Исследование психических функций. Развитие психических функций

Обновлено: 15.05.2024

Высшие психические функции (ВПФ) - это специфические психические функции человека. К ним относят: память, внимание, мышление, восприятие, воображение и речь . Развитие психики человека происходит за счет всех этих функций. Речи отведена одна из самых важных ролей. Она является психологическим орудием. С помощью речи мы свободно выражаемся, осознаем свои поступки. Если человек страдает речевыми расстройствами, то он становится «рабом зрительного поля». К сожалению, на сегодняшний день всё больше и больше детей приходят в школу, имея серьёзные нарушения речи и письма.

Известный отечественный психолог, Л.С. Выготский, писал: «Высшая психическая функция появляется на сцене дважды: один раз как внешняя, интерпсихическая (т.е. функция, разделённая между ребёнком и взрослым), а второй - как внутренняя, интрапсихическая (т.е. функция, принадлежащая самому ребёнку)». Маленький ребёнок ещё не в состоянии длительно фокусировать внимание, помнить и правильно произносить названия некоторых предметов и т.д., поэтому роль взрослого в данный период - быть посредником между малышом и окружающим миром . Так, взрослый выступает в качестве основных психических функций ребёнка, напоминая ему названия явлений и предметов, концентрируя его внимание, развивая мышление и речь.

Затем, в процессе взросления ребёнок постепенно наследует общественный опыт и становится способным самостоятельно его использовать. Таким образом, с точки зрения Выготского, процесс развития - это процесс перехода от социального к индивидуальному.

Следует отметить, что процесс развития высших психических функций начинается задолго до прихода ребёнка в школу, ещё во младенческом возрасте. Маленькие дети учатся постоянно: в игре, на прогулке, наблюдая за родителями и т.д.

Тем не менее, существуют определённые фазы в развитии ребёнка, когда он особенно восприимчив к познанию и творчеству. Такие периоды в жизни малыша называются сензитивными (дословно «чувствительные»). Традиционно к этим периодам относят процесс развития ребёнка от 0 до 7 лет . В отечественной психологии и педагогике этот период считается наиболее продуктивным в плане усвоения малышом социального опыта и приобретения им новых знаний. На данном этапе закладывается фундамент не только поведенческой и эмоционально-волевой, но и познавательной сферы личности человека.

Итак, поговорим теперь об основных упражнениях и технологиях, которые можно использовать в развитии высших психических функций у детей дошкольного возраста.

Прежде чем перейти к основным упражнениям хочу отметить , следует понимать, что для гармоничного развития речи с ребёнком необходимо общаться. Разговаривая с ребёнком, старайтесь употреблять полное название явлений и предметов: не сокращайте их, не используйте в своей собственной речи «сленг», не искажайте звуки (к примеру, не «фотик», а «фотоаппарат»; не «магазик», а «магазин» и т.д.). Проговаривая слова чётко и полностью, вы обогащаете словарный запас ребёнка, правильно формируете звуковое произношение.Отличным упражнением для развития речи будет совместное чтение (особенно старых народных сказок), рассказывание стихов, поговорок, скороговорок.

Внимание бывает непроизвольным и произвольным . С непроизвольным вниманием человек рождается. Произвольное внимание - формируется из всех других психических функций. Оно связанно с речевой функцией.

Многие родители знакомы с понятием гиперактивность (оно состоит из таких компонентов как: невнимательность, гиперактивность, импульсивность).

  • Совершение в задании ошибок, вызванных невозможностью сосредоточиться на деталях;
  • Неспособность вслушиваться в обращенную речь;
  • Организовать свою деятельность;
  • Избегание нелюбимой работы, требующей усидчивости;
  • Потеря предметов, необходимых для выполнения заданий;
  • Забывчивость в повседневной деятельности;
  • Отвлекаемость на посторонние стимулы.

( из перечисленных ниже признаков минимум 6 должны сохраняться не менее 6 мес.)

  • Суетлив , не может сидеть спокойно;
  • Вскакивает с места без разрешения;
  • Бесцельно бегает, ерзает, карабкается в неадекватных для этого ситуациях;
  • Не может играть в тихие игры, отдыхать.

( из перечисленных ниже признаков минимум 4 должны сохраняться не менее 6 мес.)

  • Выкрикивает ответ, не дослушав вопрос;
  • Не может дождаться своей очереди на занятиях, в играх.

Важную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребёнка является сформированная мелкая мотрика .

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Мышление ребенка находится на кончиках его пальцев. Как это понимать? Исследованиями доказано, что развитие речи, мышления тесно связано с развитием мелкой моторики. Руки ребенка — это его глаза. Ведь ребенок мыслит чувствами — что ощущает, то и представляет. Руками можно сделать очень многое — играть, рисовать, обследовать, лепить, строить, обнимать и т. д. И чем лучше развита моторика, тем быстрее ребенок 3-4 лет адаптируется к окружающему его миру!

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.

Для развития мелкой моторики рук можно использовать разные игры и упражнения .

  1. Пальчиковые игры - это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.
  1. Оригами - конструирование из бумаги - это еще один способ развития мелкой моторики рук у ребенка, который к тому же, может стать еще и по-настоящему интересным семейным увлечением.
  1. Шнуровка - это следующий вид игрушек, развивающих моторику рук у детей.

4. Игры с песком, крупами, бусинками и другими сыпучими материалами - их можно нанизывать на тонкий шнурок или леску (макароны, бусины), пересыпать ладошками или перекладывать пальчиками из одной емкости в другую, насыпать в пластиковую бутылку с узким горлышком и т.д.

Кроме того, для развития мелкой моторики рук можно использовать:

  • ·игры с глиной, пластилином или тестом. Детские ручки усердно трудятся с такими материалами, выполняя с ними различные манипуляции - раскатывая, приминая, отщипывая, примазывая и т.д.
  • ·рисование карандашами. Именно карандаши, а не краски или фломастеры, «заставляют» мышцы руки напрягаться, прикладывать усилия для того, чтобы оставить на бумаге след - ребенок учиться регулировать силу нажима, для того, чтобы провести линию, той или иной толщины, раскраски.
  • мозаика, пазлы, конструктор - развивающий эффект этих игрушек тоже невозможно недооценить.
  • застёгивание пуговиц, «Волшебные замочки» - играют немаловажную роль для пальцев рук.

Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов: кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.

Глава 5. Формирование структурно-функциональной организации мозга как базиса развития ВПФ


Выше отмечалось, что психическое развитие в онтогенезе представ­ляет собой ряд качественных переходов от одной ступени развития к другой, где каждая предшествующая ступень является основой пос­ледующих ступеней или стадий развития.

Возникает вопрос, что представляют собой эти ступени развития, что выступает условием перехода от одной ступени развития к другой и каков механизм качественных изменений в работе функциональных систем?

Каждая ступень развития характеризуется определенным состояни­ем различных систем организма, тех или иных психических функций, то есть той или иной структурой и содержанием работы соответству­ющих функциональных систем. Изменения функциональных систем связаны с созреванием отдельных компонентов и перестройкой иерар­хии их взаимодействия при переходе на следующий этап возрастного развития.

В возрастной психологии и физиологии выделяют различные этапы, периоды онтогенеза, которые характеризуются определенной специфи­кой поведения, деятельности ребенка, функционирования его организ­ма и адаптационных задач, стоящих перед ним (Эльконин Д. Б., 1989; Аршавский И. А., 1975; Безруких М. М. и др., 2002; Психология раз­вития, 2005).

Существует много теорий периодизации, различающихся по крите­рию выделения основного содержания разных периодов развития. Та­ким образом, основной проблемой периодизации является проблема выбора и определения общепризнанного ведущего критерия, который определяет развитие.

В возрастной физиологии разработан ряд классификаций, осно­ванных на морфологических и антропологических признаках. К этим признакам относятся рост, смена зубов, масса тела и др., изменение которых отражает преобразование метаболизма, происходящего в ор­ганизме. Согласно международной классификации, выделяют:

В педиатрической практике, наряду с морфологическими, учитыва­ются и социальные критерии, которые предполагают наличие систе­мы обучения и воспитания:

  • младенческому возрасту (до 1 года) соответствует младший ясель­ный, или грудной;
  • раннему и первому детству (от 1 года до 7 лет) — старший ясель­ный, или преддошкольный и дошкольный;
  • второму детству — младший школьный;
  • подростковому — старший школьный возраст (Психология раз­вития, 2005).

И. А. Аршавский полагает, что основным и существенным критери­ем, который должен быть принят при делении онтогенеза на отдель­ные периоды, является способ взаимодействия организма с соответ­ствующими условиями среды в каждом из них, который определяется ведущей функцией в целостном функционировании организма. Поня­тие период соотносится с очерченным отрезком времени онтогенеза, в пределах которого особенности физиологических потребностей яв­ляются более или менее однозначными. В рамках периода могут быть выделены фазы, каждая из которых имеет свои особенности.

Переход от одного периода к другому представляет переломный этап индивидуального развития (другие термины — критический пе­риод, критическая стадия).

Каждый возрастной период характеризуется своими специфически­ми актами поведения, отражающими форму взаимодействия с опреде­ленными условиями среды. В основе осуществления специфических функций взаимодействия со средой в каждом возрастном периоде ле­жат свои доминантные механизмы. На переломном этапе происходит преобразование системы констелляций центральных звеньев, присущей предыдущему возрастному периоду, на новую, необходимую в последу­ющем возрастном периоде. Переломными этапами определяется диск­ретность непрерывного в своем течении процесса онтогенеза.

И. А. Аршавский исходит из «энергетического правила скелетных мышц», особенности функционирования которых определяют жизне­деятельность целого организма на всех его уровнях (ткани, органы). Специфика целостного функционирования организма определяется, таким образом, на основе двигательной деятельности ребенка.

В раннем постнатальном возрасте выделяются следующие периоды. За неопаталъным периодом (первые восемь дней) следует лактотрофный (до 5-6 месяцев), характеризующийся лактотрофной формой пи­тания, а также появлением первой антигравитационной реакции (удер­живание головки в вертикальном положении) до 2,5-3 месяцев и второй антигравитационной реакции (поза сидения) от 2,5-3 до 5-6 месяцев.

Следующий период лактотрофной формы питания с включением детского питания (от 6-7 до 11-12 месяцев) связан с реализацией третьей антигравитационной задачи (поза стояния) и переходом на смешанную пищу.

В течение этих периодов происходит изменение взаимодействия со средой за счет утраты ведущего значения такого критерия, как форма питания («задачей» которого было обеспечение роста и раз­вития), и появления нового критерия — преобразование деятельнос­ти скелетной мускулатуры, в результате чего преобразуется физио­логическое отправление органов, и организм начинает активно изменять свое отношение к среде.

После реализации позы стояния следует следующий возрастной пе­риод — преддошкольный, или ясельный (от 1 года до 2,5-3 лет). В этом возрасте происходит освоение локомоторных актов в окружающей сре­де (ходьба, бег). Ж. Пиаже рассматривает возраст от 0 до 2 лет как пери­од сенсомоторного интеллекта, в ходе которого формируются средства, позволяющие создавать схемы координации восприятия и движения.

От 2,5-3 до 7 лет длится следующий, дошкольный период. «Био­логическая и социальная» задача этого периода, помимо обеспечения дальнейшего роста и развития, состоит в обучении и подготовке к элементарным формам и навыкам социальной деятельности, кото­рые понадобятся в следующих возрастных периодах и которые приобретаются в разнообразных формах игровой деятельности. Физиоло­гическое значение игры заключается не только в развитии интеллекта, но и в увеличении нагрузки на скелетную мускулатуру. По Ж. Пиаже, возраст от 2 до 8 лет — это подпериод предоператорного интеллекта, входящий в период появления символической функции. С помощью символических средств субъект способен представить объекты в уме, схемы сенсомоторного уровня теперь представляются символически, их координация может осуществляться с помощью замещающей их символики — представлений. Начинает формироваться мышление.

С12-13 до 17-18 лет длится период старшего школьного возраста (подростковый, или период полового созревания), где происходит быстрое и бурное морфофизиологическое преобразование организ­ма. Возрасту 12-14 лет, по Ж. Пиаже, соответствует период становле­ния и достижения формальных операций, в ходе которого подросток научается действовать не только в окружающей реальной действи­тельности, но и в отношении мира абстрактных возможностей.

Следующие периоды онтогенеза — период стационарного состоя­ния (до 50-60 лет) и период инволюции (Аршавский И. А., 1975; Пиа­же Ж., 1994).

Д. А. Фарбер считает, что в основу периодизации должны быть по­ложены критерии, отражающие созревание центральных механизмов регуляции и контроля в ЦНС, которое позволяет формировать изби­рательные функциональные констелляции в соответствии с конкретной ситуацией и совершенствовать адаптацию к среде (Безруких М. М., Сонькин В. Д., Фарбер Д. А., 2002).

Л. С. Выготский рассматривал границы этапов психического разви­тия с точки зрения «кризисов», переломных периодов в жизни ребен­ка (кризис новорожденности, одного года, трех, семи, тринадцати лет), во время которых происходят основные, значимые перестройки, от­крывающие путь качественно новым этапам развития. Он полагал, что критерием периодизации должен быть объективный признак, который легко может определяться, как, например, смена зубов.

Д. Б. Эльконин разработал теорию периодизации психического раз­вития детей, основанную на категории «ведущая деятельность», в ко­торой выделяет периоды, характеризующиеся разными видами веду­щей деятельности.

Младенчество (0-1 год) — непосредственно-эмоциональное общение со взрослым.

Раннее детство (1-3 года) — предметная, манинулятивная деятельность (усвоение общественно выработанных способов действия с предметами).

Дошкольный возраст (3-7 лет) — игровая и продуктивная деятельность.

Младший школьный возраст (7-10 лет) — учебная деятельность.

Затем наступает время подросткового возраста и юности, когда наиболее значимым становится поиск новых видов занятий вместе со сверстниками и, наконец, социальная активность, направленная на поиск перспективы жизненного пути.

Ведущей деятельностью ребенка в младенчестве (0-1 год) являет­ся непосредственно-эмоциональное общение со взрослым.

В раннем детстве (1-3 года) ведущей становится предметная, манипулятивная деятельность (усвоение общественно выработанных способов действия с предметами). Ребенок научается ориентировать­ся на постоянное значение предметов, закрепленное в человеческой деятельности. В составе предметной деятельности наиболее важное значение приобретает появление первых целеполаганий и собственно орудийных действий.

Ранний возраст является сенситивным для овладения речью, в это время наиболее эффективно происходит усвоение речи. К концу 2-го года ребенок употребляет около 300 слов, к концу 3-го — 1500 слов. С 2 до 3 лет речь приобретает связный характер.

Показ взрослым предметных действий вместе с речевыми указани­ями ставит ребенка и взрослого в ситуацию общения.

В 3 года происходит смена ведущей деятельности и переход в сле­дующий возрастной период — дошкольный возраст. Предметная дея­тельность сменяется ведущей игровой и продуктивной деятельностью. В ходе игры идет воспроизводство системы взрослых, социальных от­ношений, в продуктивной — овладение рисованием, лепкой, констру­ированием.

Новые задачи, стоящие перед ребенком, приводят к совершенство­ванию работы анализаторных систем. Так, в дошкольном возрасте от­мечается значительное снижение порогов зрительной, слуховой, кож­ной и двигательной чувствительности. Возрастают острота зрения, тонкость различения цветов и их оттенков, развиваются фонематичес­кий и неречевой слух.

Развитие восприятия стимулируется усвоением детьми сенсорных эталонов, служащих своеобразной меркой, позволяющей оценить особенности обследуемых объектов.

На следующем этапе развития ведущей становится учебная деятель­ность детей, наступающая в возрасте 7 лет и длящаяся до 10 лет (млад­ший школьный возраст). Основное новообразование этого возраста — появление отвлеченного словесно-логического и рассуждающего мышления, что перестраивает другие познавательные процессы, а так­же умение произвольно регулировать свое поведение и управлять им.

В подростковом возрасте и юности на первый план выступают об­щение и совместная деятельность со сверстниками.

На каждом из перечисленных этапов развития ребенок является объектом социального воздействия. Предмет, с которым взаимодей­ствует ребенок, также социален по своим функциям и происхожде­нию, а человек, с которым он общается, является носителем опреде­ленных способов употребления предметов и определенных смыслов человеческой деятельности. При этом сенситивностъ воздействия на ребенка на каждом этапе определяется возрастными возможностями его мозга, а содержание деятельности ребенка на каждом этапе раз­вития — сформированностью и ролью тех или иных психических функций (Эльконин Д. Б., 1989).

Таким образом, исследования психологов (Л. С. Выготский, А. Н. Ле­онтьев, Д. Б. Эльконин) и физиологов (И. А. Аршавский, Д. А. Фар­бер) позволили на основе выделения его содержания ввести новую единицу анализа детского развития — возрастной период. В особенно­стях возрастного периода отражены преобразования, которые харак­терны для большинства представителей определенной культуры при сравнительно одинаковых социальных условиях.

С точки зрения отдельной функциональной системы, возрастной период — это период стационарного ее существования в виде устой­чивого сочетания созревших и созревающих компонентов и связей между ними. Созревшие компоненты выполняют ведущую роль в иерархии их взаимодействия. Нейрофизиологическое содержание периода в отношении структуры функциональной системы — даль­нейшее созревание включенных в нее компонентов и связей между ними.

Такое же устойчивое состояние в рамках возрастного периода ха­рактеризует и взаимодействие разных функциональных систем при ведущей роли той из них, которая соответствует наиболее активно формирующейся в данный период психической функции. Тот или иной тип иерархического сочетания функциональных систем опре­деляет возможности деятельности ребенка в рассматриваемый воз­растной период.

Средовый фактор при этом обеспечивает более быстрое формиро­вание тех или иных звеньев функциональных систем, подготавливая основу для очередной смены иерархии во внутри- и межфункциональ­ных отношениях.

Исследование психических функций. Развитие психических функций

Специалист приемной комиссии свяжется с Вами
в ближайшее время в рабочие часы с Пн-Вс с 9:00-21:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Алёна
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

В период дошкольного детства (от 3 до 7 лет) перед ребёнком открывается мир человеческих отношений, появляются различные виды детской деятельности.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

В период дошкольного детства (от 3 до 7 лет) перед ребёнком открывается мир человеческих отношений, появляются различные виды детской деятельности. Он стремится включиться во взрослую жизнь, проявляя свою самостоятельность. Дошкольное детство - это период творчества, познания человеческих отношений и первоначального становления личности, а также активного развития психических функций.

Как развиваются психические функции у детей от 3 до 7 лет?

Память

Л. С. Выготский отмечал, что память в этом периоде проходит длительный путь своего становления и становится доминирующей функцией в развитии. Именно в этом периоде ребёнок легко запоминает самый различный материал. Однако, память имеет свои специфические особенности: она непроизвольна. Ребёнок не ставит перед собой задачу, что-либо запомнить, а затем вспомнить. Если события, факты, образы, действия для него интересны и вызывают положительные эмоции, он запоминает их непроизвольно.

Между 4 и 5 годами начинает формироваться произвольная память. Сознательное запоминание и припоминание появляется эпизодически. Более трудный материал для запоминания ребёнок может воспроизвести в процессе игры. Например, если вы дадите ребёнку список названий овощей и предложите запомнить, для него это будет сложно. А если вы задание превратите в игру (ребёнок продаёт в магазине овощи), то он быстро воспроизведёт предложенный список названий.

В 3 - 4 года у ребёнка формируются первые детские воспоминания. С развитием памяти в этом периоде связано появление устойчивых образных представлений, а также способности к рассуждению (ассоциациям, обобщениям и др.).

Сложный и долгий процесс овладения речью подходит к концу. К 7 годам язык становится средством общения и мышления и сознательного изучения, т.к. начинается процесс подготовки к школе, а значит начинается первое обучение чтению и письму. Активно развивается звуковая сторона речи. Дети начинают осознавать особенности своего произношения, и к 7 годам завершается процесс фонематического развития. Растёт словарный состав речи: к 6 годам дети активно используют до 3000 слов.

Развивается грамматический строй речи, начинают усваиваться закономерности морфологического (строение слова) и синтаксического (построение фразы) порядка. К 7 годам появляется контекстная речь (содержание раскрывается в самом контексте). Ребёнок уже способен пересказать сказку или рассказ, описать рисунок, передать свои впечатления об увиденном.

Мышление

В этом периоде происходит переход от наглядно-действенного, к наглядно-образному мышлению, а затем и к словесному. Но основным видом всё-таки является наглядно-образное мышление. Он мыслит образно, но ещё не приобретена взрослая логика рассуждений. Дети могут правильно рассуждать, опираясь на свою детскую логику и решать поставленные задачи. Но правильность ответа на поставленную задачу зависит от понимания самого вопроса. А. В. Запорожец утверждал, чтобы добиться понимания и правильного решения вопроса, ребёнок должен сделать выводы на основе своего опыта. Для этого нужно организовать правильно организовать сами действия ребёнка. Например, он расспрашивал дошкольников о малоизвестных им физических действиях, в частности, почему одни предметы тонут, а другие нет. Вначале ответы вызывали смех. Потом он предложил бросить в воду разные вещи (лёгкие и тяжёлые). После нескольких опытов и наблюдений, дети стали рассуждать последовательно и логично и давать правильные ответы.

Следовательно, если детям создать необходимые условия, интересные и доступные для их понимания, они смогут логически правильно рассуждать.

С 3 до 7 лет дети осваивают новые понятия, хотя они остаются пока на житейском уровне, т.е. то, что вкладывают в понятия взрослые. Например, пятилетний ребёнок уже понимает, что такое «живое и неживое существо». Они активно их используют и оперируют ими в уме.

Восприятие

Опираясь на прошлый опыт, восприятие у детей дошкольного возраста становится многоплановым, оно включает самые разные связи воспринимаемого объекта с окружающими предметами и явлениями. Постепенно развивается апперцепция (влияние на восприятие собственного опыта) и с возрастом её роль постоянно повышается. Вследствие этого восприятие становится осмысленным, анализирующим и целенаправленным. В нём выделяются произвольные действия - наблюдение, рассматривание, поиск.

На развитие восприятия большое влияние оказывает речь, ребёнок начинает использовать названия признаков, качеств, состояний разных объектов и отношений между ними. Называя свойства предметов, он выделяет для себя эти свойства; называя предметы, он отделяет их от других; определяя их состояния, связи или действия, он видит и понимает реальные отношения между ними.

Специально организованное восприятие способствует лучшему пониманию явлений. Например, если родители перед показом картины объяснят доступно ребёнку, что изображено, поясняя и рассматривая детали изображённого, то это облегчит детское восприятие.

Вывод

У детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) активно развивается речь: её звуковая сторона, растёт словарный запас, развивается грамматический строй, осваиваются ребёнком все формы устной речи, присущие взрослым. Этот возраст наиболее благоприятен для развития памяти, начинает формироваться произвольная память. Восприятие утрачивает первоначальный аффективный характер и становится многоплановым. Мышление переходит от наглядно-действенного к наглядно-образному, а затем к словесному. Это период особо важен для развития психических функций, поэтому родители должны сделать всё возможное для создания благоприятных условий для развития ребёнка.

Детская нейропсихология - одна из ветвей классической психологии.

Детская нейропсихология - одна из ветвей классической психологии. Нейропсихология детей исследует, как формируются, развиваются психические функции ребятни. Изучение развития психики малышей происходит при сопоставлении патологии и нормального развития.

Родители, педагоги, специалисты по детской психологии бьют тревогу! Увеличивается число малышей, у которых возникают большие проблемы не только с обучением, но и с социализацией в обществе. Согласно статистическим данным, уже не один год наблюдается неуклонный численный рост детишек с проблемами развития. Максимальная часть этих проблем своим появлением обязана нарушению нормального функционирования центральной нервной системы.

Немалая часть проблем из-за этих нарушений берет свое начало в перинатальный период, при самих родах. Сбой в работе центральной нервной системы возможен также в результате появления патологии развития грудничка в первые три месяца его жизни.

Ранняя диагностика нарушений нейропсихологического развития крохи способствует более значимой по своему воздействию коррекции проблемы.

Что такое детская нейропсихология

Сама нейропсихология как наука создана сравнительно недавно. Особенность этой науки - исследование совокупности психических процессов с точки зрения их мозговой организации. Нейропсихология детского возраста своей целью ставит изучение созревания, становления мозговой организации ребенка в течение его личного индивидуального развития.

Понимание и знание того, как и какие зоны головного мозга функционируют - при решении малышом математических задач или когда ребенок пишет сочинение, запоминает полученную информацию - все это относится к подходу нейропсихологии по исследованию, изучению психического состояния детей. Нередко поведение ребенка, например, его гиперактивность или агрессивность, может свидетельствовать о проблеме в деятельности конкретного блока головного мозга. Именно эти проблемы пытается изучать нейропсихология.

Любое повреждение нервной системы крохи может вызвать проблемы в его мозговой деятельности, затормозить рост ребенка. Непоседа просто не успевает за своими возрастными требованиями: очень поздно начинает ползать, ходить, испытывает трудности с освоением речи. Не может освоить простейшие правила поведения, не умеет общаться, находить контакт с другими детьми и взрослыми.

Функциональность головного мозга

Детский мозг отличается от взрослого пластичностью нервной системы, умением приспосабливаться. Мозговые связи детского мозга также более пластичны. Мозг ребенка подвержен внешнему влиянию, нередко вредному воздействию внешних факторов окружающей среды.

Нейропсихология детского возраста разработала совокупность мер и средств, позволяющих на ранней стадии развития ребенка определять аномальность развития, его причины. Специалисты предлагают способы, направленные на своевременную профилактику психологической коррекции детских проблем.

Детская нейропсихология занимается психическими патологическими нарушениями внимания, поведения, мышления, а также речи. Нередко подобные нарушения приводят к расстройству психики малыша. Неусидчивость крохи, асоциальное поведение, трудности с усвоением учебного материала приводят к серьезным психологическим комплексам. Ребенок, наслушавшись замечаний от родителей, педагогов, буквально «ставит на себе крест».

Направления нейропсихологии

Патологии, изучаемые нейропсихологией

Огромное воздействие на формирование личности в психоэмоциональном и интеллектуальном плане оказывают подкорковые структуры головного мозга, что доказано современными исследованиями нейропсихологии. Подкорковые образования - это первый функциональный блок головного мозга, обеспечивающего энергетику психической активности. Именно в двигательной сфере, а также в сенсорной, особенно заметны нарушения и патологии психических процессов.

Если у малыша есть функциональная недостаточность подкорковых образований, то такой ребенок будет очень быстро уставать от любого вида деятельности. Малыш почти ничего не запоминает, быстро забывает, не может надолго сосредоточиться на каком-либо предмете или действии. У крохи наблюдается и нарушение мышечного тонуса.

Детская нейропсихология исследует и корректирует следующие нарушения:

  • Проблемы поведения ребенка. Трудности с усвоением учебного материала свидетельствуют о возрастном отставании малыша от сверстников.
  • Тревожность, страхи.
  • Заикание, тики.
  • Эмоциональная неустойчивость поведения.
  • Органический аутизм.
  • Гиперактивность.

Обычно родители с такими проблемами сначала обращаются к педиатрам, которые и направляют малышей на консультации к психоневрологам. Только специалист в нейропсихологии способен точно поставить диагноз, разработать и осуществить коррекционные методы нейропсихологии.

Родителям стоит обратить внимание на тревожащие их явления в развитии подрастающего поколения, немедленно обратиться за помощью к специалисту, если у вашего чада существуют:

Задачи нейропсихологии

  • Моторная неловкость - кроха плохо координирует свои движения, постоянно падает, спотыкается.
  • Недоразвитие моторики. Тонус мышц может быть повышенным или пониженным.
  • Ребенок испытывает трудности в изучении счета, письме, навыки чтения даются с большим трудом.
  • Гиперактивность или вялость в поведении малыша.

Первым делом необходимо провести правильную психодиагностику малыша, имеющего проблемы психического развития. Именно на основании диагностики специалист примет решение о том, какие мероприятия по коррекции патологии психического развития необходимо применять.

Обследование детей у нейропсихологов, как правило, проводится с 5 летнего возраста. До 5 лет психологи проводят наблюдение по соответствию возрастных особенностей детей. Но недостаток специализированных знаний нейропсихологии не позволяет психологам и педиатрам правильно диагностировать причины нарушения психического развития у малышей.

Методы нейропсихологии

Так, при плохой успеваемости в школе, психолог может поставить диагноз «недостаток внимательности». Однако подобное нарушение развития может иметь разные причины, соответственно, будет нуждаться в разных методах психологической коррекции. Причиной невнимательности может быть высокая истощаемость организма или внимание бывает неподвластно крохе.

Если в первом случае налицо недостаток энергетической подпитки, за которую отвечают глубинные структуры мозга, то в случаях, когда ребенок не может контролировать свое внимание, возможно, имеют место нарушения в лобной структуре мозга. Лечение и коррекция во внешне одинаковой ситуации после обследования будут отличаться.

Нейропсихологические синдромы

Знание о том, какие симптомы соответствуют нейропсихологическим синдромам, поможет родителям вовремя обратиться за помощью к специалистам.

Дисгенетический синдром рассматривает дисфункции подкорковых, а также стволовых образований. Обычно делят детишек по типам нарушения на стволовых и подкорковых детей.

Стволовых детей, у которых были затронуты не только подкорка, но и ствол, характеризует сбой в работе эндокринной системы организма. У этих малышей диагностируется диатез, понижен иммунитет. Очень часто наблюдаются проблемы со сном. У малышей нередко диагностируются энурез, а также энкопрез.

Развитие такого ребенка с самого рождения проходит дисгармонично. Наблюдается нарушение мелкой, крупной моторики. Ребятня испытывает трудности, обучаясь разговаривать. Обучение происходит в коррекционных школах и воспитательных классах. Психология изучает данный клинический случай, к сожалению, он практически не поддается никакой форме коррекции

Подкорковые малыши не так пострадали в интеллектуальном плане. Подкорка достаточно быстро реагирует на нарушения нервной системы, создает новые связи, которые компенсируют указанные нарушения. Подкорковые дети говорят очень много и чисто, у них нет трудностей при произношении сложных слов.

Ребенок собирает пирамидку

У подкорковых малышей сбой корректируются за счет создания лобных долей. Маленький человечек подключает лобный контроль, что позволяет ему компенсировать недостатки психического развития. У них часто бывают головные боли, характерна быстрая утомляемость.

Нарушена крупная моторика, что характеризуется неуклюжестью в движениях, у крохи слабый вестибулярный аппарат. Низкая работоспособность, неумение сосредотачиваться на одном предмете или действии. Очень плохая память. Внимание постоянно рассеяно. Характерен неразборчивый почерк. Коррекционная деятельность дает хорошие результаты.

Синдром нарушения функциональности височных отделов

При данном синдроме повреждена слухоречевая память. Нарушается порядок слов, слова заменяются. У крохи путаются близкие по звучанию звуки. Маленький человечек может путать гласные при письме.

Недостаточность затылочных отделов. В этом случае ярко проявляется зеркальность, кроха не различает пространственные факторы. Нарушена функция ориентирования в пространстве. Путает понятия лево — право. При написании слов не выдерживает строчку письма.

Недостаточность лобных отделов - упрощаются все программы. Школьник не дописывает слова, предлоги. Не может запомнить простейшие правила. Очень скудный словарный запас, речь бедна, маловыразительна. Построение фраз примитивно: «я поел», «я играю». Ребенок выражает свои мысли односложными предложениями.

Применение нейропсихологической коррекции

Коррекция патологий психического развития подразделяется на два вида:

Значение нейропсихологии

Сенсорика, восприятие, моторика, а также возможность сознательно управлять этими функциями являются базовыми в развитии ребенка. Нарушение любой из этих функций приводит к плохой координации, недоразвитости моторики, кроха не может правильно освоить речь. Данный вид коррекции осуществляется через игры, двигательные упражнения.

При данном виде коррекции в отделы спинного или головного мозга адресно вводятся лекарственные препараты, необходимые для исправления нарушений психической системы. Все препараты вводятся только микроскопическими дозами, чтобы не повредить малышу. Коррекция может производиться и с помощью специализированного фармакологического массажа.

При сенсомоторной коррекции ребенок в процессе игры возвращается в раннее детство, когда и формируются основные функции развития крохи. Через игры воссоздается система движения, присущая с раннего возраста, различные виды восприятия, компенсируя нарушения развития. Через движения происходит воздействие на мозг, а тот, в свою очередь, начинает оказывать влияние на движения ребенка.

Хмурый ребенок

Основная цель коррекции - восстановление баланса двух основных функций развития - двигательной и сенсорной, а также дальнейшее гармоничное развитие этих функциональных сфер. Эти базовые функции при их восстановлении и корректировке станут основой для дальнейшего развития ребенка.

Все методы нейропсихологии направлены на стимуляцию развития разнообразных структур мозга, воссоздание скоординированной деятельности всех функций. Для коррекции патологий, таких как аутизм, гиперактивность и других нарушений развития, разработано много методик, использующих разнообразные игры, а также двигательные упражнения.

У детей воссоздается пространственное, зрительное, слуховое восприятие окружающей действительности. Восстанавливается контроль над психической деятельностью. Занятия с нейропсихологом или выполнение рекомендуемых им упражнений дома, помогают возобновлению функционирования нарушенных психических функций.

При диагностируемых патологиях развития ребенка огромное значение имеет квалификация специалиста, его личность. При работе важно установить контакт с ребенком, добиться его доверия. Тогда методы коррекции будут осуществлять свое воздействие самым оптимальным способом.

Мозг

Родители должны заниматься с чадом в соответствии с рекомендациями нейропсихолога, чтобы оптимально помочь крохе компенсировать диагностируемые нарушения психического состояния. Совместные занятия с малышом восстанавливают его доверие к родителям, маленький человечек более открыт к воздействию нейропсихолога.

Принципы коррекции

Прежде чем приступить к коррекционной программе, специалисты проводят исследование развития малыша, определяют, какой раздел мозга получил повреждения, как развивается психический процесс. Нейрохирурги при обследовании детей используют следующие методы:

  • Обстоятельная беседа с родителями. Когда были замечены странности поведения чада, как они проявлялись? Выясняется мнение родных людей о том, что могло быть причиной нарушения. Этот разговор помогает установить, какие взаимоотношения в семье, желание родителей помочь своему ребенку.
  • Сбор всех доступных данных о малыше. Сюда входят медицинские обследования у педиатров, мнения воспитателей, педагогов. Их характеристика ребенка, его успеваемость в школе. Для получения более полной информации используются специальные вопросники.
  • Тестирование ребенка. Специалист наблюдает за поведением маленького человечка в естественных условиях, например, дома, а также проводит специальные тесты, позволяющие оценить уровень проблем малыша.

Мама с ребенком на приеме у психолога

Для восстановления нарушенных функций, организация коррекционной работы придерживается следующих принципов:

  • Неоднократная повторяемость различных действий по закреплению двигательной, сенсорной функции, а также предлагаемой психологом программы действий.
  • Программированность обучения. Вместе с взрослым малыш заново учится переходить к самостоятельным действиям. Упражнения изучаются по принципу от более простых к более сложным заданиям.
  • Коррекция опирается на сохраненные формы деятельности.
  • Предметная деятельность является одним из опорных принципов коррекции.

Заключение

Чтобы дети с нарушениями психологического развития могла вести нормальный образ жизни, необходимо много и тщательно работать не только специалистам, но и родителям.

Полученные при рождении травмы, перенесенные в раннем детстве заболевания, должны вызывать больше внимания к малышу. Необходимо поддерживать чадо, заниматься с ним, прививать ему уверенность в своих силах.

19.2.2. Клиническая диагностика

Следует выделить некоторые закономерности проявления нейропсихологических симптомов и синдромов при ранних очаговых органи­ческих поражениях головного мозга, которые необходимо учитывать при нейропсихологической диагностике.

Спецификой проявления опухолей мозга в детском возрасте явля­ется то, что они, по сравнению с размерами таких же опухолей у взрос­лого, характеризуются непропорционально большим размером по от­ношению к объему и весу мозга ребенка. Опухоль занимает большую территорию и может охватывать две или три смежные доли. В связи с этим оценку локализации приходится соотносить либо с исходным местом роста опухоли, либо с зоной ее преимущественной локализа­ции.

Клинико-психологические проявления очаговых поражений голов­ного мозга у детей младше 10 лет, особенно в дошкольном возрасте, слабо выражены, а нередко вообще могут отсутствовать. В раннем воз­расте встречаются случаи, когда даже довольно обширные поврежде­ния мозга не вызывают серьезной дезорганизации поведения и не со­провождаются выраженной неврологической симптоматикой.

Возникающие нарушения психической деятельности обычно в срав­нительно короткие сроки подвергаются обратному развитию. В наи­большей мере это характерно для острых повреждений головного мозга, например, при черепно-мозговой травме. При хронической органической патологии мозга компенсаторные перестройки реализу­ются значительно слабее (например, при нейроинфекциях).

Локализация мозгового повреждения влияет на выраженность клинических проявлений у детей. При поражениях коры и левополушарных структур (у праворуких) она меньше, а при поражении субкор­тикальных и правополушарных структур значительно выше. В послед­них случаях симптоматика нарушений в значительной степени схожа с той, которая наблюдается у взрослых.

Различия в симптоматике, возникающие между детьми и взрослы­ми, меняются с возрастом и по-разному проявляются при поражениях левого и правого полушарий. В случае левого полушария с уменьше­нием возраста ребенка симптоматика становится менее выраженной и нетипичной. В случае правого полушария — симптоматика проявляется тем грубее, чем младше ребенок.

Наличие резидуальных проявлений повреждения головного мозга (в первую очередь наиболее поздно созревающих, ассоциативных от­делов) у детей может приводить к отставленному эффекту в проявле­нии расстройств психических функций. Они возникают в полной мере в том возрасте, когда у здоровых детей эти зоны мозга начинают ак­тивно включаться в работу (обычно в школьном возрасте).

Перечисленные закономерности выпадения и восстановления це­ребральных функций в детском возрасте вносят определенную специ­фику в нейропсихологическую диагностику и трактовку полученных данных. При острых мозговых повреждениях (кровоизлияния, опухо­ли, травмы) вышеописанный атипизм выражен слабее и позволяет опираться на те принципы и закономерности, которые выявлены экс­периментально на взрослых больных (Вассерман Л. И. и др., 1997; Се­менович А. В., 2003; Симерницкая Э, Г., 1985).

19.2.3. Нейропсихологическая диагностика индивидуальных различий психического развития детей

Этот вид диагностики связан с выявлением индивидуальных особен­ностей психического развития детей, обусловленных индивидуальной спецификой их мозговой организации, и направлен на получение дан­ных, позволяющих осуществлять индивидуальный подход к ребенку в процессе обучения.

В этом случае на первый план выступают такие методы обследова­ния, которые ориентированы на выявление многофакторного состава синдромов (метасиндромов), характеризующих степень сформированности психических функций и степень зрелости их мозговой осно­вы. Это позволяет оценить:

  • степень сформированности психических функций ребенка и про­вести анализ вклада различных отделов мозга в текущее состоя­ние психических функций;
  • динамику формирования психических функций и провести ана­лиз более активного или менее активного участия различных от­делов мозга в обеспечении психических функций на конкретном этапе возрастного развития.

Знание роли разных мозговых структур в психических процессах дает возможность проводить анализ интегративной работы всего моз­га в целом в разные возрастные периоды.

При диагностике индивидуальных особенностей психического раз­вития ошибки, допускаемые ребенком при выполнении заданий, оце­ниваются как симптомы несформированности, указывающие на фун­кциональную незрелость тех или иных отделов мозга. Сопоставление этих симптомов с аналогичными у взрослых, возникающими при поражении мозга, позволяют провести качественную оценку, то есть определить связь между несформированным звеном психической функ­ции и соответствующим отделом мозга.

Количественная оценка проводится при сопоставлении результатов обследования с возрастной нормой, позволяет выяснить степень вы­раженности симптома по сравнению с нормой и сделать вывод о нали­чии или отсутствии отставания в формировании различных звеньев психических функций и созревании соответствующих зон мозга.

19.2.4. Методики нейропсихологического обследования детей

В отечественной нейропсихологии разработан ряд методик нейропси­хологического обследования детей. По своей методологической направленности они основываются на принципах системной динамической локализации А.Р. Лаурия и представляют собой те или иные модификации либо всей “Схемы нейропсихологичского обследования высших психических функций”, либо отдельных заданий.

Модификации, как правило, были связаны с необходимостью учета детского возраста.

Существует ряд требований к методикам, используемым в работе с детьми. В частности:

  • в них должна учитываться возрастная доступность процедуры тестирования. В каждом конкретном случае набор заданий, предъявляемых ребенку, должен соответствовать его “умственному возрасту”, а их выполнение в минимальной степени зависеть от интеллектуальных возможностей ребенка;
  • задания, включаемые в обследование, должны охватывать основные категории высших психических функций, но при этом продолжительность обследования должна быть краткой, доступной ребенку;
  • необходимо наличие возрастных нормативов выполнения заданий.

А.Н. Корнев (1997) отмечает, что при подборе методик следует соблюдать следующее правило: нужно использовать такие задания, которые доступны для выполнения не менее чем 75% детей предыдущей (по отношению к “умственному возрасту” обследуемого) возрастной группы. Например, если с заданием справляются 75% детей 6 лет, то использовать его уместно применительно к детям 7 лет и старше.

Отечественные методики нейропсихологического обследования детей можно разделить на две основные группы:

1) методики общего нейропсихологического обследования;

2) методики экспресс-диагностики.

Методики общего нейропсихологического обследования включают задания, направленные на анализ состояния разных психических функций, и адаптированы к детскому возрасту. Разные варианты таких методик, в том числе включающие альбомы со стимульным материалом, подготовили: Ахутина Т.В., Пылаева Н.М., 2003; Глозман Ж.М. и др., 1998; Цветковой Л.С., 1997; Фотекова Т.А., Ахутина Т.В., 2002; Шкловский В.М. и др., 2006, и др.

Методики экспресс-диагностики предполагают относительно кратковременную процедуру обследования той или иной психической функции. Чаще всего в них включаются задания, направленные на исследования памяти, которая рассматривается как интегративная фун­кция, имеющая тесные межфункциональные связи с другими психичес­кими функциями. Это позволяет при ее обследовании составить пред­ставление и о состоянии целого ряда других психических процессов.

К экспресс-методикам можно отнести методику «Лурия-90» (Симер- ницкая Э. Г., 1991), «Диакор» (Микадзе Ю. В., Корсакова Н. К., 1994).

Имеются также методики исследования уровня развития ребенка на ранних этапах онтогенеза с указанием возрастных нормативов (Сквор­цов И. А. и др., 2002).

Читайте также: