Экосистемный уровень эпидемического процесса. Социальный уровень эпидемического процесса.

Обновлено: 16.05.2024

Осознание единства природы и общества, преломляющегося в единстве биологического и социального в эпидемическом процессе, неизбежно приводит к отрицанию, как примитивного биологизма, так и вульгарного социологизма в эпидемиологии. Эпидемиология - это синтез естественных и общественных знаний, поскольку объект ее исследования, т.е. эпидемический процесс - биосоциальное (социально-экологическое) явление.

Эпидемиологическая соцэкосистема эпидемического процесса социально детерминирована, вследствие чего социально детерминирована и вся его система в целом. На этом уровне социальные факторы из внешних условий, какими они были по отношению к изолированно изучаемому экосистемному уровню, превращаются в компонент эпидемического процесса, осуществляющий его внутреннюю регуляцию.

Саморегуляция, свойственная биологическим уровням эпидемического процесса, остается внутренним свойством его как целой системы. Вместе с тем его высшему (соцэкосистемному) уровню принадлежат управляющие функции.

Поскольку активное по отношению к биологическим уровням начало, представленное соцэкосистемным уровнем, является органичной внутренней частью системы эпидемического процесса, всю его систему следует признать одновременно и саморегулирующейся и управляемой. При этом социальные механизмы регуляции имеют первостепенное, решающее значение, выступая в роли регуляторов функционирования биологической основы эпидемического процесса, т.е. паразитарной системы.

По мере совершенствования средств, методов и расширения масштабов целенаправленного воздействия общества на эпидемический процесс значимость управления им все больше превалирует над значимостью его способности к саморегуляции.

Признание социально-биологической (социально-биоэкологической) сущно-сти эпидемического процесса указывает на то, что причину его нельзя сводить ни к взаимодействию компонентов его паразитарной системы (гетерогенным и изменчивым популяциям паразита и его хозяина), ни к умозрительно выделенному какому-либо следствию этого взаимодействия в виде, например, становления некоего «эпидемического» штамма этиологического агента.

Говоря о неисчерпаемом многообразии причинно-следственных связей в эпидемическом процессе нужно иметь в виду их реализацию на всех уровнях его структуры - от субклеточного до соцэкосистемного.

На каждом уровне реализуется своя, присущая данному уровню, внутренняя причина. Например, на организменном уровнепричиной инфекционного процесса является взаимодействие макроорганизма и патогенного микроорганизма, которое разворачивается на фоне как внутренних (особенности организма), так и внешних (особенности среды) условий. Науровне паразитарной системыпричиной ее существования является взаимодействие составляющих ее популяций паразита, его переносчиков и хозяев под влиянием как внутренних (особенность этих популяций), так и внешних (особенности природной среды) условий. Наэкосистемном уровнепричиной существования эпидемического процесса является взаимодействие паразитарной системы с экологическими факторами среды под влиянием факторов окружающей социальной среды. Причиной соцэкосистемного уровня, как и эпидемического процесса в целом, является взаимодействие его экологической и социальной подсистем, образующее эпидемиологическую соцэкосистему.

Причина каждого вышестоящего уровня эпидемического процесса является внешней по отношению к причине нижестоящего уровня, причем специфика внешнего воздействия всегда преломляется через специфику внутреннего взаимодействия.

Эпидемический процесс отражает экологию паразита в человеческом населении (В.М. Жданов, 1964; О.В. Бароян, 1968), поскольку социально организованное человеческое общество является той экологической средой («материальным субстратом»), в которой развиваются эпидемиологически значимые биологические процессы.

Тема занятия: «Учение об эпидемическом процессе».

· основных программ в области охраны здоровья населения.

3.Овладеть умениеманализировать проявления эпидемического процесса и выявлять условия; определяющие их существование.

Задание на самоподготовку:

1. Вспомните из курса инфекционных болезней определение понятий «инфекционный процесс», «инкубационный период»; особенности течения инфекционных болезней, формы проявления инфекционного процесса.

2. Уясните основные вопросы темы, используя вопросы для подготовки к занятию.

3. Проверьте уровень усвоения материала, ответив на вопросы тестового задания (Приложение № 2).

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Определения понятия «эпидемический процесс». Основные звенья эпидемического процесса: источник инфекции, механизм передачи, восприимчивое население.

2. Определение понятия «источник» и «резервуар инфекции».

3. Механизм передачи - вторая необходимая предпосылка для возникновения и поддержания непрерывности эпидемического процесса. Фазность механизма передачи. Типы механизма передачи. Пути и факторы передачи.

4. Схемы развития эпидемического процесса при инфекционных заболеваниях, вызванных облигатно - и условно - патогенными микроорганизмами (антропонозы), факультативными или ложными паразитами (сапронозы), особенности развития эпидемического процесса при зоонозах. Многообразие способов заражения людей при зоонозах и сапронозах.

5. Восприимчивость населения - третья предпосылка для возникновения и поддержания эпидемического процесса.

6. Многофакторная природа инфекционного и эпидемического процессов. Биологические, социальные и природные факторы как необходимые, дополнительные и достаточные причины инфекционного и эпидемического процессов.

7. Генотипические и фенотипические свойства возбудителя и их значение в инфекционном и эпидемическом процессе.

8. Влияние специфического иммунитета и факторов неспецифической защиты организма на инфекционный и эпидемический процессы. Иммунная прослойка, естественные и искусственные пути ее формирования.

9. Формирование персистентной инфекции как важнейший приспособительный механизм для сохранения возбудителя.

10. Значение социальных факторов как совокупности общественных отношений и конкретных элементов социальной среды. Влияние социальных факторов на реальную опасность источников инфекции, жизнедеятельность возбудителей, активность известных и формирование необычных путей передачи инфекций, состояние индивидуального и коллективного иммунитета, на качество проведения противоэпидемических мероприятий.

11. Природные факторы. Совокупность абиотических и биотических элементов внешней среды, которые оказывают активизирующее или тормозящее воздействие на эпидемический процесс.

12. Учение о природной очаговости Е. Н. Павловского. Определение понятия «природный очаг». Условия, определяющие его существование. Типы природных очагов.

13. Теория саморегуляции паразитарных систем В. Д. Белякова и соавт., ее основные положения, теоретическое и практическое значение.

14. Экосистемный и соцэкосистемный уровни эпидемического процесса. Социально - экологическая концепция Б. Л. Черкасского.

15. Проявления эпидемического процесса по интенсивности. Понятие об эндемических и экзотических болезнях.

16. Распределение инфекционной заболеваемости по территории.

17. Распределение инфекционной заболеваемости во времени. Проявления эпидемического процесса в многолетней и годовой динамике.

18. Распределение инфекционной заболеваемости среди различных групп населения.

19. Характеристика эпидемий. Группировка эпидемий по особенностям развития во времени.

20. Определение понятий «профилактические мероприятия» и «противоэпидемические мероприятия». Группировка противоэпидемических мероприятий. Мероприятия, направленные на источник инфекции при антропонозах.

21. Основы организации противоэпидемической работы:

22. . правовые основы противоэпидемической деятельности;

23. . государственный санитарно - эпидемиологический надзор, его определение и содержание;

24. Профилактическая работа на врачебном участке. Кабинет инфекционных заболеваний в поликлинике, его задачи в области профилактики инфекционных заболеваний. Прививочные кабинеты, их предназначение и особенности работы.

25. Участие ЛПУ в разработке проектов организационно методических документов на основе результатов эпидемиологических исследований. Проведение санитарно - просветительной работы среди населения по вопросам профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний. Роль ЛПУ в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

26. Современные методы планирования, используемые в противоэпидемической деятельности.

27. Основные программы в области охраны здоровья населения:

28. - приоритетный национальный проект «Здоровье»

- глобальная программа иммунизации

- глобальная программа по ВИЧ - инфекции

- глобальная программа по ликвидации полиомиелита

29. Федеральные (национальные) целевые программы: «Вакцинопрофилактика»,

30. « Здоровье населения России» и т. д.

31.Местные программы оздоровления окружающей среды и охраны здоровья населения. Основные этапы программной деятельности.

Практическая часть:

3. Самостоятельная работа.

4. Тестовый контроль качества усвоения материала занятия (Приложение № 2).

5. Задание на дом.

Вопросы входного контроля:

· Дайте определения эпидемического процесса

· Дайте определение понятия «источник инфекции»

· Назовите категории носителей

· Дайте определение понятия «механизм передачи»

· Дайте определение эпидемии

· Назовите основные типы механизма передачи

· Перечислите основные положения теории саморегуляции паразитарных систем В. Д. Белякова

· Дайте определение нозоареала

· Перечислите принципы, положенные в основу классификаций инфекционных болезней человека

· Дайте определение эпидемической вспышки

задания для самостоятельной работы:*

Укажите, какие утверждения верны, а какие ошибочны. Объясните ошибку каждого неверного, по Вашему мнению, утверждения.

1.1-А. Эпидемический процесс- это:

а) распространение инфекционных болезней среди животных;

б) распространение инфекционных болезней среди растений;

в) распространение инфекционных болезней в популяции людей;

г) состояние зараженности организма человека или животного;

д) распространение инфекционных болезней, свойственных данной местности.

1.1-Б. Звеньями эпидемического процесса являются:

а) возбудитель инфекционных болезней;

б) источник возбудителя инфекции;

в) механизм передачи возбудителя;

г) вода, воздух, почва, предметы быта и производства, живые переносчики;

д) восприимчивые люди;

е) любая среда, в которой возбудитель сохраняется длительный срок.

1.1-В. Источниками возбудителей инфекции являются:

а) вши, зараженные Rickettsia prowazekii;

б) блохи, зараженные чумными бактериями;

в) вода, в которой обнаружены холерные вибрионы;

г) больной холерой;

д) торт, из крема которого выделен стафилококк;

е) суслик, больной чумой.

1.1-Г. Факторы передачи возбудителя инфекционных болезней - это:

а) бактерионоситель дифтерийных палочек;

б) куры, у которых выделены S. Typhimurium;

г) овца, больна бруцеллезом;

д) брынза, приготовленная из молока овцы больной бруцеллез;

е) клещи, зараженные вирусом клещевого энцефалита.

1.1-Д. Установите соответствие:

Класс (группа) инфекционной болезни

Резервуар возбудителя

А. Абиотические объекты (почва, вода открытых водоемов)

Б. Животные, люди

1.2.-А. Эпидемический очаг- это:

а) группа детского сада, где выявлен больной коклюшем;

б) носоглотка больного дифтерией;

в) класс школы, где учится носитель токсигенных дифтерийных бактерий;

г) верхние дыхательные пути больного гриппом;

д) квартира больного сальмонеллезом;

е) бубон в подмышечной области у больного туляремией;

ж) нора суслика на территории, неблагополучной по чуме;

з) кишечник больного дизентерией;

и) группа детского сада, где выявлен больной ветряной оспой.

1.2.- Б. Выберите, в каких случаях госпитализация больного обязательна:

а) коклюшем болен 3-месячный ребенок;

б) брюшной тиф диагностирован у 27-летнего больного; течение болезни легкое, родственники просят оставить его дома, жилищные условия хорошие, возможна изоляция, квалифицированный уход, «пищевиков» в семье нет;

в) дизентерия диагностирована у повара столовой, течение болезни легкое, жилищные условия хорошие, состав семьи: жена-учительница, дочь -студентка;

г) установлено обострение хронического бруцеллеза у больного 40 лет, живущего с семьей в благоустроенной квартире;

д) школьник 3-го класса болен скарлатиной, течение болезни легкое, живет в благоустроенной квартире, состав семьи, отец-военнослужащий, мать-домохозяйка, бабушка- пенсионерка.

1.2- В. В каких примерах выполнено полное эпидемическое обследование очага, если установлено:

а) заболевший вирусным гепатитом В получил 300 мл донорской крови 2 мес назад;

б) заболевание дифтерией в школе связывают с плохим проведением прививок;

в) заболевшие брюшным тифом пили молоко, купленное на рынке у продавца, жена которого- хронический носитель брюшнотифозных бактерий;

г) заболевания скарлатиной в группе детского сада связывают с ребенком, возвратившимся после ангины несколько дней назад;

д) все больные пищевой токсикоинфекцией во время обеда в столовой ели котлеты;

е) заболевшие лептоспирозом дети купались в пруду, на берегу которого находится свиноферма.

Правильные ответы

1.1-А.

а) неправильно. Это эпизоотический процесс;

б)неправильно. Это эпифитотический процесс;

г) неправильно. Это инфекционный процесс.

д) неправильно. Это энзоотия.

1.1-Б. а) неправильно. Это этиологический агент инфекционной болезни;

г) неправильно. Это факторы, реализующие механизм передачи возбудителя;

е) неправильно. Это фактор передачи возбудителя

1.1.-В.а) неправильно. Это переносчики возбудителя;

б) неправильно. Это переносчики возбудителя;

в) неправильно. Это фактор передачи возбудителя;

д) неправильно. Это фактор передачи возбудителя;

1.1-Га) неправильно. Это источник инфекции;

б) неправильно. Это источник инфекции;

г)неправильно. Это источник инфекции;

1.1-Д.1-В;

2-Г;

3-Б;

А.

1.2-А. а) правильно;

б) неправильно. Это инфекционный очаг;

в) правильно;

г) неправильно. Это инфекционный очаг.;

д) правильно;

е) неправильно. Это инфекционный очаг;

ж) неправильно. Эпизоотический очаг;

з) неправильно. Это инфекционный очаг;

И) правильно.

1.2.-Б.а) правильно;

г) неправильно. Это облигатный зооноз, госпитализируют по клиническим показаниям;

д) неправильно. Госпитализируют по клиническим и эпидемиологическим показаниям.

1.2.-Ва) неправильно. Не выявлен источник инфекции;

б) неправильно. Не выявлен источник инфекции;

д) неправильно. Не выявлен источник инфекци;

*Эпидемиология (тесты, задачи, упражнения): Учеб. пособие / Н. Д.Ющук, Ю.В. Мартынов, М. А. Жогова и др. - М.: Медицина, 1997

Рекомендованная литература:

1. Покровский В. И., Пак С. Г., Брико Н. И., Данилкин Б. К. Инфекционные болезни и эпидемиология // Учебник для студентов лечебных факультетов медицинских вузов - 2-е изд. - М.: ГЭОТАР - МЕД. - 2004. - 816 с.

2. Покровский В. И., Онищенко Г. Г. Черкасский Б. Л. Эволюция инфекционных болезней в России в XX веке. - М.: Медицина, 2003.

3. Руководство по эпидемиологии инфекционных болезней под ред. В. И. Покровского - М, Медицина, 1993 , т. 1, С. 5-119, 220-252.

Проявления эпидемического процесса.

Эндемическая заболеваемость,или эндемия, — это постоянно регистрируемая на определенной территории за­болеваемость определенной болезнью, обусловленная социальными и при­родными условиями.

Экзотическая заболеваемость— заболеваемость, несвой­ственная данной местности. Она возникает в результате заноса или завоза возбудителя с других территорий. Повсеместное распространение по всему земному шару характерно для большинства антропонозных инфекций и ряда зоонозов домашних животных. Территориальная неравномерность распреде­ления заболеваний характерна для зоонозов, резервуаром возбудителя кото­рых являются дикие животные, и ряда антропонозов, что регулируется при­родными и социальными условиями. Территорию распространения заболе­ваний называют нозоареалом.С известной долей условности все инфекционные болезни по особенностям их территориального распростра­нения и типу нозоареала можно объединить в две группы: с глобальным и региональнымраспределением. Глобальное распространение характерно для большинства антропонозных инфекций и ряда зоонозов домашних живот­ных. Региональное распространение заболеваний свойственно прежде всего природно-очаговым инфекциям.

В зависимости от интенсивности распространения болезни эпидемический процесс может проявляться в виде спорадической заболеваемости, групповых заболеваний (эпидемических вспышек), эпидемий и пандемий (рис. 5). При­нято считать, что главное отличие перечисленных форм заключается в коли­чественной стороне вопроса, т.е. под

Спорадическойзаболеваемостью понима­ются единичные, не связанные между собой, неповсеместные и нерегулярные заболевания.

Эпидемической вспышкойназываются групповые заболевания, свя­занные с одним источником (путями и факторами передачи) инфекции и не выходящие за пределы семьи, коллектива, населенных пунктов.

Эпидемия— это более интенсивное и широкое распространение инфекционной болезни, ох­ватывающее население целого региона страны или нескольких стран. Иначе говоря, это ряд переходящих и наслаивающихся вспышек на больших терри­ториях. И наконец,

Пандемия— это повсеместная эпидемия, интенсивно рас­пространяющаяся во многих странах или даже во всех частях света. Иногда под спорадической заболеваемостью понимают регулярно наблюдаемый, cложившийся для данной местности уровень заболеваемости, а под эпидемией — заболеваемость, превышающую обычную для данной местности норму.

Для инфекционных болезней характерны колебания уровня заболеваемости в многолетней и годовой (помесячной) динамике. В многолетней динамикевыделяют эпидемическую тенденцию, цикличность и нерегулярные колеба­ния заболеваемости. Годовая динамикавключает межсезонный, средний круг­логодичный уровень и сезонное повышение заболеваемости. Инфекционные болезни поражают неодинаково разные социально-возрастные группы насе­ления. Интерпретация этих проявлений зависит от эпидемиологических осо­бенностей болезни. При инфекционных болезнях с активнодействующим аэро­зольным механизмом передачи основное значение имеет иммунологический фактор, и болеют ими преимущественно дети раннего возраста, посещающие организованные коллективы. Зоонозными инфекциями чаще заражаются взрос­лые люди, в профессиональные обязанности которых входит уход за животны­ми или переработка животного сырья. В то же время некоторые кишечные ин­фекции распространены среди определенных возрастных и профессиональных групп населения, связанных с возможностью заражения через пищу или воду.

Взаимозависимость элементов эпидемического процесса позволяет рассмат­ривать его как сложное социально-биологическое явление, при этом приори­тет в значительной части случаев принадлежит социальным факторам. Соци­альная средаисключительно многообразна по проявлениям и возможностям воздействия на эпидемический процесс. Ее конкретные элементы активизи­руют или тормозят эпидемический процесс, способствуя или препятствуя жизнедеятельности возбудителей инфекций, реализации путей передачи, а также повышают или снижают восприимчивость людей к возбудителю. Вместе с тем при болезнях, главным образом с аэрозольным механизмом передачи, заболе­ваемость регулируется инфекционно-иммунологическим взаимодействием развития эпидемического процесса, сопровождающимся нарастанием или па­дением коллективного иммунитета и изменением биологических свойств цир­кулирующего возбудителя.

Теория саморегуляции эпидемического процесса,разработанная В.Д. Беляко­вым (1921 — 1996), акцентирует внимание на внутренних механизмах развития эпидемического процесса, характеризуя явления, свойственные его биологи­ческой основе, т.е паразитарной системе. В соответствии с теорией саморегу­ляции, движущей силой функционирования паразитарной системы эпидеми­ческого процесса является взаимообусловленная изменчивость биологических свойств взаимодействующих гено- и фенотипически гетерогенных популяций паразита и хозяина. Динамику эпидемического процесса во времени теория объясняет фазовой самоперестройкой популяций паразита, происходящей под влиянием изменений в иммунном статусе популяции хозяина. Основные по­стулаты теории убеждают в ее применимости к тем инфекциям, механизм передачи возбудителей которых обеспечивает постоянное массовое распрост­ранение возбудителя и при которых формируется иммунитет, способный ре­гулировать взаимодействие популяций паразита и хозяина.

В соответствии с социально-экологической концепцией,разработанной Б.Л. Черкасским, паразитарная система является хотя и важнейшей, но лишь составной частью, одним из уровней целостной системы эпидемического процесса. Паразитарная система посредством механизма передачи связана с при­родной средой обитания, образуя в совокупности эпидемиологическую экоси­стему, или экосистемный уровень системы эпидемического процесса. Экосистемный уровень отражает экологию паразита в популяциях биологических хозяев и на объектах окружающей среды, которые являются регуляторами жизнедеятельности, гетерогенности и изменчивости структуры популяции па­разита. На этом уровне социальные факторы влияют на паразитарную систему извне, играя роль внешних условий ее функционирования.

Создать рациональную классификацию инфекционных болезней пытались с давних пор, при этом широко использовали самые разные подходы и клас­сификационные признаки. В руководстве по Международной статистичес­кой классификации болезней и связанных с ними проблем здоровья населе­ния (10-й пересмотр), принятой 43-й Всемирной ассамблеей здравоохране­ния (1992), выделен первый класс — «некоторые инфекционные и паразитарные болезни». В этот класс включен даже неполный перечень острозаразных бо­лезней, а многие инфекционные болезни разбросаны по всем классам клас­сификации.

Впервые последовательно выдержанную классификацию инфекционных болезней, основанную на едином признаке (локализации возбудителя в орга­низме), предложил Л.В. Громашевский. Он считал, что рациональная класси­фикация инфекционных болезней является не только высшим обобщением достижений науки, но и теоретическим ключом для планирования системы эпидемиологического надзора за инфекционными болезнями вплоть до их искоренения. В соответствии с основной локализацией в организме, опреде­ляющей механизм передачи инфекции, все инфекционные болезни подразде­лены Л.В. Громашевским на четыре группы: 1) кишечные инфекции; 2) ин­фекции дыхательных путей; 3) кровяные инфекции; 4) инфекции наружных покровов. Вместе с тем для практических нужд первоочередное значение име­ют и такие не менее важные показатели, как характеристика основных резер­вуаров возбудителей инфекции (человек, животное и абиотическая среда) и закономерности передачи возбудителей людям от этих резервуаров. Действи­тельно, локализация возбудителя в организме может быть множественной. Для зоонозных инфекций характерно несколько механизмов передачи, причем определить главный подчас трудно. Ряд сапронозов вообще не имеет законо­мерного механизма передачи инфекции. Как правило, и человек, и тепло­кровное животное являются биологическим тупиком для возбудителя, по­этому закономерной «цепной» передачи его от особи к особи не существует. С эпидемиологических позиций данный класс инфекций целесообразно раз­делить по природным резервуарам (основная среда обитания) возбудителей, определяющим специфику эпидемического проявления разных сапронозных инфекций. На современном этапе развития эпидемиологической науки наи­более рациональна классификация, предложенная Б.Л. Черкасским (1994). Она отражает не только специфику резервуара возбудителей, но и особенности передачи патогенных микроорганизмов человеку из этих резервуаров (табл. 1). Только сочетание экологических и эпидемиологических признаков способно отразить эпидемиологическую специфику каждой инфекционной (паразитар­ной) болезни.

Эпидемический процесс проявляется инфекционной заболеваемостью. При этом формируются эпидемические очаги. Что же такое эпидемический очаг? Существуют несколько определений. По В.Д.Белякову (1976г) эпидемический очаг - это территория на которой возможно в определенных границах времени и пространства заражение людей возбудителями инфекционных болезней. В современном определении эпидемический очаг - это проявление эпидемического процесса манифестными и бессимптомными формами заболеваний, включающий в себя такие элементы как:

1. больной (больные), оцениваемый (оцениваемые) с точки зрения распространения возбудителя;

2. здоровые люди, оцениваемые с точки зрения риска заражения;

3. внешняя среда, оцениваемая с точки зрения опасности заражения людей.

Эпидемический очаг имеет две границы:

1. Территориальную - характеризующую степень распространения возбудителя с факторами передачи вокруг источника инфекции.

2. Временную - срок максимального инкубационного периода после изоляции источника инфекции от момента проведения заключительной дезинфекции, преполагающей уничтожение всех возбудителей данного инфекционного заболевания во внешней среде в пределах территориальных границ очага.

До недавнего времени, когда эпидемиологи занимались преимущественно острыми манифестными инфекциями, очаг считался действующим в течение максимального инкубационного периода болезни после изоляции больного и проведения заключительной дезинфекции. Предполагалось, что за это время все зараженные от больного лица должны заболеть. Если заболеваний не возникло, очаг считался ликвидированным. При современном понимании разнообразной инфекционной патологии этих данных для определения сроков активности эпидемического очага оказывается недостаточно. При антропонозных инфекциях с низкой манифестностью второе заболевание после первого может возникнуть через 2—3 инкубационных периода за счет передачи возбудителя лицами, у которых инфекция протекала в бессимптомной форме. Поэтому при определении временных границ очага необходимо учитывать и наличие носителей.

Пространственные границы очага, если исходить из представлений о контактной передаче возбудителя, как правило, ограничиваются непосредственным окружением больного. Между тем при их определении необходимо учитывать как разные механизмы передачи, так и возможность различной реализации одного и того же механизма передачи в тех или иных условиях. Если возбудитель передается только капельным путем, границы очага определяются комнатой, в которой находился заболевший, с учетом всех лиц, которые с ним общались, по крайней мере в закрытом помещении. При возможности передачи возбудителя через капельно-ядерную фазу аэрозоля в понятие очага должны быть включены смежные комнаты и даже этажи. При трансмиссивной передаче принимается во внимание дальность лета (радиус действия) членистоногих. При фекально-оральной передаче возбудителя учитываются все лица, посещавшие ту же столовую или употреблявшие ту же воду, что и заболевший, а также дальность лета мух, если они имеются.

Окончательное определение границ очага - функция врачей-эпидемиологов, выполняемая ими при эпидемиологическом обследовании. Однако, войсковой врач, впервые заподозривший у военнослужащего заболевание инфекционного характера, уже в первые минуты пребывания в очаге должен ориентировочно очертить его границы. Правильно представить границы очага при первом знакомстве с ним - это большое искусство, вырабатываемое врачом в процессе работы в войсках. Это умение базируется, в первую очередь, на знании инкубационных периодов инфекционных болезней и их эпидемиологии, то есть вероятных источников инфекции и периодов их заразительности, механизмов и путей передачи и восприимчивости.

Сужение истинных границ очага может явиться причиной распространения инфекции и возникновения новых случаев заболеваний в данном очаге или новых очагов. Напротив, необоснованное расширение границ очага приводит к неэкономному и нерациональному использованию медицинских сил и средств.

Войсковые врачи, а тем более эпидемиологи, должны знать продолжительность максимального инкубационного периода наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний и периоды заразительности источников возбудителя инфекции. Эти данные представлены в слайде №1.

Эпидемиологическое обследование — это выявление причин и условии развития эпидемического процесса в конкретных условиях эпидемического очага в целях выбора мероприятий по его локализации и ликвидации.

Основной целью эпидемиологического обследования является выбор главного направления работы и обоснования плана противоэпидемических мероприятий для оперативной ликвидации возникшего очага инфекционной заболеваемости. Этого можно достичь с помощью выполнения следующих задач:

· Необходимо ответить на вопрос кто? Следовательно попытаться установить источник возбудителя инфекции.

· Необходимо ответить на вопрос как? Следовательно установить пути (факторы) передачи возбудителя инфекции.

· Необходимо ответить на вопрос где и когда? Следовательно попытаться установить место и время заражения.

· Необходимо оценить риск заражений и заболеваний в очаге

В зависимости от того, включает эпидемический очаг одного или нескольких больных, различают два типа очагов:

1) эпидемический очаг с единичным случаем заболевания

2) эпидемический очаг с множественными случаями заболеваний.

Эпидемический очаг, в границах времени и пространства которого возникло одно заболевание, называется очагом с единичным случаем заболевания.

Эпидемический очаг, в границах времени и пространства которого возникли повторные заболевания этиологически связанные друг с другом, называется очагом с единичным случаем заболевания.

Методика обследования эпидемического очага с единичным заболеванием отличается от методики обследования очага с множественными заболеваниями.

В соответствии с таким подразделением очагов, эпидемиологическое обследование проводят по двум схемам, каждая из которых имеет свои задачи и способы решения.

Эпидемический процесс как социально-экологическая система.

Социально-экологическая концепция, с позиций системного подхода вскрывает иерархическую структуру системы эпидемического процесса и выявляет функциональные взаимосвязи между явлениями, свойственными разным уровням его структуры.

Согласно этой концепции, эпидемический процесс представляет собой сложную многоуровневую целостную систему, обеспечивающую существование, воспроизведение и распространение паразитических видов микроорганизмов в человеческом обществе.

В структуре собственно эпидемического процесса были выделены 2 уровня:

· экосистемный (низший), который входит в состав соцэкосистемного в качестве его подсистемы.

Соцэкосистемный уровень (так же, как и эпидемический процесс в целом) — биосоциальное (социально-экологическое) явление, экосистемный — биоэкологическое.

Экосистемный уровень — это эпидемиологическая экосистема, то есть паразитарная система (взаимодействие популяций паразита и его биологических хозяев) в сочетании с окружающей ее природной экологической средой.

На экосистемном уровне реализуется принцип саморегуляции на основе положительных и отрицательных обратных связей, свойственный всем живым системам. Одним из механизмов саморегуляции паразитарных систем является реализуемый в них общебиологический принцип гетерогенности (неоднородности) структуры составляющих их популяции паразита, переносчиков и биологических хозяев. Составным звеном механизма саморегуляции паразитарных систем является и механизм передачи паразитов, обеспечивающий взаимодействие их популяций с популяциями биологических хозяев внутри паразитарной системы и взаимодействие этой паразитарной системы с абиотическими и биотическими объектами окружающей среды (вода, почва и др.) в пределах эпидемиологической экосистемы.

Паразитарная система дискретна, то есть состоит из отдельных особей в популяции хозяина, в организме каждого из которых развивается инфекционный процесс в виде клинически выраженных заболеваний или носительства. Инфекционный процесс является причиной формирования источника возбудителя инфекции. Реализация же того или иного механизма передачи превращает происходящее на организменном уровне взаимодействие паразита и хозяина в межпопуляционное взаимодействие экосистемного уровня, поэтому паразитарная система эпидемического процесса включает в себя иерархию множества инфекционных процессов. Без учета роли механизма передачи понятие «взаимодействие популяций паразита и хозяина» становится умозрительной абстракцией.

Иерархия инфекционного процесса также имеет многоуровневый характер, включая в себя ряд соподчиненных уровней:

· организменный (собственно инфекционный процесс, взаимодействующими подсистемами которого являются организменная субпопуляция паразита и система биологического равновесия макроорганизма),

· тканево-органный (взаимодействие локальной субпопуляции паразита и специфической организации отдельных органов и тканей макроорганизма),

· клеточный (система: особь паразита — клетка организма хозяина),

· субклеточный, или молекулярный (взаимодействие генетических аппаратов и биологических молекул паразита и хозяина).

В структуре эпидемического процесса высшим является соцэкосистемный уровень, в состав которого эпидемиологическая экосистема входит в качестве внутренней подсистемы. Второй внутренней подсистемой здесь является социальная организация человеческого общества. Причиной возникновения и существования эпидемического процесса является взаимодействие этих двух его составных подсистем. При этом социальная подсистема служит регулятором процессов в эко-системе.

8 Эпидемический процесс — непрерывное взаимодействие трех непосредственных движущих его сил( факторов звеньев) источника возбудителя инфекции (инвазии ) механизм передачи возбудителя инфекции и воспеимчевости насселения к данной инфекции .

Выключение (ис2коренение) носит необратимый характер например полное удаление из биосферы возбудителя натуральной оспы , то оно приводит и к полной ликвидации соответствующего Эпюпр в целом

9. Движущие силы эпидемического процессаявляются природные и социальные факторы.К природным соц.ф. относятся факторы оказывающие влияние на популяцию возбудителя, понижая или повышая его биологические свойства патогенности ( вирулентности), агрессивности, изменчивости, которые способствуют ослаблению или интенсификации эп.пр. Природные факторы влияют также на переносчиков возбудителей трансмиссивных болезней ( напр благоприятствуют или припятствуют выляту малярийного комара, выплоду клещей, передающих вирусный энцефолит), определяют сезонность Эп.пр. Природные факторы влияют нетолько на активность механизма передачи возбудителей, но и на физиологическое иммуннологическое состояние организма человека, то повышая, то понижая его естественную резистентность и формирование иммунитета ( болезни, уровень питания, возрастные половые особенности)

Под социальными факторами в эпид понимают всю сложную совокупность условий жизни людей. Соц фак оказывают тормозящие , активизирующее влияние на эп пр к ним относятся : характер производственной деятельности и материальная обеспеченность населения, условия труда, быта, отдыха. Плотность расселения людей и их местообитание ( город, село) тип жилища его санитарно- техническое состояние , благоустройство. Особенности питания, в т.ч обеспеченность медиц. Помощью, медикаментами, санитарная грамотность, стихийные бедствия, войны.

10) Биологический фактор эпидемиологического процесса- это эволюционно сложившийся характер популяционных взаимоотношений биологических видов- паразита и хозяина. В биологическом факторе отражена специфика эпидемического процесса (например, каждая из нозоформ - дизентерия, корь, сыпной тиф, сифилис- имеют свои, специфические особенности возникновения и распространения среди людей.)

Биологический фактор имеет значение в формировании сезонности, в ряде случаев- в масштабах развития эпидемического процесса( он определяет - в зависимости от состояния популяционного иммунитета или вирулентности возбудителя уровень заболеваемости.) Особенно ярко это видно при «детских» инфекциях ( страдают дети - неиммунная часть населения,) при природно- очаговых заболеваниях (чаще всего болеют пришлые, не подвергавшиеся проэпидемичиванию, люди), возникновении новой разновидности вируса гриппа А, появление которой приводит к развитию пандемий.

11. Природные факторы в эпидемиологии

Природные факторы- это совокупность природных условий, способствующих или препядствующих проявлению эпид.пр.

К природным фактор относятся:

Биотические эллементы- компоненты живой природы. Примером регулирующего влияния биотических эллементов при зоонозах является изменение интенсивности течения эп.пр при изменении численности грызунов ( интенсивности эпиззодического процесса) при природно- очаговых инфекциях. При трансмессивных зоонозах численность и миграция членистоногих переносчиков оказывает регулирующее влияние на интенсивность протекания эп пр.

Абиотические элементы - климат и ландшафтно- географические условия. Например чем ближе к эквватору тем выше разнообразие нозологических форм инфекц болезней.

12 Социальные факторы -это совокупность социальных условий, способствующих ( или препятствующих) проявлению эпидемического процесса.

К соц.факторам относятся:

2.социальная активность населения

3.санитарное благоустройство населенных пунктов

Уровень социального развития и производительных сил оказывает опосредованное влияние на условия развития эпидемического процесса. Он может оказывать как положительное так и отрицательное влияние на развитие эпидемического процесса. Примерами положительного влияния являются : повышение качества жизни и питания, а как следствие- улучшение состояния иммунитета; изменение культуры поведения, гигиенического воспитания; улучшение и развитие технологий. Примерами отрицательного влияния могут послужить: повышение количества лиц, употребляющих наркотики и изменение культуры сексуального поведения- распространение ВИЧ- инфекции и вирусного гепатита; ухудшение состояния экологии- снижение иммунитета.

Уровень социальной активности населения оказывает непосредственное и опосредованное влияние на интенсивность протекания инфекционного и эпидемического процессов. Чем выше социальная активность населения, тем более интенсивно протекает инфекционный процесс. Пик социальной активности населения исторически приходится на периоды войн и революций. Социальная активность может проявляться на уровне отдельной семьи или целого общества

Эпидемический процесс

Эпидемический процесс — непрерывное взаимодействие на видовом и популяционном уровнях неоднородных по эволюционно-сопряженным признакам отношения друг к другу возбудителя-паразита и организма человека в необходимых и достаточных социальных и природных условиях, проявляющееся манифестными и бессимптомными формами инфекции, распределяющимися среди населения по территории, времени и группам риска заражения и (или) заболевания.

До XIX века понятия «эпидемический процесс» не существовало. Одно из первых представлений об эпидемии сформулировал Ozanam (1835). Развивали идеи эпидемиологии и понятия «эпидемический процесс» A. Laveran (1877), П. И. Лукин (1836), И. И. Равич (1873), Larousse (1863), A. Gottstein (1897), Д. К. Заболотный (1927), К. Сталибрасс (1930). Впервые понятие «эпидемический процесс» ввел Л. В. Громашевский (1941). Уточнил содержание понятия «эпидемический процесс» В. Д. Беляков (1976). Позднее В. Д. Беляков выдвигает положение о саморегуляции эпидемического процесса (1987). Б. Л. Черкасский (1985) публикует серию работ об эпидемическом процессе как экосистеме.

Учение об эпидемическом процессе включает три раздела:

  • причина и условия (факторы) эпидемического процесса;
  • механизм развития эпидемического процесса;
  • проявления эпидемического процесса.

В первом разделе вскрывается сущность эпидемического процесса, то есть внутренняя причина его развития, а также условия, в которых протекает действие причины. Систематизация материалов этого раздела позволяет ответить в общих формулировках на вопрос, почему развивается эпидемический процесс. В клинической медицине, где на организменном уровне изучается патологический процесс, аналогичный раздел его изучения называется этиологией.

Во втором разделе учения об эпидемическом процессе излагается механизм его развития. Здесь формируется ответ на вопрос, как развивается эпидемический процесс. На организменном уровне изучения патологического процесса аналогичный раздел в клинической медицине называется патогенезом.

В третьем разделе изучаются проявления эпидемического процесса, то есть систематизируются материалы, иллюстрирующие, как проявляется эпидемический процесс, каковы его признаки. Раздел клинической медицины, изучающий признаки патологического процесса, называется семиотикой.

Содержание

Причина и условия (факторы) эпидемического процесса

Эпидемический процесс протекает непрерывно во времени и пространстве. При этом биологические факторы (взаимодействие гено- и фенотипически неоднородных по своим признакам популяций паразита и хозяина) формируют причины развития эпидемического процесса, а социальные и природные факторы — регулируют условия развития эпидемического процесса. Эпидемический процесс существует только при одновременном наличии причины и условий.

Биологический фактор

Биологический фактор — паразитарная система «паразит-хозяин», в которой обе взаимодействующие стороны проявляют определённые свойства (паразит — паразитизм и патогенность, хозяин — восприимчивость).

Социальные факторы

Социальные факторы — это совокупность социальных условий, способствующих (или препятствующих) проявлению эпидемического процесса.

К социальным факторам относятся:

  • социальное развитие;
  • социальная активность населения;
  • санитарное благоустройство населенных пунктов.

Уровень социального развития и производительных сил оказывает опосредованное влияние на условия развития эпидемического процесса. Он может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на развитие эпидемического процесса. Примерами положительного влияния являются: повышение качества жизни и питания, а как следствие — улучшение состояния иммунитета; изменение культуры поведения, гигиенического воспитания; улучшение и развитие технологий. Примерами отрицательного влияния могу послужить: повышение количества лиц, употребляющих наркотики и изменение культуры сексуального поведения — распространение ВИЧ-инфекции и вирусного гепатита; ухудшение состояния экологии — снижение иммунитета.

Уровень социальной активности населения оказывает непосредственное и опосредованное влияние на интенсивность протекания инфекционного и эпидемического процессов. Чем выше социальная активность населения, тем более интенсивно протекает инфекционный процесс. Пик социальной активности населения исторически приходится на периоды войн и революций. Социальная активность может проявляться на уровне отдельной семьи или целого общества.

Уровень санитарного благоустройства населенных пунктов оказывает непосредственное влияние на интенсивность развития эпидемического процесса. Сюда относятся состояние систем водоснабжения, водоотведения, сбора и удаления твердых и пищевых отходов и т. д.

Природные факторы

Природные факторы — это совокупность природных условий, способствующих или препятствующих проявлению эпидемического процесса.

К природным факторам относятся:

  • биотические элементы;
  • абиотические элементы.

Биотические элементы — это компоненты живой природы. Примером регулирующего влияния биотических элементов при зоонозах является изменение интенсивности течения эпидемического процесса при изменении численности грызунов (интенсивности эпизоотического процесса) при природно-очаговых инфекциях. При трансмиссивных зоонозах численность и миграции членистоногих переносчиков оказывает регулирующее влияние на интенсивность протекания эпидемического процесса.

Абиотические элементы — это климат и ландшафтно-географические условия. Например, чем ближе к экватору, тем выше разнообразие нозологических форм инфекционных болезней.

Механизм развития эпидемического процесса

В соответствии с первым законом Л. В. Громашевского, эпидемический процесс развивается по триаде:

  • источник возбудителя инфекции;
  • механизм передачи возбудителя инфекции;
  • восприимчивый организм.

Источник возбудителя инфекции

Источник возбудителя инфекции — зараженный (инфицированный) организм человека, животного или растения, от которого может произойти заражение восприимчивых людей.

Резервуар источника возбудителя инфекции — совокупность основных источников возбудителя инфекции. Так, для антропонозов источником возбудителя инфекции будет являться человек (больной манифестными или бессимптомными формами заболевания), для зоонозов — домашние, дикие или синантропные животные (больные манифестными или бессимптомными формами заболевания), для сапронозов — абиотические объекты окружающей среды.

Механизм передачи возбудителя инфекции

Механизм передачи возбудителя инфекции — способ перемещения паразита из больного организма в здоровый, обеспечивающий его существование как биологического вида.

Второй закон Л. В. Громашевского гласит: механизм передачи возбудителя инфекции зависит от основной эпидемической локализации возбудителя (варианты эпидемической локализации возбудителя: кровь, фекалии, слизь, чешуйки кожи).

Эволюционно сформировавшиеся системы соответствия основной локализации возбудителя в организме и механизма передачи

Локализация в организме Механизм передачи
Наружные покровы (кожа, некоторые открытые слизистые оболочки — конъюнктива, наружные отделы половых органов) Контактный (прямой и непрямой контакт)
Дыхательные пути Аэрогенный
Желудочно-кишечный тракт Фекально-оральный
Кровеносная система (кровь, эндотелий кровеносных сосудов) Трансмиссивный (векторный) — за счет эктопаразитов-членистоногих

Путь передачи — определённая совокупность и последовательность факторов передачи, с помощью которых реализуется механизм передачи.

Аэрозольный механизм передачи возбудителя включает пути передачи:

  • воздушно-капельный (менингококковая инфекция, ОРВИ; время существования — минуты)
  • воздушно-пылевой (скарлатина, туберкулез; время существования — сутки, недели, месяцы)

Фекально-оральный механизм передачи возбудителя включает пути передачи:

  • водный (фактор передачи — вода)
  • пищевой (фактор передачи — пища)
  • контактно-бытовой (фактор передачи — предметы быта)

Контактный механизм передачи возбудителя включает пути передачи:

  • прямой (син. непосредственный; источник — человек; пример — половые инфекции)
  • непрямой (син. опосредованный; источник — предмет — человек; пример — микозы)

Трансмиссивный механизм передачи возбудителя включает пути передачи:

  • естественный (контаминационный — возбудитель выделяется с фекалиями переносчика; инокуляционный — возбудитель вводится со слюной)
  • искусственный (связанный с медицинскими манипуляциями: инъекционный, ассоциированный с операцией, ассоциированный с диагностической манипуляцией, трансфузионный, трансплантационный)

Фактор передачи — объект окружающей среды, с помощью которого возбудитель перемещается из больного организма в здоровый. К факторам передачи относятся: воздух, вода, пища, почва, предметы быта, переносчики (членистоногие).

Факторы передачи подразделяются на:

  • начальные,
  • промежуточные
  • конечные.

Кроме того, факторы передачи можно условно разделить на основные и дополнительные.

Фазы перемещения паразита:

  • выделение из зараженного организма,
  • пребывание в окружающей среде,
  • внедрение в восприимчивый организм.

Восприимчивый организм

Восприимчивость — способность хозяина болеть заболеваниями, вызываемыми возбудителями, что проявляется патологическими и ответными защитными специфическими (иммунитет) и неспецифическими (резистентность) реакциями.

Восприимчивость подразделяется на:

  • видовую;
  • индивидуальную (генотипическую и фенотипическую).

Иммунитет — специфическая реакция организма на внедрение чужеродного биологического агента.

Резистентность — комплекс неспецифических защитных реакций организма.

Проявления эпидемического процесса

Эпидемический процесс проявляется заражением хозяина возбудителем с последующим заболеванием хозяина или скрытым носительством паразита хозяином, а на популяционно-видовом уровне — спорадической заболеваемостью, наличием природного или эпидемического (эпизоотического, эпифитотического) очага инфекции, вспышкой, эпидемией (эпизоотией, эпифитоотией) или пандемией (панзоотией, панфитоотией).

Проявления эпидемического процесса по интенсивности

Спорадическая заболеваемость — заболеваемость, характерная для данного сезона года, данного коллектива, данной территории (единичные случаи заболеваний, эпидемически не связанные между собой).

Эпидемическая заболеваемость — обратная спорадической: нехарактерное, временное повышение уровня инфекционной заболеваемости (групповая эпидемически связанная между собой заболеваемость). Принцип разделения эпидемической заболеваемости на эпидемическую вспышку, эпидемию и пандемию — территориальные и временные параметры.

Эпидемическая вспышка — кратковременное повышение заболеваемости в пределах одного коллектива, длящаяся в течение 1-2 инкубационных периодов.

Эпидемия — повышение уровня заболеваемости до региона (области) и охватывающая, как правило, один сезон года.

Пандемия — повышение уровня заболеваемости, длящееся несколько лет и десятилетий и охватывающее континенты.

Проявления эпидемического процесса по неравномерности

Неравномерность проявлений эпидемического процесса по территории.

В основе деления неравномерности проявлений эпидемического процесса по территории лежит ареал резервуара инфекции:

  • глобальный ареал (человек — резервуар антропонозов);
  • региональный ареал (природно-очаговые зоонозы).

Неравномерность проявлений эпидемического процесса по времени.

  • цикличность: причина — процесс саморегуляции паразитарной системы паразит-хозяин (фазность перестройки) в многолетней динамике;
  • сезонность (действие факторов в годовой динамике);
  • нерегулярные подъёмы заболеваемости.

Неравномерность проявлений эпидемического процесса по группам населения.

Признаки, по которым население подразделяются на группы классифицируются на формальные и эпидемически значимые. Распределение населения по формальным признакам:

  • возрастные группы;
  • профессиональные группы;
  • по месту проживания: городские и сельские жители;
  • неорганизованное население и организованные коллективы.

Распределение населения по эпидемически значимым признакам осуществляется на основе логических умозаключений эпидемиолога и может включать различные признаки: привитость и непривитость и т. д.

Эпидемический процесс с позиций социально-экологической концепции (Б. Л. Черкасский,1990)

В структуре собственно эпидемического процесса были выделены два уровня:

  • соцэкосистемный (высший);
  • экосистемный (низший), который входит в состав соцэкосистемного в качестве его подсистемы.

Экосистемный уровень — это эпидемиологическая экосистема, то есть паразитарная система (взаимодействие популяций паразита и его биологических хозяев) в сочетании с окружающей её природной экологической средой.

Паразитарная система дискретна, то есть состоит из отдельных особей в популяции хозяина, в организме каждого из которых развивается инфекционный процесс в виде клинически выраженных заболеваний или носительства. Инфекционный процесс является причиной формирования источника возбудителя инфекции. Реализация же того или иного механизма передачи превращает происходящее на организменном уровне взаимодействие паразита и хозяина в межпопуляционное взаимодействие экосистемного уровня, поэтому паразитарная система эпидемического процесса включает в себя иерархию множества инфекционных процессов. Без учёта роли механизма передачи понятие «взаимодействие популяций паразита и хозяина» становится умозрительной абстракцией.

  • организменный (собственно инфекционный процесс, взаимодействующими подсистемами которого являются организменная субпопуляция паразита и система биологического равновесия макроорганизма),
  • тканево-органный (взаимодействие локальной субпопуляции паразита и специфической организации отдельных органов и тканей макроорганизма),
  • клеточный (система: особь паразита — клетка организма хозяина),
  • субклеточный, или молекулярный (взаимодействие генетических аппаратов и биологических молекул паразита и хозяина).

Читайте также: