Эффективность глубинно-ориентированной психотерапии детей и подростков

Обновлено: 09.05.2024

Освоить знания и навыки когнитивно-поведенческой психотерапии, необходимые специалистам для проведения психотерапевтической работы с детьми и подростками, с использованием когнитивно-поведенческого подхода.

  1. Ознакомиться с основами детской и подростковой психопатологии, особенностями и спецификой психологических проблем детского и подросткового возраста.

ЗЕМЛЯНЫХ МАРИНА ВЕАНИРОВНА
Канд. мед. наук, доцент кафедры психосоматики и психотерапии СПБГПМУ, член АКПП, Российской Ассоциации Детских Психиатров и Психологов, Международного Сообщества по Предотвращению Насилия над Детьми (ISPCAN), международный консультант Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ).

Помогает при широком спектре детских и подростковых психологических проблем, таких как неврозы, расстройства поведения в детском и подростковом возрасте, депрессивные расстройства, заикание, аутизм и нарушения развития, проблемы психологической адаптации в школе, проблемы детско-родительских отношений.

СОЛОМЕНИК ВАЛЕРИЯ ВИКТОРОВНА
Психотерапевт, детский психолог, психолог, член Российской Психотерапевтической Ассоциации, член Ассоциации Когнитивно-Поведенческой Психотерапии.

Работает в направлениях Когнитивно-поведенческой терапии, поведенческой психотерапии, работа с детьми с аутистическим спектром расстройств, ТМНР, поведенческими нарушениями.

ИЗОТОВА МАРГАРИТА ХАДЖУМАРОВНА
Клинический психолог, психолог для работы с детьми с отклонениями в развитии арт-терапевт, преподаватель кафедры логопатологии Санкт-Петербургского Государственного Педиатрического Университета, член Ассоциации Когнитивно-Поведенческой Психотерапии, эксперт ООН по кризисным ситуациям, международный консультант Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ).

Специализируется на детской психологии и когнитивно-поведенческой психотерапии.

ОКОНИШНИКОВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА
Врач психотерапевт, врач психиатр, ассистент Кафедры психиатрии и медицинской психологии Медицинского института Российского университета дружбы народов (РУДН).

Работает в направлениях:
диагностика и лечение тревожно-депрессивных состояний, обсессивно-фобических расстройств, расстройств питания и пищевого поведения, психосоматических заболеваний, декомпенсаций расстройств личности, психических и поведенческих нарушений при хронической соматической патологии.

КИМ КОНСТАНТИН АНАТОЛЬЕВИЧ
Коррекционный психолог, аспирант Дальневосточного Федерального Университета, член Российской Психотерапевтической Ассоциации, член Ассоциации Когнитивно-Поведенческой Психотерапии.

Работает в КПТ направлении, схематерапии. Является сертифицированным схематерапевтом по стандартам ISST. Работает с детьми с ТМНР и поведенческими нарушениями.

Когнитивно-поведенческая психотерапия детей и подростков и сферы её применения. Особенности детской и подростковой психопатологии. Психологические проблемы и психопатологические синдромы у детей и подростков.

Вы изучите:

  1. Место КПТ в психотерапии детей и подростков. Биопсихосоциальная модель.
  2. Исторический аспект применения КПТ в детском и подростковом возрасте.
  3. Особенности использования КПТ в детском и подростковом возрасте.
  4. Основные положения КПТ в свете возрастных особенностей, отдельные аспекты применения у детей и подростков: мотивация, концептуализация, возрастные особенности концептуализации, домашние задания, методы и техники, сократический диалог и особенности его использования в работе с детьми и подростками.
  5. Сферы применения КПТ в детском и подростковом возрасте: общий обзор.
  6. Третья волна КПТ в работе с детьми и подростками: диалектико-поведенческая психотерапия, майндфулнесс.
  7. Проблемные аспекты КПТ детей и подростков.

Формат:

Мы используем самые современные технологии для удаленного участия в обучении! Вы видите презентацию, спикера и аудиторию, интерактивно взаимодействуете с участниками с помощью мессенджера или аудио/видео связи, а при наличии нескольких удаленных участников есть возможность работать в группах в виртуальных комнатах.

Продолжительность:

2 дня, 20 академических часов.

Вы изучите:

    Обзор методов и техник КПТ при различных расстройствах в детском подростковом возрасте.

  1. Поведенческая терапия - обзор методов и подходов в детском и подростковом возрасте.
  2. Теоретические основы и практическое применение.
  3. Сферы применения, роль поведенческого компонента в протоколах КПТ.
  4. Теория и практика оперантного и социального научения в работе с детьми и подростками: прикладной поведенческий анализ ( АВА ), выработка системы подкреплений, закрепление навыков.
  5. Жетонная система.
  6. Интерактивная терапия ребёнок-родитель.
  7. Прикладной поведенческий анализ и сферы его применения в детском и подростковом возрасте.
  8. Десенсибилизация и градуированная экспозиция.
  9. Дыхательная и мышечная релаксации.
  10. Поведенческий эксперимент.
  1. Протокол КПТ при работе с тревожно-фобическими расстройствами у детей и подростков.
  2. Когнитивные техники и их применение в возрастном контексте: декатастрофизация, выявление логических несоответствий, доказательства «за» и «против». Практические примеры использования в разных возрастах.
  3. Поведенческие техники при работе с тревогой и изолированными фобиями: десенсибилизация, градуированная экспозиция, изменение поведения, навыки совладания.
  4. Отдельные аспекты интеграции КПТ с методами и приёмами арт- и игровой терапии при работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Отработка практических приёмов.
  5. Особенности КПТ при работе с социальными фобиями: экспозиция, поведенческий эксперимент.
  1. ОКР - причины, основная симптоматика, возрастные особенности.
  2. Протокол КПТ ОКР у детей и подростков.
  3. Поведенческие техники: экспозиция при ОКР у детей и подростков, виды, особенности.
  4. 4-хшаговая модель когнитивно- поведенческой терапии ОКР с практическими упражнениями по отработке конкретных приёмов когнитивного тренинга.
  5. Применение техник релаксации с учётом возрастных особенностей.
  6. Работа с родителями детей и подростков с ОКР. Роль психологического образования родителей при ОКР.
  1. Депрессивные расстройства и БАР в детском и подростковом возрасте - причины, распространённость, возрастные особенности, мишени психотерапии.
  2. Методы оценки : опросник Бека, опросник Ковакс. Оценка суицидального риска.
  3. Модель КПТ в работе с депрессивными подростками. Проблема мотивации к психотерапии при депрессии.
  4. Техники когнитивного реструктурирования (идентификация когнитивных искажений, когнитивное реструктурирование, техника «СТОП», переформулирование, отвлечение и др.) в контексте возрастных особенностей.
  5. Формы и виды дневников, бланков, расписаний активности , применяемых для домашних заданий в работе с депрессивными подростками.
  6. Тренинг поведенческих навыков при депрессии.
  7. Работа с подростками, имеющими суицидальную настроенность и склонность к самоповреждениям.
  8. Работа с родителями депрессивных детей и подростков.
  9. Групповая КПТ с депрессивными подростками.
  10. КПТ в работе с подростками, имеющими биполярное аффективное расстройство.
  1. Посттравматическое стрессовое расстройство: причины, возрастные особенности реакции на травму, клинические проявления. Особенности проявлений ПТСР у детей в зависимости от характера травматического события. Понятие посттравматического роста.
  2. Использование КПТ при терапии детей и подростков, пострадавших при чрезвычайных ситуациях, от физического и сексуального насилия.
  3. Протокол травма - фокусированной КПТ - PRACTICE .
  4. Интегративная терапия ПТСР у детей (интеграция методов семейной терапии и арт-терапии с когнитивно-поведенческими методами).
  5. КПТ расстройства адаптации в детском и подростковом возрасте.
  6. Интеграция методов психотерапии в работе с переживанием горя и утраты в детском и подростковом возрасте.

  1. Расстройства поведения у детей и подростков: оппозиционно - вызывающее расстройство поведения, гиперкинетические расстройства (СДВГ), расстройства поведения у подростков, смешанные расстройства поведения и эмоций. Причины, основные проявления.
  2. Предпосылки формирования расстройств личности у детей и подростков.
  3. Методы психологической диагностики:
    • Наблюдение.
    • Использование тестов (опросники на выявление агрессии, депрессивности, опросник Ахенбаха, полуструктурированные интервью для родителей, проективное тестирование).
  4. Бихевиоральный подход в работе с поведенческими нарушениями.
  5. Теория и практика оперантного и социального научения в работе с детьми и подростками с нарушениями поведения:

Расстройства пищевого поведения (РПП) - это заболевания, которые имеют свою специфику и представлены в различных диагностических формах. В последние десятилетия распространение РПП приобретает характер эпидемии, а возраст начала заболеваний снижается и диагностируется даже у 6-8 летних детей. Нервная анорексия и нервная булимия занимают одно из первых мест по угрозе летального исхода среди всех психических расстройств, трудно поддаются лечению, приводят к социальной дезадаптации и имеют высокий суицидальный риск. Приступообразное переедание, избегающее ограничительное расстройство пищевого поведения могут не иметь тяжких последствий для здоровья, но также ухудшают нормальное функционирование, влияют на рост и развитие детей и подростков.

Международные руководства по лечению РПП рекомендуют когнитивно-поведенческую психотерапию, как терапию первого выбора, с доказанной эффективностью, которая направлена на изменение дисфункциональных мыслей, эмоций и болезненного поведения, влияющих как на появление, так и на поддержание симптомов.

  1. Диагностические критерии (МКБ10-11, DSM-5) наиболее распространённых РПП - нервная анорексия (НА), нервная булимия (НБ), приступообразное переедание, избегающее ограничительное расстройство пищевого поведения.
  2. Эпидемиология, биопсихосоциальная модель развития РПП, осложнения, прогнозы и исходы. Коморбидность РПП с другими психическими и соматическими расстройствами.
  3. Психометрия (опросники) для скрининга РПП и оценки результатов терапии. Понятие образа тела и дисморфофобии, как психопатологической основы НА и НБ. Психофармакотерапия РПП и её влияние на процесс психотерапии.
  4. Диетология, как важная часть лечебного процесса: основные принципы нормализации пищевого поведения и массы тела и возможные осложнения связанные с этим. Структурирование питания по методу Marcia Herrin «Правило трёх».
  5. Точка зрения когнитивно-поведенческой науки на расстройства пищевого поведения и трансдиагностический подход в диагностике и терапии. «Усиленная когнитивно-бихевиоральная терапия» — КБТ-У Кристофера Ферберна (CBT-E - enhanced, C.Fairburn). Протокол КБТ-У для подростков Риккардо Далле Граве (CBT-E for adolescents, Riccardo Dalle Grave). Краткосрочный протокол когнитивно-бихевиоральной терапии за 10 сессий Гленна Уоллера (CBT-T - ten, Glenn Waller).
  6. План первичного диагностического интервью. Оценка психического и соматического статуса с целью определения медицинских рисков и противопоказаний для проведения психотерапии в амбулаторном формате; влияние голодания и дефицита веса на когнитивные процессы и выраженность симптомов РПП.
  7. Построение продуктивных терапевтических отношений и психообразование. Работа с мотивацией и ценностями, определение ресурсов. Планирование питания, ведение дневников приёма пищи, формирование нормативного отношения к различным продуктам питания, физиологическим параметрам организма и их оценке.
  8. Работа с дисфункциональными убеждениями в отношении внешности, веса и формы тела, с эмоциональными триггерами, с поведением, препятствующим терапии и дисморфофобической симптоматикой. Работа с рестриктивным поведением, перееданием и компенсаторными мерами (физические нагрузки, вызывание рвоты, использование мочегонных, слабительных, анорексигенных средств).
  9. Концептуализация случаев в зависимости от нозологического варианта РПП. Основные приемы КБТ: когнитивное реструктурирование, поведенческий эксперимент и экспозиция в отношении паттернов поведения, поддерживающих симптомы заболевания.
  10. Работа с семьёй в терапии РПП. Терапия, основанная на семье / Семейная психотерапия клиники Модсли, «Family Based Treatment-FBT» / «The Maudsley family-based treatment».
  11. Стратегии, повышающие эффективность КБТ протоколов - навыки эмоциональной регуляции, практики осознанности и сострадания для снижения чувства стыда и самокритики. Критерии завершения терапии и план мониторинга поведения для закрепления ремиссии и профилактики рецидива.

Участники семинара научатся дифференцировать основные варианты РПП, выстраивать терапевтические отношения с клиентами, выбирать эффективные стратегии в работе с ними, используя стандартные протоколы и основные психотерапевтические приёмы; определять границы своей компетенции и организовывать процесс направления клиентов к педиатру, диетологу, психиатру для комплексной терапии.

Методы детской психотерапии

Детская психотерапия - что это?

Для некоторых родителей поход к детскому психологу равноценен признанию в собственном бессилии и воспитательской некомпетентности. Но это неправильная позиция, ведь психотерапия - серьезная наука, и нужна она не только взрослым людям, дети испытывают сложные эмоциональные проблемы ничуть не меньше. Нужно помнить, что если проигнорировать проблему в детском возрасте, она может наложить отпечаток на всю последующую жизнь человека, поэтому работать с детскими травмами и тревогами должен подготовленный, хорошо обученный специалист.

Сегодня мы поговорим о том, какие проблемы решает детская психотерапия и какие методы использует психолог, работающий с детьми и подростками.

Что такое детская психотерапия?

Детская психотерапия - что это?

Детской психотерапией называют подраздел психотерапии, который включает множество разных методов и мероприятий для восстановления эмоционального здоровья и поведенческих реакций у детей. В процессе консультаций детский терапевт должен учесть все факторы, которые влияют на становление личности малышей: особенности социальной среды, способы воспитания в семье, возраст и пол ребенка.

Обращаться к специалисту нужно в тех случаях, когда необходимо найти причину психологических отклонений и скорректировать мышление и поведение.

Одно из важных умений психотерапевта - создать доверительную атмосферу, суметь расположить к себе ребенка любого темперамента и любого возраста - от гиперактивного до застенчивого, от малыша до подростка. Только при полном доверии возможно подобрать наиболее подходящие способы воздействия на психику, наладить отношения ребенка с родителями, педагогами, сверстниками, научить его управлять своими эмоциями.

Когда следует обратиться к специалисту?

Детская психотерапия - что это?

Родителям часто бывает сложно распознать, ведет ли себя малыш в соответствии с возрастными особенностями или у него серьезные трудности и требуется помощь грамотного специалиста.

На наличие проблемы могут указывать следующие ситуации. Если ребенок:

агрессивен, и это состояние плохо поддается контролю;

испытывает сложности в общении;

плохо адаптируется в новом коллективе (детский сад, школа, секции);

плохо спит, часто просыпается, ему снятся кошмарные сны;

у него нарушен аппетит, наблюдается резкое снижение или повышение веса;

стал хуже учиться;

отказывается от любимых ранее занятий;

жалуется на страх и постоянное чувство тревоги;

выполняет странные ритуалы, остро реагирует, если они по какой-то причине нарушаются;

конфликтует с родителями и близкими;

не уверен в себе и своих силах;

тяжело переживает развод родителей или смерть близких родственников;

жалуется на недомогания, которые не подтверждает врач.

Также детский психотерапевт окажет помощь детям с задержкой психоречевого развития или с проблемами аутичного характера.

Родителям следует помнить, что даже незначительные нарушения поведения целесообразней будет скорректировать, дабы избежать тяжелых расстройств в будущем.

Методы работы с детьми

Детская психотерапия - что это?

Специалист работает не только с ребенком, но и с его окружением (родственниками, воспитателями, педагогами). При помощи тестов, бесед, занятий с элементами игры терапевт формирует определенные ситуации и наблюдает за поведением и реакцией ребенка, чтобы выяснить причину расстройства.

Не секрет, что лучше всего дети обучаются и воспитываются в процессе игры. Поэтому для выявления проблем и их коррекции психотерапевт использует следующие методы:

рассказывает поучительные истории, сказки, легенды;

предлагает малышам самим стать авторами рассказов (такой метод как бы обостряет эмоции и воображение ребенка, в результате чего возникает доверие и понимание между специалистом и маленьким пациентом);

включает в терапию игры (с песком, куклами и другие);

использует методики лепки, скульптурирования и графики (рисуя или создавая поделки из пластилина, малыш бессознательно делится своим внутренним состоянием и зрительными образами);

разыгрывает ролевые сценки с участием детей (техника позволит ребенку лучше понять себя и выразить свои настоящие желания);

работает с метафорами (косвенные метафоры помогут малышу преодолеть страх и фобии, отвлечься от негативных ощущений или заболеваний);

учит детей простым способам расслабления и релаксации.

Освоить профессию психолога-консультанта и подробно изучить все техники работы с детьми и подростками можно на дистанционном курсе профессиональной переподготовки по детской психологии в нашей Академии, а мы сейчас расскажем лишь о самых популярных и эффективных методах, которые применяются в детской психотерапии.

Игротерапия

Детская психотерапия - что это?

Игра - это основной вид деятельности ребенка. При помощи игры можно не только развивать и учить, но и понизить уровень страха, бороться с излишней стеснительностью и замкнутостью, подавлять неконтролируемую агрессию, улучшать настроение. Именно в игре малышу будет легче всего взаимодействовать со сверстниками, поэтому метод игротерапии считается высокоэффективным.

Характерные особенности психотерапевтической игры в том, что нужно выполнять оговоренные правила для решения задач, при этом игровая форма позволит малышу отвлечься от непростой реальности и погрузиться в захватывающее действие. Ситуации в игре можно и нужно менять, чтобы научить маленьких пациентов легко адаптироваться к новым условиям.

Игра должна быть простой, понятной, интересной и включать в себя:

роли, которые будут исполнять дети;

действия, которые будут совершать дети в соответствии со своими ролями;

отношения, которые будут возникать в процессе между участниками.

Психолог, который проводит игровые занятия, должен:

создать максимально дружественную атмосферу;

обеспечить сопереживание и поддержку ребенку;

отразить детские эмоции точно и понятно;

обеспечить в процессе игры все условия, чтобы активизировать необходимые переживания ребенком тех чувств, которые помогут ему уважать себя, понять себя и измениться.

Если позволить детям самим устанавливать правила и условия в игре, это активизирует их самостоятельность, научит принимать решения. Игротерапия может проводиться индивидуально, в небольшой группе или в условиях образовательного учреждения (школы, садика).

скорректировать агрессивное поведение;

улучшить психологическое состояние ребенка после развода/расставания родителей;

наладить состояние детей, подвергшихся физическому или психологическому насилию;

понизить уровень тревожности, убрать страхи;

преодолеть замкнутость и необщительность;

улучшить успеваемость, навыки чтения и письма;

развить речевые функции;

пережить травму или кризисный период;

облегчить состояние при соматических недугах.

Важно! Игровой метод принесет желанный эффект только в том случае, если психолог будет способен понять ребенка и принять его чувства.

Драматерапия

Детская психотерапия - что это?

В основе этого популярного метода - разыгрывание детьми ролей. Терапевт выступает в качестве режиссера, выбирает проблемную тему (это может быть определенная задача, сложная ситуация или вопросы, на которые нужно получить ответ), а затем проигрывает ее с детьми.

Нужно понимать, что драматерапия не даст мгновенного исцеления. Чтобы добиться результатов потребуется время на завоевание доверия детей, ведь ребенок может полноценно раскрыться в импровизации, только будучи уверенным и спокойным.

Во время занятий дети активно взаимодействуют друг с другом, а терапевт следит за их реакциями и поведением. Процесс драматерапии специалист выстраивает следующим образом:

готовит детей к общению и психологическому раскрытию;

создает сценарий, учитывая ситуации из прошлого детей, чтобы показать им решение проблемы в новом варианте;

возвращает детям позитивный взгляд на мир и окружающую обстановку.

Занятия помогут детям:

развить коммуникативные навыки;

сплотиться и подружиться;

обучиться эффективным приемам контроля над своими эмоциями;

преодолеть замкнутость в незнакомом коллективе;

скорректировать нарушения поведения;

развить фантазию и воображение;

расширить диапазон поведенческих реакций и репертуар ролей, которые встречаются в жизни;

повысить уверенность в себе и своих возможностях;

научиться возвращаться в прошлые события и заглядывать в будущее;

найти новые позитивные и творческие способы взаимодействия с миром.

Специалисты используют драматерапию в работе с детьми, которые:

имеют личностные проблемы;

испытывают трудности в отношениях с родителями;

страдают пограничными расстройствами, страхами и психосоматическими заболеваниями.

Куклотерапия

Детская психотерапия - что это?

Метод психокоррекции включает игры с куклами, в которой маленький пациент на бессознательном уровне показывает окружающую его действительность (в том числе, травмирующую ситуацию). Наблюдая за такой игрой и непосредственно участвуя в ней, опытный терапевт способен проследить отношения малыша с другими людьми. Несомненный плюс куклотерапии в том, что игра - это естественное состояние детей, именно играя, они легче раскрываются, поэтому выявить проблемы и изменить психику ребенка достаточно просто.

В терапии применяются разные куклы: пальчиковые, марионетки, веревочные перчаточные и другие. Можно играть с готовыми куклами или создать персонажи с нуля вместе с ребенком.

Этапы куклотерапии следующие:

Выбор и/или создание куклы. На этом этапе следует проявить максимальное сопереживание малышу для установления доверия. Можно поинтересоваться, какие у ребенка любимые герои сказок или мультфильмов, учесть его пожелания: из какого материала будет его кукла, какого цвета и размера. Создавать куклу нужно обязательно вместе, это снимет у крохи напряжение и даст ощущение поддержки. В процессе создания и после можно задавать малышу вопросы: «Какое имя у твоей куклы?», «Сколько ей лет?», «Она уже ходит в школу?», «У нее есть сестры или братья?», «Что она любит делать?».

Обучение ребенка действиям с куклой (кукла села, встала, побежала, поздоровалась за руку, исполняет танец, поет, готовит обед).

Постановка сценок, разыгрывание сказочных историй, обыгрывание ситуаций с использованием кукол.

укрепляет психическое здоровье;

снимает эмоциональное напряжение;

развивает самопознание, воображение, память;

улучшает адаптацию в обществе;

учит выходить из конфликтных ситуаций;

избавляет от детских страхов.

Психологи советуют применять куклотерапию в работе с детьми:

испытывающими трудности в адаптационный период в школе или детском саду;

при эмоциональной травме;

у которых присутствуют нарушения поведения;

имеющими конфликты в семье или коллективе.

Песочная терапия

Детская психотерапия - что это?

При помощи метода достигается стойкий положительный результат у детей с психосоматическими заболеваниями. В терапии песком используют деревянный ящик, не пропускающий влагу (иногда песок смачивают водой) и окрашенный в голубой или другой спокойный цвет. Песок должен быть приятный на ощупь и не слишком крупный. Сами игрушки небольшого размера, обычно это:

куклы или фигурки, которые изображают людей;

фигурки животных (игрушечные или вылепленные из пластилина);

предметы домашнего быта (дома, машинки, мебель, посуда, флаконы, коробочки);

положительные и отрицательные персонажи из сказок или мультфильмов;

веточки деревьев, цветы, листья.

Сначала малыша знакомят с песком и его свойствами, предлагая ему нарисовать пальцами в песочнице круги и линии, набрать песок в ладошки и высыпать его, зарыть ручки в песок, а уже после переходят к упражнениям и играм.

Водя руками по песку, терапевт показывает, какие волнистые следы остаются на песке, рассказывает о своих ощущениях ребенку и просит того повторить действие и тоже поделиться, что он чувствует, задавая наводящие вопросы: «Какой песочек? Он сухой или влажный? Гладкий или шершавый? Твоим ручкам приятно сыпать песок или нет?». Такое упражнение разовьет моторику и научит малыша озвучивать свои ощущения.

Ребенку предлагается создать дождь из песка. Сначала мелкий (из одной ладошки), потом сильнее, и наконец - мощный ливневый дождь (из обеих ладоней). Упражнение даст малышу ощущение причастности к окружающему миру, уменьшит страх и тревожность, поспособствует снижению агрессии.

«Игра в семью». Малыш выбирает фигурки, которые будут изображать членов его семьи и инсценирует, например, семейное чаепитие, расположив «маму», «папу», «сестру» и «себя» за столом с игрушечными чашками. Опытный психолог сможет определить, кто в семье маленького пациента имеет авторитет, по какому поводу родственники ссорятся, дружны ли они.

«Игра в друзей». Ребенок выбирает среди игрушек своих друзей, дает им имена и разыгрывает с ними сценки из жизни. Инсценировка расскажет психологу о трудностях малыша в общении со сверстниками, воспитателями или учителями, а со временем научит кроху справляться с конфликтными ситуациями.

«Сказочный сюжет». Терапевт предлагает ребенку создать свой собственный сказочный мир, дав малышу полный карт-бланш в выборе персонажей и волшебной обстановки. Такая начальственная позиция сделает ребенка счастливым, а в реальности научит ответственности и повысит самооценку.

Когнитивно-поведенческие упражнения

Эффективные упражнения КПТ

В сложных жизненных ситуациях современные люди перестали стесняться обращаться к психологу. Часто специалист предлагает разобраться в причинах проблем, расстройств или страхов при помощи когнитивно-поведенческих упражнений.

Что такое когнитивно-поведенческая терапия и какие упражнения помогут избавиться от депрессии, бессонницы, тревоги и других опасных состояний - рассказываем в нашей статье.

Основные принципы КПТ

Эффективные упражнения КПТ

Психологи уверяют, что зачастую источник проблем кроется в самом человеке, в его мышлении и убеждениях. С раннего детства мы постигаем правила поведения в обществе, учимся понимать, что хорошо, а что плохо, приобретаем привычки - как здоровые, так и вредоносные, мешающие гармоничному существованию.

Когнитивностью в психологии называется способность человека реагировать на происходящее вокруг в соответствии со своими убеждениями. Когда мы переживаем трудности, то испытываем страх, бессилие, злость. Эти негативные реакции - наша «привычка» именно так воспринимать тревожные события. А такие установки могут заставлять нас совершать необдуманные поступки, неадекватно общаться с окружающими, паниковать. Именно когнитивно-поведенческая психотерапия помогает в осознании этих ошибок в мышлении и поведении, а специальные упражнения побуждают человека отказаться воспринимать события искаженно, по привычке, учат смотреть на проблему с новой позиции и легко справляться с трудностями.

Задачи когнитивно-поведенческих упражнений

Эффективные упражнения КПТ

КПТ достаточно популярна, давно и успешно используется специалистами не только для профилактики и коррекции психических расстройств, но и как метод, способный изменить мышление и поведение на более рациональные и полезные.

Психотерапевт учит пациентов техникам и упражнениям, которые:

направлены на выявление негативных и тревожных мыслей;

помогают пересмотреть внутренние стереотипы и установки;

  • учат верно реагировать на внешние раздражители и контролировать свои эмоции;
  • формируют жизнеутверждающее поведение;
  • оказывают успокоительное действие.

В конечном итоге человек, усвоивший упражнения КПТ и выполняющий их регулярно, проходит через стрессовые и пугающие ситуации без привычных тревог.

учиться, развивать умственную и двигательную деятельность.

Кому помогут КПТ-упражнения, а кому нет?

Эффективные упражнения КПТ

Применение когнитивно-поведенческого подхода может помочь:

желающим разобраться в причинах своих тревог и страхов;

людям, подверженным депрессиям, фобиям, паническим атакам;

пациентам, страдающим разными видами зависимостей (наркомания, алкоголизм, зависимые отношения, игромания, нарушения пищевого поведения и другие);

людям, подверженным психосоматическим недугам;

желающим повысить стрессоустойчивость и самоконтроль;

стремящимся наладить общение с окружающими;

пациентам с нарушениями сна.

Когнитивно-поведенческая терапия и ее упражнения подходят не всем. Людям с тяжелыми психическими расстройствами (например, с шизофренией) необходимо серьезное лечение, в том числе, медикаментозное. В таких случаях только врач может помочь избавиться от острых психологических симптомов заболевания и предотвратить опасные последствия.

Самые эффективные упражнения когнитивно-поведенческой терапии

Эффективные упражнения КПТ

УПРАЖНЕНИЕ ПЕРВОЕ «Избавление от тревоги при помощи гештальт-терапевтической техники»:

Это поэтапное упражнение поспособствует уменьшению тревожных симптомов.

1. Задайте себе вопросы и постарайтесь быть максимально честным в ответах:

Не портит ли волнение за мое будущее качество моей настоящей жизни?

Я тревожусь, потому что мои проблемы большие и неразрешимые? Или я ничего не делаю, чтобы их решить?

Я могу прямо сейчас совершить то, чего боюсь? (Например, спланировать дальнейшие действия или серьезно побеседовать с человеком, с которым долгое время откладывался разговор).

3. Сконцентрируйтесь на окружающей действительности.

Подумайте, что вы чувствуете в данную минуту, какие звуки слышите, обращайте внимание на цвета и запахи.

Напишите на бумаге все, что чувствуете.

4. Прислушайтесь к внутренним ощущениям (к ритму ударов сердца и дыханию) и тоже запишите, что именно ощущаете. Отвечайте на вопрос: «Все ли части тела я ощущаю?». И если нет, попробуйте повторить анализ ощущений, акцентируя внимание именно на той части тела, которая бездействовала.

УПРАЖНЕНИЕ ВТОРОЕ: «Как преодолеть страх по методике психолога Альберта Эллиса»:

Посмеяться над своими страхами. Подумайте, для чего вам необходимо одобрение других людей, например, по приготовленному блюду. А если бы суп оказался недосоленным или невкусным, то они бы сказали об этом и не стали есть. А раз все молчат и обедают - значит суп удался. Посмейтесь над собой и над тем, что вы ожидали признания со стороны близких.

Откровенно поделиться своим страхом с близким человеком и расскажите ему, что вы чувствуете при этом.

Найти ложную причину страхов и трансформировать ее в разумную.

Понаблюдать за своими переживаниями, признаться, что они мелкие и незначительные. Например, если вы страшитесь показаться другим слабым человеком из-за того, что сильно переживаете, нужно сознаться в том, что вы стесняетесь своих эмоций, и это необоснованный страх, ведь каждый имеет право на чувства.

Виды и методы психотерапии

Психотерапия - виды и методы

  • Арт-терапия
  • Клиент-центрированная психотерапия
  • Когнитивно-поведенческая терапия
  • Телесная терапия
  • Психоанализ
  • Десенсибилизация и переработка при помощи движения глаз
  • Танцевально-двигательная терапия
  • Семейная терапия
  • Гештальт-терапия
  • Гипноз
  • Юнгианский анализ
  • Психодрама

Если вы приняли решение посетить психотерапевта, то есть большая вероятность, что вскоре вы столкнетесь с разными видами и методами терапии и встанете перед выбором: какой из них предпочесть? Ведь методики ориентированы на разных людей, разные проблемы и имеют разные конечные задачи. Чтобы получить максимально возможный результат от психотерапии, стоит изучить ее виды.

Рассказываем все подробности о видах и методах психотерапии, чтобы помочь с непростым выбором как психологам, так и пациентам.

Для чего разбираться в видах психотерапии?

Психотерапия - виды и методы

Термин «психотерапия» подразумевает гигантское количество направлений, подходов и методов, начиная с индивидуальных бесед и заканчивая играми, танцами и тестами. Все методики помогают исследовать человеческие эмоции и найти маршрут к улучшению жизни.

Сегодня многие обращаются за помощью к специалистам или хотя бы задумываются о таком шаге. Однако, выбрать не так-то просто: кто-то из терапевтов работает с парами, а кто-то с семьями или группами людей, кто-то - с детьми и подростками, а кто-то со взрослыми, а самих направлений такое множество, что несложно запутаться. Знакомые могут порекомендовать хорошего врача, излечившего их от депрессии, но ведь ваша ситуация, скорее всего, абсолютно другая. Сами же специалисты чаще всего предлагают использовать лишь те методы, которые практикуют. И люди задаются логичным вопросом: а что конкретно поможет именно мне?

Основные виды и методы психотерапии

Арт-терапия

Психотерапия - виды и методы

Уникальная методика, основанная на лечении посредством разговорной терапии и творчества, суть которой заключается в гипотезе, что творчество - это внешнее выражение внутренних эмоций, грамотно считывать которые - и есть основная задача арт-терапевта.

  • метод не имеет противопоказаний и используется в работе как со взрослыми, так и с детьми;
  • индивидуальным пациентам, парам, семьям, группам, сообществам;
  • детям и взрослым с нарушениями речи;
  • клиентам, которые испытывают трудности с самовыражением;
  • людям, пережившим травму;
  • подверженным детским страхам и соматическим расстройствам;
  • пациентам, испытывающим проблемы в общении;
  • испытывающим трудности в учебе и образовании.

Театральные постановки, музыка, рисование, лепка, создание скульптур, любое другое искусство.

Клиент-центрированная психотерапия

Психотерапия - виды и методы

Один из самых популярных методов у современных психотерапевтов, в основе которого бытует утверждение о том, что пациент способен самостоятельно стать лучшей версией себя, выявить причины своих проблем и найти решение по их устранению.

  • людям, которые испытывают недостаток понимания, сочувствия, тепла;
  • стремящимся исследовать свои мысли;
  • подверженным неврозам, тревогам и депрессиям;
  • желающим разрешить социальные и семейные конфликты;
  • в решении проблем развития ребенка.

Терапевт путем доверительного диалога только сопровождает и направляет клиента, предлагает, на что обратить внимание.

Когнитивно-поведенческая терапия

Психотерапия - виды и методы

Терапевт и пациент вместе исследуют, при каких ситуациях автоматически возникают негативные мысли. При помощи методов смягчения жестких убеждений и специальных упражнений закрепляются новые навыки, и постепенно пациент учится жить с более гибкими взглядами.

Телесная терапия

Психотерапия - виды и методы

  • страдающим психосоматическими заболеваниями;
  • при депрессивных, стрессовых и тревожных состояниях;
  • для повышения уровня здоровья в целом;
  • людям, имеющим пагубные привычки;
  • подверженным паническим атакам.

Психоанализ

Психотерапия - виды и методы

Родоначальник этого популярного учения - Зигмунд Фрейд - положил в основу психоанализа задачу распознать бессознательные процессы пациента (посредством анализа слов, мыслей, снов и фантазий), обнаружить истинные внутренние проблемы и выстроить новые отношения с внешним миром.

  • желающим ответить на свои внутренние вопросы и выстроить позитивные отношения с окружающими;
  • при различных невротических состояниях;
  • людям с заниженной самооценкой.

Сеанс проходит так: пациент ложится на кушетку, старается максимально расслабиться и рассказывает вслух все, что приходит ему в голову. Основной метод психоанализа - свободные, гибкие ассоциации, дающие терапевту доступ к подсознанию пациента.

Десенсибилизация и переработка при помощи движения глаз

Психотерапия - виды и методы

Метод работы с травматическими и негативными воспоминаниями пациента.

  • неуверенным в себе людям;
  • при посттравматическом стрессовом расстройстве;
  • для избавления от последствий эмоциональной травмы;
  • пациентам с низкой самооценкой;
  • при навязчивых мыслях, обидах, чувстве вины.

Во время сеанса психотерапевт просит клиента вообразить прожитые негативные ситуации и одновременно водит пальцем или указкой перед лицом, запуская механизм переработки информации при помощи специфических движений глаз. После такого метода память о произошедших болезненных событиях сохраняется, но человек больше не воспринимает случившееся остро.

Танцевально-двигательная терапия

Психотерапия - виды и методы

Одна из самых динамичных и экспрессивных форм психотерапии, основанная на взаимосвязи тела и разума. Движение под музыку способствует самовыражению, улучшению эмоционального состояния и внешнего вида, формирует положительный образ себя самого, поэтому пациенты с удовольствием занимаются танцами. Психотерапевты включают танцевально-двигательную терапию в свои реабилитационные программы, потому как этот метод практически не имеет противопоказаний и подходит детям и взрослым.

  • людям любого пола и возраста, желающим улучшить самооценку, двигательные и координационные функции;
  • стремящимся проработать эмоциональные зажимы;
  • подверженным депрессиям;
  • страдающим эмоциональными расстройствами и нарушениями межличностного общения.

Семейная терапия

Психотерапия - виды и методы

  • семьям, желающим урегулировать детско-родительские и супружеские отношения;
  • семьям, имеющим проблемного непослушного ребенка;
  • любому члену семьи с невротическим или психосоматическим расстройством;
  • людям, тяжело переживающим утрату члена семьи.

Специалист беседует со всей семьей и с каждым ее членом в отдельности. В процессе консультаций используются тесты, рисунки, игры и домашние задания для создания новых взаимоотношений и поведения, которые устроят всех членов семьи.

Гештальт-терапия

Психотерапия - виды и методы

Метод психотерапии, основанный на убеждении, что люди стремятся к душевному и физическому здоровью, но шаблонные модели поведения создают для этого препятствия. Гештальт-терапия при помощи специальных упражнений помогает человеку проработать непрожитые чувства и незавершенные истории, учит жить «прямо сейчас», активизируя ответственность за свое поведение, тягу и способность к полноценной жизни. Гештальт-терапия - это эффективный подход в работе с детьми и подростками.

  • стремящимся к полноценной жизни;
  • при склонности к подавлению чувств и желаний;
  • людям, испытывающим сложности в общении;
  • при страхах, тревогах, апатии, плохом настроении;
  • желающим разобраться со своим прошлым;
  • пациентам, испытывающим сильное волнение в незнакомом обществе;
  • при неконтролируемой агрессии.

Индивидуальные или групповые консультации, в процессе которых осваиваются методики самостоятельного выбора поведения. На первой беседе психотерапевт и клиент(-ты) договариваются о желаемом результате и обсуждают способы его достижения, планируют продолжительность и количество встреч.

Гипноз

Психотерапия - виды и методы

Гипнотерапия вводит пациента в глубокое состояние расслабленности и измененного состояния, в котором бессознательный разум способен беспрепятственно воспринимать новые возможности, мысли и установки поведения.

  • при решении конкретной проблемы;
  • тем, кто хочет изменить поведение или отношение к острой ситуации;
  • для лечения болей;
  • при стрессах, беспокойстве и тревоге;
  • стремящимся избавиться от вредных привычек;
  • людям, желающим развиваться.

Психотерапевт во время беседы использует особый метафорический язык, чтобы затронуть бессознательное пациента.

Юнгианский анализ

Психотерапия - виды и методы

Аналитические тактики Юнга основаны на анализе архетипов личности и сновидений и способны расширить сознание пациента с целью выстроить новые ценности и достичь эмоциональной гармонии.

  • в достижении гармонии и целостности личности;
  • в решении семейных и межличностных проблем;
  • людям, переживающим кризисную ситуацию;
  • людям, стремящимся к позитивному восприятию окружающего мира;
  • маленьким детям для коррекции сильных и болезненных переживаний;
  • для купирования психологической боли и страданий;
  • при тревожных расстройствах, депрессиях и других невротических состояниях.

Доверительная беседа, в процессе которой клиент говорит обо всем, что приходит в голову - запретных тем не существует. Терапевт также приглашает клиента к творчеству - выразить свои чувства и мысли посредством рисунка, ведения дневниковых записей, стихов. Словом, используется все то, что может помочь человеку понять себя.

Психодрама

Психотерапия - виды и методы

Область психотерапии, подразумевающая участие группы людей в ролевой игре, в которой разыгрываются острые жизненные ситуации из реальной жизни одного из участников.

  • желающим увидеть свои эмоции со стороны и начать противостоять конфликтам;
  • стремящимся научиться новым эффективным способам решения проблем.

Инсценировка действий по сюжету реальных событий, прожитых одним из участников, в ходе которой он сам и состоящие в группе люди погружаются в стрессовую ситуацию, «проживают» ее, с целью получить ответы на свои вопросы. Поддержка участников группы и психотерапевта помогает найти верное решение в конкретной ситуации.

Какой вид психотерапии выбрать?

Психотерапия - виды и методы

Мы рассказали лишь об основных терапевтических методиках, коих в практике действующих коррекционных специалистов великое множество.

Сразу ответим, что нет идеального вида психотерапии, который был бы лучше и эффективней всех остальных. Выбор должен зависеть от особенностей личности пациента, его поведения, взглядов и убеждений, от конкретной проблемы и от искреннего желания ее решить.

Изучите свои цели, посоветуйтесь со специалистом, прислушайтесь к своим внутренним ощущениям. Возможно, какой-то метод откликнется именно вам, и вы с энтузиазмом пожелаете испробовать его действие.

Важным будет полное понимание своих задач и их соответствие возможностям существующих методов психотерапии. К примеру, когнитивно-поведенческая терапия исследует, как мысли человека влияют на поведение; клиент-центрированный метод помогает самостоятельно разобраться в своих проблемах; экзистенциальный подход отвечает на главные жизненные вопросы и т.д.

На что еще обратить внимание при выборе психотерапевта?

16.jpg

Для достижения результата важен не только метод, который будет применяться терапевтом в процессе консультаций, но и ваша взаимная симпатия и понимание - насколько специалист внимательно слушает, принимает ваши проблемы и уважительно к вам относится.

Что такое когнитивно-поведенческая психотерапия?

Техники и методики КПТ

Существует большая вероятность, что источник проблем и знакомое многим состояние психологического дискомфорта находятся в самом человеке и не зависят от жизненных ситуаций. Разобраться в причинах тревог и страхов, научиться верно реагировать на внешние раздражители, контролировать свои эмоции, убеждения и поведение - все это необходимо нам в условиях ощутимо меняющихся событий в мире.

Давайте поговорим об одной из эффективных психологических методик, которую давно и успешно применяют психологи с целью благотворного воздействия на мышление человека и исправления ошибок в его поведении, - о когнитивно-поведенческой психотерапии.

Основы и задачи когнитивно-поведенческой психотерапии

Chto_takoe_kognitivno-povedencheskaya_psixoterapiya.jpg

Когнитивностью считается способность человека воспринимать и умственно перерабатывать внешние события в соответствии со своими убеждениями.

С самого детства человек приобретает ряд правил и привычек - как здоровых, так и вредоносных, мешающих жить. Когнитивно-поведенческая терапия - это направление в психологии, основанное на принципе, что мышление и поведение зависят от привычной реакции человека. Что это значит? Определенный человек подсознательно реагирует на внешние раздражители определенным образом, присущим только ему.

Как мы обычно реагируем на тревожное событие? Переживаем, боимся или ощущаем невозможность повлиять на ситуацию. Если долгое время находиться под властью таких негативных эмоций - это неизбежно приведет к расстройству психики. Но от такой «вредной привычки» можно отказаться, научившись воспринимать события по-другому, чтобы легче справляться с трудностями и избежать стресса.

Основной задачей психолога КПТ будет научить пациента верной работе со своими мыслями и новому отношению к возникающим непростым ситуациям. Такая терапия проводится в несколько этапов и постепенно формирует жизнеутверждающие стереотипы сознания. В конечном итоге пациент осваивает техники, направленные на снижение уровня тревог, и преодолевает пугающие его ситуации без привычных паник и страхов.

  • выявить тревожные мысли, которые способствуют возникновению страхов, депрессий, фобий, панических атак;
  • пересмотреть образ жизни и трансформировать его в здоровую норму (к примеру, избегать перегрузок, поменять распорядок дня, избавиться от вредных привычек);
  • закрепить новое мышление и в будущем верно противостоять возникающим негативным ситуациям;
  • преодолеть стыд за свои слабости и тревоги, научиться делиться проблемами с близкими людьми и с благодарностью пользоваться их поддержкой.

Какие преимущества у КПТ?

Техники и методики КПТ

Наиболее важным достоинством применения КПТ является устойчивый долговременный результат. После прохождения когнитивно-поведенческой психотерапии пациент умеет сам контролировать, диагностировать и лечить сложные состояния и становится сам себе психологом, поэтому рецидив практически исключен.

Помимо этого, КПТ имеет еще целый ряд преимуществ:

  • высокую эффективность, доказанную множеством клинических испытаний;
  • краткосрочность - обычно требуется примерно 10-15 консультаций;
  • дает качественную научную базу, так как подход основан не только на психологии, но и на психофизиологии, нейробиологии и других научных течениях;
  • понятный пациенту и терапевту план действий;
  • преследует конкретные задачи и решает конкретные проблемы, которые обсуждаются в начале проведения сессий;
  • признана на уровне страховых компаний, то есть расходы на КПТ в некоторых случаях осуществляются посредством медицинского страхования.

Основные принципы КПТ

Техники и методики КПТ

На чем же стоит когнитивно-поведенческая психотерапия?

Основными принципами нового мышления будут:

Ваши переживания - это только ваше личное видение и личная оценка конкретной ситуации, а не результат прошлого опыта.

Можно кардинально изменить свою оценку произошедшего события и мысли, связанные с ним.

Ваши негативные убеждения, хоть и кажутся правдоподобными, не являются истиной. И именно от этих убеждений вы испытываете психологический дискомфорт.

Ваши тревожные переживания - это схема мышления, к которой вы привыкли. Вы в силах изменить образ мышления и проверить наличие ошибок в привычных убеждениях.

Когда поможет когнитивно-поведенческая терапия?

Техники и методики КПТ

Когнитивно-поведенческая терапия успешно применяется психологами для преодоления и коррекции у пациентов:

  • тревожных расстройств;
  • шизофрении;
  • депрессивных состояний;
  • разновидностей зависимости;
  • расстройств пищевого поведения;
  • фобий;
  • обсессивно-компульсивных расстройств;
  • нарушений сна;
  • асоциального поведения;
  • психосоматических заболеваний.

Кроме того, в последнее время психологи предлагают применять методы КПТ для помощи пациентам с хроническими заболеваниями. Однако, результативность такого подхода пока не имеет стойких доказательств. Но уже сейчас существует перечень болезней, при которых КПТ может успешно дополнить медицинский план лечения. Это - бронхиальная астма, гипертония, острый психоз, синдром раздраженного кишечника, неприятные симптомы менопаузы.

Резюмируя возможности методики КПТ, можно говорить о том, что такая терапия может эффективно применяться для коррекции психоэмоциональных расстройств и неврологических нарушений, а в некоторых случаях способна стать хорошим дополнением к стандартной схеме лечения хронических заболеваний. Поэтому знание КПТ-подхода рекомендуется освоить желающим получить профессию психолога, практикующим психологам и психотерапевтам любых направлений, врачам и студентам старших курсов психологических и медицинских факультетов. Всем заинтересовавшимся мы предлагаем пройти дистанционный курс обучения, который поможет в приобретении востребованной профессии психолога или в совершенствовании имеющихся знаний.

Методы и техники когнитивно-поведенческой терапии

Техники и методики КПТ

В своих сессиях психологи КПТ, в зависимости от ключевой проблемы, применяют разнообразные техники, помогающие выявить, проанализировать и скорректировать тревожное восприятие человеком ситуации. Зачастую человек заранее боится того, что сам себе напророчил, на подсознательном уровне ожидает плохого. Так и начинается паника. При помощи методик КПТ человек изменяет свое мышление и ощутимо снижает действие негатива на свое психоэмоциональное состояние.

Рассмотрим основные существующие техники КПТ:

    Один из самых распространенных методов - это сократовский диалог. Терапевт задает пациенту вопросы таким образом, чтобы тот сам смог найти источник своих устоявшихся правил. Специалист слушает ответы и обращает внимание клиента на логические противоречия. Далее совместно обсуждаются аргументы за и против, исследуются значение и влияние мысли на психологическое состояние. В итоге пациент выказывает готовность пересмотреть свои убеждения, приходит к новым выводам и, соответственно, к новому поведению.

Подводя итог всему вышесказанному, можно утверждать, что когнитивно-поведенческая психотерапия дает явное понимание о происхождении негативных реакций и отрицательных эмоций человека и предлагает конкретные маршруты к нормализации эмоционального состояния. Психолог КПТ показывает клиенту, что нет ничего невозможного, и даже в самой сложной ситуации можно радоваться жизни и контролировать свои страхи.

Читайте также: