Генерализованное тревожное расстройство у детей

Обновлено: 15.05.2024

Генерализованное тревожное расстройство является постоянным состоянием повышенной тревоги и опасения, характеризующееся чрезмерными волнением, страхом и опасением. Физические симптомы могут включать тремор, потливость, множественные соматические жалобы и истощение. Диагноз ставят на основании анамнеза. Лечение часто с релаксационной терапией, иногда в сочетании с лекарственной терапией.

Клинические проявления

Дети, у которых имеется генерализованное тревожное расстройство, имеют множественные и туманные опасения, которые усугубляются стрессом. Эти дети часто испытывают трудности с концентрацией внимания и могут быть гиперактивными и беспокойными. Они могут плохо спать, чрезмерно потеть, чувствовать себя истощенными и жаловаться на физический дискомфорт (например, боли в животе, в мышцах, головная боль). Резкое и существенное нарушение режима повседневной жизни во время пандемии COVID-19, например, закрытие школы и изоляция от дальних родственников, сверстников, учителей, культурных и религиозных групп, усилили тревогу почти у всех детей. Проживание в условиях ограниченного пространства с членами семьи в течение нескольких недель или месяцев, потеря работы родителями, а также общая неопределенность в отношении будущего также увеличивает стресс (1 Справочные материалы по симптоматике Генерализованное тревожное расстройство является постоянным состоянием повышенной тревоги и опасения, характеризующееся чрезмерными волнением, страхом и опасением. Физические симптомы могут. Прочитайте дополнительные сведения ).

Справочные материалы по симптоматике

1. Coronavirus (COVID-19), Coping With Stress. Centers for Disease Control and Prevention. По состоянию на 09.03.2011.

Тревожные расстройства у детей

Тревожные расстройства у детей - это группа аффективных нарушений, характеризующихся эмоциональным напряжением, беспокойством, страхами. В центре переживаний ребенка - негативные ожидания и предчувствия относительно собственной жизни, здоровья, отношений в семье и школе. Иногда тревожность принимает форму навязчивых мыслей, компульсивных действий, фобий, панических атак, ночных кошмаров. Основные методы диагностики - сбор анамнеза, беседа, наблюдение. Дополнительно используется психодиагностика. Распространенным методом лечения является когнитивно-бихевиоральная психотерапия в сочетании с приемом антидепрессантов и анксиолитиков.

МКБ-10


Общие сведения

Тревожные расстройства у детей относятся к широкой группе эмоциональных нарушений детского возраста. Их распространенность постоянно растет, в настоящее время патология занимает второе место среди психических заболеваний в детстве и подростничестве (после поведенческих отклонений). Активные исследования последних 20 лет позволили выявить новые нозологические единицы, которые теперь включены в МКБ-10 и DSM-IV - официальные классификаторы болезней.

Эпидемиологические показатели колеблются от 4 до 15% в различных возрастных группах. Наиболее подвержены тревожным симптомам дошкольники и младшие школьники. У девочек преобладают варианты расстройств с выраженным эмоциональным компонентом, у мальчиков - с соматическим (нарушения пищеварения и сна, абдоминальные и головные боли).

Причины

Тревога является естественной реакцией, усиливающей концентрацию внимания и активизирующей механизмы борьбы или бегства в ситуации угрозы. При ее усилении нарушается процесс адаптации, постоянная психофизиологическая напряженность приводит к истощению. В таких случаях говорят о тревожном расстройстве. У детей его причинами могут стать:

  • Врожденные факторы. Результаты близнецовых исследований доказывают, что склонность к интенсивной тревоге передается по наследству. Она может быть обусловлена особенностями гуморальной регуляции и функционирования нервной системы. Также в группе риска находятся дети, имеющие пренатальные и натальные поражения ЦНС.
  • Стиль воспитания. Симптомы тревоги формируются в результате определенного отношения родителей к ребенку. Развитию расстройств способствуют психастенические черты матери (реже - отца), гиперопека, директивные методы воспитания.
  • Психотравмирующее событие. Тревожность ребенка может быть спровоцирована переживанием болезни, разлуки с близким человеком, резким ухудшением материальных возможностей семьи, катастрофами, природными и военно-политическими катаклизмами. Единичное воздействие психотравмы переносится детьми проще, повторные эпизоды формируют невротические нарушения.

Патогенез

Периодическое проявление тревоги является нормальной реакцией организма, служит мотивационным компонентом поведения, обеспечивая высокий уровень бдительности, целеустремленности и готовности прикладывать усилия для достижения результата. Однако частые, неконтролируемые опасения негативно влияют на способность адекватно оценивать ситуацию и целенаправленно действовать, а в тяжелых случаях искажают восприятие повседневных событий. Тревожное состояние всегда ориентировано на будущее и проявляется страхом по отношению к тому, что может произойти. Чем сильнее выражено расстройство, тем более широк круг событий, которые расцениваются как опасные.

На физиологическом уровне высокую тревожность связывают с дисфункциями в отделах лимбической системы и гиппокампа, ответственных за регуляцию эмоций. И. П. Павлов рассматривал страх и тревогу как варианты проявления пассивно-оборонительного рефлекса. В основе данных эмоций - инстинкт самосохранения, активизирующий все системы организма для бегства либо борьбы. И если в норме возбуждение и торможение ЦНС сбалансировано, естественный оборонительный рефлекс сменяется расслаблением, то при расстройстве тревожного типа существует ригидность нейронных процессов - эмоция, ставшая неактуальной, переживается вновь и вновь.

Классификация

Существует множество видов детских тревожных расстройств, различающихся симптоматикой. Их общее проявление - продолжительное беспокойство, неадекватное существующей ситуации, которое негативно влияет на повседневную жизнь ребенка, снижает ощущение психологического комфорта. С учетом особенностей клинической картины выделяют:

  • Общее тревожное расстройство. При генерализованном ТР дети постоянно беспокоятся о различных сферах жизни - о здоровье, безопасности, отношениях со сверстниками и родителями, успешности учебы. Из всех вариантов будущего негативный кажется наиболее вероятным.
  • Обсессивно-компульсивное расстройство. При ОКР тревога проявляется навязчивыми действиями и мыслями. Ритуалы на непродолжительное время обеспечивают ощущение спокойствия.
  • Фобии. Предчувствие опасности может оформиться в устойчивый страх (фобию) определенных объектов и ситуаций. Часто дети боятся высоты, темноты, выдуманных чудовищ, социальных контактов.
  • Панические атаки. Интенсивная тревога иногда проявляется нарастанием вегетативных симптомов - головокружением, учащением сердцебиения, дыхательным спазмом, перенапряжением мышц, составляющих клинику панической атаки. Ребенок начинает избегать событий, способных спровоцировать панику.
  • Посттравматическое стрессовое расстройство. Данный вариант тревоги возникает как результат переживания травматического события, не вписывающегося в рамки привычного опыта. ПТСР у детей проявляется внезапным наплывом воспоминаний и ночными кошмарами.

Симптомы

Основной симптом - стойкое, выраженное беспокойство. Пациенты чувствуют себя эмоционально напряженными, не могут отвлечься от негативных переживаний и расслабиться. Из-за тревоги они испытывают трудности с концентрацией внимания, подростки сообщают об ощущении «пустоты в голове». Повышенная нервозность проявляется раздражительностью, плаксивостью, пугливостью. Характерно вздрагивание при неожиданных резких звуках, изменении освещенности, внезапных прикосновениях. Поведение становится избегающим (ограничительным): дети отказываются от общения, прогулок, активных игр, путешествий, употребления некоторых продуктов.

Среди физических симптомов тревожных расстройств преобладает беспричинная усталость и быстрая истощаемость. Больные жалуются на головокружение, слабость, головные и мышечные боли, дискомфортные ощущения в области живота и груди. Может отмечаться повышенная потливость, особенно в стрессовых ситуациях, учащенное сердцебиение, затрудненное дыхание, тремор и дрожь, чувство кома в горле, приливы жара, озноб. Аппетит чаще снижен, но иногда развивается прожорливость с последующей тошнотой и рвотой. Нарушения сна включают трудности засыпания, пробуждения среди ночи, кошмары.

Симптомами фобических расстройств являются устойчивые страхи. Формируется боязнь ситуаций, которые на самом деле не представляют угрозы либо могут быть опасны лишь при определенных условиях. Малыши раннего возраста боятся темноты, высоты, разлучения с матерью. У дошкольников активно развивается воображение, страхи связаны со сказочными или выдуманными чудовищами - драконами, динозаврами, ожившими скелетами, зомби, оборотнями. У школьников на первый план выходят социальные фобии - боязнь общения, знакомства, публичного выступления. Подростки испытывают страх потери контроля, смерти, сумасшествия, переживания позора. Тревога после переживания психотравмы характеризуется «флешбеками» - неконтролируемыми пугающими наплывами воспоминаний, кошмарами по ночам.

Осложнения

Эмоциональные расстройства нередко приводят к осложнениям, так как дети неспособны понять и критически оценить собственные переживания. Они не сообщают о подавленном настроении и постоянном чувстве тревоги, поэтому диагностика проводится несвоевременно. Подростки не рассказывают о беспокоящих мыслях, опасаясь непонимания и осуждения со стороны окружающих. Длительное течение расстройства без адекватной терапии осложняется депрессией, аутическими изменениями поведения. Пациенты склонны к самообвинению, чувствуют одиночество, замыкаются, избегают общения. Возрастает риск социальной дезадаптации, суицидальных попыток на фоне депрессии.

Диагностика

Основное обследование проводит врач-психиатр: беседуя с родителями и ребенком, он собирает клинико-анамнестические данные, выясняет наличие соматических заболеваний, врожденных патологий ЦНС, уточняет условия проживания, особенности адаптации в детском саду, школе. При преобладании жалоб на состояние физического здоровья врач направляет на консультацию к педиатру, детскому неврологу для проведения дифференциальной диагностики. К специальным методам исследования относятся:

  • Беседа. В ходе непринужденного общения с ребенком специалисту нередко удается определить причину тревоги - страхи, деструктивные взаимоотношения в школе и семье, проблемы с учебой, воспоминания о психотравме. При выраженной тревожности дети пассивны, но становятся более открытыми при установлении доверительного контакта и обсуждении актуальных, беспокоящих тем.
  • Наблюдение. Врач оценивает эмоции и поведение ребенка. Для тревожного состояния характерна эмоциональная и двигательная скованность, гиперреакции на неожиданные раздражители (шум за дверью, вход без предупреждения посторонних людей). Малыши часто не хотят отходить от мамы, боятся смотреть в глаза.
  • Опросники. Подросткам предлагается ответить на вопросы стандартизированных методик для выявления повышенной тревоги. Используется шкала Спилбергера-Ханина, тест школьной тревожности Филлипса, тест на определение уровня тревожности Бека.
  • Проективные тесты. Для обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста применяются методики, выявляющие неосознаваемые доминирующие эмоции (страх, беспокойство) и проблемы в межличностных отношениях. Распространенными инструментами диагностики являются рисуночные тесты (рисунок человека, семьи, несуществующего животного) и проективный тест «Выбери лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).

Лечение тревожных расстройств у детей

Терапевтическую помощь детям оказывают психиатры и психотерапевты, но для успешной реабилитации необходимо подключение матери, отца и других близких родственников. Объем лечебных процедур определяется индивидуально: при легких формах расстройств достаточно одного курса психотерапии и поддержки родителей, при тяжелом течении необходимо продолжительное медикаментозное лечение и периодические встречи с психологом. Общая схема лечения выглядит следующим образом:

  • Психотерапия. На сеансах когнитивно-поведенческой терапии психотерапевт корректирует деструктивные установки, заменяет негативные суждения позитивными, обучает навыкам управления эмоциями и решения проблем. В итоге ребенок научается самостоятельно разрешать сложные ситуации, противостоять влиянию стрессовых воздействий. Если тревога основана на страхах или фобиях, применяется техника систематической десенсибилизации.
  • Семейная психотерапия. Для устранения тревоги ребенка необходима корректировка повышенной тревожности родителей и проблемных семейных отношений - факторов развития и поддержания расстройства. Взаимодействуя с семьей, психотерапевт использует техники когнитивной психотерапии, гештальт-терапии. Он налаживает нормальную коммуникацию между всеми членами семьи, обучает родителей лучше понимать ребенка, контролировать эмоции, избегать ситуаций, провоцирующих тревогу у сына или дочери.
  • Лекарственная терапия. Медикаментозная помощь показана при умеренных и тяжелых симптомах тревоги. Для долгосрочной терапии используются антидепрессанты. Препаратами выбора являются селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС). Применение анксиолитиков в возрасте до 18 лет оправдано в исключительных случаях, когда имеются острые симптомы. С этой целью используются бензодиазепины, терапия проводится краткосрочно.

Прогноз и профилактика

Вероятность выздоровления во многом определяется своевременностью начала лечения и готовностью членов семьи помогать ребенку справляться с эмоциональными проблемами. При раннем обращении к специалистам прогноз благоприятный. Профилактика тревожных расстройств основывается на доверительных семейных отношениях, правильных способах воспитания, базирующихся на любви и уважении, без гиперопеки и авторитаризма. Важно проявлять искренность, открытость в общении, делиться собственным положительным опытом преодоления неуверенности и страхов. В сложных ситуациях необходимо оказывать поддержку, при неудачах - анализировать полученный опыт, учить ребенка делать выводы.

1. Современные представления о диагностике и терапии тревожных расстройств/ Хаустова Е.А., Безшейко В.Г.// Международный неврологический журнал. - 2012 - №2 (48).

2. Тревожность у детей: причины и особенности проявления/ Нехорошкова А.Н., Грибанов А.В.// Современные проблемы науки и образования. - 2014 - №5.

4. Ранняя диагностика тревожно-фобических расстройств у подростков в общемедицинской практике// Попов Ю.В., Пичиков А.А. - 2012.

Генерализованное тревожное расстройство у детей и подростков

Генерализованное тревожное расстройство у детей

Генерализованное тревожное расстройство включает чрезмерную постоянную нервозность, беспокойство и страх перед многими действиями или событиями.

Из-за своего волнения у детей с генерализованным тревожным расстройством присутствуют проблемы с концентрацией внимания, а также они могут быть беспокойными и раздражительными.

Врачи ставят диагноз генерализованного тревожного расстройства на основании характерных симптомов, которые присутствуют на протяжении 6 месяцев или дольше.

Часто самым лучшим методом лечения является обучение детей методам расслабления, но в некоторых случаях для уменьшения беспокойства требуется применение лекарственных препаратов.

У детей с генерализованным тревожным расстройством беспокойство является общим и охватывает множество вещей и видов деятельности, а не одно конкретное, например, нахождение вдали от матери (как при сепарационном тревожном расстройстве Сепарационное тревожное расстройство Сепарационное тревожное расстройство (боязнь разлуки) заключается в постоянном интенсивном беспокойстве о нахождении вдали от дома или от людей, к которым привязан ребенок, как правило, матери. Прочитайте дополнительные сведения ). Контролировать беспокойство трудно. Стресс усиливает тревожность.

У таких детей часто возникают трудности с концентрацией внимания, они могут проявлять гиперактивность, беспокойство и раздражительность. Они могут чувствовать себя взвинченными, напряженными или раздраженными. Кроме того, они могут плохо спать, чрезмерно потеть, ощущать упадок сил и жаловаться на физические симптомы, такие как боль в животе, боли в мышцах и головные боли.

Пандемия COVID-19 привела к резким и продолжительным изменениям, которые увеличили беспокойство почти у всех детей. К таким изменениям относятся закрытие школ, изоляция от других (дальние родственники, сверстники, учителя, культурные группы и религиозные общины), необходимость жить в ограниченных пространствах с членами семьи в течение недель и месяцев, потеря работы родителями и неуверенность в будущем.

Диагноз генерализованного тревожного расстройства основывается на симптомах: чрезмерное беспокойство, не связанное с определенной деятельностью или ситуацией или распространяющееся на многие действия и ситуации.

Диагноз генерализованного тревожного расстройства ставится, если симптомы длятся на протяжении 6 месяцев или дольше.

Лечение

В некоторых случаях медикаментозная терапия

Часто наиболее подходящим методом лечения легкой тревожности является обучение релаксации. Также можно пробовать применять другие виды психологической помощи.

ПРИМЕЧАНИЕ: Это — пользовательская версия ВРАЧИ: Нажмите здесь, чтобы перейти к профессиональной версии

Авторское право © 2022 Merck & Co., Inc., Rahway, NJ, США и ее аффилированные лица. Все права сохранены.

Генерализованное тревожное расстройство

Генерализованное тревожное расстройство - психическое расстройство, основным симптомом которого является стойкая тревога, не связанная с определенными объектами или ситуациями. Сопровождается нервозностью, суетливостью, мышечным напряжением, потливостью, головокружением, невозможностью расслабиться и постоянными, но неопределенными предчувствиями несчастья, которое может случиться с самим больным или его близкими. Обычно возникает в ситуациях хронического стресса. Диагноз устанавливается на основании анамнеза, жалоб пациента и данных дополнительных исследований. Лечение - психотерапия, лекарственная терапия.

Генерализованное тревожное расстройство (устаревшее название - тревожный невроз) - психическое расстройство, проявляющееся стойкой нефиксированной тревогой, которая сохраняется на протяжении нескольких недель или месяцев. По данным различных исследований, распространенность расстройства колеблется от 0,1% до 8,5%. Тревожное расстройство часто сочетается с депрессией, паническим расстройством и неврозом навязчивых состояний. Обычно развивается в возрасте 20-40 лет, реже выявляется у детей и подростков. Женщины страдают вдвое чаще мужчин. Отмечается склонность к волнообразному или хроническому течению. Лечение тревожного расстройства осуществляют специалисты в области психотерапии и психиатрии.

Причины генерализованного тревожного расстройства

Основным проявлением ГТР является патологическая тревога. В отличие от обычной ситуативной тревоги, провоцируемой внешними обстоятельствами, такая тревога является следствием физиологических реакций организма и психологических особенностей восприятия больного. Первая концепция механизма развития патологической тревоги принадлежит Зигмунду Фрейду, который в числе других психических расстройств описал и генерализованное тревожное расстройство (тревожный невроз).

Основатель психоанализа считал, что патологическая тревога, наряду с другими симптомами невротических расстройств, возникает в ситуации внутреннего конфликта между Оно (инстинктивными влечениями) и Сверх-Я (заложенными с детства моральными и нравственными нормами). Последователи Фрейда развили и дополнили эту концепцию. Современные психоаналитики полагают, что тревожное расстройство является отражением глубинного внутреннего конфликта, возникшего в ситуации постоянной непреодолимой угрозы для будущего или в обстоятельствах длительного неудовлетворения базовых потребностей больного.

Сторонники бихевиоризма рассматривают тревожные расстройства как результат научения, возникновение устойчивой условно-рефлекторной реакции на устрашающие или болезненные стимулы. Одной из наиболее популярных в настоящее время является когнитивная теория Бека, рассматривавшего патологическую тревогу как нарушение нормальной реакции на опасность. Больной тревожным расстройством акцентирует свое внимание на возможных негативных последствиях внешней ситуации и собственных действий.

Избирательное внимание порождает искажения при восприятии и переработке информации, в результате пациент, страдающий тревожным расстройством, переоценивает опасность и ощущает себя бессильным перед лицом обстоятельств. Из-за постоянной тревоги больной быстро утомляется и не выполняет даже необходимые дела, что влечет за собой проблемы в профессиональной деятельности, социальной и личной сфере. Накапливающиеся проблемы, в свою очередь, повышают уровень патологической тревоги. Возникает порочный круг, становящийся основной тревожного расстройства.

Толчком для развития ГТР может стать ухудшение отношений в семье, хронический стресс, конфликт на работе или изменение привычного распорядка: поступление в институт, переезд, устройство на новую работу и т. д. В числе факторов риска тревожного расстройства психологи рассматривают заниженную самооценку, недостаточную устойчивость к стрессам, малоподвижный образ жизни, курение, употребление наркотиков, алкоголя, стимуляторов (крепкого кофе, тонизирующих напитков) и некоторых лекарственных препаратов.

Имеют значение особенности характера и личности пациентов. Генерализованное тревожное расстройство чаще развивается у впечатлительных, ранимых больных, склонных скрывать свои переживания от окружающих, а также у пациентов, страдающих алекситимией (недостаточной способностью распознавать и выражать собственные чувства). Установлено, что ГТР также нередко диагностируется у людей, переживших физическое, сексуальное или психологическое насилие. Еще одним фактором, способствующим возникновению тревожного расстройства, является долгая бедность и отсутствие перспектив улучшения материального положения.

Симптомы генерализованного тревожного расстройства

Выделяют три основных группы симптомов ГТР: нефиксированную тревогу, моторное напряжение и повышенную активность вегетативной нервной системы. Нефиксированная тревога проявляется постоянным предчувствием возможной беды, которая может угрожать самому больному тревожным расстройством или его близким. Связь тревоги с определенным объектом или ситуацией отсутствует: сегодня больной может представлять автокатастрофу, в которую мог попасть задержавшийся партнер, завтра - волноваться, что ребенка оставят на второй год из-за плохих оценок, послезавтра - переживать из-за возможного конфликта с коллегами. Отличительной особенностью тревоги при генерализованном тревожном расстройстве является неопределенное, смутное, но стойкое предчувствие ужасных, катастрофических последствий, как правило - крайне маловероятных.

Стойкая тревога сохраняется в течение нескольких недель, месяцев или даже лет. Постоянное беспокойство о будущих неудачах изматывает пациента и ухудшает качество его жизни. Больной тревожным расстройством испытывает затруднения при попытке сосредоточиться, быстро устает, легко отвлекается, постоянно страдает от ощущения бессилия. Наблюдаются раздражительность, повышенная чувствительность к громким звукам и яркому свету. Возможны нарушения памяти, обусловленные рассеянностью и быстрой утомляемостью. Многие пациенты с тревожным расстройством предъявляют жалобы на подавленное настроение, иногда выявляются транзиторные навязчивости.

Часто возникают расстройства сна: трудности при засыпании, ночные кошмары, беспокойный поверхностный сон и беспокойство при пробуждении. Ранние пробуждения для ГТР нехарактерны, присоединение этого симптома свидетельствует о развитии сопутствующей депрессии. Моторное напряжение при тревожном расстройстве проявляется суетливостью, неспособностью расслабиться, постоянным напряжением мышц, особенно выраженным в плечевых областях и верхней части спины, а также головными болями напряжения. Головные боли при тревожном расстройстве обычно билатеральные, возникают на фоне стресса, локализуются в лобной, теменной или затылочной области, сохраняются в течение нескольких часов, реже - нескольких дней.

Характерным признаком тревожного расстройства является повышенная активность вегетативной нервной системы. Со стороны пищеварительной системы наблюдаются сухость во рту, трудности при глотании, неприятные ощущения в эпигастральной области, тошнота, метеоризм, бурчание в животе и нарушения стула. Со стороны дыхательной системы беспокоят ощущение затруднения вдоха и чувство сжатия в груди. При усилении тревоги у некоторых пациентов с тревожным расстройством появляется кратковременная гипервентиляция, сопровождающаяся беспокойством, ощущением сердцебиения, головокружением, преходящими нарушениями зрения, слабостью, покалыванием и судорогами в конечностях.

Со стороны сердечно-сосудистой системы при тревожном расстройстве могут возникать сердцебиение, ощущение отсутствия сердцебиения, боли и неприятные ощущения в области сердца. Со стороны мочеполовой системы отмечается учащение мочеиспускания, прекращение или нерегулярность менструаций, снижение либидо и исчезновение эрекции. Вегетативные нарушения при тревожных расстройствах нередко выходят на первый план, маскируют патологическую тревогу и вынуждают пациентов обращаться к врачам общего профиля. Особенно часто преобладание вегетативной симптоматики наблюдается у больных тревожным расстройством, которые с осуждением и пренебрежением относятся к психологическому неблагополучию, считают психические расстройства «позорными», заслуживающими осуждения.

Диагностика и лечение генерализованного тревожного расстройства

Диагноз устанавливают на основании жалоб и анамнеза заболевания. Диагностическими критериями являются недифференцированная тревога, моторное напряжение и повышенная активность вегетативной нервной системы, сохраняющиеся на протяжении нескольких недель или месяцев. Генерализованное тревожное расстройство дифференцируют с паническим расстройством, фобическими расстройствами, депрессией и неврозом навязчивых состояний. При сочетании ГТР с перечисленными расстройствами основной диагноз выставляют с учетом преобладающей симптоматики.

Тактику лечения определяют с учетом тяжести заболевания, наличия сопутствующих расстройств и психологического состояния больного. Обычно терапию тревожных расстройств проводят в амбулаторных условиях, в отдельных случаях требуется госпитализация в отделение неврозов. Пациентам разъясняют суть и причины возникновения расстройства, акцентируя внимание на том, что вегетативные проявления не являются признаком соматического заболевания, а провоцируются изменением психологического и эмоционального состояния. Больным тревожным расстройством рекомендуют нормализовать режим труда и отдыха, больше бывать на свежем воздухе, достаточно двигаться, отказаться от употребления стимуляторов и алкоголя.

Пациентов обучают техникам релаксации (аутотренингу, прикладной релаксации, прогрессивной мышечной релаксации, абдоминальному дыханию). Обучение ауторелаксации сочетают с психотерапией. Наиболее эффективной при тревожном расстройстве считается когнитивно-поведенческая терапия. В ряде случаев используют гештальт-терапию, арт-терапию, телесно-ориентированную терапию и другие методики. При наличии застарелых внутренних конфликтов иногда применяют долговременные методики (классический психоанализ, глубинную психоаналитическую терапию).

В тяжелых случаях немедикаментозное лечение тревожного расстройства проводят на фоне фармакотерапии. Лекарственную терапию обычно назначают на начальном этапе, чтобы уменьшить выраженность симптомов, быстро улучшить состояние больного и обеспечить благоприятные условия для эффективной психотерапии. Как правило, при тревожных расстройствах используют транквилизаторы и антидепрессанты. Во избежание развития зависимости срок приема транквилизаторов ограничивают несколькими неделями. При стойкой тахикардии иногда применяют препараты из группы бета-блокаторов.

Прогноз при тревожном расстройстве

Прогноз при тревожном расстройстве зависит от множества факторов. При нерезко выраженной симптоматике, раннем обращении к психотерапевту, соблюдении рекомендаций врача, хорошей социальной адаптации на момент появления симптомов тревожного расстройства и отсутствии других психических расстройств возможно полное выздоровление. Эпидемиологические исследования, проведенные американскими специалистами в области психического здоровья, показали, что в 39% случаев все симптомы исчезают в течение 2 лет после первого обращения. В 40% случаев проявления тревожного расстройства сохраняются в течение 5 и более лет. Возможно волнообразное или непрерывное хроническое течение.

Читайте также: