Формы агрессивно-оборонительных реакций. Эмоциональное состояние

Обновлено: 17.05.2024

Агрессия может быть холодным и рассчитанным действием, совершаемым намеренно и направленным не на то, чтобы нанести ущерб жертве, а на какую-то иную цель, но она бывает и эмоциональной реакцией, управляемой преимущественно желанием причинить вред. Как в том, так и в другом случае атакующие могут уделять массу внимания тому, как достичь своих агрессивных целей, но очень часто они действуют импульсивно и непроизвольно. В таких случаях агрессивное поведение определяется в основном их внутренним возбуждением и порой совершенно автоматически управляется особенностями доступных в данный момент жертв.

Следующий пример иллюстрирует то, что я имею в виду.

Больная диабетом женщина с мужем и четырехлетним ребенком снимала комнату в квартире у своей подруги. Хозяйка постоянно жаловалась на поведение маленькой девочки, которая все портила и ломала.

Однажды вечером, когда мать готовила ужин и плохо себя чувствовала, ее дочь одна отправилась в ванную, чтобы умыться. Как потом рассказывала ее мать, «умывшись, девочка выдавила зубную пасту, смешала с шампунем и этой смесью вымазала всю раковину, а заодно перепачкала губной помадой стульчак и сорвала штору. Хозяйка прибежала с громкими криками: “Посмотри, что натворила твоя дочь. Она там все перепортила". А я была уже совсем уставшей и злой. Я целый день говорила ей: “Джулия, не делай это, Джулия, не делай то". Целыми днями твержу ей одно и то же, уже устала повторять. Я схватила ее, потащила, я никогда этого не забуду. Я так на нее взбесилась, что просто готова была убить» (Kadushin & Martin, 1981, p. 154).

Грустная история; измученная женщина, больная и, очевидно, придавленная нуждой, вымещает зло на своем непослушном ребенке и бьет его в припадке ярости. Подобных примеров можно привести сотни и тысячи. Это не какие-то редкие случаи, но постоянное явление в нашей повседневной жизни. Несомненно, у большинства из нас были моменты, когда мы теряли самообладание и обрушивали вспышки гнева на рассердившего человека: ребенка, любимого, знакомого или, может быть, даже постороннего — физически, или словесно, или и в той и в другой форме. У матери, казалось бы, было достаточное оправдание: она была больна и устала, а дочь вела себя из рук вон плохо. И все же реакция оказалась несоразмерной и ребенок подвергся слишком суровому наказанию. А разве каждому из вас не случалось в той или иной ситуации реагировать сверхсильно (даже если мы и не причинили серьезного ущерба вызвавшему наш гнев человеку)? Нам случается видеть, как люди приходят в ярость под влиянием совсем незначительных раздражителей, быть может, потому, что они уже находились в раздраженном состоянии из-за внешнего стресса или головной боли, усталости, чрезмерной жары и г. п. Иногда результатом оказывается атака, излишне сильная по сравнению с сознательным намерением нападающего. Мать в приведенном выше примере, очевидно, не хотела причинить своему ребенку серьезный вред; вероятно, она была захвачена слишком сильным эмоциональным возбуждением.

Что такое эмоциональная агрессия?

Важно, чтобы читателю было ясно, как я понимаю эмоциональную агрессию. Позвольте кратко сформулировать мою позицию: в основном я рассматриваю данный вид агрессии как агрессию, вызванную интенсивными внутренними физиологическими и моторными реакциями индивида. Внутреннее возбуждение стимулирует агрессию (или агрессивную тенденцию), которая вызывает попытки причинить ущерб жертве. В подобных случаях состояние интенсивного возбуждения, я могу сказать более драматически, «бешенство» толкает человека на физическую или вербальную атаку.

Импульсивная (или экспрессивная) эмоциональная агрессия

Не будем забывать, однако, что это поведение представляет собой агрессию эмоциональную (или враждебную) и мотивируется в большей степени желанием причинить ущерб жертве, нежели стремлением достичь каких-то других целей. Более того, я считаю, что во многих случаях (но не всегда) агрессивные действия совершаются без какого-либо серьезного обдумывания и планирования, хотя враждебные мысли и представления вполне могут сопровождать агрессивное побуждение.

Это означает, прежде всего, что нападение не является полностью обдуманным и преднамеренным действием. Мать Джулии не предполагала избить своего ребенка. Эмоционально возбужденный человек, нападая на свою жертву, обычно не думает о дальнейших последствиях, также как женщина в нашем примере не рассчитывала возможных в перспективе результатов ее поведения. Большинство совершаемых убийств по своему характеру относятся к данному виду агрессии. Как заметил один социолог, такие убийства не являются «сознательно контролируемыми действиями типа рассчитанных политических убийств или хладнокровно осуществляемых актов мести. Они совершаются быстро, в пылу аффекта и без учета последствий. Нападения совершаются стремительно, в состоянии быстро нарастающей ярости» (Katz, 1988, р. 18). Здесь описана крайняя импульсивность эмоционального действия.

Подобное импульсивное (или непроизвольное, или экспрессивное) поведение чаще всего наблюдается, когда человек находится в состоянии сильного возбуждения. Мать, избившая своего ребенка, находилась в состоянии ярости; также и большинство убийц бывают взбешенными, когда убивают свою жертву. Даже и относительно неэмоциональное и рассчитанное агрессивное поведение может иметь импульсивный экспрессивный компонент.

Другие возможные агрессивные цели

Эмоционально возбужденные, охваченные сильным желанием причинить ущерб своей жертве агрессоры могут иметь и ряд других целей, например изменение существующего положения дел, восстановление оказавшейся под угрозой «я»-концепции, достижение ощущения силы и контроля, повышение собственного социального статуса и т. д. Их действия могут быть мотивированы даже желанием утвердить собственные моральные ценности — сохранить то, что они считают правильным. Агрессивные дети нередко утверждают, что они бьют других детей, чтобы заставить их вести себя правильно. Многие из них думают, что их жертвы намеренно нарушали те или иные предписания, также как Джулия явным образом не слушалась своей матери, и (по их словам) они бьют младших, чтобы утвердить свой авторитет и поддержать дисциплину.

Они могут также хотеть причинить вред

Каковы бы ни были другие цели у людей, находящихся в состоянии сильного возбуждения, но следует помнить, что они также хотят причинить ущерб своим жертвам. Они могут получить удовлетворение, утверждая свою власть или контроль в отношении жертвы или сохраняя свои ценности, по за всем этим — и в то же время сильнее всего — они стремятся причинить ущерб тому, кого атакуют.

Существует достаточно свидетельств в пользу данного положения. В главе 1 было показано, что люди, подвергавшиеся фрустрации, могут испытывать удовольствие, зная, что причиняют страдания своим обидчикам. Когда они получали такую информацию вскоре после того, как начинали атаковать, это побуждало их причинять своим прежним мучителям еще большие страдания. Дальше в этой книге читатель увидит, что разгневанные (разозленные) люди успокаиваются и могут даже совсем перестать атаковать своих обидчиков, если думают, что уже причинили им достаточно большой ущерб.

Разумеется, люди не всегда готовы признать, что они стремились или стремятся причинить вред своим жертвам. Они предпочитают маскировать свою агрессивность моральными побуждениями. Тем не менее каждый человек время от времени может отдавать себе отчет в своем желании причинить вред противной стороне. Несколько лет назад я и мои сотрудники интервьюировали в английских и шотландских тюрьмах тех заключенных, которые были осуждены за преступления, связанные с насилием. Среди прочего мы спрашивали этих людей о том, что же побуждало их к нападению на свои жертвы. Многие из преступников (свыше 40% в каждой группе) отмечали, что они намеренно стремились причинить ущерб своим жертвам (интересно, что в обеих группах в качестве следующего наиболее часто называемого побуждения отмечалось стремление защитить себя).

Хотя и важно понимать различие между эмоциональной и инструментальной агрессией, однако многие агрессивные действия представляют собой смесь этих двух типов поведения, а не тот или иной отдельно. Поведение измученной матери Джулии было обусловлено не только ее эмоциональным возбуждением, по и стремлением утвердить свою власть над непослушной дочерью. Аналогично, агрессивный мальчик может подраться с одноклассником отчасти потому, что был разъярен тем, что ему показалось оскорблением, но отчасти также и потому, что надеялся тем самым достичь среди сверстников высокого статуса, показав себя «крутым парнем». Здесь я хотел бы добиться полной ясности в понимании моей позиции: также как было бы ошибочным считать, что любая эмоциональная агрессия является единственно следствием слепой ярости, точно также мы проигнорировали бы важный аспект этого поведения, если бы полагали, что оно продиктовано только лишь стремлением к достижению тех или иных внешних целей, таких, как власть или статус.

Несмотря на то что агрессивные действия служат достижению самых разных целей и зависят от множества факторов, в главах 2 и 3 я буду преимущественно заниматься анализом поведения, которое в основном нацелено на причинение вреда другим людям. При этом я сосредоточусь на обсуждении факторов, влияющих на импульсивную (или экспрессивную) агрессию, которая осуществляется без какого-либо предшествующего расчета, обдумывания, планирования, то есть непреднамеренно, и от которой не ожидается никакого существенного выигрыша (выгоды), кроме удовольствия причинить ущерб другому лицу Большая часть этого обсуждения будет посвящена условиям проявления эмоциональной агрессии. В главе 2 будет подробно рассмотрена классическая идея о том, что эмоциональная агрессия в основном инициируется фрустрацией. В главе 3 представлена модификация этой концепции, в свете которой доказывается, что негативный аффект продуцирует агрессивные тенденции (но не обязательно реальные атаки). В этой же главе будет продемонстрировано, что импульсивный аспект эмоциональной агрессии может подвергаться влиянию определенных ситуационных стимулов. Говоря другими словами, основное внимание будет уделено относительно непредумышленной агрессии. В определенном смысле это наша основная линия: необходимо выяснить, на что люди способны, когда они эмоционально возбуждены и не думают ни о причинах своего возбуждения, ни о том, как им следует реагировать.

Все сказанное не означает, конечно, что мышление мало влияет на эмоциональное поведение. Возбужденные люди, очевидно, оказываются под влиянием того, что они считают причиной своего возбуждения, и даже того, как они его интерпретируют. Поэтому в главе 4 будет обсуждаться влияние мыслей, интерпретаций и целей (намерений) на реакции людей, подвергшихся фрустрирующим воздействиям. Я попытаюсь также соотнести мой анализ с современными психологическими теориями эмоций и представлю краткий обзор новейших теоретических подходов в этой области, прежде чем излагать мою собственную концепцию развития и действия реакции гнева.

Глава 2. Следствия фрустраций

Гипотеза «фрустрация — агрессия». Определение и основные положения. Применение концепции «фрустрация — агрессия». Все ли виды фрустрации порождают агрессию? Даже непреднамеренная фрустрация может привести к агрессии. Некоторые условия, повышающие вероятность агрессивных реакций на фрустрацию. Пересмотр концепции «фрустрация — агрессия». Влияние атрибуции на интенсивность недовольства. Сравнимы ли фрустрации и оскорбления. См. →

ОБОРОНИТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ

ОБОРОНИТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ (син. реакции защиты) — комплекс поведенческих реакций, выражающихся в форме отдельных или сочетанных проявлений признаков реакций агрессии (ярости, гнева) и избегания (страха), направленный на сохранение особи и вида в условиях действия неблагоприятных факторов окружающей среды.

Двигательные реакции (убегать — нападать), специфичные для проявления ярости и страха и вариантов их сочетанного проявления, отражают биол, значимость О. р. как тактического приема в реакциях адаптации, когда проявления только агрессии или только избегания уступают место смешанному компромиссному варианту, наиболее гибкому и целесообразному в данных условиях. С этой точки зрения представления И. П. Павлова о пассивных и активных оборонительных реакциях отражают одну из попыток подчеркнуть разное соотношение аверсивных (избегательных) и агрессивных тенденций животного в зависимости от его индивидуальных свойств и особенностей подкрепления.

Реакции ярости и страха принято рассматривать как эмоциональные реакции, ориентированные гл. обр. на контроль внешней ситуации, и, следовательно, представляют определенные стандартизированные способы реагирования на наиболее типичные ситуации среды.

Реакции страха как филогенетические древние формы адаптивного поведения направлены на самосохранение путем активного избегания реального или потенциально опасного фактора (хищника, ядовитого вещества и т. д.), а при невозможности избежать — путем пассивного приспособления (реакции замирания, мнимой смерти, позы пассивного подчинения и др.), позволяющего уменьшить или предупредить действие вредных факторов. Реакция агрессии — филогенетически более поздняя форма адаптивного поведения — направлена на сближение с объектом с целью достижения определенных выгод путем борьбы с ним или для демонстративных действий, для установления иерархических отношений в сообществе и т. д. Реакции агрессии и страха сопровождают разные формы поведения — пищевое, сексуальное, материнское и др. У нек-рых видов проявление агрессии необязательно (напр., у грызунов в отсутствии конкуренции из-за пищи), но у хищников оно становится необходимым средством выживания и включается как необходимое звено в пшцедобы-вательное поведение.

Проявление О. р. определяется многочисленными внешними и внутренними факторами. У животных с преобладанием относительно жестких, врожденных, программ поведения О. р. могут быть вызваны так наз. ключевыми, или пусковыми, раздражителями (силуэт хищной птицы для цыпленка, крик предостережения и тревоги и др.). У детей (и у молодых животных) О. р. в форме страха проявляется на любой новый и достаточно сильный раздражитель, в т. ч. на резкие изменения в деятельности внутренних органов.

У взрослых животных возможность проявления О. р. в форме агрессии повышается при увеличении численности животных в популяции, при голодании, половом возбуждении, т. е. при наличии какой-либо выраженной биол, потребности или состояния стресса. У человека О. р. в форме немотивированной раздражительности и беспричинных конфликтов могут быть вызваны бедностью впечатлений, однообразием и монотонностью работы, длительным пребыванием в малочисленном коллективе. Поэтому комплектование групп для длительного пребывания в условиях относительной изоляции обычно проводится с обязательным учетом психологической совместимости в условиях дефицита сенсорной информации.

На ранних стадиях онтогенеза О. р. у человека и животных носят характер специализированных стереотипных рефлексов типа отдергивания, отряхивания, выплевывания горьких и, следовательно, потенциально ядовитых веществ. В возрасте б—8 мес. у ребенка вырабатываются достаточно стойкие стереотипы, связанные с процедурой кормления, вкусом пищи, режимом и т. п. Поэтому ломка установившегося стереотипа, напр, при помещении в ясли (сад), может вызвать реакцию протеста, или фрустрации (отказ от новой пищи, негативное отношение к новому лицу). Как показали М. Я. Студеникин, Ю. А. Макаренко, H. Н. Бурмистрова (1979), эмоциональный стресс у детей в связи с поступлением в новый коллектив и ограничением контактов с матерью сопровождается существенными изменениями метаболизма, неспецифических защитных механизмов терморегуляции и является одним из факторов, снижающих резистентность к инфекциям.

Центральные механизмы, участвующие в осуществлении простых стереотипных О. р. (отдергивание конечности, отряхивание и др.), расположены на уровне спинного и продолговатого мозга. Целенаправленные О. р. формируются в процессе обучения и осуществляются при участии неокортекса и лобных долей. Эксперименты с избирательным выключением определенных структур мозга позволили выявить нек-рые функц, различия между ними. Так, разрушение вентромедиальных ядер гипоталамуса усиливает проявление реакции избегания и изменения поведения, напоминающее одичание; повреждение поясной извилины и медиальных отделов таламуса тормозит реакцию активного избегания, усиливая пассивные формы О. р. типа замирания.

Вопрос о наличии биологически активных веществ (гормонов, медиаторов, пептидов), избирательно изменяющих О. р., окончательно не решен. Вместе с тем показана существенная роль М- и N-холинергических структур мозга в механизмах возникновения О. р. Представление о роли моноаминоергических структур мозга в интеграции О. р. получило новое объяснение: обнаружено, что при введении ряда нейротропных средств в мозг наряду с общим повышением активности у животного происходит усиление агрессивных тенденций. С другой стороны, многие транквилизаторы способствуют уменьшению страха и тревоги, практически не изменяя порогов реакции агрессии и само-стимуляции.

Характер проявления О. р. значичительно модифицируется под влиянием гормонов. В частности, у животных наблюдается усиление агрессивных тенденций при повышении уровня андрогенов у самцов и пролактина у самок. Гормоны щитовидной железы усиливают агрессивность у животных обоих полов. Менее ясны данные о механизмах действия АКТГ и стероидных гормонов коры надпочечников. Введение больным АКТГ или кортизона в терапевтических целях вызывает непредсказуемые изменения настроения; предполагают, что характер эмоциональных реакций при этом зависит от исходного эмоционального состояния. Г. Селъе — автор концепции об общем адаптационном синдроме как неспецифической реакции организма на стрессор — выдвинул представление о кататаксических и синтаксических гормонах, к-рые он рассматривает соответственно как тканевые аналептики и транквилизаторы, и условно выделил активный, наступательный (кататоксический) и пассивный, примиренческий (синтаксический), варианты поведения, рекомендуя последний как более предпочтительный для сохранения здоровья.

Нарушения О. р., имея различное происхождение, проявляются гл. обр. в избирательном усилении или ослаблении тревоги и страха или агрессии. У детей раннего возраста в условиях сенсорной депривации и дефицита социального общения могут возникнуть своеобразные защитные реакции в форме упорного стремления сосать пальцы, ритмических движений головы и туловища. У детей более старшего возраста способы защиты от чрезмерной опеки родителей или строгих требований педагогов могут проявляться негативизмом и рядом вредных привычек (кусание ногтей, выдергивание волос, тики и др.). В отдельных случаях у детей, а также у эмоционально незрелых субъектов выраженная реакция страха вызывает мозаику симптомов, свойственных филогенетически древним формам защиты,— двигательную бурю или эмоциогенный ступор, оцепенение — т. е. реакции типа «животного гипноза». У взрослого человека реакции выраженного страха сопровождаются снижением перцептивных, мнемонических и других психических функций (напр., снижение скорости переработки информации, уменьшение пропускной способности сенсорных каналов), что в конечном итоге затрудняет принятие адекватного решения. И наоборот, эмоции активного стенического типа, стремление к самоутверждению, так наз. спортивная злость и др., как правило, повышают эффективность разных видов деятельности.

Следует подчеркнуть, что в отличие от агрессивных реакций реакции страха и тревоги с трудом поддаются угашению и нередко выступают в качестве обязательного симптома при нек-рых форхмах психосоматической патологии. Страх, напр., возникая как естественная реакция на внезапное изменение в деятельности внутренних органов (приступ бронхиальной астмы, аритмии и т. п.), в дальнейшем фиксируется в памяти и может провоцировать наступление соматических расстройств по механизму порочного круга.

Различные О. р. (приступы неудовольствия, немотивированного страха, злобности, ярости или даже агрессивности) могут быть симптомами органического поражения отдельных структур головного мозга, в частности амигдалоидной области (см.).

Форма и частота проявления О. р. характеризуют поведение индивида. Социологический анализ взаимоотношений внутри малых групп показал, что лидер в микроколлективе, как правило, обладает инициативой, активностью и самоконтролем. В сообществе животных вожаком становится наиболее агрессивный и физически сильный самец.

Количественная оценка О. р. используется при определенных видах проф. отбора для характеристики поведения в нек-рых критических ситуациях, требующих активных и адекватных действий (деятельность летчика, диспетчера, строителя-высотника и др.). Такой проф. отбор проводится при помощи комплекса методов, включающего опросники, психологические тесты, ряд специальных приемов, имитирующих падение, аварии, а также исследований на специальных тренажерах.

Экспериментальные исследования О. р. на животных проводят путем создания конфликтных ситуаций, с помощью ноцицептивной стимуляции или стимуляции защитных зон мозга. Реакция агрессии, напр., может быть воспроизведена введением больших доз фенамина или кофеина, а также способами, имитирующими нек-рые естественные ситуации (тест открытого поля, тест на «социальное доминирование» и др.)- О- Р- широко используются при этологических методах наблюдения, в частности при изучении иерархической организации в популяции животных и т. д.


Библиография: Анохин П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса, М., 1968; Березин Ф. Б., Мирошников М. П. и Рожа-н e ц Р. В. Методика многостороннего исследования личности, М., 1976; Вальд-ман А. В., Козловская М. М. и Медведев О. С. Фармакологическая регуляция эмоционального стресса, М., 1979; К о см о линек ий Ф. П. Эмоциональный стресс при работе в экстремальных условиях, М., 1976; Макаренко Ю. А. Системная организация эмоционального поведения, М., 1980; Милнер П. Физиологическая психология, пер. с англ., М., 1973; С т у д е-никин М. Я., М а к а р e н к о Ю. А. и Бурмистрова H. Н. Адаптация детей к условиям среды, Вестн. АМН СССР, № 10, с. 20, 1979; Экологическая физиология человека, Адаптация человека к экстремальным условиям дошкольного учреждения и лечебного стационара, под ред. О. Г. Газенко и др., с. 625, М., 1979; Экспериментальная психология, под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже, пер. с франц., в. 3, М., 1975.

Защитно-агрессивное поведение

Защитное поведение встречается как реакция на ожидаемую атаку на самооценку. Самооценка повышается успехом и снижается неудачей. Но неудача - это вопрос степени. Она зависит от того, насколько важным является задание. Если результат работы повлияет на вашу репутацию, положение, авторитет, степень доверия к вам или степень власти, возможность попасть в ловушку защитного поведения значительно увеличивается. Посмотрите, что стоит за защитноагрессивным поведением, и вы поймете, что это страх поражения.

Если менеджеры, которые выходят из себя и срываются на подчиненных, чувствуют себя лучше, дав выход своим эмоциям, то окружающие их люди вряд ли поймут такое поведение. Наоборот, они находят такое поведение унизительным, неподобающим, оскорбительным, расстраивающим их планы. Такое поведение может оказывать моментальное воздействие на эмоции менеджера, но оно влечет более отдаленные последствия и влияние на других, является причиной потери сил и энергии у людей, страдающих от него. Вернон Уолтерс, бывший посол США при ООН, характеризует это таким образом: «Если вы унижаете людей в присутствии других, они могут оказать вам поддержку тоже в присутствии других, но в душе они будут ненавидеть вас».

Результат бурного защитно-агрессивного поведения долгосрочен и чреват серьезными последствиями. Эл Данлэп (пила), человек, который в должности генерального директора компании Sunbeam почти довел компанию до разорения, является экстремальным примером этого типа поведения. Журнал Business Week так описал его поведение: «В присутствии Данлэпа коленки дрожали, живот сводило. Подчиненные боялись потока разглагольствования, в который Данлэп мог включиться в любой момент. В худшие моменты он страшно богохульствовал и даже становился жестоким».

Такому поведению нет оправдания. Оно является результатом высокомерия и безнаказанной грубости. К счастью, не так много людей с подобным поведением поднимается до высоких постов. По справедливому замечанию Эрика Хоффера, знаменитого американского социального философа, «грубость - это имитация слабым человеком силы».

Защитно-агрессивное поведение не всегда проявляется в открытом «выбрасывании игрушек из коляски». Людям часто удается передать раздражение или фрустрацию путем тонких невербальных средств. Не надо кричать и угрожать, чтобы передать угрозу или злость. Тон голоса, положение тела и жесты передают месседж очень четко. Несмотря на отсутствие яркого фейерверка, результат будет таким же: тот, на кого это направлено, будет раздражен и расстроен.

Защитно-агрессивное поведение часто является вышедшей наружу агрессией. Другими словами, человек раздражен или расстроен чем-то или кем-то, кто не связан с нынешними обстоятельствами, но он направляет свою злость и раздражение на того, кто оказывается не в том месте и не в то время. Когда вас донимает супруга или компаньон за что-то незначительное, тривиальное, вы понимаете, что их беспокоит что-то другое. Когда вы выходите из себя по какому-то мелкому поводу, вам бы лучше спросить себя, в чем же состоит реальная проблема. Проецирование вашей фрустрации на других ничего не решает. Это только усугубляет ситуацию во много раз, так как в результате вы можете получить еще одного врага. Все мы подвержены этому время от времени. Главное - понять, когда это происходит, и остановиться.

Защитно-агрессивное поведение может быть реакцией на требование повысить производительность, которое исходит сверху, или неадекватную производительность снизу. Эта ситуация получила широкое распространение в крупных организациях. Человеку сообщают конечную цель работы, но ее достижение зависит от работы других работников. Однако когда «другие» оказываются не на высоте, этот человек становится заложником команды и чувствует себя абсолютно бессильным. Фрустрация и тревожность начинают проявлять себя в виде раздражения, увеличивающегося давления на людей, которые не справляются с работой, в ужесточении контроля над ними, в надзоре над их работой или в их наказании.

Иногда люди, проявляющие защитно-агрессивное поведение, - это те, которые имеют высокие показатели в работе. Они расстраиваются, когда другие не соответствуют их уровню производительности. Их разочарование может проявляться в злости и раздражительности. Ничего нет плохого в том, что у них высокая производительность. Однако если у сотрудников такой производительности нет, то не стоит их унижать. Высокие показатели не являются предлогом для проявления высокомерия, доминирующего и недоброжелательного поведения, которое унижает других. Такое поведение является также вершиной лицемерия. Люди с таким поведением просто неучтивы. Веб-сайт BullyOnline сообщает, что производительность и эффективность людей, подвергающихся унижению от грубости, уменьшается на 50 %.

Защитно-агрессивное поведение появляется и тогда, когда человек заблуждается, думая, что все зависит от него, что надо брать ответственность за все, что происходит. В ситуациях, когда человек чувствует полную ответственность за множество дел, а над ним нависает угроза, защитно-агрессивное поведение заключается в усилении контроля, проверке малейших деталей, более тщательном надзоре, сводится к личному выполнению всех заданий, в лишении других ответственности за происходящее. Результаты легко предсказуемы: люди становятся менее преданными работе, менее вовлеченными в процесс и проявляют меньше интереса к выполняемым заданиям, в результате чего производительность снижается.

Защитно-агрессивное поведение также можно часто наблюдать, когда задания или инструкции выдаются в спешке и нечетко, в результате чего возникает недопонимание. Это проблема коммуникации, общения, а не производительности. Но часто люди не хотят признать, что недостаточно четко сообщили задачи, и вместо этого переносят вину на других. Злость, дополнительное напряжение и в результате этого взаимные обвинения друг друга создают порочный круг, когда уровень доверия снижается, а производительность падает.

Фактически любому поведению люди учатся. Когда работники упорно проявляют защитно-агрессивное поведение, они, как избалованные дети, знают, что не будут наказаны за плохое поведение. Люди, постоянно проявляющие оборонительно-агрессивное поведение, делают это, так как знают, что никто не встанет и не выступит против них, не скажет, как оно воспринимается другими и какими будут результаты.

Вы проявляете защитно-агрессивное поведение, когда раздражены или на вас готовится нападение? Посмотрите на нижеследующий список и отметьте, что характерно для вас:

• вы показывает людям, что они вас раздражают;

• оказывает ли вы давление на людей;

• выходите ли вы из себя, когда расстроены;

• осуществляете ли вы жесткий контроль над тем, что люди делают и как они это делают;

• препятствуете ли вы, когда люди хотят высказать свое мнение или решение;

• критикуете ли вы открыто неудачи других?

Почему вы ведете себя таким образом? Подконтрольна ли вам причина такого поведения, можете ли вы на нее повлиять? Все эти проявления поведения, хотя и улучшают ваше самочувствие на короткое время, позволяя уменьшить свое напряжение, ухудшают самочувствие окружающих.

Остановитесь на минуту и снова посмотрите на список. Поставьте себя на место тех людей, которые находятся под влиянием вашего поведения. Просматривая вопрос за вопросом, напишите, как вы себя чувствуете, когда все это происходит с вами.

Если четыре или пять ваших друзей или коллег сделают это упражнение, вы увидите, что они напишут почти те же слова, что и вы. Мы все реагируем эмоционально на такое поведение, и наша реакция похожа на реакцию других людей. Никому не нравится, когда с ним обращаются подобным образом, и когда мы страдаем от такого поведения, мы реагируем резко отрицательно. Мы рассматриваем его, что вполне оправданно, как несправедливое и при первой же возможности хотим сравнять счет. Существует тысяча способов сделать это, но ни один из них не повысит и не будет поддерживать производительность; такое поведение только блокирует его тем или иным образом.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Агрессивное инвестирование

Агрессивное инвестирование Прежде чем продолжить, предупрежу вас, что вы не должны бояться встретить незнакомые термины. Я думал, в какую часть книги включить этот раздел: туда, где речь идет о планировании, или туда, где рассказывается об инвестировании. Но когда начал

Поведение

Поведение Что характерно для Героя-одиночки?Он сосредоточен на том, что нужно сделать. Как, кто и даже зачем его не интересуют. «Итак, что нужно делать дальше? Давайте, ребята, пора действовать. Не будем тратить время попусту». Пока он чем-либо занят, он не задумывается над

Поведение Единственная функция: Производитель результатов.Преобладающее поведение: Навязчивое стремление работать.Личностные особенности: Всей душой предан делу. Усердный работник.Оценивает себя по: Напряженности своего

Поведение Какие черты отличают -A- или Бюрократа?Бюрократ тратит уйму времени на детали. Он считает, что лучше выполнять работу правильно, чем выполнять правильную работу. Иными словами, он предпочитает образцово неверный образ действий приблизительно

Поведение Единственная функция: Администратор.Приходит на работу и уходит с работы: Точно по расписанию.Что делает лучше всех: Наводит и поддерживает порядок.Личностные особенности: Педантичен, медлителен, осторожен, вдумчив, консервативен.Оценивает себя по: Порядку в

Поведение Что характерно для типичного Поджигателя? Что кажется ему важным?Неважно, что мы делаем. Это сфера интересов P-руководителя. Неважно, как мы это делаем. Пусть про это думает A. Поджигателя интересует в первую очередь почему бы не. Преобразования. Идеи. «Какая

Поведение Единственная функция: Новатор, предприниматель.Приходит на работу и уходит с работы: Как придется.Что делает лучше всех: Выдвигает идеи и инициирует новые проекты.Преобладающее поведение: Разрабатывает новые проекты, подвергает все сомнению, предлагает

Поведение Что характерно для Горячего сторонника?Он не лидер. Он из тех, кто спрашивает: «Куда бы вы хотели пойти? Позвольте, я отведу вас туда».- I обладает непревзойденной способностью приспосабливаться. Ему хочется, чтобы все шло гладко. Подобно -A-, который, принимая

Поведение Единственная функция: Интегратор.Приходит на работу и уходит с работы: Вовремя; в соответствии с установленными требованиями.Личностные особенности: Уравновешенный, восприимчивый, понимающий, ориентирован на людей, благодарен, если его посвящают в тайны

Поведение Менеджер - Мертвый пень апатичен. Он ждет, когда кто-то скажет, что ему нужно делать. Он не созидает; он не администрирует; он не стимулирует прорывы, как Поджигатель; он не вмешивается в интриги ради влияния, как это делает Суперпоследователь. Если у него

Поведение Научитесь говорить «нет». Приятно быть незаменимым, но это может погубить вас Производитель гордится своими умениями и убежден, что делает б?льшую часть работы лучше, чем кто-либо другой. Порой так оно и есть. Однако пытаться сделать все самому рискованно.

Поведение Форма не всегда порождает функцию Я называю это синдромом капитана Куига. В романе Германа Вука «Восстание на „Кейне“» идет война, но на что тратит все свое время капитан Куиг? Он ведет расследование, ища того, кто стащил клубнику из судового холодильника

Поведение Чтобы начать жить, примиритесь с мыслью о смерти В книге «Отрицание смерти» (The Denial of Death) Эрнест Беккер пишет: «Мысль о смерти и страх смерти преследуют человека как ничто другое; это главная движущая сила любой человеческой деятельности, основная цель которой

Агрессивное выслушивание рынка

Агрессивное выслушивание рынка Адаптивная фирма постоянно изучает свои рынки, больше слушая, чем говоря. Среди используемых для этого тактик можно выделить следующие - фокус-группы с клиентами, исследование качества выполненных работ, посещения старшими партнерами

Письмо-ответ на агрессивное письмо клиента

Письмо-ответ на агрессивное письмо клиента Итак, представим ситуацию.Вы - сотрудник компании. На ваш электронный адрес приходит письмо, в котором адресат ругает ваш сервис, грозит разрывом отношений, требует возврата денег и совершенно не стесняется в выборе

Общий алгоритм ответа на агрессивное письмо клиента

Общий алгоритм ответа на агрессивное письмо клиента 1. Внимательно прочтите письмо.Возможно, это придется сделать несколько раз: иногда из эмоционального послания бывает трудно понять, что же конкретно от нас хотят. Иногда самому нелегко остаться спокойным и не затеять

Агрессивные эмоции

Агрессия представляет собой одно из деструктивных проявлений личности, направленное на нарушение принятых в обществе норм взаимодействия между людьми.

Указанное свойство может находить свою репрезентацию в форме агрессивного поведения, агрессивного мышления или агрессивных эмоций.

Под агрессивными эмоциями понимаются эмоциональные реакции, вызванные агрессивным мышлением и связанные с агрессивным поведением.

Указанный термин объединяет всю совокупность эмоциональных состояний, сопровождающих акт агрессии.

Подходы к пониманию сущности агрессивных эмоций

Агрессивное поведение, как правило, выступает результатом негативных эмоций, обстоятельств, вызывающих крайне негативную деструктивную реакцию. С агрессивными эмоциями все не так однозначно: к сожалению, агрессивное поведение может сопровождаться не просто отсутствием негативных переживаний, но получением удовольствия от страдания других. Разумеется, позитивные эмоции сами по себе крайне редко способны вызвать агрессию, однако, в отдельных случаях они могут сопровождать акт насилия. Таким образом, агрессивные эмоции представлены как позитивными, так и негативными эмоциональными переживаниями.

К негативным агрессивным эмоциям могут быть отнесены:

  • ощущение собственной виновности,
  • гнев,
  • отвращение,
  • зависть,
  • стыд,
  • ревность,
  • страх,
  • тревога,
  • уныние
  • и пр.

Характеристики агрессивных эмоций

Основными характеристиками агрессивных эмоций выступают импульсивность, непродолжительность эмоциональных аффектов, их непродуманность, обусловленность гневом и направленность на причинение вреда объекту агрессии.

Готовые работы на аналогичную тему

В наиболее общем виде совокупность всех механизмов, порождающих агрессивные эмоции, представлена личностными и ситуационными факторами. В свою очередь, личностные факторы представлены биологическими, врожденными характеристиками и приобретенными свойствами.

К ситуационным факторам могут быть отнесены следующие:

  • физический дискомфорт, болезненные ощущения;
  • наркотические вещества;
  • активаторы агрессии - сцены, события, объекты, которые активируют в памяти личности концепты, связанные с агрессией;
  • подстрекательство, которое может принимать формы проявления неуважения, оскорблений, вербальной или физической агрессии, создание помех для достижения целей и пр.;
  • побудители - обстоятельства, повышающие субъективную притягательность, ценность определенного объекта, мотивирующие личность к применению агрессивных реакций для достижения желаемого;
  • фрустрация - как ситуация блокирования достижения цели. Агрессия в таком случае возникает в результате появления препятствия на пути достижения желаемого объекта.

Активаторы агрессивных эмоций

Активаторы возникновения агрессивных эмоций, реализации агрессивного поведения представляют собой феномены, формирование которых обусловлено влиянием ряда механизмов, обеспечивающих долгосрочность их воздействия на личность. В качестве таких механизмов следует назвать следующие:

  • усвоение моделей, образцов, интерпретационных схем агрессивного социального поведения;
  • десенсибилизация - снижение уровня чувствительности, реактивности, эмпатии;
  • растормаживание - ослабление социальных запретов, табу под влиянием ряда факторов, в результате чего личность не воспринимает агрессивное поведение как отклонение от нормы, что в ситуации снижения эмпатии может актуализировать усвоенные раннее стереотипы агрессивного поведения.

Таким образом, агрессивные эмоции представляют собой совокупность эмоциональных состояний личности, связанных с агрессивным поведением, но не тождественных ему, в процессе возникновения и усиления которых принимают участие многочисленные личностные и социальные факторы.

Агрессия оборонительная

вид агрессивного поведения животных, заключающийся в агрессивной ответной реакции на угрозу их жизненно важным потребностям. А. о. способствует выживанию животных, а естественная защита себя и своих жизненных ресурсов рассматривается как конструктивная агрессия. Существенным признаком А. о. является то, что она выступает ответом на уже нанесенный ущерб важным жизненным потребностям животного.

  • Telegram
  • Whatsapp
  • Вконтакте
  • Одноклассники
  • Email

Еще термины по предмету «Конфликтология»

Дефавортизация

один из эффектов социальной перцепции, состоящий в позитивном восприятии оппонента представителями противоположной стороны. Индикаторы Д.: представления, оценочные суждения, эмоциональные реакции. Пример Д. - представление рядом российских СМИ в положительном плане агрессивных действий чеченской стороны в ходе двух чеченских конфликтов в 90-е гг. прошлого века.

Конфликт абсолютный

в котором борьба ведется до полного уничтожения одного или обоих соперников.

Социобиология

междисциплинарное научное направление, изучающее биологические основы социального поведения и социальной организации у животных и человека на базе теоретических представлений и методов популяционной биологии (экологии и генетики популяций) и синтетической теории эволюции (современного дарвинизма). Основатель С. - американский биолог Э. Уилсон. С. изучает биологические функции поведения и социальной организации с т. зр. генетической приспособленности. Эволюция жизни на Земле носит биосоциальный характер. Существует гипотеза о прогрессивном развитии форм социального взаимодействия в едином ряду от «амебы до человека». Выдвинута и альтернативная гипотеза об отсутствии прогресса в социальном взаимодействии, о наличии четырех базисных типов внутривидовых взаимоотношений, которые не изменяются по сути в процессе всей эволюции животных. Предложены четыре инвариантных типа отношений, в которые вступают любые организмы, находящиеся в сообществе: по поводу жизненных ресурсов - территорий, пищи и т. п.; по поводу воспроизводства потомства; направленные на поддержание порядка в сообществе как выражение потребности сохранения статуса каждого индивида; «дружеские», направленные на сохранение социального единства сообщества животных (Ю. М. Плюснин, 1993). Ряд социобиологических идей и теорий м. б. полезными для конфликтологии. К ним относятся следующие. 1. Доказано, что не один, а несколько раз в процессе эволюции животные, ведущие одиночный образ жизни, переходили к совместной форме существования. Она имеет ряд преимуществ перед одиночным образом жизни: возможностью обмена жизненным опытом и актуальной информацией, специализацией и разделением функций между членами социума, эффективностью взаимной защиты (Д. Кэмпбелл). 2. Сформулировано положение о социогенезе, т. е. развитии форм социального взаимодействия животных по мере развития жизни на Земле. Социогенез и филогенез (процесс возникновения и развития какого-л. вида организмов или их группы) - две ветви эволюции, оказывающие взаимное влияние. 3. Выдвинута смелая гипотеза об отсутствии прогрессивной эволюции социальной жизни от простых организмов до человека. Экспериментально доказано, что эволюционные процессы в органическом мире на молекулярном, генном, хромосомном и анатомическом уровнях имеют разную скорость. Поэтому, возможно, вообще нельзя говорить ни о какой социальной эволюции, можно говорить лишь о социальной истории. Др. словами, филогенез слабо связан с социогенезом. Высказано аргументированное предположение, что базисные типы внутривидовых взаимоотношений у животных не могут эволюционировать - усложняться или упрощаться. Они таковы, каковы по своей природе. Эволюционным изменениям могут подвергаться те конкретные формы, в которых реально воплощены инвариантные типы отношений.

Похожие

  • Агрессия
  • Оборонительная стратегия
  • Оборонительный рефлекс
  • Агрессия вербальная
  • Агрессия внутривидовая
  • Агрессия враждебная
  • Агрессия инструментальная
  • Агрессия косвенная
  • Агрессия прямая
  • Агрессия физическая
  • Агрессия хищническая
  • Дотексуальная агрессия
  • Лексы агрессии
  • Потребности в агрессии
  • Провокация агрессии
  • Самоустранение от агрессии
  • Текстуальная агрессия
  • Агрессия альтруистическая
  • Агрессия индуцированная
  • Агрессия смещенная

Научные статьи на тему «Агрессия оборонительная»

1. Пассивно-оборонительная реакция и ее роль в жизни животных

Оборонительное поведение животных Определение 1 Оборонительное поведение животных - это особая.
В зоопсихологии выделяют две основные формы оборонительного поведения у животных: активно-оборонительная.
и пассивно-оборонительная.
Активно-оборонительная реакция выражается в том, что животное активно демонстрирует агрессию в сторону.
Особенности формирования оборонительного поведения В основном, исследования особенностей оборонительного

2. К вопросу о характере и степени конфликтности в первобытном стаде

В работе раскрываются основные этапы генезиса появления и развития человека и человеческого общества, возникновение конфликтов, как явления, сопутствующего развитию человечества. Исследуется высшая форма проявления конфликтности злокачественная агрессия

3. Агрессия как свойство личности

Подходы к определению понятия «агрессия» Замечание 1 Определение агрессии имеет многослойный характер.
Фромм выделил два типа агрессии: оборонительную и деструктивную.
По его мнению, оборонительная агрессия имеет биологическую природу и актуализируется в ситуации опасности.
, таким образом активизируя наши оборонительные реакции.
Фрустрационные теории агрессии утверждают, что агрессия - это результат ситуационных факторов. Д.

4. Феномен «Жертва» в научной литературе и житейских представлениях

Дается теоретическое обоснование разнообразных подходов к термину «жертва» как с точки зрения лингвистики, философии, социологии, криминологии, виктимологии, так и с точки зрения психологии. Делается попытка поиска семантики данного понятия через анализ составляющих Я-концепции личности: эмоционального, волевого, поведенческого и когнитивного компонентов. При этом используется понятие дефензивность (от лат. defensio оборонительность, защищать), понятие, противоположное агрессии, боевой «напад.

Читайте также: