Предмет гистологии. Задачи гистологии.

Обновлено: 18.04.2024

Гистология (от греческого histes - ткань и logos – учение) в переводе означает «наука о тканях». Однако такое определение суживает объем этой науки, поскольку гистология изучает не только ткани, но и клетки и тонкое строение органов. Кроме того, в задачу гистологии входит выяснение эволюции клеток и тканей, становление и развитие их в организме, изучение функций клеток, тканей, органов и межклеточного вещества, в изучении регенерации тканей, обеспечивающих структурную и функциональную их целостность. В связи с этим, гистологию принято делить на три раздела: цитологию, общую гистологию и частную гистологию (микроскопическую анатомию).

Гистология - наука о тканях, ее предмет, цели и задачи. Место гистологии среди биологических дисциплин и ее взаимосвязь с другими науками. Методы гистологических исследований. Определение понятия "ткань". Общие принципы организации тканей. Клетки и клеточные популяции, понятие о стволовых клетках. Клеточные производные (симпласт, синцитий). Межклеточное вещество. Морфологическая и функциональная классификация тканей.

2. Определение понятия "ткань". Стволовые и полустволовые клетки. Взаимодействие клеток и межклеточного вещества в поддержании структуры ткани.

Ткань (лат. textus, греч. histós [1] ) — совокупность клеток и межклеточного вещества, объединённых общим или межстанционным [неизвестный термин] происхождением, строением и выполняемыми функциями. Строение тканей живых организмов изучает наука гистология. Совокупность различных и взаимодействующих тканей образуют органы [2] .

Стволовы́е кле́тки — недифференцированные (незрелые) клетки, имеющиеся у многих видов многоклеточных организмов. Стволовые клетки способны самообновляться, образуя новые стволовые клетки, делиться посредством митоза и дифференцироваться в специализированные клетки, то есть превращаться в клетки различных органов и тканей.

1. Обладают способностью к самоподдержанию без притока клеток извне; • 2. Редко делятся. Деление клеток стимулируется фактором СК (ФСК), нарабатываемым стромальными клетками ККМ и фиксируется на поверхности СК протоонкогенным белком сkit. Деление: 1 – симметричное с образованием 2-х идентичных родительской клетке; 2- симметричное с появлением полустволовых клеток; 3- асимметричное с образованием стволовой и полустволовой клеток; • 3. Плюрипотентны; • 4. Устойчивы к действию поражающих факторов; • 5. Располагаются в хорошо защищенных от внешних воздействий и васкуляризированных местах; • 6. Способны к рециркуляции.

Ткань - система гистологических элементов, объединённых общей структурой, функцией и происхождением. Гистологические элементы — структурно-функциональные единицы, образующие ткани, органы и организм в целом. Гистологические элементы подразделяют на 2 основные категории:

n клеточные (клетка);

n неклеточные (компоненты межклеточного вещества). Межклеточное вещество

n Тканевый матрикс (межклеточное вещество) состоит из основного вещества и содержащихся в нём волокон (коллагеновые, эластические и ретикулиновые).

n Структуры тканевого матрикса построены из молекул, вырабатываемых и секретируемых клетками.

n Детерминация – это процесс определения дальнейшего пути развития клеток на основе блокирования отдельных генов.

n Коммитирование – это ограничение возможных путей развития вследствие детерминации. Коммитирование совершается ступенчато. Сначала соответствующие преобразования генома касаются крупных его участков. Затем все более детализируются, поэтому вначале детерминируются наиболее общие свойства клеток, а затем и более частные.

n Дифференцировка - изменения в структуре клеток в результате их функциональной специализации, обусловленные активностью их генетического аппарата.

n Дифферон (гистогенетический ряд) — совокупность клеточных форм, составляющих ту или иную линию дифференцировки. n В диффероне последовательно различают: стволовые клетки → клетки– предшественницы → зрелые клетки, достигшие состояния окончательной (терминальной) дифференцировки.

n Камбиальные клетки – совокупность (пул) стволовых клеток и клеток-предшественниц.

n Стволовые клетки — самоподдерживающаяся популяция клеток, способных дифференцироваться в нескольких направлениях и формировать различные клеточные типы.

n Клетки–предшественницы. По мере дифференцировки их пролиферативные потенции постепенно уменьшаются. Выделяют наиболее раннюю стадию клеток – предшественниц — коммитированные, или полустволовые клетки.

n Зрелые клетки. Ими заканчивается гистогенетический ряд.

При формировании ткани и в ходе её функционирования важную роль играют процессы межклеточной коммуникации — узнавание и адгезия. n Узнавание — специфическое взаимодействие клетки с другой клеткой или внеклеточным матриксом. В результате узнавания неизбежно развиваются следующие процессы: прекращение миграции клеток → адгезия клеток → образование адгезионных и специализированных межклеточных контактов → формирование клеточных ансамблей (морфогенез) → взаимодействие клеток между собой в ансамбле, с клетками других структур и молекулами внеклеточного матрикса.

Адгезия — процесс взаимодействия между клетками и/или с внеклеточным матриксом.

3. Эпителиальная ткань. Особенности строения и области распространения (базальная мембрана, межклеточные контакты). Класс Эпителиальные ткани — это совокупность дифферонов полярно дифференцированных клеток, тесно расположенных в виде пласта на базальной мембране, на границе с внешней или внутренней средой, а также образующих большинство желёз организма. Различают две группы эпителиальных тканей: поверхностные эпителии (покровные и выстилающие) и железистые эпителии.

Поверхностные эпителии — это пограничные ткани, располагающиеся на поверхности тела, слизистых оболочках внутренних органов и вторичных полостей тела. Они отделяют организм и его органы от окружающей их среды и участвуют в обмене веществ между ними, осуществляя функции поглощения веществ и выделения продуктов обмена. Например, через кишечный эпителий всасываются в кровь и лимфу продукты переваривания пищи, а через почечный эпителий выделяется ряд продуктов азотистого обмена, являющихся шлаками. Кроме этих функций, покровный эпителий выполняет важную защитную функцию, предохраняя подлежащие ткани организма от различных внешних воздействий — химических, механических, инфекционных и других. Например, кожный эпителий является мощным барьером для микроорганизмов и многих ядов. Наконец, эпителий, покрывающий внутренние органы, создает условия для их подвижности, например для движения сердца при его сокращении, движения легких при вдохе и выдохе.

Железистый эпителий, образующий многие железы, осуществляет секреторную функцию, т.е. синтезирует и выделяет специфические продукты — секреты, которые используются в процессах, протекающих в организме. Например, секрет поджелудочной железы участвует в переваривании белков, жиров и углеводов в тонкой кишке; секреты эндокринных желез (гормоны) – регулируют многие процессы в организме.

Предмет гистологии. Задачи гистологии.

Гистология — это наука, изучающая закономерности развития, строения и функции тканей, а также межтканевые взаимодействия, в историческом и индивидуальном развитии человека и многоклеточных организмов. Объект гистологии — ткани — представляют собой филогенетически сложившиеся, топографически и функционально связанные клеточные системы и их производные, из которых образованы органы.

Как учебная дисциплина гистология включает несколько разделов: 1) цитологию — учение о клетке; 2) эмбриологию — науку о развитии зародыша, закономерностях закладки и образования тканей и органов; 3) общую гистологию — учение о развитии, структуре и функциях тканей; 4) частную гистологию, изучающую микроскопическое строение органов и систем органов.

Организмы человека и животных являются целостными биологическими системами, в которых условно можно выделить несколько взаимосвязанных, взаимодействующих и соподчиненных уровней организации — молекулярный, субклеточный, клеточный, тканевый и органный. Каждый из этих уровней обладает известной автономностью и включает структурные единицы нижележащих уровней.
Организменный уровень — собственно организм — формируется как целостная биологическая система в процессе индивидуального развития, именуемого онтогенезом.

Органный уровень включает комплекс взаимодействующих тканей в процессе выполнения ими функций, свойственных данному конкретному органу или системе органов.
Тканевый уровень объединяет клетки и их производные. В состав тканей могут входить клетки различной генетической детерминации, однако основные свойства тканей определяются ведущими клетками.

предмет гистологии

Клеточный уровень представлен основной структурно-функциональной единицей ткани — клеткой и ее производными.
Субклеточный уровень включает структурно-функциональные компоненты (компартменты) клетки — плазмолемму, ядро, цитозоль, органеллы, включения и др.
Наконец, молекулярный уровень характеризуется молекулярным составом клеточных компонентов и механизмами их функционирования.

Представления об уровнях организации и взаимосвязях различных уровней позволяют рассматривать организм как целостную и в то же время сложную иерархически соподчиненную систему. Структурные компоненты различных уровней организации живого являются объектом изучения разных медико-биологических дисциплин. В последние годы большое развитие получил комплексный подход к изучению животных организмов с использованием всего арсенала методов и средств, которыми данные дисциплины располагают. Это позволило планировать и выполнять фундаментальные исследования и достигнуть высокого уровня знаний о структурно-функциональной организации живой материи, в том числе — организма человека.

Главное содержание гистологии как науки и учебной дисциплины составляют закономерности гистогенеза, морфофункциональной организации, реактивности и регенерации тканей, выявленные на основе изучения большого фактического материала. Наиболее важное место среди теоретических достижений гистологии занимают клеточная теория, теории зародышевых листков, эволюции тканей, гистогенеза и регенерации.

Актуальными задачами гистологии являются:
- разработка общей теории гистологии, отражающей эволюционную динамику тканей и закономерности эмбрионального и постнатального гистогенеза;
- изучение гистогенеза как комплекса координированных во времени и пространстве процессов пролиферации, дифференциации, детерминации, интеграции, адаптивной изменчивости, программированной гибели клеток и др.;
- выяснение механизмов гомеостаза и тканевой регуляции (нервной, эндокринной, иммунной), а также возрастной динамики тканей;
- изучение закономерностей реактивности и адаптивной изменчивости клеток и тканей при действии неблагоприятных экологических факторов и в экстремальных условиях функционирования и развития, а также при трансплантации;
- разработка проблемы регенерации тканей после повреждающих воздействий и методов тканевой заместительной терапии;
- раскрытие механизмов молекулярно-генетической регуляции клеточной диф-ференцировки, наследования генетического дефекта развития систем человека, разработка методов генной терапии и трансплантации стволовых эмбриональных клеток;
- выяснение процессов эмбрионального развития человека, критических периодов развития, воспроизводства и причин бесплодия.

Изучение гистологии в медицинских вузах должно формировать у будущих врачей представление об уровнях структурно-функциональной организации организма человека, их взаимосвязи и преемственности. Глубокие знания структуры и функции организма человека на всех уровнях его организации крайне необходимы современному врачу, поскольку только на их основе возможно проведение квалифицированного анализа этиопатогенеза заболеваний и назначение патогенетически обоснованной терапии. Для медицины будущего, которая должна стать профилактической, знания о структурных основах и закономерностях обеспечения устойчивости и надежности живых систем (в том числе — тканей) особенно важны, поскольку прогрессивное развитие цивилизации неизбежно влечет за собой появление новых факторов, неблагоприятно воздействующих на животные организмы, в том числе и человека.

Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.

Содержание предмета гистологии, ее задачи, связь с другими дисциплинами и значение для медицины

Гистология (греч. histos – ткань, logos – учение, наука) – наука, изучающая развитие, микроскопическое и ультра­микроскопическое строение, жизнедеятельность клеток, тканей и органов.

Курс гистологии включает в себя цитологию, или учение о клетке (греч. сytos – клетка), эмбриологию – учение о зародыше (embryon – зародыш), общую гистологию, или собственно учение о тканях, и частную гистологию, или учение о микроскопическом строении и функциях органов. Такое разделение курса гистологии условно, так как организм представляет собой единое целое, где все части связаны и взаимодействуют между собой. Так, клетки входят в состав тканей, каждый орган состоит из нескольких тканей, органы объединяются в системы и т. д.

Основной метод исследования в гистологии – микроскопирование в световом и электронном микроскопах.

Каждая структура развивается в процессе онтогенеза – индивидуального развития организма, начинающегося от оплодотворенного яйца и заканчивающегося смертью. Возникновение тканей происходит в определенный период эмбрионального развития. Эмбриология позволяет установить закономерности формирования структур, тканей и органов в процессе эволюции.

Для современной гистологии характерен функциональный подход к изучаемым структурам, т. е. установление взаимосвязи между строением клеток, тканей, органов и их функциями. Структура – материальный субстрат любой функции организма.

Гистология тесно связана с другими науками, прежде всего с медицинскими и биологическими: анатомией, физиологией, биохимией, биофизикой, генетикой и др. Знание нормального строение и функции всех частей тела человека на органном, тканевом, клеточном и субклеточном уровнях необходимы для глубокого понимания изменений, происходящих в организме больного человека. На этом фундаменте строится преподавание патологической анатомии и патфизиологии – дисциплин, непосредственно связанных с клиникой. Данные гистологии широко используются в клинических дисциплинах, где наряду с клиническими методами исследования, заслуженное признание получили методы морфологического анализа – изучение клеток крови, красного костного мозга, пунктатов и биоптатов печени, селезенки и других органов.

Таким образом, гистология занимает важное место в системе медицинского образования, закладывая основы научного структурно-функционального подхода в анализе жизнедеятельности организма человека в норме и патологии.

Краткий очерк развития гистологии

Гистология как наука о тканях зародилась задолго до создания микроскопа. Впервые попытка анатомического расчленения организма на отдельные части (ткани) была предпринята в трудах Аристотеля (IV век до н. э.), Галена (III век до н. э.), Авиценны (Х век н. э.), Фаллопия (ХVI век н. э.) и др. Этот период продолжался до конца ХVI века, когда французским анатомом М. Ф. Биша были описаны свойства тканей и дана их подробная классификация (21 вид).

Новый этап (конец ХVIII – начало XIX века) успешного развития гистологии связан со значительным усовершенствованием микроскопа. Так, чешский ученый Я. Пуркинье впервые обнаружил и описал ядро в яйцеклетках, а затем в различных клетках тканей животных (1825-1827). Заверше­нием этого периода были работы Шлейдена и Шванна. Теодор Шванн (1839) обобщил накопленные наукой материалы и создал клеточную теорию, являющуюся величайшим открытием в биологии. Он, показал, что все растения и животные имеют единый план строения и развития. Создание клеточной теории оказало огромное прогрессивное влияние на развитие не только биологии и медицины, но и других наук. Клеточная теория легла в основу изучения не только нормального строения тканей (эпителиальной, соединительной с кровью, мышечной и нервной), но и патологических изменений тканей и органов ("клеточная патология" Р. Вирхова, 1856). Существенный вклад в развитие гистологии конце ХIХ – начале ХХ века внесли Р. Кахаль и К. Гольджи. Ими были детально изучены структуры нейронов коры больших полушарий головного мозга. Их работами были заложены прочные основы нейронной теории.

Отечественная гистология развивалась в тесной связи с развитием мировой науки. На первых шагах это были разделы и курсы в программе смежных дисциплин – анатомии, патологической анатомии, сравнительной анатомии и физиологии 30-40 года ХХ века. Позднее гистологию стали преподавать на самостоятельных кафедрах. Первые самостоятельные кафедры гистологии и эмбриологии были учреждены почти одновременно в Московском и Петербургском университете в 60-х годах девятнадцатого века. Несколько позднее начали функционировать кафедры гистологии в Казанском, Киевском, Харьковском университетах. Очень скоро эти кафедры стали центрами крупных гистологических исследова­ний и школами подготовки научных кадров.

В Белоруссии первая кафедра гистологии была создана в 1923 году в составе Минского Университета. Ее организатором и первым заведующим был профессор П. А. Мавродиади, а с 1935 года до 1952 года кафедрой заведовал проф. П. Я. Герке, и с 1952 года – проф. С. М Миленков и с1971-1997 проф. Леонтюк. Под его руководством активно изучаются этапы морфогенеза, широко внедряются методы математического анализа. С 1997 года кафедрой руководит профессор Б. А. Слука. Им и сотрудниками кафедры изданы целый ряд получивших признание учебных пособий и монографий.

В 1934 году открывается кафедра гистологии в Витебском медицинском институте. Непродолжительное время ее возглавлял доцент Л. И. Фалин, в последующем известный гистолог и эмбриолог. С 1978 по 1996 год кафедрой руководил ученик профессора В. Г. Елисеева профессор А. Ф. Суханов, внесший значительный вклад в развитие учебного процесса и научных исследований по изучению морфогенеза клеток и тканей в экстремальных условиях и механизма их повреждений при изменений температурного гомеостаза. С 1996 года кафедру возглавил профессор О. Д. Мяделец, издавший курс лекций и пособий по общей и частной гистологии и целый ряд монографий, обобщающих результаты научных исследований, имеющих прикладное значение.

В 1959 году в открытом Гродненском медицинском институте кафедру гистологии некоторое время возглавлял доцент И. И. Хворостухин, изучавший регенераторные свойства хрящевой и костной ткани. С 1967 по 1997 год руководил кафедрой профессор А. А. Туревский, являющийся создателем Гродненской школы гистологов. Под его руководством проводились разносторонние исследования по изучению изменений в желудке под влиянием разных гормонов, а также в организме при экспериментальной ахолии. С 1997 по 2002 год кафедрой заведовал профессор Я. Р. Мацюк, известный своими исследованиями по гистофизиологии желудочных желез в условиях нарушенного баланса в организме глюкокортикоидов и половых гормонов, а также установлению закономерностей становлению органов пищеварительной и половой систем у потомства, родившегося от матерей находящихся под воздействием инкорпорально поступивших с пищей радионуклидов и с экспериментально вызванным холестазом. С 2002 года кафедрой гистологии заведует профессор С. М. Зиматкин известный своими работами по функциональной нейроморфологии и гистохимии нейронных систем мозга.

В 1990 году в Гомеле открывается четвертый медицинский институт кафедру гистологии, цитологии и эмбриологии в котором возглавляет доцент Т. Г. Матюхина.

Современный этап характеризуется развитием гистологии в тесной связи с развитием новейших методов исследования: гистохимии, электронной микроскопии и др. Все это позволило дойти до макромолекулярного уровня организации клетки и клеточных структур, уточнить представления о процессах дифферинцировки, регенерации, создать основу ультрамикроскопической гистологии и разработать основы молекулярной биологии.

1. Определение и задачи гистологии.

Гистология-наука о строении, развитии и жизнедеятельности тканей животных организмов. Общая гистология-общие закономерности, характерные для тканевого уровня организации и отличительные особенности конкретных тканей. Предмет частной –закономерности строения, жизнедеятельности и взаимодействия различных тканей в органах на более высоких уровнях организации. Она служит основной для изучения микроскопического строения морфофункциональных единиц органов и органов в целом. Курс гистологии включает цитологию-учение о клетке, эмбриологию-учение о зародыше.

Актуальными задачами гистологии являются: изучение закономерностей цито и гистогенеза, строение функции клеток и тканей; закономерности дифференцировки и регенерации тканей; выяснение роли нервной, эндокринной, иммунной систем организма в регуляции процессов морфогенеза клеток, тканей и органов и их функционирования; возрастных изменений клеток, тканей и органов; Исследование адаптации клеток, тканей и органов к действию различных биологических, химических и других факторов; процессов морфогенеза в системе мать-плод; исследование особенностей эмбриогенеза человека.

2. Основные периоды исторического развития гистологии.

Исторический процесс развития гистологии делят на 4 периода.

Первый период это накопление первоначальных фактов домикроскопический(1595-1800) В 1595г Захарий Янсон изобрел 1 микроскоп. В 1600 Галилео Галилей приспособил под микроскоп зрительную трубку. Складывались лишь представления о тканях на основе расчленения трупов, все классификации строились на их внешнем сходстве и различии. Иногда в 1 группу попадали различные ткани.

Второй микроскопически(1800-1838) В 17 веке Гук усовершенствовал микроскоп, позволивший изучить тонкое строение тканей. Усилились разработки технических методов исследования. Пуркинье под названием протоплазма описывает клетку, Броун ядро, Бэр открыл женскую половую клетку. Шван сформулировал клеточную теорию.

Третий период с1839-1946. Под влиянием клеточной теории развивается гистология и на ее основе цитология, гематология, эндокринология, иммунология, эмбриология, патологическая анатомия. В императорских университетах открываются кафедры для изучения гистологии.

Четвертый период с началом 1945. В 1945 Портер и соавторы исследуя фибробласты, открывают эндоплазматический ретикулум. Новые значения о строении клеток были дополнены информацией об их функциях.

3. Гистология как учебная дисциплина, ее содержание.

Гистология исследует историческое (филогенез) и индивидуальное (онтогенез) развитие тканей. По своему фундаментальному содержанию гистология рассматривается как эволюционная наука (Заварзин). Признаки гистологии как науки – материал (ткани, клетки), методы исследования, присущие только ей биол законы или закономерности. Для гистологии характерен метод расчленения целого на части. Используя анализ (узнавание) и синтез (понимание), определяют значение микроструктур для клетки, ткани, органа и целого организма. Это является главной и наиболее сложной задачей, при решении которой следует определить не только функцию микроструктуры, но и отличить норму от возможной патологии.

Принимая во внимание материал, методы и изучаемые закономерности, мы определяем гистологию как фундаментальную биол дисциплину, изучающую историческое и индивидуальное развитие, строение и функции тканей. Предмет, помимо гистологии, включает материалы из др биол дисциплин, тесно связанных с наукой о тканях (цитология, эмбриология). Цитология изучает жизнь клетки, ее структуру, хим организацию, функцию. Эмбриология – часть науки об индив развитии (онтогенетики).

Общая гистология – сущность гистологии как науки. Частная гистология – базовая наука для патана, устанавливает наиболее тесные связи между физиологией и биохимией. В курсе частной гистологи изучаются проблемы: клетки и их взаимодействие в органе, ткани и их функции, морфофун единицы органа и их клет состав, источники развития и динамика возрастных измен органов и тк, нервная и эндокринная регуляция органов.

Учебный предмет гистология с основами цитологии и эмбриологии начинается с изучения клеток, обобщает их в ткани, которые взаимодействуя образуют органы, и заканчивается изучением развития организма, т.е. познанием его в целостном виде.

4. Клеточная теория - теоретическая фундаментальная основа гистологии.

-клетка элементарная и главная форма организации живой материи, наделенная всей полнотой жизненных свойств.

-клетка представляет собой внутренний ансамбль из различных органелл и открытую во внутреннюю среду систему

-клетки организма тотипотенты, соматические-диплоидны, половые –гаплоидны.

-Клетки обновляются, число их увеличивается путем деления.

-многоклеточный организм – это клон клеток, интегрированных в тканевые и органновые системы с помощью местной и общей регуляции.

Эта теория установила родство между царством животных и растений. На ее основе были изучены состав различных органов и тканей, их развитие, что позволило уже тогда создать в основных чертах микроскопическую анатомию и уточнить классификацию тканей. Клеточная теория как биологически закон-основа гистологии, включает в себя не только общность клеточного строения, но и общность развития организмов, исходной структурой для которого является клетка.

Предмет гистология. Методы гистологических исследований. Клеточная теория

Гистология – это наука о строении, развитии и жизнедеятельности тканей материи. Ткани изучают в живом и неживом состоянии. Изучение гистологических объектов, их тончайшей структуры проводят при помощи микроскопов, которые увеличивают невидимые простым глазом детали строения в несколько сотен тысяч раз.

Курс гистологии условно разделен на следующие разделы:

1. Цитология - наука о клетке.

2. Эмбриология - наука о развитии, от зарождения до полного формирования организма.

3. Общая гистология - наука об общих закономерностях, присущих тканям.

4. Частная гистология – наука о строении, развитии органов и систем.

Главной задачей гистологии как предмета является получение знаний о микроскопическом и ультрамикроскопическом строении клеток, тканей органов и систем здорового организма, в неразрывной связи с их развитием и выполняемыми функциями.

Основными методами гистологических исследований являются микроскопирование и специальные (немикроскопические) методы (гистохимия, цитофотометрия, авторадиография и др.).

Объектами исследования могут быть живые или мертвые (фиксированные) клетки и ткани.

Для изучения клеток и тканей под микроскопом изготавливают гистологические препараты.

Этапы изготовления гистологического препарата включают в себя:

1.Взятие материала для изготовления препарата. В целях сохранения прижизненной структуры тканей материал должен быть взят в максимально короткие сроки после смерти или забоя животного. Взятие кусочка органа или ткани должно производиться острым инструментом. Толщина кусочка не должна превышать 5 мм.

2.Фиксация материала для остановки обменных процессов и сохранения структуры от распада. Фиксация достигается чаще всего погружением кусочка органа или ткани в фиксирующие жидкости, которые могут быть: а) простыми, состоящими из одного компонента – спирты, формалин и др.; б) сложными, состоящими из двух и более компонентами – раствор Карнуа, фиксатор Цинкера и др. Фиксатор вызывает денатурацию белка, тем самым останавливает обменные процессы и сохраняет структуры в их прижизненном состоянии. Фиксация может достигаться также замораживанием материала.

3.Заливка кусочков в уплотняющие среды (парафин, целлоидин, смолы) или замораживание.

4.Изготовление срезов на микротоме или ультрамикротоме. Срезы для световой микроскопии наклеиваются на предметные стекла, для электронной монтируются на специальные сеточки.

5.Окраска срезов для достижения контрастности изучаемых структур. Красители подразделяются на основные, кислые и нейтральные. Наиболее широко используются основные красители (гематоксилин) и кислые (эозин).

6.Просветление срезов (ксилол или толуол).

7.Заключение в смолы (бальзам, смолы) или полистирол.

8.Размещение покровного стекла на срезе.

После этих последовательно проведенных процедур гистологический препарат может быть изучен под световым микроскопом, а так же длительно храниться и многократно использоваться.

Срезы для электронной микроскопии используются однократно. При этом интересующие участки препарата фотографируются.

Из тканей жидкой консистенции (кровь, костный мозг и др.) изготавливают препарат в виде мазка на предметном стекло, который так же фиксируют, окрашивают, а затем изучают.

Из ломких паренхиматозных органов (печень, почка и др.) могут быть изготовлены препараты в виде отпечатка органа: после разлома или разрыва органа к месту разлома прикладывается предметное стекло, на которое приклеиваются некоторые свободные клетки. Затем препарат фиксируется, окрашивается и изучается.

Из некоторых органов (брыжейка, мягкая мозговая оболочка) или из рыхлой волокнистой соединительной ткани изготавливаются пленочные препараты путем растягивания или раздавливания между двумя стеклами, так же с последующей фиксацией, окраской и заливкой в смолы.

Цитология - это наука о клетке. Цитология изучает клетки животных и растений, а так же ядерно-цитоплазматические комплексы и бактерии.

Клетка – это наименьшая элементарная живая система, состоящая из цитоплазмы, ядра, оболочки и являющаяся основой развития, строения и жизнедеятельности животных и растительных организмов.

Основные положения клеточной теории:

1.Клетка является наименьшей единицей живого. Все живые существа животные и растения состоят из клеток.

2.Клетки различных тканей различных организмов разнообразны по форме, но схожи по своему химическому составу и имеют общий принцип строения.

Читайте также: