейролептики, при необходимости фиксируют пациента к кровати). Тактику лечения определяют индивидуально в зависимости от характера и особенностей течения основного заболевания, спровоцировавшего попытку суицида.

Суицидальное поведение детей и подростков

Суицидальное поведение детей и подростков - этапный процесс, включающий разнообразные проявления психической деятельности, направленные на самоубийство. Внутренняя суицидальная активность (мысли, фантазии, продумывание способов совершения суицида) предшествует внешним проявлениям - поступкам, целью которых является лишение себя жизни. Диагностика проводится психиатром, применяется клинический метод, психологическое обследование. Лечение определяется фазой суицидального поведения. Включает госпитализацию, применение медикаментов, психотерапию, социальную реабилитацию.

Суицид является осознанным, произвольным актом прекращения жизни. Суицидальным поведением называют любую активность, целью которой становится собственная смерть. Завершающий этап такого поведения - попытка самоубийства. Своевременная диагностика предполагает выявление поведенческих актов и предшествующих им суицидальных мыслей, планов, намерений. Суицидальные поступки среди детей и подростков наиболее распространены в возрасте 15-19 лет. Попытки суицида совершаются 5-8% подростков, мысли о самоубийстве посещают 25% юношей и девушек. Существуют сезонные пики осенью/зимой, объясняющиеся обострением депрессивных расстройств. Гендерная специфика суицидального поведения прослеживается с периода полового созревания - юноши чаще предпринимают попытки, приводящие к смерти.

Причины суицидального поведения

Попытки самоубийства совершаются в результате сочетанного воздействия внешних и внутренних факторов. Предрасполагающими детерминантами являются:

  • Биологические причины. Предрасположенность к суициду определяется при снижении активности серотонина, нарушениях связи гипоталамо-гипофизарной оси, наследственной отягощенности.
  • Психологические особенности. Суицидальному поведению способствует низкая стрессоустойчивость, эмоциональная лабильность, максимализм, эгоцентризм; зависимость от действий, мнений окружающих; неумение составлять и воплощать в жизнь планы; фрустрация потребности в безопасности, доверии, любви.
  • Медицинские факторы. К самоубийству предрасполагает наркомания, алкоголизм подростков, психические расстройства (депрессии, шизофрения, психопатии), тяжелые соматические заболевания с вероятностью инвалидизации, летального исхода (онкологические патологии, СПИД, ВИЧ).

Потенцирующие факторы утяжеляют, ускоряют течение суицидального процесса, повышают риск попыток. В эту группу входят:

  • Культурные, религиозные факторы. У представителей некоторых языческих религий самоубийство расценивается как благое действие (жертвоприношение, очищение). В отдельных молодежных субкультурах самопроизвольная смерть является признаком решимости, самостоятельности, преподносится в комплексе с романтическими переживаниями.
  • Внутрисемейные факторы. Группа риска - дети, подростки из асоциальных, неполных семей, воспитывающиеся в условиях насилия, унижения, тотального контроля, отчуждения.
  • Социальные влияния. Вероятность суицида возрастает при конфликтах со сверстниками, проблемах любовных отношений подростков, культивировании смерти средствами массовой информации.

Реализующие факторы провоцируют переход суицидальных намерений в действия. Причинами непосредственно попыток самоубийства являются:

  • Сильный стресс. Инициировать действие может смерть родителя, близкого родственника, новость о неизлечимой болезни, невольное наблюдение за убийством, отвержение друзьями, знакомыми, пережитое изнасилование.
  • Доступность орудий самоубийства. Реализация суицида происходит при наличии домашнего оружия, таблеток, способных при неправильном применении вызвать смерть.

Патогенез

Существует три основные концепции патогенеза суицидального поведения детей и подростков. Согласно психопатологической теории, самоубийцы являются психически больными, суицидальные действия рассматриваются как проявления обострений психических расстройств. В настоящее время попытки самоубийства относятся к области пограничной психиатрии, изучающей психопатические расстройства, реактивные состояния при акцентуациях характера.

Социологическая концепция как основу суицидального поведения рассматривает нарушения социальной интеграции. Целью попыток самоубийства является восстановление взаимоотношений с окружающими. Психологическая теория в качестве патогенетических механизмов самоубийства определяет эмоциональные, личностные особенности, поведенческие паттерны. Суицид побуждается негативными чувствами - страхом, гневом, озлобленностью, стремлением наказать себя либо окружающих. Группа повышенного риска - впечатлительные, внушаемые, импульсивные, эмоционально неустойчивые дети и подростки.

Классификация

Существует множество классификаций суицидального поведения. Наибольший практический интерес представляет разделение попыток самоубийства по целям, причинам. Выделено три вида суицидальных поступков:

  • Истинные. Действия тщательно продуманы, просчитаны, являются четкой реализацией плана. Им предшествуют изменения мышления, высказываний, поведения. Решение принимается на основе долгих раздумий о смысле жизни, своем предназначении, бессмысленности существования. Суицидальная направленность доминирует, затмевает другие эмоции, черты характера. Цель - умереть (часто достигается).
  • Демонстративные. Попытки самоубийства схожи с театральными действиями, организуются с расчетом на присутствие «зрителей». Выступают как способ проведения диалога с близкими людьми. Цель - быть услышанными, привлечь внимание к своим проблемам, получить помощь. Иногда действия заканчиваются смертью из-за просчетов плана.
  • Маскированные. Скрытые суицидальные действия совершают подростки, осознающие, что самоубийство не является правильным способом решения проблем. Самоубийство реализуется косвенными способами - занятиями экстремальными видами спорта, участием в драках, скоростной ездой на автомобиле, мотоцикле, опасными путешествиями, употреблением наркотиков. Чаще всего истинная цель не осознается либо осознается частично.

Симптомы суицидального поведения

Суицидальным попыткам предшествует депрессия, отгороженность от окружающих. У дошкольников снижается заинтересованность играми, просмотром мультфильмов, вкусной едой. Они становятся вялыми, апатичными, замкнутыми, предпочитают одиночество, могут подолгу сидеть, лежать без физической активности. Дети не хотят посещать детский сад, отказываются от встреч с друзьями, исчезает увлеченность занятиями, которые раньше приносили удовольствие. Депрессия проявляется вегетативными, двигательными расстройствами: возникают боли различной локализации, нарушается сон, аппетит, функции пищеварения. Мальчики чаще становятся раздражительными, девочки - слезливыми, подавленными. Смерть понимается как временное явление, «сон».

Школьники выражают тему самоубийства в рисунках, придуманных историях. Нередко рассказывают о способах суицида, их преимуществах, недостатках. Возможность смерти обсуждается с родителями, дети инициируют разговоры об опасности лекарств, удушья, падения из окна. Нет заинтересованности настоящим и будущим, увлеченности планами летнего отдыха, проведением Нового года, дня рождения. Дети и подростки выглядят вялыми, уставшими, речь, движения часто замедлены, иногда сменяются тревожной суетливостью, раздражительностью, плачем, рыданиями. Мотивация учиться отсутствует, школьная неуспеваемость усугубляется постоянной сонливостью, слабостью. Снижаются функции внимания, мышления. Развивается бессонница, нарушение аппетита, уменьшается масса тела.

Подростки более открыто выражают суицидальные мысли. Возможны фразы «не хочу жить», «лучше я умру», «жизнь закончится». Одержимость смертью проявляется стремлением просматривать фильмы, читать истории о самоубийцах, способах реализации суицида. Тема смерти отображается в стихах, рисунках, других видах творчества. Формируется эмоциональная отчужденность от родственников, друзей, формально отношения могут быть стабильными, посещение школы регулярным. Эмоциональная неустойчивость часто проявляется грубостью, агрессивностью. Возможны уходы из дома, увлечение опасными для жизни занятиями, равнодушное отношение к собственному внешнему виду, мнению окружающих.

Осложнения

Суицидальное поведение, не закончившееся смертью, осложняется различными соматическими заболеваниями. Диагностируются тяжкие травмы, увечья, порезы, повреждения пищевода, трахеи, гортани, нарушение работы почек, печени, переломы шейных позвонков, ребер, костей рук, ног. После попыток суицида пациенты в первую очередь нуждаются в госпитализации в стационары соматического профиля. Полученные повреждения приводят к инвалидности, ограничениям дальнейшей жизни. Со стороны психического здоровья частым осложнением становится психопатологическое развитие личности, сопровождающееся высоким риском социальной дезадаптации.

Диагностика

Диагностика суицидального поведения детей и подростков проводится врачом-психиатром, клиническим клиническим психологом. Родители предъявляют жалобы на изменения эмоционального состояния ребенка: подавленность, замкнутость, вялость. Врач предполагает наличие депрессии с риском суицида. Обследование проводится следующими методами:

  • Беседа.Детский психиатр уточняет время появления симптомов, их выраженность, продолжительность. Если ребенок говорит о самоубийстве, врач расспрашивает о возможных причинах, продолжительности суицидальной активности.
  • Психологические опросники. Применяются различные тесты для выявления признаков суицидального поведения - методики, состоящие из прямых вопросов о наличии мыслей, попыток самоубийства (опросник суицидального риска, адаптированный опросник Г. Айзенка «Самооценка психических состояний личности»).
  • Проективные методики. Используются для обследования детей младшего школьного, дошкольного возраста, для подростков, не осознающих, скрывающих суицидальные тенденции, поступки. Применяется тест Люшера, метод «незаконченные предложения», «сигнал», рисуночные тесты.

По результатам комплексного обследования подростков и детей с суицидальной активностью определяются истероидные, сензитивные, эмоционально-лабильные, возбудимые акцентуированные черты. Сочетание признаков депрессии, эмоциональной неуравновешенности, импульсивности указывает на высокий риск суицидальных попыток.

Лечение суицидального поведения

По особенностям развития суицидального поведения выделяют три этапа: суицидальных тенденций, суицидальных действий, постсуицидального кризиса. Такое разделение учитывается при подборе лечебных мероприятий:

  • Предсуицидальная фаза. Основным способом лечения является психотерапия, медикаментозная коррекция депрессии. Используются когнитивные методы, так как проблема концентрируется в плоскости мыслей, идей, убеждений. С помощью логического обоснования, когнитивного переструктурирования прорабатываются идеи о безнадежности будущего, бессмысленности настоящего, отсутствии понимания, поддержки. Ошибочные суждения проблематизируются, ставятся под сомнение. Подросток научается обнаруживать, останавливать негативные автоматические мысли. Проводится психологическое консультирование родителей, обсуждаются варианты взаимодействия с ребенком, способы реагирования на его замкнутость, эмоциональность. Подчеркивается важность ненавязчивого контроля над действиями.
  • Острая фаза. Начинается сразу после попытки самоубийства. Требует неотложной медицинской помощи, госпитализации. Помещение в стационар обеспечивает строгий контроль приема медикаментов, предупреждает возможность повторных попыток самоубийства (нет средств, ребенок всегда под наблюдением персонала). Препараты подбираются психиатром с учетом основного диагноза (депрессия, биполярное расстройство), клинической картины острого периода. Психотерапевтическая поддержка наиболее эффективна в первые дни, когда ребенок эмоционально уязвим, принимает помощь, что служит основанием для доверительных, устойчивых отношений с психотерапевтом. На первом этапе происходит эмоциональная разгрузка, обсуждаются причины случившегося, альтернативные пути разрешения проблем. Затем ребенок/подросток посещает групповые занятия, стимулирующие социальную активность.
  • Постсуицидальная фаза. Пациента переводят на амбулаторное лечение. Контроль над поведением необходим, но осуществляется родителями, родственниками. Основная задача - предотвратить последующие попытки самоубийства. С этой целью психотерапевтами используется метод «подписание договора» - утверждается срок, в течение которого подросток обязуется не предпринимать попыток. Документ подписывается обеими сторонами. Параллельно продолжается прием медикаментов, посещение групповых встреч, индивидуальных сеансов, направленных на устранение депрессии, восстановление социальной активности.

Прогноз и профилактика

Прогноз суицидального поведения детей и подростков благоприятен при комплексной медико-психологической помощи, активном участии родителей, родственников в профилактике. Частота рецидивов составляет 50%, в большинстве случаев повторные попытки совершаются детьми и подростками, имеющими психические заболевания, из неблагополучных семей. Профилактика основана на устранении факторов риска. Важна благоприятная семейная обстановка, доверительные отношения. Необходимо обучать ребенка способам разрешения конфликтов, противостояния стрессовым факторам. При изменениях поведения, эмоциональных реакций нужно поговорить, подключить детского психолога, при серьёзных нарушениях - психиатра.

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Минобрнауки выпустило новые методические рекомендации для просвещения родителей на тему детского суицида. Мы решили дополнить рекомендации подборкой методик для диагностики суицидального поведения школьников, которые используют ваши коллеги.
Диагностика суицидального поведения среди подростков в школе - реальная возможность предотвратить смерть ребенка. Важно ежегодно диагностировать учащихся с 5-го по 11-й классы и выявлять детей группы суицидального риска для дальнейшей работы с ними.

Когда и как проводить диагностику

Запланируйте диагностику суицидального поведения учащихся школы на октябрь или ноябрь. Организуйте работу в два этапа:
1) массовое тестирование с целью выявить учащихся группы суицидального риска;
2) углубленное индивидуальное тестирование детей, которые попали в группу риска.
Проводить диагностику детей до 14 лет вы можете только с письменного разрешения родителей. Детей 15 лет и старше можно тестировать с их собственного согласия. Объясните учащимся или их родителям в доступной форме, для чего вы планируете проводить диагностику. Выявить учащихся группы суицидального риска помогут и результаты наблюдения педагогов и родителей за детьми. Расскажите им о признаках суицидального поведения подростков.

Справка
Лишь в 10% случаев имеется истинное желание покончить с собой, в 90% суицидальное поведение подростков - это крик о помощи

Что вас должно насторожить в поведении подростка

Ребенок, который склонен к суициду, часто чрезмерно самокритичен и испытывает постоянное чувство вины. Подросток винит себя за все происходящее, испытывает к себе ненависть и отвращение, стыдится себя. Частые высказывания: «Я ни на что не годен», «Без меня всем будет лучше». У него преобладает печальное настроение, он теряет интерес к прежним увлечениям и появляется повышенная нервозность.
Не стоит игнорировать и фразы подростка о теме смерти, как способе избавления от тягот жизни. Например, «Лучше бы я вообще не родился», «Лучше умереть, чем так жить». Стоит отнестись серьезно к любому намеку на суицид. Даже если это будут выкрикивания на эмоциях: «Я не хочу с вами жить!», «Как вы все мне надоели!», «Ненавижу жизнь», «Просто жить не хочется».
Некоторые подростки перед совершением акта самоубийства пытаются завершить все свои дела, делают неожиданные благотворительные поступки. Они раздаривают свои вещи, даже ценные, пытаются вдруг быть очень полезными. Крайне опасный сигнал: несвойственные ранее для подростка звонки или визиты к друзьям, знакомым, родственникам. При этом он пытается построить разговор так, чтобы собеседник ощутил, что с ним прощаются навсегда.
Должно насторожить и отсутствие всякой активности у ребенка, необщительность, замкнутость, полное подчинение. Часто после завершенного суицида окружающие находятся в шоке: «Он не мог так сделать! Не было никаких предпосылок к этому. Это был тихий и послушный ребенок».
Самая большая опасность возникает, когда подросток начинает предпринимать реальные практические шаги по подготовке к суициду. Например, собирает таблетки из домашней аптечки, ищет огнестрельное оружие или узнает, на какие крыши высоких домов открыт выход.

Какие бывают суицидальные акты

Попытки суицида отличаются друг от друга реальными намерениями подростка. Кто-то принимает категоричное решение покончить с жизнью, а для кого-то это способ позвать на помощь или аффект в силу травмирующей ситуации.

Важно
Основа суицида всегда неудовлетворенные психологические потребности

Истинное суицидальное поведение. Серьезность намерения подтверждается выбором места, времени и способа суицидального действия, активной предварительной подготовкой, наличием предсмертных записок. Учащийся тщательно обдумывает свое решение и готовится к ритуалу, чтобы никто не мог помешать. Предсуицидный период длится до нескольких месяцев. В случае неудачи может испытывать сожаления о сохранности жизни. Вероятность повтора суицида увеличивается в несколько раз, особенно в первые два месяца после неудачи.

Демонстративный акт или акт шантажа.
Проявляется в множественных поверхностных порезах вен, приеме неопасных лекарств. Подросток осторожен, он ценит собственную жизнь и боится смерти. Попытка суицида - психологическое давление на окружающих с целью изменить конфликтную ситуацию в благоприятную для себя сторону. Учащийся пытается покончить с собой в присутствии окружающих. Он хочет привлечь внимание, получить сочувствие, заботу, избежать наказаний.

Аффективный суицид.
Сильный аффект в результате внезапно психотравмирующего события или под влиянием хронических психотравм. Это неожиданные суицидальные действия как для самого подростка, так и для окружающих. Повод может выглядеть незначительным, а восприниматься ребенком как последняя капля. В момент аффекта учащийся охвачен суицидальным возбуждением с отсутствием страха смерти и боли.

Важно
Подросток может не осознавать в полной мере свои мотивы и необратимость смерти. Для него это попытка «бегства» от ответственности, как если бы это был не конец жизни

Аффективный суицид сложно определить, идея смерти появляется внезапно с непреодолимой силой. Акт суицида происходит в присутствии окружающих, как демонстративный, но отличается отсутствием шантажа и предосторожности. Подросток не рассчитывает действия, чтобы обезопасить свою жизнь. Способом суицида становится то, что попадает в поле его зрения: бритва, веревка, окно, ядовитые вещества.

Скрытый суицид.
Подросток стремится к саморазрушению через адреналин. Выработка этого гормона позволяет не чувствовать боли, а также дает возможность получить ощущение власти над опасными ситуациями. Как образ жизни выбирает экстремальные виды спорта. Например, гонки на мотоциклах или катание на поездах. Он не боится смерти и жаждет с ней встречи.

С помощью каких методик проводить диагностику

Методик, которые могут помочь диагностировать риск суицидального поведения ребенка, достаточно много. Выберите подходящие опросники для вашей работы.
Опросник «Шкала детской депрессивности». Автор теста - профессор психиатрии Питтсбургского университета М. Ковач (1992 год). Тест состоит из 27 пунктов, которые имеют по три варианта ответа. Пример тройки утверждений: «Я не думаю о том, чтобы покончить с собой», «Я думаю о самоубийстве, но я не совершу его», «Я хочу убить себя». В каждом пункте ребенок должен выбрать только один вариант.
Опросник «Шкала детской тревожности». Шкала тревожности составлена в 1980-1983 годах доктором психологических наук, профессором А.М. Прихожан. Чтобы пройти тест, школьнику предлагается представить себя в 40 ситуациях и оценить от 0 до 4, насколько каждая из ситуаций может быть неприятной ему, вызывать беспокойство и страх. Пример предлагаемой ситуации: «На тебя смотрят, как на маленького». Методика существует в двух формах: форму А заполняют дети от 10 до 12 лет, форму Б - дети от 13 до 16 лет.

Справка
Дети до 11 лет реальных попыток уйти из жизни почти не делают. Пик суицидальной активности приходится на старший подростковый возраст

Тест «Суицидальная мотивация»


Важно
Основа суицида всегда неудовлетворенные психологические потребности

Методика определения суицидальной направленности (личностный опросник ИСН). С помощью данной методики выявляют суицидально опасные установки у подростков 13-18 лет. По инструкции школьникам нужно оценить знаками «+» или «-» 74 утверждения. Все утверждения делятся на четыре шкалы: искренность, депрессивность, невротизация, общительность. Примеры утверждений: «На спор я могу сделать все что угодно», «Все проблемы в жизни разрешимы», «Временами мне хотелось навсегда уйти из дома».

«Тест на иррациональные установки». Автор теста - А. Эллис


Тест-опросник «Исследование волевой саморегуляции».

Цель методики - изучить уровень и характер тревожности, которые связаны со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. Тест состоит из 58 вопросов, которые можно зачитывать детям вслух или предложить в письменном виде. На каждый вопрос ребенку нужно будет дать однозначный ответ «да» или «нет». Примеры вопросов: «Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?», «Похож ли ты на своих одноклассников?»
Прогностическая таблица риска суицида у детей и подростков. Автор таблицы - А.Н. Волкова. Данную форму заполняет психолог или классный руководитель, присутствие ребенка при этом не требуется. Вам нужно будет из 14 возможных проблем ребенка выбрать те, которые к нему относятся и подсчитать общее число баллов. По конечному результату можно будет определить, попадает учащийся в группу суицидального риска или нет. Примеры проблем из таблицы: «Утрата одного из родителей или развод в семье», «Низкая самооценка», «Тяжелая психологическая атмосфера в семье».

Важно
Физические наказания или побои со стороны родителей играют серьезную роль в депрессивно-суицидальных настроениях подростка

Автор теста - детский психолог Луиза Дюсс. С помощью данного теста выявляют отношение ребенка к смерти, а также к агрессивности и стремлению к разрешению конфликтов смертью. Ребенку зачитывается начало сказки: «По улице идет похоронная процессия, и все спрашивают, кто yмep. Кто-то показывает на один из домов и говорит: "Умер человек, который жил в этом доме"». Далее задается вопрос: «Кто же умер?» Правильные ответы: «Незнакомый человек», «Дедушка (бабушка) какого-то ребенка», «Человек, который был очень болен»; «Старик (старушка)». Проблемные ответы: «Мальчик (девочка)», «Папа (мама) одного ребенка», «Младший (старший) брат (сестра) одного ребенка».

Шкала безнадежности Бека.

Читайте также: