Глухонемота. Проблемы социализации глухонемых

Обновлено: 24.04.2024

Психологическая помощь глухонемым детям и подросткам. Социализация глухих

При наличии выраженных невротических расстройств после консультации с детским психиатром целесообразно назначение седативных средств (валериана, пустырник, боярышник и т. п.) и небольших доз транквилизаторов. Всегда полезна корригирующая психотерапевтическая беседа. Ее могут проводить один из родителей (у которого с подростком установился более тесный эмоциональный контакт), а также воспитатель, учитель, детский врач.

В препубертатном и пубертатном возрасте, когда процесс акселерации обостряет имеющиеся невротические нарушения, эмоциональное отношение подростка к своему физическому дефекту нередко принимает сверхценный характер. Часто возникает подавленное настроение, тоска, ощущение безысходности, мысли о собственной неполноценности и обреченности, что подавляет волю подростка, отрицательно влияет на его успеваемость в школе, усиливает свойственную глухим ипохондрическую настроенность и мешает формированию активной жизненной позиции.

В этот период очень показана рациональная психотерапия или просто обычная беседа со взрослым, авторитетным для подростка человеком. Нужно разъяснить ему, что глухота не является непреодолимым барьером для продолжения учебы и получения высокой квалификации на производстве.

Важно, чтобы невротическая симптоматика была выявлена врачом и подростку своевременно была оказана необходимая лечебная помощь. Нельзя допускать затягивания невротических расстройств.

помощь глухим детям

В детских садах и школах для глухонемых должны быть созданы все необходимые условия для гармоничного развития личности. Практика показывает, что при хорошо поставленном педагогическом процессе и при активном содействии родителей способные подростки к наступлению юношеского возраста получают достаточный объем информации, хорошо ее усваивают и поступают в средние специальные и даже высшие учебные заведения.

Отсутствие слуха отражается на моторике глухих. Их движения более угловаты и не так пластичны, как у слышащих, если не проводится специальная тренировка по совершенствованию их физических возможностей. В школах для глухих необходимы усиленные физические занятия, уроки танцев, различные спортивные игры.

Общество глухонемых имеет возможности для предоставления на своих предприятиях работы в соответствии со способностями и подготовкой членов Общества. Важно также, чтобы жилая площадь предоставлялась глухонемым недалеко от их места работы; желательно, чтобы это были многоквартирные дома, дающие возможность общаться глухим с окружающими не только на производстве, но и вне работы.

Предприятия должны иметь свои современные клубы, где члены общества могли бы участвовать в работе различных кружков, спортивных секций, повышать свой культурный уровень. Глухонемые должны иметь все возможности для духовного роста и совершенствования.

Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.

Глухонемота. Проблемы социализации глухонемых

Глухонемота является результатом отсутствия слуха, ибо ребенок не слышит речи окружающих и не в состоянии научиться, говорить. По той же причине ребенок, утративший слух до 6—7-летнего возраста, т. е. уже владеющий речью, постепенно забывает слова и становится глухонемым.

Глухонемота может быть врожденной, вследствие природных недочетов органов слуха, чему не мало способствуют алкоголизм и сифилис родителей и браки между близкими родственниками, и приобретенной в результате глубоких изменений звуковоспринимающего аппарата, вызываемых такими болезнями, как скарлатина, менингит, сифилис, дифтерия и т. п.
В большинстве случаев в основе глухонемоты лежат дегенеративные и атрофические изменения нервных элементов лабиринта и слухового нерва, ибо поражение одного только среднего уха никогда не дает полной потери слуха.

Борьба с глухонемотой должна проводиться в нескольких направлениях.
Учитывая значение состояния носа и горла в патологии органа слуха, необходимо систематически проводить в плановом порядке санацию верхних дыхательных путей организованного детского населения дошкольного и школьного возрастов. Таким путем в значительной мере уменьшается предрасположение к ушным заболеваниям.

Наряду с этим надо вести планомерную борьбу с инфекционными болезнями, очень часто поражающими слуховой аппарат. Сюда относятся широкая санитарно-просветительная работа, проведение предохранительных прививок, правильная постановка дела госпитализации и изоляции заразных больных и все мероприятия, улучшающие условия труда и быта трудящихся.
Проведение в жизнь означенных мероприятий несомненно уже дало конкретные результаты в смысле снижения заболеваемости и уменьшения числа глухих и глухонемых.

глухонемота

Вместе с тем надо поставить на должную высоту лечение глухих и тугоухих путем активации слуха и развития психозрительных навыков, которые в известной степени заменяют слуховую способность.
Известно, что полной глухоты не существует, почти у всякого глухого частично сохранена способность восприятия некоторых звуков, т. е. имеются отдельные слуховые островки.

Опытным путем установлено, что эти мало пригодные в практическом отношении остатки слуха могут быть использованы, ибо путем систематической тренировки удается, в некоторых случаях, добиться повышения остроты слуха. С этой целью применяются особые упражнения посредством специальных звучащих электроаппаратов. Вместе с тем стараются развить новые ассоциационные пути, для чего, наряду с психослуховыми упражнениями, стараются выработать и психозрительные навыки, что достигается применением комбинированного метода активации слуха и обучения глухих и тугоухих чтению с лица (Белоголовое,' Преображенский).
В качестве подсобного метода пытаются использовать, в целях развития комбинационных способностей, и вибраторное чувство (Комендантов).

В результате психослуховых и психозрительных упражнений, мобилизующих одновременно зрительное, слуховое и общее внимание, в центральной нервной системе развиваются повидимому новые ассоциационные пути, которые в значительной степени помогают тугоухим воспринимать речь и облегчают общение с окружающими (Новик).

Для воспитания глухонемых детей существуют специальные школы, где они не только обучаются речи, но и проходят курс нормальной школы, получают политическое развитие и приобретают необходимые трудовые навыки. Всеобщее обучение глухонемых наряду с нормально слышащими детьми стало возможным только в Советском Союзе, где вся школьная сеть находится в руках государства.

Равным образом и взрослые глухонемые, лишенные элементарных прав в дореволюционной России и в зарубежных капиталистических странах, в современной России являются полноценными гражданами, ничем не отличаясь в общественно-трудовом отношении от нормально слышащих людей.

Глухонемые нашей страны, объединены во „Всероссийское общество глухонемых" (ВОГ), под руководством которого ведется большая работа культурного обслуживания и трудоустройства лиц, страдающих дефектами слуха. В этом отношении имеются огромные достижения. Открыты специальные школы, клубы и красные уголки, организован ряд мастерских и ФЗУ для глухонемых. Получившие необходимую подготовку направляются на производство.

Особенности развития глухонемых детей. Психология глухих

У глухих детей в отличие от слепых не функционирует на ранних этапах онтогенеза вторая сигнальная система. Они все видят, но не понимают, что происходит вокруг, не могут иметь элементарных понятий об окружающем вплоть до того времени, когда начинают понимать жестовую, а потом дактильную речь. На ранних этапах онтогенеза, когда формируются основы психической деятельности, у глухих детей происходит отставание в психическом развитии (ретардация психического развития). Это проявляется не только в интеллектуальном отставании, но и в эмоционально-волевой и социальной незрелости.

Глухие дети дошкольного и младшего школьного возраста, как правило, не переживают так остро своего физического дефекта, как слепорожденные дети. Осознание своего физического дефекта проявляется у них лишь в препубертатном возрасте. Они становятся стеснительными, замкнутыми и начинают стремиться к уединению. Как и у слепых, у них имеется наклонность к невротическим реакциям и подозрительность.

Следует отметить, что развитие психики и формирование сложных социально-личностных отношений при глухоте начинается со значительным опозданием по мере обучения и усвоения дактильного языка и письменной речи. К 12—13-летнему возрасту у глухих появляются достаточно четкая самооценка и осознание своего физического дефекта, т. е. значительно позже, чем у слепорожденных детей. В этом возрастном периоде глухонемой ребенок уже сознает, что его дефект заметен окружающим, так как он не может ответить слышащему на обращенный к нему вопрос, а его мимические жесты и дактильная речь вызывают недоумение, а порой даже насмешку. Это вызывает у глухонемого ребенка тяжелую психогенную реакцию порой с выраженной гипотимией. С годами психогснно-гипотимные реакции становятся более продолжительными.

У глухого подростка появляется стремление к ограничению социальных контактов. Мир переживаний глухонемого усложняется, появляется тенденция к своеобразной аутизации, которая имеет место и у слепорожденных детей, но проявляется у глухонемых в более раннем возрасте. Затяжные невротические реакции сопровождаются нарушениями поведения и патохарактерологическими сдвигами, т. е. первыми признаками патохарактерологического развития личности. У многих глухонемых, особенно при наличии благоприятной семейной обстановки, патохарактерологичес-кие черты сглаживались до степени акцентурации. В тех случаях, когда процесс обучения не прекращался и подростки поступали в средние и высшие учебные заведения, становились менее заметными признаки интеллектуальной и эмоционально-волевой незрелости.

глухонемые дети

Однако при неправильном воспитании, а также неблагоприятных микросоциальных условиях черты патохарактерологического развития личности были более выраженными и принимали те или иные конкретные формы. У части этих пациентов отмечались симптомы церебральной недостаточности, по-видимому, обусловленные болезненным процессом, приведшим к глухоте.

Ряд авторов [Adler А., Solomon I.] отмечают, что у глухонемых часто встречаются различные невротические нарушения в виде подозрительности, раздражительности, эмоциональной неустойчивости, наклонности к агрессивным действиям. По данным В. А. Гиляровского, при глухоте отмечается тенденция к паранойяльным образованиям. При клиническом обследовании 200 взрослых глухих у подавляющего большинства из них мы не обнаружили склонности к паранойяльным идеям. В зрелом возрасте по сравнению с детским и подростковым происходят существенные изменения в клинической картине под влиянием социально-бытовых и прочих факторов.

Становится редким возбудимый вариант патохарактерологического развития личности, и возрастает число лиц с тормозимыми чертами. Ведущими в картине патохарактерологического развития оказываются астенодепрессивный, депрессивно-ипохондрический и обсессивно-фобический синдромы.

При длительно существующих и неблагоприятных производственных и семейно-бытовых условиях патохарактерологические черты укладывались в рамки «нажитой» психопатии. У обследованных нами пациентов чаще встречались следующие виды психопатий: астеническая, обсессивно-ипохондрическая и эксплозивно-возбудимая.

Указанные пограничные нервно-психические нарушения напоминают те, что встречаются у зрячих и слышащих, но в то же время имеют свои особенности. Для слепых оказались характерными выраженные невротические реакции в ответ на осознание своего физического дефекта. У глухонемых на первый план выступали черты повышенной возбудимости, раздражительности, вспыльчивости вплоть до аффективных приступов с наклонностью к насильственным действиям. Эти симптомы тесно сочетались с чертами интеллектуальной и эмоционально-волевой инфантильности, являющейся следствием задержки психического развития. Вследствие этого глухонемые позже начинали осознавать свою физическую неполноценность.

При депривационном патохарактерологическом развитии личности как у слепых, так и у глухонемых ведущим (особенно при слепоте) является невротический тип развития по основным вариантам (неврастенический, обсес-сивно-фобический, истерический). У глухонемых оказались очень незначительно выраженными по сравнению со слепыми истерические нарушения; чаще были представлены симптомы аффективной возбудимости, подавленное настроение, достигающее степени субдепрессии. Возможности социальной адаптации у глухонемых (в тех случаях, когда они овладели чтением, письменной речью и постоянно повышали свой интеллектуальный и профессиональный уровень) были достаточно высокими.

При отсутствии воспитательно-корригирующих и лечебно-профилактических мероприятий патохарактерологическое развитие может проявляться чертами выраженной психопатизации личности со значительным снижением ее социальной активности.

Работа по социальной адаптации детей с нарушением слуха в целях социализации и интеграции их в современном обществе на уроках по развитию слухового восприятия и формированию произношения


Под социализацией понимают процесс усвоения человеком социального опыта, приобщения его к общественным отношениям. В процессе социализации личность приобретает качества, необходимые для жизни в обществе, усваивает определённые ценности и формы поведения. При этом человек сам активно участвует в освоении норм социального поведения и межличностных отношений, в приобретении умений и навыков, необходимых для успешной реализации соответствующих социальных ролей и функций. В процессах социализации определяющее значение имеют опыт ранних этапов онтогенеза, связанный с формированием психических функций и первоначальных форм социального поведения; передача социального опыта через систему обучения и воспитания; и, наконец, взаимное влияние людей в процессе общения и совместной деятельности. В процессе социализации человек формируется как член общества, к которому он принадлежит. Успешная социализация — это не только эффективная адаптация человека в обществе, но и способность в определённой мере противостоять обществу, части жизненных коллизий, мешающих его развитию и самореализации.

Особенности социализации лиц со слуховой недостаточностью определяются ролью слуха в формировании социальных навыков. Л. С. Выготский отмечал, что «глухонемота человека оказывается неизмеримо большим несчастьем, чем слепота, потому что она изолирует его от общения с людьми. Глухонемота — недостаток социальный по преимуществу. Она прямее, чем слепота, нарушает социальные связи личности». Слуховой дефект препятствует социализации неслышащих людей обычными способами, изолируя их от контактов с другими, затрудняя доступ к широкому кругу источников информации, влияя на отношение к ним окружающих.

Социальная адаптация людей с нарушение слуха — составная часть их социализации. Она отражает процесс активного приспособления, освоения личностью новых для нее социальных условий или социальной среды.

Школьники с нарушением слуха и, как следствие, своеобразным развитием всех психических процессов, особенно речи, не получают достаточного социального опыта прежде всего из-за трудностей общения с окружающими детьми и взрослыми. Из-за слуховых нарушений и недоразвития речи младших школьников характерно неадекватное отношение к себе и к окружающим. Отмечается неумение правильно реагировать на замечание, вступать в общий разговор, выражать свои чувства и мысли, реагировать на эмоции других. Трудности общения снижают у школьника потребность в коммуникативной деятельности, способствуют формированию душевной замкнутости, снижают адаптацию в обществе.

Как указывается в исследованиях сурдопедагогов, для расширения умственного кругозора, для развития умения общаться с окружающими, усвоения опыта социальных отношений и дальнейшей адаптации среди слышащих необходимы благоприятные условия воспитания и целенаправленная коррекционная работа с ребенком как в семье, так и в школе. В современной специальной школе I и II вида учебно-воспитательный процесс направлен на развитие потенциальных возможностей личности каждого ученика, расширение, обогащение индивидуального опыта ребенка в познании окружающего мира и человеческих отношений. Одно из направлений социализации — личностно-ориентированное воспитание неслышащего. Без осознания себя как личности, без понимания своих отношений с окружающими, без сформированности своей жизненной позиции, правил поведения и речевого общения в обществе невозможна социальная адаптация учащихся с нарушением слуха.

Действующая ныне целостная педагогическая система обучения детей с нарушением слуха языку на основе словесной речи разработана проф. С. А. Зыковым и его сотрудниками. В основе этой системы следующие положения: обучать словесному общению необходимо в связи с деятельностью; необходимо учитывать потребность детей в общении друг с другом и использовать ее в качестве стимула в овладении речью; обучение следует начинать с формирования диалогической речи, необходимо расширять повседневную практику речи.

Обучение глухих школьников начальных классов языку начинается с развития диалогической речи как наиболее естественной и распространенной формы непосредственного общения, дающей возможность учителю установить контакт между ним и учащимся и позволяющей организовать словесное общение детей не только с учителем, но и друг с другом.

С 2003 года педагогический коллектив нашей школы перешел на использование в работе элементов верботонального метода. В верботональной системе создан аудиовизуальный курс. Основная работа по АВК проводится на уроках по развитию слухового восприятия. Конечная цель АВК — перенос воспринятого на уроках речевого материла в самостоятельную речь. В этом ученикам помогает драматизация, способствующая максимальному использованию в новой ситуации слов и фраз пройденной на уроках АВК темы.

На уроках развития речи мной использовались темы из книги «Русский язык в картинках 1 класс». Этот курс построен на основе жизни одной семьи (мамы, папы, детей Соня, Зина, Шура). Между членами семьи возникают диалоги дома на кухне, в комнате, в школе, в магазине, в зоопарке. В ходе драматизации ребенок проигрывает роль каждого члена семьи, т. е. учится выполнять определенную социальную роль.

Уроки АВК вызывают у учащихся с нарушением слуха неподдельный интерес, т. к. все предлагаемые темы так или иначе перекликаются с их жизненным опытом и дают возможность проигрывать ту или иную ситуацию всякий раз по-новому. Слова и фразы из АВК неслышащие дети используют в диалогической речи. У детей постепенно исчезает скованность в речевом общении, появляются положительные эмоции и потребность в коммуникации. Речь становится интонационно богаче.

На основе этих диалогов мной составлялись и проводились ролевые игры на уроках по развитию слухового восприятия «В автобусе», «На день рождении», «В магазине», «На почте»,«У врача», «В аптеке», «В зоопарке», «В столовой».

Диалог «У врача».

Вова: Тома, мы играем в доктора!

Тома: Хорошо, ты будешь доктором, а я буду мамой.

Вова: Твоя кукла будет ребенком. Добрый день!

Тома: Добрый день, доктор!

Вова: Кто болен?

Тома: Моя дочка больна. Она не ест и не пьет. У нее нет аппетита.

Вова: Температура есть?

Тома: Да, температура есть.

Вова: У вас есть градусник?

Тома: Да, вот он.

Вова: Спасибо. Принесите мне еще ложечку, пожалуйста.

Тома: Вот ложка, доктор.

Вова: О! У вашей дочки грипп. Быстро в кровать. Вот лекарства.

Тома: Вы завтра снова придете?

Вова: Да, я приду завтра опять.

Диалог «В зоопарке».

Автор: Дети и бабушка пришли в зоопарк. Они стоят перед клеткой.

Бабушка: Смотрите, тут лев, сейчас он спит.

Тома: Нет, он не спит. Он играет с косточкой.

Петя: Здесь — медведи. У них детеныши — медвежата.

Вова: Пойдемте к обезьянам. Я хочу их покормить. У меня есть банан обезьянам.

Петя: Ой, обезьяна залезла с бананом на дерево.

Тома: Все обезьяны хотят банан.

Бабушка: Теперь мы пойдем к слону.

Вова: Ой, бабушка твоя шляпа!

Бабушка: Моя шляпа! Где она?

Вова: Твоя шляпа у слона! Ха-ха-ха.

Диалог «В магазине».

Зина: Добрый день!

Продавец: Добрый день! Что вам угодно?

Зина: Дайте нам коробку печенья.

Продавец: Пожалуйста.

Зина: И еще, прошу вас, пачку масла и банку варенья.

Продавец: Может быть, что-нибудь еще?

Зина: Больше ничего, спасибо.

Соня: А молоко?

Зина: Да, и бутылку молока.

Соня: Две бутылки.

Зина: Зачем?

Соня: Одну бутылку маме, а другую Мурке. Моя Мурка любит печенье с молоком.

Зина: Сколько мы вам должны?

Продавец: Два двадцать.

Зина: До свидания.

Продавец: До свидания, девочки.

Текст «Завтрак».

Шура и Зина: Доброе утро, папа.

Папа: Доброе утро, дети.

Зина: Мы уже завтракаем.

Папа: Что на завтрак?

Мама: Чай, хлеб, сыр и мед.

Папа: А где Соня?

Соня: Я сейчас.

Мама: Садись. Возьми чай и хлеб.

Шура: Я не могу пить чай. Где сахар?

Мама: Сахар вот. Возьми.

Шура: Здесь ничего нет.

Зина: Ах, вот где сахар!

Соня: И Мурка завтракает.

В ролевой игре учащиеся воспроизводят жизнь и деятельность взрослых людей, детей, их взаимоотношения. Школьники входят в роль, которая досталась им в игре. Подражая взрослым, они совершают действия в соответствии со своей ролью и логикой игры. В такой игре усвоение речевого материала облегчается ситуацией.

В играх дети усваивают правила поведения в школе и семье, знакомятся с общественными отношениями, формируются навыки коллективной деятельности, общения со взрослыми и с друг с другом. У детей возникает мотивация вступить в речевой контакт и вести разговор с другими участниками, использовать выразительную мимику, необходимые естественные жесты для более живого выражения мыслей, ведения диалога.

В 4 классе мной было проведено анкетирование, которое показывает, как учащиеся относятся к урокам по развитию речи и занятиям по развитию слухового восприятия и формированию произношения, насколько серьезно они и их относятся к развитию слушания, создана ли речевая среда в семье.

Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что в семьях со слышащими родителями дети общаются речью, а в глухих семьях жестами и речью. Дети и родители понимают друг друга. В основном родители уделяют внимание развитию словесной речи и обогащению словаря. Ребятам интересно общаться со слышащими людьми. В основном общение проходит дома, на улице с друзьями, в магазине. Ребятам нравятся уроки ППО, чтение. Они считают, что индивидуальные занятия необходимы.

Анкетирование.

1. Ты используешь дома слуховой аппарат?

Да — 3 Редко — 2 Нет — 1

2. Как ты считаешь, тебе помогает аппарат?

3. На каком языке вы общаетесь дома?

Речь — 2 Речь и жесты — 1

Речь и дактиль — 2 Жесты — 1

4. Понимаешь ли ты своих родителей?

Понимают ли они тебя?

5. Твои родители объясняют тебе новые слова?

6. Родители переводят тебе телепередачи?

Всегда — 3 Редко — 3

7. Тебе интересно общаться со слышащими?

8. Где ты общаешься со слышащими?

(дома, на улице, в магазине, на футболе)

Они тебя понимают?

9. Ты хорошо понимаешь своих одноклассников?

Не понимаю Олесю — 1

Не понимаю Мишу — 1

На каком языке вы общаетесь?

Речь и жесты — 5 Дактиль — 1

10. Ты хорошо понимаешь учителей и воспитателей?

11. Какие из речевых уроков тебе нравятся?

Чтение — 4 ППО — 3

12. Как ты думаешь, нужны индивидуальные занятия по РСВ? Почему?

Да — 6 Учиться хорошо говорить звуки, слушать речь, узнавать новые слова.

  1. Зикеев А. Г. Развитие речи учащихся специальных коррекционных образовательных учреждений. — М.: Издательство «Академия» 2007.
  2. Назарова Л. П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. — М.: Владос, 2001.
  3. Речицкая Е. Г. Развитие детей с нарушениями слуха во внеурочной деятельности. — М.: Владос, 2005.
  4. Руленкова Л. И. Как научить глухого ребенка слушать и говорить. — М.: Парадигма, 2011.
  5. Самощенко И. В. Глухой ребенок. Воспитание и обучение. Опыт матери и сурдопедагога. — М.: ООО «Издательство ACT»; Донецк: «Сталкер», 2003

Основные термины (генерируются автоматически): нарушение слуха, ребенок, том, диалогическая речь, речь, Доброе утро, какой язык, речевое общение, словесная речь, Твоя шляпа.

Похожие статьи

Специфика диалогической речи у дошкольников с общим.

Нарушение речи, общее недоразвитие речи (ОНР) — сложное речевое расстройство.

Логическое ударение. Речевой слух. Основные качества голоса, речевое дыхание. [2, с.78].

Диалог по стилю в основном разговорная речь. Диалогическую речь дети усваивают.

Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста при.

Диалогическая речь — особый вид речевой деятельности, функции которой реализуются в процессе непосредственного общения между собеседниками в результате последовательного чередования стимулирующих и реагирующих реплик.

К вопросу о лингвистических особенностях диалогической речи

диалогическая речь, иностранный язык, коммуникативная компетенция, речевая деятельность, речь, речевое общение, речевая ситуация, диалог, профессионально-ориентированное обучение, язык.

Особенности диалогической речи у детей старшего дошкольного.

Проблема речевых расстройств в настоящие время все больше привлекает внимание различных специалистов: логопедов, врачей, психологов, физиологов. Это, безусловно, связано с огромной ролью.

К вопросу о развитии диалогической речи | Статья в журнале.

диалогическая речь, ребенок, общее недоразвитие речи, старший дошкольный возраст, развитие, взрослый, констатирующий

Выделяют два вида связной речи: диалогическая и монологическая. Активизация речевого общения детей старшего дошкольного.

Особенности коррекционного воздействия на речевое развитие.

русский язык, ребенок, предложение, слово, форма слов, различная часть речи, ролевое моделирование, речевой

Специфика диалогической речи у дошкольников с общим.

Активизация речевого общения детей старшего дошкольного.

ребенок, речевое развитие, диалогическая речь, развитие, диалогическая речь детей, связная речь, общее недоразвитие речи, нарушение, родитель, словарный запас. Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста при.

Формирование словесной речи детей с нарушением слуха.

Устная речь с самого начала формируется как средство коммуникации, так как дети обучаются общению с окружающими в устной форме. В процессе овладения общением они овладевают лексикой, грамматикой языка.

Становление диалогической речи в онтогенезе

диалогическая речь, иностранный язык, речевая деятельность, диалогическая форма общения, коммуникативный акт, речь, устное речевое общение, монологическое высказывание, коммуникативный процесс.

Социализация детей с нарушением слуха в современном обществе

Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.

Роль образовательного учреждения в социализации детей с ОВЗ в современном обществе имеет большое значение. В связи с этим необходимо усовершенствовать технологии и содержание обучения и воспитания детей с ОВЗ, ставить цели и задачи, содержание и технологии обучения и воспитания детей.

Для социализации детей с нарушением слуха необходимо создать условия для постепенного усвоения детьми социально значимого опыта поведения, норм культуры общения с окружающими людьми, нравственной и трудовой культуры. Проблемы социальной адаптации и реабилитации детей с нарушением слуха решаются в условиях целенаправленного социально-педагогического воздействия через их включение в доступные области бытовой, индивидуальной и общественно значимой деятельности с учетом личных интересов и возможностей детей.

Социальное развитие — это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить, играть, общаться со взрослыми и сверстниками. Он учится жить рядом с другими, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе, то есть становится социально компетентным.

Нарушение слуха, значительно осложняет социализацию глухих и слабослышащих детей, что в первую очередь связано с отсутствием или резким недоразвитием речи, и как следствие, нарушением социальных контактов ребенка с окружающим миром.

Для успешной социализации особенно важен этап детства, в котором закладывается фундамент адаптации. Ребёнок знакомится с правилами поведения, обычаями, манерами, усваивает язык окружающих его людей, т. е. овладевает человеческой культурой в широком смысле этого слова. Дети с нарушением слуха — совершенно обычные дети. Они так же любят бегать, играть, танцевать, веселиться и шалить, экспериментируют с разными предметами, строят, лепят и рисуют.

Цель работы образовательного учреждения в целом и каждого педагога в частности — содействие в улучшении качества жизни ребенка, имеющего недостатки слуха, защита и представление его интересов в различных кругах, создание условий для выравнивания возможностей детей и подростков, что отличает их интеграцию в общество и создает предпосылки для независимой жизни.

У детей с нарушением слуха, в процессе социализации необходимо формировать целый ряд личностных особенностей:

– творческую и познавательную активность личности, высокий уровень саморегуляции (сюда включаются навыки организации межличностных контактов);

– набор интеллектуально-личностных характеристик, которые свидетельствуют об эрудиции, культуре личности, критичности ума и др., перцептивные свойства личности, которые определяют способность адекватно воспринимать и оценивать участников совместной деятельности;

– навыки общения, потребность в нем;

– адекватную самооценку и уровень притязаний.

Задачи, стоящие перед педагогами, по социализации воспитанников:

– развитие творческих возможностей;

– пробуждение социальной активности, деятельности ребёнка, который традиционно воспринимался обществом как больной, нуждающийся в милосердном отношении людей;

– воспитание чувства собственного достоинства;

– стремление к самоопределению;

– формирование способности к выбору жизненной позиции, а не довольствование ролью пассивных потребителей льгот и привилегий;

– стремление к активному участию в преобразованиях, направленных на улучшение жизни общества.

Процесс социализации детей требует системного, комплексного подхода, единой программы непрерывного образования, охватывающей все направления, все звенья и всех участников процесса социализации, начиная с диагностического этапа.

При поступлении ребенка в образовательное учреждение, проводятся мероприятия, способствующие успешной социальной адаптации и последующему социальному развитию. Сюда входят: психолого-педагогическое обследование ребенка, наблюдение за поведением и адаптацией детей в классе, наблюдение за взаимодействием со взрослыми и детьми в процессе режимных моментов, предварительное анкетирование родителей для выяснения особенностей взаимодействия в семье а также ее социального статуса; беседы с педагогами и воспитателями о том, как ребенок чувствует себя в новой обстановке.

В ходе психолого-педагогического обследования определяется уровень социального, физического, психического, познавательного развития, игровой деятельности, а также огромное внимание уделяется развитию слуха и речи, поскольку именно от них в данном случае будет зависеть насколько удачно ребенок разовьется в социальном плане. Усилия воспитателей, педагогов, психолога направлены на то, чтобы обогатить социальный опыт ребенка на всех этапах воспитательно-образовательного процесса, развить эмоциональную сферу, обучить основным приемам продуктивного взаимодействия со взрослыми и детьми, расширить представления детей с нарушением слуха об окружающем мире. Для обеспечения социализации неслышащих детей необходима тесная взаимосвязь педагогов с семьей. Родители активно вовлекаются в воспитательно-образовательный процесс, учатся соблюдать единые с педагогами требования к воспитанию ребенка в семье.

Прежде всего родителям, следует как можно раньше, до года, когда ещё речь не развита, выявить наличие патологии слуха у ребёнка. После консультации с врачом, обследования и установления точного диагноза следует немедленно приобрести для малыша два слуховых аппарата — обязательно по одному на каждое ухо.

Врачи должны подобрать индивидуальный режим работы аппаратов. Слухопротезирование — это важнейшее условие полноценного слухо-речевого развития глухого малыша. Все глухие или слабослышащие дети должны носить слуховые аппараты постоянно. С их помощью у них будет развиваться слуховое восприятие и устная речь. Как только врач установит диагноз, нужно сразу же приступать к специальным занятиям с ребенком. Чем раньше начнется этот процесс, тем успешнее будет реабилитация. Особое значение имеют занятия по развитию слухового восприятия. Ведь ношение аппаратов само по себе не дает должного эффекта — детей нужно учить вслушиваться в звуки окружающего мира, в речь, вычленять в ней разные элементы, чтобы структура воспринимаемых на слух слов постепенно уточнялась. Развивающееся слуховое восприятие помогает глухим детям лучше понимать устную речь окружающих людей.

Очень важно, чтобы родители не скрывали глухоты своего ребёнка в тех случаях, когда окружающие высказывают удивление относительно качества его речи. Необходимо специально создавать пространство доброжелательного отношения к ребёнку. Время от времени демонстрировать успехи ребенка в накоплении слов, письме, чтении, рисовании, в изготовлении самоделок, танцах или освоении физических упражнений, положительный эффект не замедлит сказаться. Родителям нужно воспитывать в ребёнке такие качества, как доброжелательность, готовность помочь другим людям, внимательность к окружающим. От этих свойств характера во многом зависит его успешная адаптация в социуме.

Глухой или слабослышащий ребёнок обязательно должен принимать самое активное участие в концертах для родителей, праздничных утренниках и прочих подобных мероприятиях. Он может читать стихотворения, танцевать, играть на каком-нибудь музыкальном инструменте. Это тоже важный шаг в социализации детей с нарушением слуха — публичность учит их преодолевать стеснительность и страх перед большой аудиторией.

Очень полезны для социализации детей с потерей слуха экскурсии и походы, в которых участвуют семейные знакомые и товарищи ребенка. В этих условиях он учится действовать в группе, в команде; учится подчинять свои интересы и желания желаниям и интересам других. Но порой существует такая проблема, когда семья бывает отстранена от процесса воспитания. Дети находятся вне дома, бывая в родной семье лишь кратковременно в выходные дни или каникулы. Оторванный от семьи как от основного источника развития и социализации, от окружающего мира, от общения с обществом слышащих, ребёнок с нарушением слуха вырастает отчуждённым приверженцем замкнутого мира, где царят свои, понятные ему с детства законы, где существует ставший родным особый язык общения, где определены правила поведения и образ жизни. Таким образом, на социальное развитие ребенка с нарушением слуха оказывает влияние следующие факторы: состояние слуха, уровень развитии речи, их индивидуальные особенности, специально организованное обучение, семья.

Социализация детей с нарушениями слуха заключается в интеграции таких детей в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить определённые ценности и общепринятые нормы поведения необходимые для жизни в обществе.

Одним из условий успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во «взрослую жизнь», для чего, прежде всего необходимо создать педагогические условия в семье и образовательных организациях для социальной адаптации детей.

Социализация детей с ОВЗ заключается в интеграции таких детей в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить определённые ценности и общепринятые нормы поведения необходимые для жизни в обществе. Одним из условий успешной социализации детей с ОВЗ является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во «взрослую жизнь», для чего прежде всего необходимо создать педагогические условия в семье и образовательных учреждениях для социальной адаптации детей. Следует так же отметить, что развитие личности и познавательной деятельности детей с нарушением слуха отличаются от развития слышащих детей и имеют свои психологические особенности, которые так же необходимо учитывать при социальной интеграции в общество. При соблюдении определенных условий глухие и слабослышащие дети становятся полноценными членами общества. Главное — помочь им преодолеть трудности и стать хозяевами своей судьбы.

1. Богданова Т. Г. «Сурдопсихология: Учеб. пособие. — М.: «Академия», 2002.

2. Журнал Дефектология, 2004г. № 2 «Социальное развитие детей с нарушением слуха» Т. В. Плахова, Л. В. Дмитриева

3. Козлова С. А. «Я — человек. Программа социального развития ребенка», Школьная пресса, 2005г.

4. Мудрик, А. В. Социализация человека. / А. В. Мудрик. — М.: Академия, 2005. — 172

5. Солодянкина О. В. «Социальное развитие ребенка дошкольного возраста», М.: Аркти, 2006г.

6. «Социальная адаптация и интеграция детей с нарушениями слуха». Сост. Астафьева В. М. — М.: АПК и ПРО, 2000.

7. «Социальное развитие ребенка» Зауш-Годрон Ш., Издательск

Основные термины (генерируются автоматически): нарушение слуха, ребенок, социализация детей, окружающий мир, образовательное учреждение, общество, семья, воспитательно-образовательный процесс, самостоятельная жизнь, слуховое восприятие.

Читайте также: