Дети с хроническими заболеваниями

Обновлено: 21.09.2024

Для улучшения качества лечебных мероприятий и повышения эффективности лечения больных детей принципиальное значение имеет внедрение в практику педиатрии современных методов восстановительного лечения и реабилитации. Под реабилитацией принято понимать ко

Для улучшения качества лечебных мероприятий и повышения эффективности лечения больных детей принципиальное значение имеет внедрение в практику педиатрии современных методов восстановительного лечения и реабилитации.

Под реабилитацией принято понимать комплекс координированно проводимых мероприятий медицинского, психологического, педагогического и социального характера, направленных на максимально быстрое и полное восстановление здоровья ребенка и его эффективный и ранний возврат к обычным условиям жизни и учебы [4, 30, 28]. В основе такого определения лежит совокупность признаков, характеризующих различные стороны частных вопросов общей реабилитации.

Совершенно ясно, что разработка концепции столь емкого по своим задачам процесса требует многоуровневого исследования обстоятельств реабилитируемого и выработки на этой основе адекватной стратегии и соответствующей тактики действий [26]. Разработан и внедрен алгоритм медико-социальной оценки ситуации пациента и планирования реабилитационного процесса.

Любой патологический процесс представляет собой взаимодействие между патогенетическими механизмами, с одной стороны, и защитными усилиями организма — с другой. Наличие у организма мощных механизмов противодействия неблагоприятным экзо- и эндогенным факторам было известно с древних времен. Недаром из поколения в поколение передавалась врачебная истина: “Природа лечит — врач помогает”. Значительное расширение в XX веке методической базы исследований позволило академической науке получить фактические материалы о саморегуляторных процессах. На их основе стало формироваться учение о саногенезе. По С. М. Павленко, саногенез — это динамическая система защитно-приспособительных механизмов (физиологического и патофизиологического характера), активизирующихся на стадии предболезни, развивающихся на протяжении болезненного процесса и направленных на восстановление нарушений саморегуляции организма. Например, основными механизмами для больных с патологией нервной системы, по мнению О. Г. Когана и В. Л. Найдина [16], можно считать реституцию, регенерацию, компенсацию и иммунитет. Эти механизмы играют ведущую роль в саморегуляции и адаптации здорового человека. При появлении патогенетических факторов они активизируются, обеспечивая саногенетический эффект. Защитный эффект выражен тем больше, чем сильнее консолидация саногенетических механизмов опережает во времени патологический процесс.

Заслуживает внимания широкий медицинский, философский, социологический, социально-психологический и педагогический подход к этим проблемам [8], так как у человека саногенез имеет биосоциальный характер и направлен на гармоничное восстановление здоровья, личного и социального статуса. Понятие реабилитации применительно к детям основывается на решении проблем, связанных с проведением восстановительного лечения, являющихся в детском возрасте ведущими, первичными в едином реабилитационном процессе. Далее следуют педагогические и социальные проблемы.

База реабилитационной службы в России начала интенсивно развиваться в 80-х годах, когда стали появляться различные типы учреждений восстановительного лечения: 1) отделения в поликлиниках и больницах, самостоятельные центры и больницы восстановительного лечения; 2) санаторные группы по разным профилям патологии в дошкольных учреждениях и оздоровительных лагерях, группы при детских поликлиниках; 3) медицинские блоки с центрами восстановительного лечения в школах; 4) группы для детей дошкольного возраста — инвалидов и страдающих хроническими заболеваниями — в домах ребенка, 5) отделения дневного пребывания в детских поликлиниках и больницах. 6) детские санатории различного профиля [11].

Медицинская реабилитация, возникшая в результате слияния интересов собственно медицины и социологии, переживает период научного становления. Она как бы приходит на смену лечебной медицине, объектом которой был больной, а главной целью — устранение признаков болезни. Прогрессивность реабилитационной педиатрии в том, что основной ее целью является восстановление общего здоровья ребенка даже при отсутствии признаков болезни. Конечная цель реабилитации — формирование здорового ребенка, приспособленного к условиям внешней среды [30, 5, 11].

В настоящее время выделены основные компоненты реабилитации: методологический — представление о биологической природе и социальной сущности человека; биологический — учение о саногенезе как интегральном процессе, включая представления о функциональных системах и фенотипической адаптации; психологический — учение о личности и компенсаторных механизмах, обусловливающих саногенетическую направленность личностных реакций; социально-экономический — потребность общества в полезной деятельности ее членов; организационный — разработка системы лечебно-организационных мероприятий, создание специализированных центров, отделений и кабинетов, обеспечивающих различные виды реабилитации [7, 35].

К медицинской реабилитации относятся все виды вмешательств, направленные на восстановление функций органов, систем или организма в целом, на профилактику и ликвидацию осложнений и рецидивов заболевания.

Социальный компонент реабилитации определяется отношением больного к своему заболеванию и физическому недостатку, взаимоотношением с медперсоналом, родителями и т. п. Немаловажное значение при этом имеет практическое преломление принципов медицинской деонтологии, этики и ятрогении в педиатрии [9].

Весьма важна адаптация к российским условиям принципов кондуктивной педагогики [22], признанной основополагающей во всем мире. В основе методов, используемых в разных школах реабилитации, лежат идеи, разработанные в конце 40-х годов венгерским врачом и педагогом А. Пето. Принципы кондуктивной педагогики едины и всеобъемлющи для реабилитации аномальных детей вне зависимости от нозологических форм и тяжести самого заболевания. В переводе с английского “кондуктор” означает “проводник, инструктор”. В системе “общество — кондуктор — больной ребенок” кондуктор и является, с одной стороны, проводником нужд ребенка-инвалида в большой мир, а с другой — адаптером многообразного социума и его требований к возможностям аномального ребенка. Поэтому главная цель — одновременное стимулирование двигательной и интеллектуальной активности ребенка — становится достижимой в рамках уникального педагогического, кондуктивного процесса.

Приемы кондуктивной педагогики базируются на трех принципах. Первый из них — принцип нормы. В кондуктивной педагогике не существует самого понятия “больной ребенок”; есть те или иные варианты нормы, более или менее отдаленные от медианы. При этом сказанное вовсе не является декоративным утверждением, а носит сугубо практический смысл. Если в неврологии, скажем, аксиомой является возврат правильного органического строения кисти (например, при выраженных контрактурах) и только после этого — построение функционального совершенствования, то кондуктивная педагогика декларирует, что морфологически аномальная конечность может выполнять те же движения, проявлять ту же манипулятивную активность, что и нормальная кисть.

Второй принцип кондуктивной педагогики — принцип абилитации. Если реабилитация, по определению, есть восстановление утраченных функций, то процесс абилитации значительно сложнее. Только опираясь на сохранные функции или на их остаточные проявления, можно попытаться восстановить, казалось бы, навсегда утраченное. Человек с контрактурой лучезапястного сустава никогда не станет Рихтером, но он сможет играть на рояле или гитаре. Если захочет! Именно эти слова и легли в основу третьего и наиболее фундаментального принципа кондуктивной педагогики — принципа мотивации. У пациента должно появиться стойкое желание выздороветь и мотив к достижению этой цели. Таким мотивом для больного ребенка, как и ребенка вообще, может быть только игра. Неуклонно растущий в России процент детей с умственной отсталостью и (или) моторными или сенсорными нарушениями требует срочных мер по раннему выявлению таких детей и оказанию им квалифицированной помощи. Санкт-петербургская инициатива “абилитации младенцев” — первая российская программа раннего вмешательства — была призвана решать именно эти задачи. Она направлена на наиболее раннее (в первые три года жизни) выявление детей с отставанием в психическом развитии, выбор оптимальной для данного ребенка стратегии раннего вмешательства и оказания соответствующих услуг [17].

Требуется активное участие матери ребенка, которая должна овладеть оптимальным для его психического развития стилем общения и игры и, кроме того, освоить специальные абилитационные процедуры, выбор которых зависит от характера и степени нарушений в организме ребенка.

Объектом восстановительного лечения являются дети II группы здоровья (здоровые дети с функциональными отклонениями и часто болеющие с риском возникновения хронических заболеваний, имеющие неблагоприятные наследственные и бытовые факторы, отставание в физическом развитии) и III группы здоровья (дети, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера; хронические заболевания в стадии компенсации и субкомпенсации).

Наиболее полно и эффективно задачи реабилитации решаются в том случае, если программа реализуется поэтапно с соблюдением следующих основных положений: раннее начало реабилитационных мероприятий; комплексность, непрерывность и завершенность реабилитационных мероприятий с использованием стационара, санатория, поликлиники и других лечебно-профилактических учреждений; доступность реабилитации для всех лиц, нуждающихся в ней. Это положение может быть реализовано в том случае, если организационные формы реабилитации будут связаны как с системой здравоохранения, так и с системой просвещения [24, 1, 27].

По фазам реабилитация разбивается на реконвалесценцию, реадаптацию, ресоциализацию.

  • Реконвалесценция — фаза выздоровления с восстановлением нарушенных биологических и психологических функций организма.
  • Реадаптация — фаза приспособления к быту, труду, другим аспектам окружающей среды.
  • Ресоциализация — фаза восстановления взаимоотношений индивидуума с макро- и микросредой.

Система восстановительных мероприятий в лечебно-профилактической практике также подразделяется на несколько этапов (фаз). Первый этап — стационарный. В этот период обеспечивается не только клиническое выздоровление и восстановление функций пораженных органов и систем, но и подготовка больного ребенка к следующему этапу. Лучше всего его проводить в условиях многопрофильной или специализированной детской больницы, чтобы обеспечивать в относительно короткий срок всестороннее обследование больного и качественное лечение [18].

Второй — санаторный этап восстановительного лечения. На этом этапе по возможности достигается полное восстановление здоровья ребенка при нормализации морфологических и функциональных характеристик. Данный период особенно необходим лицам с нарушениями адаптивности, а также при наличии стойких остаточных явлений патологического процесса. Основная цель — подготовить больного ребенка к активной жизни в семье и школе. Создаются предпосылки к рациональной перестройке режима дня, изменению сложившихся привычек, к систематическому проведению профилактических мероприятий, включая вторичную профилактику. Помимо детского санатория, можно рекомендовать восстановительное лечение в условиях специализированного дошкольного учреждения, в отделении восстановительной терапии, а также в специализированных группах родителей с детьми в санаториях-профилакториях [25, 31].

Третий — адаптационно-компенсаторный этап восстановительного лечения. Осуществляется, как правило, в домашних условиях или в том учреждении, которое посещает ребенок (детский сад, школа). Контроль за проведением этого этапа возлагается на специализированный реабилитационный центр или детскую поликлинику. Содержание реабилитационных мероприятий определяется не только условиями, в которых оказывается ребенок, но и состоянием его здоровья и степенью адаптационных возможностей детского организма. Основным видом медицинской реабилитации на данном этапе является рациональная методика диспансерного наблюдения за больными детьми [14, 12, 33].

Значительная роль отводится курортным факторам реабилитации. Наиболее частой патологией у детей, поступающих на санаторно-курортное лечение, являются заболевания нервной системы, органов пищеварения, почек и мочевыводящих путей. Лечение таких больных проводится в детских здравницах Пятигорска, Железноводска, Евпатории и др.

Для повышения эффективности санаторно-курортной помощи детям необходим правильный отбор больных и строгая их диспансеризация [15, 20]. Физический аспект реабилитации включает в себя весь арсенал физиотерапии, в том числе лечебную гимнастику, элементы закаливания, физическую подвижность [32, 29]. Систематическое контрастное воздушное или водное закаливание сопровождается повышением устойчивости организма к температурным колебаниям окружающей среды и повышает иммунобиологическую реактивность организма. Закаливание по контрастным методикам способствует нормализации ионного гомеостаза и проявляется уменьшением выделения из организма ионизированного кальция, повышением выделения клетками натрия и хлора, что свидетельствует об улучшении вегетативной регуляции [13, 19].

Физические агенты оказывают рефлекторное, гуморальное и непосредственное физико-химическое воздействие на ткани организма. Доказано, что физические факторы действуют в основном специфически, а неспецифический компонент играет второстепенную роль [34]. Специфичность влияния физических факторов на организм определяется видом физической энергии, локализацией воздействия, глубиной проникновения энергии в ткани, дозой воздействия, а также видом ткани (ее биофизической и биохимической структурой, функциональной активностью). Большое значение имеет характер ответной реакции организма на однократные и особенно курсовые физиотерапевтические воздействия [3].

В возникновении и течении многих хронических заболеваний у детей существенную роль играют психические факторы: конфликтные ситуации в семье, эмоциональные переживания ребенка [23, 21].

Из методов психотерапии используют внушение наяву, гипносуггестию, аутотренинг, рациональную, косвенную, семейную психотерапию и другие методы. Обычно используются два-три метода, остальные же подключаются в качестве взаимопотенцирующих элементов. При невротических расстройствах на первый план выдвигаются способы психической регуляции, а при неврозоподобных — способы психической саморегуляции [2]. Вместе с тем следует признать, что методы оказания дифференцированной психотерапевтической помощи детям в системе лечебно-восстановительных мероприятий должным образом не оценена, в частности в терапии болезней органов пищеварения [6].

Основными задачами психотерапевтического воздействия являются: коррекция и предупреждение психических нарушений, потенцирование и опосредование лечебно-диагностических процедур, проводимых по поводу основного заболевания, воздействие на его психическую составляющую (боли, неприятные ощущения, расстройства сна, аппетита и т. п.), психологическая адаптация детей к условиям стационара, формирование у пациентов установки на борьбу с болезнью и четкое выполнение всех врачебных назначений [10].

Восстановительное лечение сегодня рассматривается как единый медико-психолого-педагогический процесс, включающий в себя, помимо комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий, психологическую коррекцию, направленную на формирование у ребенка адекватного осознания себя в ситуации болезни и активное привлечение семьи к процессу восстановительного лечения.

Литература

Заболевания детей раннего возраста

Дети раннего возраста — от 0 до 3 лет — наиболее уязвимы к различным заболеваниям, поскольку их иммунитет еще недостаточно сформирован.

Быстрый переход

В этот период родители часто оказываются на приеме у педиатра, обеспокоенные проявлением у ребенка симптомов вирусных и бактериальных инфекций, гастроэнтерита, атопического дерматита, пищевой аллергии.

Инфекции

Вакцинация от управляемых инфекций — первая линия защиты ребенка. Согласно Национальному календарю профилактических прививок, дети от 0 до 3 лет должны полностью пройти вакцинацию от вирусного гепатита B; вакцинироваться от туберкулеза; получить 2-3 дозы вакцины от пневмококковой инфекции и ревакцинироваться в 15 месяцев; 3 дозы вакцины от дифтерии, коклюша, столбняка и ревакцинироваться в 18 месяцев (от дифтерии и столбняка ревакцинируют в 6-7 лет и в 14 лет); 3 дозы вакцины от полиомиелита и ревакцинироваться в 18 и 20 месяцев; 3 дозы вакцины от гемофильной инфекции (группы риска) и ревакцинироваться в 18 месяцев; вакцинироваться против кори, краснухи, эпидемического паротита (ревакцинация в 6 лет).

Подробнее о вакцинации детей 0-3 лет и старше

Крайне желательно дополнительно привить ребенка от ротавирусной и менингококковой инфекций, ветряной оспы, гепатита A, а также клещевой инфекции (если вы выезжаете в эндемичные регионы или страны). Оптимальный набор профилактических прививок входит в московский календарь, календари европейских стран и США.

Если вы часто путешествуете с маленьким ребенком, желательно заранее убедиться, что он привит по возрасту и имеет все рекомендованные прививки. Консультацию и индивидуальную схему вакцинации малыша можно получить в нашей клинике, записавшись к любому педиатру Рассвета. Наши врачи помогут вам разобраться со сложными схемами прививок и вакцинируют ребенка.

Полезно уточнить требования к вакцинации для путешественников на сайте Департамента г. Москвы, Консульского департамента МИД России, посмотреть рекомендации CDC (Центров по контролю и профилактике заболеваний США). В зависимости от требований страны, в которую вы направляетесь, могут потребоваться и другие прививки.

График плановых профилактических осмотров, необходимых детям раннего возраста (у педиатра и других специалистов), можно посмотреть здесь.

Самой распространенной проблемой, с которой сталкиваются родители, путешествующие вместе с детьми раннего возраста, является диарея путешественников. Чтобы предотвратить это заболевание, важно соблюдать правила личной гигиены (мыть руки с мылом), употреблять продукты, в качестве которых вы уверены, тщательно мыть фрукты и овощи, пить только бутилированную воду, избегать контакта с животными, применять средства защиты от насекомых, на прогулках в лесу носить одежду, защищающую от укусов насекомых. При первых симптомах инфекционного заболевания (лихорадка, сыпь, диарея, боль в животе, боль в горле или ушах), а также в случае укусов насекомых (животных) нужно обязательно обратиться к врачу или хотя бы проконсультироваться с врачом дистанционно.

Боль в горле

Боль в горле у детей младшего возраста обычно вызвана вирусной инфекцией, проходит сама за 7-10 дней и не требует применения «противовирусных» лекарственных препаратов (тем более, антибиотиков, которые применяются только для лечения бактериальных инфекций). В таких случаях ребенку требуется только отдыхать и пить много жидкости. Если через 3-5 дней симптомы ухудшаются, у ребенка поднимается температура, он жалуется на головную боль, боль в животе, наблюдаются признаки обезвоживания, сообщите об этом педиатру и запишитесь на прием.

Если речь идет о стрептококковой инфекции, которой младенцы и дети дошкольного возраста подвержены редко (только если, например, заразились старшие дети в семье), педиатр может назначить ребенку антибиотикотерапию, но перед этим он сделает экспресс-тест на стрептококк. Если будет получен отрицательный результат, он может подтвердить или исключить диагноз посевом. Отрицательный результат означает, что боль в горле вызвана вирусом, в этом случае антибиотик назначаться не будет. Если назначен антибиотик, его необходимо принимать в соответствии с инструкцией врача, не прекращать прием, если симптомы практически исчезли или перестали беспокоить вовсе.

Боль в горле может быть вызвана синдромом рука-нога-рот (возбудитель — вирус Коксаки или другая разновидность энтеровирусов, например ECHO). Это энтеровирусная инфекция, которой чаще всего подвержены дети до 5 лет в летний и осенний периоды. По симптомам заболевание напоминает ОРВИ. Но боль в горле сопровождают не только лихорадка, головные боли, мышечные боли, насморк, но и пузырьковая сыпь вокруг рта, на ладонях, тыльной стороне рук, стопах, задней поверхности бедер и ягодицах ребенка. Во рту (на щеках, деснах, языке) могут образовываться небольшие и довольно болезненные язвочки (афты). Инкубационный период заболевания составляет 3-6 дней, в это время можно заметить, что ребенок стал вялым, у него снизился аппетит, затем проявляются ОРВИ-подобные симптомы и сыпь, которая проходит сама через 5-7 дней. Лечение не требуется, для снижения жара и боли можно использовать парацетамол или ибупрофен, очень важно предлагать ребенку как можно больше жидкости. Дети с синдромом рука-нога-рот могут выделять вирус через дыхательные пути в течение 1-3 недель, а со стулом несколько недель и даже месяцев. И тут у многих родителей возникает вопрос: сколько они должны пробыть дома, чтобы не заразить других детей? Смысла сидеть дома, не гулять и не посещать детский сад после того, как ребенок почувствовал себя лучше, нет — но не только, потому что у него исчезли сыпь и другие симптомы, но еще и потому, что дети могут распространять этот вирус, даже если у них нет симптомов, поэтому ваш «карантин» особо не повлияет на масштабы распространения энтеровируса.

Большинство инфекций горла передаются воздушно-капельным путем или при контакте с предметами, до которых дотрагивался заразившийся человек. Первичная мера профилактики таких инфекций — избегать контакта с заболевшими, а если в семье кто-то заболел, чаще проводить влажную уборку помещения, проветривать; стараться реже бывать в людных местах, поездкам на общественном транспорте предпочесть пешие прогулки и передвижение на личном автомобиле.

Часто повторяющиеся инфекции горла не требуют удаления небных миндалин (в мире доказательной медицины развитых стран тонзиллэктомию рекомендуют только в самых сложных случаях). Лечебный эффект промывания небных миндалин — процедуры, популярной в нашей стране и применяющейся для профилактики обострений хронического тонзиллита, — не доказан. Даже в сложных случаях повторяющихся бактериальных инфекций горла лечение антибиотиками является оптимальной стратегией.

Простуда или грипп

Лучшие лекарства от простуды и гриппа — обильное питье, много сна, увлажнение воздуха и проветривание помещения. На сегодняшний день не существует доказанно эффективных антивирусных и иммуномодулирующих препаратов, они не помогут вашему ребенку вылечиться от вирусной инфекции. Промывайте ребенку нос солевым раствором, если необходимо, используйте аспиратор (грушу) для удаления отделяемого из носа. Детям до 1 года нельзя давать мед, после года разрешается, но не более половины чайной ложки. Детям до 4 лет нельзя предлагать леденцы и таблетки от кашля, поскольку он может ими подавиться. Ментоловые мази для растирания груди и уменьшения кашля использовать можно, но только у детей от 2 лет. Для снижения температуры используйте ибупрофен или парацетамол, если ребенку еще не исполнилось 2 лет, всегда советуйтесь с педиатром, прежде чем давать жаропонижающее. Ибупрофен можно давать с 6 месяцев, но только, если у ребенка не наблюдаются частые эпизоды рвоты и он пьет достаточное количество жидкости. Аспирин маленьким детям давать нельзя, в связи с риском развития редкого, но потенциально смертельного состояния — синдрома Рейе. Рекомендовать дозировку жаропонижающих средств должен врач, если консультация невозможна, сверьтесь с инструкцией к препарату и не превышайте дозировку.

Безрецептурные многокомпонентные лекарства от кашля и простуды (содержащие фенилэфрин, фенирамин и другие «улучшители самочувствия») детям младше 6 лет давать не следует, доказано, что они не только неэффективны, но и могут вызывать у них серьезные побочные реакции. Более того, многие из них уже содержат парацетамол или другое жаропонижающее, в связи с чем (если вы уже даете ребенку ибупрофен или парацетамол) возрастает риск передозировки. Если ребенку из-за присоединения бактериальной инфекции назначен прием антибиотиков, пройдите полный курс, рекомендованный врачом, во избежание обострения заболевания.

С 6 месяцев жизни детям разрешено прививаться от гриппа, это следует делать каждый год.

Подробнее

Респираторно-синцитиальная (вирусная) инфекция

Распространенное заболевание у детей младшего возраста, протекающее с преимущественным поражением нижних отделов дыхательных путей. Самая высокая восприимчивость к вирусу из группы парамиксовирусов, который вызывает это заболевание, наблюдается у детей до 2 лет. Симптоматически респираторно-синцитиальная инфекция напоминает ОРВИ и у детей в целом здоровых не вызывает осложнений. Однако у недоношенных детей, детей с ослабленной иммунной системой, хроническими заболеваниями или врожденным пороком сердца осложнением РСИ может стать бронхиолит или пневмония. Тяжелее РСИ протекает у детей первого года жизни, родителям необходимо обратить внимание на постоянный сухой кашель у ребенка (характерный симптом) и при ухудшении состояния (лихорадка, судорожный синдром, рвота, дыхательная недостаточность) срочно вызвать врача.

Боль в ушах

Боль в ушах может иметь множество причин: от ушных инфекций — острый средний отит, острый наружный отит (т. н. ухо пловца) — до боли, вызванной изменением давления в среднем ухе из-за простуды или инфекции носовых пазух. Чтобы установить истинную причину, необходимо обратиться к педиатру, самостоятельная диагностика и лечение в домашних условиях могут усугубить ситуацию. Если заболевание вызвано вирусной инфекцией, назначается применение обезболивающих и снижающих температуру препаратов (парацетамол, ибупрофен), в случае бактериальной инфекции назначается местная или системная антибиотикотерапия. Так, при инфекциях среднего уха антибактериальным препаратом выбора является амоксициллин, за исключением аллергических реакций на пенициллин, а также хронической и рецидивирующей форм заболевания.

Конъюнктивит

Конъюнктивит — воспаление слизистой оболочки глаза (конъюнктивы) — распространенное заболевание у детей раннего возраста. Это чаще всего неопасное состояние, которое проходит самостоятельно, без лечения. Конъюнктивит может быть инфекционным (вызванным вирусами, бактериями или, реже, грибами или хламидиями) и аллергическим (вызванным контактом с определенным веществом-аллергеном). Симптомы: покраснение и отек слизистой оболочки глаза (глаз) и век; боль, зуд и жжение в глазах; слезотечение; выделения из глаз (слизистые или гнойные).

Вирусный конъюнктивит чаще всего обусловлен воздействием аденовирусов на слизистую, бактериальный конъюнктивит чаще всего вызывают бактерии стафилококка и стрептококка, аллергический — контакты с такими аллергенами, как пыль, продукты питания, шерсть животных, средства гигиены и бытовая химия, лекарственные препараты.

Большинство конъюнктивитов не требуют специального лечения и проходят самостоятельно. В случае бактериальной формы заболевания, протекающего с гнойным отделяемым из глаз, необходимо промывать глаза физиологическим раствором несколько раз в день. Лечение вирусного конъюнктивита не проводится. При аллергическом конъюнктивите необходимо устранить воздействие аллергена. Симптоматическая терапия (для облегчения симптомов) — прохладные компрессы, искусственная слеза.

Оптимальный способ профилактики конъюнктивита — гигиена рук.

Атопический дерматит

Атопический дерматит — воспалительное заболевание кожи, проявляющееся покраснениями, высыпаниями, шелушением и зудом. Может возникать у детей самого раннего возраста, начиная с 3-6 месяцев. Точная причина развития атопического дерматита неизвестна, но считается, что он обусловлен комплексом факторов: генетическими (атопический дерматит, аллергия, бронхиальная астма у близких родственников), недоразвитием отдельных элементов иммунной системы, связанным с ранним возрастом (влияет на степень защиты кожи), внешней средой (климатические условия, купание в слишком горячей воде, воздействие моющих средств и мыла и др.), наличием аллергии (аллергия на пыльцу, аллергический ринит), недостаточной выработкой структурных белков кожи филагринов, удерживающих в ней влагу.

Лечение зависит от тяжести течения заболевания, возраста ребенка и его общего состояния. Лекарств от атопического дерматита не существует, рекомендуется снизить воздействие раздражающих факторов, купать ребенка с мягкими средствами, рекомендованными врачом, использовать увлажняющие лосьоны, поддерживать нормальную температуру и влажность в помещении, не допускать пересушивания кожи, подбирать одежду из натуральных тканей, вовремя подстригать ногти на руках малыша, чтобы он не мог случайно повредить кожу (чревато раздражением кожи и инфекциями). Для уменьшения симптомов применяются смягчающие, увлажняющие кремы и мази, антигистаминные средства, кремы и мази с кортикостероидами, топические ингибиторы кальциневрина. В тяжелых случаях проводят ПУВА-терапию, биологическую терапию и используют другие методы.

Для атопического дерматита характерно волнообразное течение, с чередованием периодов обострения и ремиссии. В большинстве случаев ребенок «перерастает» заболевание к 2-5 годам.

Инфекции мочевыводящих путей

Инфекции мочевыводящих путей (ИМП) — микробно-воспалительные заболевания органов мочевой системы: уретры, мочеточников, мочевого пузыря, почек. Имеют высокую распространенность в раннем детском возрасте. У девочек старше 2 лет ИМП возникает чаще, однако среди новорожденных и грудных детей заболевание больше распространено у мальчиков. Лидируют бактериальные возбудители (прежде всего, кишечная палочка, затем стафилококки, стрептококки, клебсиеллы, энтерококки, синегнойная палочка и др.), также причиной ИМП могут являться бактерии Chlamidia trachomatis (урогенитальный хламидиоз), микоплазма (микоплазмоз), уреаплазма (уреаплазмоз).

Родителям следует обратить внимание на следующие симптомы: ребенок ведет себя беспокойно, часто плачет; мочеиспускания частые, малыми порциями, болезненные; задержка мочеиспускания; высокая температура; частые срыгивания, рвота и отказ от еды; вялость, бледность кожных покровов; боль в животе; диарея; боль в поясничной области; моча с неприятным запахом, кровь в моче.

Первая линия терапии ИМП у детей — антибиотики (амоксициллин, амикацин, цефотаксим и др.), препараты назначаются эмпирически, до установления в лаборатории причины (возбудителя) заболевания, после установления меняются на более подходящие (при необходимости). Длительность курса антибиотикотерапии у детей младшего возраста составляет 7-14 дней, в зависимости от тяжести заболевания.

Гастроэнтерит

Воспаление слизистой оболочки кишечника, вызванное вирусами, бактериями или паразитами. Наиболее распространен вирусный гастроэнтерит, вызванный норовирусной или ротавирусной инфекцией, распространяется через зараженную пищу, воду или при контакте с заразившимся человеком. Бактериальный гастроэнтерит вызывают кампилобактер еюни, кишечная палочка, сальмонелла, шигелла, стафилококк, иерсения. Профилактика заболевания — мытье рук.

Симптомы гастроэнтерита включают боль в животе, головную, мышечную и суставную боли, рвоту, диарею, лихорадку и озноб. Большинство заболевших выздоравливают без лечения через несколько дней, однако у маленьких детей очень важно не допустить обезвоживания, предлагать им достаточное количество жидкости (включая грудное молоко).

Безопасность детей (случайные отравления и бытовой травматизм)

Дети раннего возраста часто становятся жертвами собственного горячего интереса к тому, что их окружает и (особенно) выглядит необычно. К сожалению, даже самые внимательные родители иногда не способны предотвратить бытовой травматизм у ребенка, поскольку чисто физически не могут наблюдать за ним круглосуточно, а работая, оставляют на попечение старших родственников или нянь.

Наиболее частые причины опасных травм у маленьких детей: оставление на пеленальном столике или стиральной машине без наблюдения, отсутствие специальной защиты на острых углах мебели и дверцах шкафов, шнуры удлинителей, оставленные на полу, отсутствие блокираторов на розетках и окнах, хранение бытовой химии и лекарств в местах, доступных для ребенка, оставление без присмотра в ванной комнате во время купания.

Поставьте блокираторы на окна (москитные сетки защитой не считаются, более того, создают иллюзию безопасности).

Установите блокираторы на розетки, спрячьте шнуры удлинителей за мебель или в специальные короба.

Закройте острые углы мебели специальной защитой, заприте ящики, заблокируйте прихлопы у дверей, прикрутите мебель к стенам (особенно комоды, легкие шкафы и двухъярусные кровати).

Не разрешайте детям играть в активные игры на втором этаже двухъярусной кровати, обеспечьте освещение лестницы, детей младше 6 лет укладывайте на нижнем ярусе двухъярусной кровати.

Уберите всю бытовую химию и лекарства в места, недоступные для детей. Лекарства доставайте только в моменты приема и сразу же убирайте на место.

Не кормите маленьких детей пищей, которой легко подавиться. Правила оказания немедленной помощи при аспирации (вдыхании) инородного тела можно прочитать здесь.

Соблюдайте дозировку лекарств, прописанных врачом. Никогда не называйте лекарства вкусными конфетами или лакомством, такие действия могут спровоцировать ребенка «попробовать их», когда вас не будет рядом. Аллергические реакции на определенные лекарства требуют срочного вызова скорой помощи. В будущем родители должны помнить о таких реакциях и всегда сообщать о них врачам.

Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.

Заболевания детей дошкольного и младшего школьного возрастов

Заболевания и состояния, с которыми могут столкнуться родители детей 4-11 лет.

В этом возрасте первой линией защиты от инфекций по-прежнему остается иммунизация ребенка по графику. Вакцинация — самый эффективный, безопасный и доступный способ профилактики тяжелых и потенциально жизнеугрожающих инфекционных заболеваний. Согласно Национальному календарю профилактических прививок, дети 6 лет должны ревакцинироваться против кори, краснухи, эпидемического паротита, дети 6-7 лет получить вторую ревакцинацию против дифтерии и столбняка.

Подробнее о вакцинации детей любого (в том числе дошкольного и младшего школьного) возраста

Желательно провести дополнительную вакцинацию ребенка сверх национального календаря, проверить его прививочную карту и, если ему не делали прививки от ротавирусной инфекции, менингококковой инфекции, ветряной оспы, гепатита A, клещевой инфекции (путешествующим в эндемичные регионы или страны), сделать их.

Если вам сложно разобраться в том, какие прививки необходимы ребенку по возрасту, как дополнительно его защитить, запишитесь на консультацию к любому педиатру Рассвета. Наши врачи составят индивидуальную схему вакцинации ребенка и вакцинируют его в соответствии с возрастом и всеми требованиями.

Родителям, часто путешествующим с детьми в регионы России и за границу, полезно уточнить требования к вакцинации для путешественников на сайте Департамента г. Москвы, Консульского департамента МИД России, посмотреть рекомендации CDC (Центров по контролю и профилактике заболеваний США). Знать, какие требования к вакцинации путешествующих предъявляет принимающая страна, оформить надежную страховку для себя и ребенка.

В экстренном случае, если получить медицинскую помощь на месте невозможно, проконсультироваться с врачом дистанционно.

В стране пребывания важно соблюдать правила личной гигиены, чтобы избежать распространенного заболевания туристов — диареи путешественников: мыть руки с мылом, питаться в проверенных местах, тщательно мыть фрукты и овощи, пить только бутилированную воду, избегать контакта с животными. Чтобы защитить ребенка (и себя) от укусов насекомых, необходимо использовать репелленты, на прогулках в лесу носить одежду, полностью закрывающую руки и ноги.

Боль в горле, боль в ушах, простуда, грипп, конъюнктивит, гастроэнтерит

Заболевания и состояния, характерные не только для детей раннего возраста, но и для детей, которые уже ходят в детский сад и посещают начальную школу. О механизмах их распространения, диагностике и подходах к лечению мы подробно писали в этой статье.

Аллергия

Аллергия — это сверхчувствительность иммунной системы к некоторым веществам (аллергенам), выражающаяся в воспалительном ответе даже на их минимальное воздействие.

Аллергию могут вызывать пыльца растений, пыль, шерсть и эпидермис домашних животных, продукты жизнедеятельности домашних пылевых клещей, укусы насекомых, продукты питания (арахис, яйца, коровье молоко, соя, пшеница и др.), споры плесневых и дрожжевых грибов, некоторые лекарства. Симптомы аллергии могут варьироваться от раздражающих и снижающих качество жизни (заложенность носа, многократное чихание, слезотечение, зуд и покраснение глаз, осиплость голоса, продолжительный и настойчивый сухой кашель, крапивница) до жизнеугрожающих (затруднение дыхания, потеря сознания, отек лица и шеи, анафилактические реакции).

Некоторые аллергии носят сезонный характер (аллергия на пыльцу растений), другие не зависят от времени года и могут проявиться в любой момент, при контакте с аллергеном (аллергия на продукты питания, пылевых клещей, плесень).

Аллергия часто носит наследственный характер и может передаваться от родителя ребенку. Однако если у одного из родителей или ребенка в семье есть аллергия, это не означает, что у других детей она обязательно разовьется. С другой стороны, у некоторых детей аллергия возникает спонтанно, даже если у родственников нет этого заболевания. Иногда у детей возникает т. н. перекрестная аллергия, например, у ребенка, имеющего аллергию на пыльцу березы, может возникнуть аллергическая реакция на яблоки, морковь, киви, сельдерей, вишню, персик, грушу, лесной орех, картофель, поскольку они содержат белки, структурно схожие с белками пыльцы деревьев. У людей с аллергией на латекс могут проявиться симптомы аллергии на киви, авокадо, бананы и каштаны.

Аллергический ринит (поллиноз, сенная лихорадка) является самой распространенной аллергической реакцией у детей старше 4 лет. Обычно симптомы аллергического ринита включают заложенность носа, насморк, зуд в носу, чихание, слезотечение, отеки и покраснение глаз. Отсутствие симптоматического лечения часто приводит к дыханию через рот (особенно во время сна), что может негативно влиять на рост зубов и развитие зубочелюстной системы; провоцировать ушные инфекции и снижение слуха, которое, в свою очередь, может влиять на развитие речи. Поэтому очень важно, заметив у ребенка первые симптомы аллергии, записаться на прием к детскому аллергологу, пройти всю необходимую диагностику (анализы крови — ImmunoCAP — на специфические иммуноглобулины E к пыльце деревьев, споры плесени и др., реже — кожные пробы) и получить оптимальную схему лечения.

Лечение аллергического ринита направлено на устранение симптомов и профилактику аллергических приступов. Для уменьшения симптомов врач рекомендует по возможности избегать контакта с аллергеном: во время сезона пыления деревьев и трав не гулять в лесу или парках, держать окна закрытыми, пользоваться противоаллергенными очистителями воздуха, делать ежедневную влажную уборку, не открывать окна в машине, придя домой с улицы, принимать душ, исключить из рациона продукты, на которые существует перекрестная аллергия; придерживаться гипоаллергенной диеты. Также врач назначает антигистаминные препараты; в некоторых случаях (при возникновении астмы из-за хронического воспаления бронхов, вызванного аллергией) дополнительно назначает стабилизаторы мембран тучных клеток, антагонисты лейкотриеновых рецепторов, стероидные глазные капли, носовые спреи, кремы и мази, снимающие воспаление и отек, ингаляционные глюкокортикостероиды.

Также врач может назначить аллерген-специфическую иммунотерапию (АСИТ), которая на сегодняшний день является единственным методом лечения аллергии с длительным эффектом. Она заключается в последовательном введении в организм малых доз аллергенов, с постепенным их увеличением (препараты в виде капель под язык или уколов). Заключающая фаза лечения — поддерживающая, здесь одна и та же доза аллергена вводится в течение 3 лет. После нее у пациента возникает длительная ремиссия, т. е. невосприимчивость к аллергену. При условии начала применения АСИТ на ранних стадиях развития аллергического ринита и приверженности лечению (соблюдение всех рекомендаций врача) с помощью этого метода можно добиться уменьшения и даже полного прекращения проявления симптомов аллергии, избежать последующих сенсибилизаций, снизить вероятность развития астмы.

Астма

Астма входит в число наиболее распространенных детских заболеваний. Причины ее возникновения окончательно не установлены, но считается, что большую роль играет наследственность (астма у одного или нескольких членов семьи) и факторы внешней среды (пассивное курение, загрязнение воздуха). Астма может быть аллергической — развиваться вследствие воздействия таких аллергенов, как пыльца, пыль, шерсть и эпидермис домашних животных — и неаллергической, связанной с перенесенным инфекционным или другим заболеванием, неблагоприятным воздействием окружающей среды, приемом определенных лекарственных препаратов.

К триггерам астмы относятся пыльца травы и деревьев, перхоть домашних животных, продукты жизнедеятельности домашних пылевых клещей и тараканов, табачный дым, пары химических веществ, погодные условия (холодный воздух, повышенная влажность, сухость воздуха), некоторые лекарства, стресс, вирусные респираторные инфекции (в том числе грипп), рефлюкс (в некоторых случаях, когда желудочная кислота попадает в пищевод).

Симптомы астмы: кашель (особенно ночью, при физических нагрузках, во время смеха), затрудненное дыхание, свистящее дыхание и хрипы (особенно при выдыхании воздуха), учащенное дыхание, затруднение глотания, тяжесть в груди, «частые простуды».

Симптомы детской астмы могут варьироваться — от затяжного (длящегося несколько недель или месяцев) кашля до очень сильных приступов затруднения дыхания. У большинства детей, предрасположенных к астме, первые симптомы проявляются в возрасте до 5 лет. Их можно перепутать с симптомами простуды, бронхита, но ухудшение заметно при контакте с триггером.

Своевременное обнаружение астмы у ребенка зависит не только от внимательности родителей, но и от их знания семейной истории аллергии и астмы и информированности педиатра. На приеме у врача родители должны обязательно сообщить о таких заболеваниях у них самих или других членов семьи.

Диагностика астмы обычно включает физикальный осмотр и исследование функции внешнего дыхания (спирометрию). Однако оценить функциональное состояние легких и измерить объем и скорость воздушного потока (вдыхаемого и выдыхаемого воздуха) с помощью этого метода у детей дошкольного и младшего школьного возраста сложно. Они еще не умеют четко выполнять инструкции врача функциональной диагностики (например, делать резкий выдох), поэтому при диагностике астмы у детей до 9 лет врачам часто приходится полагаться на косвенные критерии: сбор анамнеза, анализы крови, кожные пробы или подтверждать диагноз пробной терапией ингаляционными стероидами (четкое улучшение свидетельствует о наличии астмы).

Лечение астмы у детей зависит от тяжести заболевания и частоты проявляющихся симптомов. Лекарства, воздействующего на причину астмы не существует, но есть множество препаратов (быстрого и пролонгированного действия), облегчающих ее течение и устраняющих симптомы, они безопасны и эффективны. Например, бронходилататоры (бета2-агонисты или антихолинергические средства) — ингаляционные препараты короткого действия, которые используются непосредственно для снятия приступа астмы, при обострении симптомов. Препараты длительного действия (пероральные или ингаляционные кортикостероиды, модификаторы лейкотриенов, ингаляционные бета2-бронходилататоры длительного действия) направлены на предотвращение симптомов, уменьшают воспаление в дыхательных путях и требуют ежедневного использования, даже если ребенок чувствует себя хорошо. Некоторым детям показаны только лекарства быстрого действия, некоторым необходимы препараты и быстрого, и длительного действия. Если астма спровоцирована аллергией, необходимо исключить ее триггеры, рассмотреть возможность иммунотерапии (АСИТ). В тяжелых случаях астмы рассматривается вариант применения препаратов биологической терапии.

Развитие ребенка

Обычно к 5-6 годам ребенок готов к обучению в дошкольной гимназии или центре развития, который занимается подготовкой к школе. Шестилетний ребенок уже может сосредоточиться на определенной задаче и посвятить ей от 15 минут своего внимания. Примерно к 9 годам он сможет концентрироваться на задаче в течение часа. Дети младшего школьного возраста умеют использовать простые, но полные предложения, в среднем содержащие 5-7 слов.

Если вы замечаете, что ваш ребенок не соответствует общепринятым критериям, у него отмечается задержка речи (может быть связана с нарушением слуха или интеллекта), он необщителен или напротив агрессивен в общении со сверстниками или преподавателями, постоянно конфликтует, спорит, будто целенаправленно выводит родителей из себя, необходимо обратиться к соответствующим специалистам: педиатру, психологу, психотерапевту, логопеду, неврологу. За необычным поведением ребенка может скрываться как задержка развития или психическое расстройство, так и проблемы в учебе или трудности в коммуникации со сверстниками, которые он может стараться скрыть, боясь осуждения или насмешек. Поэтому родителям очень важно понимать, что с ним происходит; рассказывать, как справляться с неудачами и разочарованием, сохраняя высокий уровень самооценки; поощрять ребенка открыто выражать свое мнение и рассказывать о проблемах, не боясь наказания; при необходимости обратиться за помощью к специалисту.

Одним из самых распространенных расстройств развития у детей сегодня является СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Исследования показывают, что количество детей с диагностированным синдромом, проявляющимся неврологическими и поведенческими отклонениями, продолжает расти.

Например, по данным CDC, в 2011 году в США около 11 % детей в возрасте от 4 до 17 лет (6,4 млн) имели диагноз СДВГ, по сравнению с 7,8 % в 2003 году.

Растущую статистику связывают не только с увеличением распространенности СДВГ, но и с повышением осведомленности о нем общества.

Симптомы СДВГ подразделяют на три категории: невнимательность, гиперактивность-импульсивность, комбинация невнимательности и гиперактивности-импульсивности. У мальчиков СДВГ развивается чаще, чем у девочек, они же более склонны к гиперактивно-импульсивному поведению.

Для ребенка с СДВГ характерны проблемы с концентрацией и вниманием, контролем импульсивного поведения, чрезмерная активность; ребенок не слушает, когда к нему обращаются, не выполняет просьбы, испытывает трудности с организацией своих школьных и домашних дел; неохотно выполняет задачи, которые требуют длительных умственных и физических усилий, избегает их; часто теряет важные вещи (школьные принадлежности, ключи, очки, документы, телефон); часто и легко отвлекается, забывчив; импульсивен (не может спокойно усидеть на месте, ползает по классу или бегает во время урока, не может спокойно играть сам и принимать участие в коллективных играх), много и часто неуместно говорит, прерывает ответами вопросы, речь говорящих, вмешивается в разговор, ему трудно дождаться своей очереди и в разговоре, и в коллективных мероприятиях.

Шесть и более симптомов невнимательности и/или шесть и более симптомов гиперактивности-импульсивности — признаки того, что ребенку нужна помощь специалистов (педиатра, психолога или психотерапевта). СДВГ нельзя «перерасти», без коррекции симптомы сохраняются и могут вызывать трудности не только в детском возрасте (в школе, дома, с друзьями и вообще со всеми, с кем ребенок общается), но и во взрослой жизни.

Американская академия педиатрии в качестве первой линии терапии СДВГ для детей в возрасте до 6 лет рекомендует обучение родителей управлению поведением ребенка. Лекарства от СДВГ дошкольникам не назначают, поскольку известно, что обучение родителей в этом случае так же эффективно, как и лекарства. Кроме того, побочные эффекты таких лекарств у маленьких детей проявляются чаще, чем у детей старше 6 лет, а долгосрочные эффекты изучены недостаточно.

Детям старше 6 лет рекомендуется поведенческая терапия (ее цель — научить правильному поведению и закрепить эти навыки, устранить нежелательное и проблемное поведение, повысить самооценку, улучшить самоконтроль) и медикаментозное лечение. Управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA) для лечения СДВГ одобрены два типа лекарств — стимуляторы (содержат различные формы метилфенидата и амфетамина, повышающих уровень дофамина в мозге) и «не стимуляторы» (атомоксетин, гуанфацин, клонидин — для детей, которые плохо переносят стимуляторы).

С клиническими рекомендациями по диагностике и лечению СДВГ у детей и подростков можно ознакомиться здесь.

Безопасность детей

С 4-5 лет дети начинают активно осваивать коньки (зимние и роликовые), велосипед, скейтборд, а в начальной школе к таким занятиям присоединяется элемент соревновательности. Ожидая одобрения сверстников, ребенок может пробовать вести себя более активно, стремиться выполнять сложные трюки на велосипеде или коньках, не свойственные его возрасту, развитию и тренированности. Родителям важно объяснить ему правила безопасности на улице (и на воде, если ребенок посещает бассейн), контролировать его на игровой площадке или на школьном дворе после уроков (по статистике, чаще всего черепно-мозговые травмы дети 5-9 лет получают именно на игровых площадках), приобрести средства защиты для занятий активным спортом (шлем, наколенники, налокотники, защиту для запястий).

О том, как защитить детей от бытового травматизма и случайных отравлений можно прочитать здесь и здесь, а также в рекомендациях CDC — здесь и здесь.

Читайте также: