Формирование шестого чувства у слепых. Гиперопека слепого - кумир семьи

Обновлено: 17.05.2024

4493 дн. с момента
открытия on-line центра

5. Особенности воли и мотивации слепых и слабовидящих детей

Воля, её характеристики и роль в самоопределении личности

  • Целенаправленность и
  • умение регулировать свое поведение,
    связанные со способностью
    • преодолевать препятствия и трудности,
      характеризуют волю человека.

    Взгляды учёных на развитие воли у лиц с нарушениями зрения

      В соответствии с одним —
      слепота оказывает негативное влияние
      на развитие волевых качеств,

    Формирование волевых качеств слепых и слабовидящих детей

    • Волевые качества слепого ребенка
      развиваются в процессе деятельности,
      характерной для каждого из возрастов и
      соответствующей потенциальным,
      индивидуальным возможностям ребенка.

    Мотивация и её роль в поведении и деятельности

    • Мотивы поведения, сформированные
      адекватно его возрасту и уровню развития,
      будут стимулировать и его активность.

    • мотивов и поведения,
    • общения и
    • трудовой деятельности
      слепых детей.

    Мотивы младших слепых школьников (А.Ф. Самойлов)

    • мотивами, побуждающими младших слепых школьников
      к развертыванию активной деятельности, являются
      • непосредственный интерес
        к содержанию и формам обучения, а

      Развитие самоконтроля у слепых школьников (В. Политова)

      • в процессе производительного труда:
        на первоначальном этапе формирования самоконтроля,
        когда
        происходит становление дифференцированных
        представлений объектов труда и их деталей,
        слепым требуется большее количество показов и
        корректировки действийпо сравнению
        с частично видящими и зрячими
        .

      Условия адаптации слепых и слабовидящих в современной жизни

      • Чтобы адаптироваться в современной жизни,
      • победить в конкуренции со зрячими,
        слепому и слабовидящему необходимо быть
        • первоклассным специалистом,
        • широко образованным и
        • вполне самостоятельным человеком,
          не требующим помощи со стороны.

        Формирование шестого чувства у слепых. Гиперопека слепого - кумир семьи

        Что касается возникновения нового вида чувствительности (“шестого чувства”), то в главе 3 уже отмечалось, что никаких новообразований в нервной системе слепых не обнаружено. Теория “шестого чувства” (Вельфлин, Леви, Трушель) противоречит диалектико-материалистическому пониманию развития психики, (стр. 168) свидетельствующему, что ощущения есть “продукт всемирной истории” (К. Маркс). Здесь речь может идти или о новых функциях имеющихся у человека органов чувств, или о том, что ощущение препятствия есть проявление исторически сложившегося, но до сих пор неизвестного вида чувствительности, поскольку в норме его развитие и проявления тормозятся работой зрительного и слухового анализаторов. Попытки объяснить ощущение препятствия как результат отражения температурных, механических или звуковых раздражителей оказались несостоятельными по следующим причинам.

        Температурная теория А.А. Крогиуса, которая объясняла ощущение препятствия восприятием выделяемого объектом тепла, холода), не смогла полностью удовлетворить тифлологов, так как ощущение препятствия возникает и при равенстве температур объектов и окружающей среды.

        Попытки трактовать ощущение препятствия как результат воздействия на кожу лица отраженной предметом воздушной волны, распространяющейся впереди перемещающегося в пространстве слепого (К. Бюрклен), также несостоятельны, так как пороги ощущения прикосновения и давления у человека значительно выше силы воздушной волны, создаваемой ведущим.

        Слуховая теория Зергеля вскоре после возникновения была отвергнута, поскольку выяснилось, что ощущение препятствия возникает у слепых при искусственно выключенном слухе, а также наблюдается у слепогдухих.

        Согласно разработанной и экспериментально подтвержденной теории В.С. Сверлова ощущения препятствия возникают в результате отражения инфразвуков - звуков очень низкой частоты, находящихся ниже порога слышимости (ниже 20 колебаний в секунду). Сверхнизкочастотная звуковая волна, возникающая при передвижении человека, отражается находящимся в непосредственной близости препятствием и воспринимается незрячим. Возникающее ощущение не может быть определено как слуховое, так как звуки, лежащие ниже порога слышимости, не вызывают ощущений громкости, высоты и тембра, а ощущаются лишь как колебания воздушной среды. На этом основании Б.Г. Ананьев предположил, что в основе ощущения препятствия лежат вибрационные ощущения, возникающие при воздействии на человека сверхнизкочастотных колебаний. (стр. 169)

        Так, у глухих при отсутствии словесной речи фор мой компенсации становится жестовая речь. Известно о развитии «шестого чувства» у слепых: способности улавливать наличие приближающихся предметов даже при полном отсутствии зрения. Широко известна и утонченная способность слепых при помощи осязания различать размеры, форму и фактуру предмета.

        И наконец, общим для недостаточности сенсорной сферы — как зрения, так и слуха — является определенная специфика аномального развития личности, наблюдаемого в неблагоприятных условиях воспитания и неадекватности педагогической коррекции. Причинами патологического формирования личности дефицитарного типа, связываемого В. В. Ковалевым, как указывалось, с дефектами сенсорной и моторной сферы, инвалидизирующими соматическими заболеваниями, считаются как реакция личности на хроническую психотравмирующую ситуацию, обусловленную осознанием своей несостоятельности, так и ограничение возможностей контактов вследствие сенсорной, моторной либо соматической депривации.

        Изменения личности у детей с дефектами зрения и слуха описаны Л. С. Выготским (1924), Т. П. Симеон (1935), Г. Штутте (1960), В. Майер-Гроссом с сотр. (1960), Г. В. Козловской (1971), В. Ф. Матвеевым и Л. М. Барденштейном (1976). Клинико-пси-хологическая структура такого дефицитарного типа развития личности включает ряд общих признаков. К ним относятся пониженный фон настроения, астенические черты, нередко с явлениями ипохондричности, тенденция к аутизации как следствие объективных затруднений контактов, связанных с основным дефектом, так и гиперкомпенсаторного ухода во внутренний мир, нередко в мир фантазий. Такое стремление к аутизации, а также формирование невротических, иногда истериформных свойств личности нередко усугубляется неправильным воспитанием ребенка в виде гиперопеки (Г. Е. Сухарева, 1959), инфантилизирующей его личность, еще более тормозящей формирование социальных установок. Следует, однако, отметить, что эти эмоциональные и личностные расстройства, как правило, формируются у таких детей, если они находятся в неадекватных условиях обучения и воспитания.

        1. Особенности эмоциональной сферы слепых и слабовидящих детей

        В тифлопсихологической литературе описание эмоциональных состояний и чувств слепых представлено в основном по наблюдению или самонаблюдению (А. Крогиус, Ф. Цех, К. Бюрклен и др.).

        Влияние нарушений зрения на эмоции и чувства человека

        • Эмоции и чувства человека,
          являясь отражением его реальных отношений
          к значимым для него объектам и субъектам,
          не могут не изменяться
          под влиянием нарушений зрения, при которых
          • сужаются сферы чувственного познания,
          • изменяются потребности и интересы.

          Ситуации, вызывающие тяжелые эмоциональные состояния

          • Особое место в возникновении
            тяжелых эмоциональных состояний занимает:

            понимание своего отличия
            от нормально видящих сверстников,
            возникающее в возрасте 4 - 5 лет,

          • профессии,
          • партнера для семейной жизни
            в юношеском возрасте.

          • сниженная самооценка,
          • низкий уровень притязаний и
          • выраженные депрессивные
            компоненты поведения.

          Исследования эмоциональных отношений в сравнении со зрячими

          • большее неблагополучие слепых и слабовидящих детей
            в эмоциональном отражении своих отношений с миром
            • вещей,
            • людей,
            • обществом.
            • дети с нарушением зрения более ранимы,
              особенно по шкале самооценки. При этом
              • слабовидящие дети показали
                • большую эмоциональность и
                • большуютревожность
                  по сравнению с тотально слепыми детьми.

                Страх неизведанного пространства и живых объектов (Н.С. Царик)

                • страх перед неизвестным, неизведанным пространством,
                  наполненным предметами
                  с их опасными для ребенка свойствами.
                • при неумелом руководстве родителей,
                  допустивших множество неудачно окончившихся попыток
                  в удовлетворении ребенком своей потребности
                  в движении и освоении пространства.
                • наличие страха и боязни обследования живых объектов
                  слепыми школьниками, преодоление которого
                  требует умелого руководства
                  • познавательными интересами и
                  • развитием познавательных потребностей слепых детей.

                  Понимание эмоционального состояния человека
                  по экспрессивным признакам речи (Т.В. Корнева, А.А. Крогиус)

                  • слепые обнаруживают большую точность
                    в распознавании эмоциональных состояний говорящего.
                    Оценивая эмоциональные состояния,
                    они выделяют и адекватно оценивают
                    такие качества личности говорящего, как:
                    • активность,
                    • доминантность,
                    • тревожность.

                    • понимать эмоциональные состояния,
                    • улавливать самые «тонкие изменения голоса собеседника».

                    Становление эстетических чувств у слепых и слабовидящих

                    • в большой мере затруднено нарушениями или потерей зрения,
                      так как при этом выключается из сферы восприятия
                      целая гамма чувств, возникающих при зрительном восприятии красоты.
                    • Однако восприятие мира на основе сохранных анализаторов
                      позволяет слепому и слабовидящему
                      • испытывать эстетические чувства,
                      • наслаждаться
                        • природой,
                        • поэзией,
                        • музыкой,
                        • архитектурой.

                        Воспитание эстетических чувств в деятельности (О.И. Егорова)

                          Способности эстетически наслаждаться развиваются,
                          прежде всего, не в сфере созерцания,
                          а в сфере деятельности (О. И. Егорова).

                        4. Влияние различных типов отношений в семье на развитие личностных качеств слепых

                        Влияние различных типов отношений в семье на развитие личностных качеств слепого и слабовидящего ребенка изучалось Г. А. Буткиной и С. М. Хорош.

                        Воспитание слепого ребенка в атмосфере чрезмерной заботы