Ощущение неполноценности и акцентуация характера у глухих подростков

Обновлено: 02.05.2024

Пограничные психические расстройства у глухих детей. Интеллект у глухонемого ребенка

С целью уточнения дальнейшей динамики формирования личности глухих детей было обследовано 70 глухих учеников школы-интерната в возрасте от 10 до 16 лет (38 девочек и 32 мальчика). Пограничные нервно-психические нарушения у всех обследованных были квалифицированы нами как проявления различных вариантов патологического развития личности.

В дошкольном и младшем школьном возрасте у этих глухих детей имели место пограничные расстройства, аналогичные описанным у детей более ранней возрастной группы (3—9 лет). К препубертатному возрасту клиническая картина заболевания соответствовала начальному этапу патологического развития личности.

Особенности динамики пограничных расстройств дали нам основание выделить группу пациентов с относительно благоприятной клинической симптоматикой и группу пациентов с неблагоприятным течением заболевания, в картине которого имели место выраженные аффективные и двигательно-волевые нарушения. В первую группу (с относительно благоприятным течением) нами включено 26 больных, из них 16 девочек и 10 мальчиков.
Патологические черты характера у больных этой группы в подростковом и юношеском возрасте заметно «смягчались», а у 11 пациентов сглаживались до уровня лишь незначительной акцентуации личностных особенностей.

психика глухих детей

Из 26 пациентов первой группы у 4 в структуре личности преобладали черты возбудимости, у 7 — черты тормозимости, у 15 больных патохарактерологические изменения носили смешанный, мозаичный характер, включая в себя как возбудимые, так и тормозимые черты без заметного доминирования тех и других. У пациентов данной группы смешанный тип патологического развития личности был ведущим. Имевшиеся ранее и относительно легко возникавшие в подростковом возрасте под влиянием внешних факторов повышенная раздражительность, эмоциональная лабильность, неуравновешенность, конфликтность появлялись теперь реже и были незначительно выражены.

Постепенно редуцировалась астеноневротиче-ская симптоматика. Однако указанные характерологические особенности не исчезали полностью и носили своеобразный парциальный характер, не обнаруживая при этом тенденции к утяжелению, существенно не влияя на усвоение больными учебной программы, не приводя к состоянию дезадаптации. Сохранялась повышенная готовность к возникновению повторных психогенных реакций с наклонностью их к затяжному течению.

По мере повзросления черты парциального психического инфантилизма несколько стирались. Имевшая место у всех обследованных задержка интеллектуального развития в пубертатном и особенно в постпубертатном возрасте проявлялась значительно меньше в результате развития речи и совершенствования абстрактно-логического мышления, накопления и расширения знаний.

Вторую группу (с неблагоприятным течением патологического развития личности) составили 44 больных (22 девочки и 22 мальчика). На основании особенностей клинической картины вторая группа разделена на три подгруппы: больные с патологическим развитием личности по возбудимому типу (8 человек), с патологическим развитием личности по тормозимому типу (12 человек) и по смешанному типу (24 человека).

У больных первой подгруппы наметившиеся в дошкольном и младшем школьном возрасте патологические особенности личности в виде повышенной возбудимости и эмоциональной неустойчивости сохранялись в процессе повзросления. У этих больных выявлялись такие особенности, как двигательное беспокойство, раздражительность, нетерпеливость, повышенная отвлекаемость, упрямство, аффективная возбудимость, склонность к конфликтам, эгоцентричность-, сопровождавшиеся выраженными вегетососудистыми нарушениями.

Ощущение неполноценности и акцентуация характера у глухих подростков

В подростковом возрасте больные остро чувствовали свою физическую неполноценность. Невротические реакции в этот период усложнялись, в их структуре отмечались выраженные аффективные нарушения, проявлявшиеся раздражительностью, гневливостью, а нередко агрессивными тенденциями, что вызывало конфликтные ситуации в коллективе.
После таких «вспышек» пациенты долго не могли компенсироваться, отмечалось угнетенно-подавленное настроение, продолжавшееся от нескольких часов до 2 сут.

В более зрелом возрасте (19—20 лет) клиническая симптоматика становилась более дифференцированной и складывалась в определенные симптомокомплексы. Состояния декомпенсации в виде астенодепрессивных, обсессивно-фобических и депрессивно-ипохондрических расстройств развивались в основном после психогений.
В части случаев их возникновению способствовали различные соматогенные факторы.

На фоне указанных расстройств отмечалось заострение преморбидных личностных особенностей и появление новых характерологических черт в виде эгоцент-ричности, замкнутости, пунктуальности, мелочности, повышенной настороженности, нередко с паранойяльными сверхценными компонентами. Круг интересов больных значительно сужался, появлялось безразличное отношение к семейным и производственным обязанностям. У некоторых пациентов на фоне угнетенно-подавленного состояния возникала потребность в алкоголе.
В результате довольно скоро формировалась психическая и физическая зависимость от алкоголя с последующим развитием алкоголизма.

глухие подростки

Мы не включили в исследование лиц, страдающих алкоголизмом, так как этот вопрос требует специального рассмотрения; практически он совсем не освещенв литературе. Из практики известно, что у слепых и глухих алкоголизм течет более злокачественно и быстро приводит к социальной и личностной деградации.

В процессе обследования нами была выделена группа пациентов с различными вариантами так называемой акцентуации характера (тормозимые, эксплозивно-возбудимые, паранойяльные, эмоционально-лабильные, эпилептоидные личности и др.). Представители этой группы не предъявляли никаких жалоб и к психиатрам не обращались. У них отмечалась довольно высокая социально-психологическая адаптация, они успешно учились и трудились на производстве.

Важно подчеркнуть, что эти лица с детства воспитывались в благоприятной семейно-бытовой обстановке, своевременно начали обучение в специализированных школах-интернатах, вовремя и по желанию были трудоустроены и были довольны своей личной жизнью и производственной деятельностью. Характерно, что жизнненный путь этих пациентов не был примечателен столкновением с тяжелыми для личности психогенными факторами и жизненными трудностями; они, как правило, не страдали от мыслей о собственной неполноценности и, несмотря на свой физический дефект, чувствовали себя вполне свободно в любом коллективе.

Эти пациенты категорически возражали против динамического психоневрологического обследования, так как считали, что в этом нет никакой необходимости.

Вопрос, касающийся акцентуации характера у больных с сенсорной депривацией, требует специального исследования, в связи с чем мы не включили этих лиц в исследование.

Особенности глухих подростков. Психические отклонения у тугоухих зрелого возраста

Подбор больных для психопатологического исследования и динамического наблюдения всегда представляет большие трудности, особенно в тех случаях, когда задачей исследования является изучение пограничных заболеваний. Это исследование пациентами встречается негативно, поскольку такие лица считают себя психически здоровыми и обследование у психиатра рассматривают как что-то для себя зазорное и даже оскорбительное. При проведении подобных исследований среди глухих мы встретили еще более негативную реакцию, возможно, вследствие некоторой настороженности глухих при беседе со слышащими и торпидности их мышления.

Нами (совместно с К. Г. Дзугаевым) на протяжении ряда лет проводилось обследование глухих, работающих в различных учебно-производственных предприятиях (УПП) Москвы, а также глухих, обучающихся в московских средних специализированных учебных заведениях. Одновременно с клиническим обследованием проводился анализ имеющихся в личных делах характеристик, изучались также истории болезни лиц, находящихся на учете в психоневрологических диспансерах или лечившихся в пограничных отделениях психиатрических больниц.

В процессе обследования мы стремились наиболее полно использовать анамнестические сведения со слов родных и близких, сослуживцев и педагогов. Помимо клинико-динамического метода, использовались различные экспериментально-психологические методики: счет по Крепелину, идентификация и аутоидентификация личности по словесным характерологическим картотекам Э. Г. Эйде-миллера, антонимический ряд слов, ассоциативный эксперимент. Помимо общелабораторных исследований, анализировались данные ЭЭГ.
Обследовано 130 лиц (74 мужчины и 56 женщин) с врожденной и рано приобретенной глухотой, страдающих различными невротическими нарушениями и отличающихся психопатическими чертами характера.

тугоухий подросток

У 31 человека глухота было врожденной, у 99 возникла в детском возрасте в результате инфекционных и токсико-аллергических заболеваний.
В число обследованных включались только лица, не имеющие выраженных неврологических расстройств.

При сборе анамнеза обратила на себя внимание довольно частая наследственная отягощенность алкоголизмом. У 42 человек в семьях по линии отца, матери, деда и бабки имела место склонность к алкоголизму. Семейно-бытовые условия, в которых жили и воспитывались наши пациенты, в большинстве случаев были неблагоприятными. Так, у 69 из них воспитание проходило либо по типу «кумир семьи», либо в форме гиперопеки; у 15, наоборот, в условиях гиперопеки, безнадзорности или частых скандалов и размолвок между родителями.

В 31 случае нам не удалось выявить каких-либо нарушений в воспитании. Ретроспективный анализ дает основание полагать, что у большинства обследованных в дошкольном возрасте (6—7 лет) появились выраженные эмоциональные колебания с истероневротической симптоматикой (психогенные реакции протеста и оппозиции), сопровождавшиеся плаксивостью и психопатоподобными формами поведения. Чаще всего эти реакции возникали в результате обостренной сенситивности наших пациентов. На первый план при таких невротических декомпенсациях выступал астенический симптомокомплекс: слабость, быстрая утомляемость, повышенная раздражительность, плаксивость, головные боли, нарушение аппетита и др.

Недостаточность гипоталамуса, психическая депривация у глухих

В патогенезе функциональной, а возможно, и органической недостаточности гипоталамических образований у глухих принимают участие, по нашему мнению, несколько факторов. К ним относится ранняя церебрально-органическая патология, а также целый комплекс повторных соматогенных воздействий (детские инфекции, повторные заболевания уха, горла, носа, верхних дыхательных путей). Роль этой патологии в генезе недостаточности гипоталамуса становится понятной, если учесть, что вследствие ряда его анатомофизиологических особенностей (в первую очередь повышенной проницаемости сосудов, а также того, что гипоталамус является наиболее васкуляризированной областью мозга) он оказывается весьма уязвимым отделом ЦНС и часто вовлекается в патологический процесс при различных инфекционных заболеваниях [Гращенков Н. И., Глаголев Б. В., Wislocki G. В., King L. S.]. Кроме того, известно, что ранимость гипоталамуса у детей и подростков значительно выше, чем у взрослых.
Эти же факторы, по-видимому, играют определенную роль и в патогенезе патологического развития личности у подростков без сенсорных дефектов.

В патогенезе гипоталамической недостаточности у обследованных детей и подростков, вероятно, играет роль сенсорная депривация. Это предположение находит обоснование в ряде экспериментальных работ, указывающих на значение афферентной импульсации для деятельности головного мозга. Так, некоторые авторы [Горбов Ф. Д., Космолинский Ф. П., Комендантов Г. А., Онуфрат А. И., Еу Н., Barthe H.] отмечали, что снижение уровня сенсорной афферента-ции способствует развитию в нейронах коры головного мозга тормозных фазовых состояний; при этом ослабевает регулирующее влияние коры на подкорковые структуры. W. Bridger также указывал, что в условиях сенсорной депривации в неокортексе преобладают процессы торможения, а в лимбической системе — процессы возбуждения.

D. Lindsley отмечал, что при сенсорном дефиците возникают нарушения в ретикулярной системе мозга. Исследования Е. Helgorn, J. Lufborrow показывают, что ограничение сенсорных импульсов нарушает деятельность гипоталамуса. В генезе вегетативных, а также эмоциональных расстройств, наблюдающихся в условиях сенсорной депривации, по мнению этих авторов, принимает участие недостаточность гипоталамо-кортикальиых «восходящих» разрядов.

гипоталамус

Наконец, необходимо сказать, что ряд авторов [Исаев Л. Р., Душков Б. А., Золотухин А. Н., Коробков А. В., Космолинский Ф. И., Smith S., Lewty W., Shurley J., Vernon J., MsGill Т., Gilick W.] наблюдали в условиях экспериментальной сенсорной депривации у здоровых людей функциональные нарушения со стороны нервной системы, близкие обнаруженным вегетативным расстройствам у обследованных нами глухих детей и подростков.

Рассмотренные выше некоторые общие занокомерности клиники и динамики пограничных нервно-психических нарушений у глухих детей и подростков могут быть связаны со сходством действующих в данном случае патологических факторов «почвы» и среды, определяющих общие патогенетические основы формирования пограничных расстройств у описываемого контингента больных.

Задержка формирования речи и речевого общения, детерминированная врожденной или рано приобретенной глухотой, обусловливает присоединение к сенсорной недостаточности относительной социальной и эмоциональной депривации, тормозит психическое развитие глухих детей.

Факторы психической депривации влияли не только на развитие познавательной сферы глухих детей, но и способствовали возникновению и фиксации у них невротичесих реакций, нарушений поведения, характерологических отклонений.

Церебрально-органическая недостаточность у глухих

У пациентов второй группы (с неблагоприятной динамикой заболевания) в отличие от больных первой группы были больше выражены резидуальные симптомы ранней церебрально-органической недостаточности. В их анамнезе чаще отмечались недоношенность, патология родов в виде асфиксии, родовой травмы.

Следует отметить также, что у пациентов с неблагоприятной динамикой заболевания глухота в 23 случаях (52,3 %) была приобретенной, причем прямо или косвенно связана с рано перенесенными инфекционными заболеваниями в первые месяцы жизни, а у пациентов первой группы рано приобретенная глухота имела место лишь в 9 наблюдениях (34,6 %).
Во второй группе чаще, чем в первой группе, отмечались признаки соматического неблагополучия в связи с перенесенными повторными инфекциями, острыми, подострыми и хроническими заболеваниями уха, горла и носа.

Вместе с тем известно, что резидуальные явления ранней церебрально-органической недостаточности и соматическая ослабленность являются факторами, предрасполагающими к фиксации и затяжному течению психогенных расстройств [Озерецкий Н. И., Сухарева Г. Е., Сканави Е. Е., Трифонов О. А. и др.].

церебральная недостаточность у глухих

Среди факторов, определяющих неблагоприятную микросоциально-средовую обстановку, в которой развивались обследуемые, обращает на себя внимание преобладание у пациентов второй группы психотравмирующих ситуаций, связанных с алкоголизмом отца (18 случаев, или 40,9 %, против 5 случаев, или 19,2 %, в первой группе), а также распадом семьи, приходом в семью отчима или мачехи (13 наблюдений, или 29,5 %, и 4 наблюдения, или 15,4 %, соответственно) и являвшихся источником тяжелых переживаний, затрагивавших глубинные структуры личности больных.

Пубертатный период у больных второй группы протекал с определенными патологическими сдвигами, сопровождался выраженными сосудисто-вегетативными нарушениями, психопатоподобными поведенческими реакциями, легко возникавшими в ответ на незначительные психогении (высказывания окружающих по поводу физического дефекта больных, школьные неудачи, семейные конфликты). Вышеуказанные факторы выступали в качестве «специфически внутреннего условия» [Сухарева Г. Е.], игравшего существенную роль в фиксации и психопатологической симптоматики.

Вместе с тем у большинства больных из группы с благоприятной динамикой патологического развития личности в подростковом и постубертатном возрасте происходила нормализация обстановки в семье и школе, закреплялся интерес к учебе, чтению книг, вырабатывались положительные социальные установки, что способствовало улучшению интеллектуальной функции и совершенствованию речи. Вышеуказанный комплекс факторов способствовал смягчению и даже в некоторых случаях купированию патологических черт личности, наблюдавшихся в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Читайте также: