Глобализация культуры. Глобализация образования

Обновлено: 24.04.2024

Мировая экономическая, политическая, культурная интеграция отражают объективный процесс увеличения взаимовлияния стран и народов. Вследствие глобализации в образовании происходят радикальные изменения, вызванные трансформацией группового и индивидуального сознания. Глобализация в сфере образования имеет вполне определенные очертания, которые возникают под влиянием основных мировых цивилизаций Запада, Евразии и Востока. Российская цивилизация, будучи издавна притягательным и интегрирующим центром многих стран и народов, занимает особую нишу в глобализации образования. И сегодня Россия – важнейший участник глобализационных процессов в образовании.

Увеличение производства наукоемких товаров, изменения в структуре занятости в пользу более высокой квалификации, интеграция рынков труда ведут к возникновению общества "производства знаний", и образование оказывается необходимым условием создания ориентированного на знания мирового сообщества. Глобализация существенно влияет на национальные школьные системы. Национальное своеобразие системы образования – важный атрибут государственного суверенитета и культурной самобытности. Национальная система образования остается институтом, где государство сохраняет эффективные властные полномочия. Как замечают Дж. Кресс, М. Кроссли, Н. Грант, игнорирование или недооценка компаративистикой самостоятельности и своеобразия национальных систем образования может привести к созданию далеких от реальности искусственных "универсальных" моделей развития образования.

Глобализация изменяет статус национальных государств в сфере образования. Подобный процесс происходит в разных странах по-своему. Как пишут Р. Даль и М. Кроссли, Дж. С. Уотсон, "последствия глобализации [в образовании] на национальном уровне различаются в зависимости от места, характера воздействия", и так или иначе глобализация "подтачивает" самостоятельность национальных систем образования. О сужении сферы влияния национальных систем образования свидетельствует растущая роль в школьной политике наднациональных структур и международных организаций (ООН, ЮНЕСКО, Международный валютный фонд (МВФ),

Всемирная торговая организация (ВТО), Всемирный банк (ВВ), Европейский союз, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Соглашение о Североамериканской свободной торговле (НАФТА) и т.п.

Парадокс заключается в том, что государства, декларируя независимость в сфере образования, будучи заинтересованы в глобализации, готовы поступиться национальным суверенитетом. Отдельные страны видят в глобализации образования возможность повысить национальную конкурентоспособность за счет ресурсов мирового сообщества в виде финансовых инвестиций, международных образовательных проектов. Глобализация заставляет государства заботиться о повышении эффективности и качества образования, выведения его на уровень международных стандартов, уделять повышенное внимание тому, что происходит в образовании за рубежом (управление образованием, диверсификация обучения, обучения иммигрантов и пр.).

Судьбы отдельных государств как объектов образования в условиях глобализации складываются по-разному. Не исключен их распад (Чехословакия, Югославия и др.). Во многих государствах в немалой степени под влиянием глобализации возникает новая национальная общность. Последствия глобализации для культуры и воспитания могут быть различными: исчезновение национального многообразия культуры и воспитания; сосуществование глобальной и многонациональных культур и воспитания без сколько-нибудь заметной их интеграции; синтез глобальной и многонациональных культур и воспитания. В последнем случае глобализация вовсе не означает культурную универсализацию и гомогенизацию воспитания. Напротив, в воспитании происходит слияние, взаимодействие мировых и национальных ценностей культуры.

Вследствие глобализации нарастают тенденция к интеграции и расширению образовательных пространств. Остановимся в этой связи на ситуации в Европейском союзе. В свое время Жан Моне – идеолог объединения Европы, определяя пути ее интеграции, отмечал, что, создавая новую Европу, надо начинать с культуры и образования.

Педагоги Западной Европы ставят вопросы образования на фоне и под влиянием глобализации. Принципы образования аккумулированы в виде лозунга "учить жить вместе" (learning to live together). Образование предназначено для развития плюралистической европейской идентичности, восприятия личностью ценностей различных этносов и культур, для конструктивного диалога жителей Европы. Образование должно удовлетворять потребности национальных и общеевропейской культур.

В Западной Европе на протяжении последних 50 лет формируется крупнейший транснациональный объект образования. Возникающая культура европейского сообщества представляет собой духовное богатство и ценность для всего человечества. Единое европейское образовательное пространство является основой для формирования нового типа личности. Осваивая языки общения, европейцы соприкасаются с разными носителями мировой культуры. Возникает проблема совместимости носителей разнообразных духовных традиций.

В сфере европейского образования действуют два главных двигателя интеграции – Совет Европы и Европейский союз. Школа и педагогическая наука принимают активное участие в строительстве "европейского дома". Создание общего образовательного пространства, воспитание европейского сознания – одни из главных векторов интеграции. Движение в этом направлении происходит при поддержке разветвленной структуры политических, научных, общественных институтов: Конференции министров образования, Европейского фонда культуры, Европейской ассоциации преподавателей, Европейской сети исследований в области образования, Европейского общества сравнительной педагогики и др.

Объединенная Европа придает особое значение согласованным решениям проблем воспитания и обучения. На пространстве Европейского союза возникает мощная федерация, существенным инструментом создания которой оказывается глобализация в сфере образования. Начало этого процесса относится к середине прошлого столетия. В 1954 г. Совет Европы принял "Европейскую культурную конвенцию", где подчеркнута приоритетная роль образования в развитии европейской культуры. В дальнейшем Советом Европы принимаются новые документы, где всякий раз подчеркивается подобная стратегическая цель. В соответствие с ней даются педагогические рекомендации. Тематика рекомендаций по единой педагогической политике чрезвычайно обширна: экологическое воспитание (1991), борьба с расизмом и ксенофобией (1993), воспитание религиозной терпимости (1993), равенство полов в образовании (1995) и др.

Разделение Европы по языковому признаку подрывает европейскую интеграцию, – так считает французский филолог Ж.-П. Венсан. Вместе с другими учеными он полагает, что во имя достижения европейского единства целесообразно внедрять обязательное обучение единому для всех языку. Впрочем, известно, что такую роль уже выполняет английский язык. Но это не устраивает Ж.-П. Венсана, как и его единомышленников – сторонников европейской интеграции и противников экспансии англоязычной американской культуры. Ими выдвигаются довольно неожиданные проекты. В 2005 г. они выступили с предложением повсеместно и обязательно обучать латыни в школах Европы. Очевидно, однако, что возвращение в Средневековье, когда латынь была языком обучения и общения европейцев, выглядит явной утопией.

Таким образом, в педагогической политике Западной Европы сильна тяга к культурной универсализации и интеграции. Европейские лидеры питают надежды на возникновение новой европейской идентичности. Вряд ли, однако, можно предполагать, будто интеграция в сфере образования приведет к появлению некоего "европейского народа". Тем не менее, в Западной Европе вполне реальны достижения по организации общего культурно-образовательного пространства, сохранению и развитию путем воспитания культуры доминирующих и малых народов.

Каждая их стран Европы сохраняет приверженность своей собственной системе образования, которая является продуктом истории и культуры. В официальном документе Европейского союза "Конкретные будущие цели систем профессиональной подготовки и образования" (2001) говорится: "В то время как мы должны сохранить различия структуры и системы, которые отражают самобытность стран и регионов Европы, мы должны также признать, что наши основные цели и результаты, к которым мы все стремимся, удивительно похожи. Мы должны опираться на эти сходства, учиться друг от друга, совместно использовать наши успехи и неудачи и совместно использовать образование для продвижения наших европейских граждан и Европейского общества в новом тысячелетии".

Европейские власти не пытаются унифицировать, объединить национальные системы образования, но предлагают формировать новые дополнительные структуры, облегчающие организацию образования по-новому. Маастрихтский договор (ноябрь 1993 г.) предусматривает сохранение национального суверенитета в области образования. Это означает, что Европейский союз поощряет такие процедуры, как взаимное признание дипломов об образовании, нс препятствует сохранению национальных систем и программ образования и предпринимает при этом усилия по выработке общего порядка сертификации в образовании, созданию общего рынка образования. Согласованные в последние годы на европейском уровне документы свидетельствуют о выработке "общего языка" в образовании. Определены новые пути осмысления, руководящие принципы образования, которые, как правило, предполагают "единую перспективу" и, следовательно, склонны к отторжению альтернативных вариантов.

Разумеется, ни одна страна Европейского союза не отказывается от национальной самостоятельности в образовании. Но все члены Европейского союза в конечном итоге принимают единый дискурс как "неизбежный" и единственный способ преодолеть проблемы образования. Комментируя подобную двойственность, А. Новоа пишет, что в будущем мы станем свидетелями углубления противоречия, когда национальные политики будет провозглашать, что образование является исключительной ответственностью каждого государства – члена Европейского союза даже тогда, когда будут принимать общие европейские программы и политику.

Глобализация образования

Глобализация образования – это предоставление возможности обучения и получения образования в разных государствах мира, посредством расширения потенциального выбора учебных дисциплин и профессоров, обеспечивающих их доведение до учащихся.

Процесс глобализации предполагает развитие единого образовательного пространства в мире, а также создание единого мирового рынка товаров, услуг и трудовой силы.

Сущность глобализации образования

Глобализация образования предоставляет возможность получать образования в любой из стран мира по выбору, а полученный по итогу обучения документ будет действителен на территории всего образовательного пространства (в тех странах, которые в него входят).

Современная глобализация образования предусматривает внедрение в процесс обучения системы кредитов и зачетов, которые будут позволять накапливать баллы, признаваемые во всех образовательных учреждениях. На основании данной системы будут доступны стажировки в выбранных студентами странах, а также возможность обмена методическим и научным опытом между профессорско-преподавательским составом.

Глобализация образования способствует отбору дисциплин на основании конкуренции, а в долгосрочной перспективе и выбор учебных заведений. То есть каждое образовательное учреждение будет стремиться быть «сильным» в плане предоставления образовательных услуг, то есть наращивать и совершенствовать собственную методическую, техническую, материальную и преподавательскую базы.

Образование в эпоху глобализации представляет собой такую сферу, в которой учащиеся не только получают определенные знания и навыки, но и постепенно приобщаются к мировой культуре, общемировым ценностям, расширяют свой кругозор, а также знания в области конкретных профессиональных компетенций и условий труда в различных странах мира. Все это способствует тому, что у учащихся и студентов происходит развитие профессионального самосознания, формируются ориентации индивидуальных ценностей, необходимых для развития творческой деятельности в рамках мирового пространства, без учета государственных границ и интересов своей страны.

Готовые работы на аналогичную тему

Глобализация образования закладывает и укрепляет основные направления перераспределения человеческих и трудовых ресурсов в те страны, где для них созданы более привлекательные условия для работы и развития.

Таким образом, современная глобализация образования направлена на укрепление индивидуальных позиций будущих специалистов в различных областях деятельности, предоставляет им обширные возможности для профессионального и личностного саморазвития, посредством широкого выбора мест и условий применения своих творческих сил, а также позволяет осуществлять концентрацию человеческого капитала высокого качества в тех странах, которые в этом больше всего нуждаются, посредством создания эффективных условий получения образования и последующего трудоустройства.

Ключевые аспекты глобализации

Глобализация образования имеет следующие ключевые аспекты:

  1. Всеобщий рост значения экономики и знаний в современном мировом обществе.
  2. Повсеместное внедрение в системы образования информационно-коммуникационных технологий.
  3. Расширение заключения межгосударственных торговых соглашений, которые охватывают и такую область как предоставление образовательных услуг.
  4. Возрастающая роль рынка и рыночной экономике, выход их на международную арену.

Все современные аспекты глобализации образования выступают в качестве катализаторов развития системы высшего образования, а именно:

  1. Возникновение инновационных провайдеров в системе образования, таких как: медиакорпорация, корпоративный университет, мультинациональная компания и т.д.
  2. Появление новых форм по обеспечению системы образования: прямое, виртуальное, дистанционное. Данные формы могут предоставляться как государственными образовательными учреждениями, так и частными.
  3. Повышение диверсификации документов о получено образовании и квалификации (дипломы, свидетельства и т.д.).
  4. Повышение мобильности учащихся, студентов, образовательных программ, проектов и провайдеров, каждый из которых может выходить за рамки национальных границ.
  5. Акцентирования на значение получения образования, актуализация на самообразование и самосовершенствование на протяжение всей жизни.
  6. Повышение количества частных компаний, предоставляющих образовательные услуги в сфере среднего профессионального и высшего образования.

Все указанные явления оказывают значительное влияние на изменения в сфере образования, а именно повышают его доступность, качество, разнообразие образовательных направлений и финансирования.

Основными проявлениями глобализации образования являются:

  1. Появление глобального международного рынка образования
  2. Информатизация системы образования
  3. Интеграция
  4. Внедрение конвергенции, которая предполагает взаимопроникновение и слияние образовательных и общественных систем
  5. Стандартизация образовательных систем и культурных ценностей.

Развитию данных тенденций в России послужило подписание Болонского процесса, который предполагает гармонизацию тех систем образования, которые сложились в нашей стране исторически и имеют определенные национальные особенности. Под гармонизацией понимают внедрение в отечественную систему образования европейских стандартов для облегчения вхождения в глобальную образовательную среду.

Протекающая в настоящее время в России глобализация образования предусматривает демонтаж существующей национальной системы образования, направлена на фундаментальные изменения мирового порядка, при котором установленные границы теряют свое значение.

Осуществление глобализации отечественной системы образования представляет собой определенное количество реформ, осуществляемых на институциональном уровне, направленных на кардинальные изменения в научной и учебной деятельности.

Глобализация культуры. Глобализация образования

Осознанию планетарной общности человечества, становлению мегаобщества, переходу к решению проблемы интеграции всего населения земного шара препятствует не только финансово-экономическая или информационно-коммуникационная контрастность, но и конфессиональные, этнические, культурные и другие особенности различных государств и народов.

Глобализация культуры, т.е. ускорение культурной интеграции наций в мировую систему, наряду с развитием экономических связей и формированием мирового рынка, обусловлена сближением наций и расширением культурных контактов народов за счет международной миграции населения, в т.ч. туризма. Культурному обмену способствуют также международные выставки, концерты, театральные, музыкальные и кинофестивали, книжные ярмарки и др.

Важной детерминантой взаимопроникновения и интеграции культур является глобальное массивное воздействие на сознание людей средств массовой информации (СМИ, масс-медиа), особенно телевидения. СМИ превращают планету Земля в «большую деревню», все обитатели которой потребляют одни и те же культурные продукты. Американскую культурную экспансию можно назвать планетарной, поскольку к концу XX в. не осталось такого уголка Земли, где население не знало бы таких рожденных в США понятий, как «Пепси», Голливуд, «Мак-Дональде» и т. п.

Это обусловливает опасность, так сказать, «макдонализации» культуры, т. е. повсеместного распространения и внедрения массовой эрзац-культуры. Следующая за этим гомогенизация культурного пространства, т.е. истощение его внутренней разнородности, способна приводить к угасанию, распаду, смерти культуры.
Глобализация образования. Образование призвано играть важную роль в эпоху глобализации экономики, культуры и политики.

глобализация культуры

Генеральный директор ЮНЕСКО Контиро Мацуура, выступая 11 декабря 2000 г. в Париже, подчеркнул, что процесс глобализации все больше охватывает сферу образования. Уже видимые проявления глобализации образования — это компьютеризация и информатизация школ и других учреждений системы образования, унификация систем образования (переход на 12-летнее обучение, единая система экзаменационного тестирования и т.п.), возможность для школьников и студентов учиться в развитых странах, осваивая при этом их культуру и язык, и др.
Четвертая — это попытки создания университетов на стыке национальных культур.
Пятая — это использование в развивающихся странах зарубежного опыта в теории и практике образования.
Шестая — это компьютеризация. Учебный процесс оснащается компьютерами, компьютерными курсами, и т.п.

Глобализация науки связана прежде всего с формированием ее общего информационного, инструментального и кадрового пространства.

Поскольку уезжают в поисках большей оплаты труда специалисты в основном высокого класса, то развивающиеся страны рано или поздно начнут испытывать недостаток высококвалифицированной рабочей силы. «Утечка умов» приобрела такие масштабы, что она начинает угрожать будущему науки и высшего образования в странах-донорах.

Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.

Воздействие мировых социальных, экономических, политических, культурных и образовательных процессов усиливает тенденции увеличения взаимовлияния стран и народов. В условиях глобализации образования происходят существенные изменения группового и индивидуального сознания людей, жесткая конкуренции цивилизационных моделей, каждая из которых вносит свои краски в развитие мировой культуры и педагогики. Глобализация в сфере образования принимает определенные очертания в первую очередь под влиянием основных мировых цивилизаций Запада, Евразии и Востока.

Глобализация сулит человечеству качественно важные изменения в сфере культуры и образования. Открываются новые возможности обмена педагогическими знаниями, проектами. Образование становится мостом между воспитательными идеалами Севера и Юга – развитых и развивающихся стран. Как замечает в связи с этим филиппинский педагог Э. А. Аберин, глобализация сулит "новый синтез" национальных и мировых ценностей образования и воспитания. Увеличиваются возможности личности овладевать новыми и разнообразными духовными богатствами. Меняются направления и принципы воспитания и образования. Анализируя такую трансформацию, американский ученый Р. Хенви говорит о нарастании в воспитании "мировоззренческой перспективы" в виде широкого и открытого взгляда па многообразный социум, уважения любых "образов мира". Педагогическим принципом становится формула: "Культура моего народа нс лучше и не хуже культуры любого другого народа, в ней может быть то, чего нет в других культурах, но может присутствовать многое, что присуще другим культурам; следовательно, мое духовное обогащение зависит от моего умения вступать в диалог с иными культурами".

Глобализация оказывает неоднозначное воздействие на образование. Возникает немало социальных, культурных и педагогических проблем. Есть опасность, что глобализация может наносить ущерб национальным ценностям в воспитании, обострять проблемы несоблюдения социальной справедливости в сфере образования в соответствии с культурными, этническими, языковыми и прочими различиями. Системы образования многих стран испытывают сильнейший напор стандартов американской цивилизации. Подобный "американистский перекос", по словам австрийского ученого К.-Х. Грубера, вызывает отторжение у сторонников культурного многообразия при воспитании и образовании.

Отдельные государства как объекты глобализации образования выглядят сложным феноменом. Они включают в первую очередь несколько подсистем и социальных страт: педагогическую науку, структуры формального и непрерывного образования, учащихся и их семьи; преподавательский корпус. Судьбы подобного объекта складываются по-разному. Не исключен его распад (Чехословакия, Югославия и др.). В целом вследствие глобализации имеется тенденция к интеграции и расширению образовательных пространств.

Во многих государствах в немалой степени под влиянием глобализации возникает новая национальная общность. Последствия глобализации для культуры и воспитания могут быть различными: исчезновение национального многообразия культуры и воспитания; сосуществование глобальной и многонациональной культур и воспитания без сколько-нибудь заметной их интеграции; синтез глобальной и многонациональных культур и воспитания. В последнем случае глобализация вовсе нс означает культурную универсализацию и гомогенизацию воспитания. Напротив, в воспитании происходит слияние, взаимодействие мировых и национальных ценностей культуры.

Стремление к созданию общности образовательного пространства – историческая традиция жителей Нового Света и Зеленого континента. Непрестанный поток иммигрантов привел к появлению в США, Канаде и Австралии уникального национального и культурного многоцветия. Воспитание оказалось мощным инструментом государственности и национального объединения. Вместе с тем всегда сохранялись стремления отдельных национальных групп путем воспитания и образования сберечь и развить язык и культуру предков. Современная педагогическая политика – продолжение традиций исторически длительного и неоднозначного процесса конвергенции населения Северной Америки и Зеленого континента.

В Западной Европе на притяжении последних 50 лет возник крупнейший в мире транснациональный объект воспитания и образования. Это произошло в условиях демографических перемен, которые привели к тому, что население Западной Европы сделалось значительно более пестрым в культурном и этническом отношении.

Педагоги Западной Европы ставят вопросы образования на фоне и под влиянием глобализации. Принципы образования аккумулированы в виде лозунга "учить жить вместе" (learning to live together). Воспитание предназначено для развития плюралистической европейской идентичности, восприятия личностью ценностей различных этносов и культур, для конструктивного диалога жителей Европы. Образование должно удовлетворять потребности национальных и общеевропейской культур. Подчеркивается двойная функция воспитания европейской гражданственности: поощрения национальной самобытности и преодоления национальных антагонизмов.

В сфере образования эффективно действуют два главных интеграционных объединения – Совет Европы и Европейский союз. Школа и педагогическая наука принимают активное участие в строительстве "европейского дома". Создание общего образовательного пространства, воспитание европейского сознания – одни из главных векторов интеграции. Движение в этом направлении происходит при поддержке разветвленной структуры политических, научных, общественных институтов: Конференции министров образования, Европейского фонда культуры, Европейской ассоциации преподавателей, Европейской сети исследований в области образования, Европейского общества сравнительной педагогики и др.

Инициативы Совета Европы и Европейского союза предусматривают формирование гражданина Европы на основе диалога и сотрудничества участников интеграционных процессов. При воспитании гражданина Европы предлагается учитывать историческую и культурную общность Запада. Рекомендуется опираться на дидактические материалы, отражающие такую общность. Объединенная Европа придает особое значение согласованным решениям проблем воспитания и обучения. На пространстве Европейского союза возникает мощная федерация, существенным инструментом создания которой оказывается глобализация в сфере образования. Начало этого процесса относится к середине прошлого столетия. В 1954 г. Совет Европы принял Европейскую культурную конвенцию, где подчеркнута приоритетная роль образования в развитии европейской культуры. В дальнейшем Советом Европы принимаются новые документы, где всякий раз подчеркивается подобная стратегическая цель. В соответствии с ней даются педагогические рекомендации. Тематика рекомендаций по единой педагогической политике чрезвычайно обширна: экологическое воспитание (1991), борьба с расизмом и ксенофобией (1993), воспитание религиозной терпимости (1993), равенство полов в образовании (1995) и др.

Европейская интеграция создает новые проблемы в образовании. Требуется учитывать культурно-образовательные интересы возникающих суперэтносов и одновременно предусматривать развитие и обогащение путем образования и воспитания языков и культур национальных меньшинств. Нарастает злободневность сотрудничества в сфере культуры и образования представителей больших и малых этносов, европейцев и неевропейцев, христиан и мусульман, иммигрантов и автохтонов. Европейский союз, решая задачи создания общего образовательного пространства, должен ответить на культурно-образовательные запросы представителей региональных и транснациональных малых культур. Выстраивание новых отношений с национальными меньшинствами – важнейшее направление педагогической политики Европейского союза. Правящие элиты Западной Европы на протяжении последних 50 лет прошли путь от имперских амбиций относительно национальных меньшинств до признания их права на достойное и особое воспитание и обучение. В политических кругах сосуществуют два взгляда на будущее этих меньшинств: необходимость их адаптации и поддержка культурно-образовательных интересов. Главным стратегическим ориентиром остается интеграция путем образования и воспитания в культуру доминирующих наций.

К духовному сближению европейских народов привлекается школа. В 1990 г. вступила в силу многолетняя программа ЛИНГВА, инициирующая изучение официальных языков Евросоюза в западноевропейских общеобразовательных учебных заведениях. Реформа должна содействовать успешным контактам и сотрудничеству жителей Европы.

"Разделение Европы но языковому признаку подрывает европейскую интеграцию", – говорит французский филолог Ж.-П. Венсан. Вместе с другими учеными он полагает, что во имя достижения европейского единства целесообразно внедрять обязательное обучение единому для всех языку. Впрочем, известно, что такую роль уже выполняет английский язык. Но это не устраивает Ж.-П. Венсана, как и его единомышленников – сторонников европейской интеграции и противников экспансии англоязычной американской культуры. Ими выдвигаются довольно неожиданные проекты. В 2005 г. они выступили с предложением повсеместно и обязательно обучать латыни в школах Европы.

Очевидно, однако, что возвращение в средневековье, когда латынь была языком обучения и общения европейцев, выглядит явной утопией.

Воспитание "европейского сознания" ставится в зависимость в большой мере и от содержания общеобразовательных гуманитарных учебных курсов, в первую очередь по истории. На встрече глав государств Европы (Вена, 1993) была подчеркнута необходимость пересмотра преподавания истории и изъятия учебных материалов, которые могут поощрять расовые и националистические стереотипы. Кое-что в этом направлении делается. Так, во Франции и Германии сокращен объем изучения тем, посвященных европейским войнам и религиозным противостояниям; одновременно более обстоятельно излагаются экономические, культурные связи народов Европы.

Многие рекомендации и директивы Совета Европы и Европейского союза по налаживанию путем образования межкультурного диалога далеки от систематического осуществления. Власти отдельных государств отодвигают соответствующие педагогические проекты на задний план. Не предпринимается систематических усилий, направленных на сохранение культур малых этносов. Часто дело ограничивается заявлениями, за которыми следуют мало- значимые реальные меры.

Курс на укрепление европейского образовательного пространства по-разному отражен в политике отдельных государств. Так, в Великобритании официально признана необходимость воспитания в духе межкультурного диалога. В докладе Национальной комиссии по образованию (1993) подчеркнуто: чтобы дети росли гражданами демократического общества, они должны быть в числе прочего воспитаны в толерантном духе. О перспективе воспитания в направлении диалога культур говорится в документах Британского школьного совета: "Хорошее образование означает осмысление своего сообщества, достаточное знание и понимание других сообществ. Хорошее образование не может базироваться лишь на одной культуре, и в Британии, где этнические меньшинства непрестанно формируют и составляют часть населения, воспитание должно сглаживать противоречия между культурами и не пытаться навязывать доминирующую культуру. Напротив, воспитание должно впитывать опыт многих культур, чтобы развивать общество и расширять культурные горизонты каждого".

Путь официальной Британии к признанию интересов субкультур в сфере образования претерпел определенную эволюцию – от планов ассимиляции до педагогической поддержки многообразия культур. Национальная ассоциация мультирасового воспитания предложила программу, которая предусматривала: 1) введение информации о национальных меньшинствах в учебные пособия; 2) создание пособий и учебных программ для этнических и расовых меньшинств; 3) учет в учебных программах предложений по воспитанию осознания этнической принадлежности; 4) специальные занятия по ознакомлению с культурами меньшинств.

На традиционных ценностях демократии, уважения культурных и расовых различий основана политика в сфере образования Французской республики. В инструкциях Министерства образования Франции (1985) мы читаем: "В процессе обучения необходимо воспитывать личность цивилизованного и демократического обществ. с чувствами. уважения к другим людям. неприятия расизма, понимания универсальности различных культур. "

Поучительный пример общего культурно-образовательного пространства, баланса в сфере воспитания, с одной стороны, общенациональных интересов, а с другой – культурных и образовательных интересов различных этнических групп дает Бельгия. Система образования в Бельгии на первый взгляд хаотична. Но это поверхностное впечатление. Многонациональная школа работает, как хорошо отлаженный механизм, детали которого состыкованы со специфическими социокультурными, этническими и политическими условиями. Школа – органическое звено особого федерального устройства. В стране существуют три равноправные лингвистические общины: 1) фламандская; 2) франкоговорящая (франкофоны); 3) немецкоговорящая. Королевство поделено на три региона: Фландрия, Валлония и Брюссель. Регионы имеют значительные права в сфере просвещения. Они фактически распределяют средства, выделяемые на школу. В правительстве три министра образования, которые представляют интересы автохтонных этнических групп, светских школ и учебных заведений, находящихся под контролем церквей (прежде всего католической). Полномочия распределены между центральными и региональными властями. Так, министерства контролируют обязательность обучения, стандартность типов учебных заведений, наполняемость классов, ведают выдачей дипломов об образовании, выплатой заработной платы и т.д. Регионы отвечают за обучение родному языку, профессиональное и непрерывное образование, физическое воспитание школьников и пр.

Таким образом, в педагогической политике Западной Европы сильна тяга к культурной универсализации и интеграции. Европейские лидеры питают надежды на возникновение новой европейской идентичности. Вряд ли, однако, можно предполагать, будто интеграция в сфере воспитания и образования приведет к появлению некоего "европейского народа". Тем не менее в Западной Европе вполне реальны достижения по организации общего культурно-образовательного пространства, сохранению и развитию путем воспитания культуры доминирующих и малых народов.

Во многом идут вразрез с демократическим курсом на создание общего образовательного пространства Латвия, Литва и Эстония. В государственных декларациях стран Балтии по вопросам образования и культуры нет прямых рекомендаций дискриминации образовательной меньшинств. Более того, официально признается правомерность учета мультикультурного фактора в образовании. Так, в Генеральной концепции образования в Литве (1994) записано о предназначении образования оберегать и поощрять плюралистичную культуру, обогащенную национальными меньшинствами.

Однако подобные декларации перечеркиваются другими официальными документами и практическими шагами. Обратимся для примера к Латвии. Латвийский парламент в 2005 г. принял общеевропейские документы о гарантиях культурных и образовательных прав для национальных меньшинств. Однако согласно латвийской версии в число людей, которые могли бы рассчитывать на подобные гарантии, не попали сотни тысяч русских и русскоязычных, которые имеют статус неграждан. Власти Латвии вытесняют из сферы образования русский язык и языки других национальных меньшинств. Они добиваются повсеместного перехода с обучения на русском языке к обучению исключительно на латышском языке. Русскоязычным общеобразовательным учебным заведениям отказывают в государственной финансовой поддержке как учреждениям, где обучение идет не на национальном языке. Число обучающихся на русском языке сокращается. Сокращение можно объяснить тем, что расширяется обучение коренных этносов на родном языке. Официальная педагогика справедливо заботится о развитии национальной школы, расширении использования латышского языка. Но такой процесс рассматривается фактически вне диалога латвийской и русскоязычной школ.

Проблема глобализации и интеграции образовательного пространства касается всех крупных государств Азии и Африки. В отдельных случаях признается актуальность проблемы. Филиппинский педагог Э. Аберин считает, что во имя национальной идентичности следует путем воспитания развивать и сближать культурные традиции, внедрять повсеместное обучение на общенациональном языке.

Педагогика в афро-азиатском регионе в целом остается за пределами идей создания общего национального образовательного пространства. Исключение в определенной степени составляет ЮАР. Государственные школы ЮАР открыты для детей и подростков без различия рас. В вузах поощряется обучение африканских студентов. Реформы по сегрегации создали благоприятный климат для воспитания и образования. В педагогике растет понимание того, что правом на достойное воспитание обладают все дети Южной Африки, включая представителей различных культур. Говорить, однако, о триумфе педагогики межнационального диалога в ЮАР преждевременно. На смену белому апартеиду приходит этноцентризм черного большинства. Многие африканские интеллектуалы убеждены, что воспитание заключается в противостоянии западным и европейским ценностям. Среди части образованных африканцев, впрочем, бытует иное мнение. Декларируется целесообразность совместных усилий белых и африканцев в образовании, использования педагогических ценностей Запада. Приведем соответствующие высказывания представителей чернокожей элиты ЮАР: "Все то, что преподается нашим детям в многонациональных школах, является западным. Предпосылок для африканских ценностей нет. Наши дети проводят большую часть времени в школе. и становятся в плане культуры совершенно иными, чем мы, так что это также облегчает им сближение с другими, отличными от нас народами". "Вестернизация, если только она не означает утраты своих ценностей и традиций, вещь прекрасная".

Глобализация и сравнительная педагогика

Глобализация образования в сравнительной педагогике рассматривается прежде всего как универсализация учебных программ и формирование соответствующих знаний и представлений. Появившийся в 1970-х гг. термин "глобальное обучение" (global learning) трактовался как "приобретение интегративного знания о мировых проблемах".

Сравнительная педагогика в условиях новых геополитических реальностей изучает феномен интеграции педагогической мысли и образования, стремясь прогнозировать последствия глобализации в образования, дать ответы на вопросы, исчезнет ли национальное многообразие в образовании; возможно ли сосуществование глобальной и многонациональной педагогических культур без сколько-нибудь заметной их интеграции; перспективен ли синтез глобальной и многонациональных культур образования, означающий универсализацию и гомогенизацию образования, или, напротив, взаимодействие, обогащение мировых и национальных педагогических ценностей.

Ренессанс сравнительно-педагогических исследований в значительной мере связан с глобализацией образования. Показательно, что на IV Всемирном форуме по образованию в Пекине (2011) центральной являлась тема, посвященная глобализации образования. В рамках этой темы обсуждались вопросы школьной политики, педагогического образования, качества образования, реформ образования, интернационализации образования и др.

Сегодня затруднительно представить развитие образования в мире без выявления сравнительных характеристик глобализации – экономики, средств массовой информации, туризма, политики, спорта, торговли и т.п. Сравнительная педагогика перед лицом глобализации решает задачи определения эффективных педагогических условий подготовки к профессиональной деятельности и соответствующего изменения содержания учебных программ в виде сокращения универсального гуманитарного и усиления специализированного образования.

Существует объективная необходимость научного прогнозирования образования как следствия глобализации современного мира и важного ресурса устранения национальной обособленности систем образования, прогресса в общественной и экономической жизни. Сравнительно-педагогические исследования направлены на изучение усиления интернационализации учебных заведений, международной мобильности учащихся и преподавателей как зримых черт усиления взаимозависимости различных регионов мира. Сравнительная педагогика предназначена для педагогического осознания подобной взаимозависимости.

Сравнительная педагогика в условиях глобализации изучает как основные единицы анализа системы образования отдельных государств. Вместе с тем, поле исследований качественно расширяется: происходит переход от анализа "единичного" (система образования одной страны) к изучению "общего". В качестве новых базовых единиц анализа выделяются такие феномены, как "общемировое образовательное пространство", "наднациональные тенденции развития образования", "региональное образование", "суверенитет национальной системы образования" и т.д. Устаревает использование в исследовании таких единиц, как "третий мир", "развивающиеся" и "развитые" страны, страны Севера и Юга (М. Кроссли, А. Новоа, Тали Йарив-Машаль, Ю. Шрайвер).

Понятие "общемировое образовательное пространство" официально узаконено, по крайней мере, с начала 1990-х гг. Российский компаративист Б. Л. Вульфсон характеризует такое понятие, как "совокупность всех образовательных и воспитательных учреждений, научно-педагогических центров, правительственных и общественных организаций по просвещению в разных странах, геополитических регионах и в планетарном масштабе, их взаимовлияние и взаимодействие в условиях интенсивной интернационализации и глобализации разных сфер общественной жизни". При изучении общемирового образовательного пространства бо́льшим вниманием сравнитологов пользуются страны западного индустриального общества, нежели остальные государства (Дж. С. Браун, Лаудер, Грин).

А. Новоа и Тали Йарив-Машал, разъясняя место в сравнительно-педагогических исследованиях концепции "мирового сообщества как спектакля", утверждают, что сравнительная педагогика, используя сопоставимые показатели и ориентиры, участвует в постановке своеобразного международного спектакля – создании научных обоснований глобальной школьной политики. Эти педагоги, характеризуя роль концепции "политики взаимной подотчетности", отмечают, что она предусматривает участие каждой страны (и каждого гражданина) в постоянном сравнении с другими странами (и гражданами). Чтобы проиллюстрировать этот процесс, предлагается взглянуть на судьбу идеи "европеизации" образования, которая привела к развитию взаимной ответственности, основанной на оценке или сравнении национальных систем образования с помощью ряда показателей, результатов, принципов.

Концепция "политики взаимной подотчетности", апеллируя к результатам сравнительно-педагогических исследований, по сути, оправдывает вмешательство наднациональных структур Европейского союза в сферы образования отдельных стран. Утверждается, что европейские государства, приняв логику выработки путем сравнений "соглашений", "связей", "обмена", "совместного осознания", постепенно сходятся на общем понимании наилучшей практики в образовании и тем самым осуществляют совместную политику в Европейском образовательном пространстве (А. Новоа, Тали Йарив-Машаль).

В сравнительной педагогике отношение к глобализации образования неоднозначное. Так, немецкие ученые О. Анвайлер и В. Миттер рассматривают ее как "ловушку", с помощью которой "империализм Запада" укрепляет свое мировое господство. При определенной риторике подобных высказываний надо признать, что глобализация создает в образовании немало социальных, культурных и педагогических проблем. Глобализация протекает в условиях жесткой конкуренции различных цивилизационных моделей образования, борьбы за "рынки сбыта" образовательных услуг. В глобализации образования есть не только победители, но и проигравшие. В последнем случае речь идет о национальных интересах в образовании. Есть опасность, что глобализация наносит ущерб национальным ценностям в образовании, обостряет проблемы соблюдения социальной справедливости в образовании в соответствии с культурными, этническими, языковыми и прочими различиями. Образование в мире испытывает, по оценкам К.-Х. Грубера (Австрия), немецких авторов книги "Американизация-глобализация-образование" (2003), сильнейший напор стандартов американской цивилизации, что выражается в повсеместном распространении американских образцов образования и во многом подтачивает идею многообразия при воспитании и обучении. Глобализация приводит к возрастанию ассимиляционных угроз не только малым субкультурам в отдельных государствах, но и титульным этносам небольших стран (Андорра, Бельгия, Дания, Люксембург и т.д.).

Сознавая такие угрозы, нельзя, однако, согласиться с оценками глобализации образования с позиций провинциализма, сепаратизма, ксенофобии, агрессивного национализма. В процессе глобализации каждая из цивилизаций вносит свои краски в развитие мировой культуры и педагогики. Глобализация обещает человечеству качественно важные изменения в сфере образования. Открываются новые возможности обмена педагогическими знаниями, проектами. Образование становится мостом между педагогическими идеалами и моделями обучения Севера и Юга – развитых и развивающихся стран. Как замечает в этой связи филиппинский педагог Э. А. Аберин, глобализация сулит "новый синтез" национальных и мировых ценностей образования и воспитания. Увеличиваются возможности личности овладевать новыми и разнообразными духовными богатствами.

Читайте также: