Как не попасть в секту и как туда попадают? Помощь попавшим сектантам

Обновлено: 10.05.2024

В сознании большинства людей секта связана с чем-то негативным, опасным, асоциальным. С сектами ассоциируются зомбирование, потеря материальных, духовных благ и даже смерть. Но с точки зрения науки все не так просто. Изучением сект занимаются социологи, историки, религиоведы, культурологи, психологи, но до сих пор нет единого и четкого определения секты. Давайте и мы попробуем в этом разобраться.

Что такое секта

Слово «секта» произошло от латинского sequor — «следовать за кем-то, повиноваться». Изначально так называли все отделившиеся философские, политические и религиозные группы. Когда-то и христианская церковь была сектой, противопоставляющей себя языческому обществу.

В широком смысле секта - это группа людей, пропагандирующих идеи, учение и практику, отличающиеся от общепринятых норм общества. В узком смысле секта - это религиозная группа, отделившаяся от основного направления или противопоставляющая свои идеи основной религии общества. Секта имеет своего основателя и свое учение.

На основе рассмотренного определения мы можем сделать вывод, что не все секты носят деструктивный характер. Это общественный стереотип, который выгоден, прежде всего, официальным религиозным направлениям. Когда-то сектантами считали тех, кто вместо церкви выбрал науку. Их называли еретиками и казнили за неповиновение. К счастью, в наше время церковь и наука научились жить более или менее мирно.

Согласно законодательству, любой человек вправе создать свою религиозную организацию или религиозную группу, если ее учение не угрожает жизни и здоровью людей, не посягает на их свободу и не призывает отказаться от исполнения гражданских обязанностей. На практике большинство сект нарушают эти условия, из-за чего и сформировалось убеждение о том, что все секты опасны и вредны.

Любая секта потенциально может стать религиозным направлением, добиться официального признания. Собственно, за это и борются представители. Каждая секта замкнута и обособлена, убеждена в своей исключительности и претендует на роль ведущей церкви.

Секта - это общество отделившихся людей, объединившихся с целью построения иного уклада жизни, отрешения и спасения от не устраивающего их внешнего мира. Тут-то и встает вопрос о том, что предлагает участникам секта. Спасение ли? Давайте дальше поговорим об опасных, деструктивных сектах.

Интересный факт: в обществе так прочно закрепилась ассоциация секты с чем-то опасным, что религиоведы и юристы не рекомендуют использовать этот термин в его оригинальном значении. В отношении неопасных сект лучше говорить «религиозные группы», «религиозные объединения», так как «секта» в их отношении может прозвучать как оскорбление чувств верующих.

Признаки секты

Давайте подробнее поговорим о деструктивных, или тоталитарных сектах. Они опасны для жизни и здоровья участников, основаны на авторитарном стиле управления, принимают форму религиозной, общественной, коммерческой, образовательной или оздоровительной организации. Пик наших дней - секты под видом курсов личностного роста, но они далеко не единственные деструктивные объединения.

Признаки тоталитарной секты:

  1. Активная реклама и пропаганда: назойливые звонки, приглашения на бесплатные семинары, тренинги роста. Лидеры сект - злые, но хорошие психологи. Они используют специальный метод вербовки: двое представителей группы постоянно находятся рядом с потенциальным участником, не давая ему допустить ни одной критической мысли относительно идей секты.
  2. Иерархия, посвященность. Разделение концепции на уровни доступности - прямой признак секты. Иерархия стимулирует участников к активности, ведь на новом уровне им откроются более тайные и глубокие знания.
  3. Взносы, пожертвования. Некоторые секты сразу заявляют о платности участия, другие оставляют это на потом. Притом чаще прямого требования не поступает, но на человека воздействуют гипнозом, подавлением сознания.
  4. Лидер, пророк, избранник. У каждой секты есть один главный человек, просветленный больше других, избранный самими высшими силами. Его приказы и слова не обсуждаются. И хоть при первом знакомстве может показаться, что участие в секте добровольное, а все приверженцы равны, позже станет видна иерархия, бесспорный лидер.
  5. Подавление сознания, разума, умения рационально мыслить. Идет максимум воздействия на эмоции, чтобы разум не успевал обдумать все происходящее. Для лучшего подавления сектанты контролируют жизнь жертвы, стараются постоянно, полностью держать человека в пределах видимости. Представители секты внушают выгодные им установки и убеждения. Некоторые организации упрощают себе задачу, изменяя сознание людей за счет ритуального приема наркотиков под видом традиционного снадобья.
  6. Контроль информации. Представители учения заваливают жертву дисками, книгами, буклетами, фильмами, прочими материалами. Обязательный элемент - собрания, встречи, на которых демонстрируется не только ценность знаний, но и разного рода исцеления, исправления, «чудеса». Встречи бывают массовыми и индивидуальными.
  7. Оппозиция миру. Пропагандируется идея уникальности над остальным миром, например, что только участники этой группы смогут достичь просветления, спастись или спасти другую заблудшую душу. Новичка обязательно заставляют делать что-то противоречащее обществу, чтобы тот еще больше отделился от него. Сектанты заставляют проявлять к другим людям жалость, так как те еще не обрели смысл жизни.
  8. Общая цель. Секта всегда имеет цель и план ее достижения. Кто-то верит в просветление, кто-то ждет апокалипсиса, смерти, кто-то грезит всемирной властью. Учение любой секты гласит о том, что после достижения этой точки все земные проблемы решатся сами собой.
  9. Атрибутика. Любые опознавательные знаки, разделяющие на своих и чужих. Все, на что хватит фантазии: татуировки, клеймо, амулеты, прическа, одежда, вербальные знаки. Это нужно для того, чтобы в каждой точке мира и времени человек помнил о секте, чувствовал свою причастность к ней.

Секта не терпит нерегулярного посещения собраний, ведь тогда контроль над человеком не будет постоянным. Она заполняет все время жертвы, отрывая его от привычного образа жизни, семьи, друзей. Сам того не замечая, человек тратит все физические, психологические силы, время, средства на развитие секты, а не на собственное развитие.

Опасности участия в секте

тоталитарная секта

Любая секта, даже положительная, изолирует человека от привычной жизни, социума. Представители секты зациклены на своих идеях, идеалах, интересах. Они мыслят и живут только в рамках своей группы. Очевидно, что расти и развиваться вне социума человек не может. Каждому участнику общества нужно где-то работать, общаться с другими людьми. Участник секты оказывается оторван от реальности. И даже если секта имеет положительный характер, то назвать ее влияние положительным сложно.

Например, можно создать секту поклонения свободному графику работы или бартерным отношениям. Но какова вероятность, что эта секта станет политической философией всего государства, мира? Вероятнее, что люди, пропагандирующие это, окажутся выброшенными за борт ежедневных трудовых и социальных взаимоотношений.

Вторая опасность участия - фанатизм. Любое дело, идея лишается своей ценности, если превращается в фанатическое отношение.

Ну, и третья опасность сект заключается в том, что человек начинает жить ради секты, отдавать ей свои силы и средства. Во многих закрытых тоталитарных сектах процветают идеи экстремизма. В некоторых сектах над участниками издеваются, избивают их, насилуют. Нередко опасности подвергаются и их близкие люди.

Участие в секте приводит к психофизиологическому, интеллектуальному истощению человека:

  • утрата способности критически мыслить;
  • недоедание, дефицит сна;
  • сужение кругозора, обеднение базы знаний в темах и областях, не относящихся к сектантскому учению;
  • враждебное отношение к обществу;
  • потеря коммуникативных навыков, способности к социальному взаимодействию.

Цель секты - подавить волю человека, обрести контроль над его мыслями, чувствами и поведением. Участник становится рабом секты, теряет психологические, материальные, социальные возможности выхода из нее.

Послесловие

Вера важна для каждого человека. Но самый полезный вариант веры с точки зрения психологии - это вера в себя, собственные силы. Рациональное объяснение окружающих явлений, умение устанавливать причинно-следственные связи, познание и принятие себя, работа над собой полезнее для психологического здоровья и самореализации, чем вера в высшие силы или надежда на других людей. Человек - автор и управленец всего, что с ним происходит.

Почему попадают в секту. Как не стать жертвой и не попасть в секту. Помощь попавшему в секту

Секта - это любая религиозная группа, отделившаяся от основной веры, нейтральная или оппозиционная по отношению к ней. Однако в нашем сознании секта ассоциируется исключительно с деструктивными организациями. О них в статье и пойдет речь.

Кто попадает в секту

Для сектантов лакомым кусочком становятся люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию: развод, увольнение, болезнь, смерть и т. п. Дополнительный фактор - нестабильная социально-политическая обстановка в стране, общественный кризис. Третья предпосылка - психические отклонения.

К психологическим особенностям группы риска относится:

  • недостаток внимания, любви;
  • неудовлетворенная потребность в заботе, защите;
  • слабость воли;
  • отсутствие жизненных ориентиров, убеждений, т. е. несформированное мировоззрение;
  • неустойчивая психика, внушаемость; ;
  • чувство одиночества;
  • несамостоятельность, инфантильность;
  • отсутствие смысла в жизни.

Секта дает понимание, поддержку, безопасность, любовь, стабильность и уверенность, контроль. Соответственно, приходят туда те, кому этого не хватает в реальной жизни.

Этапы вербовки, или как не стать жертвой

Человека заманивают в секту в четыре этапа:

  1. Забота, любовь, внимание. Новичку искренне радуются, встречают его с любовью и почестями, говорят комплименты, подчеркивают его значимость. Избранник должен поверить в то, что для исполнения великой миссии его-то как раз и не хватало. Жертве обещают свободу, счастье, ответы на все вопросы вселенной. Это и есть первая уловка: образуется контраст между злой реальностью, где человека никто не замечает, не ценит, не любит, и дружелюбной, заботливой группой.
  2. Убийство критического мышления и ненужных качеств личности. Человеку объясняют, что просто так просветления не достичь, нужно выполнить ряд условий, прочитать литературу, опробовать духовные практики. Сектанты максимально загружают человека: работа, лекции, привлечение новых участников, медитации, молитвы. Человеку не хватает времени, чтобы осмыслить все происходящее и посмотреть на свою жизнь со стороны. Все это заставляет отказаться от самого себя, свободы, права на самостоятельность. Многие секты даже учат людей правильно говорить: какие слова, какой тембр и темп речи нужно использовать.
  3. Укрепление связи с сектой и разрыва с обществом. Открыто пропагандируется неприязнь к обществу, его вред, опасность медицины, психиатрии, политики, другой веры. И даже семью выдают за людей, мешающих спасению личности; призывают бросить учебу, работу, сменить место жительства. Жертву заверяют, что общество ее не поймет, не примет, так как само погрязло в ошибочных суждениях. Естественно, те, кто пытаются вразумить сектанта, делают только хуже. Он встречает то сопротивление, о котором ему говорили, и еще больше погружается в группу.
  4. Полная зависимость от группы, невозможность возвращения в общество. Человек потерял семью, работу, доход, жилье, друзей, прочую поддержку. Хватка секты становится еще крепче из-за страха и чувства вины, порождаемых в участниках. В итоге даже если кто-то из участников понимает плачевность своего состояния, решает, что плыть по течению - единственный возможный вариант. Его мучает чувство безысходности, беспомощности. Тем более лидеры заверяют, что счастье и истина вот-вот откроется страдающему. Жертве кажется глупым отступать, когда уже почти все пройдено.

Важно знать! Медитациями, монотонным пением, однотипными движениями сектанты добиваются состояния транса. Все это затормаживает мыслительные процессы и повышает внушаемость. В таком состоянии человеку можно «записать» в мозг любую установку.

После прохождения всех четырех этапов жертва оказывается полностью подчиненной учителю. Из таких «кукол» получаются фанатики.

Признаки увлечения сектой

неудовлетворенные потребности

Заподозрить, что близкий вам человек участвует в секте, можно по следующим признакам:

  • он сам рассказал, что нашел отличное место, где добрые люди помогают всем;
  • человек долго пропадает в непонятном месте;
  • находится в неадекватно приподнятом настроении;
  • говорит, что нашел смысл жизни;
  • носит атрибутику, использует тематическую лексику;
  • цитирует непонятные, повторяющиеся выражения;
  • говорит словно заученный текст;
  • забросил привычный образ жизни, интересы, увлечения, завел много новых знакомств, часто ходит на встречи;
  • часто общается по телефону, почте;
  • медитирует или проводит другие ритуалы;
  • тратит много денег.

Постарайтесь получить ответы на вопросы, позволяющие заподозрить участие в секте:

  1. Есть ли учитель, как он себя представляет?
  2. Есть ли иерархия, как она создается и поддерживается?
  3. Как распределяется власть, как и кто ее осуществляет?
  4. Как получают, используют, распределяют деньги?
  5. Как привлекают новых участников, какие методы используют, как быстро это происходит?
  6. Свободны ли участники в выборе информации, другой деятельности?
  7. Не чувствует ли потенциальная жертва дефицита сна, времени, еды?
  8. Препятствует ли секта общению с людьми, не относящимися к ней?
  9. Группа принимает человека таким, какой он есть, или просит измениться? Допустимо ли для участника это изменение?
  10. Секта дает негативную оценку внешнему миру и предыдущей жизни участника?
  11. Допустимо ли обманывать других людей ради интересов группы?
  12. Лидер требует беспрекословного подчинения его словам, исполнения приказов? За попытки критично мыслить наказывают?
  13. Лидеры убеждены, что обладают сверхъестественными способностями, но могут открыть их только избранным?
  14. Правила поведения одинаковы для всех участников?

Проанализируйте каждый ответ относительно основных признаков секты. Подробнее об этом читайте в статье «Сектантство - что это с точки зрения психологии. Признаки и опасности участия в сектах».

Помощь попавшему в секту

Что предпринять в целях первой помощи:

После того как человек немного отойдет от секты, займитесь его просвещением, поддержкой. Обязательно продолжать психотерапию. Нужно, чтобы жертва сама могла распознавать секты в дальнейшем и противостоять им. Человек, однажды попавший в секту, нуждается в полноценной работе с психологом: повышение стрессоустойчивости, формирование адекватных копинг-стратегий, разбор психологических травм, коррекция самооценки, составление плана жизни и т. д. Не секты делают человека неблагополучным - в них приходят уже несчастливые люди.

В капкане. Как помочь попавшим в секту


Как быть, если близкий человек попал в секту? Как ему помочь, о чём стоит говорить, а о чём лучше промолчать? Практические советы от того, кто имеет опыт общения с людьми, попавшими под влияние деструктивных культов. Своими мыслями делится миссионер и апологет из Санкт-Петербурга, специалист в области сектоведения Виталий Питанов.

Любое отпадение от Бога есть страдание и смерть. Но многие люди выбирают этот путь. Почему? На своём многолетнем опыте я пришёл к выводу, что главное оружие против Церкви - это ложь. Вспомните, отцом чего является сатана. Отцом лжи. Секты - это организации, которые базируются на лжи. А сектанты - это люди, у которых нет возможности отделить ложь от истины.

Главные задачи апологета - не только предоставить человеку инструментарий, который поможет ему преодолеть ложь, пленившую его, но и дать альтернативу его взглядам: если вы разрушаете веру человека, но ничего взамен ему не даёте, лучше не занимайтесь апологетикой.

Что же касается результатов апологетической деятельности, помните: Иисус Христос не всех сделал христианами, и не рассчитывайте, что кто-то из нас может превзойти Его.

Своей целью апологеты ставят развенчание мифов о Православной Церкви. Почему это нужно? Я не встречал ни одну секту, которая адекватно оценивала бы, во что мы, православные, верим, наши Таинства и вероучение. Необходимым также является раскрытие православного вероучения и изложение его в доступной форме. Важный момент: если вы богослов, но веры не имеете, ваши пересказы догматики никого не зажгут. Люди чувствуют огонь внутри вас, который либо горит, либо нет. Апологет должен, прежде всего, сам стремиться к непрерывному духовному преображению - через Таинства, молитву, чтение Евангелия. В себе мы несём нечто не от мира сего, нечто, дарованное нам Богом. Всё Православие посвящено тому, чтобы Дух, дарованный нам в крещении, в нас возрастал. И если так происходит, люди это чувствуют. Мы становимся не от мира сего и можем поделиться тем, что в нас есть.

Кроме того, апологету требуется умение провести сравнительный богословский анализ: вы должны знать не только свою веру, но и тараканы в голове у своего оппонента.


Сектанты - это люди искренние, они за свою веру реально готовы страдать, у них есть искреннее желание служить Богу, но идут они по ложному пути, и важно им это показать. Именно поэтому необходимо грамотное и - обязательно - уважительное общение с сектантом. Иначе он просто не захочет вас выслушать.

Понадобится узнать психологию сектанта, понять, почему он вошёл в секту. Это может быть, например, гордыня, когда человек хочет быть причастным к какой-то эзотерической тайне; или он не видел смысла жизни и обрёл его в секте; или же к сектантам его толкнула банальная лень, ведь так заманчива идея о том, что для достижения чего-то в жизни достаточно заняться магией и манипулированием.

С чего начинать беседы с сектантом? Первое - поставить диагноз: путём вопросов разобраться, во что верит человек, почему он считает ложь истиной и что ему это даёт. На этом этапе вы слушаете, не вступая в спор, а просто задаете вопросы, которые помогают вам глубже понять человека. Дальше - зондаж его мнения о Православии, почему он отвергает православную веру и что, по мнению собеседника, в Церкви надо изменить, чтобы он готов был стать православным.

Следующий шаг - найти точки соприкосновения. Помните: христианство надо оценивать по идеалам, которые оно предлагает, а не по людям, которые до этого идеала не дотягивают: человек побеждается идеалами, а не критиканством.

Важно не допустить разрыва отношений с человеком, который попал в секту, иначе вы сможете за него только молиться. Чтобы иметь шанс переубедить его, общаться со столь непростым собеседником нужно неукоснительно вежливо, сколь бы сложным ни был разговор. Сектанту должно быть с вами комфортно, а потому никогда не ведите себя свысока - разговор надо вести «на равных». Нельзя нападать на убеждения своего визави, или же он «закроется» и на этом ваша миссионерская работа закончится.

В беседе с человеком из секты не оперируйте терминами православного богословия - он или не знает о них, или понимает их превратно. Речь апологета должна быть доступной для тех, к кому он обращается. Точно формулируйте свои мысли. Если человек не понимает, о чём вы говорите, он просто от вас уйдёт.

При этом нет нужды изображать из себя всезнайку: не можете дать ответ на какой-то вопрос - признайтесь в этом. Скажите, что изучите тему к следующему разу. Сможете ответить на вопрос себе - сможете ответить и другим. Себе не ответите - и другим не сможете доказать. Что в Православии главное, а что второстепенно? Как в жизни человека проявится то, что Христос - Богочеловек? Для сектанта эти слова ни о чём, но важно, чтобы он понял, как это знание влияет на его жизнь. Поэтому читайте догматику, святых отцов. Не можете ещё на какой-то вопрос ответить - снова читайте.

Избегайте говорить одновременно с собеседником - надо слышать человека и слушать. Не пытайтесь говорить больше, чем он. Некоторые ошибочно считают, что миссионерство - в многословии. А оно - в умении слышать людей и отвечать на реальные вопросы.

Нужно избегать споров, ведь они ничего не доказывают, а лишь порождают вражду. Ваша задача - искать истину, а не пытаться что-то доказать. Никогда не требуйте, чтобы ваш собеседник соглашался, что он был в чём-то не прав.

В сектах людей соблазняют не откровенным злом, а красивой формой, обещанием хороших вещей, но мало кто может отличить ложь от истины.

Сталкиваясь с человеком, попавшим под влияние деструктивного культа, люди зачастую просто собирают информацию о сектах и скидывают ему полученные данные. Вот только действенность такой тактики обычно близка к нулю: во-первых, во многих сектах адептам делают «прививку» от убеждений подобного рода. Например, говорят: «Как гнали первых христиан, так будут гнать и вас». Поэтому не спешите «выдавать компромат», дождитесь момента, когда человек будет готов слушать имеющуюся информацию.

Во-вторых, люди самолюбивы, каждый считает себя самым умным. Поэтому нет смысла просто выдавать тезисы - лучше через систему наводящих вопросов предложите человеку подумать над темой. Плоды таких размышлений он будет воспринимать своими, а не чем-то навязанным извне. А вот готовый, «разжёванный» материал он не примет.

В третьих, важнее не то, что вы говорите, но как. Ведя беседу с сектантами, помните: никакой догматики. Говорите о жизни, о том, что людей волнует - счастье, радость, воспитание детей, семейная жизнь. У сектантов очень утилитарный подход.

Беседы с сектантами - дело очень ответственное, ведь если человека попытались вывести из секты и это сорвалось, то следующим, кто постарается это сделать, будет тяжелее, чем вам. В то же время важно понимать: может быть, Бог не хочет, чтобы человек вышел из секты через вас. Поэтому используйте простой подход - делай, что можешь, а дальше будь что будет.

Виталий Питанов - известный российский сектовед. В конце восьмидесятых годов увлекался духовными поисками, занимался неоиндуизмом и оккультизмом, был главным редактором оккультного журнала «Хранитель». В конце девяностых годов, разочаровавшись в оккультизме и неоиндуизме, порвал с ними. Принял христианство и стал членом Русской Православной Церкви. Вскоре получил благословение заниматься апологетической деятельностью. Несколько лет возглавлял программу «Прозрение» в отделе по делам молодёжи в Санкт-Петербургской епархии. Позже перешёл работать в Санкт-Петербургский православный институт религиоведения и церковных искусств. Автор ряда книг, статей и радиопередач, посвящённых современному сектантству и оккультизму. Бакалавр теологии. В настоящее время является сотрудником православного апологетического центра «Ставрос».

В основе публикации -
фрагменты доклада Виталия ПИТАНОВА
на обучающем семинаре «Миссия и милосердие»,
опубликованные белорусским православным
информационным порталом «Собор.by»

Что делать, если близкий человек или ваш ребенок попал в секту

Прежде всего сохраняйте спокойствие. Да, вашу семью постигло тяжкое испытание, но ничего непоправимого не произошло. Большая часть людей, попавших в секту, рано или поздно выходит из нее. Но то, как быстро ваш близкий уйдет из секты и в каком состоянии он будет, во многом зависит от вас и от других членов вашей семьи.

если ваш близкий попал в секту

В любом случае будьте готовы к достаточно долгосрочным усилиям. Если вашему близкому не удалось помочь в течение первых нескольких недель после первоначального знакомства с сектой, для его возвращения к внесектантской жизни потребуются усилия всей семьи в течение как минимум нескольких месяцев, а то и лет. Но для этого каждый должен хорошо знать, как ему следует себя вести.

После первоначального «распознавания» не пытайтесь разубеждать вашего близкого — это только еще больше испортит ваши отношения. Наверняка вы уже поняли, что попытки объяснить вашему близкому абсурдность вероучения секты и нелепость, а то и вред его поведения приводит только к скандалам и обострению отношений. Нужно знать, что тоталитарные секты, как правило, заинтересованы в разрыве нового адепта с его несектантским окружением: тогда вся информация, получаемая им, будет исходить от секты и весь круг общения будет исчерпываться ею же. Такое положение дел создает идеальные условия для контролирования сознания адепта. Для того, чтобы спровоцировать разрыв, сектантские «учителя» заранее объявляют, что домашние их новой жертвы, скажем, «одержимы диаволом» или слишком привязаны к «этому злому миру» и поэтому сделают все возможное для того, чтобы принудить новообращенного «сойти с пути спасения», покинуть новообретенную «истинную семью», «отказаться от «освобождающего знания» и пр. Таким образом, ваша эмоциональная реакция будет только на руку секте и послужит для вашего близкого еще одним подтверждением истинности его новой веры.

Но, с другой стороны, также ни в коем случае нельзя притворяться, что вы изменили свое мнение и вам, наконец, понравилась перемена, происшедшая с вашим близким: это либо укрепит его в приверженности секте, либо он обнаружит вашу ложь и окончательно утратит остатки доверия к вам. Обговорите с ним следующее условие: вы не критикуете его «организацию» (термин «секта», естественно, будет раздражать вашего близкого, так что лучше стараться его избегать), он не занимается дома пропагандой и не пытается втянуть других членов семьи. Однако вы можете мягко обращать внимание вашего близкого на явные противоречия в его поведении и высказываниях, в то же время не вынуждая его эти противоречия объяснять: ваша задача — отвлекать его от секты.

Чтобы выстроить стратегию поведения, нужно понять, что ваш близкий находится в психологической зависимости от группы, причем его собственная личность подавлена и заменена набором сектантских поведенческих, эмоциональных и мыслительных штампов. Ваша задача — сохранить хотя бы минимальный контакт с его подавленной подлинной личностью. Относитесь к нему с терпением и сочувствием, понимая, что у человека временное расстройство личности, но ни в коем случае не давайте ему денег — это то же самое, что давать деньги наркоману на наркотики: любые деньги, данные вами, все равно будут немедленно переданы секте.

Попытайтесь настроить себя на конструктивное решение проблемы, будьте спокойными и открытыми к диалогу. Показывайте всем своим поведением, что вы признаете за вашим близким право на поиск, на свой выбор, даже ошибочный, и что ваш близкий дорог вам сам по себе, независимо от его убеждений. Рассчитывайте больше на интонацию тепла, привязанности, чем на рациональное содержание бесед с вашим близким. Старайтесь в общении с ним возвращать его в те моменты прошлой жизни, когда он был счастлив. Вспоминайте радостные эпизоды вашей прежней жизни, когда вы ощущали себя единой семьей, когда вы вместе куда-то ездили, те дела, которыми вы занимались вместе, те планы и мечты, которыми вы делились друг с другом. Конечно, вы не должны это делать искусственно. Действуйте скорее интуитивно, будучи движимы любовью и состраданием. И всякий раз в случае удачи вы будете видеть, как подлинная, узнаваемая личность вашего близкого проступает сквозь незнакомого вам чужого «зомбированного» робота, в которого он превратился.

Такая тактика преследует две цели. Во-первых, оставить вашему близкому эмоциональную «нить Ариадны», по которой он в случае кризиса внутригрупповых отношений и переоценки своего участия в секте смог бы выбраться из ее психологического лабиринта. Во-вторых, он не будет воспринимать вас ни как врага, ни как объект для вербовки, что пригодится, если вам удастся устроить так называемую интервенцию. Имеется в виду сессия интенсивного «консультирования по выходу» из секты. Чтобы провести такую интервенцию, нужен, по крайней мере, один специалист-психолог, сведущий в сектоведении, знакомый с проблематикой психологического насилия и реформирования мышления, а также семейного консультирования. Дело в том, что, как правило, в тоталитарные секты вовлекаются люди, имеющие эмоциональные проблемы (а они могут возникать у каждого в периоды психологических стрессов). Таким образом, часто помощь пострадавшим начинается с выявления и устранения источника этих проблем, то есть с работы психолога.

Изучайте словарь «вашей» секты и её учение, чтобы хорошо понимать, о чем будет говорить ваш близкий. Налаживайте контакты с людьми, у которых то же несчастье, а также с бывшими членами тоталитарных сект, ответственными чиновниками, журналистами, сотрудниками правоохранительных органов, юристами. Кроме того, вам следует собирать всю возможную информацию о секте, но втайне от вашего близкого, чтобы его не раздражать. Копируйте и записывайте все, что можно, собирайте архив и библиотеку. Может быть, неплохо было бы вести дневник или хотя бы недельник. Вся информация, альтернативная сектантской, разом задействуется во время интервенции. Не следует выдавать критическую информацию по порциям — эффекта все равно не будет.

В идеале процесс по выходу из тоталитарной секты через внешнее воздействие подразумевает участие большого числа людей, во-первых психолога и обученных им родственников и близких члена тоталитарной секты, а также сектоведа — «специалиста по фактам» (может быть и психологом в одном лице) и бывших членов секты. Их задача — пробудить у сектанта критическое мышление и заново поставить его в ситуацию выбора, на этот раз информированного, а значит, свободного. Кроме того, родственники и близкие пострадавшего совместно с психологом должны помочь ему избавиться от эмоциональной зависимости от секты, дать ему истинные любовь и участие взамен сектантского суррогата. Затем подключается православный катехизатор, желательно священник, предлагающий (но не навязывающий) истинную религиозную и мировоззренческую альтернативу.

Большинство людей, покинувших тоталитарные секты, нуждается в психологической реабилитации. Дело в том, что по выходе из тоталитарной секты людям приходится решать те же самые эмоциональные проблемы (только запущенные), которые сделали их добычей сектантских вербовщиков. Более того, многие из них выходят с так называемым культовым посттравматическим расстройством личности. Таким образом, помочь им может только профессиональный психолог, сведущий в данной области.

Духовная реабилитация жертв тоталитарного сектантства включает в себя работу священника-духовника и эмоциональную поддержку общины верующих. Постепенно человек учится личному общению с Богом (возможность которого вне секты обычно отрицается ее лидерами) и приобщается к неисчерпаемому благодатному источнику церковного Предания. Хорошо, если вышедший из секты человек общается с другими бывшими сектантами и помогает специалистам в их усилиях по сокращению численности сект .

Нельзя забывать и о социальной реабилитации бывших членов тоталитарных сект, которые часто оказываются вне круга общения, без жилья и без работы, причем с утраченными навыками самостоятельной жизни. По существу, необходимо помочь человеку заново начать жить в обществе. Здесь иногда не обойтись без юриста и социального работника.

К сожалению, работающей и действительно хорошей программы по реабилитации жертв тоталитарных сект ни в России, ни в одном из государств бывшего СССР пока не существует. И все же обратитесь в ближайший к вам центр, занимающийся проблемами тоталитарных сект (список см. в конце материала О ЦЕНТРЕ). Там вам постараются помочь.

Не отчаивайтесь. Молитесь за вашего близкого, оказавшегося в секте. Пусть примером для вас будет святая праведная Моника, мать блаженного Августина, епископа Гиппонского. Этот православный святой, крупнейший богослов Запада, жил в V в. и до своего обращения в христианство в течение многих лет состоял в секте манихеев. Все эти годы мать не переставала за него молиться Богу, и молитва матери была услышана.

Много лет Правмир работает для вас и благодаря вам. Все тексты, фото и видео созданы только благодаря вашей поддержке. Вы создаёте материалы, которые помогают людям.

Как распознать секту и самому не стать сектантом

Книжки и брошюрки с яркими обложками, на которых, как слоган, слова: «Бог любит тебя. А что ты знаешь о Боге?»… Их можно обнаружить в поликлинике, в клубе, куда вы привели ребенка на занятия, в магазине на столике для упаковки продуктов, даже в собственном почтовом ящике… Улыбчивые молодые люди у метро раздают листовки, приглашающие на лекции, на которых вам откроется смысл жизни… А за углом вам предложат уже не тоненькую брошюрку, а увесистый том о йоге… Но может быть и так: к вам подойдут и просто спросят: «Вы счастливы? Хотите быть счастливым?» Сект и всевозможных религиозных общин сегодня в России действует множество. Как попадают в них люди? Что делать, если вас или ваших близких пытаются завлечь в секту или какую-то вроде бы по виду христианскую общину? Как вообще отличить, что вы имеете дело с адептом сомнительного учения? Об этом беседуем с сектоведом Романом Михайловичем Конем.

Мормонские проповедники

Мормонские проповедники

- С начала 1990-х годов, с момента вступления в силу законов о свободе вероисповеданий, в стране активизировалась деятельность различных сект и т.н. протестантских деноминаций. Они становились популярными у людей молодых, активных, занимающихся бизнесом… Скажите, пожалуйста, почему секты оказались так привлекательны?

- Однозначного ответа на вопрос, почему тот или иной человек стал членом какой-то секты, скорее всего не будет. Каждый случай всегда особенный. Но если говорить о начале 1990-х годов, то общие причины того, почему сектантство в то время привлекало людей, можно назвать.

Начало 1990-х годов - это время религиозного вакуума в бывшем Советском Союзе. Многие люди пребывали в поиске смысла своего бытия, искали Бога, и любого, кто с Библией в руках выступал с проповедью о Боге, они воспринимали чуть ли не как Самого Иисуса Христа или Его посланника. Религиозным поискам содействовали и внешние причины: разрушение привычного уклада жизни, свертывание социальных и медицинских программ, демонтаж коммунистической идеологии, бывшей мировоззренческим ориентиром для многих.

- Неужели все, кто последовал за новоявленными проповедниками, стали сектантами?

Сектантом человек становится не тогда, когда посещает собрания секты, а тогда, когда встречается с Истиной, но избирает заблуждение

- Если человек неверующий, или не имеющий религиозных знаний, или ищущий услышал сектантскую проповедь о Боге и увлекся ею, то он еще не стал сектантом. До того момента, пока Истина не открылась ему, говорить о человеке как о сектанте можно лишь формально, но настоящим сектантом он еще не является. Сектантом он станет тогда, когда встретится со свидетельством об Истине, но изберет заблуждение.

- Поясните, пожалуйста.

- Когда человек был обращен в баптизм, адвентизм, пятидесятничество, стал харизматом, иеговистом, кришнаитом, мормоном или последователем иной секты, то ему был навязан сектантский взгляд на Православие, представляющий нашу веру в искаженном виде. Сектанты говорили ему, что, например, православное почитание икон - это идолопоклонство, священство - это преграда между Богом и человеком. Но как только человек соприкоснулся с Православием и услышал, что сектантское понимание православного учения об иконах или священстве искажено и не соответствует тому, чему на самом деле учит Церковь, то он оказывается перед выбором: остаться верным сектантскому толкованию Православия или отвергнуть сектантские заблуждения и избрать истину.

Святые отцы отмечают упорство воли, сознательное противления истине, защиту лжи как отличительную особенность ереси и сектантства

Право выбора принадлежит разумной воле личности, но воля в нынешнем падшем состоянии удобопреклонна ко греху, поэтому возможны нерациональные поступки. Все святые отцы отмечают упорство воли, сознательное противления истине, защиту лжи как отличительную особенность ереси и сектантства.

Если у человека находится мужество признаться в своем заблуждении и принять истину, то он совершает решительный шаг и уходит из секты.

- А есть ли статистика, показывающая, сколько людей ушло из сект?

- Ответить на этот вопрос непросто, поскольку сквозной статистики о количестве сектантов нет. Можно говорить о динамике в пределах отдельных сект. Например, в период сектантского бума в России в 1992-1994 годах количество мунитов, имевших статус полноправных членов, составляло, по разным данным, от 2 до 6 тыс. человек. В те годы, чтобы стать полным членом этой секты, требовался испытательный срок продолжительностью в семь лет; следовательно, количество адептов, стремившихся к этой цели, было в несколько раз больше. В 2012 году, после смерти основателя секты Муна, в России насчитывалось, по данным самих мунитов, около 1 тыс. членов, однако не уточнялось, кто вошел в эту статистику.

Собрание московских мунитов. 1997 г.

Собрание московских мунитов. 1997 г.

Люди, ушедшие из сект, не всегда считают нужным заявлять об этом. Но часть из них сочла своим долгом публично заявить о своем уходе и стала вести борьбу с сектами, чтобы предостеречь других от сектантских заблуждений.

- А если отвлечься от ситуации 1990-х годов, которая все-таки была особой, почему люди попадают в секты в иные времена? И почему там остаются?

У врага рода человеческого задача одна - отвлечь человека от Христа и Его Церкви. А для этого годятся все приемы

- Существует мнение, что причины увлечения сектантством коренятся в социальных, политических условиях жизни и психологии самого человека. Если бы это было так и сектантство было бы естественным этапом развития человека и общества, то с исчезновением социально-политических проблем, психологических проблем оно бы тоже исчезло. На самом деле эти обстоятельства являются внешними факторами, способствующими появлению сект и попаданию в них людей. Не отрицая их влияния, надо сказать, что всё же главной причиной попадания в секты является выбор самого человека под влиянием неразумной ревности по спасению, гордости, тщеславия, стремления оправдать плотские похоти и страсти - и злая воля демонов, которые избирают тех, кто подвержен страстям, и через них начинают проповедовать лжеучения. Ведь у врага рода человеческого задача одна - отвлечь человека от Христа и Его Церкви. А для этого годятся все приемы.

Если человека сложно склонить к отречению от веры в Святую Троицу, то демоны способствуют появлению лжеучения, где есть вера в Троичного Бога, но нет Церкви. Для тех, кто хочет следовать евангельским нравственным заповедям и смущается догматом о Святой Троице, кому кажется, что это язычество - якобы три Бога, создается учение о едином Боге. Для тех, кто хочет, чтобы было учение о Троице, но еще желательно, чтобы христианин не выглядел маргиналом, а был человеком процветающим, есть харизматические секты. И они объяснят, почему человек должен быть здоровым и жить в достатке. Оказывается, распятый Господь Иисус Христос пригвоздил ко Кресту все немощи и страдания: бедность, нищету, болезни… И тот, кто считает себя христианином, просто изъят из-под действия бедности и прочих несчастий.

Есть целый ряд сект, где якобы совершается Евхаристия, вечеря Господня. При этом Евхаристия воспринимается лишь как воспоминание трапезы, которую совершил Христос со Своими учениками накануне Крестных страданий, но этот обряд ни благодати не сообщает, ни к спасению отношения не имеет.

- А каким людским страстям потакают секты?

- Всем. Например, в секте Виссариона в 1990-х годах распространялось учение о семье как союзе мужчины и женщины, основанном на взаимной любви. Одновременно с проповедью этого учения у Виссариона появилось много любовниц, и ему надо было как-то оправдать свой разврат. Тогда он стал учить, что любовь мужа к супруге - это эгоистическая любовь, а подлинная любовь должна распространяться на многих женщин, поэтому у мужчины должна быть не одна жена, а две, три…

Секта Виссариона

Секта Виссариона

Ничего нового в этом оправдании человеческих страстей нет. Апостол Павел в Послании к Римлянам говорит, что люди настолько отпали от Бога, что стали освящать и обожествлять свои страсти. И сегодня, если человек стремится оправдать какие-то свои страсти и немощи, он зачастую в сектах получает на них религиозную санкцию. Оправдываются черствость, самомнение, гордость, тщеславие, равнодушие и т.д.

- Какие социальные и психологические опасности таят в себе секты?

- Когда речь заходит об опасности, исходящей от сект, как правило, приводят факты деструктивного влияния на личность и общество вне какой-либо связи с учением сект. Считается, что секты опасны в силу деструктивности сложившейся в них психологической атмосферы. Однако ее корень - в вероучении сектантов.

Сектанты совершают преступления, но не все преступления, совершенные ими, являются специфически сектантскими. Иногда они совершают преступление не потому, что они кришнаиты, или сайентологи, или представители других сект, а в силу испорченной человеческой природы, подобно тем, кто исповедует другие религии.

Но есть целый ряд преступлений, которые совершают сектанты в силу того, что учение, которому они привержены, делает легитимными их антиобщественные и уголовные деяния.

- Приведите, пожалуйста, примеры.

- Кришнаиты учат о том, что эффективным средством избавления от кармы является преданное служение Кришне и тот, кто посвящает свою жизнь этому служению, может совершать любые действия, не ведущие к ухудшению кармы. Поэтому кришнаитам можно лгать, воровать, заниматься мошенничеством - но при одном условии: совершается это в состоянии преданного служения Кришне. Таким образом, уголовные деяния получают религиозное обоснование. Другой пример. У «Свидетелей Иеговы» имеется запрет на переливание крови. И если иеговист оказывается в ситуации, когда переливание крови необходимо для спасения жизни человека, то его отказ от этой процедуры - это фактически сознательное самоубийство. Но для представителя данной секты - это не самоубийство, а исполнение ложно понятого запрета на вкушение крови - то есть добродетель.

Кришнаиты и идол Свами Прабхупады

Кришнаиты и идол Свами Прабхупады

- А как мотивируется запрет на переливание крови?

- В Священном Писании есть запрет на употребление крови в пищу. Иеговисты толкуют его расширительно - как запрет на переливание крови, рассматривая эту процедуру как способ питания. Однако в нашем организме система пищеварения и система кровообращения не напрямую связаны между собой: кровь не участвует в процессе пищеварения.

Секты опасны тем, что легитимизируют уголовные, административные, антисоциальные деяния, наполняя их религиозным смыслом

Так что опасность сектантства, прежде всего, в том, что секты легитимизируют уголовные, административные, антисоциальные деяния, наполняя их религиозным смыслом. Таким образом, деструктивность сект определяется их учением. При этом следует учитывать, что секты, в которых еще не сложилось вероучение и многие положения прописаны нечетко, обладают теоретической возможностью для весьма широкого толкования вероучения, в том числе и для оправдания разного рода деяний.

- О чем нужно помнить нам, христианам, как, впрочем, и всем другим людям, чтобы не оказаться втянутыми в секты?

- Христианам в первую очередь нужно знать учение Церкви и проявлять трезвомыслие. Если христианин слышит проповедь, идущую вразрез с основополагающими постулатами его веры, то это должно сразу насторожить. Например, если кто-то утверждает, что Второе пришествие Христа состоялось в 1914 году, то знакомый с Евангелием сразу среагирует на это, мягко говоря, странное утверждение. В Евангелие четко сказано, что Второе пришествие Христа будет видимым всем и будет сопровождаться знамениями космического масштаба. В 1914 году подобного не наблюдалось. Если Виссарион утверждает, что он второй раз пришедший Христос, но под новым именем и в новом теле, то очевидно, что данное учение с евангельским не имеет ничего общего.

Во-вторых, чтобы не попасть под влияние сектантов, надо попытаться определить, представитель какого учения перед вами. Если вам предлагают пойти на курсы изучения Священного Писания, следует попросить предлагающего представиться. Если он не хочет четко обозначить свою религиозную принадлежность, значит, мы имеем дело с чем-то сомнительным. Следует помнить, что сектанты любят представляться и православным епископом, священником, иеромонахом, монахом…

- Даже так?

- Да, даже так. К примеру, известный ныне «бог Кузя» начинал свою деятельность в православной среде. Он явился на православный приход и представился монахом. Настоятель проявил неразборчивость и принял его как монаха, не потребовав от него никаких документов. Затем этот «монах» открылся настоятелю, что он якобы иеродиакон, затем - что он иеромонах, поставлен покойным митрополитом Питиримом, был пострижен в его домашней церкви, документов не сохранилось. Его допустили к совершению богослужений. Но в конце концов он был разоблачен и изгнан из православного прихода.

«бог Кузя»

«бог Кузя»

Приобретя некий опыт, он в Москве стал представляться уже епископом Романом. Но никого не смутило, что епископ без кафедры.

- На что важно обратить внимание, если человек, подошедший к вам, представился, сказал, из какой он религиозной организации?

Недавно образованные христианские группы с короткой историей должны вызвать у вас настороженность

- Что еще не любят сектанты?

- Они не любят, когда им задают критические вопросы, сравнивают их учение с православным.

- Люди доверчивы….

- Да, люди доверчивы. Но в первую очередь надо доверять Церкви, и как только человек не доверяет Церкви, он оказывается в опасности.

- А почему не доверяют Церкви, как вы думаете?

- Причины недоверия, как правило, субъективны. Кому-то не понравился священник в храме, в который он зашел. Кого-то обидели, что-то резкое сказали - такое случается. Но надо всегда отделять личное от учения Церкви. А если человек не доверяет Церкви, то это свидетельствует о его самомнении и гордости, а она ведет к прелести. Этой страстью пользуются демоны как эффективным средством нападения на человека. На ней же умело играют сектанты.

Нередко можно на улице услышать, как иеговисты или представители протестантских общин вербуют человека: «У нас не пьют, у нас крепкие семьи. У нас то хорошо, это хорошо - а у них, православных, всё плохо, плохо и плохо». Это типичный пример того, как пытаются эксплуатировать человеческое недовольство. И это недовольство может привести человека в секту. А атмосфера в секте многих сразу очаровывает, потому что к новичкам тотчас же проявляют внимание, их располагают к себе, о них заботятся. И человеку это, естественно, нравится, он начинает чаще и чаще ходить на собрания сектантской общины. Привыкает, и через какое-то время ему уже сложно расстаться с этой средой.

Роман Михайлович Конь

Роман Михайлович Конь

- К нам постучали в дверь и спросили: «Хотите ли вы знать о Боге?» Что мы должны ответить? Как поступить?

- Зависит от того, кто открывает дверь. Если это православные люди, то они должны сказать, что они знают истинное учение Боге. Они могут предложить пришедшим свое учение, чтобы и те приобщились к истине, которой владеет Церковь, или предложить посетить богословские курсы на приходе или пообщаться со священником.

Поинтересуйтесь у подошедших к вам, в чем заключаются основные положения их вероучения

Если дверь открывают люди нецерковные, малоцерковные или колеблющиеся, то, прежде всего, им надо поинтересоваться, кого представляют пришедшие. Если на просьбу представиться следует отказ, то перед ними однозначно сектанты. Если сектанты называют свою организацию, надо попытаться выяснить, в чем заключаются основные положения их вероучения, и спросить, чем они отличаются от учения Православной Церкви. Если пришедшие не смогут или не захотят этого сделать, это должно насторожить. Если людей не смущает сектантское учение, то они должны быть готовы понести все последствия своего выбора.

- В своем почтовом ящике мы обнаружили книжки явно сектантские: «Свидетелей Иеговы» или другой секты… Что мы с этим должны сделать?

- Выбросить в мусоропровод или сжечь. Поставить в известность приходского священника и катехизатора (миссионера) о том, что на территории прихода действуют сектанты, распространяют агитационные материалы. Желательно мобилизовать прихожан, чтобы в почтовых ящиках появлялась не только сектантская литература и жители дома, подъезда, улицы смогли узнать, что кроме сектантов существуют православные приходы, в которых их ждут и где для них проводятся занятия по изучению Священного Писания, по изучению библейской истории, где читаются лекции по богословию, на которых можно узнать о Боге и спасении.

Читайте также: