Детренированность при длительном действии невесомости. Глубоководные погружения

Обновлено: 18.05.2024

1 ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта Министерства спорта Российской Федерации»

В обзоре представлены современные литературные данные о влиянии занятий дайвингом на сердечно-сосудистую систему человека. Неблагоприятными факторами подводного плавания являются изменение гравитации, психоэмоциональный стресс, физические нагрузки, обжим грудной клетки, воздействие дыхательных газов, перераспределение жидких сред организма, наркотическое действие азота, изменение видимости и слышимости под водой, токсическое свойства кислорода и гипотермия. При погружении под воду происходит изменение функционирования сердечно-сосудистой системы человека, отмечаются типичные реакции  уменьшение частоты сердечных сокращений, снижение систолического и пульсового давления, повышение диастолического артериального давления. Наблюдаются также замедление скорости кровотока, уменьшение количества циркулирующей крови, ударного и минутного объемов крови. Данные литературы свидетельствуют о том, что патологические реакции сердечно-сосудистой системы наблюдаются при нарушении техники подводных спусков, в то же время оценка функционального состояния позволяет контролировать процесс обучения людей дайвингу и исключает несчастные случаи при подводных погружениях.


1. Александров А.Ю., Малытин Л.С. Обучение плаванию самобытными способами : метод. пособие для студ., обучающихся по спец. 032101 «Физ. культ. и спорт». - Малаховка, 2008. - 44 с.

2. Гуляр С.А. Гипербарическая гипоксия и пути ее коррекции // Спортивная медицина. - 2008. - № 1. - С. 26-35.

4. Зверев Д.П. Состояние функций организма человека при многократных гипербарических воздействиях: дис. канд. мед. наук. - СПб., 2011. - 206 с.

5. Мирошников Е.Г. сердечно-сосудистая система водолазов / Е.Г. Мирошников // Вестник ДВО РАН. - 2005. - № 1. - С. 83-90.

6. Мясников А.А., Чернов В.И., Мясников Ал.Ал., Зверев Д.П. Отсроченное лечение декомпрессионной болезни гипербарическим кислородом // Тезисы докладов 5-й Всеармейской науч.-практ. конф. «Баротерапия в комплексном лечении реабилитации раненых, больных и пораженных». - СПб. : ВМедА, 2003. - С. 133-136.

8. Сапов И.А., Довгуша В.В. О патогенезе головных болей у подводников и водолазов / И.А. Сапов, // Воен.-мед. журн. - 1978. - № 5. - С. 61-65.

9. Смолин В.В., Соколов Г.М., Павлов Б.Н. Водолазные спуски и их медицинское обеспечение. - М. : Слово, 2001. - 696 с.

10. Тихенко В.В., Советов В.И. Влияние глубоководных погружений на мозговой кровоток водолазов / В.В. Тихенко, // Юбилейная науч.-практ. конф. 15 ЦНИЛ ВМФ: Сб. материалов. СПб., 2001. - С. 47-48.

11. Шастин П.Н. Спортсмену подводнику о физиологии подводного спорта // В помощь спортсмену-подводнику. - 1962. - № 1. - С. 66-76.

12. Ушаков С.С., Дорофеев И.И. Функциональные изменения нервной системы у лиц, систематически подвергающихся воздействию повышенного атмосферного // Санкт-Петербургские научные чтения: Материалы VI науч.-практ. конф. с междунар. участием. - СПб., 2004. - С. 227.

13. Чумаков А.В. Состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем у лиц, длительно пребывающих под повышенным давлением на предельных глубинах: дис. канд. мед. наук. - СПб, 2007. - 301 с.

Детренированность при длительном действии невесомости. Глубоководные погружения

а) Детренированность сердечно-сосудистой, мышечной и костной систем при длительном действии невесомости. При очень длительных космических полетах и продолжительном воздействии микрогравитации, несмотря на строгое соблюдение режима физических тренировок, постепенно развиваются эффекты детренированности сердечно-сосудистой системы, скелетных мышц и костей. Исследования космонавтов во время космических полетов длительностью несколько месяцев показали, что они могут терять до 1,0% костной массы каждый месяц, даже если продолжают тренироваться. В условиях длительного воздействия микрогравитации происходит также значительная атрофия сердечной и скелетных мышц.

Одним из самых серьезных последствий является сердечно-сосудистая детренированность, которая включает сниженную работоспособность, уменьшенный объем крови, ослабленные барорецептивные рефлексы и сниженную ор-тостатическую устойчивость. Эти изменения значительно ограничивают способность космонавтов стоять вертикально или выполнять нормальную ежедневную работу после возвращения их на Землю. Космонавты, возвращающиеся из космических полетов, продолжавшихся 4-6 мес, склонны также к переломам костей. Может потребоваться несколько недель, прежде чем их сердечно-сосудистая, костная и мышечная системы вернутся к предполетному состоянию.

Поскольку космические полеты становятся все более длительными в связи с подготовкой к возможному исследованию человеком других планет, например Марса, влияние длительной микрогравитации может представлять очень серьезную угрозу для космонавтов после их приземления, особенно в случае экстренной посадки. Следовательно, необходимы интенсивные научные исследования по разработке новых методов противодействия, кроме физических тренировок, которые могут предотвращать эти изменения или более эффективно бороться с ними.

В настоящее время специалисты испытывают один из таких методов, в основе которого лежит использование периодической «искусственной гравитации», создаваемой с помощью коротких периодов (например, 1 ч ежедневно) центробежного ускорения космонавтов, сидящих в специально разработанных короткопле-чих центрифугах, создающих силы до 2-3 G.

Глубоководные погружения

Когда люди спускаются в глубь моря, давление вокруг них чрезвычайно возрастает. Для предупреждения спадения легких воздух должен подаваться в них под очень высоким давлением для поддержания их в растянутом состоянии. В этом случае кровь в легких также подвергается чрезвычайно высокому давлению альвеолярного газа. Такое состояние называют гипербаризмом. Подъем давления выше определенных пределов может вызывать огромные изменения в организме, вплоть до смертельных.

Глубоководные погружения

Влияние морской глубины на давление (таблица вверху) и объем газа (внизу)

а) Связь между давлением и глубиной моря. Столб морской воды высотой 10 м оказывает давление, равное атмосферному давлению на уровне моря. Следовательно, на человека, погруженного на эту глубину, действует давление в 2 атмосферы: одна атмосфера связана с весом воздуха выше воды, а вторая — с весом самой воды. На глубине 20 м давление составляет 3 атмосферы и т.д. (в соответствии с таблицей на рисунке выше).

Влияние глубины моря на объем согласно газовому закону Бойля-Мариотта. Другим важным влиянием глубины является сжатие газов, уменьшающее их объем до все меньших значений. На глубине около 10 м, где давление равно 2 атмосферам, объем воздуха уменьшился до 0,5 л, а при 8 атмосферах (71 м) — до 0,125 л. Таким образом, объем, до которого сжимается данное количество газа, обратно пропорционален давлению. Этот физический принцип, называемый законом Бойля-Мариотта, чрезвычайно важен в физиологии глубоководных погружений, поскольку повышенное давление может вызвать спадение заполненных воздухом полостей тела водолаза, особенно легких, что приведет к серьезным повреждениям.

В статьях на сайте часто придется соотносить истинный объем с объемом на уровне моря. Например, истинный объем 1 л на глубине 90 м соответствует количеству воздуха, объем которого на уровне моря равен 10 л.

Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021

Хроническая горная болезнь. Влияние сил ускорения на организм

а) Хроническая горная болезнь. Иногда у человека, пребывающего на большой высоте слишком долго, развивается хроническая горная болезнь, для которой характерны следующие симптомы: (1) масса эритроцитов и гематокритный показатель значительно возрастают; (2) давление в легочной артерии повышается до значений, превосходящих его нормальное увеличение в процессе акклиматизации; (3) правая половина сердца значительно увеличивается; (4) системное артериальное давление начинает снижаться; (5) развивается застойная сердечная недостаточность. Обычно это приводит к смерти, если человек не будет эвакуирован вниз.

Вероятны три причины развития данной последовательности событий. Во-первых, масса эритроцитов становится настолько большой, что вязкость крови увеличивается в несколько раз; увеличение вязкости способствует снижению тканевого кровотока, и доставка кислорода тоже начинает уменьшаться. Во-вторых, из-за падения содержания кислорода в альвеолах легочные артериолы спазмируются. Это обычный эффект гипоксического сужения сосудов, благодаря которому в норме кровоток направляется от альвеол с низким содержанием кислорода к альвеолам с высоким его содержанием.

Но поскольку в данном случае во всех альвеолах мало кислорода, суженными оказываются все артериолы, что приводит к чрезмерному повышению артериального давления в системе малого круга кровообращения, и развивается правожелудочковая недостаточность сердца. В-третьих, в связи со спазмом альвеолярных артериол возрастает кровоток через неальвеолярные легочные сосуды, где кровь плохо оксигенируется. Это способствует избыточному шунтированию крови «справа налево», усугубляя проблему. Большинство этих людей после спуска на меньшую высоту восстанавливаются в течение нескольких дней или недель.

б) Влияние сил ускорения на организм в авиационной и космической физиологии. Вследствие быстрых изменений скорости и направления движения в самолетах или космических кораблях во время полета на организм действуют несколько типов ускорений. В начале полета развивается простое линейное ускорение, в конце — торможение, а при каждом повороте транспортного средства — центробежное ускорение.

1. Силы центробежного ускорения. Когда самолет совершает поворот, сила центробежного ускорения определяется следующим отношением:

где f — сила центробежного ускорения, m — масса объекта, v — скорость полета, r — радиус кривизны поворота.

Из этой формулы ясно, что при увеличении скорости сила центробежного ускорения возрастает пропорционально квадрату скорости. Также очевидно, что сила ускорения обратно пропорциональна радиусу.

в) Мера силы ускорения - «G». Когда пилот просто сидит в кресле, сила, с которой он давит на это кресло, связана с действием силы тяжести и равна его весу. Интенсивность этой силы оценивают как +1 G, поскольку она равна силе тяжести. Если во время выхода из пикирования сила, с которой пилот вдавливается в кресло, становится в 5 раз больше его нормального веса, то сила, действующая на кресло, будет равна +5 G.

Когда самолет проходит внешнюю петлю так, что человек удерживается в кресле только ремнем безопасности, на его тело действует отрицательная G; если сила, с которой его удерживает ремень, равна весу его тела, отрицательная сила равна -1 G.

в) Действие силы центробежного ускорения но организм. Положительные и отрицательные G. Действие на систему кровообращения положительных G. Наибольшее влияние центробежное ускорение оказывает на систему кровообращения, потому что кровь подвижна и может перемещаться под действием центробежных сил.

Когда летчик подвергается действию положительных G, кровь смещается к самой нижней части тела. Так, если центробежное ускорение равно +5 G, давление в венах ног у неподвижно стоящего человека значительно увеличивается (приблизительно до 450 мм рт. ст.). В положении сидя давление возрастает почти до 300 мм рт. ст. В связи с тем, что под действием повышенного давления сосуды нижних отделов тела пассивно расширяются, в них перемещается большая часть крови из верхних отделов. Чем больше крови таким путем «скапливается» в нижних отделах тела, тем меньше ее остается доступной для обеспечения сердечного выброса, поскольку насосная функция сердца непосредственно зависит от венозного возврата.

Хроническая горная болезнь. Влияние сил ускорения на организм

Изменения систолического (верхняя часть кривой) и диастолического (нижняя часть кривой) артериальных давлений после резкого и продолжительного воздействия на сидящего человека силы ускорения, равной 3,3 G и ориентированной сверху вниз

На рисунке выше показаны изменения систолического и диастолического артериальных давлений (верхняя и нижняя части кривой, соответственно) в верхней части тела сидящего человека при внезапном действии на него центробежного ускорения силой +3,3 G. Обратите внимание, что оба показателя артериального давления падают ниже 22 мм рт. ст. через несколько секунд после начала ускорения, но затем в течение следующих 10-15 сек систолическое давление поднимается до уровня около 55 мм рт. ст., а диастолическое — примерно до 20 мм рт. ст. Это вторичное восстановление связано в основном с активацией барорецептивных рефлексов.

Ускорение, превышающее 4-6 G в пределах нескольких секунд, вызывает «затмение» зрения и вскоре после этого — потерю сознания. При продолжении действия такой высокой степени ускорения человек погибнет.

Искусственный климат в космосе. Физиологические проблемы невесомости

а) Искусственный климат в герметичном космическом корабле. Поскольку в космосе нет атмосферы, в космическом корабле для предупреждения удушья должны быть созданы искусственная атмосфера и климат. Самым важным является поддержание достаточно высокой концентрации кислорода и низкой концентрации углекислого газа. В некоторых ранних космических полетах использовалась сжатая атмосфера, содержащая чистый кислород под давлением около 260 мм рт. ст. Но в современном челночном космическом корабле Shatlle используют газовые смеси, соответствующие составу нормального воздуха, т.е. в них в 4 раза больше азота, чем кислорода, а общее давление равно 760 мм рт. ст.

Наличие азота в смеси значительно уменьшает вероятность пожара и взрыва. Это также защищает организм человека от развития локальных очагов ателектаза легких, которые часто бывают при дыхании чистым кислородом из-за быстрой абсорбции кислорода при временной блокаде мелких бронхов слизистыми пробками.

При космическом полете длительностью более нескольких месяцев невозможно транспортировать количество кислорода, адекватное для снабжения организма. По этой причине разработаны методы рециркуляции, позволяющие многократно использовать один и тот же кислород. В основе некоторых процессов рециркуляции лежат чисто физические методы получения кислорода, например электролиз воды. Другие способы основаны на биологических методах, например использование богатых хлорофиллом водорослей, освобождающих кислород в обмен на углекислый газ в процессе фотосинтеза. Идеальных систем для рециркуляции пока не существует.

Силы ускорения в космическом полете. Ускорения парашютных прыжков

Силы ускорения во время взлета космического корабля

б) Невесомость в космосе. Человек в орбитальном спутнике или неуправляемом космическом корабле испытывает состояние невесомости, или состояние почти нулевой силы тяжести, которую иногда называют микрогравитацией. Это значит, что человека не притягивает к сторонам, нижней или верхней частям камер космического корабля, а он просто «плавает» внутри этих камер. Причина этого явления — не в отсутствии действия на тело силы тяжести (поскольку существует сила гравитации со стороны любого близлежащего небесного тела), а в том, что гравитация действует одновременно и на космический корабль, и на человека, поэтому оба объекта находятся под действием совершенно одинаковых и по величине, и по направлению сил гравитационного ускорения.

1. Физиологические проблемы невесомости (микрогравитации). Нет достоверных данных о значительных физиологических проблемах, связанных с невесомостью, если период ее действия не слишком велик. Большинство реально возникающих проблем связано с тремя проявлениями невесомости: (1) болезнь движения в течение первых нескольких дней полета; (2) перемещение жидкостей в пределах тела в связи с недостаточной гравитацией для создания нормального гидростатического давления; (3) сниженная физическая активность, поскольку нет необходимости с помощью сокращения мышц противостоять силе тяжести.

Почти 50% космонавтов испытывают болезнь движения с тошнотой и иногда рвотой в течение первых 2-5 сут космического полета. Это, вероятно, связано с необычным характером сигналов, поступающих к центрам равновесия мозга от двигательного аппарата, наряду с недостаточностью сигналов о действии силы тяжести.

При длительном пребывании в космосе наблюдаются следующие эффекты:

(1) уменьшение объема крови;

(2) уменьшение количества эритроцитов;

(3) снижение мышечной силы и работоспособности;

(4) снижение максимального сердечного выброса;

(5) потеря кальция и фосфата из костей, а также уменьшение костной массы.

Основную часть этих эффектов выявляют также у людей, длительно находящихся на постельном режиме. По этой причине во время длительных космических полетов космонавты выполняют специальные программы физических упражнений.

В ранних космических экспедициях, в которых программа физических упражнений была менее энергичной, в первые дни после возвращения на Землю у космонавтов отмечалось значительное снижение работоспособности. В первый день или немного позже после возвращения в условия действия гравитации у них выявлялась также склонность к обморокам при вставании (что иногда наблюдают и в настоящее время) из-за сниженного объема крови и ослабления реактивности механизмов, регулирующих артериальное давление.

Механизмы адаптации и факторы риска при нырянии под воду на задержке дыхания

Разработал (первая категория) тренер-преподаватель Писарева А.В.
Данный материал будет полезен всем, без исключения.
Введение.
Специфика ныряния состоит в том, что погружение происходит в состоянии произвольной задержке дыхания(апноэ) Кроме того, факторами риска являются воздействие водной среды и повышенного давления, которые вызывают некоторые физиологические изменения в организме и могут оказаться опасными для здоровья человека. Поэтому при нырянии, а также при длительном нахождении под водой необходимо хорошо знать механизмы воздействия задержки дыхания, водной среды и повышенного давления на организм и причины возникновения нежелательных последствий и специфических заболеваний, вызванных несоблюдением техники безопасности.

Цель данной работы – изучение физиологических аспектов ныряния на задержке дыхания, а также выявление причин возникновения нежелательных последствий и специфических заболеваний.
1.Механизмы адаптации к водной среде и изменения давления. Апноэ – сознательная или непроизвольная задержка дыхания. Задерживая дыхания, ныряют все млекопитающие. Обычный человек может не дышать 1 – 2 минуты. Рекорд по задержке дыхания составляет 8 минут 58 секунд. Дыхание – непроизвольная функция нашего организма. Но, используя определенные методы тренировки, можно научиться до некоторой степени контролировать процесс и сознательно задерживать дыхание на долгое время. Кроме того, при погружении в воду и нырянии в глубину в работу включается рефлекторные механизмы адаптации, сходные с теми, что есть у водных млекопитающих – дельфинов, касаток, китов. Эти механизмы – наше родовое наследие, память о водном происхождении жизни на земле, хранящаяся в каждой клетки нашего тела. Они практически не появляются и не используется в нашей повседневной жизни. Условно физиологические механизмы, выполняющиеся в работу у человека и животных в режиме ныряния в апноэ называют «нырятельными рефлексами млекопитающих». Среди них выделяют : брадикардию, «кровяной сдвиг», выработку дополнительного гемоглобина и «заполнения легких». Брадикардия – замедление сердечного ритма, возникает как реакция организма на контакт с водной средой. Этот механизм срабатывает моментально при погружении головы человека под воду. Брадикардия уменьшает энергетический расход сердечной мышцы, замедляет перенос кислорода к тканям и тормозит процесс метаболизма, что позволяет более экономично расходовать запас кислорода. «Кровяной сдвиг» - изменение кровообращения под воздействием избыточного давления. С увеличением глубины и повышением гидростатического давления происходит отток крови от конечностей и концентрации ее в области грудной клетки и наиболее «важных» органов – сердца, мозга, и легких, обеспечивая приток кислорода только в тех областях, где это в данный момент жизненно необходимо. Выработка дополнительно гемоглобина. При нырянии в глубину, под действием давления происходит значительное сокращения печени и селезенки. В результате высвобождения дополнительные красные кровяные тельца, что приводит к повышению уровня гемоглобина в крови и увлечению способности организма накапливать дополнительный кислород при дыхании. Этот механизм включается не сразу, а после нескольких ныряний в глубину. Таким образом, время апноэ после 20 – 30 минут ныряния увеличивается. «Заполнение легких». При погружении на глубину более 59 метров объем альвеолярного воздуха под воздействием давления сокращается настолько, что это могло бы привести к слишком сильному сжатию и разрушению ткани легких. Однако в результате резкого притока крови к центральным органам, при достижении критической глубины, капилляры, плотной сетью оплетающие альвеолы легких, заполняются кровью, тем самым поддерживания нужный объем и предохраняя легких от разрушения.
2.Опасности, связанные с произвольной задержкой дыхания и изменением процесса газообмена при погружении. Кислородное голодание. Гипоксия. Главной опасностью при нырянии на задержке дыхания является потеря сознания в результате гипоксии. Причиной гипоксии является падение парциального давления кислорода в альвеолярном воздухе легких. Возникает кислородное голодание внезапно, обычно при всплытии у ныряльщиков на задержке дыхания. Гипоксия сопровождается потерей сознания(«блэк - аут»). Причиной кислородного голодания может стать: 1.Гипервентеляция легких перед погружением. Гипервентиляция позволяет значительно занизить содержание углекислого газа в крови, тем самым увеличить время задержки дыхания, т.к. именно высокий уровень углекислого газа возбуждает дыхательный центр. Но при гипервентиляции не накапливается дополнительный кислород, а также создается напряжение мышц и ускорение сердечного ритма, что приводит к быстрому расходу кислорода и возрастанию риска потери сознания.2. Изменение давления во время всплытия также способно уменьшить количество кислорода из-за механизма, связанного с парциальным давления газов. В ходе погружения парциальное давление кислорода в легких возрастает вследствие роста давления воды, и кислород продолжает поступать в ткани и мозг. Хотя его количество в легких критически уменьшается, у ныряльщика на глубине не возникает ощущения нехватки кислорода. Проблемы начинаются при всплытии. Расширение легких при подъеме вызывает быстрое падение концентрации кислорода до критических величин. Это сильней всего проявляется в последние несколько метров до поверхности. В таких ситуациях чаще всего случается потеря сознания. Чтобы избежать кислородного голодания необходимо соблюдать правильный режим ныряния и дыхания. Правильной вентиляцией легких перед нырянием считается вентиляция на основе глубокого дыхания йогов – как можно более медленное, спокойное дыхания при этом интенсивно задействующее весь объем легких, создающее максимальную циркуляцию кислорода и его дополнительное накопление в тканях. Декомпрессионная болезнь – патологическое состояние организма, вызванное нарушением кровообращения и травматическим повреждением кровеносных сосудов и тканей организма газовыми пузырьками, которые образуются в результате расширение газов, растворенных в крови. Это заболевание долго время считалось опасным только для ныряющих с аквалангом, в случае нарушения режимов декомпрессии. Но научные и медицинские исследования последних лет показывают, что возникновение декомпрессионной болезни возникает и у свободных ныряльщиков при несоблюдении режима ныряния. Также декомпрессионная болезнь может возникнуть при свободном нырянии сразу после ныряния с аквалангом.
3.Опасности, связанные с воздействием избыточного давления.Баротравма - это повреждение тканей организма под воздействием избыточного давления. Для всех полостей тела, заполненных газами выполняется закон Бойля Мариотта(объем газа изменяется обратно пропорционально оказываемому на него давлению). При погружении давление окружающей среды изменяется, и если давление в воздухоносных полостях организма не изменяется адекватно внешнему, это может привести к баротравматическому повреждению тканей. Наибольший риск при свободном нырянии представляет собой баротравма среднего уха, возникающая во время спуска вследствие резкого возрастания давления. При погружении гидростатическое давление возрастает, что передается тканям и жидкостям, окружающим полость среднего уха. Объем газа уменьшается, и барабанная перепонка вдавливается в свободную полость черепа под давлением извне – ныряльщик ощущает это как закладывание ушей. Чтобы его устранить, необходимо продуться, т.е. подать в уши дополнительный объем воздуха через евстахиевы трубы. Продувание необходимо повторять время от времени по мере погружения. В редких случаях баротравма уха происходит при подъеме на поверхность, когда объем воздуха в полости среднего уха увеличивается. И тогда воздух, выгибая барабанную перепонку в слуховой проход, а круглое окно - в полость внутреннего уха, может их прорвать.Баротравма легких. Механизм баротравмы легких заключается в прорыве легочной ткани под воздействием избыточного внутреннего дыхания.Баротравма легких в основном возникает при использовании дыхательного оборудования со сжатыми газовыми смесями из-за повышения давления в легких по сравнению с давлением окружающей среды при быстром подъеме на поверхность с произвольной или рефлекторной задержкой дыхания. Следует помнить, что если в случае экстренной необходимости ныряльщик делает вдох сжатым воздухом из загубника аквалангиста или резервного баллончика на глубине, он должен всплывать постоянно выдыхая воздух, или продолжать дышать через загубник, всплывая вместе с аквалангистом, в режиме ныряния с аквалангом.Баротравма «зубов». При наличии полостей и некачественных пломб во время спуска в зубные полости с кровью попадают микропузырьки воздуха, которые при быстром подъеме расширяются, не успевая выйти из западни. Расширяющийся пузырь с силой давит на внутренние стенки зуба и нерв. Резкая зубная боль может спровоцировать болевой шок и, как следствие, потерю сознания (блэк - аут). Ныряльщик должен иметь здоровые или хорошо залеченные зубы.
Обжим лица. Во время погружения объема газа в подмасочном пространстве уменьшается, и маска начинает работать как присоска, всасывая мягкие ткани, что вызывает кровоизлияние кожных и глазных капилляров. Предотвращают такую неприятность регулярным выдыханием небольшого количества воздуха носом в подмасочное пространство.
4.Опастости, связанные с воздействием водной среды. Переохлаждение, или гипотермия. Теплопроводность воды в 25раз выше теплопроводности воздуха, а теплоемкость соответственно в 4 раза превышает теплоемкость воздуха. Температура человеческого тела, как правило, выше температуры морской или пресной воды в естественном водоеме. Поэтому под водой происходит активная теплоотдача, с которой организм теряет тепловую энергию в 25 раз быстрее, чем при такой же температуре на воздухе. Установлено, что тело человека начинает охлаждаться при температуре воды +33,3С. Гипотермия, или переохлаждение приводят к ухудшению координации движений и отрицательно влияет на задержку дыхания. Кроме того, все это снижает способность самоконтроля тем самым, увеличивая риск возникновения блэк - аута. Для уменьшения и блокирования теплопотерь организма используют гидрокостюмы. Толщину костюма следует подобрать в соответствии с температурой воды, при этом части тела с максимальной теплоотдачей – голова, грудь и пах – должны быть закрыты особенно старательно.
5.Психологический аспект. Кроме рассмотренных выше физиологических особенностей работы организма при нырянии на задержке дыхания, следует принимать во внимание важность психологического аспекта. Больше 50% тренировки ныряльщика составляет именно психологический тренинг, позволяющий лучше адаптироваться к непривычной водной среде, правильно ориентироваться в стрессовой ситуации и избежать паники. Психология ныряльщика – это отдельная широкая тема, поэтому я не рассматриваю её подробно в данной работе.
Выводы:
Ныряние на задержке дыхания – занятие, связанное с определенным риском. Чтобы свести этот риск к минимуму, ныряльщик должен хорошо разбираться в особенностях физиологических изменений, возникающих в организме при нырянии, быть хорошо осведомлен об опасностях свободного погружения и строго соблюдать правила безопасности.

Читайте также: