Эффективность психотерапии гиперкинетических расстройств у детей и подростков

Обновлено: 21.09.2024

ГБОУ ВО «Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко», Воронеж, Россия

Кафедра общей хирургии Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования, Мариинская больница, Санкт-Петербург

Применение нейролептиков в терапии гиперкинетического расстройства поведения у детей

Цель исследования. Сравнение эффективности лечения гиперкинетического расстройства поведения (ГРП) у детей тиреодазином и тиапридом. Материал и методы. Указанными препаратами в течение 30 сут лечили 60 детей (42 мальчика и 18 девочек, средний возраст 8,0±2,0 года). Больные в соответствии с назначенным препаратом были разделены на две группы по 30 человек. В качестве основного инструмента для оценки состояния детей использовали шкалу Ахенбаха, позволяющую определять уровень агрессивности, деликвентности поведения и состояние внимания. Безопасность лечения определяли по проявлениям седации и содержанию пролактина в сыворотке крови. Результат и заключение. Терапия обоими препаратами показала достаточную эффективность. Она привела к достоверному снижению уровня агрессивности, деликвентности и менее выраженному изменению нарушения внимания. При близких показателях эффективности тиаприд показал лучший профиль переносимости.

Согласно современным представлениям, гиперкинетическое расстройство поведения (ГРП) характеризуется ранним началом, сочетанием чрезмерно активного, слабомодулируемого поведения с выраженной невнимательностью и отсутствием целенаправленности при выполнении задач [1]. Его отличают постоянство во всех ситуациях и во времени. Нередко поведение гиперактивных детей проявляется высокой агрессивностью и нарушением общепринятых норм, несоответствием получаемым советам и рекомендациям. Клинически рассматриваемые расстройства могут характеризоваться невнимательностью, импульсивностью с агрессивностью и протестностью, чрезмерной драчливостью, хулиганством, жестокостью, прогулами школы, уходами из дома, откровенным непослушанием, которое приводит к выраженной школьной и семейной дезадаптации.

Ранние исследования этих нарушений у детей дали основание отнести их в 1947 г. к понятию «минимальная мозговая дисфункция» (ММД), но в 1987 г. при очередном пересмотре американского «Диагностического и статистического руководства по психическим заболеваниям» (DSM) было введено название «синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)» и уточнены его критерии. В МКБ-10 рассматриваемые нарушения описываются в рубрике F90 «Гиперкинетические расстройства».

Проблема гиперактивности в настоящее время приобретает особую актуальность, так как число гиперактивных детей с каждым годом увеличивается. По данным разных авторов, у 2—20% учащихся отмечаются гиперактивные расстройства, характеризующиеся чрезмерной подвижностью, расторможенностью (цит. по [1]). С возрастом лишь около 30% гиперактивных людей избавляются от этого расстройства, а большинство из них испытывают значительные затруднения и в зрелой жизни. Установлена достоверная связь между наличием ГРП и преступного поведения. Так, португальскими исследователями [2] ГРП были выявлены у 16,8% мужчин-правонарушителей. По данным других исследований, около 20% гиперактивных лиц ведут антисоциальный образ жизни, включая нарушения закона и пристрастие к алкоголю и наркотикам (цит. по [1]). M. Ruiz-Goikoetxea и соавт. [3] доказали связь между наличием гиперкинетических расстройств и повышенным травматизмом у детей. M. Carballal и соавт. [4] выделили гиперкинетические расстройства в качестве часто встречаемой (5,36%) причины обращения родителей к детскому психиатру. Высокая частота в популяции данных расстройств, значительное их влияние на качество жизни пациентов и их семей в сочетании с опосредованным влиянием на социально значимые процессы в обществе (такие, как преступность, качество образования и др.) делают своевременную диагностику и качественную терапию гиперкинетических расстройств одной из первоочередных задач детской психиатрии.

При диагностике гиперкинетического расстройства должны наблюдаться три основных симптомокомплекса: нарушение внимания (ребенок не в состоянии выполнить школьное или иное задание без ошибок, вызванных невнимательностью к деталям; не доводит до конца выполняемую работу или игру; часто не слушает, что ему говорят; не может следовать указаниям, необходимым для правильного выполнения школьных заданий; часто теряет свои вещи; легко отвлекается внешними стимулами); гиперактивность (дети часто размахивают руками и ногами или вертятся на сиденьях; покидают свое место в школьном классе; бегают вокруг или карабкаются куда-либо в неадекватных для этого ситуациях; неспособны к тихому времяпрепровождению); импульсивность (дети часто начинают отвечать, не дослушав вопроса; часто не могут дождаться своей очереди в играх или иных групповых ситуациях; часто перебивают или вмешиваются в разговор или игру; излишне многословны). Перечисленные симптомы должны проявиться в возрасте до 7 лет и длиться не менее 6 мес. Наличие симптомов вызывает отчетливые нарушения социального, учебного или семейного функционирования. Важно знать, что объективная информация о гиперкинетическом поведении должна быть получена из более чем одной сферы жизни ребенка.

ГРП — это сложное расстройство с высоким уровнем наследуемости [5]. В его возникновении играет роль сочетание генетических, биохимических, нейрофизиологических и социально-психологических факторов. Известен ряд генетических факторов риска. Среди них изменения в генах подтипов потенциалзависимых K-каналов, генах дофаминовых рецепторов 4 (DRD4) и 2 (DRD2) [6, 7]. Гиперактивные дети часто рождаются у матерей, страдающих аллергическими заболеваниями, например сенной лихорадкой, астмой, экземой или мигренью. Установлено, что у курящих во время беременности матерей в 3 раза чаще рождаются дети с ГРП, чем у некурящих [9]. Проблемы, связанные с беременностью, осложненные роды также могут привести к гиперактивности у ребенка. По сравнению с детьми, рожденными в срок, у детей, родившихся с гестационным возрастом 34—36 нед, на 70% повышен риск развития гиперкинетических расстройств. У детей с гестационным возрастом до 34 завершенных недель был почти втрое повышенный риск. Среди детей, рожденных с массой тела 1500—2499 г, риск развития ГРП составляет 90%, а дети с массой тела при рождении 2500—2999 г имеют на 50% повышенный риск по сравнению с детьми, имеющими при рождении массу тела выше 2999 г [9]. Исследования показали, что многие гиперактивные дети страдают от нехватки основных жирных кислот в организме. Некоторые исследователи высказывают предположение, что экологическое неблагополучие, которое сейчас переживают все страны, вносит определенный вклад в ГРП у детей. Загрязнение окружающей среды солями тяжелых металлов, таких как молибден, кадмий, свинец, ведет к расстройству ЦНС. Увеличение содержания свинца — сильнейшего нейротоксина — в окружающей среде может быть причиной появления поведенческих нарушений у детей [1, 8]. По данным исследований, у многих гиперактивных детей в организме происходит нехватка цинка, магния и витамина В12 [1]. Большая роль отводится дисгармоничным отношениям в системе «мать—ребенок» [1]. Вышеописанные причины приводят к множеству морфологических и нейробиологических особенностей, выявляемых у пациентов с гиперкинетическими расстройствами. Описаны особенности морфологии мозжечка, развития гиппокампа и пластичности синаптической структуры [10]. Дети и подростки с СДВГ имеют более низкую активацию префронтальной коры, чем здоровые [10].

M. Etchepareborda [11] описывает четыре биохимических модели развития ГРП и соответственно четыре подхода к медикаментозной терапии данных расстройств.

1. Дофаминергическая модель. Недостаточность работы дофаминергической системы приводит к нарушениям внимания, недостаточности саморегуляции и поведенческого торможения, снижению контроля двигательной активности и появлению избыточных, неконтролируемых движений. На эффективность работы дофаминергической системы могут влиять нарушения внутриутробного развития вследствие гипоксии, инфекции, родовая травма или наследственная недостаточность обмена дофамина. Бутирофеноны (галоперидол, пипамперон) и фенотиазины (хлоропромазин, тиоридазин) являются классическими препаратами, используемыми для блокирования дофаминергических рецепторов и изменения уровня их влияния на внимание. Другим подходящим примером этой модели является тиаприд.

2. Норадренергическая модель. Норадреналин играет роль в фазовом контроле и избирательности внимания, так что изменение его активности также приводит к изменениям в функционировании внимания. Примером использования норадреналиновой теории в терапии ГРП является атомекситин — селективный ингибитор поглощения норадреналина. Его применение у больных с СДВГ продемонстрировало значительные улучшения при нейропсихологических исследованиях. Другой пример той же модели — альфа-адренергические антагонисты клоридин и гуанфацин.

3. Серотонинергическая модель. Препараты, изменяющие уровень серотонина, в основном входят в группу, известную как селективные ингибиторы обратного захвата серотонина и обычно используются у больных с коморбидными расстройствами и дефицитом внимания при гиперактивности.

4. ГАМКергическая модель. Известно, что ГАМК является тормозной аминокислотой. Она оказывает ингибирующее действие на постсинаптическую мембрану, играет важную роль в регуляции подкорковых цепей внимания.

В литературе имеются убедительные данные, свидетельствующие о достаточной обоснованности описанных выше подходов к пониманию и терапии ГРП. Но в литературе достаточно большое внимание уделяется и немедикаментозным методам помощи пациентам. Например, K. Weitkamp и соавт. [12] приводят доказательства эффективности психоаналитической терапии у детей с ГРП.

При фармакотерапии наиболее часто используемой группой препаратов являются нейролептики. Именно эти препараты позволяют в достаточно короткие сроки добиться выраженного изменения поведения со снижением гиперактивности, импульсивности и агрессивности. По данным E. Cascade соавт. [13], до 12% всех выписываемых детям рецептов на антипсихотики приходится на гиперкинетические расстройства.

Цель настоящей работы — сравнение эффективности тиоридазина и тиаприда при ГРП с агрессивностью, проявлениями деликвентного поведения и нарушениями внимания у детей.

Тиоридазин — нейролептик, пиперидиновое производное фенотиазина. Он угнетает дофаминергическую и адренергическую передачу, особенно в ретикулярной формации ствола головного мозга, и устраняет ее активирующее влияние на кору больших полушарий и лимбическую систему. Блокирует периферические м-холинорецепторы и снижает повышенную активность вегетативной нервной системы. При приеме внутрь быстро и достаточно полно всасывается из желудочно-кишечного тракта, Cmax достигается через 1—4 ч. Легко проходит через гистогематические барьеры, в том числе через гематоэнцефалический, плацентарный барьеры, проникает в грудное молоко. Биотрансформируется в печени с участием изофермента CYP2D6 до активных метаболитов (мезоридазин и сульфоридазин), T½ — 6—40 ч. Выводится почками и с желчью. Применялся в виде монотерапии в дозе 30 мг в сутки (по 1 таблетке 3 раза в сутки).

Тиаприд — нейролептик, избирательно блокирующий DRD2 мезолимбической и мезокортикальной систем (на D1-рецепторы действует слабо). Его седативное действие обусловлено блокадой адренорецепторов ретикулярной формации ствола мозга; противорвотное — блокадой D2-рецепторов триггерной зоны рвотного центра; гипотермическое — блокадой дофаминовых рецепторов гипоталамуса. При приеме внутрь быстро всасывается, прием пищи уменьшает абсорбцию. Cmax при приеме внутрь достигается через 1 ч, после внутримышечной инъекции в дозе 200 мг — через 30 мин и составляет 2,5 мкг/мл. В крови практически не связывается с белками, слабо связывается с эритроцитами. Быстро (в течение менее 1 ч) распределяется по многим тканям и органам, проходит через гематоэнцефалический и гематоплацентарный барьеры. Умеренно подвергается биотрансформации: 70% дозы обнаруживается в моче в неизмененном виде. T½ составляет 2,9—3,6 ч. Выводится почками. Применялся в виде монотерапии в дозе 150 мг в сутки (по ½ таблетки 3 раза в сутки).

Материал и методы

Указанные нейролептики применялись в режиме амбулаторного лечения детей.

Выборка состояла из 60 детей, 42 мальчиков и 18 девочек. Их средний возраст был 8,0±2,0 года.

У всех пациентов согласно критериям МКБ-10 было диагностировано ГРП.

Для количественной оценки выраженности симптомов агрессивности, деликвентности и нарушений внимания и влияния на них терапии была выбрана шкала Ахенбаха как достаточно точная и несложная для практического применения. По этой шкале перед началом терапии были определены показатели подшкал агрессивности, нарушений внимания и деликвентности.

Безопасность и переносимость лечения исследовали по наличию или отсутствию субъективно выраженного ощущения сонливости, вялости и слабости, оказывающего негативное влияние на самочувствие пациента, т. е. явлений нежелательной седации, а также содержанию пролактина в сыворотке крови пациента (показатель негативного влияния препарата на эндокринную систему пациента).

Пациенты были распределены на две равные группы по 30 больных в каждой. Пациентам 1-й группы назначался тиоридазин в суточной дозе 30 мг, разделенной на 3 приема по 10 мг. Во 2-ю группу вошли пациенты, которым был назначен тиаприд (тиапридал, производство «САНОФИ-АВЕНТИС», Франция) в суточной дозе 150 мг, распределенной на 3 приема по 50 мг. Продолжительность лечения составила 1 мес.

Средние показатели значений агрессивности, делинквентности и нарушений внимания по шкале Ахенбаха до начала лечения в 1-й группе (лечившихся тиоридазином) были следующие: 40,2; 12 и 32,9 балла соответственно, а во 2-й группе — 40,3, 12,67 и 34,73 балла.

Таким образом, выделенные группы пациентов оказались сходными относительно выраженности исследуемых симптомов.

Показатели содержания пролактина в сыворотке крови до начала исследования находились в пределах возрастной нормы: 10,92 и 10,96 нг/мл в 1-й и 2-й группах соответственно.

Повторное обследование пациентов было проведено на 31-й день. Отмечалась достаточно высокая эффективность проводимой терапии. Большинство родителей пациентов положительно оценили эффективность лечения. При повторном обследовании больных по шкале Ахенбаха было выявлено значительное снижение выраженности симптомов агрессии и делинквентности при незначительном снижении выраженности нарушений внимания в обеих группах. Это видно из следующих показателей: в 1-й группе показатель агрессии составил 27,73 балла, делинквентности — 9,67, нарушений внимания — 28,03; во 2-й группе эти показатели были соответственно 26,8, 8,37 и 28,03 балла.

Таким образом, после 30 дней терапии тиоридазином выраженность симптомов агрессии снизилась на 31,02%, делинквентности — на 19,42%, а нарушений внимания — на 14,08%. В группе пациентов, принимавших тиаприд, снижение составило по шкале агрессии — 35,11%, нарушений внимания — 19,29% и делинквентности — 19,42%. Оценка достоверности различий с использованием критерия Стьюдента продемонстрировала достоверность снижения показателей агрессивности и делинквентности в обеих группах, недостоверность различия показателей нарушения внимания до и после терапии в обеих группах. Различия двух групп по исследованным показателям оказались недостоверными (р=0,05). В процессе терапии жалобы на выраженную дневную сонливость предъявляли 16 пациентов, принимавших тиоридазин, что составило 53,3% от всей группы, и 4 пациента из принимавших тиаприд (13,3%). Средний уровень пролактина сыворотки крови в группе пациентов, принимавших тиаприд, увеличился на 7,9% и составил 11,9 нг/мл, в группе терапии тиоридазином зафиксировано увеличение среднего значения пролактина сыворотки до 23,27 нг/мл (рост на 113,01%).

Полученные результаты позволяют сделать вывод о высокой эффективности тиоридазина и тиаприда при лечении пациентов с ГРП. Терапия обоими препаратами привела к достоверному снижению уровня агрессивности и делинквентности и незначительному влиянию на нарушение внимания. При близких значениях эффективности тиаприд (тиапридал) показал лучший профиль переносимости по сравнению с тиоридазином. При приеме тиаприда достоверно реже отмечалась гиперседация, значительно реже повышался уровень сывороточного пролактина, что позволяет рекомендовать тиаприд в качестве препарата выбора для лечения ГРП у пациентов с высоким уровнем агрессии и делинквентным поведением.

Эффективность Пантогама при лечении гиперкинетических расстройств у детей

Проанализирована эффективность ноотропного препарата пантогам при лечении гиперкинетических расстройств у детей 6-12 лет. Результаты рандомизированного плацебо-контролируемого исследования свидетельствуют об уменьшении основных проявлений гиперкинетического расстройства (невнимательности, гиперактивности, импульсивности), коморбидных с ним психических и поведенческих нарушений, повышении когнитивной продуктивности в группе детей, получавших в течение 6 нед пантогам, и отсутствии достоверных изменений в группе плацебо. Сделан вывод об эффективности пантогама при лечении гиперкинетических расстройств у детей.

Ключевые слова: гиперкинетические расстройства, синдром дефицита внимания и гиперактивности, пантогам.

Efficacy of pantogam in the treatment of hyperkinetic disorders in children

N.K. Sukhotina, V.V. Konovalova, I.L. Kryzhanovskaya, T.A. Kupriyanova

We have analyzed the efficacy of nootropic drug pantogam in the treatment of hyperkinetic disorders in children aged 6-12 years. The results of the randomized placebo-controlled trial demonstrated the decrease of major symptoms of hyperkinetic disorders (inattention, hyperactivity, impulsivity), comorbid mental and behavior disorders, the improvement of cognitive functions in the group of children treated with pantogam during 6 weeks and the absence of significant changes in the placebo group. It has been concluded that pantogam is effective in the treatment of hyperkinetic disorders in children.

Key words: of hyperkinetic disorders, attention deficit hyperactivity disorder, pantogam.

Гиперкинетические расстройства (по МКБ-10) и синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ по DSM-IV-TR) представляют весьма актуальную проблему в связи с высокой распространенностью среди детского населения. По данным отечественных исследований [1, 2, 5], гиперкинетические расстройства среди детского населения страны достигают 7-13%. Статистические данные зарубежных исследователей не совсем сопоставимы с отечественными, поскольку только одна рубрика гиперкинетического расстройства - нарушение активности и внимания - может рассматриваться в качестве наиболее близкой по своим клиническим проявлениям и критериям диагностики к СДВГ.

Основными медикаментозными средствами для лечения СДВГ за рубежом являются стимуляторы ЦНС [6-8, 10]. Проведено большое число рандомизированных плацебо-контролируемых исследований, показавших, что положительный эффект психостимуляторов достигается приблизительно у 70% пациентов с СДВГ [6, 7, 10].

Другим лекарственным препаратом, используемым для лечения данного расстройства, является высокоселективный ингибитор пресинаптических переносчиков норадреналина - атомоксетин (страттера). Препарат эффективен при различных вариантах СДВГ, в том числе с деструктивным поведением, тревожным расстройством, тиками, энурезом [3, 4, 8, 9, 11, 12].

В России использование амфетаминов в медицинских целях запрещено. Атомоксетин (страттера) является для нашей страны новым и весьма дорогостоящим препаратом. В лечении гиперкинетических расстройств в России в отличие от зарубежных стран широко использовались и продолжают использоваться седативные препараты, преимущественно малые нейролептики (сонапакс, неулептил), и нейрометаболические стимуляторы (ноотропы).

Скептическое отношение к нейрометаболическим стимуляторам как к средству лечения гиперкинетических расстройств среди определенной части психиатров, преимущественно зарубежных, несмотря на эмпирически доказанную эффективность, побуждает проводить дополнительные исследования.

Пантогам - высокоэффективный ноотропный препарат, являющийся R(D)-4-[(2,4-дигидрокси-3,3-диметилбутирил)амино]бутиратом кальция (2:1), высшим гомологом R(D)(+)-пантотеновой кислоты, в которой бета-аланин замещен на гамма-аминомасляную кислоту (ГАМК). Особая значимость пантогама при использовании в психоневрологии детского возраста обусловлена его мягким седативным действием в определенном (часто индивидуальном) диапазоне доз и относительной редкостью гиперстимулирующего эффекта [4].

Целью настоящего исследования явилась оценка эффективности влияния пантогама в сравнении с плацебо на различные клинико-психопатологические проявления гиперкинетических расстройств.

Материал и методы
В исследование включались амбулаторные пациенты обоего пола в возрасте от 6 до 12 лет, соответствующие критериям диагностики гиперкинетических расстройств по МКБ-10. Дополнительными критериями включения были: интеллектуальное развитие, соответствующее возрастной норме; отсутствие хронических соматических и неврологических расстройств, способных повлиять на результаты исследования; наличие информированного согласия ребенка и его родителей.

Всего были обследованы 60 детей, рандомизированных в соотношении 3:1 на 6-недельный двойной слепой прием лекарственной формы пантогама (45 детей - 41 мальчик и 4 девочки), либо плацебо (15 детей - 13 мальчиков и 2 девочки). После рандомизации группы приема пантогама и плацебо не обнаружили достоверных различий по демографическим показателям и тяжести расстройства до лечения. Высокий процент мальчиков по сравнению с девочками отражает обращаемость за психиатрической помощью детей с данной патологией. Следует отметить, что все исследователи однозначно отмечают преобладание мальчиков с СДВГ (гиперкинетическими расстройствами) по сравнению с девочками в популяции, в среднем в соотношении 3:1 по данным Американской педиатрической академии [6].

Проведено рандомизированное плацебо-контролируемое исследование с применением различных дозировок.

Пантогам либо плацебо назначались внутрь через 15-30 мин после еды в утренние и дневные часы; 3-разовый режим дозирования допускался при переходе с нижней терапевтической дозы на более высокую.

Детям в возрасте от 6 до 8 лет включительно пантогам либо плацебо назначались по 1 таблетке (250 мг) утром и днем. При недостаточной эффективности через 7 дней доза препарата увеличивалась до 750 мг в сутки. При отсутствии эффективности и гиперстимулирующего эффекта после повышения дозы пациент через следующие 7 дней переводился на более высокие терапевтические дозы, составляющие 1000 мг в сутки.

Детям от 9 до 12 лет включительно пантогам назначался в начальной суточной дозе 750 мг в сутки. При недостаточной эффективности через 7 дней доза увеличивалась до 1000 мг в сутки и доводилась при отсутствии эффекта до 1250 мг в сутки.

При возникновении в процессе лечения гиперстимулирующего эффекта проводился перевод на более низкие дозы препарата.

Эффективность лечения оценивалась по изменению (путем сравнения) промежуточных и конечных значений с исходными. Через 1 мес после окончания лечения проводилось контрольное обследование пациентов по всем анализируемым параметрам.

Выраженность проявлений гиперактивности, импульсивности и дефицита внимания определялась в баллах по специально разработанной валидизированной оценочной шкале «СДВГ - критерии МКБ-10 (версия для родителей)» [5], заполняемой родителями через 7, 14, 30 и 45 дней после начала приема препарата либо плацебо и через 30 дней после окончания приема лекарств.

Общая оценка тяжести гиперкинетических расстройств проводилась в баллах по шкале общего клинического впечатления (ОКВ) троекратно: до начала приема пантогама либо плацебо, на 45-й день лечения и через 30 дней после его окончания. Выраженность сопутствующей (коморбидной) симптоматики также определялась в баллах по шкале ОКВ, заполняемой исследователем через 7, 14, 30 и 45 дней после начала приема препарата либо плацебо и через 30 дней после окончания лечения.

Когнитивная продуктивность оценивалась по результатам исследования объема, концентрации и истощаемости внимания при помощи теста Тулуза-Пьерона, исследования кратковременной и отсроченной слуховой памяти методом повторения 10 слов, памяти на цифры (прямой и обратный порядок), зрительной памяти на образы. Обследование проводилось троекратно: до начала приема пантогама либо плацебо, на 45-й день лечения и через 30 дней после его окончания.

Исследование психоэмоционального состояния ребенка при помощи детского депрессивного опросника М. Kovac (CDI) проводилось до приема пантогама либо плацебо, на 45-й день лечения и через 30 дней после его окончания. Исследование уровня тревожности проводилось при помощи методики Спилбергера-Ханина также троекратно: до начала лечения, на 45-й день приема препаратов и на 30-й день после его окончания.

Результаты и обсуждение
Изменения в динамике показателей исходной суммарной оценки, а также оценки невнимательности, гиперактивности и импульсивности по шкале «СДВГ-критерии МКБ-10» в группах детей, получавших пантогам и плацебо, представлены на рис. 1.

Рис. 1. Сравнительная динамика показателей оценочной шкалы «СДВГ - критерии МКБ-10» в группах, принимавших пантогам и плацебо: а - суммарный балл; б - показатель «невнимательность»; в - показатель «гиперактивность, импульсивность».
По оси ординат - показатели по шкале в баллах; по оси абсцисс - визиты.

Как видно из представленных данных, динамика показателей в течение 1-й недели среди детей обеих групп была идентичной и указывала на уменьшение оценок по всем показателям оценочной шкалы, что, по-видимому, определялось плацебо-эффектом. В течение последующих 7 дней существенных изменений ни в одной из групп не отмечалось. Начиная с 14-го дня лечения изменение показателей (уменьшение балльных оценок по всем подшкалам) отмечалось только в группе детей, получавших пантогам. Сравнение исходных показателей оценочной шкалы с ее конечными значениями показывает статистически значимое уменьшение проявлений невнимательности с 14-го дня лечения (р<0,005), гиперактивности и импульсивности - с 30-го дня (р<0,001), суммарного балла - с 14-го дня (р<0,005). В группе детей, получавших плацебо, изменения конечных показателей в сравнении с исходными были незначительны и статистически недостоверны. Контрольное обследование через 1 мес после окончания лечения свидетельствовало о сохраняющемся терапевтическом эффекте пантогама.

Таблица 1.

Динамика выраженности гиперкинетических расстройств по шкале ОКВ (в баллах)

Группа пациентовДо приема препаратаЧерез 45 дней приема препарата (окончание лечения)Через 30 дней после отмены препарата
Пантогам (n=45)3,2±0,171,02±0,14*1,12±0,15*
Плацебо (n=15)3,33±0,113,13±0,743,13±0,74

Гиперкинетические расстройства часто сочетаются с психическими и неврологическими нарушениями, являющимися коморбидными по отношению к основному заболеванию. В статье анализируются коморбидные состояния, наиболее часто встречающиеся в данной возрастной группе (6-12 лет). К ним относятся: нарушения психологического развития, представленные специфическими нарушениями развития речи и школьных навыков; нарушения невротического круга; резидуально-органические расстройства, характеризующиеся явлениями церебрастении, головными болями, головокружением и др.; сомато-вегетативные расстройства; нарушения настроения, представленные эмоциональной лабильностью, гипотимическими и дисфорическими состояниями.

Динамика показателей выраженности коморбидных расстройств по шкале ОКВ представлена на рис. 2.

Рис. 2. Сравнительная динамика показателей выраженности коморбидных расстройств по шкале ОКВ в группах, получавших пантогам и плацебо: а - резидуально-органические расстройства; б - расстройства невротического круга; в - суммарный балл нарушений настроения.
По оси ординат - показатели по шкале в баллах; по оси абсцисс - визиты.

Представленные данные демонстрируют эффективность пантогама при лечении коморбидных резидуально-органических расстройств. Различия между исходными и конечными показателями в группе детей, принимавших пантогам, носят достоверный (p<0,001) характер на 30-й день лечения и сохраняют достоверность через месяц после его окончания (p<0,003).

По показателю невротических расстройств в группе пантогама достоверные различия между исходными и конечными значениями выявлены на 30-й (p<0,05) и 45-й (p<0,01) дни лечения. Через 30 дней после отмены пантогама различия с исходными показателями оставались достоверными (p<0,05).

В группе детей, получавших плацебо, небольшое снижение балльной оценки по показателям резидуально-огранических расстройств, невротических расстройств и нарушений настроения не достигало уровня статистической значимости (см. рис. 2).

Нарушения поведения, оцениваемые суммарно, также существенно уменьшались у детей, получавших пантогам, и различия балльных оценок в сравнении с исходными значениями достигали статистической значимости к 45-му дню лечения (p=0,03).

Не было получено статистически значимых различий при анализе исходных и конечных показателей результатов обследования при соматовегетативных нарушениях, нарушениях психологического развития (специфические нарушения развития речи и школьных навыков) при недостоверной динамике снижения балльных оценок у детей, принимавших пантогам.

Эффективность пантогама при лечении резидуально-органических и некоторых невротических нарушений становится понятна с учетом основных механизмов действия препарата. Поскольку пантогам не является антидепрессантом, его положительное влияние на расстройства настроения, так же как и на некоторые формы невротических расстройств с тревожной, тревожно-фобической, обсессивной симптоматикой, по-видимому, носит вторичный характер. В процессе лечения нормализуются взаимоотношения со сверстниками, учителями, повышается результативность обучения. Ребенок становится более управляемым, менее капризным, уверенным в себе. Уменьшение стресса, связанного с посещением школы и нарушенными семейными взаимоотношениями, положительно сказывается на эмоциональном состоянии ребенка.

Клинические данные подтверждаются результатами исследования психоэмоционального состояния детей при помощи детского депрессивного опросника М. Kovac (CDI). Суммарный показатель снизился к 45-му дню лечения с 54,97 до 51,0 балла (р=0,047). Наиболее выраженными были изменения в показателе «межличностные проблемы»: 65,03 и 49,35 балла до лечения и на 45-й день приема препарата соответственно (р<0,001).

Результаты исследования уровня тревожности при помощи методики Спилбергера-Ханина представлены в табл. 2. В связи с тем, что не все дети смогли выполнить методику, анализируются результаты тестирования 29 детей, получавших пантогам, и 12 детей, принимавших плацебо. Достоверные различия между исходными и конечными значениями получены только в группе детей, получавших пантогам, по показателю личностной тревожности.

Таблица 2.

Показатели теста Спилбергера-Ханина (средний балл) в исследуемых группах

Визит Тревожность личностная (n=29) Тревожность ситуационная (n=12)
пантогамплацебопантогамплацебо
До лечения42,8345,0829,8336,17
45-й день лечения35,93*42,8324,9334,75
30 дней после окончания лечения35,86*43,4525,1734,92

Сравнительные показатели запоминания последовательности цифр (в прямом и обратном порядке) при наличии определенной тенденции к увеличению показателя «память на цифры»: 7,5, 8,4 и 8,3 в группе детей, принимавших пантогам, не достигли статистической значимости различий.

Оценка когнитивной продуктивности по результатам теста Тулуза-Пьерона (скорость выполнения, точность выполнения, устойчивость внимания) представлена в табл. 3. Как видно из представленных данных, по показателю скорости выполнения теста существенных различий между исходными и конечными значениями не было получено ни в одной из групп, из чего можно сделать вывод, что данный параметр у гиперактивных детей не является достоверным показателем когнитивной продуктивности. Более точными показателями, характеризующими функцию внимания, являются точность выполнения теста и устойчивость внимания (см. табл. 3). Выявлено достоверное улучшение показателей точности выполнения и устойчивости внимания по тесту Тулуза-Пьерона у детей, принимавших пантогам. В группе детей, принимавших плацебо, ни по одному показателю не было получено статистически значимых изменений.

Таблица 3.

Сравнительная динамика показателей по тесту Тулуза-Пьерона (средний балл) в исследуемых группах

ВизитПантогам (n=41)Плацебо (n=15)
Скорость выполнения теста
До лечения34,8332,61
45-й день лечения37,3934,28
Через 30 дней после окончания лечения37,4734,33
Точность выполнения теста
До лечения0,910,92
45-й день лечения0,95*0,91
30-й день после окончания лечения0,95*0,92
Устойчивость внимания
До лечения2,151,52
45-й день лечения1,391,69
30-й день после окончания лечения1,32**1,73

Примечание. Из группы приема пантогама 4 детей не смогли выполнить тест, в связи с чем общее число детей в данном исследовании составляет 56, а не 60. * - p=0,003; ** - p

Среди всех детей, участвовавших в исследовании, отмечался только один побочный эффект - эффект гиперстимуляции, отмеченный у 6,6% детей, принимавших пантогам.

Таким образом, полученные в результате плацебо-контролируемого исследования данные свидетельствуют об уменьшении основных проявлений гиперкинетических расстройств (невнимательность, гиперактивность, импульсивность), коморбидных с ними психических и поведенческих нарушений, о повышении когнитивной продуктивности по данным психологического тестирования в группе детей, рандомизированных на 6-недельный прием пантогама, и об отсутствии достоверных изменений в группе детей, рандомизированных на прием плацебо. На основании этих данных можно сделать вывод об эффективности пантогама при лечении гиперкинетических расстройств у детей. Отсутствие побочных эффектов, требующих отмены препарата, свидетельствует о безопасности его применения.

Эффективность психотерапии гиперкинетических расстройств у детей и подростков

Специалист приемной комиссии свяжется с Вами
в ближайшее время в рабочие часы с Пн-Вс с 9:00-21:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Алёна
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Гиперкинетическое расстройство поведения - это целый комплекс психосоматических расстройств у детей, проявляющийся еще в младшем дошкольном возрасте.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Гиперкинетическое расстройство поведения - это целый комплекс психосоматических расстройств у детей, проявляющийся еще в младшем дошкольном возрасте. Выражается оно в гиперактивности, чрезмерной импульсивности, проблемах с самоорганизацией и нехватке внимания.

Такие дети испытывают проблемы с обучением и социальной адаптацией в детском саду и школе, поэтому нуждаются в комплексном лечении. Отсутствие помощи со стороны взрослых может привести к тому, что и во взрослую жизнь ребенок вступит с проблемами, влияющими на уровень жизни.

Довольно часто это состояние может скрываться за такими названиями, как гиперактивное расстройство, синдром дефицита внимания, дефицит внимания с гиперактивностью. Все эти нарушения характеризуются проблемами концентрации и гиперактивного поведения, но несколько отличаются друг от друга степенью выраженности.

Гиперкинетическое расстройство - это состояние, которое характеризуется нарушением внимания, двигательной активностью и импульсивностью поведения. От всех остальных оно отличается стойкими и неконтролируемыми нарушениями поведения и социальных норм, которые не опасны для окружающих и самого ребенка.

Среди детей гиперкинетический синдром встречается с частотой от 5 до 20 %. При этом у мальчиков он диагностируется в 3-4 раза чаще, чем у девочек.

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

Гиперкинетическое расстройство возникает вследствие функциональной незрелости структур мозга, которые отвечают за регуляцию и контроль функции внимания. Единой причины развития патологии нет, но выделяют две группы факторов, которые влияют на возникновение этого расстройства личности у детей: психологические и соматические.

К причинам психологического характера относят:

  • сильные стрессы в раннем детстве (например, возникшие от жестокого обращения родителей);
  • эмоциональная и сенсорная фрустрация в течение длительного периода времени (невозможность удовлетворения потребности в общении и взаимодействии с окружающими, нехватка соответствующих раздражителей, чувство изоляции);
  • нехватка или отсутствие психоэмоциональной устойчивости к стрессам;
  • некоторые черты характера (беспокойство, мнительность и др.).

Среди соматических факторов выделяют:

  • наследственные заболевания;
  • дисфункции головного мозга и его травмы (например, перинатальная энцефалопатия);
  • инфекции различного типа (вирусные или бактериальные);
  • солнечные удары;
  • ионизирующее облучение;
  • интоксикации;
  • употребление некоторых лекарств;
  • хроническое переутомление.

РАЗНОВИДНОСТИ ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКОГО РАССТРОЙСТВА

Гиперкинетическое расстройство личности проявляется по-разному в зависимости от возраста ребенка. Поэтому различают 3 основных разновидности патологии:

  1. В возрасте 3-6 лет - у детей отмечается повышенная подвижность и нестабильность эмоционального состояния. Они имеют проблемы с поведением, не слушают взрослых, не обращают внимания на правила и запреты. Ребенок на фоне эмоциональной нестабильности испытывает проблемы со сном: часто просыпается по ночам, не может уснуть во время дневного сна, отчего еще больше перевозбуждается.
  2. В младшем школьном возрасте - дети имеют проблемы с успеваемостью и дисциплиной в школе. Ребенок испытывает большие сложности с фокусировкой внимания, он не может сосредоточиться на задании, не справляется с самостоятельной работой, допускает множество ошибок. Он с трудом удерживается за партой в течение урока, отвлекается сам, мешает одноклассникам и не усваивает учебный материал.
  3. В старшем школьном возрасте - к проблемам с успеваемостью и дисциплиной у школьника добавляются проявления неправильного образа жизни (курение, употребление алкоголя, асоциальное поведение, раннее начало половой жизни и неразборчивость в связях).

СИМПТОМЫ ПАТОЛОГИИ

Симптомы гиперкинетического расстройства поведения

Некоторые родители принимают симптомы гиперкинетического расстройства за особенности темперамента ребенка или считают, что это его реакция на стиль воспитания. Но специалисты рассматривают это состояние как патологию (F 90.1), которая требует врачебной диагностики и коррекции.

Проявляться это расстройство поведения может различными симптомами, которые зависят от возраста, мотивации ребенка и его окружающей обстановки.

У некоторых малышей в первую очередь выражены проблемы с вниманием. Они легко и часто отвлекаются, не заканчивают начатый диалог, забывчивы, не организованы, переключаются с одного дела на другое, ничего не завершая до конца.

Другая категория детей больше проявляет симптомы гиперактивности: они много суетятся, беспокоятся, не могут усидеть на месте, делают много лишних движений и шумят. Гиперактивный малыш любит болтать без остановки, а любое свое действие сопровождает комментариями.

Если у ребенка превалирует симптом импульсивности, то ему очень сложно проявлять терпение (ждать очереди в игре или разрешения ответить на уроке). Он не задумывается о том, какие поступки совершает, поэтому часто имеет проблемы с дисциплиной.

Гиперкинетическое расстройство может сопровождаться и другими симптомами: нарушение координации и неразвитая мелкая моторика, проблемы с социальной адаптацией, обучением и соблюдением правил и требований. Также имеют место неврологические проявления: нервные тики, беспокойство, аутизм, эпилепсия, синдром Туретта, депрессивные состояния.

Родители и педагоги должны вовремя отреагировать на такое поведение ребенка и обратиться за врачебной помощью. Гиперкинетическое расстройство провоцирует проблемы как в детском возрасте (успеваемость, дисциплина, социальные контакты и др.), так и во взрослом (отношения, карьера, пагубные привычки). По статистике, в 15-20 % случаях возникновения этой патологии признаки сохраняются у человека в течение всей жизни, не исчезая к 12-20 годам, как у остальных детей.

К КОМУ ОБРАЩАТЬСЯ?

При гиперкинетическом расстройстве помощь оказывают ряд специалистов:

  • психиатр;
  • психотерапевт;
  • психолог;
  • невролог;
  • физиотерапевт;
  • педагог;
  • социальный работник.

При этом точный диагноз поставить ребенку может лишь врач-психиатр, изучив индивидуальные особенности поведения и характер пациента. Важно учитывать, что любой из выявленных признаков должен носить не единичный характер, а иметь стойкую периодичность на протяжении длительного времени (от 6 до 12 месяцев).

Чтобы диагностировать нарушение, применяются следующие методы:

  1. Беседа с ребенком и взрослыми, которые с ним часто взаимодействуют. Специалист должен выяснить объективную картину, потому что родители и учителя иногда преувеличивают какие-то из признаков патологии, а сам ребенок, напротив, не признает их у себя.
  2. Наблюдение за пациентом в его естественной среде обитания (дома, в детском саду, в школе, кружках и секциях и др.).
  3. Имитация жизненных ситуаций для отслеживания поведения малыша в этих условиях.

Успешность лечения гиперкинетического расстройства поведения во многом зависит от ранней диагностики, поэтому взрослые, которые окружают малыша, должны оперативно реагировать на тревожные сигналы, которые могут указывать на данную патологию.

КРИТЕРИИ НАЛИЧИЯ ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКОГО РАССТРОЙСТВА

У каждого ребенка гиперкинетическое расстройство поведения может проявляться по-разному, это зависит от особенностей характера, социальных условий и возраста.

У большинства детей с этой проблемой наблюдаются 3 вида симптомов:

  1. нарушения внимания;
  2. гиперактивность;
  3. импульсивность.

Каждый из них диагностируется по следующим критериям:

1. Ребенок с нарушениями внимания:

  • выполняет любое задание с ошибками, допущенными по невнимательности;
  • часто не доводит начатое дело или игру до конца;
  • не слушает, что ему говорят;
  • не может выполнить задание по инструкции и сделать это вовремя;
  • испытывает сложности с организацией своей работы;
  • старается избежать заданий, которые тяжело ему даются (связаны с концентрацией и усидчивостью);
  • постоянно теряет свои вещи (школьные принадлежности, игрушки, книги);
  • легко отвлекается на любые раздражители;
  • часто забывчив.

2. Ребенок с гиперактивностью:

  • постоянно вертится на стуле, машет руками и ногами;
  • может покинуть свое место во время урока или в другой ситуации, где требуется усидчивость;
  • много шумит, бегает, не участвует в спокойных играх;
  • проявляет чрезмерную двигательную активность даже там, где она не предполагается правилами или социальным контекстом.

3. Ребенок с импульсивностью:

  • на уроке выкрикивает ответы с места;
  • вмешивается в чужой разговор, перебивает собеседника;
  • не может дождаться своей очереди в игре или в учебной деятельности;
  • неадекватно реагирует на неудачи (раздражается, злится, плачет);
  • любит громко и много болтать даже в тех местах, где это запрещено или неуместно.

Говорить о наличии гиперкинетического расстройства можно в случае, когда каждый из видов симптомов наблюдается у ребенка продолжительностью не менее 6 месяцев и представлен минимум тремя критериями каждой из групп. Первые признаки патологии должны быть заметны еще до семилетнего возраста малыша.

ЛЕЧЕНИЕ ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКОГО РАССТРОЙСТВА

Лечение гиперкинетического расстройства поведения для каждого ребенка подбирается индивидуально. Это зависит от степени выраженности симптомов: кому-то будет достаточно занятий с психологом и коррекционной работы в детском саду или школе, а кто-то не обойдется без медикаментов.

Вся терапия преследует 3 цели:

  • коррекция нервно-психической устойчивости пациента;
  • обеспечение успешной социальной адаптации;
  • определение степени расстройства и подбор подходящего лечения.

Если специалисты считают, что состояние ребенка можно улучшить и стабилизировать без медикаментов, то проводится просветительская работа с родителями. При необходимости школьника отправляют в специальный (коррекционный) класс. Далее с ним проводится следующий комплекс мер:

  • нормализация режима дня;
  • занятия с психологом;
  • занятия с логопедом;
  • когнитивная психотерапия;
  • ЛФК;
  • массажи шейно-воротниковой зоны;
  • физиопроцедуры;
  • педагогическая коррекция;
  • создание комфортной психологической обстановки дома и в коллективе.

Успешность и эффективность лечения определяется по следующим индикаторам:

  • положительное изменение уровня активного внимания;
  • улучшение поведения;
  • сниженный уровень агрессии и импульсивности;
  • повышение успеваемости и самостоятельности в школе.

ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЕЙ

прогулка родителя с ребенком

Без помощи и поддержки родителей лечение гиперкинетического расстройства не даст необходимого эффекта. Поэтому им стоит придерживаться следующих рекомендаций:

  • следить за сбалансированный питанием ребенка, в котором не будет продуктов, повышающих возбудимость;
  • организовать досуг ребенка так, чтобы вся избыточная энергия выходила наружу (активные игры, занятия спортом, продолжительные прогулки);
  • стараться организовать режим дня малыша, чтобы он знал, что его ждет;
  • разговаривать, просить о чем-то нужно спокойным голосом и в понятной для ребенка форме;
  • исправлять и критиковать малыша только при необходимости и в мягкой форме, подкрепляя беседу положительными моментами;
  • при занятиях, требующих усидчивости и сосредоточения, давать ребенку достаточное время отдыха, не позволяя ему переутомляться;
  • составлять с ребенком инструкции по выполнению различных дел для развития самоорганизации;
  • хвалить его даже за небольшие достижения.

ПРОФИЛАКТИКА

В качестве профилактических мер необходимо следить за:

  • педагогическим контролем;
  • отсутствием побочных эффектов от приема препаратов;
  • поддержанием комфортной психологической атмосферы в семье;
  • постоянным контактом с персоналом школы;
  • систематическим проведением поведенческой терапии в рамках коррекционной работы;
  • улучшением качества жизни;
  • соблюдением режима дня;
  • качеством сна.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДЕТЬМИ С ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКИМ РАССТРОЙСТВОМ: МОЙ ОПЫТ

Работа с детьми, имеющими гиперкинетическое расстройство, отнимает у учителя много сил и энергии. Особенно тяжело, если такой ребенок находится в общеобразовательном классе среди 30 других учеников. Он не только требует к себе постоянного внимания, но и отвлекает остальных ребят во время урока.

Даже один курс лечения дает ощутимые результаты: ученик быстрее реагирует на слова учителя, имеет силы концентрироваться на задании и старается следить за своим поведением. Это значит, что постоянное наблюдение у специалистов позволит ему учиться в обычном классе и преодолеть гиперкинетическое расстройство к старшему возрасту.

Взаимодействовать с такими детьми получается только через доверие и ласку. Их постоянно нужно хвалить, акцентировать внимание на успехах, давать индивидуальную инструкцию и устанавливать четкие временные рамки на выполнение задания.

Дружеские отношения с одноклассниками, особенно с соседом по парте, также помогают в обучении ребенку с патологией. Друг может помогать контролировать готовность к уроку, выполнение и правильность задания. Дети редко замечают проблемы одноклассников подобного плана, относятся к ним с пониманием и заботой.

Родителям я бы рекомендовала спокойно и без агрессии реагировать на все проявления нарушения у ребенка. При этом следует четко контролировать его действия, давая короткие понятные пояснения и используя ограничения по времени.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Многие из детей отличаются чрезмерной активностью, эмоциональностью и невнимательностью. Но если эти особенности доставляют неудобства в учебной деятельности, взаимоотношениях и поведении в социуме, то родителям не стоит оставлять это без внимания. Гиперкинетическое расстройство поведения у детей - это серьезная патология, которая требует обязательного лечения и контроля.

Гиперкинетическое расстройство поведения у детей

Что такое гиперкинетическое расстройство у ребенка?

  • Что такое гиперкинетическое расстройство у детей?
  • Почему возникает гиперкинез?
  • Симптоматика гиперкинетического расстройства у детей
  • Проявления патологии в разном возрасте
  • Как диагностируют расстройство
  • Лечение гиперкинезов у ребенка

Такие симптомы у детей как нервный тик, подергивание, гримасы могут быть следствием гиперкинетического расстройства. Диагностирует эту неврологическую патологию и назначает лечение детский невролог при участии детского психолога и других специалистов.

Сегодня мы поговорим об этом непростом расстройстве у детей, разберем его причины, признаки и методы лечения. А если вы хотите на профессиональном уровне помогать детям с гиперкинезом, мы приглашаем вас освоить профессию детского психолога на наших курсах.

Что такое гиперкинетическое расстройство у детей?

Что такое гиперкинетическое расстройство у ребенка?

Гиперкинез - это комплекс психосоматических расстройств поведения, который проявляется неосознанной двигательной активностью, нарушенным вниманием, беспокойством, импульсивностью, проблемами с самоорганизацией. Из-за ярко выраженных симптомов таким детям сложно обучаться, общаться со сверстниками в детском саду или школе.

Гиперкинетическое расстройство часто путают с гиперактивным поведением или синдромом дефицита внимания. Но это ошибка, гиперкинез отличается от других состояний стойким и неподконтрольным нарушением поведения и социальных норм, которое не представляет опасности для окружения, но если оставить эту проблему без внимания, то и во взрослом возрасте человек будет испытывать сложности, непосредственно влияющие на качество его жизни.

Почему возникает гиперкинез?

Что такое гиперкинетическое расстройство у ребенка?

Спровоцировать расстройство у детей может множество состояний физиологического и психологического характера. Гиперкинез может возникнуть, если ребенок:

  • пережил сильный стресс (к примеру, подвергся насилию или жестокому обращению);
  • не имеет возможности в течение длительного времени удовлетворить свои потребности в общении;
  • неустойчив к проблемам и трудностям;
  • беспокоен и мнителен;
  • страдает неврозом или повышенной тревожностью;
  • имеет врожденные аномалии ЦНС;
  • болел менингитом, энцефалитом;
  • пережил состояния, которые привели к повреждению нервной системы (например, родовую травму);
  • имеет заболевания наследственного характера;
  • переболел в тяжелой форме вирусной или бактериальной инфекцией;
  • получил солнечный удар или облучение;
  • был в состоянии интоксикации;
  • страдает хроническим переутомлением.

Симптоматика гиперкинетического расстройства у детей

Что такое гиперкинетическое расстройство у ребенка?

В младенчестве довольно непросто выявить расстройство, а вот в возрасте 3-6 лет родители и воспитатели уже легко могут заметить, что малыш:

  • скрипит зубами;
  • покашливает или икает;
  • ритмично или хаотично раскачивает туловищем или головой;
  • вскрикивает;
  • заикается;
  • плохо спит, часто пробуждается, боится резких звуков и света;
  • страдает тремором кистей рук, стоп, языка и подбородка;
  • неестественно держит голову (стойкий поворот или наклон);
  • имеет нервные привычки (например, грызет ногти).

Непроизвольное сокращение мускулатуры лица, шеи, плеч (нервный тик) - также будет являться явным симптомом гиперкинеза. Такие проявления усиливаются, если малыш сильно волнуется или находится в незнакомой обстановке.

Бывает, что расстройство проявляется тем, что ребенок излишне импульсивен, беспокоен, недисциплинирован, безостановочно разговаривает, не может долгое время заниматься одним делом, ему сложно ждать своей очереди, у него нарушены концентрация и внимание. А бывает наоборот - малыш предпочитает одиночество и тишину, испытывает проблемы в общении со взрослыми и сверстниками, подвержен депрессивным и тревожным состояниям.

Необходимо помнить, что бездействие при гиперкинетическом расстройстве привнесет определенные проблемы в жизнь личности как в детском возрасте (плохие успеваемость и дисциплина, неумение дружить и общаться), так и во взрослом (отсутствие отношений, карьерного роста, склонность к вредным привычкам).

Читайте также: