Дорожно-транспортный травматизм. Распространенность дорожно-транспортного травматизма

Обновлено: 27.04.2024

Дорожно-транспортными являются травмы, нанесенные различного вида транспортными средствами при их использовании (движении) в случаях, не связанных с производственной деятельностью пострадавших, независимо от нахождения пострадавшего в момент происшествия в транспортном средстве или вне его. Транспортным средством считается любое средство, используемое для транспортировки грузов, предметов, людей (автомобиль, мотоцикл, велосипед, самолет, пароход, троллейбус, трамвай, железнодорожный, гужевой транспорт и пр.). Травматизм при дорожно-транспортных происшествиях обусловлен большим комплексом причин.

Причины гибели и травматизма людей на дорогах

· проезд на красный цвет;

· вождение автомобиля в нетрезвом состоянии;

· не пристегнутый ремень безопасности;

· переход улицы в неположенном месте и на красный свет и т.д.

Наибольшее количество дорожно-транспортных происшествий наблюдается зимой и в первые осенние месяцы. Дорожно-транспортные травмы учащаются в последние дни недели и во второй половине дня. Реже они возникают ночью, однако их последствия намного тяжелее. В городах основной причиной транспортного травматизма считается наезд на пешеходов, преимущественно легковыми автомобилями, на автотрассе преобладают столкновения автомобильного транспорта.

Борьба с дорожно-транспортным травматизмом и его последствиями — одна из наиболее острых проблем современности. В нашей стране предусмотрены осуществление общегосударственных мероприятий, направленных на предотвращение дорожно-транспортных происшествий; совершенствование государственной системы оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях и расширение научных исследований в области безопасности дорожного движения.

Какую проблему население сегодня считает первоочередной? Детскую наркоманию, безнадзорность, детский дорожно-транспортный травматизм. Ничто другое по степени остроты нельзя поставить рядом. Это общая социальная беда и бесконечная человеческая трагедия.

Ежедневно на наших дорогах гибнут и получают травмы тысячи детей, многие не возвращаются домой к великой скорби семей и общества. Сотни тысяч детей ежегодно проводят долгие недели в больницах после тяжелых аварий, а многие так и не выживают или не могут жить, как раньше.

Огромную роль играет семья, но в семье родители больше озабочены работой, бытовыми проблемами.

Чтобы одолеть беду, нашему обществу необходимо объединить усилия.

Так давайте же их объединим!

Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Ежегодно на дорогах России совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Необходимо отметить, что в последнее время статистика регистрирует сокращение доли ДТП, происходящих по вине детей. В подавляющем большинстве случаев дети становятся жертвами нарушений водителями транспортных средств основополагающих требований Правил дорожного движения. В связи с этим всем взрослым необходимо осознать всю меру ответственности за жизнь детей на дорогах и неукоснительно соблюдать правила дорожного движения, при этом в обязательном порядке использовать ремни безопасности и специальные детские удерживающие устройства.

Причиной дорожно-транспортных происшествий являются и сами дети, которые знают о правилах дорожной безопасности, но не спешат их выполнять. По-видимому, родителям следует знать, что мальчики в пять раз чаще являются причиной дорожно-транспортных происшествий, чем девочки, и сделать из этого определенные выводы. Конечно, определенную роль играют здесь свойственные мальчикам в детском возрасте повышенные эмоциональность и подвижность, а также, то обстоятельство, что они больше времени, чем девочки, проводят на улице. Но именно эти возрастные особенности детей требуют надлежащего надзора за ними со стороны родителей. Дорожно-транспортный травматизм детей в значительной мере обусловлен такими особенностями их психофизиологического развития, как:

· неспособность правильно оценивать обстановку;

· быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение;

· потребность в движении, которая преобладает над осторожностью;

· стремление подражать взрослым;

· переоценка своих возможностей;

· специфичность реакции на приближающийся автомобиль и др.

Памятка по безопасности на дороге

В туман

Сегодня на улице туман. Видимость очень плохая. Поэтому прежде чем перейти дорогу, убедитесь, что по ней не идёт автомобиль. А если рядом окажется малыш, возьмите его за руку и переведите через дорогу. В тумане надо быть особенно осторожным.

В дождливый день

Сегодня на улице дождь. Дорога скользкая. Стёкла автомобилей покрываются водой. Видимость ухудшается. В таких условиях водителю трудно ехать. Расстояние, нужное для остановки автомобиля, на мокрой дороге увеличивается. Поэтому, возвращаясь из школы, не перебегайте улицу. Посмотрите внимательно вокруг себя, пропустите приближающийся транспорт и, только убедившись в полной безопасности, начинайте переход.

ЗАПОМНИТЕ: даже самый опытный водитель не сможет мгновенно остановить автомобиль.

В морозную погоду

Сегодня на улице холодно. Стёкла автомобилей покрываются изморозью, и водителю очень трудно наблюдать за дорогой. Переход улицы перед близко идущим автомобилем всегда опасен, а сейчас тем более. И чтобы с вами не случилось беды, - не торопитесь, подождите, пока пройдёт весь транспорт. Только после этого можно переходить улицу. Не забудьте, что движение пешехода может быть затруднено из-за гололёда на проезжей части.

В гололёд

После тёплых дней наступило похолодание. Дорога покрылась ледяной коркой, стало скользко. В этих условиях появляться перед близко идущим транспортом очень опасно: на скользкой дороге машину остановить трудно. Поэтому по пути домой будьте особенно осторожны. Не спешите, т. к. можно неожиданно упасть и оказаться под колёсами.

Запомните, что от несчастного случая вы убережёте себя только безукоризненным соблюдением Правил дорожного движения.

Всегда помните, что знание и соблюдение Правил дорожного движения — гарантия безопасности вашей жизни.

Техника безопасной езды в городе

Существует мнение, что ездить на велосипеде по городу нельзя, потому что это очень опасно. Конечно, определенная опасность есть, но ее не надо преувеличивать. В конце концов, дорога - это всегда место повышенной опасности, и мы это должны осознавать, когда садимся в автобус или переходим проезжую часть. Точно так же и с велосипедом в городе: если соблюдать определенные правила, то езда на велосипеде по городским улицам становится достаточно безопасной и комфортной. Ездить по городу на велосипеде можно двумя способами.

Езда на правах пешехода. На правах пешехода вы едете только по тротуарам или по дорожкам парка, проезжие части дорог пересекаете по пешеходным переходам, то есть, по возможности, не выезжая на проезжие части. При езде по тротуарам вы находитесь в относительной безопасности, от вас требуется только минимальное знание Правил Дорожного Движения (ПДД). Кстати, если вам еще не исполнилось 14 лет, то пешеходный способ езды - единственно возможный для вас.

Опасности при езде по тротуарам исходят обычно от пешеходов с не совсем предсказуемым поведением. К ним относятся дети, престарелые, а также нетрезвые личности. Пешеходы, относящиеся к этим категориям, могут оказаться в полуметре перед вами совершенно неожиданно для вас (и для них самих). Кроме того, под вашими колесами может оказаться и детская кукольная коляска, и небрежно выкинутая пивная бутылка.

В общем, приближаясь к играющему на дорожке парка ребенку, лучше снизить скорость и объехать его подальше. А нетрезвых лучше объезжать, не снижая скорости.

Другая опасность при езде по тротуарам - автомобиль, заезжающий во двор (или выезжающий со двора). Если следовать ПДД, то автомобиль при заезде/выезде на прилегающую территорию должен пропустить все живое, что движется перед ним по тротуару. Но далеко не всегда это правило соблюдается. Распространенная ситуация - вы не спеша катитесь по тротуару, проезжаете заезд во двор, и в это же время туда на приличной скорости влетает автомобиль. Конечно, если произойдет столкновение, то виноват будет водитель автомобиля. Но вам-то от этого легче не будет! Водитель вас, едущего по тротуару, мог и не заметить из-за припаркованной машины, из-за деревьев, и вообще он не рассчитывал, что кто-то будет двигаться по тротуару со скоростью 15-20 км/ч.

Вывод - подъезжая по тротуару к въезду во двор, следует снизить скорость и убедиться в отсутствии машин, собирающихся туда заехать или оттуда выехать.

Еще одна опасность - внезапно открывшаяся перед вами дверь припаркованного автомобиля. У водителей со временем вырабатывается инстинкт - перед тем, как открыть дверь, посмотреть назад и убедиться, что в эту дверь никто не въедет. Но у пассажиров (а на тротуар выходить будет скорее всего именно пассажир) такого инстинкта может не быть. Нет у пассажира и зеркала заднего вида, в которое он мог бы посмотреть, открывая дверь.

Поэтому, приближаясь к припаркованному автомобилю, следует объехать его на расстоянии открытой двери.

Кроме того, не надо забывать, что на тротуаре велосипед находится в нарушение Правил Дорожного Движения, явно запрещающих здесь перемещение транспортных средств (п. 9.9). Строго говоря, с точки зрения Правил, велосипед на тротуаре ничем не отличается от автомобиля. В этом есть определенное противоречие (где же тогда можно ездить велосипедистам, не достигшим 14 лет?), поэтому помните - при движении по тротуару преимущество всегда остается за пешеходом. Впрочем, сотрудники ГИБДД, как правило, не обращают внимания на велосипедистов, едущих по тротуару. Потому что в ряде случаев тротуар - единственное безопасное место для велосипедиста.

Дорожно-транспортные травмы

Ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий обрывается жизнь около 1,3 миллиона человек. Еще от 20 до 50 миллионов человек получают несмертельные травмы, которые во многих случаях приводят к инвалидности

Дорожно-транспортный травматизм причиняет значительный экономический ущерб отдельным лицам, их семьям и странам в целом. Этот ущерб обусловлен стоимостью лечения и потерей производительности вследствие гибели или травм, а также отрыва от производства или обучения родных, которые должны заботиться о пострадавших. Ущерб, который несет большинство стран в результате дорожно-транспортных происшествий, достигает 3% от их валового внутреннего продукта.

Кто входит в группу риска?

Социально-экономическое положение

Более 90% смертей в результате дорожно-транспортных происшествий приходится на страны с низким или средним уровнем дохода. Наиболее высокая смертность в результате дорожно-транспортного травматизма отмечается в странах Африканского региона, а наиболее низкая — в странах Европейского региона. Даже в странах с высоким уровнем дохода риск дорожно-транспортных происшествий возрастает в группах, занимающих более низкое социально-экономическое положение.

Возраст

Дорожно-транспортный травматизм является ведущей причиной смертности среди детей и молодых людей в возрасте от 5 до 29 лет.

Начиная с групп молодого возраста риск дорожно-транспортных происшествий выше среди мужчин, чем среди женщины. Около трех четвертей (73%) всех дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом приходится на молодых мужчин в возрасте до 25 лет, среди которых риск гибели в результате дорожно-транспортных происшествий почти в три раза выше, чем среди молодых женщин.

Факторы риска

Подход «Безопасная система»: поправка на человеческий фактор

Подход к организации дорожного движения «Безопасная система» имеет своей целью обеспечить безопасность транспортной системы для всех участников дорожного движения. Данный подход учитывает опасность серьезного травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий и признает необходимость создания системы, устойчивой к рискам, связанным с человеческим фактором. Основой этого подхода служат безопасные дороги и придорожные зоны, безопасный скоростной режим, безопасные транспортные средства и безопасные участники дорожного движения — все факторы, которые должны быть учтены для предотвращения дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом и сокращения серьезного дорожно-транспортного травматизма.

Превышение скорости

  • Увеличение средней скорости движения напрямую влияет как на риски дорожно-транспортных происшествий, так и на тяжесть их последствий. Например, увеличение медианной скорости движения на 1% приводит к возрастанию риска дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом на 4% и риска дорожно-транспортных происшествий с серьезными последствиями на 3%.
  • В случае фронтального наезда транспортного средства на пешехода быстро возрастает риск смертельного исхода (в 4,5 раза при увеличении скорости с 50 км/ч до 65 км/ч).
  • При боковом столкновении на скорости 65 км/ч риск смертельного исхода для водителей и пассажиров транспортных средств составляет 85%.

Управление транспортным средством под воздействием спиртосодержащих напитков и других психоактивных веществ

  • Управление транспортным средством под воздействием спиртосодержащих напитков и других психоактивных или наркотических веществ ведет к возрастанию риска дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом и серьезного дорожно-транспортного травматизма.
  • При управлении транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения риск дорожно-транспортного происшествия возникает даже при низком уровне содержания алкоголя в крови (САК) и существенно возрастает при уровне САК ≥ 0,04 г/дл.
  • При управлении транспортным средством под воздействием наркотических веществ риск дорожно-транспортного происшествия возрастает в различной степени в зависимости от употребленного психоактивного вещества. Например, риск дорожно-транспортного происшествия среди лиц, находящихся под воздействием амфетаминов, приблизительно в пять раз выше, чем среди лиц, которые их не употребляли.

Неиспользование мотоциклетных шлемов, ремней безопасности и детских удерживающих систем

  • Правильное использование шлема позволяет снизить риск травматизма со смертельным исходом на 42% и риск травм головы на 69%.
  • Использование ремней безопасности снижает риск смертельного исхода среди водителей и пассажиров на переднем ряду сидений на 45-50% и риск смертельного исхода или серьезного травматизма среди пассажиров на заднем ряду сидений на 25%.
  • Использование детских удерживающих систем снижает риск смертельного исхода на 60%.

Невнимательность при управлении транспортным средством

Небезопасная дорожная инфраструктура

Значительное влияние на безопасность дорожного движения оказывает обустройство дорог. В идеале дороги должны обустраиваться таким образом, чтобы обеспечить безопасность всех участников дорожного движения. Это означает обустройство надлежащих объектов и сооружений для пешеходов, велосипедистов и мотоциклистов. Важное значение для уменьшения риска травматизма среди этих участников дорожного движения имеет сооружение таких объектов, как пешеходные и велосипедные дорожки, безопасные переходы и другие средства замедления дорожного движения.

Небезопасные транспортные средства

Важную роль в предотвращении дорожно-транспортных происшествий и уменьшении риска серьезного травматизма играет безопасность транспортных средств. Существует целый ряд правил ООН по безопасности транспортных средств, включение которых в национальные промышленно-производственные стандарты способствует предотвращению гибели людей. Эти правила, в частности, требуют от производителей соблюдения норм в безопасности при лобовых и боковых ударах, установки электронных систем контроля устойчивости (для предотвращения заноса), а также оснащения всех транспортных средств подушками и ремнями безопасности. Без соблюдения этих базовых стандартов риск дорожно-транспортного травматизма, причем как водителей и пассажиров транспортных средств, так и других участников дорожного движения, существенно возрастает.

Ненадлежащее оказание помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях

Тяжесть травматизма возрастает при задержках в выявлении травм и оказании помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. Важное значение при оказании помощи пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии имеет фактор времени: задержка в несколько минут может стоить человеческой жизни. Для улучшения помощи пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии требуется обеспечение своевременной догоспитальной помощи, а также повышение качества как догоспитальной, так и больничной помощи, например, путем организации программ подготовки специалистов.

Ненадлежащий контроль за соблюдением правил дорожного движения

В отсутствии контроля за соблюдением законодательных требований в отношении управления транспортными средствами в состоянии опьянения, применения ремней безопасности, соблюдения ограничений скорости движения, использования шлемов и детских удерживающих устройств ожидаемого уменьшения смертности и травматизма, связанных с определенным поведением участников дорожного поведения, не произойдет. Таким образом, если контроль за соблюдением правил дорожного движения отсутствует или воспринимается как отсутствующий, вероятно, что соответствующие требования не будут соблюдаться, а шансы того, что они повлияют на поведение участников дорожного движения, невелики.

Эффективное правоприменение предполагает принятие и регулярное обновление законодательных актов на национальном, муниципальном и местном уровнях для устранения вышеупомянутых факторов риска, а также контроль за их соблюдением. Оно также предполагает введение надлежащих санкций.

Что может быть сделано в области борьбы с дорожно-транспортным травматизмом

Дорожно-транспортный травматизм предотвратим. Государственные органы должны принимать меры для обеспечения безопасности дорожного движения на основе целостного подхода. Это требует участия многих секторов, таких как транспортный сектор, органы правопорядка, органы здравоохранения, органы образования, а также принятия мер для повышения безопасности дорог, транспортных средств и участников дорожного движения.

К числу эффективных мер относятся проектирование более безопасной инфраструктуры и включение элементов обеспечения безопасности дорожного движения в планирование землепользования и развития транспорта, совершенствование систем безопасности транспортных средств, улучшение помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, принятие и обеспечение выполнения законодательных актов, касающихся основных рисков, и проведение информационно-просветительских кампаний.

Деятельность ВОЗ

Оказание технической поддержки странам

ВОЗ ведет работу со странами по всему спектру указанных направлений на основе многосекторального подхода и в партнерстве с национальными и международными заинтересованными сторонами из различных секторов. Цель этой работы состоит в оказании поддержки государствам-членам в планировании, реализации и оценке политики в области безопасности дорожного движения.

Кроме того, ВОЗ взаимодействует с партнерами для оказания технической поддержки странам. Например, ВОЗ в настоящее время сотрудничает с Инициативой Блумберга по обеспечению глобальной безопасности дорожного движения (BIGRS) в целях уменьшения смертности и травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий в отдельных странах и городах с низким или средним уровнем дохода.

В 2017 г. ВОЗ выпустила пакет технических мер по безопасности дорожного движения «Спасти человеческие жизни», в котором обобщены основанные на фактических данных меры, позволяющие значительно уменьшить смертность и травматизм в результате дорожно-транспортных происшествий. Основное внимание в пакете мер «Спасти человеческие жизни» уделяется регулированию скоростного режима, вопросам руководства, проектированию и совершенствованию инфраструктуры, стандартам безопасности транспортных средств, контролю за соблюдением правил дорожного движения и выживанию пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях.

В пакете мер основной упор делается на шесть стратегий и 22 мероприятия для уменьшения вышеуказанных факторов риска и приводятся рекомендации государствам-членам по реализации мер для спасения человеческих жизней и по выполнению поставленной задачи в области безопасности дорожного движения — в два раза сократить к 2020 г. глобальный показатель смертности и травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий.

    (Пакет технических мер по безопасности дорожного движения «Спасти человеческие жизни»)

Координация мероприятий в рамках Десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения на 2021–2030 гг.

ВОЗ — в сотрудничестве с региональными комиссиями Организации Объединенных Наций — является ведущей организацией по безопасности дорожного движения в рамках системы Организации Объединенных Наций. ВОЗ является председателем Сотрудничества в рамках Организации Объединенных Наций в области безопасности дорожного движения и выполняет функции секретариата Десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения на 2021–2030 гг. Начало Десятилетию действий, провозглашенному в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, было положено в октябре 2021 г. с объявления амбициозной цели предотвращения к 2030 г. не менее 50% дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом и случаев дорожно-транспортного травматизма. В Глобальном плане Десятилетия действий подчеркивается важность целостного подхода к обеспечению безопасности дорожного движения и содержится призыв к дальнейшему совершенствованию проектирования городов, дорог и транспортных средств, усилению нормативно-правовых актов и провоприменения и обеспечению жизненно важной экстренной помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. В Глобальном плане также поддерживается проведение транспортной политики и обустройство дорог, ориентированных на обеспечение безопасности перемещения пешком, на велосипедах, общественным транспортом, с тем чтобы данные способы передвижения могли пользоваться приоритетом в качестве благоприятствующих здоровью и экологии.

ВОЗ также играет ключевую роль в руководстве глобальными усилиями, продолжая проводить на самых высоких политических уровнях информационно-разъяснительную работу по обеспечению безопасности дорожного движения; собирая и распространяя информацию о передовых методах профилактики травматизма, сбора информации и оказания травматологической помощи; предоставляя общественности информацию о рисках и способах снижения рисков; и привлекая внимание к необходимости увеличения финансирования. В поддержку этих усилий ВОЗ организует и проводит в сотрудничестве с ключевыми партнерами, включая Глобальный альянс НПО за безопасность дорожного движения и организацию Молодежь за безопасность дорожного движения «YOURS», информационно-разъяснительные мероприятия высокого уровня, такие как недели ООН за глобальную безопасность дорожного движения и ежегодный Всемирный день памяти жертв дорожно-транспортных происшествий.

Мониторинг прогресса на основе докладов о положении дел в мире

В выпущенном ВОЗ «Докладе о состоянии безопасности дорожного движения в мире за 2018 г.» представлена информация о положении в области безопасности дорожного движения в 175 странах. Это четвертый в серии докладов, содержащих обзор ситуации в мире в области безопасности дорожного движения. Доклады о положении дел в мире служат официальным инструментом мониторинга выполнения Десятилетия действий. Публикация пятого доклада о положении дел в мире ожидается в конце 2023 г.

Дорожно-транспортный травматизм. Распространенность дорожно-транспортного травматизма

Показатели дорожного травматизма. Частота дорожно-транспортных происшествий

При апостериорном определении дорожно-транспортных происшествии классифицируют статистику по видам, причинам, месту совершения и т. п. Благодаря такому анализу можно судить о наиболее часто всьречающихся видах происшествий, вскрывать их причины и улучшать организацию движения автомобильного транспорта.

Для более объективной оценки состояния безопасности дорожного движения используют различные коэффициенты дорожно-транспортных происшествий, основанные на статистических данных (интенсивные, экстенсивные показатели и показатели наглядности).

Следует заметить, что дорожно-транспортные происшествия в большинстве случаев обходятся без травм и человеческих жертв и заканчиваются только повреждением транспортных средств, дорожных сооружений (дорожные знаки, столбы для освещения и несущие электролинии для троллейбусов, специальные ограничители, бордюры, перила).

Так, в США в 1965 г. произошло 12 млн. дорожно-транспортных происшествий. В них участвовали каждый четвертый автомобиль и каждый пятый водитель. Погибло в резулыате этою 51 тыс. и травмировано 1 млн. 800 тыс. человек, т. е. значительно меньше общего количества происшествий.

Смертельная травма была причинена каждым двухтысячным транспортным средством (В. А. Аксенов, 1974). В Японии в 1973 г. произошло около 587 тыс. дорожно-транспортных происшествий, смертельные травмы нанесены 14,5 тыс. человек.

дорожный травматизм

Несмотря на проводимые в нашей стране интенсивные профилактические меры по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, дорожно-транспортный травматизм остается еще достаточно высоким.

Каковы же основные причины дорожно-транспортных происшествий в нашей стране? По данным ГАИ, приводимым в интервью журналу «Наука и жизнь», сведения об указанном виде происшествии по России на примере типичного для последних лет. выглядят следующим образом.
От 60 до 70% их происходит по вине водителей транспорта и 30—40% — по вине пешеходов.

Итак, наиболее частая вина водителей, приводящая к возникновению дорожно-транспортного происшествия,— превышение скорости (37,5%). Выезд на левую сторону составляет 17,6%, а несоблюдение очередности проезда перекрестка — 12,2%.

Таким образом, основная причина дорожно-транспортных происшествий по вине пешеходов — переход дороги перед близко идущим транспортом (53.3%) или неожиданный выход из-за транспортного средства и внезапное появление пешехода перед движущимся транспортным средством следующего ряда (14,5%).

В некоторых случаях дорожно-транспортных происшествий по вине пешеходов зафиксировано одновременно несколько нарушений правил дорожного движения одним человеком. Например, пешеход мог не только переходить дорогу перед близко идущим транспортом, но и переходить ее в неустановленном месте, быть при этом в состоянии алкогольного опьянения.

Каждое из этих ранее перечисленных нарушений фактически в одном случае наезда на пешехода заносилось в отдельности в соответствующую рубрику причин дорожно-транспортных происшествий и поэтому сумма нарушений правил дорожного движения пешеходами превышает 150%.

Поскольку в основе значительного количества дорожно-транспортных происшествий с наездом на пешехода одновременно лежало несколько причин, то нельзя не упомянуть о главных. Это в первую очередь нетрезвое состояние пешеходов (29,0%), их невнимательность на улицах и дорогах (25,1%), переход улиц в неустановленном месте (25,7%), а также хождение по проезжей части дороги при наличии тротуара (8,1%).
Большинство приведенных выше данных полностью подтверждаются и нашими исследованиями, о чем пойдет речь в дальнейших статьях.

Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.

Социально-экономические преобразования, научно-техническая революция и успехи медицинской науки изменили характер патологии человека. В настоящее время в индустриальных странах более двух третей случаев смерти происходит от сердечно-сосудистых заболеваний, злокачественных опухолей и несчастных случаев. В отличие от других заболеваний жертвами травматизма являются люди в основном трудоспособного, цветущего возраста.

Возникнув в начале XX века в виде единичных случаев, дорожно-транспортные происшествия на улицах и дорогах за исторически короткий промежуток времени (75 лет) стали основной причиной ранений, инвалидности и гибели колоссального количества людей, а следовательно,—предметом особой озабоченности человечества.

Будучи одним из самых массовых, дорожно-транспортный травматизм наносит обществу огромный социально-экономический урон, однако он продолжает оставаться относительно мало изученным видом заболеваемости населения.

Как отмечал академик АМН СССР Б. В. Петровский (1974), несчастные случаи на дорогах труднее поддаются анализу, чем любой другой вид травматизма. А не изучив и не проанализировав дорожно-транспортный травматизм, нельзя организовать его научно-обоснованную и эффективную профилактику, а также улучшить организацию оказания медицинской помощи пострадавшим и повысить качество их лечения.

транспортный травматизм

17 августа 1896 г. в Лондоне произошло первое в истории дорожно-транспортное происшествие со смертельным исходом — под колеса автомобиля попала и погибла мисс Б. Дрессел. В том же году в Англии произошел второй несчастный случай со смертельным исходом (Г. Зингер, 1974).

Эти два имени открыли скорбный список жертв автомобильных дорог, в который занесены имена более чем двух миллионов погибших американцев и нескольких сотен тысяч жителей других континентов.

Заняв первое место в мире по количеству погибших и второе по числу травмируемых, дорожно-транспортный травматизм стал серьезной социальной и медицинской проблемой для большинства развитых стран мира. Его следует характеризовать как «врага № 1» или «убийцу № 1» в связи с высокой смертностью и большой инвалидностью пострадавших в результате полученных тяжелых, в том числе множественных и сочетанных травм. Из насчитывающихся сейчас в мире 300 млн. инвалидов значительную часть составляют жертвы дорожных происшествий (А. Ранцони, 1974).

Среди пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях три четверти составляют мужчины, причем большинство из них лица трудоспособного возраста, занятые в сфере производства. Так, по данным В. А. Аксенова (1974), средний возраст погибших в дорожно-транспортных происшествиях на территории нашей страны составляет 34 года. Следовательно, дорожно-транспортный травматизм наносит существенный ущерб производительным силам общества.

Поскольку около половины погибших и травмированных — это лица в возрасте от 20 до 40 лет, их гибель накладывает определенный отпечаток на воспроизводство населения в стране, что имеет особое социальное значение.

Динамика дорожного травматизма. Зависимость транспортного травматизма

В нашей стране автодорожный травматизм не принял размеров национального бедствия, однако в некоторых республиках он остается еще высоким и даже нарастающим. Как указывает начальник Управления ГАИ МВД В. В. Лукьянов, за предыдущие три года число случаев гибели и ранения людей, приходящееся на 1000 транспортных единиц, сократилось в общем на 20%.

Но в 1973 г. наметилась тенденция к росту дорожно-транспортных происшествий, особенно и Украинской и Таджикской ССР и некоторых других территориях и областях страны. На Украине в 1971 г., например, в дорожно-транснортных происшествиях травмировано 25 895 человек, погибло—5 630 (В. В. Лукьянов, 1972). В 1973 г. травмировано уже 26 375 человек, погибло—5 832 человека (И. В. Шумада, 1975). По данным И. В. Шумады, дорожно-транспортный травматизм на Украине увеличился с 1969 по 1973 г. на 21,1%.

Какие же факторы влияют в различных странах на количество дорожно-транспортных происшествий и связанный с ними травматизм? Первый из них—насыщенность автомобильного парка. Например, в США в 1964 г. насчитывалось 96 млн. автомобилей, в дорожно-транспортных происшествиях погибло 47 тыс. человек.

Спустя год количество погибших достигло 49 тыс. человек, еще через 2 года —53 тыс.. В 1972 г. автомобильный парк страны приближался к 200 млн.— погибло 56 300 человек (А. А. Гаврилов, 1973). Ежегодно количество дорожно-транспортных происшествий в США увеличивается на 200 тыс. Автомобильные поездки в стране нередко превращаются и целую проблему. Так, при обсуждении в Сенате США подготовки к полету по программе «Союз» —«Апполон» сенатор Гарн сказал: «У меня сложилось впечатление, что, по всей вероятности, самая опасная часть предстоящего космического путешествия генерала Стаффорда и членов его экипажа —добраться на мыс Канаверал па автомобиле.

Я сам налетал почти 10 тыс. часов на самолетах, но, став сенатором, я испытал куда больше опасностей, когда ездил па автомобиле по Джордж Вашингтон парк-уэй».
По расчетам Д. В. Карумидзе (1969), абсолютное количество дорожно-транспортных травм возрастает, но темп их прироста снизился.

дорожный травматизм

Согласно В. Л. Аксенову (1974), наблюдается тенденция роста количества раненых и погибших в дорожно-транспортных происшествиях в зависимости от роста автомобильного парка страны. Причем рост этот в расчете на одного жителя не имеет прямой зависимости. Только в 10 странах (Нидерланды, Италия, Австрия, Франция, Бельгия, Швеция, Англия, ФРГ, Новая Зеландия и США) среднее увеличение автомобильного парка за период с 1956 по 1966 г. составило 85% на одного жителя, а количество погибших и раненых за этот же отрезок времени увеличилось лишь на 23—32%.

Что касается количества погибших в дорожно-транспортных происшествиях в расчете на одного жителя, то этот показатель, по данным за последние 30 лет, приблизительно пропорционален корню кубическому из числа автомобилей, приходящихся на одного жителя.

Подобные расчеты находят подтверждение и в работах отечественных авторов. Б. Е. Боровский (1971), исследуя динамику дорожно-транспортных происшествий и дорожно-транспортного травматизма в г. Ленинграде установил, что с 1965 по 1969 г. число происшествий возросло до 114% (уровень 1965 года для всех показателей взят за 100%), транспорта —до 132%; количество раненых —до 116% и убитых —до 139%.

Количество дорожно-транспортных происшествий определяет не только численность автомобильного парка, но и связанная с ним интенсивность движения на автодорогах.
Г. Глязер (1972) считает, что число жертв дорожно-транспортных происшествий непрерывно увеличивается, и не в арифметической прогрессии по отношению к росту общего количества транспортных средств, а в геометрической —по отношению к увеличивающейся плотности движения их на дорогах и особенно в городах.

Л. Н. Давыдов, В. П. Могила и Ю. С. Конек (1972) подсчитали, что количество дорожно-транспортных происшествий увеличивается в среднем на 14,8% в год. Основная причина их роста — увеличение интенсивности движения на дорогах. Эти данные подтверждаются и В. Ф. Бабковым (1968), установившим, что интенсивность движения ежегодно возрастает на 7—14%, а прирост протяженности дорог с твердым покрытием остается почти на том же уровне.

Поскольку существует безусловная зависимость дорожно-транспортных происшествий от численности автомобильного парка страны, небезынтересно заглянуть в ближайшее будущее и привести некоторые цифры и расчеты. Футурологи прогнозируют дальнейшее увеличение количества автомобилей. Так, американские экономисты и социологи предполагают, что к 2000 году в США па 1 тыс. городских жителей будет 734 автомобиля, в Англии — 100, а в ФРГ—400—500.

По расчетам отечественных ученых, количество автомобилей на 1 тыс. жителей нашей страны составит к этому времени 180—200 шт. (В. В. Лукьянов, 1972). Сейчас в среднем на каждую тысячу человек населения земли приходится 62 легковых автомобиля (Д. Великанов, 1975).

Читайте также: