Родительский тренинг - принципы, концепции

Обновлено: 10.05.2024

Процесс воспитания и обучения ребенка – это взгляд человечества в будущее. Мы живем в стремительно меняющимся мире, в эпоху информаций, и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета и т.п.

Информационные технологии дают нам все новые возможности, но и многого требуют от нас: понимать и принимать новые реалии жизни, быстро ориентироваться, обучаться, точно и грамотно выражать свои мысли и понимать других людей.

В современном обществе появляется необходимость повышения компетентности педагогов в ДОУ как общеразвивающего, комбинированного, так и компенсирующего видов и формирование у них качеств профессионально значимых для педагогической деятельности. Поэтому решение современных задач всё больше требуют не узкоспециального, а системного подхода, умение видеть проблему в целом и отдаленные последствия своих действий. Для этого необходимо обучаться новым способам общения, направленных на внимательное отношение к партнеру, пониманию цели общения и желаемого результата взаимодействия.

Таким образом, воспитание и обучение в ДОУ должно быть направлено на всестороннее развитие личности ребенка, в котором педагог совершенствуется сам, улучшая развитие своих воспитанников.

Психологический тренинг — это упражнения, атмосфера, особое состояние души каждого участника. Но прежде всего тренинг — это определенная концепция человеческих отношений. Концепция, личностно воспринятая и технологически воплощенная ведущим.

Психолого-педагогический тренинг - область практической психологии, ориентированной на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении. Базовые методы такого тренинга - дискуссия и ролевая игра в различных модификациях и сочетаниях.

В настоящее время, изучением тренинга как формы интерактивного обучения занимаются многие исследователи. Так, по мнению Д.М.Задвицкой и Т.П.Сергеева, психолого-педагогический тренинг существенно облегчает и ускоряет процесс овладения знаниями, умениями и навыками эффективного социального поведения. Использование его способствует оптимизации коммуникативных возможностей молодого специалиста, необходимых для организации полноценного продуктивного взаимодействия с другими людьми в практической деятельности и в межличностных отношениях, создает возможность для полного самопознания и самоопределения

Структура тренинга.

Структура тренинга – это определенная логика подачи информации участникам. Если она выстроена правильно – то участники усвоят максимальное количество информации, а сам тренинг будет проходить легко и динамично.

Вступление.

1. Знакомство участников друг с другом и с тренером. Сначала вы рассказываете о себе, затем каждый участник коротко презентует себя. Этот этап необходим для создания доверительной атмосферы в группе.

2. Введение регламента и правил тренинга. Эти меры позволят вам предупредить возможные нежелательные действия участников и заранее договориться о важных организационных моментах.

3. Сбор ожиданий участников. Это необходимо для того, чтобы вы более точно понимали запрос вашей группы и могли заранее понять, на каких вопросах стоит остановиться более подробно.

Не затягивайте. Данный этап проходит быстро, обычно он занимает меньше, чем 30 минут. Однако и пропускать его не стоит, иначе ваша группа будет дольше «включаться» в процесс и вам придется иметь дело с неактивной аудиторией.

Теория.

Теория в совокупности должна занимать не более 40% тренинга. В противном случае тренинг превратится в семинар, а это совершенно другая форма обучения, которая не способствует формированию практических навыков у участников.

Теория должна быть разбита на части и подаваться участникам порционно. Такая форма подачи информации способствует легкому запоминанию и, кроме того, меньше утомляет участников.

Исключите все сложные термины, понятия, схемы или постарайтесь их заменить на более простые. Главная задача тренинга – не рассказать теорию, а сформировать у участников практические навыки.

Визуальное сопровождение. Продублируйте ключевые моменты в презентации, раздаточном материале, схемах. Информация, выраженная в простых символах и коротких тезисах, запоминается легче и остается в памяти более долгое время.

Старайтесь дать участникам только то, что они реально смогут освоить в течение тренинга. Часто тренеру хочется рассказать группе как можно больше разных интересных, «вкусных» подробностей. Однако, часто нет времени на их отработку, или группа не готова применить данные знания на практике, а это означает, что вы тратите время, которое могли бы уделить отработке практических навыков.

Практика.

Этот этап должен занимать не менее 60% тренинга и являться основным. Практические упражнения должны следовать за каждым блоком теории и показывать, как она реализуется на практике.

Упражнения должны быть понятны для участников и носить практическую направленность. Заранее подготовьте список кейсов, которые будут описывать самые частые сложные ситуации из практики ваших сотрудников.

Старайтесь не мешать участникам . Не договаривайте за них презентацию, не подсказывайте в отработке возражений. Если вы будете вмешиваться часто, то участники не будут стараться, зная, что вы все сделаете сами.

Выстраивайте тренинг так, чтобы участники получили максимальное количество обратной связи о себе. На основе этой информации они смогут взглянуть на себя более объективно, понять свои преимущества и зоны развития. Один самых эффективных способов – использование видеокамеры в упражнениях, которая всегда производит сильное впечатление на участников и является мощным толчком к профессиональному росту.

Заранее пропишите все инструкции к упражнениям – это поможет вам сэкономить время на разъяснение задания и избежать недопониманий.

Завершающий этап.

На этом этапе вы резюмируете все полученные знания и навыки. Это необходимо для того, чтобы участники еще раз вспомнили все пройденные темы и вспомнили ключевые моменты. Также вы можете опросить, что было самым важным и значимым для самих участников. Проговаривание того, что запомнилось, опять же помогает участникам резюмировать полученное, а тренер понимает, что было для них самым важным (это будет полезно для следующего тренинга).

Не забудьте вернуться к ожиданиям участников. По итогу тренинга вы должны ответить на все вопросы, которые были в начале дня. Когда участники видят, что в течение дня вы обсудили все важные моменты, которые казались очень сложными в начале дня, они ощущают удовлетворение и ощущение того, что обучение прошло плодотворно.

Правильно выстроенная структура тренинга – это основа эффективного обучения. Тренинги, правильные с точки зрения структуры, более легкие для восприятия участников, информация подается логично и последовательно. Это облегчает процесс, уменьшает сопротивление участников и делает группу более вовлеченной.

Правила для участников тренинга.


Правила (принципы) для участников тренинга необходимы для того, чтобы сделать работу максимально плодотворной и комфортной для всех участников. Они обеспечивают корректное и уважительное отношение между участникам, а также существенно экономят время. Вы можете объявить правила своим участникам, а можете предложить придумать ещё те правила, которые им необходимы для работы.

Вводить правила для участников тренинга необходимо в самом начале тренинга, сразу после этапа знакомства с участниками. Вы можете записать правила на доске или обозначить их символами/рисунками. В нужный момент, если участники нарушают правила, вы можете открыть лист с правилами и обратить внимание на то, что их приняли все участники до начала работы. Также вы можете совместно с группой придумать символические наказания (налить всем кофе, прочитать стихи) тем, кто нарушил правило.

Правила для участников тренинга:

1. Приходить вовремя

Приходите вовремя после перерывов, а лучше за несколько минут до окончания. К началу тренинга желательно приходить за 10-15 минут.

2. Отключить мобильный телефон

Желательно, чтобы все участники выключили телефоны либо поставили их на беззвучный режим. В случае необходимости ответить на звонок участник тихо молча покидает аудиторию и также молча возвращается, стараясь не отвлекать своих коллег.

3. Правило активности

Все участник принимают активное участие в обсуждениях, выполнении заданий. Предупредите участников, что от выполнения упражнений отказаться нельзя и все в любом случае попробуют свои силы.

4. Здесь и сейчас

Во время работы участники обсуждают только те вопросы, которые значимы именно в данный промежуток времени. Мы стараемся не вспоминать то, что было когда-то давно и не заглядывать далеко в будущее. Это правило помогает обсуждать действительно актуальные вопросы и не тратить время на пустые рассуждения.

5. Правило конфиденциальности

Все, что происходит во время занятий, не выноситься за пределы группы. Это облегчает включение участников в групповые процессы, способствует их самораскрытию. Участники не боятся, что содержание их общения может стать общеизвестным.

6. Принцип «тренер всегда прав» - во время выполнения заданий в группе могут возникнуть спорные ситуации, при решении которых последнее слово остается за тренером, так как он – ведущий.

7. 1 микрофон

Этим правилом мы напоминаем участникам, что перебивать друг друга, даже при обсуждении очень интересной темы, недопустимо.

8. Я-высказывания

Это правило призывает участников высказывать свое личное мнение, выражая его во фразах, которые начинаются со слов «я думаю…», «я считаю…», «мне это не понятно…». Старайтесь не использовать обобщенные высказывания: «все знают…», «никому не нравится…», «все согласны…»

9. Принцип доброжелательности

Это правило означает, что мы относимся к другим участникам доброжелательно и уважительно, стараемся их поддержать и помочь. Все слова критики необходимо выражать в корректной форме.

Перечисленные правила для участников тренинга являются одними из самых популярных и часто используемых. Не обязательно использовать их все, вы можете выбрать те, которые являются для вас приоритетными. Однако, не стоит пропускать этап установления правил вообще, так как они помогают предотвращать различные сложные или неприятные ситуации , такие как опоздания, отказы от выполнения заданий или постоянные звонки по телефону. Особенно важно уделять внимание правилам при работе с большими аудиториями, для того чтобы изначально задать правильный формат общения, который обеспечит вам комфортную работу.

Родительский тренинг - принципы, концепции

Родительский тренинг — это особая систематическая форма работы с родителями. Работа с родителями — не побочное занятие, а центральный элемент в лечении детей и подростков с психическими отклонениями.

Работа с родителями и родительский тренинг включают терапевтический аспект. Многократно показано, что работа психотерапевта более эффективна в тех случаях, когда неблагоприятных психосоциальных условий нет и семьи поддерживают усилия психотерапевта-профессионала своей компетентностью в вопросах воспитания (Mattejat, Remschmidt).

Нормальная семья служит фактором защиты для психического развития ребенка, и эту способность семьи оказывать поддержку можно использовать в терапевтических целях. Но родители имеют также право опеки над ребенком, поэтому они несут ответственность и за терапевтические решения. Семья, пока ребенок живет в ней, сильнее влияет на его развитие, чем любое другое значимое для него лицо. Родители составляют часть окружения ребенка; поэтому изменения в поведении и образе жизни родителей оказывают влияние на опыт ребенка.

Родителям, которые ищут помощи в связи с психопатологическими расстройствами у их ребенка, требуется консультация специалиста. В то же время они благодарны, если с самого начала чувствуют уважительное отношение к себе со стороны врача. Компетентность родителей в вопросах воспитания является необходимым условием при проведении специальной психотерапии. Многие родители в состоянии научиться терапевтическим приемам и эффективно применять их на благо собственного ребенка.
Это убедительно показали исследования, посвященные родительскому тренингу (Innerhofer, Warnke, Innerhofer).

Взаимоотношения между психотерапевтом и родителями должны быть тактичными, уважительными и поддерживающими. Отношение родителей к консультанту, как правило, наиболее адекватно тогда, когда оно определяется по Роджерсу понятиями «эмпатическое понимание», «принятие и положительная оценка» и «аутентичность». Согласно Дюрссен, поддержка, оказываемая родителям, должна включать следующие аспекты: интерес к имеющемуся в семье потенциалу; диагностика семьи, уменьшение напряжения у родителей и изменение их настроя; отсутствие (скрытого) осуждения со стороны терапевта; отсутствие идентификации терапевта с ребенком, направленной против родителей; стремление терапевта обосновать положительные идеалы родителей (Duhrssen).

Принципы работы с родителями в рамках психотерапии, в том числе родительского тренинга, имеют ряд особенностей. Работа с родителями оправдана и является составной частью психотерапии и психофармакотерапии детей и подростков (кооперативная модель). Не следует считать, что такую работу надо проводить исключительно с «психопатогенными» родителями.

Семья обязательно должна быть включена в терапевтический процесс, а семейные ресурсы самопомощи с самого начала служат составной частью терапевтического планирования. Форма и содержание работы с родителями и временные рамки сотрудничества должны соответствовать временным и персональным возможностям, способностям, потребностям, ценностным установкам и целям семьи. Приспособление друг к другу психотерапевта и родителей означает не «панибратство» между специалистами и дилетантами, а объединение возможностей помощи со стороны семьи с компетентностью специалистов (связь компетентностей).

При работе с семьей выделяется время для обсуждения персональных стремлений родителей. Необходимо принимать во внимание дидактические закономерности; это имеет особое значение для проведения родительского тренинга. Работа с родителями укрепляет устойчивость семьи. Поддержкой в работе с родителями может быть содействие групп самопомощи и родительских объединений. Наконец, работа с родителями включает и помощь семье в тех случаях, когда специалисты не в состоянии вылечить ребенка или изменить течение заболевания. Родительский тренинг — оптимистичная форма работы с родителями, которая убеждает родителей в необходимости активной совместной работы в процессе психотерапии на благо ребенка (Warnke).

Родительский тренинг

Понятие родительского тренинга

Понятию «родительский тренинг» соответствуют понятия «семья как котерапевт» и «руководство родителями». Основы концепции родительского тренинга проистекают из поведенческой терапии (Schaefer, Briesmeister). Позднее в методическое обеспечение были включены элементы теории коммуникаций, теории деятельности, разговорной терапии и семейной терапии (Innerhofer, Jnnerhofer, Warnke). Современный обзор по проблеме показаний и эффективности родительского тренинга дали Грациано и Диаммент (Graziano, Diamment).

Как психотерапевтический метод родительский тренинг является опосредованным подходом к психотерапии детей и подростков. Воздействие включает работу с родителями, которая не обязательно предполагает присутствие детей.

Вначале цель тренинга родителей заключалась в том, чтобы обучить их проведению специфических терапевтических мероприятий с собственным ребенком, по аналогии с тем, как родителей обучают применять лечебную гимнастику для детей с церебральными параличами.

Между тем концепции родительского тренинга могут иметь более сложные целевые установки: совместная работа с родителями направлена на изменение систем ценностей, целевых установок, способности к переживаниям, а также поведения и образа жизни родителей. Она служит задаче психического оздоровления ребенка и способствует процессу его развития путем достижения лучшего взаимопонимания между родителями и ребенком, адекватных форм воспитательного взаимодействия, снятия напряженности, улучшения настроения и обеспечения больших возможностей для преодоления проблем.

Обоснованием для применения тренинга служит признание воспитательной компетентности родителей и их способности совместно влиять на приобретение ребенком социального опыта в повседневной жизни, предлагать задачи для его развития и помогать в их решении. Метод основан также на решающем влиянии, которое родители оказывают на жизненные обстоятельства, например на жилищные условия и режим дня ребенка. При этом исходят не из «психотерапевтической одаренности» родителей, а просто учитывают тот факт, что и незначительные воздействия со стороны всей семьи в поддержку специальных психотерапевтических мероприятий ребенка существенно повышают эффективность психотерапии.

Родители в соответствии с их индивидуальными возможностями включаются в процесс психотерапии ребенка как «советчики» или «помощники». Роль терапевта — это роль тренера, который стремится содействовать выработке у родителей способности помогать в развитии своему ребенку, имеющему психические отклонения.

Различают три концепции родительского тренинга:
1. Симптом-ориентированные упражнения: приемы, которые обучают родителей бороться с определенным нарушением поведения у их ребенка путем поощрения его развития. При этом с помощью непосредственных интеракционных упражнений они обучаются применению правил поведенческой терапии, ориентированных на симптомы (Schmitz, Kane et al.). Например, родителей умственно отсталого ребенка обучают таким образом помогать ему при надевании куртки, чтобы он постепенно научился это делать сам (Kane).
2. Использование психологических теорий: тренинговые модели, теоретически обоснованные принципы воспитания, например на базе поведенческой терапии (Perrez et al.), или принципы ведения психотерапевтической беседы. Специфическая проблема семьи вообще не обсуждается. Родителям остается определить, в каких конфликтных ситуациях в процессе воспитания применять приобретенные знания с целью разрешения проблемы.
3. Обучение стратегиям решения проблем: концепция тренинга, которая создает оптимальные дидактические условия для проработки психотерапевтически полезных стратегий преодоления проблем и для расширения пространств для игровых действий. Эти цели предлагаются не абстрактно, а применительно к проблемам, поставленным родителями (например, нарушение пищевого поведения у дочерей с нервной анорексией) (Innerhofer, Warnke).

Подобно первой модели, она ориентирована на симптом и цель, подобно второй — теоретически обоснована, но не связана с психотерапевтической или воспитательной теорией; главную роль здесь играет разработка стратегии, обеспечивающей решение проблем, которая практически помогает при данном нарушении, данной семейной ситуации и способности к преодолению трудностей.

Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021

Методические особенности родительского тренинга

Решение проблем как основной ориентир в родительском тренинге:
1. Целевая установка, ориентированная на задачу. Предметом терапии является конкретная воспитательная задача (например, укладывание в постель ребенка с гиперкинетическим синдромом), определенный психический симптом у ребенка (недержание мочи и т.п.) или же конкретный конфликт (например, ссоры между братьями и сестрами).
В процессе повседневного воспитания наглядно демонстрируется конфликтная ситуация, которую родители хотят изменить, например, совместный обед в ресторане родителей и их гиперактивного ребенка.

2. Процесс, отражающий конфликт. Прорабатываемое в процессе тренинга событие должно отражать существенные факторы конфликта или симптомы. Проблема посещения ресторана с гиперактивным ребенком обсуждается не с помощью просмотра фильмов о выработке условно-рефлекторного поведения у крыс и не путем абстрактного анализа процессов взаимодействия в раннем детстве (например, «эдипова комплекса»), а с помощью изображения посещения ресторана.

3. Мотивированное обучение. Совместная работа должна поощрять родителей и делать их более способными к ответственному и честолюбивому сотрудничеству в процессе психотерапии ребенка.

4. Процесс, ориентированный на способности. В совместной работе при психотерапии ребенка важно ориентироваться на личностные способности и возможности родителей в преодолении проблемы, а не на их недостатки.

5. Обучение, соответствующее ситуации. Учитываются ситуационные возможности родителей в процессе терапии, например время, которым они располагают, и их жилищная ситуация.

6. Обучение поиску возможных действий и объяснений. Необходимо находить и апробировать оценочные и поведенческие альтернативы; при этом возможности объяснения не имеют первостепенного значения; объяснения выполняют функции гипотез, обосновывающих терапевтические мероприятия.

8. Экономность обучения. Терапевтическая цель достигается такими способами, которые требуют по возможности малых денежных, временных и личностных затрат.

9. Контролируемое обучение. Результат терапии, т.е. решение задачи, необходимо перепроверить. С этой целью используются, например, планы наблюдения за изменяемыми способами поведения. Последующее наблюдение терапевта служит стабилизации и генерализации терапевтического успеха.

Анализ интеракций как диагностический принцип родительского тренинга

Анализ интеракций - важнейший способ родительского тренинга. С его помощью изучаются особенности поведенческих взаимодействий. Предпосылкой для этого служит стандартная психиатрическая диагностика, которая включает получение анамнестических данных, исследование соматического и психического статуса, психометрию.

Предметом родительского тренинга является изменение взаимодействий в процессе воспитания. Подробное введение в анализ интеракций дано Иннерхофером (Innerhofer).

Родительский тренинг как эффективный дидактический прием

Родительский тренинг представляет собой некий дидактический прием, с помощью которого психотерапевт облегчает родителям понимание процессов, способствующих развитию; ситуативных взаимосвязей, необходимых для преодоления проблемы; познание собственных возможностей и способностей личности к самопомощи в конфликтных случаях, а также помогает разработать, апробировать и освоить новые способы решения проблемы.

Таблица дневника сна

Терапевт организует учебную ситуацию, он предоставляет помещение, аппаратуру, учебные пособия, а также свой опыт, чтобы дать родителям в руки средство решения проблемы. Задача терапевта при родительском тренинге заключается в том, чтобы с помощью самых современных методов обучения помочь родителям выработать навыки, необходимые для психотерапии их ребенка. В качестве дидактических средств при тренинге родителей используются:

1. Чтение учебных текстов и письменные инструкции. С помощью учебных текстов родители знакомятся с особыми приемами воспитания при данных психических проблемах или с одним из методов терапии. Для этого имеется ряд руководств (Gordon, Perrez et al., Kane, Kane, Patterson, Gullion, Innerhofer).

2. Систематическое наблюдение за поведением. Наблюдение необходимо для диагностики, но и само по себе оказывает влияние на установки и изменение поведения. Оно делает возможным терапевтический контроль. Примером простейшей формы документальной регистрации поведения является, например, календарь, в который родители заносят те ночи, когда ребенок с энурезом мочился в постель. В таблице приведен пример так называемого «дневника сна» при лечении расстройств сна у детей.

3. Способы тренинга и способы обратной связи. Возможно проведение ролевых игр в форме упражнений непосредственно с детьми либо в их отсутствие. Возможно также обучение по модели терапевта. Например, терапевт показывает родителям, каким образом ребенок с умственной отсталостью может с помощью простейших движений сам надеть рубашку (Kane). Пока родители сами обучаются упражнениям с ребенком, терапевт выполняет функции супервизора.

Это может осуществляться путем прямого оказания помощи или усиленного наблюдения за участниками. Возможен инструктаж с помощью микрофона, а также видеосъемок, которые в конце занятия обсуждаются с родителями. Обучение по модели терапевта в рамках тренирующих упражнений (например, руководство родителями в обращении со «звенящими брюками» при лечении энуреза) недостаточно обосновано. При комплексных психотерапевтических вмешательствах, напротив, стандартизированные способы поведения и модель терапевта мало эффективны.

«Идеальное» воспитательное поведение, предлагаемое терапевтом, не соответствует естественному поведению родителей; оно скорее делает родителей неуверенными. И это бывает выражено тем сильнее, чем больше отличается отношение ребенка к родителям от его отношения к терапевту. При комплексной воспитательной и психотерапевтической постановке задач речь идет поэтому также о проработке возможностей действия. При этом оправдали себя ролевые игры, видео-feedback и групповая терапия.

4. Видеотехника создает возможности для преодоления симптомов нарушенного поведения и конфликтных ситуаций и делает их более доступными для систематического наблюдения и анализа. Родители могут наблюдать процесс терапии и собственные возможности в преодолении проблемы и одновременно с этим объективно воспринимать происходящее как «телезрители».

Они имеют возможность выбрать важный для понимания проблемы раздел видеофильма и проконтролировать восприятие и интерпретацию его другими наблюдателями и прежде всего терапевтом. Возможность контроля со стороны родителей стимулирует терапевта к тщательной и ориентированной на реальность работе. Работа с видеофильмом помогает оставаться в рамках конкретной проблемы и понять взаимодействия в семье в повседневной жизни (Innerhofer, Innerhofer, Warnke).

5. Объединение родителей. Объединение в группы способствует обмену опытом между семьями, имеющими сходные проблемы, помогает снятию напряжения у родителей, сплачивает их. Группа делает возможной дискуссию, «мозговой штурм» и игру. Результаты дискуссии могут быть использованы в ролевых играх, а затем непосредственно при проведении упражнений.

Мюнхенская модель родительского тренинга - подготовка и организация

«Мюнхенская модель тренинга», разработанная Иннерхофером (Innerhofer), нашла особенно широкое применение в детской и подростковой психиатрии. Она стала одним из лучших составных элементов консультирования по вопросам воспитания, в частности в детских домах, помощи детям с умственной отсталостью и с задержками развития. Иннерхофер предложил стандартизированную форму этой работы с родителями.

Имеются данные по оценке этого метода (Perrez et al. Schmitz). Последовательность описания модели соответствует последовательности этапов диагностического и терапевтического процесса.

Установление контакта и диагностика в мюнхенской модели родительского тренинга

Родителей приглашают для участия в занятиях за 3—4 недели до их начала. Им излагают план и методику тренинга (с использованием ролевой игры, видеозаписи и совместной работы с другими родителями), а также целевую установку тренинга, а именно проработку альтернативных способов воспитательных действий в соответствии с важными для родителей повседневными проблемами.

Выясняется наличие возможных препятствий для совместной работы, например профессиональная деятельность или занятость матери или отца в связи с необходимостью заботиться о других детях. Эти помехи необходимо устранить — например, обеспечить занятия детей во время тренинга или назначить совместную терапевтическую работу в нерабочее время (Innerhofer, Warnke).

Диагностика опирается на данные психиатрического исследования. Если у ребенка обнаружены проявления или симптомы, преодоление которых имеет для родителей первостепенное значение, то они должны стать предметом совместной работы в процессе тренинга.

Для описания такого рода конфликтного проявления (например, конфликта при выполнении домашниего задания ребенком с гиперкинетическим синдромом) необходимо собрать специфический анамнез и точно установить ситуативные отношения (личностные, временные, пространственные и специфические для поставленной задачи сведения).

Выясняются места пребывания ребенка, в которых манифестирует проблема (например, детский сад, школа, семейная домашняя среда) и — по возможности — в работу с родителями включаются наиболее значимые для ребенка лица, которые связаны с возникновением проблемы (например, воспитательница детского сада, учитель).

Чрезвычайно полезны для проработки целей тренинга видеосъемки конфликтных ситуаций, позволяющие понять процесс воспитательных воздействий. (Примеры планового применения видеозаписей при тренинге родителей см. у Innerhofer, Warnke)

План помещения для родительского тренинга

Подготовка и организация родительского тренинга

Подготовка родительского тренинга начинается с формулирования рабочей гипотезы, содержания и целей тренинга.

Содержание в значительной степени определяется проблемной ситуацией, выбранной для ролевой игры. На основе сведений об истории развития данной проблемы и о реальной ситуации и ходе событий терапевт разрабатывает концепцию возможных альтернативных подходов к решению проблемы. К началу родительского тренинга должны быть определены следующие содержательные и целевые аспекты:
• проблемная ситуация, альтернативные способы разрешения которой должны быть найдены;
• предварительно сформулированные изменения ситуации;
• предварительно сформулированные альтернативные варианты поведения лиц, участвующих в конфликте;
• последовательность, в которой будут осуществляться изменения в ближайшем будущем;
• методы достижения этих изменений.

Выбирая родителей, которые примут участие в тренинге, целесообразно объединять тех из них, кто имеет сходные проблемы. При этом имеет смысл вначале объединять не семейные пары, а отдельно отцов или матерей из разных семей. Впоследствии на занятия могут приходить оба партнера; это помогает следить за особенностями семейной динамики. Одна группа тренинга должна состоять из 3—4 семей (полных или неполных).

Тренингом обычно руководят совместно два терапевта. Вначале следует решить, кто из них будет осуществлять введение в тренинг, кто обслуживать видеоаппаратуру, давать инструкции, руководить ролевыми играми, проводить оценку наблюдения и анализировать и руководит работой по разрешению проблемы (подробнее см. у Innerhofer).

- Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики "Психология"

Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.

"Родительские тренинги" методическая разработка

Родительские тренинги — это активная форма работы с теми родите­ лями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более откры­тым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребенка.

Огромно значение родительских тренингов для тех родителей, кото­ рые только начали приобретать опыт воспитания ребенка-школьника. Интересные и хорошо организованные тренинги порой могут сделать не­ возможное там, где уже все общественные институты отказались что-либо делать.

В родительских тренингах должны участвовать по возможности оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставят себя долго ждать.

Тренинг проводится с группой, состоящей из 12—15 человек. Роди­тельские тренинги будут результативны, если все родители станут в них активно участвовать и регулярно посещать. Чтобы тренинг имел конеч­ ный положительный результат, он должен включить в себя 5-8 заня­ тий.

В ходе тренинговых занятий с большим интересом родители выпол­ няют такие задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминание детства», «фильм о моей семье». Такие задания позволяют по-новому взглянуть на взаимо­ отношения в своей семье, на собственную авторитетность в глазах ре­ бенка.

Если в воспитании отдельных детей классный руководитель порой встречается с неразрешимыми проблемами, можно предложить поучаст­ вовать в тренинге не только родителям, но и детям. Совместное участие в тренинге даст возможность родителям взглянуть на некоторые обыден­ ные ситуации глазами самого ребенка и открыть для себя мир, в котором он живет.

Такой тренинг называется тренингом родительской эффективности.

По результату участия в тренинге школьный психолог проводит собе­ седование с классным руководителем и дает ему рекомендации по орга­ низации взаимодействия с каждым ребенком и с каждой семьей.

Но если психолога нет, а хочется сделать все возможное по привлече­нию проблемной семьи к сотрудничеству со школой и классным руково­ дителем?

Для этого нередко используют так называемые часы Откровения, ко­ торые может организовать в своем классе сам классный руководитель. Исходя из тех проблем, которые сложились в семье, он разрабатывает се­ рию упражнений и проводит занятия с родителями и детьми.

Сегодня я представлю Вам элемент такого занятия.

ПРОБЛЕМА: грубость и агрессивность поведения детей.

Упражнение №1:«Ласковое имя»

Цель. Создание позитивного настроения, раз­витие чувства доверия участников друг к другу, формирование в группе атмосферы взаимной под­держки.

Каждый из участников по очереди становится в круг и протягивает руки ладонями вверх тому, с кого бы он хотел начать движение по кругу. Все по одному называют варианты (ласкательные) имени участни­ка, стоящего в центре круга, и как бы «дарят» их. Важно при этом прикоснуться к ладоням и посмот­реть в глаза, поблагодарить за «подарок».

Упражнение №2

Каждый из участников должен нарисовать солнце с лучами и определить, кому он хотел бы подарить по одному лучику и почему.

Упражнение №3.

Участники по кругу продолжают фразу и называют свои ассоциации на слово «детство». Затем тренер предлагает поиграть в игру, в ходе которой он называет начало фразы, а взрослые и дети должны ее продолжить. Напри­ мер, «в детстве можно. » (драться, играть, весело жить, плакать и т. д). Если кто-то с аргументом «драться» не согласен, он хлопает в ладоши. Затем точ­ но так же необходимо выполнить это задание, но с фразы «в детстве нель­ зя. »

Время выполнения задания — 5-6 минут.

Упражнение № 4: «Праздник в доме»

Участникам необходимо выполнить групповое задание. Они должны нарисовать на листе ватмана новогоднюю елку и совместными усилиями украсить ее к празднику.

Читайте также: