Ныряние с аквалангом. Спасение из подводной лодки

Обновлено: 28.09.2022

Правда, тонули они в основном на глубинах, сравнимых с их длиной, но ведь и длина "Курска" была больше, чем глубина, на которой он лежал. Всё ещё зависило от причины затопления. Например, подводную лодку "Минога" погубили сигнальные флажки.

Кстати, это была первая русская подводная лодка, оснащённая дизельными двигателями и уже снабжённая аварийно-спасательными средствами, которые практически не изменились до сих пор. Боцман Гордеев с помощью флажного семафора передал на обеспечивающее судно предупреждение, что сейчас лодка будет погружаться. А флажки, чтобы не таскать с собой, сунул не глядя под настил на мостике, да так ловко угадал, что они попали под открытый клапан вентиляции.

Клапан-то перед погружением закрыли, но видно, на нём не было указателя о степени закрытия. В итоге вода хлынула в машинное отделение и лодка быстренько затонула на глубине 30 метров, что было большой удачей, т.к. предельная глубина была 50 метров, при собственной длине лодки 32,6 м по ватерлинии.

Был отдан спасательный буй с телефоном, всё, как сейчас. Обеспечивающий связался с лодкой и помчался на базу за помощью. Меж тем на лодке законопатили, насколько смогли, одеждой течь, после чего командир приказал продуть кормовые балластные цистерны. Корма всплыла так, что кормовой флагшток показался из воды. Прибывшим подъёмным краном застропленная водолазами лодка была ещё приподнята и сразу после полуночи подводники через кормовой люк вышли из лодки.

А вот боцман был заперт в рубке и его вывели через рубочный люк только утром, когда лодку подтянули ещё выше. Причём, если вся команда успела надышаться хлором от залитых аккумуляторных батарей, то ему вообще ничего не сделалось. Это команда лодки "Минога" , боцман сидит четвёртый слева:

Примерно аналогично развивались события на немецкой лодке U-3 двумя годами раньше. Командир сопровождавшей её лодки U-1 заметил, что та нырнула как-то необычно, а вскоре на поверхность выскочил аварийный буй с телефоном. Опять подвёл клапан вентиляции. Находившийся неподалеку крейсер "Аугсбург" сообщил об аварии на базу. Затопление произошло в 10.25, а уже в 10.53 в море вышли спасательные суда и плавкран. Немецкий орднунг и оперативность. Кое-кому они оказались недоступны до наших дней.

Глубина не превышала 15 метров, после продувки носовых цистерн под нос лодки удалось подвести стропы для удержания её в таком положении. К 12.30-ти через носовые торпедные аппараты вышли 28 человек, но командир и ещё двое оказались заблокированы в рубке.

После того, как прибыло двухкорпусное судно "Вулкан", аналог нашей "Коммуны", лодка была поднята из воды к 15.00 следующего дня, но остававшиеся подводники уже погибли.

Водолазам удалось присоединить десятисантиметровый в диаметре шланг, по которому подавался воздух и отправили кое-какие харчи. Носовую оконечность смогли поднять на поверхность и вырезать газорезкой отверстие в прочном корпусе, через которое, спустя 48 часов после аварии вышли все 46 человек. Что интересно, сразу после этого тросы оборвались и лодка снова погрузилась на дно.

В 1916 году примерно так же удалось спасти людей с датской лодки "Диккерен", в 1923-м с американской лодки "О-5", а в 1924-м с чилийской "Рукумильи". Это была самая быстрая операция. Через 7 часов после затопления все 25 человек команды оказались на поверхности.

Когда подошедшей лодкой был найден буй и сообщено на базу, началась спасательная операция. Большая волна и ветер мешали спасателю встать точно над лодкой, но за 6 часов это удалось сделать и через 28 часов после аварии спасательный колокол впервые в истории закрепился на комингс-площадке. В лодку стал компрессором подаваться воздух и передана горячая пища.

В итоге все остававшиеся в живых 33 подводника были подняты на поверхность. И с тех пор с помощью спасательных колоколов не было спасено ни одного человека.

Ныряние с аквалангом. Спасение из подводной лодки

а) Ныряние с аквалангом (автономным подводным дыхательным аппаратом). До 1940-х годов почти все погружения осуществлялись с использованием водолазного шлема, связанного со шлангом, через который водолазу подавался воздух с поверхности. Затем в 1943 г. Жак Кусто сделал популярным автономный подводный дыхательный аппарат, известный как акваланг. Тип акваланга, используемого практически во всех спортивных и коммерческих погружениях, представляет собой систему с подачей воздуха по запросу (open-circuit demand system) (для облегчения понимания просим вас изучить рисунок ниже).

Ныряние с аквалангом. Спасение из подводной лодки

Тип акваланга с подачей воздуха по запросу

Эта система состоит из следующих компонентов:

(1) один или несколько баллонов со сжатым воздухом или какой-либо другой дыхательной смесью;

(2) редукционный клапан первой ступени для снижения очень высокого давления воздуха, поступающего из баллона, до низкого уровня давления;

(3) комбинация клапана вдоха, открывающегося по запросу, и клапана выдоха, что позволяет воздуху поступать в легкие при небольшом отрицательном давлении во время вдоха и изгоняться из легких в море во время выдоха под давлением, немного выше давления окружающей воды;

(4) система маски и трубки с небольшим мертвым пространством.

Система запроса работает следующим образом: клапан первой ступени снижает давление, под которым воздух выходит из баллона, и воздух поступает в маску под давлением лишь на несколько миллиметров ртутного столба выше, чем давление окружающей воды. Дыхательная смесь не поступает в маску постоянно. Вместо этого при каждом вдохе небольшое дополнительное отрицательное давление в клапане запроса маски тянет диафрагму клапана, открывая ее, и воздух из баллона автоматически поступает в маску и легкие. Таким образом, в маску входит лишь необходимое для вдоха количество воздуха. Затем при выдохе воздух в баллон не возвращается и выделяется в море.

Самой важной проблемой при использовании автономного подводного дыхательного аппарата является ограниченное время, в течение которого человек может пребывать под водой; например, на глубине 61м можно оставаться лишь несколько минут. Это связано с необходимостью использования огромного потока воздуха из баллона для вымывания углекислого газа из легких: чем больше глубина, тем больше должен быть поток, т.е. количество воздуха в минуту, поскольку объемы сжимаются до небольших размеров.

б) Специфические физиологические проблемы в подводных лодках. Спасение из подводной лодки. По существу те же самые проблемы, с которыми сталкиваются при глубоководном погружении, часто возникают в связи с подводными лодками, особенно при необходимости выбраться из затопленной субмарины. С глубины до 91 м возможно спасение без использования какого-либо аппарата. Однако надлежащее использование аппаратов возвратного дыхания, особенно с применением гелия, теоретически может обеспечить спасение с глубины 183 м и, возможно, больше.

Одна из главных проблем спасения — предупреждение воздушной эмболии. При подъеме человека на поверхность газы в легких расширяются и иногда разрывают легочный кровеносный сосуд, что позволяет газам войти в сосуд и вызвать воздушную эмболию системы кровообращения. Следовательно, при подъеме человек должен предпринять специальные усилия для поддержания непрерывного выдоха.

Проблемы здоровья, связанные с поддержанием постоянства внутренней среды в подводной лодке. Кроме решения проблемы спасения внимание подводной медицины, как правило, сосредоточено на нескольких технических проблемах, связанных с предупреждением риска нарушения внутренней среды.

Во-первых, в атомных подлодках существует проблема риска облучения, но при наличии соответствующей защиты количество радиации, получаемой командой в условиях глубоководного погружения, меньше нормальной радиации, получаемой выше уровня моря от космических лучей.

Во-вторых, в атмосферу субмарины иногда выделяются ядовитые газы, поэтому должна быть возможность их быстрого устранения. Например, во время погружения длительностью несколько недель курение сигарет командой может привести к накоплению угарного газа в количествах, достаточных для отравления, если угарный газ не устраняется быстро. Иногда обнаруживалась даже утечка фреона из систем охлаждения в достаточном количестве, чтобы оказать токсическое действие.

Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021

Вопросы выживаемости в субмарине: как спасаются экипажи подлодок

Вопросы выживаемости в субмарине: как спасаются экипажи подлодок


Аварии на подводных лодках происходят относительно редко, но при этом зачастую приводят к ситуациям, напрямую угрожающим жизни всего экипажа. Поэтому решение вопроса выживаемости в современной субмарине всегда было очень значимым в общем контексте совершенствования подводного флота.

Большинство современных субмарин спроектированы так, что в случае заполнения основных балластных цистерн водой они сохраняют плавучесть. Если подводная лодка не в состоянии продолжать движение, она все равно должна обладать возможностью всплытия. Но если большое количество воды попадет внутрь субмарины, то рано или поздно спасти ее от погружения на дно, от воздействия огромного давления, будет уже нереально.

Жизнь экипажа становится главной ценностью

Специалисты называют несколько самых опасных событий при неуправляемом погружении подводной лодки: заполнение субмарины водой, рост давления, изменение температуры, токсичность воздуха, выход из строя систем жизнеобеспечения корабля. Перечисленные риски прямо влияют на допускаемую продолжительность нахождения экипажа на борту субмарины.

На заре истории подводного флота экипажи субмарин фактически были «смертниками»: погибало огромное количество моряков-подводников. Так, во время Второй мировой войны единственным способом спастись с тонущей подлодки оставался торпедный аппарат, однако это было не так просто. Чаще моряки попросту гибли.


Отсеки для эвакуации размещают в носу или корме субмарины, где и находится специальное оборудование, которое будет использоваться в случае возникновения аварийной ситуации. Это сигнальные средства, средства подачи кислорода и поглощения углекислого газа, индивидуальные аварийные радиомаяки, спасательные гидрокостюмы, оборудование для приема аварийных капсул жизнеобеспечения и т.д.

Всплывающие спасательные камеры

Одно из важнейших средств повышения выживаемости экипажа в критических ситуациях – камера выживания подводной лодки. В России такая камера впервые была испытана в 2014 году: помимо команды из 5 испытателей в камеру поместили балласт, равный суммарному весу экипажа подводной лодки.

Всплывающими спасательными камерами сегодня оборудуют все современные и строящиеся российские субмарины. Это изобретение советских конструкторов действительно бесценно: ВСК может сохранить жизнь всех членов экипажа подводной лодки.


Однако, как показала трагедия на атомной подводной лодке К-278 «Комсомолец» в 1989 году, и ВСК не панацея: камера затонула, что привело к гибели многих членов экипажа.

12 августа 2000 года затонула атомная подводная лодка «Курск». Ей также не помогло наличие всплывающей спасательной камеры. Однако при испытании новой ВСК на атомной подводной лодке «Северодвинск» были показаны очень хорошие результаты: всплытие заняло всего 10 секунд. Участники испытания сравнили свои ощущения во время всплытия с подъемом на обычном лифте.

В современной ПЛ «Юрий Долгорукий» ВСК размещается позади ракетного отсека. Внутри камеры – пронумерованные места, закрепленные за каждым членом экипажа и индивидуальные запасы питья и продовольствия из расчета на несколько дней.

Запасы продовольствия и специальные плоты

В каждом отсеке современной российской ПЛ также находится аварийный запас продовольствия из расчета на неделю. Каждый моряк также имеет портативный дыхательный аппарат для действия в первые минуты пожара или появления токсичных веществ в воздухе. Задача в критической ситуации – подключиться к резервной дыхательной системе подводного корабля.

Также на подлодках находятся специальные плоты, рассчитанные каждый на 20 членов экипажа. Каждый плот оборудован необходимыми для выживания в океанских условиях приспособлениями: нишами для сбора дождевой воды, рыболовными снастями.

Говоря о выживаемости в современной субмарине, нельзя не затронуть и психологические аспекты, так как никакое современное оборудование и средства эвакуации не заменят слаженность и выдержку экипажа. Несмотря на постепенную автоматизацию и внедрение робототехники, человеческий фактор остается определяющим.

Так, военные психологи НАТО, изучая опыт применения экипажей ПЛ во время боевых действий в Персидском заливе, поняли важность специальной психологической закалки экипажей перед выполнением боевых задач. При этом психологический комфорт экипажа в значительной степени зависит и от бытовых условий, которые созданы на субмарине.

Средства спасения подводников ВМФ России



Подводник со снаряжением ССП-М

Сложность и опасность службы подводных сил предъявляют особые требования к системам и средствам спасения. В распоряжении российских подводников в настоящее время имеются различные средства самоспасения, а кроме того, они могут рассчитывать на помощь аварийно-спасательной службы. Все эти меры позволяют эвакуировать личный состав с аварийной подлодки и оказать ему необходимую помощь.

Пути самоспасения

В первую очередь, безопасность и выживание экипажа обеспечивается «Спасательным снаряжением подводника» (ССП), используемым на отечественных подлодках уже несколько десятилетий. При помощи ССП подводник может покинуть корабль и безопасно подняться на поверхность. В зависимости от применяемых средств, обеспечивается спасение с глубин до 200-220 м.

ССП выпускается в двух версиях. Комплектация №1 включает гидрокомбинезон СГП-К-1, изолирующий дыхательный аппарат ИДА-59М, ремень с карабином и парашютную систему ПП-2. Комплектация №2 использует комбинезон СГП-К-2 с некоторыми отличиями и изделие ИДА-59М. Состав ССП определяется оснащением бортовых средств спасения подлодки.



Тренировка по использованию спасательного плота, 2017 г.

Гидрокомбинезоны СГП-К-1/2 могут использоваться для временного пребывания в отсеках при давлениях менее 1 МПа (10 атм.) и температурах до +50°C, однако основной его задачей является обеспечение покидания подлодки т.н. мокрым способом.

В качестве спасательных устройств для выхода мокрым способом могут использоваться спасательные люки (с блоком подачи воздуха и без него), торпедные аппараты или прочная рубка. Люки обеспечивают выход подводников по одному, тогда как рубка одновременно вмещает до 4-6 чел. Во всех случаях используется одинаковый способ применения: подводники в ССП занимают места в объеме, служащем шлюзом, после чего тот заполняется забортной водой. Далее спасающиеся выходят наружу и начинают подъем.

Допускается свободное всплытие. При использовании ССП №1 максимальная глубина спасения достигает 220 м. на глубинах 60-80 м приводится в действие система ПП-2, ограничивающая темп подъема и предохраняющая подводника от кессонной болезни. Комплектация №2 позволяет подниматься только с 100 м. В распоряжении подводников имеется буй-вьюшка с буйрепом для подъема. С его помощью можно спастись с глубины 100 м. При наличии помощи со стороны аварийно-спасательной службы возможен выход с больших глубин.

Средства спасения подводников ВМФ России


Всплывающая капсула подлодки "Северодвинск"

Несколько лет назад стало известно о разработке нового снаряжения ССП-М. Для него создается улучшенный гидрокомбинезон и современный дыхательный аппарат. За счет применения актуальных технологий удалось повысить основные характеристики компонентов снаряжения и, как следствие, сократить риски для спасаемого подводника. Сообщалось, что в 2018 г. новое ССП поступит на вооружение, и до 2020 г. его получат подводники Тихоокеанского флота. Затем планировалось начать переоснащение подводных сил других флотов.

Всем экипажем

Если аварийная подлодка находится на поверхности, эвакуация экипажа не представляет особой сложности. На борту отечественных лодок имеются надувные спасательные плоты различных типов. В минимальное время они сбрасываются за борт и приводятся в действие, после чего личный состав может перейти на них. На борту каждого плота имеется аварийный запас со всем необходимыми компонентами. Затем аварийно-спасательная служба должна обеспечить подъем на борт и оказать необходимую помощь.

Коллективное спасение экипажа в подводном положении выполняется при помощи всплывающей спасательной камерой (ВСК или КСВ). Подобное оснащение используется достаточно давно и имеется на всех современных подлодках ВМФ России. ВСК представляет собой прочный несамоходный подводный аппарат с многоярусной компоновкой мест для размещения экипажа, аварийного запаса, плотов и т.д. Камера размещается внутри ограждения рубки / выдвижных устройств, в самой верхней части подлодки.



Спуск глубоководного аппарата АС-34 с борта судна "Георгий Титов"

Для использования ВСК личный состав должен провести недолгую процедуру подготовки, после чего занимает места внутри и производит отстыковку. За счет положительной плавучести камера самостоятельно поднимается на поверхность, где можно подавать сигналы бедствия и осуществлять переход на плоты или спасательные суда, а также оказывать помощь пострадавшим.

В ноябре 2014 г. Минобороны показало особенности применения ВСК. Испытания прошла камера подлодки К-560 «Северодвинск». В ходе этого мероприятия ВСК приняла на борт пятерых подводников и балласт, имитирующий остальной экипаж. Подъем осуществлялся с глубины 40 м и занял ок. 10 сек. Подводники-испытатели не отметили никаких негативных явлений.

Впрочем, наличие ВСК не гарантирует безопасность экипажа. Так, экипаж АПЛ К-141 «Курск» во время аварии не смог воспользоваться камерой. Подводники с К-278 «Комсомолец» смогли задействовать ВСК, однако в нее попали только пять человек. Кроме того, при всплытии разницей давления вырвало люк, и камера начала набирать воду. Одного подводника выбросило вслед за люком, еще один смог выбраться – трое других, включая командира корабля, утонули вместе с ВСК.

Спешат на помощь

За оказание помощи терпящим бедствие подводникам отвечает Управление поисковых и аварийно-спасательных работ (УПАСР ВМФ). В его распоряжении имеется масса спасательных судов различного назначения, а также глубоководные аппараты и комплексы. За счет применения тех или иных средств возможна эвакуация экипажа с затонувшей лодки, оказание помощи подводникам на поверхности, буксировка аварийного корабля и т.д.



АС-34 в самостоятельном плавании

Поднимать пострадавших из воды и обеспечивать переход с плотов фактически может любое судно, от различных катеров до крупных специализированных единиц. При этом в последние годы уделяется особое внимание созданию специализированных спасательных судов, способных оказывать комплексную помощь на всех этапах операции и обеспечивать работу других средств спасения.

Для эвакуации подводников с затонувшей лодки «сухим способом» применяются спасательные глубоководные аппараты (СГА). В распоряжении всех флотов ВМФ имеется по одному судну-носителю с СГА пр. 1855 «Приз». Аппараты АС-26, АС-28, АС-30 и АС-34 способны погружаться на глубину до 1000 м, стыковаться со спасательным люком, принимать на борт до 20 чел. и доставлять их на поверхность. Также построены два более новых СГА пр. 18720 «Бестер» с улучшенными характеристиками и возможностями. Пока они имеются только у Северного и Тихоокеанского флотов.

Применение СГА может быть связано с трудностями. Переход судна-носителя к месту аварии и подготовка погружения могут занимать длительное время. Кроме того, возможны затруднения технического характера. Так, в ходе операции по спасению «Курска» аппарат «Приз» не смог пристыковаться к спасательному люку из-за его повреждения.



Спасательное судно "Игорь Белоусов"

С 2015 г. в составе КТОФ служит уникальное спасательное судно «Игорь Белоусов» пр. 21300 «Дельфин». Он несет СГА «Бестер-1» и водолазный колокол. Значительную часть внутренних объемов судна занимает глубоководный комплекс ГВК-450. В его состав входит 5 барокамер на 120 чел. При помощи своих штатных средств «Игорь Белоусов» может поднять экипаж аварийной подлодки, а затем обеспечить декомпрессию и иную медицинскую помощь.

К сожалению, по пр. 21300 пока построено только одно судно, что не соответствует общим требованиям и пожеланиям ВМФ. Дело в том, что комплекс ГВК-450 является результатом сотрудничества отечественной и зарубежной промышленности. Применение импортных комплектующих более не представляется возможным, а разработка собственных аналогов пока не начата. Как скоро ВМФ сможет получить новое судно пр. 21300 – неизвестно.

Спасение придет

В настоящее время ВМФ России располагает развитым комплексом средств для спасения подводников с аварийных кораблей, как на поверхности, так и с глубины. Некоторые системы и изделия эксплуатируются на протяжении десятилетий, тогда как другие появились в последние годы – однако все они решают общие задачи и дают личному составу надежду на спасение из любой аварийной ситуации.



Пост управления комплексом ГВК-450 на борту "Игоря Белоусова"

В то же время, в сфере средств спасения наблюдаются определенные трудности. Так, ни одна из известных систем, как показывает опыт, не гарантирует стопроцентное спасение людей, а различные непредвиденные факторы и обстоятельства могут приводить к непредвиденным последствиям. Кроме того, имеются проблемы количественного и качественного характера. К примеру, судно «Игорь Белоусов», при всех его преимуществах, пока не имеет систершипов, а их строительство откладывается на неопределенный срок.

Впрочем, ситуация в целом располагает к оптимизму. Строятся новые подлодки с современными системами, и их надежность растет, резко сокращая вероятность аварий. Одновременно аварийно-спасательная служба получает перспективные изделия разного рода, способные оказать необходимую помощь. Работоспособность и потенциал этих средств регулярно проверяются в ходе учебных мероприятий. Остается надеяться, что все ограничится только учениями, и их не придется использовать на реальных авариях.

Специалисты по подводным пещерам. Как британские дайверы-любители спасают тайских детей и британских военных ⁠ ⁠

Специалисты по подводным пещерам. Как британские дайверы-любители спасают тайских детей и британских военных Спасение, Дети, Длиннопост

Джон Волантен (слева) и Ричард Стэнтон (справа) возле входа в пещеры Тхам-Луанг-Нанг-Нон в Таиланде, 3 июля 2018 года.

В Таиланде нашли тренера и 12 игроков подростковой футбольной команды, которые провели десять дней в затопленных пещерах Тхам-Луанг-Нанг-Нон на севере страны. Пропавших обнаружили британские аквалангисты Джон Волантен и Ричард Стэнтон. Они всю жизнь занимаются дайвингом в свободное от работы время, но это не помешало им провести несколько успешных операций по поиску пропавших в подводных пещерах, модернизировать дыхательный аппарат для аквалангистов и установить мировой рекорд по длительности погружения.

57-летний Ричард Стэнтон работает пожарным в британском городе Ковентри. Он с юности увлекался спелеологией, а после поступления в университет заинтересовался еще и дайвингом. Британец ныряет с аквалангом уже более 35 лет и участвовал в операциях по спасению людей из подводных пещер в разных странах мира. За эти заслуги Стэнтон в 2012 году получил орден Британской империи. Несмотря на это, он считаетдайвинг своим хобби и всегда участвовал в поисковых миссиях как волонтер.

В 2004 году, например, Стэнтонучаствовал в спасении шестерых британских военнослужащих, которые провели девять дней в пещере возле города Куэцалан в Мексике. Правда, после того, как Стэнтон и его коллега-дайвер Джейсон Моллисон вывели их из пещеры, случился дипломатический скандал. Мексиканские власти выслали британских военных из страны, заподозрив, что они отправились в пещеры в рамках секретной миссии по поиску урана на территории Мексики.

Партнер Стэнтона по операции в Таиланде, 47-летний житель Бристоля Джон Волантен, до последнего времени был менее известен, чем его напарник. Как и Стэнтон, Волантен занимается дайвингом в пещерах в свободное от работы время — по профессии он компьютерный инженер. В 2013 году Волантен рассказывал, что дайвинг в пещерах требует спокойствия и хладнокровия: «Если что-то идет не так в подводном туннеле на глубине 10 километров, у тебя есть время решить проблему, пока не закончится воздух». Кроме дайвинга, он увлекается бегом и выступает на марафонских и ультрамарафонских дистанциях.

Волантен и Стэнтон вместе состоят в волонтерской команде Южного и Среднего Уэльса по спасению из пещер. Они совершили ряд совместных погружений и разработалиусовершенствованную модель ребризера, позволяющую дайверам дольше находиться под водой. По данным британских СМИ, аквалангисты использовали этот аппарат, когда в 2010 году преодолели расстояние в девять километров в подводной пещере на севере Испании, установив тем самым мировой рекорд. «[Дайвинг в пещерах] не опасен, если делать все правильно, —рассказывал Волантен. — Просто нужно держать в уме множество деталей».

По словам заместителя председателя Британского совета по спасению из пещер Уильяма Уайтхеда, Стэнтон и Волантен специализируются по погружениям в пещерах с узкими проходами и плохой видимостью. Умение работать в сложных условиях сделало их одними из самых известных в мире специалистов своего профиля. По мнению Стэнтона, их самой сложной совместной операцией стали поиски тела французского дайвера Эрика Эстабли, который не смог выбраться из подводных тоннелей в ущелье реки Ардеш в Провансе. Поисковая операция длилась больше недели и была признана крайне опасной. За нее дайверы получили бронзовые медали от британской благотворительной организации Royal Humane Society, которая награждает людей, спасающих других с риском для собственной жизни.

Еще одна поисковая операция, к которой присоединились Стэнтон и Волантен, также получила известность — но уже после того, как сами британцы отказались в ней участвовать. В 2014 году норвежская полиция попросила их помочь в поисках тел двух финских аквалангистов, которые погибли на глубине около 100 метров при дайвинге в туннелях подземной реки Плюра в Северной Норвегии. Стэнтон и Волантен совершили погружение, но поняли, что не могут быстро вытянуть трупы из узкого туннеля. «Было очевидно, что это потребовало бы множества погружений на большую глубину в холодной воде. Это было за пределами наших возможностей», — объяснялСтэнтон.

Полиция Норвегии отказалась от эвакуации тел, сочтя это предприятие слишком рискованным. Тем не менее через несколько недель друзья погибших дайверов, сопровождавшие их во время погружения в туннели Плюры и наблюдавшие их смерть, без ведома властей сами подняли трупы на поверхность; для этого они провели под водой в общей сложности 101 час. В спасательной операции участвовали 27 человек, включая операторов. О ней сняли документальный фильм «Погружение в неизвестность», в 2016 году вышедший в прокат в Финляндии.

P.s. Про главных героев, спасения школьников в Таиланде, пост не встречал.

Читайте также: